Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

ВД_Семьеведение 10-11 (2024-2026)

Содержание

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ................................................................................... 3

ПЛАНИРУЕМЫЕ

РЕЗУЛЬТАТЫ

ОСВОЕНИЯ

КУРСА

ВНЕУРОЧНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СЕМЬЕВЕДЕНИЕ» ........................................................................9

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ............................................................................................... 13

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «СЕМЬЕВЕДЕНИЕ» ................. 19

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общая характеристика курса внеурочной деятельности
«Семьеведение»
Программа курса внеурочной деятельности «Семьеведение» (далее —
программа)

для

обучающихся

10–11

классов

общеобразова-

тельных

организаций составлена на основе требований и положений:

•

федерального

государственного

образовательного

стан- дарта

среднего общего образования (утвержден приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413
(с изменениями и дополнениями от 12 авгу- ста 2022 г.) «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего
общего образования»);

•

федеральной образовательной программы среднего общего образования
(утверждена

приказом

Министерства

просвещения

Российской

Федерации от 18 мая 2023 г. № 371 «Об утверждении федеральной
образовательной программы среднего общего образования»);

•

федеральной рабочей программы воспитания на уровне сред- него
общего образования (является составной частью федераль- ной
образовательной программы среднего общего образования, раздел 130).
Нормативными основами разработки содержания программы являются:

1) Конституция Российской Федерации;
2) Указ Президента Российской Федерации от 09 ноября 2022 г.
№

809

«Об

сохранению

утверждении
и

укреплению

Основ

государственной

традиционных

политики по

российских

духовно-

нравственных ценностей»;
3) Указ Президента Российской Федерации от 22 ноября 2023 года
№ 875 «О проведении в Российской Федерации Года семьи»;

3

4)

Распоряжение

Правительства

Российской

Федерации от 25

августа 2014 г. № 1618-р «Об утверждении Концепции государ- ственной
семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года»;
5) Стратегияразвитиявоспитанияв Российской Федерациинапериод до 2025
года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации
от 25 мая 2015 г. № 996-р);
6) Стратегия

национальной

(утверждена

Указом

безопасности

Президента

Российской

Российской

Федерации

Федерации от

02.07.2021 № 400).
Актуальность курса внеурочной деятельности «Семьеведение»
Указом Президента Российской Федерации от 22 ноября 2023 года
№ 875 «О проведении Года семьи» 2024 год объявлен в Российской
Федерации Годом семьи в целях популяризации государственной поли- тики в
сфере защиты семьи, сохранения традиционных семейных цен- ностей. В
настоящее время на государственном уровне реализуются многочисленные
меры, направленные на поддержку семьи, сохране- ние и укрепление
традиционных семейных ценностей, что отражено в ряде нормативных
правовых

документов

(Конституции

Российской

Федерации,

Указе

Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 года № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно- нравственных ценностей», распоряжении
Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 г. № 1618-р «Об
утверждении Концепции государственной
Российской

семейной

политики

в

Федерации на период до 2025 года»). В распоряжении

Правительства Российской Федерации № 2580-р от 16 сентября 2021 г. «О
плане мероприятий по реализации Концепции демографической политики
Российской

Федерации

на

период

до

2025

года»

также

отмечается

необходимость проведения мероприятий, направленных на популяризацию и
продви- жение традиционных семейных ценностей, ответственного родительства, поддержку и защиту семьи, материнства, отцовства и детства,
распространение в субъектах Российской Федерации лучших реги-

4

ональных

практик

реализации

проектов

и

программ

родительского

просвещения и семейного воспитания, направленных на формиро- вание у
обучающихся образовательных организаций и их родителей (законных
представителей) традиционных семейных ценностей.
Россия определила курс на укрепление семьи и всемерную под- держку
родителей в воспитании детей на основе сохранения базовых ценностей
российского общества и семейных традиций. В то же время в российском
обществе констатируется кризисное состояние соци- ального института семьи,
выражающееся в девальвации семейных ценностей и установок, увеличении
возраста вступления в первый брак и рождения детей, росте числа разводов,
большой доле непол- ных семей и других негативных тенденциях. Как
следствие

происходит

разрушение

традиционных

моделей

семейных

отношений, что небла- гоприятно сказывается на готовности молодых людей
к вступлению

в брак, их адаптации к семейной жизни и стабильности

молодых семей.
Таким образом, актуальность программы курса внеурочной деятельности
«Семьеведение» для обучающихся 10–11 классов общеобразовательных
организаций обусловлена необходимостью целенаправленной деятельности
по формированию ценностного отно- шения к семье и браку, культуры
семейных отношений, нормативных представлений о моделях поведения и
межличностных отношениях в семье на основе традиционных российских
духовно-нравственных

ценностей,

социальных

и

семейных

традиций,

принятых в российском обществе правил и норм поведения.
Цель курса — формирование позитивного ценностного отноше- ния
обучающихся к семье и браку.
Основные задачи курса:

•

формирование у обучающихся представлений о значении семьи для
полноценного существования человека, развития
общества и
обеспечения устойчивости государства;

•

стимулирование
положительного
эмоционального
отношения
обучающихся к семье и браку, поддержка установки на семейный образ
жизни, рождение и воспитание в семье детей;

5

•

обогащение позитивного социокультурного опыта обучающихся
основе

воспитания

в

духе

традиционных

российских

на

духовно-

нравственных ценностей, соблюдения принятых в российском обществе
правил

и норм

поведения,

поддержания

социальных и семейных

традиций.
Методологические основы курса базируются на следующих подходах:

