Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Психолог_ЗПР 5-9 (2025-2026)

Пояснительная записка
Коррекционный курс адаптированной основной образовательной
программы основного общего образования обучающихся с задержкой
психического

развития

разработан

в

соответствии

с

требованиями

Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. No
287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации
05.07.2021 г., рег. номер – 64101) (далее – ФГОС ООО) и с учётом
Примерной

адаптированной

основной

образовательной

программы

основного общего образования обучающихся с задержкой психического
развития (одобренной решением ФУМО по общему образованию (протокол
от 18 марта 2022 г. No 1/22)) (далее – ПАООП ООО обучающихся с ЗПР).
Коррекционный

курс

является

обязательной

частью

коррекционно-

развивающей области ПАООП ООО обучающихся с ЗПР. Курс реализуется в
рамках

внеурочной

деятельности

посредством

индивидуальных,

подгрупповых и групповых занятий педагога-психолога и обеспечивается
системой психолого-педагогического сопровождения обучающихся 5–9
классов,

получающих

образование

в

соответствии

с

АООП

ООО

обучающихся с ЗПР.
Адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП)
основного общего образования обучающихся с задержкой психического
развития (ЗПР) – это образовательная программа, адаптированная для этой
категории учащихся с учётом особенностей их психофизического развития,
индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений
развития и социальную адаптацию.
АООП

основного

самостоятельно

общего

разрабатывается

образования
и

обучающихся

утверждается

с

ЗПР

организацией,

осуществляющей образовательную деятельность в соответствии с ФГОС
ООО с учётом примерной адаптированной основной общеобразовательной
программы.

Данная программа предназначена для обучающихся с ЗПР (варианты
7.1 и 7.2), нуждающихся в пролонгации специальных образовательных
условий. Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями
Министерства

образования

к

обязательной

документации

педагога-

психолога. Программа коррекционно-развивающих занятий разработана и
составлена по результатам диагностик познавательной сферы учащихся, в
соответствии с нормативно-правовыми документами, а также в соответствии
с заключением ПМПК.
Нормативно-правовой и документальной основой Программы
коррекционной работы с обучающимися общего образования являются:


Закон Российской Федерации «Об образовании»;



Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

начального общего образования;


О создании условий для получения образования детьми с

ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами. (Письмо МО
РФ N АФ-150/06 от 18 апреля 2008 г.);


Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации

(от 24 июля 1998 г. N124-ФЗ);


Письмо

Министерства

образования

и

науки

Российской

Федерации от 18 апреля 2008 года N АФ – 150/06 о создании условий для
получении образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и
детей – инвалидами.


Приказ

Министерства

образования

и

науки

Российской

Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г N 1015 г. «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности

по

основным

общеобразовательным

программам

-

образовательным программам начального и общего, основного и среднего
общего образования».
Целями

реализации

АООП

обучающихся с ЗПР являются:

основного

общего

образования

- достижение выпускниками планируемых результатов: знаний,
умений,

навыков,

личностными,

компетенций

и

семейными,

компетентностей,

общественными,

определяемых

государственными

потребностями и возможностями обучающегося с ЗПР среднего школьного
возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния
здоровья;
- становление и развитие личности обучающегося с ЗПР в её
самобытности, уникальности, неповторимости.
Достижение поставленных целей при разработке и реализации
образовательной

организацией

общеобразовательной

адаптированной

программы

основного

общего

основной
образования

обучающихся с ЗПР предусматривает решение следующих основных задач:
-

обеспечение

соответствия

общеобразовательной

программы

адаптированной
требованиям

основной
Федерального

государственного образовательного стандарта основного общего образования
(ФГОС ООО);
-обеспечение преемственности начального общего, основного общего,
среднего общего образования;
-обеспечение доступности получения качественного основного общего
образования,

достижение

планируемых

результатов

освоения

АООП

основного общего образования обучающимися с ЗПР;
-установление требований к воспитанию обучающихся с ЗПР как части
образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного
и

