Пояснительная записка.
программа коррекционно-развивающих
Рабочая
занятий
для
обучающихся составлена на основе примерной адаптированной основной
общеобразовательной программы обучающихся умственной с отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), которая является учебно- методической
документацией,
определяющей
государственным
образования,
образовательным
планируемые
рекомендуемые
стандартом
результаты
федеральным
объем
и
освоения
содержание
образовательной
программы, примерные условия образовательной деятельности.
Нормативно-правовую
базу
разработки
рабочей
программы
составляют:
• Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 №273-Ф3;
• Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования» от30.08.2013 №1015;
•
Санитарно-эпидемиологические
требования
к
условиям
и
организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих
образовательную
деятельность
по
адаптированным
основным
общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья (СанПиН2.4.2.3286-15, утв. 10.07.2015 №26);
Психолого-педагогическая
характеристика
обучающихся
с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Для обучающихся с легкой умственной отсталостью, характерно
интеллектуальное
и
психофизическое
недоразвитие
в
сочетании
с
локальными и системными нарушениями речи, расстройствами поведения,
эмоционально- волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести.
Обучающиеся с легкой умственной отсталостью характеризуются
недоразвитием познавательных интересов и снижением познавательной
активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов,
их слабой подвижностью и переключаемостью. Развитие всех психических
процессов у обучающихся отличается качественным своеобразием, при этом
нарушенной оказывается уже первая ступень познания-ощущения и
восприятие.
Неточность и слабость дифференцировки зрительных, слуховых,
кинестетических, тактильных, обонятельных и вкусовых ощущений приводят
к затруднению адекватности ориентировки в окружающей среде. В процессе
освоения отдельных учебных предметов это проявляется в замедленном
темпе узнавания и понимания учебного материала, в частности смешении
графически сходных букв, цифр, отдельных звуков или слов. Вместе с тем,
несмотря на имеющиеся недостатки, восприятие умственно отсталых
обучающихся оказывается значительно более сохранным, чем процесс
мышления, основу которого составляют такие операции, как анализ, синтез,
сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация. Названные логические
операции
у
этой
категории
обучающихся
обладают
целым
рядом
своеобразных черт, проявляющихся в трудностях установления отношений
между частями предмета, выделении его существенных признаков и
дифференциации их от несущественных, нахождении и сравнении предметов
по признакам сходства и отличия и т.д. У этой категории обучающихся из
всех видов мышления(наглядно-действенное, наглядно образное и словеснологическое) в большей степени нарушено логическое мышление, что
выражается в слабости обобщения, трудностях понимания смысла явления
или факта. Обучающимся присуща сниженная активность мыслительных
процессов и слабая регулирующая роль мышления: как правило, они
начинают выполнять работу, недослушав инструкции, не поняв цели задания,
не имея внутреннего плана действия.
Особенности восприятия и осмысления детьми учебного материала
неразрывно связаны с особенностями их памяти. Запоминание, сохранение и
воспроизведение полученной информации обучающимися с умственной
отсталостью также обладает целым рядом специфических особенностей: они
лучше запоминают внешние, иногда случайные, зрительно воспринимаемые
признаки, при этом, труднее осознаются и запоминаются внутренние
логические связи; позже, чем у нормальных сверстников, формируется
произвольное запоминание, которое требует многократных повторений.
Менее развитымоказывается логическое опосредованное запоминание, хотя
механическая память может быть сформирована на более высоком уровне.
Недостатки памяти обучающихся с умственной отсталостью проявляются не
столько в трудностях получения и сохранения информации, сколько ее
воспроизведения:
вследствие
трудностей
установления
логических
отношений полученная информация может воспроизводиться бессистемно, с
большим количеством искажений; при этом наибольшие трудности вызывает
воспроизведение словесного материала.
Внимание отличается сужением объема, малой устойчивостью,
трудностями
его
распределения,
замедленностью
переключения.