•

Аксиологическом подходе, который является ведущим в раз- работке

содержания курса и определяет его ценностно-смысловое содержание,
ценностные доминанты и целевую ориентацию на фор- мирование отношения
подрастающего поколения к семье и браку на основе традиционных
российских ценностей. Инвариантное ценностно-целевое содержание курса
определяет общее для всех граждан Российской Федерации, вне зависимости
от их мировоззрен- ческих, культурных, национальных, религиозных и других
особен- ностей, содержание российских традиционных ценностей, которое
представлено в нормах Конституции Российской Федерации в каче- стве
российских конституционных ценностей. Наряду с этим учиты- вается
наличие вариативного ценностно-целевого содержания курса, которое
определяется
культурно-историческими
особенностями и традициями
народов

России,

российских

традиционных

религий,

отражает

мировоззренческое, культурное разнообразие граждан, семей, народов России,
российского общества, регионов России, образовательных организаций.
Исходя

из

этого,

программа

включает

инвариантный

(базовый)

компонент, содержание которого отраженно в тематическом плани- ровании,
и вариативный компонент, который формируется с учетом региональной и
местной социокультурной специфики, потребностей обучающихся и их семей,
ресурсов

социального

партнерства,

имею-

щегося

опыта

реализации

семейноориентированного курса.

•

Междисциплинарный
подход
подразумевает
проектирование
содержания курса на основе знаний, умений и навыков, полученных
обучающимися при освоении ими федеральной образовательной

6

программы соответствующего уровня образования, а также опору на
содержательный потенциал таких областей научных знаний, как психология,
педагогика, социология, медицина, экономика и право.

•

Системно-деятельностный

ориентированный

характер

подход

обеспечивает

содержания

взаимодействие в системе «педагоги

курса,

практико-

полисубъектное

— обучающиеся — родители»,

использование вариативных методов, форм и средств освоения учеб- ного
материала с акцентом на проблемных и поисковых методах.
Формы

организации

внеурочной

деятельности

при

реализации

программы предполагают активность и самостоятельность обучаю- щихся,
сочетание

индивидуальной

и

групповой

работы,

проектную

и

исследовательскую деятельность. Предусмотрено использование ресурсов
других организаций (социальной сферы, культуры, спорта, здравоохранения,
дополнительного и профессионального образова- ния, детских общественных
организаций).
Место курса «Семьеведение» в образовательном процессе
Программа курса рассчитана на реализацию в течение 34 учеб- ных
часов

и

предполагает

включение

в

учебный

план

образовательной

организации в рамках части, формируемой участниками образова- тельных
отношений.
Программа
составе

служит основой для

основной

образовательной

разработки рабочих программ в

программы

общеобразователь-

ной

организации в соответствии с ее особенностями: организационно- правовой
формой,

контингентом

обучающихся

и

их

родителей

(законных

представителей), направленностью образовательной про- граммы, учетом
этнокультурной

специфики,

особых

образовательных

потребностей

Взаимосвязь курса «Семьеведение» с федеральными
воспитания

программами

обучающихся.

Программа

ориентирована

на

достижение

целевых

результатов воспитания на уровне среднего общего образования:

7

ориентиров

•

осознанно

выражающий

свою

российскую

гражданскую

принад-

лежность (идентичность) в поликультурном, многонациональном

и

многоконфессиональном российском обществе, в мировом сообществе;

•

проявляющий приверженность традиционным духовно- нравственным
ценностям, культуре народов России с уче- том мировоззренческого,
национального, конфессионального самоопределения;

•

действующий и оценивающий свое поведение и поступки, пове- дение и
поступки других людей с позиций традиционных рос- сийских духовнонравственных ценностей и норм с осознанием последствий поступков,
деятельно выражающий неприятие анти- гуманных и асоциальных
поступков, поведения, противоречащих этим ценностям;

•

ориентированный на создание устойчивой семьи на основе рос- сийских
традиционных

семейных

ценностей;

понимание

брака как

союза

мужчины и женщины для создания семьи, рождения и воспитания в
семье детей; неприятие насилия в семье, ухода от родительской
ответственности;

•

понимающий и выражающий в практической деятельности цен- ность
жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий в сохранении
и укреплении своего здоровья и здоровья других людей;

•

выражающий на практике установку на здоровый образ жизни (здоровое
питание, соблюдение гигиены, режим занятий и отдыха, физическую
активность), стремление к физическому совершен- ствованию;
соблюдающий

и

пропагандирующий

безопасный и здоровый образ

жизни;

•

участвующий в социально значимой трудовой деятельности разного
вида в семье, в образовательной организации, в своей местности.

8

ПЛАНИРУЕМЫЕ

РЕЗУЛЬТАТЫ

ОСВОЕНИЯ

ВНЕУРОЧНОЙ
«СЕМЬЕВЕДЕНИЕ»
Ориентирами

планируемых

КУРСА

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

результатов

освоения

курса

«Семье-

ведение» являются:

•

требования к личностным, метапредметным, предметным резуль- татам
освоения федеральных образовательных программ (ФОП) среднего
общего образования, прежде всего в части содержания образования о
семье и браке, межличностных и социальных отно- шениях (в том числе
в рамках учебных предметов «Русский язык»,
«Литература», «Обществознание», «Физическая культура»);

•

целевые ориентиры результатов воспитания обучающихся в отно- шении
семьи и брака на уровне среднего общего образования.
Освоение

«Семьеведение»

обучающимися
должно

курса

обеспечивать

внеурочной

деятельности

достижение

личностных,

мета-

предметных и предметных результатов.
Личностные результаты:

•

принятие и приверженность традиционным российским духовнонравственным (в том числе семейным) ценностям, культуре народов
России
с
учётом
мировоззренческого,
конфессионального самоопределения;

•

готовность

противостоять

деструктивной

национального,

идеологии,

включая

культивирование эгоизма, безнравственности, отрицание есте- ственного
продолжения жизни, ценности крепкой семьи, брака, многодетности,
разрушение
традиционной
семьи
с
помощью
пропаганды
нетрадиционных сексуальных отношений;