социализирующего

образовании,

потенциала

обеспечению

школы,

инклюзивного

индивидуализированного

подхода

в

психолого-

педагогического сопровождения каждого обучающегося с ЗПР;
-обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм
организации

учебных

занятий,

взаимодействия

всех

участников

при

реализации

образовательных отношений;
-взаимодействие

образовательной

организации

основной образовательной программы с социальными партнёрами, в том

числе, с центрами психолого-педагогической и социальной помощи,
социально-ориентированными общественными организациями;
-выявление и развитие способностей обучающихся с ЗПР, их интересов
посредством включения в общественно полезную деятельность, в том числе с
использованием

возможностей

образовательных

организаций

дополнительного образования;
творческих

-организацию

конкурсов,

проектной

и

учебно-

исследовательской деятельности;
-участие обучающихся c ЗПР, их родителей (законных представителей),
педагогических работников и общественности в проектировании и развитии
внутришкольной инклюзивной социальной среды, школьного уклада;
и

-сохранение

укрепление

физического,

психологического

и

социального здоровья обучающихся с ЗПР, обеспечение их безопасности.
Коррекционный курс «Психокоррекционные занятия» направлен на
развитие личности обучающегося с ЗПР подросткового возраста, его
коммуникативных

и

социальных

компетенций,

гармонизацию

его

взаимоотношений с социумом.
У обучающихся с ЗПР на уровне основного общего образования
сохраняются

трудности

познавательных

и

процессов,

замедленный
навыков

темп

развития

саморегуляции

отдельных

поведения

и

деятельности. Для них характерна общая эмоциональная незрелость,
невысокий уровень развития коммуникативных компетенций. Адаптивные
ресурсы у таких обучающихся снижены, что затрудняет социализацию в
целом, создает трудности в процессе самостоятельного осуществления
жизненных выборов.
Педагог-психолог

осуществляет

психологическую

помощь,

направленную на преодоление трудностей в развитии познавательных
процессов, эмоционально-личностной сферы, коммуникативной сферы,
регуляторной сферы, отклоняющегося поведения обучающихся с ЗПР.
В ходе психолого-педагогического сопровождения проводится работа
по

формированию

социально-ориентированной,

конкурентоспособной,

творческой личности, способной к самоопределению, саморегуляции,
самопознанию, саморазвитию.
Педагог-психолог работает в тесном сотрудничестве с другими
специалистами

сопровождения

(учителем-логопедом,

учителем-

дефектологом), а также с родителями обучающегося, что обеспечивает
комплексный подход в решении задач предотвращения или минимизации
трудностей обучающегося с ЗПР. Проведение коррекционно-развивающих
занятий

обеспечивает

реализацию

возрастных

и

индивидуальных

возможностей психофизического развития обучающихся с ЗПР посредством
индивидуализации содержания курса с учётом их особых образовательных
потребностей.
Цель и задачи курса:
Цель коррекционного курса «Психокоррекционные занятия» – развитие
и коррекция познавательной, личностной, эмоциональной, коммуникативной,
регуляторной сфер обучающегося, направленные на преодоление или
ослабление

трудностей

в

развитии,

гармонизацию

личности

и

межличностных отношений.
Задачи курса:
1.

Формирование

учебной

мотивации,

стимуляция

развития

познавательных процессов;
2. Коррекция недостатков осознанной саморегуляции познавательной
деятельности, эмоций и поведения, формирование навыков самоконтроля;
3. Гармонизация психоэмоционального состояния, формирование
позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе,
формирование адекватной самооценки;
4. Развитие личностного и профессионального самоопределения,
формирование целостного «образа Я»;
5.