В
значительной степени нарушено произвольное внимание, которое связано с
волевым напряжением, направленным на преодоление трудностей, что
выражается в его нестойкости и быстрой истощаемости.
Однако, если задание посильно и интересно для обучающегося, то его
внимание может определенное время поддерживаться на должном уровне.
Также в процессе обучения обнаруживаются трудности сосредоточения на
каком-либо одном объекте или виде деятельности. Под влиянием обучения и
воспитания объем внимания и его устойчивость несколько улучшаются, но
при этом не достигают возрастной нормы.
Для
успешного
обучения
необходимы
достаточно
развитые
представления и воображение. Представлениям детей с умственной
отсталостью
свойственна
недифференцированность,
фрагментарность,
уподобление образов, что, в свою очередь, сказывается на узнавании и
понимании учебного материала. Воображение как один из наиболее сложных
процессов отличается значительной несформированностью, что выражается в
его примитивности, неточности и схематичности.
У
школьников
отмечаются
недостатки
в
развитии
речевой
деятельности, физиологической основой которых является нарушение
взаимодействия между первой и второй сигнальными системами, что, в свою
очередь, проявляется в недоразвитии всех сторон речи: фонетической,
лексической, грамматической. Трудности звуко-буквенного анализа и
синтеза, восприятия и понимания речи обусловливают различные виды
нарушений письменной речи. Снижение потребности в речевом общении
приводит к тому, что слово не используется в полной мере как средство
общения; активный словарь не только ограничен, но и наполнен штампами;
фразы однотипны по структуре и бедны по содержанию. Недостатки речевой
деятельности этой категории обучающихся напрямую связаны с нарушением
абстрактно-логического мышления. Следует отметить, что речь школьников
с
умственной
отсталостью
регулирующей
функции,
в
должной
поскольку
мере
зачастую
не
выполняет
словесная
своей
инструкция
оказывается непонятой, что приводит к неверному осмысливанию и
выполнению задания. Однако в повседневной практике такие дети способны
поддержать беседу на темы, близкие их личному опыту, используя при этом
несложные конструкции предложений.
Психологические
особенности
умственно
отсталых
школьников
проявляются и в нарушении эмоциональной сферы. Эмоции в целом
сохранны, однако они отличаются отсутствием оттенков переживаний,
неустойчивостью и поверхностью. Отсутствуют или очень слабо выражены
переживания, определяющие интерес и побуждение к познавательной
деятельности,
а
также
с
большими
затруднениями
осуществляется
воспитание высших психических чувств: нравственных и эстетических.
Волевая сфера учащихся характеризуется слабостью собственных намерений
и побуждений, большой внушаемостью. Такие школьники предпочитают
выбирать путь, не требующий волевых усилий, а вследствие непосильности
предъявляемых требований у некоторых из них развиваются такие
отрицательные черты личности, как негативизм и упрямство.
Своеобразие протекания психических процессов и особенности
волевой
сферышкольников
с
умственной
отсталостью
оказывают
отрицательное влияние на характер их деятельности, особенно произвольной,
что
выражается
в
недоразвитии
мотивационной
сферы,
слабости
побуждений, недостаточности инициативы. Эти недостатки особенно ярко
проявляются в учебной деятельности, поскольку учащиеся приступают к ее
выполнению без необходимой предшествующей ориентировки в задании и,
не сопоставляя ход ее выполнения, с конечной целью. В процессе
выполнения учебного задания они часто уходят от правильно начатого
выполнения действия, « соскальзывают» на действия, произведенные ранее,
причем переносят их в прежнем виде, не учитывая изменения условий.
Вместе с тем, при проведении длительной, систематической и специально
организованной работы, направленной на обучение этой группы школьников
целеполагани , планированию и контролю, им оказываются доступны разные
виды деятельности: изобразительная и конструктивная деятельность, игра, в
том числе дидактическая, ручной труд, а в старшем школьном возрасте и
некоторые виды профильного труда. Следует отметить независимость и
самостоятельность этой категории школьников в уходе за собой, благодаря
овладению необходимыми социально-бытовыми навыками.