•

готовность к саморазвитию,
самоопределению;

•

осознание ценности семьи и семейного образа жизни, ориентация на
создание крепкой семьи на основе российских традиционных семейных
ценностей;

самостоятельности

9

и

личностному

•

понимание брака как союза мужчины и женщины для создания семьи,
рождения и воспитания в семье детей;

•

ответственное
старшим;

•
•

неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности;

•

развитие способности сочувствовать и сопереживать, понимать
эмоциональное состояние других людей и учитывать его при осуществлении коммуникации;

•

сформированность ценностей здорового и безопасного образа жизни,
ответственного отношения к своему здоровью; прак-

отношение

к

своим

родителям,

уважение к

развитие социальных навыков, включающих способность выстраивать
отношения с другими людьми, заботиться о них, проявлять к ним
интерес и разрешать конфликты;

тическая установка на здоровый образ жизни (здоровое пита-

ние,

соблюдение гигиены, режим занятий и отдыха, регулярную физическую
активность),

стремление

к

физическому

совершен-

понимание значения личных усилий в сохранении

ствованию,

и укреплении

своего здоровья и здоровья других людей;

•

готовность к труду, осознание ценности труда, трудолюбие, уча- стие в
социально значимой трудовой деятельности в семье.
Метапредметные результаты:

•

освоение межпредметных понятий и универсальных учебных действий
(познавательных,
коммуникативных,
регулятивных),
способность
использовать их в учебной, познавательной и соци- альной практике;

•

совершенствование языковой культуры как средства взаимодей- ствия
между людьми и познания мира;

•

развитие
проблем;

•

овладение
навыками
деятельности;

креативного

мышления

при

решении

учебно-исследовательской

10

жизненных
и проектной

•

умение переносить знания, средства и способы действия в практическую область жизнедеятельности;

•

умение самостоятельно работать с различными информаци- онными
источниками, оценивать достоверность, легитимность информации, ее
соответствие правовым и морально-этическим нормам;

•

владение различными способами общения и взаимодействия, умение
аргументированно вести диалог;

•

владение навыками рефлексии, умение оценивать приобретенный
принятие себя, понимание своих достоинств и недостатков.

опыт;

Предметные результаты:

•

овладение лексикой, отражающей традиционные российские духовнонравственные ценности, ценностное отношение к семье и браку,
систему межличностных отношений;

•

владение знаниями о роли семьи в жизни личности, общества и
государства, о браке и семье как социальном институте, функ- циях
семьи, роли семейных ценностей и традиций, ответственном
родительстве;

•
•

владение знаниями о правовых основах семьи и брака;
владение знаниями о направлениях государственной
политики, мерах государственной поддержки семьи;

семейной

•

владение знаниями об этапах и закономерностях развития семьи,
способах предотвращения и преодоления семейных конфликтов и
кризисов;

•

владение знаниями о способах сохранения и укрепления здоровья, в том
числе репродуктивного, умение применять их на практике;

•

сформированность представлений о культуре взаимоотношений в семье
(с учетом реализации вариативного ценностно-целевого содержания
курса);

•

восприятие произведений литературы и искусства как источ- ника
опыта оценки явлений с позиций традиционных российских духовно нравственных ценностей;

11

•

умение применять полученные знания для принятия практиче- ских
решений в повседневной жизни.
Освоение

ценностного

обучающимися
содержания,

курса

поэтому

предполагает

личностные

присвоение

результаты

и

ими

уровень

достижения целевых ориентиров воспитания могут оцениваться посредством
инструментов, нацеленных на закрепление знаний, решение практических
задач, поддержку инициатив обучающихся:

•

исследование ценностного отношения обучающихся к семье, браку,
осознанному родительству и пр. до начала курса и по ито- гам его
освоения;

•
•
•

проектная деятельность;
педагогическое наблюдение;
участие обучающихся в социально-значимых проектах и акциях по
тематике курса и пр.

12

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Раздел 1. «Готовность к созданию семьи» (6 ч.)
1.1. Личность. Быть или казаться (2 ч.)
Индивид, индивидуальность, личность. Характеристики и каче- ства
личности.

Самоидентификация,

самопознание,

самовыражение

и

самосовершенствование личности. Свобода и ответственность лич- ности.
Личность и «личина». Пути и способы самовыражения. Мораль- ный выбор и
его влияние на дальнейшую жизнь.
1.2.

Эта трудная работа взросления (2 ч.)

Период юности
взрослости.

—

последнее время детства и первый

Социально-коммуникативные

и

возраст

психофизиологические

особенности юношеского возраста. Кризис юности и условия его преодоления.

Взросление

и

самоопределение,

планирование

будущего.

Планирование будущей семейной жизни как одна из составляющих процесса
взросления и самоопределения личности.
1.3.

Мужественность и женственность (2 ч.)

Историко-культурные

истоки

понятий

мужественности

и

жен-

ственности. Качества, определяющие мужественность и женствен- ность.
Гражданско-правовое равноправие полов как конституционная норма и
основополагающий принцип семейного права. Черты и каче- ства будущего
спутника жизни.
Раздел 2. «Ценности и традиции семьи» (12 ч.)
2.1. Семья как традиционная российская ценность (2 ч.)
Традиционные российские духовно-нравственные ценности — основа
государства, общества и семьи. Понятие «крепкая семья» как традиционная
ценность. Ценности человека — основа его личности. Взаимосвязь ценностей
и представлений человека о счастье. Семья как важная составляющая
человеческого счастья.

13

2.2.

Что делает семью крепкой: семейные ценности и

традиции (2 ч.)
Семейные ценности и традиции — основа сплоченной и крепкой семьи.
Традиции — способ передачи из поколения в поколение нрав- ственных
установок,

ценностей,

норм,

образцов

поведения,

обычаев.