Развитие

различных

коммуникативных

умений,

конструктивного общения и навыков сотрудничества;
6. Стимулирование интереса к себе и социальному окружению;

приёмов

7. Развитие продуктивных видов взаимоотношений с окружающими
сверстниками и взрослыми;
8. Предупреждение школьной и социальной дезадаптации;
9. Становление и расширение сферы жизненной компетенции.
Принципы и подходы к формированию адаптированной основной
общеобразовательной

программы

основного

общего

образования

обучающихся с задержкой психического развития
Методологической

основой

ФГОС

ООО

является

системно-

деятельностный подход, который предполагает:
-воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям
современного общества, инновационной экономики, задачам построения
российского гражданского общества на основе принципов толерантности,
диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и
поликонфессионального состава;
-

формирование

соответствующей

целям

общего

образования

социальной среды развития обучающихся, в том числе, обучающихся с ЗПР
в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и
конструирования

на

основе

разработки

содержания

и

технологий

образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня
(результата) личностного и познавательного развития обучающихся с ЗПР;
-ориентацию на достижение основного результата образования –
развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и
освоения мира личности обучающегося с ЗПР, его учебно-познавательной
деятельности, формирование его готовности к дальнейшему обучению;
-признание решающей роли содержания образования, способов
организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в
достижении целей личностного и социального развития обучающихся с ЗПР;
-

учёт

индивидуальных,

возрастных

и

психофизиологических

особенностей обучающихся с ЗПР при построении образовательного
процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их
достижения;

-разнообразие

индивидуальных

образовательных

траекторий

и

индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе детей с ЗПР.
Программа составлена на основе рабочей программы «Ступени
развития», педагога-психолога высшей категории Бекмухамбетовой А. А.,
пособия «Системы коррекционно-развивающих занятий по развитию
познавательных процессов» под редакцией Останкова Ю.В. и результатов
диагностики

личностных

особенностей

учащихся

и

развитию

познавательных процессов.
Психологические коррекционно-развивающие занятия проводятся один
раз в неделю по 45 минут, в специально оборудованном кабинете педагогапсихолога, индивидуально или небольшой подгруппой (2-10 человек).
Обязательные

индивидуальные

и

групповые

коррекционные

занятия

проводятся для коррекции нарушений развития и социальной адаптации,
оказание коррекционной помощи на основе специальных методов и приёмов
каждому обучающемуся с учётом его индивидуальных особенностей и
возможностей,
поддержка

его

признание
успехов

познавательных
и

создание

интересов

условий

для

обучающегося,
его

дальнейшей

самореализации.
Основная форма обучения - предметно-практические групповые
занятия. Групповую работу, без сомнения, можно отнести к коллективному
виду деятельности учащихся; её успех во многом будет зависеть от чёткого
распределения обязанностей внутри данного звена, а также от оперативной
помощи и поддержки классного руководителя и педагога-психолога.
Психологические коррекционно-развивающие занятия построены с
учётом основных принципов коррекционно-развивающего обучения:
1. Принцип системности коррекционных занятий (исправление или
сглаживание отклонений и нарушений развития, преодоление трудностей
развития), профилактических (предупреждение отклонений и трудностей в
развитии) и развивающих задач (стимулирование, обогащение содержания
развития, опора на зону ближайшего развития).

2. Принцип единства диагностики и коррекции реализуется в двух
аспектах: началу коррекционной работы предшествует этап комплексного
диагностического
интенсивность
возможных

обследования,

трудностей

причинах

и

позволяющий

развития,
на

сделать

основании

выявить

характер

заключение

этого

об

заключения

и

обоих
строить

коррекционную работу, исходя из ближайшего прогноза развития.
3.

