Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

УО 5-9 (2025-2026)

Пояснительная записка.
программа коррекционно-развивающих

Рабочая

занятий

для

обучающихся составлена на основе примерной адаптированной основной
общеобразовательной программы обучающихся умственной с отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), которая является учебно- методической
документацией,

определяющей

государственным
образования,

образовательным

планируемые

рекомендуемые
стандартом

результаты

федеральным

объем

и

освоения

содержание

образовательной

программы, примерные условия образовательной деятельности.
Нормативно-правовую

базу

разработки

рабочей

программы

составляют:
• Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 №273-Ф3;
• Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования» от30.08.2013 №1015;
•

Санитарно-эпидемиологические

требования

к

условиям

и

организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих
образовательную

деятельность

по

адаптированным

основным

общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья (СанПиН2.4.2.3286-15, утв. 10.07.2015 №26);
Психолого-педагогическая

характеристика

обучающихся

с

умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Для обучающихся с легкой умственной отсталостью, характерно
интеллектуальное

и

психофизическое

недоразвитие

в

сочетании

с

локальными и системными нарушениями речи, расстройствами поведения,
эмоционально- волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести.
Обучающиеся с легкой умственной отсталостью характеризуются
недоразвитием познавательных интересов и снижением познавательной

активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов,
их слабой подвижностью и переключаемостью. Развитие всех психических
процессов у обучающихся отличается качественным своеобразием, при этом
нарушенной оказывается уже первая ступень познания-ощущения и
восприятие.
Неточность и слабость дифференцировки зрительных, слуховых,
кинестетических, тактильных, обонятельных и вкусовых ощущений приводят
к затруднению адекватности ориентировки в окружающей среде. В процессе
освоения отдельных учебных предметов это проявляется в замедленном
темпе узнавания и понимания учебного материала, в частности смешении
графически сходных букв, цифр, отдельных звуков или слов. Вместе с тем,
несмотря на имеющиеся недостатки, восприятие умственно отсталых
обучающихся оказывается значительно более сохранным, чем процесс
мышления, основу которого составляют такие операции, как анализ, синтез,
сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация. Названные логические
операции

у

этой

категории

обучающихся

обладают

целым

рядом

своеобразных черт, проявляющихся в трудностях установления отношений
между частями предмета, выделении его существенных признаков и
дифференциации их от несущественных, нахождении и сравнении предметов
по признакам сходства и отличия и т.д. У этой категории обучающихся из
всех видов мышления(наглядно-действенное, наглядно образное и словеснологическое) в большей степени нарушено логическое мышление, что
выражается в слабости обобщения, трудностях понимания смысла явления
или факта. Обучающимся присуща сниженная активность мыслительных
процессов и слабая регулирующая роль мышления: как правило, они
начинают выполнять работу, недослушав инструкции, не поняв цели задания,
не имея внутреннего плана действия.
Особенности восприятия и осмысления детьми учебного материала
неразрывно связаны с особенностями их памяти. Запоминание, сохранение и
воспроизведение полученной информации обучающимися с умственной

отсталостью также обладает целым рядом специфических особенностей: они
лучше запоминают внешние, иногда случайные, зрительно воспринимаемые
признаки, при этом, труднее осознаются и запоминаются внутренние
логические связи; позже, чем у нормальных сверстников, формируется
произвольное запоминание, которое требует многократных повторений.
Менее развитымоказывается логическое опосредованное запоминание, хотя
механическая память может быть сформирована на более высоком уровне.
Недостатки памяти обучающихся с умственной отсталостью проявляются не
столько в трудностях получения и сохранения информации, сколько ее
воспроизведения:

вследствие

трудностей

установления

логических

отношений полученная информация может воспроизводиться бессистемно, с
большим количеством искажений; при этом наибольшие трудности вызывает
воспроизведение словесного материала.
Внимание отличается сужением объема, малой устойчивостью,
трудностями

его

распределения,

замедленностью

переключения.