Старшее

поколение — хранитель семейных традиций, семейной исто- рии, основа
семейной общности. Семейная история — часть общего наследия нашего
народа. Укрепление семейных ценностей как усло- вие поддержания единства,
стабильности, гармонии и благополучия общества.
2.3.

Искусство быть вместе (2 ч.)

Этика и культура семейного общения. Условия и правила конструктивного общения. Общие ценности как основа взаимопонима- ния.
Умение слышать и слушать, принимать позицию другого и идти на
компромиссы — основа крепких отношений в семье. Способы демонстрации
любви и взаимопонимания в семье.
2.4.

Уклад семьи (2 ч.)

Семейный уклад — фундамент семейной жизни. Ценности, тради- ции,
отношения — составляющие семейного уклада. Общее и индиви- дуальное в
укладе российских семей. Традиции в укладе современной российской семьи.
Закономерности формирования уклада семьи. Вза- имосвязь культуры
семейного общения и семейного уклада.
Вариативный компонент (4 ч.)
Раздел 3. «Возрасты семьи» (26 ч.)
3.1. Любовь и влюбленность. Выбор спутника жизни (2 ч.)
Любовь в жизни человека. Любовь как стимул к самосовершенствованию. Влюбленность и любовь: сходство и отличия. Выбор спут- ника
жизни — основа благополучия в будущем. Качества и факторы, влияющие на
выбор спутника жизни. Взаимопонимание, доверие, единство во взглядах и
ценностных установках как основа любви.

14

3.2.

Романтические отношения (2 ч.)

Этапы

романтических

отношений:

знакомство,

первое

свидание,

знакомство с родителями. Личностные качества избранника и ожи- дания
молодых людей друг от друга. Особенности общения на этапе романтических
отношений. Правила личной безопасности при зна- комстве и в начале
отношений.
3.3.

Подготовка к созданию семьи (2 ч.)

Личностная готовность к семейной жизни — главное условие
успешности брака и стабильности будущей семьи. Основные состав- ляющие
подготовки к браку. Синхронизация личных жизненных целей и установок —
ключевое условие готовности к семейной жизни.
3.4.

Свадьба. Становление семьи (2 ч.)

Заключение брака — изменение социального статуса человека и
рождение новой семьи. Подача заявления и регистрация брака. Свадьба как
знаковое событие в жизни человека. Брак как основное условие создания
семьи. Единые цели и ценности, доверие супругов — основа устойчивых
отношений в молодой семье.
3.5.

Первые годы в браке (2 ч.)

Первые годы брака — формирование системы отношений между
супругами, уклада новой семьи. Причины разногласий в молодой семье.
Совместное

ведение

домашнего

хозяйства

и

семейного

бюд-

жета,

организация совместного досуга — важные аспекты становле- ния семьи.
Взаимоуважение

и

взаимопонимание

—

условие

успешного

решения

затруднительных ситуаций.
3.6.

Мотивы рождения детей (2 ч.)

Любовь к детям как неотъемлемое свойство человеческой при- роды.
Готовность стать родителями. Мотивы рождения детей и их влияние на
будущее семьи. Статус родителя и подготовка к нему. Ответственное
родительство.

15

3.7.

Рождение ребенка. Родительство (2 ч.)

Изменения в жизни семьи, связанные с появлением ребенка. Осво- ение
родительских ролей. Установки и ожидания будущих родителей. Способы
преодоления проблем и разногласий, связанных с рожде- нием ребенка.
3.8.

Родительская любовь. Воспитание детей (2 ч.)

Принятие,

поддержка,

уважение,

доверие

как

составляющие

родительской любви. Забота о детях, их воспитание — право и обязан- ность
родителей. Соблюдение баланса в воспитании. Эмоциональная связь с
ребенком — важное слагаемое родительства.
3.9.

Родители и дети. Взаимоотношения поколений (2 ч.)

Связь поколений — условие сохранения традиций и ценностей семьи.
Роль бабушек и дедушек в воспитании ребенка. Забота о стар- ших
родственниках. Уважение, доверие, забота — основа отношения детей к
родителям.
3.10.

Конфликты в семье и способы их преодоления (2 ч.)

Семейный

конфликт

как

противоречие

потребностей,

интересов,

ценностных установок супругов. Наиболее частые причины семейных
конфликтов. Условия и способы конструктивного разрешения семей- ных
конфликтов. Влияние конфликтов на семью.
3.11. Преодоление семейных кризисов (2 ч.)
Семейные кризисы как этапы развития семьи. Причины возникно- вения
семейных кризисов. Нормативные и ненормативные семейные кризисы.
Способы и условия преодоления кризисов. Родители и дети в ситуации
семейных кризисов.
Вариативный компонент (4 ч.)

16

Раздел 4. «Благополучие и здоровье семьи» (16 ч.)1
4.1.

Здоровый образ жизни семьи (2 ч.)

Здоровье человека как фактор личностного и профессиональ- ного
успеха. Здоровый образ жизни как фундамент благополучия семьи. Забота о
своем здоровье в юности — профилактика возможных семейных проблем.
Составляющие здорового образа жизни.
4.2.

Полезные и вредные привычки (2 ч.)

Влияние вредных привычек на благополучие семьи. Полезные привычки,
их влияние на жизнедеятельность и взаимосвязь со здоро- вым образом
жизни. Формирование привычек. Уклад семьи, основан- ный на здоровом
образе жизни.
4.3.

Основы репродуктивного здоровья (2 ч.)

Репродуктивное здоровье и его взаимосвязь со здоровым обра- зом
жизни. Знание и понимание угроз репродуктивному здоровью — первый шаг
к осознанному родительству. Источники получения знаний о репродуктивном
здоровье и современные возможности его диагно- стики и поддержания.
4.4.

