Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

АРП по биологии 6-9 ЗПР (2025-2029)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Примерная рабочая программа по биологии для обучающихся с
задержкой психического развития (далее – ЗПР)на уровне основного общего
образования подготовлена на основе Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования (Приказ
Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег.
номер 64101) (далее – ФГОС ООО), Примерной адаптированной основной
образовательной программы основного общего образования обучающихся с
задержкой психического развития (далее – ПАООП ООО ЗПР), Примерной
рабочей программы основного общего образования по учебному предмету
«Биология», Примерной программы воспитания, с учетом распределенных по
классам проверяемых требований к результатам освоения Адаптированной
основной образовательной программы основного общего образования
обучающихся с задержкой психического развития.
Общая характеристика учебного предмета «Биология»
Учебный предмет «Биология» входит в предметную область
«Естественнонаучные предметы».
Биологическое образование в основной школе должно обеспечить
формирование биологической и экологической грамотности, расширение
представлений об уникальных особенностях живой природы, ее многообразии
и эволюции, человеке как биосоциальном существе, развитие компетенций в
решении практических задач, связанных с живой природой.
Изучение предмета «Биология» в части формирования у обучающихся
научного мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение,
измерение, эксперимент, моделирование), освоения практического
применения научных знаний основано на межпредметных связях с
предметами: «Физика», «Химия», «География», «Математика», «Основы
безопасности жизнедеятельности», «История», «Русский язык», «Литература»
и др.
Значимость предмета для формирования жизненной компетенции
обучающихся с ЗПР заключается в углублении представлений о целостной и
подробной картине мира, понимании взаимосвязей между деятельностью
человека и состоянием природы, в развитии умения использовать полученные
на уроках биологии знания и опыт для безопасного взаимодействия с
окружающей средой; адекватности поведения обучающегося с точки зрения
опасности или безопасности для себя или для окружающих.
Овладение учебным предметом «Биология» представляет определенную
трудность для обучающихся с ЗПР. Это связано с особенностями
мыслительной деятельности, внимания, памяти, речи, недостаточностью
общего запаса знаний, пониженным познавательным интересом, сложностями
при определении в тексте значимой и второстепенной информации.

Для преодоления трудностей в изучении учебного предмета «Биология»
необходима адаптация объема и характера учебного материала к
познавательным возможностям обучающихся с ЗПР.
При изучении биологии обучающимися с ЗПР необходимо
осуществлять взаимодействие на полисенсорной основе.
Цели и задачи изучения учебного предмета «Биология»
Цель обучения данному предмету заключается в формировании у
обучающихся с ЗПР научного мировоззрения на основе знаний о живой
природе и присущих ей закономерностях, биологических системах; овладение
базовыми знаниями о живых организмах и их роли в природе, о методах
познания живой природы и использовании их в практической деятельности;
воспитании ценностного отношения к здоровью человека и к живой природе.
Основными задачами изучения учебного предмета «Биология»
являются:
 формирование системы научных знаний о живой природе,
закономерностях ее развития, исторически быстром сокращении
биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности
человека,
для
развития
современных
естественнонаучных
представлений о картине мира;
 приобретение опыта использования методов биологической науки и
проведения несложных биологических экспериментов для изучения
живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга
в окружающей среде;
 формирование основ экологической грамотности: способности
оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние
факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые
установки в своих действиях и поступках по отношению к живой
природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости
действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний
видов растений и животных;
 формирование представлений о значении биологических наук в решении
проблем необходимости рационального природопользования, защиты
здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества
окружающей среды;
 освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации
труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и
домашних животных, ухода за ними.
Особенности отбора и адаптации учебного материала по биологии
Обучение учебному предмету «Биология» построены на создании
оптимальных условий для усвоения программного материала обучающимися
с ЗПР.
Соблюдается индивидуальный и дифференцированный подход к
обучающимся, зависящего от уровня сформированности их учебно-

познавательной деятельности, произвольной регуляции, умственной
работоспособности,
эмоционально-личностных
особенностей
и
направленности интересов.
Уделяется внимание отбору учебного материала в соответствии с
принципом доступности при сохранении общего базового уровня. По
содержанию и объему он адаптирован для обучающихся с ЗПР в соответствии
с их особыми образовательными потребностями.
Используются
знаково-символические
средства
организации
познавательной деятельности (построение и декодирование наглядных
моделей, отражающих основное содержание изучаемого материала).
Ведется побуждение у обучающихся к самостоятельному поиску
информации.
Уделяется должное внимание закреплению изученного материала, в том
числе специальной актуализации знаний, полученных в предшествующих
классах, поскольку без подобного повторения и закрепления высок риск
«поверхностного обучения», когда сиюминутно актуализируемые знания не
могут стать основой для их дальнейшего совершенствования.
Определение количества часов на изучение тем зависит от контингента
обучающихся класса.
Примерные виды деятельности обучающихся с ЗПР, обусловленные
особыми образовательными потребностями и обеспечивающие
осмысленное освоение содержании образования по предмету «Биология»
Содержание видов деятельности обучающихся с ЗПР на уроках
биологии определяется их особыми образовательными потребностями.
Помимо широко используемых в ООП ООО общих для всех обучающихся
видов деятельности усиливаются виды деятельности, специфичные для
данной категории обучающихся, обеспечивающие осмысленное усвоение
содержания образования по предмету «Биология»: предметно-практической
деятельности; чередование видов деятельности, задействующих различные
сенсорные системы; освоение материала с опорой на алгоритм; «пошаговость»
в изучении материала; используются дополнительной визуальной опоры
(планы, образцы, схемы, шаблоны, опорные таблицы). Для развития умения
делать выводы необходимо использовать опорные слова и клише.
Продуктивным для закрепления и применения усвоенных знаний, а
также развития коммуникативных УУД является участие обучающихся с ЗПР
в проектной деятельности.
Примерная тематическая и терминологическая лексика соответствует
ООП ООО.
Изучаемые термины вводятся на полисенсорной основе, ведется
визуальная поддержка, алгоритмы работы с определением, опорные схемы для
актуализации терминологии.
Место учебного предмета «Биология» в учебном плане