Принципы

общедидактические

(наглядности,

доступности,

индивидуального подхода, сознательности).
4. Принцип динамичности восприятия заключается в разработке
таких заданий, при решении которых возникают какие–либо препятствия. Их
преодоление

способствует

развитию

обучающегося,

раскрытию

возможностей и способностей. Каждое задание проходит ряд этапов от
простого к сложному. Уровень сложности доступен конкретному ученику.
Это позволяет поддерживать интерес к работе и даёт возможность испытать
радость преодоления трудностей.
5. Принцип продуктивной обработки информации заключается в
организации обучения таким образом, чтобы у учащейся развивался навык
переноса обработки информации, следовательно, механизм самостоятельного
поиска, выбора и принятия решения.
6. Принцип учёта эмоциональной окрашенности материала
предполагает, чтобы игры, задания и упражнения создавали благоприятный,
эмоциональный фон, стимулировали положительные эмоции.
7. Основные принципы отбора материала. При отборе материала
учитывались разные возможности учащихся по усвоению знаний, умений
применять их практически в зависимости от степени выраженности задержки
психического развития.
Поэтому материал и структура программы предусматривает:
- стимуляцию двигательной активности, коррекцию нарушений общей
и мелкой моторики, звукопроизношения, развитие связной речи;
- формирование познавательной активности, самостоятельности;

- профилактику и коррекцию коммуникативных и эмоциональноволевых нарушений.
Ожидаемые результаты реализации программы:
- положительная динамика личностного, эмоционального развития
учащегося;
- положительная динамика развития когнитивной сферы;
- отсутствие отрицательной динамики психофизического развития
учащейся с ЗПР;
-

эффективное

социальное

взаимодействие

здоровых

детей

и

обучающихся с ОВЗ, выражающееся в совместном участии в различных
мероприятиях, толерантном отношении друг к другу.
Личностные универсальные учебные действия:
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении
разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
-

развитие внимательности,

умения преодолевать трудности

настойчивости,

целеустремлённости,

- важных качеств в практической

деятельности.
Метапредметные универсальные учебные действия:
- сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для
выполнения конкретного задания;
- анализировать текст познавательной задачи: ориентироваться в
тексте, выделять условие и вопрос, данное и искомое;
- искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в
тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;
- конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения
задачи;
- выбирать наиболее эффективный способ решения;
- выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное
затруднение в пробном действии;
- анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными
правилами;

- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с
заданным условием;
- контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять
ошибки.
Предметные универсальные учебные действия:
- анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из
них верные;
- применять изученные способы учебной работы и разнообразные
приёмы для работы с головоломками;
- выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;
- анализировать расположение деталей в исходной конструкции;
- составлять фигуры из частей;
- определять место заданной детали в конструкции;
- выявлять закономерности;
- объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;
- объяснять (доказывать) выбор способа действия при заданном
условии;
- выделять существенные признаки предметов;
-сравнивать между собой предметы и явления, обобщать и делать
выводы;
-классифицировать явления, предметы;
-определять последовательность событий.
- владеть навыками саморегуляции поведения и самоконтроля.
- уметь управлять негативными эмоциями.
- выстраивать конструктивные отношения с окружающими.
- уметь адекватно вести себя в различных ситуациях.
- соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной
образовательной деятельности и делать выводы.
- принимать решение в учебной ситуации и нести за него
ответственность.

- к концу учебного года у учащихся с ОВЗ должны улучшиться
коммуникативные и эмоционально-волевые качества.
- к окончанию 9 класса сформироваться мотивационная готовность к
дальнейшему профессиональному самоопределению.
Методы отслеживания динамики уровня развития познавательных
способностей учащихся:
Динамика

развития

познавательных

процессов

учащихся

отслеживается посредством сравнительного анализа результатов первичной
(входящей) диагностики в начале учебного года с результатами итоговой
диагностики уровня развития психических процессов в конце учебного года.
Психологическое тестирование уровня развития психических
процессов
Диагностика динамики уровня развития познавательных способностей
проводится с помощью специально — подобранной батареи тестов,
направленной

на

исследование

психических

процессов:

мышления,

внимания, памяти, восприятия и воображения. Данная батарея тестов
(экспресс - диагностика) проводится с учащимися на первом занятии и
повторно на последнем занятии.
Полученные результаты анализируются и обобщаются по трём
направлениям:
1) соответствие показателей возрастным нормативам;
2) наличие/отсутствие динамики в развитии психических процессов
учащихся по окончании учебного года;
3) анализ изменений в развитии познавательных способностей
учащихся по окончании прохождения обучения по программе курса в целом.
В начале учебного года и по окончании обучающего курса проводится
развёрнутая психологическая диагностика (мониторинг) по выявлению
динамики в развитии познавательных процессов по следующим методикам:
1. Беседа с учащимися для определения осведомленности об
окружающем мире и уровня психического развития (волевые процессы,
самостоятельность, общительность).

2. Тесты для определения уровня логического мышления «Методика
Равена».
3. Для определения степени концентрации и распределения внимания
«ММД».
4. Определение индивидуальных интеллектуальных особенностей
ребенка (методика КОТ), выявление в ходе тестирования (скорость
включения

в

работу,

понятливость,

быстрота

реакции,

степень

утомляемости) и др.
5. Методики по изучению школьной мотивации и адаптации
6. Методики для изучения эмоционально-волевой сферы.
Критерии оценки эффективности занятий по программе курса
«Ступени развития»:
Для оценки эффективности занятий рекомендуется использовать
следующие показатели:
- степень помощи, которую оказывает педагог-психолог учащимся при
выполнении

заданий:

чем

помощь

учителя

меньше,

тем

выше

самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект
занятий;
–

поведение

учащихся

на

занятиях:

живость,

активность,

заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты
занятий;
– результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса
эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с
этими заданиями самостоятельно;
– косвенным показателем эффективности данных занятий может быть
повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также
наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение
активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной
деятельности).
Содержательный

контроль

и

оценка

результатов

учащихся

предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения

предмета ребёнком. Поэтому показателем эффективности занятий по
данному курсу также является наличие динамики в развитии познавательных
способностей учащихся.
Основные

методы

и

приёмы

обучения

на

коррекционных

занятиях:
-словесный метод (объяснение, работа с книгой);
-наглядный

метод

(презентации,

наблюдения,

дидактические

материалы);
-практический

метод

(упражнения,

практические

работы,

дидактические игры).
-действия по подражанию взрослому (при необходимости – совместные
действия);
-действия по образцу;
-наглядное моделирование, демонстрирование задач;
-практические действия с различными материалами и предметами;
-выполнение заданий по словесной инструкции;
-объяснение педагогом и детьми последовательности осуществляемых
действий;
-наблюдения; использование разнообразной наглядности и видов
деятельности.
Проверка уровня усвоения знаний, умений и навыков учащимися
проводится в форме целенаправленного наблюдения, доступных тестовых
заданий, в ходе практической деятельности и дидактических игр.
Процесс

обучения

осуществляется

с

учётом

психофизических

особенностей и потенциальных возможностей учащегося, что позволит
обеспечить реализацию принципа индивидуального и дифференцированного
подхода в обучении. Реализация программных задач требует оснащения
каждого урока необходимым наглядным материалом.
Методы и технологии, используемые на коррекционных занятиях.
- Ролевые игры.
- Дискуссии.

- Релаксационные методы.
- Психофизиологические методики.
- Прослушивание и обсуждение рассказов, произведений и т. д.
- Рисование различных эмоций, чувств, настроений и т. д.
- Игровые технологии.
- Информационные технологии.
- Здоровьесберегающие технологии.

Тематическое планирование внеурочной деятельности в 5 классах
№

Темы занятий

Количеств
о часов

Психологическая диагностика на начало учебного года
1

Входная психологическая диагностика личностных

1

особенностей обучающихся
2

Входная психологическая диагностика

1

Развитие навыков сотрудничества
3

Знакомство с правилами совместной работы в группе,

1

игры на сплочение
4

Отработка

навыков

сотрудничества

и

поддержания

совместной

учебного

деятельности

со

поведения

в

1

сверстниками
5

Коллективное

обсуждение

1

моделируемых жизненных ситуациях
Развитие регуляции познавательных процессов
6

Знакомство со способами ориентировки в задании и

1

способами определения цели, построение плана действий
7

Развитие зрительно-моторной координации

1

8

Развитие

координации.

