Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

РП_профилактика ПАВ 1-11 (2025-2026)

Пояснительная записка
Можно констатировать тот факт, что все предпринимаемые попытки
остановить рост детского алкоголизма, курения, наркомании до сих пор не
увенчались успехом. Одна из наиболее существенных причин – крайнее
упрощенное представление о профилактике. Традиционно усилия
специалистов – медиков, юристов, политиков сосредоточены на воздействии
внешних (по отношению к человеку) запретов, которые плохо защищают
подростка.
Изменившееся социально-экономическое положение в стране требует
от ребенка, подростка быстрой адаптации к новым условиям существования.
Современные школы столкнулись с новыми проблемами, захлестнувшее
общество: подростковая преступность, наркомания, токсикомания. Эти
проблемы носят общественный характер.
По статистике, в России от 3 до 8 млн. человек потребляют наркотики,
почти 2/3 из них в возрасте до 30 лет. Средний возраст потребления
наркотиков снизился до 14 лет. За последние 10 лет число смертей от
употребления наркотиков увеличилось в 12 раз, а среди детей - в 42 раза.
Опыт доказывает, что в детско-подростковой среде необходимо сделать
акцент на формирование личностного иммунитета к соблазну употребления
ПАВ, предупредить возникновение желания к их употреблению. Данное
положение дел требует комплексной первичной профилактики употребления
ПАВ, т.к. отсутствие целостной научно обоснованной системы профилактики
аддиктивного поведения, в первую очередь среди учащихся, не позволяет
оказывать адекватное противодействие этим негативным явлениям.
Первичная профилактика потребления ПАВ должна быть направлена
на предотвращение аддиктивного поведения подростков – потенциальных и
реальных потребителей алкоголя, наркотических и токсических веществ.
Родители, педагоги, медицинские работники и общественность должны стать
наиболее активными субъектами профилактики отклоняющегося поведения и
употребления ПАВ подростками.
Многие родители, даже ответственно относящиеся к выполнению
своих родительских обязанностей, не обладают достаточными знаниями о
критериях здоровья, о причинах, признаках и последствиях употребления
ПАВ, о способах своевременного выявления и предупреждения различных
форм отклоняющегося поведения. С другой стороны, в образовательных
учреждениях отмечается дефицит педагогических и медицинских кадров,
способных квалифицированно организовать работу по профилактике
употребления ПАВ среди обучающихся, а также их родителей.
Сложившееся положение обуславливает необходимость реализации
дополнительных мер направленных на повышение уровня осведомленности
родителей, педагогических работников и детей о ПАВ и мерах
противодействия ее распространению, а также степени их участия в
организации профилактической работы с детьми и молодежью.
Успешная профилактика ПАВ связывается исследователями с наличием
положительных социально-психологических навыков. Эти навыки

обеспечивают умение отказываться от рискованных предложений, видеть
положительные и отрицательные стороны явлений, взаимодействовать со
сверстниками, дружить, выражать правильно свои чувства.
Дети подражают поведению друг друга. Некоторые авторы считают,
что наибольшее влияние на установки и поведение детей оказывают
сверстники. Это влияние может быть позитивным и негативным, особенно в
употреблении алкоголя и курении. Одна из задач программы – помощь детям
и подросткам в построении позитивных взаимоотношений со сверстниками,
обучение умения выбирать друзей.
Многочисленные исследования дают основание полагать, что одной
информации для изменения поведения недостаточно. Дети и подростки
должны приобрести знания для того, чтобы самостоятельно критически
мыслить и правильно строить поведение.
Потребление ПАВ имеет негативные, социально-экономические,
медицинские, психологические, семейные последствия, в конечном итоге оно
снижает качество жизни, как отдельного человека, так и популяции в целом.
Современная школа, осуществляя социальную защиту, должна дать
учащимся знания об их правах, о социальных гарантиях и социальных
нормах. Отсюда и вытекает актуальность разработки Программы на
современном этапе образования и воспитания школы.
Цели и задачи программы
Целью первичной профилактики является создание системы информационно
- пропагандической работы с родителями, детьми и подростками по
формированию необходимых жизненных навыков и здорового образа жизни.
Задачи первичной профилактики употребления ПАВ:
1. Развитие социальной и личностной компетентности:
- способствовать осознанию и усвоению детьми основных человеческих
ценностей;
- повысить самооценку детей;
- сформировать установку «ведение здорового образа жизни».
2. Выработка навыков самозащиты:
- формирование навыков сопротивления негативному влиянию сверстников,
рекламы, поступающей через каналы СМИ;
- информирование о психоэмоциональных, физиологических, соматических и
социальных последствиях потребления ПАВ.
3. Предупреждение возникновения проблем общения и взаимоотношений:
- обучить детей методам решения жизненных проблем и конфликтных
ситуаций, навыкам эффективного общения, преодоления стресса и снятия
напряжения без применения ПАВ;
- сформировать навыки регуляции эмоций.
Основные направления работы.