В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом основного общего образования учебный предмет «Биология»
входит в предметную область «Естественнонаучные предметы» и является
обязательным для изучения. Содержание учебного предмета «Биология»,
представленное в Примерной рабочей программе, соответствует ФГОС ООО,
Примерной основной образовательной программе основного общего
образования, Примерной адаптированной основной образовательной
программе основного общего образования обучающихся с задержкой
психического развития.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ»
5 КЛАСС
1. Биология – наука о живой природе
Понятие о жизни. Признаки живого (клеточное строение, питание,
дыхание, выделение, рост и др.). Объекты живой и неживой природы, их
сравнение.
Биология – система наук о живой природе. Основные разделы биологии
(ботаника, зоология, экология, цитология, анатомия, физиология и др.).
Профессии, связанные с биологией: врач, ветеринар, психолог, агроном,
животновод и др. Связь биологии с другими науками (математика, география
и др.). Роль биологии в познании окружающего мира и практической
деятельности современного человека.
Кабинет биологии. Правила поведения и работы в кабинете с
биологическими приборами и инструментами.
2. Методы изучения живой природы
Научные методы изучения живой природы: наблюдение, эксперимент,
описание, измерение, классификация. Устройство увеличительных приборов:
лупы и микроскопа. Правила работы с увеличительными приборами.
Лабораторные и практические работы1
1. Изучение лабораторного оборудования: термометры, весы, чашки
Петри, пробирки, мензурки. Правила работы с оборудованием в школьном
кабинете.
2. Ознакомление с устройством лупы, светового микроскопа, правила
работы с ними.
3. Организмы – тела живой природы
Понятие об организме. Доядерные и ядерные организмы.
Клетка и её открытие. Клеточное строение организмов. организмов.
Строение клетки под световым микроскопом: клеточная оболочка,
Одноклеточные и многоклеточные организмы. Клетки, ткани, органы,
системы органов.

Жизнедеятельность организмов.
Свойства организмов: питание, дыхание, выделение, движение,
размножение, развитие, раздражимость, приспособленность. Организм –
единое целое.
Разнообразие организмов и их классификация
Бактерии и вирусы как формы жизни. Значение бактерий и вирусов в
природе и в жизни человека.
Лабораторные и практические работы
1. Изучение клеток кожицы чешуи лука под лупой и микроскопом (на
примере самостоятельно приготовленного микропрепарата).
4. Организмы и среда обитания
Понятие о среде обитания. Водная, наземно-воздушная, почвенная,
внутриорганизменная среды обитания. Представители сред обитания.
5. Природные сообщества
Понятие о природном сообществе. Взаимосвязи организмов в
природных сообществах. Пищевые связи в сообществах. Пищевые звенья,
цепи и сети питания. Производители, потребители и разрушители
органических веществ в природных сообществах. Примеры природных
сообществ (лес, пруд, озеро и др.).
Искусственные сообщества, их отличительные признаки от природных
сообществ.
Природные зоны Земли, их обитатели. Флора и фауна природных зон.
Ландшафты: природные и культурные.
6. Живая природа и человек
Изменения в природе в связи с развитием сельского хозяйства,
производства и ростом численности населения. Влияние человека на живую
природу в ходе истории. Глобальные экологические проблемы. Загрязнение
воздушной и водной оболочек Земли, потери почв, их предотвращение. Пути
сохранения биологического разнообразия.
6 КЛАСС
1. Растительный организм
Ботаника – наука о растениях. Разделы ботаники. Связь ботаники с
другими науками и техникой. Общие признаки растений.
Разнообразие растений. Уровни организации растительного организма.
Высшие и низшие растения. Споровые и семенные растения.
Растительная клетка. Растительные ткани. Функции растительных
тканей.
Органы и системы органов растений. Строение органов растительного
организма, их роль и связь между собой.
Лабораторные и практические работы
1. Изучение микроскопического строения листа водного растения.

2. Строение и жизнедеятельность растительного организма
Питание растения
Корень – орган почвенного (минерального) питания. Корни и корневые
системы. Виды корней и типы корневых систем. Внешнее и внутреннее
строение корня в связи с его функциями. Видоизменение корней. Почва, её
плодородие. Побег и почки. Листорасположение и листовая мозаика.
Строение и функции листа. Лист – орган воздушного питания. Фотосинтез.
Значение фотосинтеза в природе и в жизни человека.
Лабораторные и практические работы
1. Изучение строения корневых систем (стержневой и мочковатой) на
примере гербарных экземпляров или живых растений.
2. Ознакомление с внешним строением листьев и листорасположением
(на комнатных растениях).
Дыхание растения
Дыхание корня.
Лист как орган дыхания устьичный аппарат). Стебель как орган
дыхания (наличие устьиц в кожице, чечевичек). Особенности дыхания
растений. Взаимосвязь дыхания растения с фотосинтезом.
Транспорт веществ в растении
Неорганические (вода, минеральные соли) и органические вещества
(белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, витамины и др.) растения.
Связь клеточного строения стебля с его функциями. Проводящие ткани корня.
Транспорт воды и минеральных веществ в растении (сосуды древесины) —
восходящий ток. Испарение воды через стебель и листья (транспирация).
Регуляция испарения воды в растении. Влияние внешних условий на
испарение воды. Транспорт органических веществ в растении (ситовидные
трубки луба) — нисходящий ток.
Рост растения
Образовательные ткани. Конус нарастания побега, рост кончика корня.
Развитие побега из почки. Ветвление побегов. Применение знаний о
росте растения в сельском хозяйстве.
Размножение растения
Вегетативное размножение цветковых растений в природе.
Вегетативное размножение культурных растений. Хозяйственное значение
вегетативного размножения. Семенное (генеративное) размножение растений.
Цветки и соцветия. Опыление. Распространение плодов и семян в природе.
Условия прорастания семян.
Развитие растения
Развитие цветкового растения. Основные периоды развития. Цикл
развития цветкового растения. Влияние факторов внешней среды на развитие
цветковых растений. Жизненные формы цветковых растений.