1

ошибочных

1

зрительно-моторной

Упражнения по нейропсихологии
9

Работа

с

образцом,

корректировка

элементов
1
0

развитие

концентрации

и

1

и

1

Определение последовательности своих действий

1

Упражнения

на

развитие

концентрации

переключения внимания: графический диктант
1

2

на

переключения внимания: графический диктант
1

1

Упражнения

при решении познавательных задач
1

Определение

последовательности

действий

при

1

3

решении познавательных задач
Развитие саморегуляции поведения, эмоциональных и функциональных

состояний
1
4

1

Противоречивые эмоции. Понимание и словесное

1

Базовые навыки релаксации как способ регуляции

1

Базовые навыки релаксации как способ регуляции

1

Знакомство со способами управления негативных

1

эмоций при неудаче в учебной ситуации
1

9

Различие

эмоций, визуализация, музыкальная терапия
1

8

состояния.

эмоций, дыхательные техники
1

7

эмоциональные

обозначение своего эмоционального состояния
1

6

и

мимики, жестов, позы, интонации
1

5

Эмоции

Моделирование социально приемлемого поведения в

1

эмоционально напряженных коммуникативных ситуациях,
простые способы регуляции своего поведения
Развитие личностного самоопределении
2

0

Основные социальные роли, их разнообразие в жизни

1

человека
2

2

1

отработка практических навыков
2

1

Знакомство с базовыми навыками самопрезентации,

Отработка навыков самооценивания в моделируемых

1

ситуациях
Развитие профессионального самоопределения
2

3

Знакомство с навыками критичного оценивания

1

результатов своей деятельности
2

5

1

человека. Первичные представления о мире профессий
2

4

Значение профессиональной деятельности в жизни

Определение и словесное обозначение собственных

желаний и возможностей в сфере профессий

1

Развитие коммуникативной деятельности
2
6

Отработка

использования

позитивной

лексики,

1

общении:

1

комплиментов, правил этикета
2

8

1

невербального общения
2

7

Знакомство с базовыми средствами вербального и

Психологические

психологические

помехи

качества

в

личности,

особенности

поведения
2
9

Отработка навыков установления и поддержания

продуктивного

коммуникативного

контакта

1

в

моделируемых ситуациях
3
0

с

навыками

активного

слушания.

1

Отработка навыков установления и поддержания

1

Отработка приёмов поддержания беседы
3

1

Знакомство

продуктивного общения в моделируемых ситуациях
Завершающая диагностика
3

2

личностных

1

личностных

1

Завершающее занятие, подведение итогов работы

1

Психологическая

диагностика

особенностей на конец учебного года
3

4

диагностика

особенностей на конец учебного года
3

3

Психологическая

группы
Всего: 34 часа
Планируемые результаты, 5 класс:
Модуль «Развитие саморегуляции познавательной деятельности и
поведения»
Раздел «Развитие регуляции познавательных процессов»
Обучающийся научится и будет (сможет):


с помощью взрослого планировать пути достижения цели,

выбирать наиболее оптимальные способы решения познавательных задач;



контролировать

время

выполнения

учебной

работы,

ориентируясь на определенные таймером временные рамки;


ориентироваться в задании и условиях, необходимых для его

выполнения с помощью взрослого;


определять

последовательность

действий

в

краткосрочном

периоде для достижения поставленной задачи с помощью взрослого;


соотносить свои действия с планом, корректировать свои

действия на основании расхождений результата с эталоном с развернутой
помощью взрослого;