1. Информирование и просвещение учеников, их родителей и других
значимых лиц.
2. Освоение знаний по проблеме профилактики ПАВ, интерактивных форм
работы с участниками программы.
3. Введение знаний по профилактике ПАВ в содержание в ряд учебных
предметов: окружающего мира, литературы, физкультуры, истории, ОБЖ,
химии, биологии и др.
4. Проведение творческих мероприятий по профилактике ПАВ.
Содержание программы.
Первичная профилактическая работа состоит из двух блоков.
1. Информационно-просветительский блок проводится в образовательном
учреждении и включает в себя работу с детьми, подростками и их
родителями или другими значимыми лицами. Работа проводится в рамках
учебной деятельности в рамках изучаемых предметов: окружающего мира,
литературы, физкультуры, истории, ОБЖ, химии, биологии, классных часов,
на родительских собраниях. Возможно, в рамках развития социального
партнерства
привлечение
медицинских
работников,
работников
правоохранительных
органов
и
др.
заинтересованных
людей.
Распространение
информационно-демонстрационного
материала
пропагандистского характера.
2. Практический блок включает в себя несколько этапов:
Диагностический. Проведение мониторинга в школе. Основные методы
работы на данном этапе: тестирование, анкетирование, интервью. Цель
данного этапа – информационный контроль над динамикой процесса
профилактики, а также выявление детей « группы риска».
Проведение мероприятий, в которых поощряется любое творческое
самовыражение детей, подростков, педагогов и родителей:
- тренинги, практические семинары,
- родительские собрания и конференции,
- диспуты и дискуссии,
- игровые занятия,
- деловые и ролевые игры,
- спортивные соревнования,
- праздники здоровья,
- выпуск информационных листков и газет о здоровом образе жизни,
плакатов, мини – книжек, открыток,
- проведение конференций и круглых столов, посвященных проблеме
здорового образа жизни,
- создание социальных проектов,
- выставки творческого самовыражения: стихи, сочинения, рисунки, поделки,
- использование аудиовизуальных материалов и наглядных пособий,
- индивидуальные консультации среди детей и подростков, педагогов и
родителей .