Лабораторные и практические работы
1. Наблюдение за ростом и развитием цветкового растения в комнатных
условиях (на примере фасоли или посевного гороха).
7 КЛАСС
1. Систематические группы растений
Классификация растений. Вид как основная систематическая
категория. Система растительного мира. Низшие, высшие споровые, высшие
семенные растения.
Низшие растения. Водоросли. Общая характеристика водорослей.
Одноклеточные и многоклеточные зелёные водоросли. Строение и
жизнедеятельность зелёных водорослей. Значение водорослей в природе и
жизни человека.
Высшие споровые растения. Моховидные (Мхи). Общая
характеристика мхов. Строение и жизнедеятельность зелёных и сфагновых
мхов. Использование торфа и продуктов его переработки в хозяйственной
деятельности человека.
Плауновидные
(Плауны).
Хвощевидные
(Хвощи),
Папоротниковидные (Папоротники). Общая характеристика. Усложнение
строения папоротникообразных растений по сравнению с мхами. Особенности
строения и жизнедеятельности плаунов, хвощей и папоротников. Роль
древних папоротникообразных в образовании каменного угля. Значение
папоротникообразных в природе и жизни человека.
Высшие семенные растения. Голосеменные. Общая характеристика.
Хвойные растения, их разнообразие. Строение и жизнедеятельность хвойных.
Значение хвойных растений в природе и жизни человека.
Покрытосеменные (цветковые) растения. Общая характеристика.
Особенности строения и жизнедеятельности покрытосеменных.
Классификация покрытосеменных растений: класс Двудольные и класс
Однодольные.
Признаки классов.
Семейства
покрытосеменных2
(цветковых) растений. Характерные признаки семейств класса Двудольные
(Крестоцветные, или Капустные, Розоцветные, или Розовые, Мотыльковые,
или Бобовые, Паслёновые, Сложноцветные, или Астровые) и класса
Однодольные (Лилейные, Злаки, или Мятликовые)3. Многообразие растений.
Дикорастущие представители семейств. Культурные представители семейств,
их использование человеком.
Лабораторные и практические работы
1. Изучение признаков представителей семейств: Крестоцветные
(Капустные), Розоцветные (Розовые), Мотыльковые (Бобовые), Паслёновые,
Сложноцветные (Астровые), Лилейные, Злаки (Мятликовые) на гербарных и
натуральных образцах.

2. Развитие растительного мира на Земле
Эволюционное развитие растительного мира на Земле. Сохранение в
земной коре растительных остатков, их изучение.
Этапы развития наземных растений основных систематических групп.
Вымершие растения.
3. Растения в природных сообществах
Растения
и
среда
обитания.
Экологические
факторы.
Приспособленность растений к среде обитания. Взаимосвязи растений между
собой и с другими организмами.
Растительные сообщества.
4. Растения и человек
Культурные растения и их происхождение.
Охрана растительного мира. Красная книга России. Меры сохранения
растительного мира.
5. Грибы. Лишайники. Бактерии
Грибы. Общая характеристика. Плесневые грибы. Дрожжевые грибы.
Значение плесневых и дрожжевых грибов в природе и жизни человека
(пищевая и фармацевтическая промышленность и др.).
Паразитические грибы. Разнообразие и значение паразитических грибов
Лишайники – комплексные организмы. Значение лишайников в природе
и жизни человека.
Бактерии – доядерные организмы. Общая характеристика бактерий.
Бактериальная клетка. Размножение бактерий. Распространение бактерий.
Значение бактерий в природных сообществах. Болезнетворные бактерии
и меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Бактерии на
службе у человека (в сельском хозяйстве, промышленности).
8 КЛАСС
1. Животный организм
Зоология – наука о животных. Разделы зоологии. Связь зоологии с
другими науками и техникой.
Общие признаки животных.
Животная клетка. Ткани животных, их разнообразие. Органы и системы
органов животных. Организм – единое целое.
2. Строение и жизнедеятельность организма животного 4
Опора и движение животных. Особенности гидростатического,
наружного и внутреннего скелета у животных.
Питание и пищеварение у животных. Значение питания. Питание и
пищеварение у простейших, беспозвоночных, пищеварительный тракт у
позвоночных.
Дыхание животных. Значение дыхания. Жаберное дыхание.
Кожное, трахейное, лёгочное дыхание у обитателей суши.
Транспорт веществ у животных. Роль транспорта веществ в организме

животных. Замкнутая и незамкнутая кровеносные системы у беспозвоночных.
Сердце, кровеносные сосуды. Круги кровообращения и особенности строения
сердец у позвоночных, усложнение системы кровообращения.
Выделение у животных. Значение выделения конечных продуктов
обмена веществ.
Покровы тела у животных. Покровы у беспозвоночных. Усложнение
строения кожи у позвоночных. Кожа как орган выделения. Роль кожи в
теплоотдаче. Производные кожи. Средства пассивной и активной защиты у
животных.
Координация и регуляция жизнедеятельности у животных.
Раздражимость у одноклеточных животных.
Нервная регуляция. Нервная система, её значение. Гуморальная
регуляция. Органы чувств, их значение.
Поведение животных. Врождённое и приобретённое поведение
(инстинкт и научение).
Размножение и развитие животных. Бесполое размножение: деление
клетки одноклеточного организма на две, почкование, фрагментация. Половое
размножение. Преимущество полового размножения.
3. Систематические группы животных
Основные категории систематики животных. Вид как основная
систематическая категория животных. Классификация животных. Система
животного мира. Систематические категории животных (царство, тип, класс,
отряд, семейство, род, вид), их соподчинение.
Строение
и
Одноклеточные
животные
–
простейшие.
жизнедеятельность простейших.
Общая
Многоклеточные
животные.
Кишечнополостные.
характеристика. Местообитание. Особенности строения и жизнедеятельности.
Плоские, круглые, кольчатые черви. Общая характеристика.
Особенности строения и жизнедеятельности плоских, круглых и кольчатых
червей. Многообразие червей.
Меры по предупреждению заражения
паразитическими червями. Роль червей как почвообразователей.
Членистоногие. Общая характеристика. Среды жизни. Внешнее и
внутреннее строение членистоногих. Многообразие членистоногих.
Представители классов. Значение насекомых в природе и жизни человека.
Лабораторные и практические работы
1. Ознакомление с различными типами развития насекомых (на примере
коллекций).
Моллюски. Общая характеристика. Местообитание моллюсков.
Строение и процессы жизнедеятельности. Значение моллюсков в природе и
жизни человека.
Хордовые. Общая характеристика. Зародышевое развитие хордовых.
Систематические группы хордовых. Подтип Бесчерепные (ланцетник).
Подтип Черепные, или Позвоночные.