В

значительной степени нарушено произвольное внимание, которое связано с
волевым напряжением, направленным на преодоление трудностей, что
выражается в его нестойкости и быстрой истощаемости.
Однако, если задание посильно и интересно для обучающегося, то его
внимание может определенное время поддерживаться на должном уровне.
Также в процессе обучения обнаруживаются трудности сосредоточения на
каком-либо одном объекте или виде деятельности. Под влиянием обучения и
воспитания объем внимания и его устойчивость несколько улучшаются, но
при этом не достигают возрастной нормы.
Для

успешного

обучения

необходимы

достаточно

развитые

представления и воображение. Представлениям детей с умственной
отсталостью

свойственна

недифференцированность,

фрагментарность,

уподобление образов, что, в свою очередь, сказывается на узнавании и
понимании учебного материала. Воображение как один из наиболее сложных

процессов отличается значительной несформированностью, что выражается в
его примитивности, неточности и схематичности.
У

школьников

отмечаются

недостатки

в

развитии

речевой

деятельности, физиологической основой которых является нарушение
взаимодействия между первой и второй сигнальными системами, что, в свою
очередь, проявляется в недоразвитии всех сторон речи: фонетической,
лексической, грамматической. Трудности звуко-буквенного анализа и
синтеза, восприятия и понимания речи обусловливают различные виды
нарушений письменной речи. Снижение потребности в речевом общении
приводит к тому, что слово не используется в полной мере как средство
общения; активный словарь не только ограничен, но и наполнен штампами;
фразы однотипны по структуре и бедны по содержанию. Недостатки речевой
деятельности этой категории обучающихся напрямую связаны с нарушением
абстрактно-логического мышления. Следует отметить, что речь школьников
с

умственной

отсталостью

регулирующей

функции,

в

должной

поскольку

мере

зачастую

не

выполняет

словесная

своей

инструкция

оказывается непонятой, что приводит к неверному осмысливанию и
выполнению задания. Однако в повседневной практике такие дети способны
поддержать беседу на темы, близкие их личному опыту, используя при этом
несложные конструкции предложений.
Психологические

особенности

умственно

отсталых

школьников

проявляются и в нарушении эмоциональной сферы. Эмоции в целом
сохранны, однако они отличаются отсутствием оттенков переживаний,
неустойчивостью и поверхностью. Отсутствуют или очень слабо выражены
переживания, определяющие интерес и побуждение к познавательной
деятельности,

а

также

с

большими

затруднениями

осуществляется

воспитание высших психических чувств: нравственных и эстетических.
Волевая сфера учащихся характеризуется слабостью собственных намерений
и побуждений, большой внушаемостью. Такие школьники предпочитают
выбирать путь, не требующий волевых усилий, а вследствие непосильности

предъявляемых требований у некоторых из них развиваются такие
отрицательные черты личности, как негативизм и упрямство.
Своеобразие протекания психических процессов и особенности
волевой

сферышкольников

с

умственной

отсталостью

оказывают

отрицательное влияние на характер их деятельности, особенно произвольной,
что

выражается

в

недоразвитии

мотивационной

сферы,

слабости

побуждений, недостаточности инициативы. Эти недостатки особенно ярко
проявляются в учебной деятельности, поскольку учащиеся приступают к ее
выполнению без необходимой предшествующей ориентировки в задании и,
не сопоставляя ход ее выполнения, с конечной целью. В процессе
выполнения учебного задания они часто уходят от правильно начатого
выполнения действия, « соскальзывают» на действия, произведенные ранее,
причем переносят их в прежнем виде, не учитывая изменения условий.
Вместе с тем, при проведении длительной, систематической и специально
организованной работы, направленной на обучение этой группы школьников
целеполагани , планированию и контролю, им оказываются доступны разные
виды деятельности: изобразительная и конструктивная деятельность, игра, в
том числе дидактическая, ручной труд, а в старшем школьном возрасте и
некоторые виды профильного труда. Следует отметить независимость и
самостоятельность этой категории школьников в уходе за собой, благодаря
овладению необходимыми социально-бытовыми навыками.
Особые образовательные потребности обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Недоразвитие познавательной, эмоционально-волевой и личностной
сфер обучающихся с умственной отсталостью разных групп проявляется не
только в качественных и количественных отклонениях от нормы, но и в
глубоком своеобразии их социализации. Они способны к развитию, хотя оно
и осуществляется замедленно, атипично, а иногда с резкими изменениями
всей психической деятельности ребёнка.