Психологическое здоровье семьи (2 ч.)

Психологическое

здоровье,

условия

его

сохранения:

способность

адаптироваться к изменяющимся условиям, противостоять стрессо- вым
ситуациям, развитая рефлексия, позитивное мышление, само- развитие.
Сохранение семейных ценностей, гармоничные семейные отношения как
фактор обеспечения психологической устойчивости семьи.
4.5.

Экономическое благополучие семьи (2 ч.)

Экономика

семьи

—

важная

составляющая

семейной

жизни.

Финансовая грамотность — залог финансовой стабильности и благо-

1

Содержание раздела разработано при участии ведущих специалистов
Мини- стерства здравоохранения Российской Федерации, ФП ПФ
ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н. И. Пирогова Минздрава России, НИИ
педиатрии и охраны здоровья детей НКЦ № 2 ФГБНУ «РНЦХ им. акад.
Б. В. Петровского», ФГБНУ «ФМЦ ПМИ», ФГБНУ
«ИРЗАР», ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России.
17

получия

семьи.

Планирование

и

распределение

семейного

бюджета,

предупреждение возможных рисков — важные навыки для обеспече- ния
психологического благополучия семьи, поддержания здорового образа
жизни.
Вариативный компонент (6 ч.)
Раздел 5. «Поддержка семьи в российском обществе» (8 ч.)2
5.1. Семейная политика Российской Федерации и меры
государственной поддержки семьи (2 ч.)
Дети и защита семьи — приоритет государственной политики России.
Меры поддержки молодых семей и семей с детьми в Россий- ской Федерации.
Владение навыками пользования государственными и социальными услугами
— элемент правовой культуры семьи. Соци- альные и психологические
службы, общественные и религиозные организации — ресурс помощи и
сопровождения семьи.
5.2.

Правовые аспекты семейной жизни: права и обязанности членов

семьи (2 ч.)
Семейное право и семейное законодательство. Семейный кодекс — основа
определения правового статуса семьи и ее членов. Права, обязанности и
законные интересы членов семьи. Принципы взаимо- действия членов семьи
при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей. Правовая
грамотность и ее значение в жизни совре- менной семьи.
Вариативный компонент (4 ч.)

18

2

Содержание раздела разработано при участии ведущих специалистов
ФГБУ «Все- российский научно-исследовательский институт труда»
Минтруда России.

19

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «СЕМЬЕВЕДЕНИЕ»

№
п/п

Наименован
ие разделов
и тем курса

Колво
часо
в

Программное содержание

Форма

работы
/
характеристика
деятельности обучающихся

Раздел 1. «Готовность к созданию семьи»
1.1

Личность.
2
Быть
или
казаться

Индивид, индивидуальность, личность. Характеристики и качества
личности.
Самоидентификация,
самопознание, самовыражение
и самосовершенствование личности. Свобода и ответственность
личности. Личность и «личина».
Пути
и
способы
самовыражения.
Моральный
выбор и его влияние на
дальнейшую жизнь

20

Чтение и обсуждение стихотворения Е. Евтушенко «Людей неинтересных в мире нет…».
Выполнение практического рефлексивного
задания.
Работа с цитатами, беседа.
Просмотр короткометражного фильма «Фальшивка», обсуждение.
Чтение и обсуждение стихотворения Ю.
Левитан- ского «Каждый выбирает для себя…».
Чтение и обсуждение притчи. Заключительная
беседа

1.2

Эта трудная работа
взросления

2

Период юности — последнее
время детства и первый возраст
взрослости.
Социальнокоммуникативные
и
психофизиологические
особенности
юношеского
возраста. Кризис юности и условия
его преодоления. Взросление и
самоопределение,
планирование
будущего.
Планирование
будущей семейной жизни как одна
из
составляющих
процесса
взросления и самоопределения
личности

21

Просмотр и обсуждение фрагментов из х/ф
«Мама» и/или «Курьер».
Работа в группах: анализ таблицы «Возрастная
периодизация по Д. Б. Эльконину».
Прослушивание
и
обсуждение
аудиозаписи — В. Высоцкий «Песня о
возрасте».
Просмотр и обсуждение видеоролика «Выбор».
Беседа о планировании будущей семейной
жизни.
Работа
с
иллюстративным
Заключи- тельная беседа

материалом.

1.3

Мужествен2
ность и женственность

Историко-культурные
истоки Работа с иллюстративным материалом, беседа.
поня- тий мужественности и Работа с понятиями «мужественность»
женственности.
Качества, и «женственность».
определяющие мужественность и Работа в группах: составление перечня качеств,
женственность.
Гражданско- определяющих
мужественность
и
правовое равноправие полов как женственность.
конституционная
норма
и Работа
с
фрагментами
литературных
основополагающий
принцип
произведе- ний, иллюстрирующих понятия
семейного
права.
Черты
и
мужественности и женственности.
качества
будущего
спутника
Прослушивание и обсуждение видеоклипа
жизни
«Родина» (проект «Музыка вместе»).
Заключительная беседа

Раздел 2. «Ценности и традиции семьи»
2.1

Семья
как 2
традиционная
российская
ценность

Традиционные
российские
духовно- нравственные ценности
— основа государства, общества
и семьи.
Понятие «крепкая семья» как традиционная ценность. Ценности
человека — основа его личности.
Взаимосвязь
ценностей
и
представ- лений человека о
счастье.
Семья
как
важная
составляющая челове- ческого
счастья

22

Беседа, работа с цитатами.
Работа с понятиями «культурный код»,
«ценности».
Выполнение практического задания по текстам
нормативных правовых документов.
Выполнение
практического
задания:
заполнение таблицы «Значимые ценности».
Просмотр и обсуждение фрагмента х/ф «Доживем до понедельника».
Чтение и обсуждение притчи.
Заключительная беседа