Сотрудничество.
Дети подвергаются множеству влияний со стороны общества, и не все эти
влияния позитивны. Для того, чтобы программа была эффективной общество
должно принимать и поддерживать их. Программа строится с таким
расчетом, чтобы объединить семью, школу, общество в целом едином
стремлении передать детям и подросткам навыки эффективных
коммуникаций там, где они живут, учатся, работают.
Любое отдельно взятое учреждение не в состоянии обеспечить полноценную
профилактику употребления алкоголя, ПАВ и курения. Поэтому для
проведения программы существенны объединенные усилия и привлечение в
образовательное учреждение специалистов в области профилактики, органов
внутренних дел и здравоохранения, представителей общественных
организаций.
Залогом успеха профилактической программы является участие родителей в
ее осуществлении. Привлечение родителей к реализации программы
осуществляется разными способами. Предоставление специальной
литературы, организация семинаров и круглых столов, участие родителей в
общественной жизни школы.
Основные функции субъектов профилактической деятельности при
организации работы по профилактике употребления ПАВ:
Администрация: осуществляет контроль и координацию профилактической
работы в образовательном учреждении в целом.
Учителя-предметники и классные руководители: благодаря более тесному
взаимодействию со школьным коллективом обладают возможностью
наиболее комплексного подхода к решению проблемы (организация
внеклассных мероприятий, работа с родителями, медико-педагогической
службой школы), обеспечивают организацию профилактической работы на
уроке.
Медико-педагогическая
служба:
Заместитель директора по ВР: курирует работу службы.
Фельдшер ФАП: консультирование для педагогов, детей, родителей
(источник специальных знаний и сведений, центр производства
оригинальных идей по проведению целевых акций разного масштаба).
Социальный
педагог
несет
ответственность:
• за привлечение к совместной деятельности различных заинтересованных
организаций, установление с ними постоянных и действенных контактов;
• систематическую работу с семьями школьника
Органы ученического самоуправления
• создают общешкольное волонтерское движение, проводят социологические
опросы, участвуют в мероприятиях по профилактике употребления ПАВ.
Библиотечно-информационный центр:
• обеспечивает информационно-методическую базу профилактической
работы.

Правоохранительные
органы:
• работают с детьми и родителями по вопросам правовой ответственности за
употребление, хранение и распространение наркотических средств и
психотропных
веществ;
• осуществляют юридическое консультирование по проблемам наркомании;
• обеспечивают взаимодействие школы с районными комиссиями по делам
несовершеннолетних и защите их прав,
• организуют первичный профилактический учет детей и подростков,
замеченных в приеме наркотиков.
Программа представляет собой синтез пяти современных подходов к
профилактике употребления ПАВ:
1. Подход, основанный на эмоциональном обучении. Повышение
самооценки, развитие навыков принятия решений, формирование
способностей справляться со стрессом.
2. Подход, основанный на формирование навыков личностного поведения и
межличностного общения.
3. Подход, основанный на роли социальных факторов. Формирование
навыков устойчивости к социальному давлению, негативному воздействию
средств массовой информации.
4. Подход, основанный на распространении информации о факторах влияния
ПАВ на организм, поведение молодого человека.
В работе по данной программе необходимо учитывать следующие
компоненты:
1. Образовательный компонент – знание о действии химических веществ
на организм человека, о механизмах развития заболевания зависимости,
понимание последствий, к которым приводит химическая зависимость.
Цель: научить подростка понимать и осознавать, что происходит с
человеком при употреблении ПАВ.
2.
Психологический
компонент
–
коррекция
определенных
психологических особенностей личности, способствующих развитию
зависимости от употребления ПАВ, создание благоприятного климата в
коллективе, психологическая адаптация подростков “группы риска”.
Цели: психологическая поддержка подростка, формирование адекватной
самооценки, навыков принятия решений, умения противостоять давлению
сверстников.
3. Социальный компонент – помощь в социальной адаптации подростка,
овладение навыками общения.
Цель: формирование социальных навыков, необходимых для здорового
образа жизни.
Направления реализации программы
1. Работа
с
педагогическими
работниками:
• информирование по проблемам ПАВ и профилактике употребления ПАВ;
• индивидуальная работа, консультирование.
2. Работа
с
учащимися:
• включение в работу по профилактике употребления ПАВ органов