Таким образом, современные научные представления об особенностях
психофизического развития разных групп обучающихся с умственной
отсталостью позволяют выделить образовательные потребности, как общие
для всех обучающихся с ОВЗ, так и специфические.
Специфические образовательные потребности:
• наглядно-действенный характер содержания, упрощение системы
учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;
• специальное обучение «переносу» сформированных знаний умений в
новые ситуации взаимодействия с действительностью;
•

необходимость

постоянной

актуализации

знаний,

умений

и

одобряемых обществом норм поведения;
• обеспечение особой пространственной и временной организации
образовательной среды с учетом функционального состояния центральной
нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся с
умственной отсталостью;
• использование преимущественно позитивных средств стимуляции
деятельности и поведения;
• стимуляция познавательной активности, формирование потребности в
познании окружающего мира и во взаимодействии с ним.
Практическая направленность
Для обучающихся обеспечивается образовательных потребностей
удовлетворение

обучающихся

с

особых

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями), необходимую коррекцию недостатков в
психическом и/или физическом развитии. Коррекционный курс реализуется в
части, формируемой участниками образовательных отношений, годового
учебного

плана

АООП

обучающихся

с

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями).
Программа направлена на формирование полноценного восприятия
окружающей действительности и коррекцию(ослабление или исправление)
имеющихся отклонений в развитии обучающихся. Программа построена с

учетом специфических особенностей познавательной и эмоциональноволевой сферы деятельности младших школьников с интеллектуальной
недостаточностью, их потенциальных возможностей.
Цель

коррекционного

компенсаторныхвозможностей

курса:

стимулировать

познавательной

сферы

развитие

обучающихся,

профилактика школьной дезадаптации.
Задачи:


формировать произвольность психических процессов и навыки

произвольного поведения;


развивать

наблюдательность,

избирательность

слухового

восприятия;


содействовать

развитию

концентрации,

распределению

и

устойчивости внимания;


развивать

слуховую,

зрительную,

долговременную

и

кратковременную память;


развивать воображение;



развивать наглядно-образное, словесно-логическое, интуитивное

мышление.


способствовать

развитию

мелкой

моторики

и

зрительно-

двигательной координации;


развитие

межполушарных

связей,

синхронизация

работы

полушарий с помощью кинесиологических упражнений;


отслеживание динамики развития познавательных процессов,

корректировка программы;


проектирование индивидуально-ориентированных рекомендаций

для организации психологического сопровождения обучающегося в реальных
условиях его обучения и воспитания
Реализация рабочей программы рассчитана на 1 час в неделю по 3040 минут, в пятом классе всего-33 часа в год, с шестого по восьмой класс

всего-34 часов в год, и 33 часа в 9 классе. Занятия проводятся в кабинете
психолога.
Ожидаемые результаты реализации программы.
Освоение

коррекционного

курса

«Коррекция

и

развитие

познавательных процессов», созданной на основе ФГОС, обеспечивает
достижение

обучающимися

с

умственной

отсталостью

двух

видов

результатов: личностных и предметных.
Критерии

эффективности

занятий:

положительная

динамика

развития познавательных процессов, нормализация уровня тревожности в
ситуациях

повседневного

общения,

нормализация

эмоционального

состояния, выполнение детьми диагностических заданий не ниже среднего
уровня.
Отражение динамики развития осуществляется сравнением результатов
входной и выходной психологической диагностики, проводимой ежегодно в
начале и конце учебного года.
Основные требования к умениям обучающихся:
-целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;
-анализировать и сравнивать предметы по указанному признаку:
форма, цвет, величина;
-классифицировать предметы, геометрические фигуры и др.;
-обобщать предметы по определённым признакам;
-выбирать предмет по образцу;
-определять название предмета, форму предмета;
-угадывать предмет по и с помощью осязания;
-находить сходство и различие между изучаемыми предметами;
-классифицировать предметы по заданному признаку.
Предполагаемый положительный результат:
У обучающихся прошедших курс занятий по данной программе:
• увеличивается объем кратковременной вербальной памяти; •
совершенствуется фонематический слух;

• развитие произвольного и непроизвольного внимания;
• развитие мышления.
РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
Содержательный анализ программы
Программа «Коррекция и развитие познавательных процессов»
направлена

на

познавательных

развитие
и

и

волевых

коррекцию
процессов

интеллектуальной

обучающихся

с

сферы,

умственной

отсталостью легкой степени (интеллектуальными нарушениями).
Реализация

программы

предполагает

организацию

работы\

в

трехосновных направлениях:
- диагностико-аналитическом;
- коррекционно-развивающем;
- консультативном.
Этапы реализации программы:
1этап(констатирующий)

–

подготовительный:

исходная

актуального

развития

психологопедагогическая диагностика.
Цели

и

задачи:

определение

уровня

обучающегося, коррекционных задач, составление индивидуального плана
работы. Знакомство и введение в программу. Создание благоприятной
психологической

среды

для

обучающегося

и

родителей(законных

представителей). Для будущей реализации программы.
2этап(формирующий)- коррекционно-развивающий/профилактический:
организация и проведение психолого-педагогических занятий, тематических
консультаций для родителей(законных представителей).
3 этап(контрольный) – подведение итогов: итоговая психологопедагогическая диагностика, консультирование, разработка рекомендаций
для

родителей(законных

представителей),

при

необходимости

педагогических работников, работающих с обучающимся.
Личностные и метапредметные результаты освоения курса.

для

Данная программа позволяет формировать следующие универсальные
учебные действия (УУД):
Регулятивные - обеспечивая умения решать проблемы, возникающие
входе общения, при выполнении ряда заданий в ограниченное время;
извлекать необходимую информацию из текста, реалистично строить свои
взаимоотношения со взрослым.
Познавательные

–

планировать

свои

действия

в

соответствии

споставленной задачей; наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять;
оценивать правильность выполнения действий и корректировать при
необходимости;
Коммуникативные – уметь ориентироваться на позицию партнера в
общении и взаимодействии.
Средствами
упражнения,

формирования

дискуссионные

УУД

игры,

служат

психогимнастические

эмоционально-символические

и

релаксационные методы.
Формирование этих УУД возрасте поможет школьнику адаптироваться
и подготовиться к жизни в современном обществе.
Структура коррекционно-развивающих занятий:
Каждое занятие состоит из нескольких последовательных частей.
1 часть. Вводная.
Разминка. Организационный момент, создающий положительный
настрой на работу, атмосферу доверия. Игры и упражнения на развитие
произвольности психических процессов.
2 часть. Основная.
Выполнение основных заданий и упражнений, направленных на
развитие познавательных процессов (или эмоционально-волевой сферы) у
обучающихся, крупной и мелкой моторики, двигательной координации.
Происходит

формирование

умения

последовательного

анализа

и

наблюдения; развитие навыков самостоятельного мышления, постановки
цели и планомерного выполнения задания. В основную часть обязательно