2.2 Что
делает 2
семью
крепкой: семейные
ценности
и традиции

2.3

Искусство
быть
вместе

2

Семейные ценности и традиции
— основа сплоченной и крепкой
семьи.
Традиции
—
способ
передачи
из
поколения
в
поколение
нравственных
установок,
ценностей,
норм,
образцов поведения, обы- чаев.
Старшее поколение — хранитель
семейных
традиций,
семейной
истории,
основа
семейной общ- ности. Семейная
история
—
часть
общего
наследия нашего народа.
Укрепление семейных ценностей
как
условие
поддержания
единства, стабильности, гармонии
и благопо- лучия общества

Чтение и обсуждение рассказа победителя
Всероссийского конкурса сочинений «Россия,
устремленная в будущее».
Работа с понятиями «традиции», «семейные
традиции».
Работа с текстом о семейных традициях, обсуждение новеллы О. Генри «Дары волхвов»,
заполне- ние таблицы.
Обсуждение
результатов
исследования
традиций семейного воспитания ФГБНУ
«ИИДСВ».
Работа
в
парах/мини-группах:
«проектирование» традиций воображаемой
будущей семьи

Этика и культура семейного общения. Условия и правила конструктивного общения. Общие ценности
как основа взаимопонимания.
Умение слышать и слушать,
при- нимать позицию другого
и идти на компромиссы —
основа креп- ких отношений в
семье. Способы демонстрации
любви и взаимопо- нимания в

Чтение и обсуждение притчи.
Беседа о нормах и правилах поведения и общения в семье.
Выполнение
практического
задания:
составление памятки «Как правильно общаться
в семье».
Работа в группах: обсуждение способов
выраже- ния любви, составление мини-текста о
способах выражения любви в семье.
Работа с цитатами.

23

семье

Заключительная беседа

24

2.4 Уклад семьи

2.5

Вариативный
компонент3

2

Семейный уклад — фундамент
семейной
жизни.
Ценности,
традиции,
отношения
—
составляющие семейного уклада.
Общее и инди- видуальное в
укладе
российских
семей.
Традиции и новации в укладе
современной российской семьи.
Закономерности
формирования
уклада семьи. Взаимосвязь культуры семейного общения и семейного уклада

Чтение и обсуждение фрагмента романа
А. С. Пушкина «Евгений Онегин».
Работа с понятиями «уклад», «семейный уклад».
Чтение и обсуждение фрагментов из литературных произведений (по выбору).
Анкетирование обучающихся по вопросам их
ценностного отношения к семье, обсуждение
результатов
мониторинга
ценностных
ориентаций современной молодежи

Любовь в жизни человека. Любовь
как стимул к самосовершенствованию. Любовь и влюбленность.
Качества и факторы, влияющие
на выбор спутника жизни.
Взаи- мопонимание, доверие,
единство
во
взглядах
и
ценностных
установ- ках как основа любви

Чтение и обсуждение стихотворений Р. Рождественского, Б. Заходера.
Работа с иллюстративным материалом.

4

Раздел 3. «Возрасты семьи»
3.1

Любовь и влю- 2
бленность.
Выбор
спутника жизни

25

Беседа по высказыванию Л. Н. Толстого.
Работа
с
понятиями
«любовь»
и
«влюбленность».
Выполнение
практического
задания:
заполнение таблицы «Различия отношений во
влюбленности и любви».
Чтение и обсуждение стихотворений А. С.
Пуш- кина, М. Ю. Лермонтова.

Выполнение
практического
задания:
составление
перечня
качеств
будущего
избранника.
Работа с цитатами. Заключительная беседа

3

Содержание определяется образовательной организацией с учетом региональной и местной социокультурной
специфики, потребностей обучающихся и их семей, ресурсов социального партнерства, имеющегося опыта
реализации семейноориен- тированных курсов

26

3.2

Романтические 2
отношения

3.3 Подготовк
а
к
созданию
семьи

2

Этапы
романтических
отношений: знакомство, первое
свидание,
знакомство
с
родителями.
Личностные
качества избранника и ожидания
молодых людей друг от друга.
Особенности общения на этапе
романтических отношений. Правил
личной безопасности при знакомстве и в начале отношений

Личностная
готовность
к
семейной жизни — главное
условие успешно- сти брака и
стабильности будущей семьи.
Основные
составляющие
подготовки
к
браку.
Синхронизация
личных
жизненных целей и устано- вок
— ключевое условие готовности к семейной жизни

27

Просмотр и обсуждение фрагмента х/ф
«Вам и не снилось».
Работа в группах: выполнение практических
зада- ний на темы «Знакомство», «Первое
свидание»,
«Знакомство с родителями».
Составление памятки «Правила
личной
безопас- ности при знакомствах и общении в
Интернете и соцсетях».
Просмотр и обсуждение фрагмента х/ф
«Москва слезам не верит».
Заключительная беседа
Работа
с
понятием
«готовность
к
вступлению в брак».
Выполнение
практического
задания:
заполнение таблицы (знания, умения, навыки,
необходимые для вступления в брак).
Работа в группах: анализ классификации видов
готовности к браку и оценка собственного
уровня готовности к браку.
Выполнение
практического
задания:
проектирование
способов
повышения
собственного уровня готовности к браку.
Просмотр и обсуждение фрагмента х/ф
«Большая перемена».
Заключительная беседа