Особые образовательные потребности обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Недоразвитие познавательной, эмоционально-волевой и личностной
сфер обучающихся с умственной отсталостью разных групп проявляется не
только в качественных и количественных отклонениях от нормы, но и в
глубоком своеобразии их социализации. Они способны к развитию, хотя оно
и осуществляется замедленно, атипично, а иногда с резкими изменениями
всей психической деятельности ребёнка.
Таким образом, современные научные представления об особенностях
психофизического развития разных групп обучающихся с умственной
отсталостью позволяют выделить образовательные потребности, как общие
для всех обучающихся с ОВЗ, так и специфические.
Специфические образовательные потребности:
• наглядно-действенный характер содержания, упрощение системы
учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;
• специальное обучение «переносу» сформированных знаний умений в
новые ситуации взаимодействия с действительностью;
•
необходимость
постоянной
актуализации
знаний,
умений
и
одобряемых обществом норм поведения;
• обеспечение особой пространственной и временной организации
образовательной среды с учетом функционального состояния центральной
нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся с
умственной отсталостью;
• использование преимущественно позитивных средств стимуляции
деятельности и поведения;
• стимуляция познавательной активности, формирование потребности в
познании окружающего мира и во взаимодействии с ним.
Практическая направленность
Для обучающихся обеспечивается образовательных потребностей
удовлетворение
обучающихся
с
особых
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), необходимую коррекцию недостатков в
психическом и/или физическом развитии. Коррекционный курс реализуется в
части, формируемой участниками образовательных отношений, годового
учебного
плана
АООП
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
Программа направлена на формирование полноценного восприятия
окружающей действительности и коррекцию(ослабление или исправление)
имеющихся отклонений в развитии обучающихся. Программа построена с
учетом специфических особенностей познавательной и эмоциональноволевой сферы деятельности младших школьников с интеллектуальной
недостаточностью, их потенциальных возможностей.
Цель
коррекционного
компенсаторныхвозможностей
курса:
стимулировать
познавательной
сферы
развитие
обучающихся,
профилактика школьной дезадаптации.
Задачи:
формировать произвольность психических процессов и навыки
произвольного поведения;
развивать
наблюдательность,
избирательность
слухового
восприятия;
содействовать
развитию
концентрации,
распределению
и
устойчивости внимания;
развивать
слуховую,
зрительную,
долговременную
и
кратковременную память;
развивать воображение;
развивать наглядно-образное, словесно-логическое, интуитивное
мышление.
способствовать
развитию
мелкой
моторики
и
зрительно-
двигательной координации;
развитие
межполушарных
связей,
синхронизация
работы
полушарий с помощью кинесиологических упражнений;
отслеживание динамики развития познавательных процессов,
корректировка программы;
проектирование индивидуально-ориентированных рекомендаций
для организации психологического сопровождения обучающегося в реальных
условиях его обучения и воспитания
Реализация рабочей программы рассчитана на 1 час в неделю по 3040 минут, в пятом классе всего-33 часа в год, с шестого по восьмой класс
всего-34 часов в год, и 33 часа в 9 классе. Занятия проводятся в кабинете
психолога.
Ожидаемые результаты реализации программы.
Освоение
коррекционного
курса
«Коррекция
и
развитие
познавательных процессов», созданной на основе ФГОС, обеспечивает
достижение
обучающимися
с
умственной
отсталостью
двух
видов
результатов: личностных и предметных.
Критерии
эффективности
занятий:
положительная
динамика
развития познавательных процессов, нормализация уровня тревожности в
ситуациях
повседневного
общения,
нормализация
эмоционального
состояния, выполнение детьми диагностических заданий не ниже среднего
уровня.
Отражение динамики развития осуществляется сравнением результатов
входной и выходной психологической диагностики, проводимой ежегодно в
начале и конце учебного года.