включаются

релаксационные

упражнения,

способствующие

снятию

мышечного напряжения, усталости и активизирующие мыслительную
деятельность.
3 часть. Заключительная.
Упражнения и задания на развитие самоконтроля и адекватной
самооценки. Рефлексия занятия (получение обратной связи от обучающегося,
которая предполагает эмоциональную и смысловую оценку происходящего),
подведение итогов работы, прощание (закрепление позитивного настроя
обучающегося/членов группы).
В работе используются методы: упражнения, направленные на
развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи,
сенсорного восприятия), самоконтроля, нейропсихологические упражнения:
дыхательно-координационные

упражнения;

упражнения

и

игры,

улучшающие состояние тонкой моторики и совершенствующие графические
навыки;

кинесиологические

упражнения,

элементы

арттерапии,

аутотренинга.
РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
Тематический план коррекционно-развивающих занятий для 5-го
класса
№

Содержание занятия

К
ол-во
часов

1

Диагностика уровня развития памяти и мышления. Исследование

2

школьной мотивации учащихся. Развитие внимания (переключение).
Рефлексия собственных личностных качеств
2

Развитие мышления (анализ через синтез). Рефлексия собственных

личностных

качеств.

Диагностика

уровня

развития

2

внимания,

воображения и восприятия.
3

Развитие пространственных представлений. Рефлексия чувств.

1

4

Развитие мышления (гибкость). Рефлексия чувств.

1

5

Развитие внутреннего плана действий. Рефлексия собственных

2

личностных качеств
6

Развитие мышления (абстрагирование). Рефлексия собственных

1

личностных качеств
7

Развитие пространственных представлений. Рефлексия собственных

1

личностных качеств
8

Развитие мышления (установление закономерностей). Рефлексия

1

собственных личностных качеств
9

Развитие

вербального

мышления.

Развитие

умения

2

существенных

1

дифференцировать чувства.
1
0

Развитие

пространственных

представлений.

Развитие

умения

1

Развитие

внимания

(устойчивость

в

условиях

коллективной

1

Развитие логического мышления (сравнение понятий). Развитие

2

Тренировка внимания (устойчивость). Развитие умения различать

2

Развитие внутреннего плана действий. Развитие эмоциональной

2

сферы.
1

8

2

виды поведения.
1

7

Развитие внимания (устойчивость). Развитие умения различать виды

умения различать разные формы поведения
1

6

1

деятельности). Развитие умения различать разные формы поведения.
1

5

Развитие мышления (установление закономерностей). Развитие

различать виды поведения.
1

4

(выделение

вербальных реакций
1

3

мышления

умения различать виды поведения.
1

2

вербального

признаков). Развитие умения различать эмоциональные состояния.
1

1

Развитие

Развитие логического мышления (деление понятий). Рефлексия

1

собственных личностных качеств
1

Развитие логического мышления (деление понятий). Развитие

2

9

умения различать разные формы поведения
2

0

2

видов суждений). Развитие Перцептивно-эмоциональной сферы
2

1

Развитие логических форм вербального мышления (определение
Развитие мышления (гибкость и анализ через синтез). Развитие

2

перцептивно-эмоциональной сферы.
2

Промежуточная диагностика

1

Итоговая диагностика

1

2
23

Всего: 33 часа

Тематический план коррекционно-развивающих занятий для 6-го
класса
№

Содержание занятия

К
ол-во
часов

1

Создание условий для осознания подростками происходящих с ними

2

психологических изменений. Диагностика уровня развития памяти и
мышления. Исследование школьной мотивации учащихся
2

Формирование у подростков навыка распознавания эмоций другого

2

человека. Диагностика уровня развития внимания, воображения и
восприятия.
3

Создание условий для анализа подростками мимических признаков

1

эмоций как средства их распознавания
4

Создание условий для обращения подростков к телесному опыту

1

переживания эмоций
5

Создание условий для обращения участников к особенностям
собственного эмоционального мира