3.4

Свадьба.
Становление
семьи

3.5 Первые
годы
браке

2

2
в

Заключение брака — изменение
социального статуса человека
и рождение новой семьи. Подача
заявления и регистрация брака.
Свадьба как знаковое событие
в жизни человека. Брак как основное условие создания семьи.
Единые цели и ценности, доверие
супругов — основа устойчивых
отношений в молодой семье
Первые годы брака — формирование системы отношений между
супругами, уклада новой семьи.
Причины разногласий в молодой семье. Совместное ведение
домашнего
хозяйства
и
семейного бюджета, организация
совместного досуга — важные
аспекты ста- новления семьи.
Взаимоуважение
и взаимопонимание — условие
конструктивного решения затруднительных ситуаций

28

Работа с иллюстративным материалом. Беседа.
Просмотр и обсуждение фрагмента х/ф «Лед2».
Выполнение практического задания: анализ
фраг- ментов нормативных документов.
Обсуждение результатов мониторинга ценностных ориентаций молодежи.
Чтение и обсуждение фрагмента из романа
Л. Н. Толстого «Анна Каренина».
Работа с цитатами. Заключительная беседа
Просмотр и обсуждение фрагмента м/ф «ИванЦаревич и Серый Волк».
Просмотр и обсуждение фрагментов х/ф
«Одино- ким предоставляется общежитие» и
«По семей- ным обстоятельствам»
Выполнение
практического
задания:
заполнение
таблицы
«Обязанности
супругов в семье», обсуждение.
Анализ и решение кейсов.
Выполнение практического задания: формулирование правил совместной жизни для
молодоженов

3.6

Мотивы
рождения
детей

2

Любовь к детям как неотъемлемое
свойство человеческой природы.
Мотивы рождения детей и их влияние на будущее семьи. Статус
родителя и подготовка к нему.
Ответственное родительство

29

Работа с иллюстративным материалом и
цитатами.
Обсуждение результатов мониторинга ценностных ориентаций молодежи.
Просмотр и обсуждение фрагментов х/ф
«Усатый нянь», «Что у Сеньки было».
Работа со справочной информацией,
беседа о родительской ответственности.
Работа с цитатами. Заключительная беседа

3.7

3.8

Рождение
ребенка.
Родительство

2

Родительская 2
любовь. Воспитание детей

Изменения в жизни семьи, связанные с появлением ребенка. Освоение
родительских
ролей.
Установки и ожидания будущих
родителей.
Способы преодоления проблем
и разногласий, связанных с рождением ребенка

Просмотр и обсуждение фрагмента х/ф
«По семейным обстоятельствам».
Работа с понятием «родительство».
Выполнение
практического
задания
«Введение в понятие «родительство»».
Выполнение
практического
задания:
составление
характеристики
«идеального»
родителя, беседа.
Работа в группах: заполнение таблицы
«Измене- ния в семье и трудности, связанные с
рождением ребенка».

Работа с цитатами. Заключительная беседа
Принятие, поддержка, уважение, Чтение и обсуждение стихотворения А. Вертиндоверие как составляющие роди- ского «Доченьки».
тельской любви. Забота о детях, их Работа с понятием «родительская любовь».
воспитание — право и обязанность Чтение фрагментов из повестей Л. Н. Толстого
родителей. Соблюдение баланса
«Детство» и Н. В. Гоголя «Тарас Бульба», беседа.
в воспитании. Эмоциональная Просмотр и обсуждение видеофрагмента «Безсвязь с ребенком — важное жизненное лицо».
слагаемое родительства
Работа с цитатами о родительской любви и
воспи- тании детей.
Просмотр фрагмента х/ф «Хороший мальчик»,
беседа.
Анализ и решение кейсов.
Заключительная беседа
30

3.9

Родители
2
и дети. Взаимоотношения
поколений

Связь поколений — условие Просмотр и обсуждение фрагмента х/ф
сохранения
традиций
и «Чебурашка».
ценностей семьи. Роль бабушек и Прослушивание и обсуждение песни И.
дедушек в воспи- тании ребенка. Саруха- нова «Дорогие мои старики».
Забота о старших родственниках. Обсуждение
результатов
исследования
Уважение, доверие, забота — традиций семейного воспитания ФГБНУ
основа отношения детей к «ИИДСВ».
родителям
Чтение и обсуждение притчи Л. Н. Толстого
«Ста- рый дед и внучек», беседа.
Выполнение практического задания «Слова
благодарности».
Просмотр и обсуждение социальной рекламы.
Заключительная беседа

31

3.10

Конфликты
2
в семье
и способы их
преодоления

Семейный конфликт как противо- Просмотр и обсуждение фрагмента х/ф
семейным
обстоятельствам».
речие потребностей, интересов, «По
ценностных установок супругов. Работа с понятием «конфликт».
Наиболее частые причины семей- Просмотр и обсуждение фрагментов х/ф
ных конфликтов. Условия и спо- «Вам и не снилось», «Однажды двадцать лет
собы
конструктивного спустя».
разрешения
семейных
Выполнение практического задания: анализ
конфликтов. Влияние конфликтов
типо- логии конфликтов, заполнение таблицы.
на семью
Выполнение практических заданий на основе
техники «Я-высказывание».
Выполнение
практического
задания:
заполнение
таблицы
«Конструктивное
и
неконструктивное поведение в конфликтной
ситуации».
Выполнение практического задания
«Комплимент».
Чтение и обсуждение притчи. Заключительная
беседа

32

Преодоление
семейных
кризисов

2

3.12 Вариативный
компонент

4

3.11

Семейные кризисы как этапы
развития
семьи.
Причины
возникновения семейных кризисов.
Нормативные
и ненормативные семейные
кри- зисы. Способы и условия
преодоления
кризисов.
Родители и дети в ситуации
семейных кризисов

Беседа.
Работа
с
понятиями
«кризис»,
«семейный кризис».
Работа со справочной информацией (типология
семейных кризисов), обсуждение.
Выполнение
практического
задания:
заполнение таблицы, сопоставление понятий
«конфликт»
и «кризис».
Работа в группах: проектирование
советов по преодолению семейных
кризисов.
Заключительная беседа, работа с незаконченными предложениями