Основные требования к умениям обучающихся:
-целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;
-анализировать и сравнивать предметы по указанному признаку:
форма, цвет, величина;
-классифицировать предметы, геометрические фигуры и др.;
-обобщать предметы по определённым признакам;
-выбирать предмет по образцу;
-определять название предмета, форму предмета;
-угадывать предмет по и с помощью осязания;
-находить сходство и различие между изучаемыми предметами;
-классифицировать предметы по заданному признаку.
Предполагаемый положительный результат:
У обучающихся прошедших курс занятий по данной программе:
• увеличивается объем кратковременной вербальной памяти; •
совершенствуется фонематический слух;
• развитие произвольного и непроизвольного внимания;
• развитие мышления.
РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
Содержательный анализ программы
Программа «Коррекция и развитие познавательных процессов»
направлена
на
познавательных
развитие
и
и
волевых
коррекцию
процессов
интеллектуальной
обучающихся
с
сферы,
умственной
отсталостью легкой степени (интеллектуальными нарушениями).
Реализация
программы
предполагает
организацию
работы\
в
трехосновных направлениях:
- диагностико-аналитическом;
- коррекционно-развивающем;
- консультативном.
Этапы реализации программы:
1этап(констатирующий)
–
подготовительный:
исходная
актуального
развития
психологопедагогическая диагностика.
Цели
и
задачи:
определение
уровня
обучающегося, коррекционных задач, составление индивидуального плана
работы. Знакомство и введение в программу. Создание благоприятной
психологической
среды
для
обучающегося
и
родителей(законных
представителей). Для будущей реализации программы.
2этап(формирующий)- коррекционно-развивающий/профилактический:
организация и проведение психолого-педагогических занятий, тематических
консультаций для родителей(законных представителей).
3 этап(контрольный) – подведение итогов: итоговая психологопедагогическая диагностика, консультирование, разработка рекомендаций
для
родителей(законных
представителей),
при
необходимости
педагогических работников, работающих с обучающимся.
Личностные и метапредметные результаты освоения курса.
для
Данная программа позволяет формировать следующие универсальные
учебные действия (УУД):
Регулятивные - обеспечивая умения решать проблемы, возникающие
входе общения, при выполнении ряда заданий в ограниченное время;
извлекать необходимую информацию из текста, реалистично строить свои
взаимоотношения со взрослым.
Познавательные
–
планировать
свои
действия
в
соответствии
споставленной задачей; наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять;
оценивать правильность выполнения действий и корректировать при
необходимости;
Коммуникативные – уметь ориентироваться на позицию партнера в
общении и взаимодействии.
Средствами
упражнения,
формирования
дискуссионные
УУД
игры,
служат
психогимнастические
эмоционально-символические
и
релаксационные методы.
Формирование этих УУД возрасте поможет школьнику адаптироваться
и подготовиться к жизни в современном обществе.
Структура коррекционно-развивающих занятий:
Каждое занятие состоит из нескольких последовательных частей.
1 часть. Вводная.
Разминка. Организационный момент, создающий положительный
настрой на работу, атмосферу доверия. Игры и упражнения на развитие
произвольности психических процессов.
2 часть. Основная.
Выполнение основных заданий и упражнений, направленных на
развитие познавательных процессов (или эмоционально-волевой сферы) у
обучающихся, крупной и мелкой моторики, двигательной координации.
Происходит
формирование
умения
последовательного
анализа
и
наблюдения; развитие навыков самостоятельного мышления, постановки
цели и планомерного выполнения задания. В основную часть обязательно
включаются
релаксационные
упражнения,
способствующие
снятию
мышечного напряжения, усталости и активизирующие мыслительную
деятельность.
3 часть. Заключительная.
Упражнения и задания на развитие самоконтроля и адекватной
самооценки. Рефлексия занятия (получение обратной связи от обучающегося,
которая предполагает эмоциональную и смысловую оценку происходящего),
подведение итогов работы, прощание (закрепление позитивного настроя
обучающегося/членов группы).