Рыбы. Общая характеристика. Местообитание и внешнее строение рыб.
Особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности.
Хозяйственное значение рыб.
Земноводные. Общая характеристика. Местообитание земноводных.
Особенности
внешнего
и
внутреннего
строения,
процессов
жизнедеятельности, связанных с выходом земноводных на сушу.
Многообразие земноводных и их охрана. Значение земноводных в
природе и жизни человека.
Общая
характеристика.
Местообитание
Пресмыкающиеся.
пресмыкающихся. Особенности внешнего и внутреннего строения
пресмыкающихся. Процессы жизнедеятельности. Значение пресмыкающихся
в природе и жизни человека.
Птицы. Общая характеристика. Особенности внешнего строения птиц.
Особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности птиц.
Значение птиц в природе и жизни человека.
Общая
характеристика.
Среды
жизни
Млекопитающие.
млекопитающих. Особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры,
внутреннего строения. Процессы жизнедеятельности.
Первозвери. Однопроходные (яйцекладущие) и Сумчатые (низшие
звери). Плацентарные млекопитающие. Многообразие млекопитающих.
Значение млекопитающих в природе и жизни человека. Млекопитающие
– переносчики возбудителей опасных заболеваний. Меры борьбы с грызунами.
Многообразие млекопитающих родного края.
4. Развитие животного мира на Земле
Эволюционное развитие животного мира на Земле.
Жизнь животных в воде. Одноклеточные животные. Происхождение
многоклеточных животных. Основные этапы эволюции беспозвоночных.
Основные этапы эволюции позвоночных животных. Вымершие животные.
5. Животные в природных сообществах
Животные и среда обитания. Влияние света, температуры и влажности
на животных. Приспособленность животных к условиям среды обитания.
Взаимосвязи животных между собой и с другими организмами.
Пищевые связи в природном сообществе. Экосистема.
6. Животные и человек
Воздействие человека на животных в природе: прямое и косвенное.
Город как особая искусственная среда, созданная человеком.
Восстановление численности редких видов животных: особо
охраняемые природные территории (ООПТ). Красная книга России. Меры
сохранения животного мира.
9 КЛАСС
1. Человек – биосоциальный вид

Науки о человеке (анатомия, физиология, психология, антропология,
гигиена, санитария, экология человека). Методы изучения организма
человека. Значение знаний о человеке для самопознания и сохранения
здоровья. Особенности человека как биосоциального существа.
Место человека в системе органического мира. Человек как часть
природы. Человеческие расы.
2. Структура организма человека
Строение и химический состав клетки. Обмен веществ и превращение
энергии в клетке. Многообразие клеток, их деление. Нуклеиновые кислоты.
Гены. Хромосомы. Хромосомный набор. Митоз, мейоз. Соматические и
половые клетки. Стволовые клетки.
Типы тканей организма человека. Свойства тканей, их функции. Органы
и системы органов. Организм как единое целое. Взаимосвязь органов и систем
как основа гомеостаза.
3. Нейрогуморальная регуляция
Нервная система человека, её организация и значение.
Нейроны, нервы, нервные узлы. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Рецепторы.
Спинной мозг, его строение и функции. Головной мозг, его строение и
функции. Гуморальная регуляция функций. Эндокринная система. Железы
внутренней секреции. Железы смешанной секреции. Гормоны, их роль в
регуляции физиологических функций организма, роста и развития. Нарушение
в работе эндокринных желёз. Особенности рефлекторной и гуморальной
регуляции функций организма.
4. Опора и движение
Значение опорно-двигательного аппарата. Скелет человека, строение его
отделов и функции. Кости, их химический состав, строение. Типы костей. Рост
костей в длину и толщину. Соединение костей. Скелет головы. Скелет
туловища. Скелет конечностей и их поясов. Особенности скелета человека,
связанные с прямохождением и трудовой деятельностью.
Мышечная система. Строение и функции скелетных мышц. Нарушения
опорно-двигательной системы. Возрастные изменения в строении костей.
5. Внутренняя среда организма
Внутренняя среда и её функции. Форменные элементы крови:
эритроциты, лейкоциты и тромбоциты. Малокровие, его причины. Красный
костный мозг, его роль в организме. Плазма крови. Постоянство внутренней
среды (гомеостаз). Свёртывание крови. Группы крови. Резус-фактор.
Переливание крови. Донорство.
Иммунитет и его виды. Факторы, влияющие на иммунитет.
6. Кровообращение
Органы кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм
сердца. Сердечный цикл, его длительность. Большой и малый круги

кровообращения. Движение крови по сосудам. Пульс. Лимфатическая
система, лимфоотток. Первая помощь при кровотечениях.
Лабораторные и практические работы
1. Измерение кровяного давления.
2. Определение пульса и числа сердечных сокращений в покое и после
дозированных физических нагрузок у человека.
7. Дыхание
Дыхание и его значение. Органы дыхания. Лёгкие. Взаимосвязь
строения и функций органов дыхания.
Инфекционные болезни, передающиеся через воздух, предупреждение
воздушно-капельных инфекций. Оказание первой помощи при поражении
органов дыхания.
8. Питание и пищеварение
Питательные вещества и пищевые продукты. Питание и его значение.
Пищеварение. Органы пищеварения, их строение и функции. Ферменты, их
роль в пищеварении.
Микробиом человека — совокупность микроорганизмов, населяющих
организм человека. Регуляция пищеварения. Методы изучения органов
пищеварения. Работы И. П. Павлова. Гигиена питания.
9. Обмен веществ и превращение энергии
Обмен веществ и превращение энергии в организме человека.
Пластический и энергетический обмен. Обмен воды и минеральных солей.
Обмен белков, углеводов и жиров в организме. Регуляция обмена веществ и
превращения энергии.
Витамины и их роль для организма. Нормы и режим питания.
Рациональное питание. Нарушение обмена веществ.
10. Кожа
Строение и функции кожи. Кожа и её производные. Кожа и
терморегуляция. Влияние на кожу факторов окружающей среды.
Закаливание и его роль. Профилактика и первая помощь при тепловом
и солнечном ударах, ожогах и обморожениях.
Лабораторные и практические работы
1. Описание мер по уходу за кожей лица и волосами в зависимости от
типа кожи.
11. Выделение
Значение выделения. Органы выделения. Органы мочевыделительной
системы, их строение и функции.
Заболевания органов мочевыделительной системы, их предупреждение.
12. Размножение и развитие