Раздел 4. «Благополучие и здоровье семьи»
4.1 Здоровый
образ жизни
семьи

2

Здоровье человека как фактор
личностного и профессионального
успеха. Здоровый образ жизни как
фундамент благополучия семьи.
Забота о своем здоровье в юности
—
профилактика
возможных семейных проблем.
Составляющие здорового образа
жизни
33

Обсуждение результатов мониторинга ценностных ориентаций молодежи.
Просмотр и обсуждение м/ф «Ваше здоровье».
Беседа о здоровом образе жизни.
Выполнение
практического
задания:
заполнение кластера «Здоровый образ жизни».
Работа в группах: ознакомление с рекомендациями по здоровому образу жизни.
Заключительная беседа

4.2

Полезные
и
вредные
привычки

4.3

Основы репро- 2
дуктивного
здоровья

2

Влияние вредных привычек
на благополучие семьи. Полезные
привычки,
их
влияние
на
жизнедея- тельность и взаимосвязь
со здоро- вым образом жизни.
Формирование привычек. Уклад
семьи, основанный на здоровом
образе жизни

Обсуждение результатов мониторинга ценностных ориентаций молодежи.
Работа с цитатами, понятием «привычка».
Беседа о формировании полезных и вредных
привычек.
Просмотри и обсуждение фрагмента х/ф
«Хоро- ший мальчик».
Работа в группах: проектирование семейных
тра- диций, способствующих формированию
здоровых привычек.
Просмотр и обсуждение фрагмента м/ф «Иван
Царевич и табакерка».
Чтение
и
обсуждение
фрагментов
литературных произведений. Заключительная
беседа

Репродуктивное здоровье и его
Чтение и обсуждение притчи.
взаимосвязь со здоровым обраРабота с понятием «репродуктивное здоровье».
зом жизни. Знание и понимание
Работа в группах: определение факторов, влиугроз репродуктивному здорояющих на репродуктивное здоровье; формуливью
—
первый
шаг
к
рование правил сохранения репродуктивного
осознанному
здоровья.
родительству.
Источники
Работа с фрагментом научно-популярного
получения
знаний
о
текста, обсуждение.
репродуктивном
здоровье
и
современные возможности его Заключительная беседа
диагностики и поддержания
34

4.4

Психологиче- 2
ское здоровье
семьи

Психологическое здоровье, условия его сохранения: способность
адаптироваться к изменяющимся
условиям, противостоять стрессовым
ситуациям,
развитая
рефлексия, позитивное мышление, саморазвитие. Сохранение
семейных
ценностей,
гармоничные
семейные
отношения
как
фактор
обеспечения
психологической
устойчивости семьи

Вводная беседа. Работа с иллюстративным
материалом, определением понятий «стресс»,
«психологическое здоровье», со справочной
информацией.
Работа в группах: определение и обсуждение
критериев психологического здоровья семьи.
Беседа о влиянии стресса на семью, работа
со схемой «Стадии развития стресса».
Работа в группах: ознакомление с различными
способами саморегуляции.
Выполнение практического задания «Памятка
поддержания
психологического
здоровья
семьи».
Заключительная беседа, работа с незаконченными предложениями

4.5

Экономиче2
ское благополучие семьи

Экономика семьи — важная
составляющая
семейной
жизни.
Финансовая
грамотность
—
залог
финансовой стабильности и
благополучия
семьи.
Планирование и распределение
семейного бюджета, предупреждение возможных
рисков — важные навыки для
обеспечения
психологического
благополучия семьи, поддержания
35

Просмотр и обсуждение учебного фильма
«Управление деньгами».
Беседа о семейном бюджете и финансовой
грамотности.
Выполнение практического задания: анализ
семейного бюджета.
Беседа о финансовых рисках. Составление
памятки
«Предупреждение
финансовых
рисков».
Заключительная беседа

здорового образа жизни

4.6

Вариативный
компонент

6

36

Раздел 5. «Поддержка семьи в российском обществе»
5.1

Семейная
политика
Российской
Федерации
и
меры
государственной
поддержки
семьи

5.2

Правовые
2
аспекты
семейной
жизни: права
и
обязанности
членов семьи

2

Дети
и
защита
семьи
—
приоритет
государственной
политики России.
Меры
поддержки
молодых
семей и семей с детьми в
Российской
Федерации.
Владение
навыками
пользования государственными
и социальными услугами
—
элемент
правовой
культуры
семьи.
Социальные
и
психологические
службы,
общественные и религиозные организации — ресурс помощи и
сопро- вождения семьи

Работа с цитатами.
Анализ нормативных документов.
Беседа о мерах соцподдержки семьи со стороны
государства.
Выполнение практического задания: работа
с порталом «Госуслуги» и официальным
сайтом ФСС, изучение существующих мер
социальной поддержки.
Выполнение
практических
заданий:
работа с материалами о мерах поддержки
молодых семей.
Работа с цитатами.
Заключительная беседа

Семейное право и семейное
законодательство.
Семейный
кодекс — основа определения
пра- вового статуса семьи и ее
членов. Права, обязанности и
законные интересы членов семьи.
Принципы
взаимодействия
членов семьи при осуществлении
своих прав и испол- нении
обязанностей.
Правовая
грамотность и ее значение в

Работа в группах: составление таблицы
«Права и обязанности членов семьи».
Выполнение практических заданий: работа с
тек- стом «Семейное право. Права и
обязанности супругов и других членов семьи».
Просмотр и обсуждение фрагмента м/ф «Три
богатыря и Шамаханская царица».
Беседа о возможности оформления супругами
брачного договора.
Заключительная беседа

37

жизни современной семьи

5.4

Вариативный
компонент

Общее количество 68
часов
по
программе

38


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».