ученического
самоуправления;
•
проведение
занятий
по
профилактике
;
• проведение внеурочных мероприятий, направленных на профилактику
употребления ПАВ (тренинги, классные часы, диспуты и дискуссии, игровые
занятия,
деловые
и
ролевые
игры
и
т.д.)
• спортивные соревнования, Дни здоровья, выпуск информационных листков
и газет о здоровом образе жизни, плакатов, мини – книжек, открыток,
проведение конференций и круглых столов, посвященных проблеме
здорового образа жизни, создание научно-исследовательских и социальных
проектов, проведение КВН, конкурса агитбригад, выставки творческого
самовыражения:
стихи,
сочинения,
рисунки,
поделки,
• использование аудиовизуальных материалов и наглядных пособий и т.д.).
• тематические встречи и встречи со специалистами (юрист, нарколог и т.д.);
• организация и проведение индивидуальной работы (собеседования,
интервью и т.д.).
3. Работа
с
родителями:
• участие в проведении и организации родительских собраний школы, работы
органов
ученического
самоуправления
•
информационно-консультативная
работа;
• привлечение к участию в тренинговых занятиях.
4. Совместная работа с правоохранительными, медицинскими и другими
заинтересованными
органами
по
профилактике
зависимости
в
подростковой
среде:
• ведение разъяснительно – просветительской работы с подростками и
родителями;
• проведение рейдов по выявлению каналов распространения и ПАВ;
• организация занятий для подростков по профилактике употребления ПАВ.
ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Программа включает в себя обучение эффективному общению, уверенности
в себе, умению управлять своими чувствами, выбору друзей и построению
позитивных отношений со сверстниками, укреплению связи с семьей и
другими
значимыми
взрослыми,
решению
возникших проблем,
критическому мышлению.
Показателем эффективности программы является:
- Повышение процента занятости детей, активно участвующих в
общественной деятельности школы.
- Увеличение процента самостоятельности детей в роли организатора
собственной деятельности в активно-положительном использование досуга.
- Повышение уровня воспитанности учащихся, социальной адаптации и
предотвращение дезадаптации подростка.
- Положительная мотивация на здоровый образ жизни.
Программа позволит выявить подверженность обучающихся табакокурению,
пивного алкоголизма, наркомании на ранней стадии, через комплекс
социальных, образовательных, профилактических мероприятий, проводимых

в ходе реализации проекта. Педагогам совместно с родителями подростков
создать в школе и микрорайоне атмосферу, способствующую снижению
вероятности употребления ПАВ подростками.
В рамках данной программы планируется получить следующий результат:
- все участники проекта получают необходимые знания по профилактике
табакокурения, алкоголизма, наркомании, познакомиться с медицинскими
учреждениями( адресами и направлениями их деятельности в области
защиты подростков от наркомании).
- данный проект даст возможность обучающимся получить базовые знания в
области самозащиты от наркотиков, ВИЧ-инфекции;
- подростки смогут получить квалифицированную помощь и будут знать,
куда обратиться за помощью.
ЭТАПЫ ПРОГРАММЫ ПРОФИЛАКТИКИ
этапы возраст
характеристика
6-9 лет
I
Формирование представления о здоровье, его значении,
9-11 лет
об основах здорового образа жизни; освоение навыков
безопасного поведения (в том числе связанных с
наркотизацией окружающих) ; развитие навыков
самоконтроля.
Формирование
комплексного
представления
о
здоровье,
расширение
знаний
о
негативном
воздействии наркогенных веществ на организм
человека; формирование устойчивости к негативному
давлению среды.
II
11–13 лет
Выработка специальных навыков высокой самооценки
себя как личности; необходимо заложить установку “не
делай, как другие” по отношению к ПАВ; расширение
знаний о негативном воздействии наркогенных веществ
на организм (свойства, механизм действия, мифы о
безопасности ПАВ) .
III
14–16 лет
Освоение навыков отказа и навыков пошагового
общения в ситуациях наркогенного заражения, умения
найти выход в конфликтной ситуации; “умей сказать –
НЕТ!”
ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
этапы класс
формы работы
I
1-2
Игровые ситуации, инсценирование, сказкотерапия,
3- 4
контекстное обучение (включение информации об
опасности наркотизации в содержание базовых
учебных курсов); тренинги “Загадки необитаемого
острова”, “Учимся быть внимательными”;