В работе используются методы: упражнения, направленные на
развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи,
сенсорного восприятия), самоконтроля, нейропсихологические упражнения:
дыхательно-координационные
упражнения;
упражнения
и
игры,
улучшающие состояние тонкой моторики и совершенствующие графические
навыки;
кинесиологические
упражнения,
элементы
арттерапии,
аутотренинга.
РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
Тематический план коррекционно-развивающих занятий для 5-го
класса
№
Содержание занятия
К
ол-во
часов
1
Диагностика уровня развития памяти и мышления. Исследование
2
школьной мотивации учащихся. Развитие внимания (переключение).
Рефлексия собственных личностных качеств
2
Развитие мышления (анализ через синтез). Рефлексия собственных
личностных
качеств.
Диагностика
уровня
развития
2
внимания,
воображения и восприятия.
3
Развитие пространственных представлений. Рефлексия чувств.
1
4
Развитие мышления (гибкость). Рефлексия чувств.
1
5
Развитие внутреннего плана действий. Рефлексия собственных
2
личностных качеств
6
Развитие мышления (абстрагирование). Рефлексия собственных
1
личностных качеств
7
Развитие пространственных представлений. Рефлексия собственных
1
личностных качеств
8
Развитие мышления (установление закономерностей). Рефлексия
1
собственных личностных качеств
9
Развитие
вербального
мышления.
Развитие
умения
2
существенных
1
дифференцировать чувства.
1
0
Развитие
пространственных
представлений.
Развитие
умения
1
Развитие
внимания
(устойчивость
в
условиях
коллективной
1
Развитие логического мышления (сравнение понятий). Развитие
2
Тренировка внимания (устойчивость). Развитие умения различать
2
Развитие внутреннего плана действий. Развитие эмоциональной
2
сферы.
1
8
2
виды поведения.
1
7
Развитие внимания (устойчивость). Развитие умения различать виды
умения различать разные формы поведения
1
6
1
деятельности). Развитие умения различать разные формы поведения.
1
5
Развитие мышления (установление закономерностей). Развитие
различать виды поведения.
1
4
(выделение
вербальных реакций
1
3
мышления
умения различать виды поведения.
1
2
вербального
признаков). Развитие умения различать эмоциональные состояния.
1
1
Развитие
Развитие логического мышления (деление понятий). Рефлексия
1
собственных личностных качеств
1
Развитие логического мышления (деление понятий). Развитие
2
9
умения различать разные формы поведения
2
0
2
видов суждений). Развитие Перцептивно-эмоциональной сферы
2
1
Развитие логических форм вербального мышления (определение
Развитие мышления (гибкость и анализ через синтез). Развитие
2
перцептивно-эмоциональной сферы.
2
Промежуточная диагностика
1
Итоговая диагностика
1
2
23
Всего: 33 часа
Тематический план коррекционно-развивающих занятий для 6-го
класса
№
Содержание занятия
К
ол-во
часов
1
Создание условий для осознания подростками происходящих с ними
2
психологических изменений. Диагностика уровня развития памяти и
мышления. Исследование школьной мотивации учащихся
2
Формирование у подростков навыка распознавания эмоций другого
2
человека. Диагностика уровня развития внимания, воображения и
восприятия.
3
Создание условий для анализа подростками мимических признаков
1
эмоций как средства их распознавания
4
Создание условий для обращения подростков к телесному опыту
1
переживания эмоций
5
Создание условий для обращения участников к особенностям
собственного эмоционального мира
1
6
Создание условий для осознания подростками амбивалентности
1
эмоций.
7
Создание условий для "нормализации" переживания социально-
1
неодобряемых эмоций.