Органы репродукции, строение и функции. Половые железы. Половые
клетки. Оплодотворение. Внутриутробное развитие.
13. Органы чувств и сенсорные системы
Органы чувств и их значение. Анализаторы. Сенсорные системы.
Гигиена органов чувств.
14. Поведение и психика
Психика и поведение человека. Потребности и мотивы поведения.
Социальная обусловленность поведения человека. Рефлекторная теория
поведения. Высшая нервная деятельность человека
Наследственные и ненаследственные программы поведения у человека.
Приспособительный характер поведения.
Память и внимание. Эмоции. Индивидуальные особенности личности:
способности, темперамент, характер, одарённость. Типы высшей нервной
деятельности и темперамента. Особенности психики человека. Гигиена
физического и умственного труда. Режим труда и отдыха. Сон и его значение.
Гигиена сна.
15. Человек и окружающая среда
Человек и окружающая среда. Экологические факторы и их действие на
организм человека. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей
среды. Микроклимат жилых помещений. Соблюдение правил поведения в
окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях.
Здоровье человека как социальная ценность. Факторы, нарушающие
здоровье. Укрепление здоровья. Культура отношения к собственному
здоровью и здоровью окружающих. Всемирная организация здравоохранения.
Человек как часть биосферы Земли. Антропогенные воздействия на
природу. Урбанизация. Цивилизация. Техногенные изменения в окружающей
среде. Современные глобальные экологические проблемы. Значение охраны
окружающей среды для сохранения человечества.
Примерные контрольно-измерительные материалы по биологии
Виды и формы контроля:
 устный опрос в форме беседы с опорой на план;
 тематическое тестирование;
 практические работы;
 индивидуальный контроль (дифференцированные карточки-задания,
индивидуальные домашние задания).
Текущая проверка осуществляется в процессе освоения обучающимися
каждой темы и тематического раздела в целом. Она проходит в виде опросов,
выполнения проверочных заданий и др., организуемых педагогом. Основная
функция текущей проверки заключается в диагностировании результатов и
дальнейшей коррекции трудностей, возникающих при освоении программы.
Промежуточный контроль позволяет установить уровень освоения
обучающимися программного материала по биологии на конец учебного года.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ»
НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

чувство ответственности перед своей малой Родиной – осознание
необходимости
соблюдения
правил
природосбережения
и
природопользования;
мотивация к обучению и целенаправленной познавательной
деятельности в области биологических знаний;
осмысление личного и чужого опыта, наблюдений за природными
объектами и явлениями;
осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
способность воспринимать информацию биологического содержания в
научно-популярной литературе, средствах массовой информации и Интернетресурсах, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее
содержание и данные об источнике информации;
осознание своего поведения с точки зрения опасности или безопасности
для себя или для окружающих;
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребления
алкоголя, наркотиков, курения) и иных форм вреда для физического и
психического здоровья;
активное участие в решении практических задач природосбережения (в
рамках семьи, школы, города);
уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
представления об основах экологической культуры, соответствующей
современному уровню экологического мышления, приобретение опыта
экологически ориентированной практической деятельности в жизненных
ситуациях;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
осознание стрессовой ситуации, оценка происходящих биологических
изменений и их последствий; формировать опыт;
осознание своих дефицитов и проявление стремления к их преодолению;
саморазвитие, умение ставить достижимые цели и строить реальные
жизненные планы.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Овладение
универсальными
учебными
познавательными
действиями:
пользоваться научными методами для распознания биологических
проблем;
давать научное объяснение с опорой на ключевые слова биологическим
фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов
и человека;

проводить наблюдения с опорой на план за живыми объектами,
собственным организмом;
описывать биологические объекты, процессы и явления с опорой на
алгоритм;
использовать научно-популярную литературу по биологии, справочные
материалы (на бумажных и электронных носителях), ресурсы Интернета при
выполнении учебных задач;
создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач с помощью педагога.
Овладение универсальными учебными коммуникативными
действиями:
использовать информационно-коммуникационные технологии для
решения коммуникативных и познавательных задач в области биологии;
с помощью педагога или самостоятельно составлять устные и
письменные тексты по биологии с использованием иллюстративных
материалов для выступления перед аудиторией;
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить
общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и
учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
оценивать качество своего вклада в общий продукт, принимать и
разделять ответственность и проявлять готовность к предоставлению отчета
перед группой.
Овладение
универсальными
учебными
регулятивными
действиями:
определять цели биологического образования, ставить новые задачи в
учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
планировать пути достижения целей в биологических наблюдениях,
осознанно выбирать способы решения учебных и познавательных задач;
оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

осознавать и применять ценностное отношение к живой природе, к
собственному организму; понимать роль биологии в формировании
современной естественнонаучной картины мира;
уметь применять систему биологических знаний под руководством
педагога: раскрывать сущность живого, называть отличия живого от
неживого,
перечислять
основные
закономерности
организации,
функционирования объектов, явлений, процессов живой природы,
эволюционного развития органического мира в его единстве с неживой
природой;
владеть основами понятийного аппарата и научного языка биологии:
использовать изученные термины, понятия, теории, законы и закономерности

для объяснения наблюдаемых биологических объектов, явлений и процессов
с опорой на схемы и алгоритмы;
понимать способы получения биологических знаний;
уметь характеризовать с опорой на ключевые слова, план, справочную
информацию основные группы организмов в системе органического мира (в
том числе вирусы, бактерии, растения, грибы, животные): строение, процессы
жизнедеятельности, их происхождение, значение в природе и жизни человека;
уметь объяснять положение человека в системе органического мира, его
происхождение, сходства и отличия человека от животных, характеризовать
строение и процессы жизнедеятельности организма человека, его
приспособленность к различным экологическим факторам;
иметь представление о взаимосвязи наследования потомством
признаков от родительских форм с организацией клетки, наличием в ней
хромосом как носителей наследственной информации, об основных
закономерностях наследования признаков;
иметь представление об основных факторах окружающей среды, их роли
в жизнедеятельности и эволюции организмов; представление об
антропогенном факторе;
иметь представление об экосистемах и значении биоразнообразия; о
глобальных экологических проблемах, стоящих перед человечеством и
способах их преодоления;
уметь создавать и применять с помощью педагога словесные и
графические модели для объяснения строения живых систем, явлений и
процессов живой природы;
осознавать вклад российских и зарубежных ученых в развитие
биологических наук;
владеть навыками работы с информацией биологического содержания,
представленной в разной форме (в виде текста, табличных данных, схем,
графиков, диаграмм, моделей, изображений), критического анализа
информации и оценки ее достоверности с помощью учителя;
уметь интегрировать с помощью педагога биологические знания со
знаниями других учебных предметов;
владеть основами экологической грамотности
уметь использовать приобретенные знания и навыки для здорового
образа жизни, сбалансированного питания и физической активности;
неприятие вредных привычек и зависимостей; уметь противодействовать
лженаучным манипуляциям в области здоровья;
знать и уметь применять приемы оказания первой помощи человеку,
выращивания культурных растений и ухода за домашними животными;
Требования к предметным результатам освоения учебного предмета
«Биология», распределенные по годам обучения
5 КЛАСС:

характеризовать с опорой на ключевые слова биологию как науку о
живой природе; перечислять с помощью учителя основные закономерности
организации, функционирования объектов, явлений, процессов живой
природы, называть признаки живого, сравнивать с визуальной опорой объекты
живой и неживой природы;
характеризовать с опорой на ключевые слова значение биологических
знаний для современного человека; перечислять профессии, связанные с
биологией;
иметь представление о важнейших биологических процессах и
явлениях: питание, дыхание, транспорт веществ, раздражимость, рост,
развитие, движение, размножение, формировать представления о взаимосвязи
наследования потомством признаков от родительских форм с организацией
клетки, наличием в ней хромосом как носителей наследственной информации,
об основных закономерностях наследования признаков;
владеть основами понятийного аппарата и научного языка биологии:
использовать с помощью учителя изученные термины, понятия, теории,
законы и закономерности для объяснения наблюдаемых биологических
объектов, явлений и процессов;
различать по внешнему виду (изображениям), схемам и описаниям
доядерные и ядерные организмы; различные биологические объекты:
растения, животных, грибы, лишайники, бактерии; природные и
искусственные сообщества, взаимосвязи организмов в природном и
искусственном сообществах; представителей флоры и фауны природных зон
Земли; ландшафты природные и культурные с использованием справочной
информации и с помощью учителя;
проводить описание организма по заданному плану; выделять
существенные признаки строения и процессов жизнедеятельности
организмов, характеризовать организмы как тела живой природы, перечислять
особенности растений, животных, грибов, лишайников, бактерий и вирусов с
опорой на алгоритм;
раскрывать понятие о среде обитания (водной, наземно-воздушной,
почвенной, внутриорганизменной), факторах окружающей среды;
приводить примеры, характеризующие приспособленность организмов
к среде обитания, взаимосвязи организмов в сообществах с визуальной
опорой;
знать основные правила поведения человека в природе и объяснять с
помощью учителя значение природоохранной деятельности человека;
раскрывать на основе опорного плана роль биологии в практической
деятельности человека;
иметь представление о связи знаний биологии со знаниями математики,
физической географии, предметов гуманитарного цикла, различными видами
искусства;
выполнять практические работы с помощью учителя, по алгоритму
(поиск информации с использованием различных источников; описание
организма по заданному плану) и лабораторные работы (работа с

микроскопом; знакомство с различными способами измерения и сравнения
живых объектов);
использовать при выполнении учебных заданий научно-популярную
литературу по биологии, справочные материалы, ресурсы сети Интернет;
создавать с помощью учителя собственные письменные и устные
сообщения, грамотно использовать понятийный аппарат биологии, по
возможности, сопровождать выступление презентацией;
владеть навыками работы с информацией биологического содержания,
представленной в разной форме (в виде текста, табличных данных, схем,
графиков, диаграмм, моделей, изображений), критического анализа
информации и оценки ее достоверности с помощью учителя;
осуществлять отбор источников биологической информации в
соответствии с заданным поисковым запросом с помощью учителя.
6 КЛАСС:
характеризовать с опорой на ключевые слова ботанику как
биологическую науку, ее разделы и связи с другими науками и техникой;
владеть основами понятийного аппарата и научного языка биологии:
использовать изученные термины, понятия, теории, законы и закономерности
для объяснения наблюдаемых биологических объектов, явлений и процессов;
ориентироваться в биологических понятиях и терминах и оперировать ими на
базовом уровне (в том числе: ботаника, растительная клетка, растительная
ткань, органы растения, система органов растения (корень, побег, почка, лист,
видоизмененные органы, цветок, плод, семя), растительный организм,
минеральное питание, фотосинтез, дыхание, рост, размножение, развитие) в
соответствии с поставленной задачей и в контексте с визуальной опорой;
описывать строение и жизнедеятельность растительного организма (на
примере покрытосеменных или цветковых): поглощение воды и минеральное
питание, фотосинтез, дыхание, транспорт веществ, рост, размножение,
развитие; связь строения вегетативных и генеративных органов растений с их
функциями с опорой на алгоритм;
различать и описывать живые и гербарные экземпляры растений по
заданному плану, части растений по изображениям, схемам, моделям,
муляжам, рельефным таблицам с помощью учителя;
сравнивать растительные ткани и органы растений между собой с
помощью учителя, с опорой на алгоритм;
характеризовать с опорой на ключевые слова процессы
жизнедеятельности растений: поглощение воды и минеральное питание,
фотосинтез, дыхание, рост, развитие, способы естественного и искусственного
вегетативного размножения; семенное размножение (на примере
покрытосеменных, или цветковых);
выявлять с помощью учителя причинно-следственные связи между
строением и функциями тканей и органов растений, строением и
жизнедеятельностью растений;

классифицировать с помощью учителя растения и их части по разным
основаниям;
иметь представление о роли растений в природе и жизни человека;
применять полученные знания для выращивания и размножения
культурных растений, овладеть приемами выращивания культурных
растений;
иметь представление о связи знаний биологии со знаниями математики,
физической географии, предметов гуманитарного цикла, различными видами
искусства;
создавать с помощью учителя письменные и устные сообщения,
обобщая информацию из двух источников, грамотно используя понятийный
аппарат изучаемого раздела биологии;
владеть навыками работы с информацией биологического содержания,
представленной в разной форме (в виде текста, табличных данных, схем,
графиков, диаграмм, моделей, изображений), критического анализа
информации и оценки ее достоверности с помощью учителя.
7 КЛАСС:
характеризовать с опорой на ключевые слова принципы классификации
растений, основные систематические группы растений (водоросли, мхи,
плауны, хвощи, папоротники, голосеменные, покрытосеменные или
цветковые);
владеть основами понятийного аппарата и научного языка биологии:
использовать изученные термины, понятия, теории, законы и закономерности
для объяснения наблюдаемых биологических объектов, явлений и процессов;
различать и описывать с помощью учителя живые и гербарные
экземпляры растений, части растений по изображениям, схемам, моделям,
муляжам, рельефным таблицам; грибы по изображениям, схемам, муляжам;
бактерии по изображениям;
выявлять признаки классов в строении покрытосеменных или
цветковых, признаки семейств двудольных и однодольных растений с опорой
на ключевые слова, схемы;
определять систематическое положение растительного организма (на
примере покрытосеменных или цветковых) с помощью определительной
карточки;
выполнять практические и лабораторные работы с помощью учителя по
систематике растений, микологии и микробиологии, в том числе работы с
микроскопом с постоянными (фиксированными) и временными
микропрепаратами, исследовательские работы с использованием приборов и
инструментов цифровой лаборатории;
выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности
растений, бактерий, грибов и лишайников с опорой на ключевые слова;
проводить описание и сравнивать между собой растения, грибы,
лишайники, бактерии по заданному плану; делать выводы на основе сравнения
с помощью учителя;