II

5-7

III

8–9

Ролевые игры, инсценирование, контекстное обучение,
тренинги “Правила доброты”, “Я учусь владеть собой”;
Тренинг “Уроки общения”, ролевые игры, контекстное
обучение, инсценирование, беседы с элементами
рассуждения;
Тренинг “Мир моих чувств”, тренинг общения,
ролевые игры, дискуссии, деловые игры; контекстное
обучение, беседы с элементами рассуждения;
Тренинг
“Мой
жизненный
выбор”,
тренинг
толерантности

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫЙ НА ПРОФИЛАКТИКУ
УПОТРЕБЛЕНИЯ ПАВ
№п/ Наименование мероприятия
Дата
Ответственный
п
проведен за проведение
ия
Классные часы, профилактические беседы, уроки
1
Классный час «Безопасное поведение сентябрь
учителя
нач. школы
в школе». Знакомство с Правилами
поведения в школе.
2
Классный час «Чистота – залог сентябрь
учителя
здоровья»
нач. школы
Беседа «Наркотики и наркомания: сентябрь
Соцпедагог,
3
опасный круг»
педагог-психолог
ЗДВР
4
Классный час «Алкоголизм – не октябрь
Классные
привычка, а болезнь»
руководители,
соцпедагог
5
Классный час «Режим дня»
ноябрь
Классные рук.
6
Встреча с врачом наркологом
ноябрь
Соцпедагог ЗДВР,
педагог-психолог
7
Классный час «Можно повернуться ноябрь
Соцпедагог
спиной к человеку, но нельзя
ЗДВР, педагогповернуться спиной к наркотикам»
психолог
8
Урок «Чистой воды»
ноябрь
кл. рук-ли
9
кл. рук-ли
Классный час «Пивной алкоголизм – январь
излечим или нет»
(8 кл.)
10
Классный час «Красота и здоровье» (7 январь
Кл. руководители
кл.)
Беседа «Компьютерные игры: вред январь
Кл. руководители
11
или польза»
Соцпедагог,
педагог-психолог

12

Беседа «Ненормативная лексика. Как с февраль
этим бороться?»

13

Классный час «Гигиена питания»

март

14

Классный час «Курить не модно» (7-9
классы)

март

15

Круглый стол «Цена сомнительных март
удовольствий»
Классный час о вреде табачного дыма апрель

16
17

Четыре правила «Нет» - наркотикам (8
кл.)

18

Беседа о человеческих возможностях апрель
«За гранью реальности»

19

Встреча с врачом наркологом

апрель

20

Урок «Чистой воды»

май

21

Нехимическая
зависимость: май
игромания, компьютерные игры (8кл.)

22

Мастер-класс
«Здоровье
и май
безопасность»
Урок здоровья «Наркомания – зона октябрь
риска»

23

24

25

апрель

Профилактика
правонарушений ноябрь
(административная
и
уголовная
ответственность).
Знакомство
со
статьями кодексов РФ (7-9 классы)
Беседа «Кожа человека и ее здоровье» ноябрь

Кл. руководители
Соцпедагог,
педагогпсихолог, ЗДВР
учителя
нач. школы
кл. рук-ли, педагогпсихолог
Соцпедагог
ЗДВР
Соцпедагог
ЗДВР
учителя
нач.школы
Кл. руководители
Соцпедагог
ЗДВР
Кл. руководители
Соцпедагог
ЗДВР
Соцпедагог ЗДВР,
педагог-психолог
учителя
нач. школы
Кл. руководители
Соцпедагог
ЗДВР, педагогпсихолог
Кл. руководители
Кл. руководители
Соцпедагог
ЗДВР
кл. рук-ли
учителя истории
ПДН
учителя
нач.школы