8
Создание условий для осознания необходимости управления
1
собственными эмоциями как свободного выбора
9
Снятие запрета на выражение отдельных эмоций в игровой форме
1
10
Снятие запрета на выражение отдельных эмоций в игровой форме
1
11
Создание условий для приобретения подростками опыта проявления
1
тереотипно скрываемого чувства в игровой форме.
12
Создание условий для самоанализа своей эмоциональноличностной
1
сферы в режиме развивающей психодиагностики (1 этап).
13
Создание условий для самоанализа своей эмоциональноличностной
1
сферы в режиме развивающей психодиагностики (2 этап).
14
Обобщение опыта и знаний подростков об эмоциональных
1
проявлениях в общении.
15
Обучение методам и приемам разрядки страхов (тревоги) (1форма)
2
16
Обучение методам и приемам разрядки страхов (тревоги) (2форма).
2
17
Обучение методам и приемам разрядки страхов (тревоги) (3форма).
2
18
Создание условий для обращения подростков к собственному страху
1
оценки и самооценочным страхам
19
Обучение методам и приемам разрядки негативных эмоций,
1
связанных с самооценочными страхами
20
Создание условий для обращения подростков к собственному опыту
1
агрессии
21
Обучение методам и приемам безопасной разрядки агрессии (1
2
форма)
22
Обучение методам и приемам безопасной разрядки агрессии (2
форма).
2
23
Создание условий для осознания психологической природы обиды.
1
24
Обучение методам и приемам разрядки негативных эмоций,
2
связанных с обидой
25
Создание условий для понимания психологического содержания
2
чувств вины и стыда, их разрядки.
Всего: 34 часа
Тематический план коррекционно-развивающих занятий для 7-го
класса
№
Содержание занятия
К
ол-во
часов
1
Формирование позитивной мотивации к занятиям путем обращения
1
к жизненному опыту учащихся.Диагностика уровня развития памяти и
мышления. Исследование школьной мотивации учащихся
2
Создание условий для развития рефлексии подростков. Диагностика
2
уровня развития внимания, воображения и восприятия
3
Создание условий для осознания подростками ресурсного значения
1
собственного имени и его различных форм
4
Создание условий для самоанализа подростками отношения к имени
1
как проекции самоотношения
5
Развитие рефлексии путем обращения к проективным формами
2
обратной связи от окружающих
6
Создание условий для самоанализа подростков на основе значимой
1
обратной связи
7
Развитие
социального
интеллекта
внимательного отношения к другому человеку.
подростков
и
навыков
1
8
Создание условий для самоанализа подростками собственных
1
достоинств и недостатков
9
Создание условий для повышения уровня самопринятия подростков.
1
10
Формирование мотивации на работу с собственными недостатками
2
как на способ саморазвития личности.
11
Создание условий для осознания подростками развивающих
1
возможностей собственных недостатков.
12
Создание условий для обращения подростков к собственной
1
ценностно-смысловой сфере.
13
Формирование представления о ценностях окружающих для
1
развития навыков децентрации в общении
14
Создание
условий
для
рефлексии
в
режиме
развивающей
1
для
рефлексии
в
режиме
развивающей
1
Создание условий для обращения подростков к собственной
2
психодиагностики (1 этап).
15
Создание
условий
психодиагностики (2 этап).
16
организации своего времени.
17
Создание условий для обращения подростков к собственным
2
перспективным планам.
18
Создание условий для осознания подростками сформированности
1
собственных профессиональных планов.
19
Создание
условий
для
осознания
подростками
собственных
1
Обучения приемам разрядки негативных чувств, связанных с
1
стереотипов "идеальной внешности".
20
переживанием недостатков своей внешности
21
Создание условий для осознания подростками позитивного опыта
1
семейного взаимодействия
22
Создание условий для поиска подростками причин трудностей в
отношениях с родными
2
23
Формирование
представлений
о
партнерстве
в
отношениях
2
Формирование представлений о дружбе и ее психологических
2
родителей и детей
24
составляющих
25
Создание условий для осознания подростками своего отношения к
1
риску и состоянию азарта.