описывать с опорой на справочный материал усложнение организации
растений в ходе эволюции растительного мира на Земле;
выявлять с помощью учителя черты приспособленности растений к
среде обитания, значение экологических факторов для растений;
приводить примеры культурных растений и их значения в жизни
человека;
понимать причины и иметь представление о мерах охраны
растительного мира Земли;
иметь представление о роли растений, грибов, лишайников, бактерий в
природных сообществах, в хозяйственной деятельности человека и его
повседневной жизни;
иметь представление о связи знаний биологии со знаниями математики,
физической географии, предметов гуманитарного цикла, различными видами
искусства и демонстрировать на конкретных примерах с помощью учителя;
соблюдать правила безопасного труда при работе с учебным и
лабораторным оборудованием, химической посудой в соответствии с
инструкциями по выполнению лабораторных и практических работ на уроке и
во внеурочной деятельности;
создавать с опорой на справочный материал письменные и устные
сообщения, грамотно используя понятийный аппарат изучаемого раздела
биологии, сопровождать выступление презентацией, созданной с помощью
учителя;
владеть навыками работы с информацией биологического содержания,
представленной в разной форме (в виде текста, табличных данных, схем,
графиков, диаграмм, моделей, изображений), критического анализа
информации и оценки ее достоверности с помощью учителя.
8 КЛАСС:
характеризовать с опорой на план зоологию как биологическую науку,
ее разделы и связь с другими науками и техникой;
характеризовать с опорой на ключевые слова принципы классификации
животных, вид, как основную систематическую категорию, основные
систематические группы животных (простейшие, кишечнополостные,
плоские, круглые и кольчатые черви; членистоногие, моллюски, хордовые);
владеть основами понятийного аппарата и научного языка биологии:
использовать изученные термины, понятия, теории, законы и закономерности
для объяснения наблюдаемых биологических объектов, явлений и процессов;
в соответствии с поставленной задачей и в контексте с визуальной опорой;
иметь представление об общих признаках животных, уровнях
организации животного организма: клетки, ткани, органы, системы органов,
организм;
уметь описывать клетки, ткани, органы, системы органов и
характеризовать важнейшие биологические процессы в организмах животных,
сравнивать животные ткани и органы животных между собой с опорой на
план, ключевые слова;

иметь представление о строении и процессах жизнедеятельности
животных изучаемых систематических групп: опору и движение, питание и
пищеварение, дыхание и транспорт веществ, выделение, регуляцию и
поведение, рост, размножение и развитие;
выявлять с помощью учителя причинно-следственные связи между
строением, жизнедеятельностью и средой обитания животных изучаемых
систематических групп;
выявлять с опорой на алгоритм учебных действий характерные признаки
классов членистоногих и хордовых; отрядов насекомых и млекопитающих;
выполнять практические и лабораторные работы с помощью учителя по
морфологии, анатомии, физиологии и поведению животных, в том числе
работы с микроскопом с постоянными (фиксированными) и временными
микропрепаратами, исследовательские работы с использованием приборов и
инструментов цифровой лаборатории;
классифицировать по предложенным основаниям животных на
основании особенностей строения;
описывать с опорой на справочный материал усложнение организации
животных в ходе эволюции животного мира на Земле, эволюционного
развития органического мира в его единстве с неживой природой;
выявлять с опорой на алгоритм учебных действий черты
приспособленности животных к среде обитания, значение для животных
экологических факторов, в том числе антропогенного;
выявлять с опорой на алгоритм учебных действий взаимосвязи
животных в природных сообществах, цепи питания;
иметь представление о животных природных зон Земли, основных
закономерностях распространения животных по планете;
раскрывать роль домашних и непродуктивных животных в жизни
человека; роль промысловых животных в хозяйственной деятельности
человека и его повседневной жизни, иметь представление о приемах ухода за
домашними животными;
понимать причины и иметь представление о мерах охраны животного
мира Земли;
иметь представление о связи знаний биологии со знаниями математики,
предметов естественнонаучного и гуманитарного цикла, различными видами
искусства;
понимать способы получения биологических знаний;
создавать с опорой на справочный материал письменные и устные
сообщения, грамотно используя понятийный аппарат изучаемого раздела
биологии, сопровождать выступление презентацией с учетом особенностей
аудитории сверстников;
владеть навыками работы с информацией биологического содержания,
представленной в разной форме (в виде текста, табличных данных, схем,
графиков, диаграмм, моделей, изображений), критического анализа
информации и оценки ее достоверности с помощью учителя.

9 КЛАСС
иметь представление о науках о человеке (анатомия, физиология,
медицина, гигиена, экология человека, психология) и их связи с другими
науками и техникой;
объяснять с опорой на ключевые слова, план положение человека в
системе органического мира, его происхождение; сходства и отличия человека
от животных; приспособленность к различным экологическим факторам
(человеческие расы и адаптивные типы людей); родство человеческих рас,
иметь представления о современной теории эволюции и основных
свидетельствах эволюции;
приводить примеры вклада отечественных (в том числе И.М. Сеченов,
И.П. Павлов, И.И. Мечников, А.А. Ухтомский, П.К. Анохин) и зарубежных (в
том числе У. Гарвей, К. Бернар, Л. Пастер, Ч. Дарвин) ученых в развитие
представлений о происхождении, строении, жизнедеятельности, поведении,
экологии человека и животных с опорой на учебник и другие источники
информации;
ориентироваться в биологических понятиях и терминах и оперировать
ими на базовом уровне в соответствии с поставленной задачей и в контексте
с визуальной опорой;
проводить описание по внешнему виду (изображению), схемам общих
признаков организма человека, уровней его организации: клетки, ткани,
органы, системы органов, организм;
сравнивать с опорой на алгоритм учебных действий клетки разных
тканей, групп тканей, органы, системы органов человека; процессы
жизнедеятельности организма человека, делать выводы на основе сравнения;
различать биологически активные вещества (витамины, ферменты,
гормоны), выявлять их роль в процессе обмена веществ и превращения
энергии с опорой на определения;
выявлять с помощью учителя причинно-следственные связи между
строением клеток, органов, систем органов организма человека и их
функциями; между строением, жизнедеятельностью и средой обитания
человека;
создавать и применять с помощью педагога словесные и графические
модели для объяснения строения и функционирования органов и систем
органов человека;
иметь представления об основных закономерностях наследования
признаков различать наследственные и ненаследственные (инфекционные,
неинфекционные) заболевания человека; объяснять значение мер
профилактики в предупреждении заболеваний человека под руководством
учителя;
объяснять нейрогуморальную регуляцию процессов жизнедеятельности
человека с использованием смысловых опор;
характеризовать и сравнивать безусловные и условные рефлексы,
наследственные и ненаследственные программы поведения;