1

6

Создание условий для осознания подростками амбивалентности

1

эмоций.
7

Создание условий для "нормализации" переживания социально-

1

неодобряемых эмоций.
8

Создание условий для осознания необходимости управления

1

собственными эмоциями как свободного выбора
9

Снятие запрета на выражение отдельных эмоций в игровой форме

1

10

Снятие запрета на выражение отдельных эмоций в игровой форме

1

11

Создание условий для приобретения подростками опыта проявления

1

тереотипно скрываемого чувства в игровой форме.
12

Создание условий для самоанализа своей эмоциональноличностной

1

сферы в режиме развивающей психодиагностики (1 этап).
13

Создание условий для самоанализа своей эмоциональноличностной

1

сферы в режиме развивающей психодиагностики (2 этап).
14

Обобщение опыта и знаний подростков об эмоциональных

1

проявлениях в общении.
15

Обучение методам и приемам разрядки страхов (тревоги) (1форма)

2

16

Обучение методам и приемам разрядки страхов (тревоги) (2форма).

2

17

Обучение методам и приемам разрядки страхов (тревоги) (3форма).

2

18

Создание условий для обращения подростков к собственному страху

1

оценки и самооценочным страхам
19

Обучение методам и приемам разрядки негативных эмоций,

1

связанных с самооценочными страхами
20

Создание условий для обращения подростков к собственному опыту

1

агрессии
21

Обучение методам и приемам безопасной разрядки агрессии (1

2

форма)
22

Обучение методам и приемам безопасной разрядки агрессии (2
форма).

2

23

Создание условий для осознания психологической природы обиды.

1

24

Обучение методам и приемам разрядки негативных эмоций,

2

связанных с обидой
25

Создание условий для понимания психологического содержания

2

чувств вины и стыда, их разрядки.
Всего: 34 часа

Тематический план коррекционно-развивающих занятий для 7-го
класса
№

Содержание занятия

К
ол-во
часов

1

Формирование позитивной мотивации к занятиям путем обращения

1

к жизненному опыту учащихся.Диагностика уровня развития памяти и
мышления. Исследование школьной мотивации учащихся
2

Создание условий для развития рефлексии подростков. Диагностика

2

уровня развития внимания, воображения и восприятия
3

Создание условий для осознания подростками ресурсного значения

1

собственного имени и его различных форм
4

Создание условий для самоанализа подростками отношения к имени

1

как проекции самоотношения
5

Развитие рефлексии путем обращения к проективным формами

2

обратной связи от окружающих
6

Создание условий для самоанализа подростков на основе значимой

1

обратной связи
7

Развитие

социального

интеллекта

внимательного отношения к другому человеку.

подростков

и

навыков

1

8

Создание условий для самоанализа подростками собственных

1

достоинств и недостатков
9

Создание условий для повышения уровня самопринятия подростков.

1

10

Формирование мотивации на работу с собственными недостатками

2

как на способ саморазвития личности.
11

Создание условий для осознания подростками развивающих

1

возможностей собственных недостатков.
12

Создание условий для обращения подростков к собственной

1

ценностно-смысловой сфере.
13

Формирование представления о ценностях окружающих для

1

развития навыков децентрации в общении
14

Создание

условий

для

рефлексии

в

режиме

развивающей

1

для

рефлексии

в

режиме

развивающей

1

Создание условий для обращения подростков к собственной

2

психодиагностики (1 этап).
15

Создание

условий

психодиагностики (2 этап).
16

организации своего времени.
17

Создание условий для обращения подростков к собственным

2

перспективным планам.
18

Создание условий для осознания подростками сформированности

1

собственных профессиональных планов.
19

Создание

условий

для

осознания

подростками

собственных

1

Обучения приемам разрядки негативных чувств, связанных с

1

стереотипов "идеальной внешности".
20

переживанием недостатков своей внешности
21

Создание условий для осознания подростками позитивного опыта

1

семейного взаимодействия
22

Создание условий для поиска подростками причин трудностей в
отношениях с родными

2

23

Формирование

представлений

о

партнерстве

в

отношениях

2

Формирование представлений о дружбе и ее психологических

2

родителей и детей
24

составляющих
25

Создание условий для осознания подростками своего отношения к

1

риску и состоянию азарта.
26

Создание условий для разрядки стремления к необдуманному риску

1

и формирования представлений об осознанном риске.
Всего: 34 часа
Тематический план коррекционно-развивающих занятий для 8-го
класса
№