26
Создание условий для разрядки стремления к необдуманному риску
1
и формирования представлений об осознанном риске.
Всего: 34 часа
Тематический план коррекционно-развивающих занятий для 8-го
класса
№
Содержание занятия
К
ол-во
часов
1
Создание условий для обращения подростков к своему опыту
1
общения на модели игровой ситуации. Диагностика уровня развития
памяти и мышления. Исследование школьной мотивации учащихся
2
Формирование
представления
о
вербальной
и
невербальной
1
информации в общении. Диагностика уровня развития внимания,
воображения и восприятия
3
Развитие навыка понимания невербальной информации.
1
4
Создание условий для анализа роли мимики и контакта глаз в
1
общении с людьми.
5
Ознакомление с основными закономерностями "языка жестов".
2
6
Формирование представлений о правилах эффективной подачи
1
информации
7
Отработка навыка эффективного приема информации
1
8
Создание условий для исследования подростками информационных
1
барьеров в общении
9
Создание условий для анализа учащимися коммуникативных
1
барьеров
10
Ознакомление с каналами приема и передачи информации
1
11
Создание
1
условий
для
исследования
подростками
собственныхстереотипов в общении
12
Формирование представлений о позициях в общении.
2
13
Создание
психологического
1
Создание условий для анализа различных стилей общения и
1
условий
для
анализа
содержанияпозиций в общении.
14
ихэффективности
15
Создание условий для анализа эффективности различныхстилей
1
общения и последствий их использования
16
Подведение
к
осознанию
амбивалентного
смысла
2
Создание условий для анализа собственного опыта конфликтного
1
конфликта(отрицательного и положительного).
17
взаимодействия с точки зрения его конструктивности
18
Развитие способности анализировать свое эмоциональное состояние
1
в конфликте.
19
Систематизация представлений, связанных с индивидуальным
1
опытом по преодолению негативных эмоциональных состояний.
20
Тренировка навыков преодоления негативных эмоциональных
1
состояний
21
Актуализация личного опыта использования различных стилей
2
поведения в конфликте на модели игровой ситуации.
22
Развитие навыков рефлексии через самоанализ стилей поведения в
2
конфликте.
23
Формирование представлений о сильных и слабых сторонах
различных стилей поведения в конфликте.
1
24
Создание условий для апробирования алгоритма анализа своей роли
1
в конфликте
25
Создание условий для анализа искажающего влияния конфликтной
1
ситуации на восприятие другого человека.
26
Создание
условий
для
поиска
стратегии
рационального
1
Создание условий для обращения подростков к собственному опыту
2
целеполагания в конфликте
27
доверия-недоверия
28
Развитие способности доверительного отношения к окружающим
1
Всего: 34 часа
Тематический план коррекционно-развивающих занятий для 9-го
класса
№
Содержание занятия
К
ол-во
часов
1
Диагностика уровня развития памяти и мышления. Исследование
2
школьной мотивации учащихся
2
Создание условий для обращения подростков к своему опыту
2
общения на модели игровой ситуации. Диагностика уровня развития
памяти и мышления. Исследование школьной мотивации учащихся
3
Формирование
представления
о
вербальной
и
невербальной
1
информации в общении. Диагностика уровня развития внимания,
воображения и восприятия
4
Развитие навыка понимания невербальной информации.
1
5
Создание условий для анализа роли мимики и контакта глаз в
1
общении с людьми.
6
Ознакомление с основными закономерностями "языка жестов"
1
7
Формирование представлений о правилах эффективной подачи
1
информации.
8
Отработка навыка эффективного приема информации.
1
9
Создание условий для исследования подростками информационных
1
барьеров в общении
10
Создание условий для анализа учащимися коммуникативных
1
барьеров.
11
Ознакомление с каналами приема и передачи информации.
1
12
Создание условий для исследования подростками собственных
1
стереотипов в общении
13
Формирование представлений о позициях в общении.