решать с опорой на алгоритм учебных действий учебные задачи,
используя основные показатели здоровья человека, проводить расчеты и
делать выводы на основании полученных результатов;
называть и аргументировать основные принципы здорового образа
жизни, методы защиты и укрепления здоровья человека: сбалансированное
питание, соблюдение правил личной гигиены, занятия физкультурой и
спортом, рациональная организация труда и полноценного отдыха,
позитивное эмоционально-психическое состояние;
использовать приобретенные знания и умения для соблюдения
здорового образа жизни, сбалансированного питания, физической активности,
стрессоустойчивости, неприятия вредных привычек и зависимостей;
знать алгоритм оказания первой помощи, использовать приобретенные
знания и умения в практической деятельности для оказания первой помощи
человеку при потере сознания, солнечном и тепловом ударах, отравлении,
утоплении, кровотечении, травмах мягких тканей, костей скелета, органов
чувств, ожогах и обморожениях;
уметь выбирать целевые установки в своих действиях и поступках по
отношению к живой природе, своему здоровью и здоровью окружающих;
иметь представление о связи знаний наук о человеке со знаниями
предметов естественнонаучного и гуманитарного цикла, ОБЖ, физической
культуры, различных видов искусства; уметь интегрировать с помощью
педагога биологические знания со знаниями других учебных предметов;
иметь представления о глобальных экологических проблемах, стоящих
перед человечеством и способах их преодоления;
понимать способы получения биологических знаний;
владеть навыками работы с информацией биологического содержания,
представленной в разной форме (в виде текста, табличных данных, схем,
графиков, диаграмм, моделей, изображений), критического анализа
информации и оценки ее достоверности с помощью учителя;
планировать под руководством учителя и проводить учебное
исследование или проектную работу в области биологии; с учетом намеченной
цели формулировать проблему, гипотезу, ставить задачи, выбирать
адекватные методы для их решения, формулировать выводы; публично
представлять полученные результаты;
уметь характеризовать с опорой на ключевые слова основные группы
организмов в системе органического мира , значение в природе и жизни
человека с помощью учителя;
владеть приемами работы с биологической информацией.

Учебно – тематический план
6 класс
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Итого

Название темы
Биология – наука о живой природе. Многообразие живой
природы.
Среды обитания организмов
Клетка.
Классификация организмов
Многообразие бактерий и грибов.
Характеристика царства Растения
Водоросли
Лишайники
Семенные растения.
Царство Животные
Одноклеточные животные
Многоклеточные животные
Беспозвоночные животные
Позвоночные животные
Охрана природы
Обмен веществ – главный признак жизни
Почвенное питание, удобрения.
Фотосинтез.
Питание бактерий и грибов.
Гетеротрофное питание
Дыхание растений и животных.
Передвижение веществ у растений
Передвижение веществ у животных
Выделение.
Размножение организмов и его значение
Половое размножение
Рост и развитие – свойства живых организмов.
Раздражимость.
Гуморальная регуляция.
Нейрогуморальная регуляция.
Поведение организмов.
Движение организмов.
Организм – единое целое
Закрепление пройденного материала

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34

7 класс
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33-34
Итого:

Название раздела и темы урока

Количество
часов

Введение.
Многообразие организмов, их классификация
Вид – основная единица систематики
Бактерии, грибы, лишайники

1
1

Бактерии – доядерные организмы
Многообразие грибов
Лишайники-комплексные симбиотические организмы
Многообразие водорослей
Высшие споровые растения
Моховидные
Папоротниковидные
Плауновидные, хвощевидные
Голосеменные
Покрытосеменные
Строение семян
Виды корней и типы корневых систем
Побег и почки
Строение стебля
Строение листа
Клеточное строение листа
Строение и разнообразие цветков
Соцветия и плоды
Размножение покрытосеменных
Классификация покрытосеменных
Крестоцветные
Розоцветные
Пасленовые
Сложноцветные
Бобовые
Однодольные. Злаки
Лилейные
Повторение
Работа с гербариями.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
34

8 класс
№ п/п

Название раздела и темы урока

Количество
часов
1

1
2

Введение. История развития зоологии
Простейшие. Корненожки, жгутиконосцы.

3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28

Беспозвоночные. Тип губки. Тип кишечнополостные.
Тип плоские, круглые, кольчатые черви.
Тип моллюски.
Тип иглокожие.
Тип членистоногие. Класс ракообразные, паукообразные.
Класс насекомые. Прямокрылые.
Стрекозы, жуки.
Бабочки, перепончатокрылые.
Тип хордовые.
Позвоночные. Класс рыбы.
Класс костные рыбы.
Класс земноводные или амфибии.
Отряд пресмыкающиеся.
Отряд птицы. Гусеобразные.
Дневные хищные.
Воробьинообразные.
Отряд млекопитающих. Сумчатые, рукокрылые.
Грызуны.
Ластоногие.
Парнокопытные, непарнокопытные.
Приматы.
Эволюция строений и функц. органов и их систем. Покровы тела
Опорно-двигательная система.
Кровеносная система.
Нервная система.
Способы размножения.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

29

Доказательства эволюции животных.

1

30

Ареалы обитания.

1

31

Биоценозы.

1

32

Цепи питания.

1

33

Воздействие человека и его деятельности на фауну.

1

34

Охрана и рациональное использование фауны.

1

Итого:

34

9 класс
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Название раздела и темы урока
Введение. Науки о человеке и их методы.
Жизнедеятельность клетки.
Опорно-двигательная система.
Строение и функции скелетных мышц.
Гигиена опорно-двигательной системы.
Внутренняя среда организма.
Кровообращение.
Гигиена сердечно-сосудистой системы.
Дыхание и его значение. Органы дыхания
Заболевания органов дыхания и их профилактика

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
2
1
1

11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25

Питание и его значение
Пищеварение
Обмен веществ
Витамины
Выделение продуктов обмена
Покровы тела
Железы внутренней секреции
Строение нервной системы
Головной мозг
Спинной мозг
Нарушения в работе нервной системы
Органы чувств. Понятие об анализаторах. Зрение и слух
Вестибулярный аппарат
Высшая нервная деятельность
Память и обучение

1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
2
1
1
1

26

Врожденное и приобретенное поведение. Сон

2

27

Особенности размножения человека

1

28

Рост и развитие человека

1

29

Социальная и природная среда человека

1

30

Окружающая среда и здоровье человека

1

Итого:

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».