Содержание занятия

К
ол-во
часов

1

Создание условий для обращения подростков к своему опыту

1

общения на модели игровой ситуации. Диагностика уровня развития
памяти и мышления. Исследование школьной мотивации учащихся
2

Формирование

представления

о

вербальной

и

невербальной

1

информации в общении. Диагностика уровня развития внимания,
воображения и восприятия
3

Развитие навыка понимания невербальной информации.

1

4

Создание условий для анализа роли мимики и контакта глаз в

1

общении с людьми.
5

Ознакомление с основными закономерностями "языка жестов".

2

6

Формирование представлений о правилах эффективной подачи

1

информации
7

Отработка навыка эффективного приема информации

1

8

Создание условий для исследования подростками информационных

1

барьеров в общении
9

Создание условий для анализа учащимися коммуникативных

1

барьеров
10

Ознакомление с каналами приема и передачи информации

1

11

Создание

1

условий

для

исследования

подростками

собственныхстереотипов в общении
12

Формирование представлений о позициях в общении.

2

13

Создание

психологического

1

Создание условий для анализа различных стилей общения и

1

условий

для

анализа

содержанияпозиций в общении.
14

ихэффективности
15

Создание условий для анализа эффективности различныхстилей

1

общения и последствий их использования
16

Подведение

к

осознанию

амбивалентного

смысла

2

Создание условий для анализа собственного опыта конфликтного

1

конфликта(отрицательного и положительного).
17

взаимодействия с точки зрения его конструктивности
18

Развитие способности анализировать свое эмоциональное состояние

1

в конфликте.
19

Систематизация представлений, связанных с индивидуальным

1

опытом по преодолению негативных эмоциональных состояний.
20

Тренировка навыков преодоления негативных эмоциональных

1

состояний
21

Актуализация личного опыта использования различных стилей

2

поведения в конфликте на модели игровой ситуации.
22

Развитие навыков рефлексии через самоанализ стилей поведения в

2

конфликте.
23

Формирование представлений о сильных и слабых сторонах
различных стилей поведения в конфликте.

1

24

Создание условий для апробирования алгоритма анализа своей роли

1

в конфликте
25

Создание условий для анализа искажающего влияния конфликтной

1

ситуации на восприятие другого человека.
26

Создание

условий

для

поиска

стратегии

рационального

1

Создание условий для обращения подростков к собственному опыту

2

целеполагания в конфликте
27

доверия-недоверия
28

Развитие способности доверительного отношения к окружающим

1

Всего: 34 часа

Тематический план коррекционно-развивающих занятий для 9-го
класса
№

Содержание занятия

К
ол-во
часов

1

Диагностика уровня развития памяти и мышления. Исследование

2

школьной мотивации учащихся
2

Создание условий для обращения подростков к своему опыту

2

общения на модели игровой ситуации. Диагностика уровня развития
памяти и мышления. Исследование школьной мотивации учащихся
3

Формирование

представления

о

вербальной

и

невербальной

1

информации в общении. Диагностика уровня развития внимания,
воображения и восприятия
4

Развитие навыка понимания невербальной информации.

1

5

Создание условий для анализа роли мимики и контакта глаз в

1

общении с людьми.
6

Ознакомление с основными закономерностями "языка жестов"

1

7

Формирование представлений о правилах эффективной подачи

1

информации.
8

Отработка навыка эффективного приема информации.

1

9

Создание условий для исследования подростками информационных

1

барьеров в общении
10

Создание условий для анализа учащимися коммуникативных

1

барьеров.
11

Ознакомление с каналами приема и передачи информации.

1

12

Создание условий для исследования подростками собственных

1

стереотипов в общении
13

Формирование представлений о позициях в общении.