Викторины, игры, КВНы, конкурсы, проекты
26

Викторина «Азбука
начальной школе

здоровья»

в сентябрь

учителя
нач. школы

27
28
29
30
31
32

Конкурс-викторина
«Вредные
привычки или здоровье?»
Игра «Мудрый врач» в начальной
школе
Творческий проект «Древо полезных
привычек»
Игра «Счастливый случай» на тему
«Человек и его здоровье»
Круглый стол «Общество здоровых
людей»
Проект творческих работ «Герб
Общества здоровых людей»
Конкурс рисунков «Я и спорт»

октябрь

Кл. руководители

декабрь
декабрь

учителя
нач. школы
Кл. руководители

январь

Кл. руководители

февраль

Кл. руководители

март

Кл. руководители

35

Ноябрь,
март
Создание компьютерных презентаций март
«Здоровый образ жизни»
КВН по пропаганде ЗОЖ
апрель

36

КВН «Классные игры»

37
38

«Трудовые навыки» в 8-х классах
апрель
Конкурс сочинений «Почему я хочу апрель
быть здоровым»
Круглый стол «Спорт и физкультура» Апрель
Спортивные соревнования

33
34

39

40
41
42
43

44
45
46
47

«Веселые старты»

май

октябрь май
февраль

учителя
нач. школы
Кл. руководители
учителя
нач. школы
учителя
нач. школы
Кл. руководители
учителя
нач. школы
Кл. руководители

учителя
нач. школы
учителя
«Мама, папа, я – спортивная семья»
нач. школы
Лыжные соревнования.
январьучителя
февраль
физкультуры
Участие в спартакиаде школьников
в течение учителя
года
физкультуры
Просмотр фильмов
Соцпедагог
«Подростковый алкоголизм»
октябрь
ЗДВР, педагогпсихолог
«Наркомания – болезнь»
ноябрь
Соцпедагог
ЗДВР, педагогпсихолог
О вреде курения
март
кл. рук-ли, педагогпсихолог
Об алкоголизме
апрель
кл. рук-ли, педагогпсихолог

48

«Есть выбор: жизнь без наркотиков»

март

49

Общешкольные мероприятия
Единый День здоровья
сентябрь

50

Единый
День
профилактики сентябрь
правонарушений
с
привлечением
специалистов системы профилактики

51

Праздник в начальной школе «Я сентябрь
здоровье берегу – сам себе я помогу»
Утренник для начальной школы ноябрь
«Осень постучалась к нам. Витамины»
Утренник «Друзья Мойдодыра»
февраль

52
53
54

Международный
СПИДом

55

Месячник профилактики

56

Круглый стол для детей «группы март
риска»
«Не трогай кайф, тогда кайф не тронет
твою жизнь»
«Курение: дань моде, привычка, апрель
болезнь?»

57
58

59

60
61

день

борьбы

со декабрь
мартапрель

Кл. руководители,
педагог-психолог
учителя
физкультурыры
кл. рук-ли
Кл. рук-ли,
Соцпедагог
ЗДВР, педагогпсихолог
Кл. руководители
Кл. руководители
учителя
нач.
школы
Кл. руководители
Соцпедагог ЗДВР,
педагог-психолог
Кл. руководители,
соцпедагог, ЗДВР,
педагог-психолог
Кл. руководители,
соцпедагог, ЗДВР,
педагог-психолог

Соцпедагог
ЗДВР, педагогпсихолог
Праздник в начальной школе «День май
учителя
Олимпионика»
нач.школы
Изучение нормативных документов, кодексов
Изучение
Кодексов
об в течение кл. рук-ли
административной
и
уголовной года
учителя истории и
ответственности
обществознания
Серия классных часов «Детям о в течение учителя
праве»
года
нач. классов
Участие в ученических правовых по плану
учителя истории и
конференциях
обществознания


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».