1
14
Создание условий для анализа психологического содержания
1
позиций в общении
15
Создание условий для анализа различных стилей общения и их
1
эффективности.
16
Создание условий для анализа эффективности различных стилей
1
общения и последствий их использования
17
Подведение к осознанию амбивалентного смысла конфликта
1
(отрицательного и положительного).
18
Создание условий для анализа собственного опыта конфликтного
1
взаимодействия с точки зрения его конструктивности
19
Развитие способности анализировать свое эмоциональное состояние
2
в конфликте
20
Систематизация представлений, связанных с индивидуальным
1
опытом по преодолению негативных эмоциональных состояний
21
Тренировка навыков преодоления негативных эмоциональных
1
состояний.
22
Актуализация личного опыта использования различных стилей
поведения в конфликте на модели игровой ситуации.
1
23
Развитие навыков рефлексии через самоанализ стилей поведения в
1
конфликте
24
Формирование представлений о сильных и слабых сторонах
1
различных стилей поведения в конфликте
25
Создание условий для апробирования алгоритма анализа своей роли
1
в конфликте
26
Создание
условий
для
поиска
стратегии
рационального
1
Создание условий для обращения подростков к собственному опыту
2
целеполагания в конфликте
27
доверия-недоверия
28
Развитие способности доверительного отношения к окружающим.
2
Всего: 33 часа
4. Система условий реализации программы
Материально-техническое обеспечение реализации программы
Занятия проводятся в кабинете педагога-психолога, оснащенном
необходимым количеством столов, стульев, доской, наборами методических
материалов, пособиями, наглядным материалом. Для занятий необходимо
иметь тетради в клетку, листы бумаги формата А-4, простые и цветные
карандаши, ручки, краски, кисточки, пластилин. Может использоваться
флипчарт, персональный компьютер.
Методическое обеспечение программы.
Для обследования уровня интеллектуального развития используются
тестовые стандартизированные методики. Данные методики позволяют
уточнить структуру интеллектуального дефекта и получить профиль
познавательного
индивидуальной
развития
обучающегося:
коррекционной
работы;
выстроить
отслеживать
систему
динамику
интеллектуального развития обучающегося и оценить эффективность
коррекционного развития.
Список литературы
1. Баканова Н.С. Найди, придумай, нарисуй. Развитие познавательных
способностей учащихся классов коррекции. Практические материалы.
М.:Генезис, 2001г.
2. Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников.
М., 1994г.
3. Маркова А. К., Лидере А. Г., Яковлева Е. Л. Диагностика и
коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте.
Петрозаводск,1992. 4. Рогов Е.И.
4. Настольная книга практического психолога-М.: ВЛАДОС, 1999.
5. Реан А.А., Костромина С.П. Развитие восприятия, внимания, памяти,
мышления, речи./ Как подготовить ребёнка к школе. C-Пб., 1988г.
6. Стебенёва Н. Отгадай, найди и назови. Программа для детей с ЗПР
дошкольного и младшего школьного возраста. //Школьный психолог №1
2001г.
7. Стребелева Е.А Коррекционно-развивающее обучение детей в
процессе
дидактических
игр:
пособие
для
учителя-дефектолога/Е.А.
Стребелева. -М.: Гуманитар, изд. Центр ВЛАДОС, 2008. - 256с.: ил. (Коррекционная педагогика).
8. Тихомирова Л.Ф. пражнения на каждый день: логика для младших
школьников. Ярославль, 1988г.
9. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. 350 упражнений для подготовки детей
к школе. Игры, задачи, основы письма и рисования. М.: Аквариум, 1999 г.
10. Фимцева Л., Окладникова Т. Вместе весело играть. Программа
психокоррекционных занятий для соматически ослабленных младших
школьников. // Школьный психолог №25-26 2003г.
11. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М., 1990 г.
12. Яковлева Е. Л. Диагностика и коррекция внимания и памяти
школьников.