1

14

Создание условий для анализа психологического содержания

1

позиций в общении
15

Создание условий для анализа различных стилей общения и их

1

эффективности.
16

Создание условий для анализа эффективности различных стилей

1

общения и последствий их использования
17

Подведение к осознанию амбивалентного смысла конфликта

1

(отрицательного и положительного).
18

Создание условий для анализа собственного опыта конфликтного

1

взаимодействия с точки зрения его конструктивности
19

Развитие способности анализировать свое эмоциональное состояние

2

в конфликте
20

Систематизация представлений, связанных с индивидуальным

1

опытом по преодолению негативных эмоциональных состояний
21

Тренировка навыков преодоления негативных эмоциональных

1

состояний.
22

Актуализация личного опыта использования различных стилей
поведения в конфликте на модели игровой ситуации.

1

23

Развитие навыков рефлексии через самоанализ стилей поведения в

1

конфликте
24

Формирование представлений о сильных и слабых сторонах

1

различных стилей поведения в конфликте
25

Создание условий для апробирования алгоритма анализа своей роли

1

в конфликте
26

Создание

условий

для

поиска

стратегии

рационального

1

Создание условий для обращения подростков к собственному опыту

2

целеполагания в конфликте
27

доверия-недоверия
28

Развитие способности доверительного отношения к окружающим.

2

Всего: 33 часа
4. Система условий реализации программы
Материально-техническое обеспечение реализации программы
Занятия проводятся в кабинете педагога-психолога, оснащенном
необходимым количеством столов, стульев, доской, наборами методических
материалов, пособиями, наглядным материалом. Для занятий необходимо
иметь тетради в клетку, листы бумаги формата А-4, простые и цветные
карандаши, ручки, краски, кисточки, пластилин. Может использоваться
флипчарт, персональный компьютер.
Методическое обеспечение программы.
Для обследования уровня интеллектуального развития используются
тестовые стандартизированные методики. Данные методики позволяют
уточнить структуру интеллектуального дефекта и получить профиль
познавательного
индивидуальной

развития

обучающегося:

коррекционной

работы;

выстроить
отслеживать

систему
динамику

интеллектуального развития обучающегося и оценить эффективность
коррекционного развития.
Список литературы

1. Баканова Н.С. Найди, придумай, нарисуй. Развитие познавательных
способностей учащихся классов коррекции. Практические материалы.
М.:Генезис, 2001г.
2. Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников.
М., 1994г.
3. Маркова А. К., Лидере А. Г., Яковлева Е. Л. Диагностика и
коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте.
Петрозаводск,1992. 4. Рогов Е.И.
4. Настольная книга практического психолога-М.: ВЛАДОС, 1999.
5. Реан А.А., Костромина С.П. Развитие восприятия, внимания, памяти,
мышления, речи./ Как подготовить ребёнка к школе. C-Пб., 1988г.
6. Стебенёва Н. Отгадай, найди и назови. Программа для детей с ЗПР
дошкольного и младшего школьного возраста. //Школьный психолог №1
2001г.
7. Стребелева Е.А Коррекционно-развивающее обучение детей в
процессе

дидактических

игр:

пособие

для

учителя-дефектолога/Е.А.

Стребелева. -М.: Гуманитар, изд. Центр ВЛАДОС, 2008. - 256с.: ил. (Коррекционная педагогика).
8. Тихомирова Л.Ф. пражнения на каждый день: логика для младших
школьников. Ярославль, 1988г.
9. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. 350 упражнений для подготовки детей
к школе. Игры, задачи, основы письма и рисования. М.: Аквариум, 1999 г.
10. Фимцева Л., Окладникова Т. Вместе весело играть. Программа
психокоррекционных занятий для соматически ослабленных младших
школьников. // Школьный психолог №25-26 2003г.
11. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М., 1990 г.
12. Яковлева Е. Л. Диагностика и коррекция внимания и памяти
школьников.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».