оценивать правильность выполнения задания на основе сличения

с конечным результатом;


уметь давать словесный отчёт о выполнении задания;



уметь действовать индивидуально и в группе по заданному

взрослым алгоритму.
Раздел «Развитие саморегуляции поведения, эмоциональных и
функциональных состояний»
Обучающийся научится и будет (сможет):


выделять различные эмоциональные состояния и соотносить их с

соответствующими внешними проявлениями (мимика, жесты, пантомимика,
поза, интонация);


определять широкий спектр эмоциональных состояний по

внешним проявлениям (включая противоречивые эмоции);


обращать внимание на свое эмоциональное состояние и уметь

идентифицировать его и обозначать вербально;


владеть

базовыми

навыками

релаксации,

непосредственные

(негативные)

как

способом

регуляции эмоций;


сдерживать

эмоциональные

реакции в процессе деятельности и при оценке достигнутого результата;


управлять проявлением негативных эмоций при неудаче в

учебной ситуации;



регулировать своё поведение в эмоционально напряженной

коммуникативной ситуации;


соблюдать нормы и правила общественного поведения;



осознавать необходимость прилагать усилия для полноценного

выполнения заданий.
Модуль «Формирование личностного самоопределения»
Раздел «Развитие личностного самоопределения»
Обучающийся научится и будет (сможет):


демонстрировать интерес к самопознанию;



владеть навыками самопрезентации (рассказывать о своих

интересах, увлечениях, личностных качествах);


иметь представление об основных социальных ролях, их

разнообразии в жизни человека, осознавать собственные социальные роли;


иметь представления о своих обязанностях перед семьей,

обществом;


владеть

навыками

самооценивания,

выделять

свои

положительные качества;


владеть навыками учебного самооценивания, критично оценивать

результат деятельности, осознавать, что удалось выполнить, что нет.
Раздел «Развитие профессионального самоопределения»
Обучающийся научится и будет (сможет):


понимать значение профессиональной деятельности в жизни

человека;


иметь первичные представления о мире профессий;



соотносить собственные желания и возможности с различными

направлениями профессиональной деятельности.
Модуль «Развитие коммуникативной деятельности»
Раздел «Развитие коммуникативных навыков»
Обучающийся научится и будет (сможет):



владеть базовыми средствами вербального и невербального

общения;


использовать в коммуникации со сверстниками позитивную

лексику, комплименты, правила этики общения;


определять качества личности и способы поведения, которые

способствуют или препятствуют продуктивной коммуникации;


слушать и слышать информацию, передаваемую собеседником,

уточнять ее с помощью вопросов, поддерживать тему разговора
Раздел «Развитие навыков сотрудничества»
Обучающийся научится и будет (сможет):


поддерживать

учебное

сотрудничество

и

совместную

деятельность со сверстниками с помощью взрослого;


договариваться о правилах совместной работы;



уметь работать в группе над выполнением задания;



участвовать в коллективном обсуждении работы.

Календарно-тематическое планирование в 6 классах:
№

Темы занятий

Количеств
о часов

Психологическая диагностика на начало учебного года
1

Входная психологическая диагностика личностных

1

особенностей обучающихся
2

Входная психологическая диагностика

1

Развитие навыков сотрудничества
3

Организация

учебного

сотрудничества

и

1

конструктивного

1

совместной деятельности со сверстниками
4

Отработка

навыков

взаимодействия
5

Уточнение

недостающей

моделируемых ситуациях

информации

в

1

Принятие

6

различных

точек

зрения

в

ходе

1

конструктивного

1

совместной работы в моделируемых ситуациях
Знакомство

7

отстаивания

со

своих

способами

интересов

в

ходе

совместной

деятельности
Развитие регуляции познавательных процессов
Отработка способов ориентировки в задании.

8

Оценка условий, необходимых для выполнения заданий
Работоспособность

9

и

утомление:

оценка

2

собственных ресурсов, распределение времени и сил при
выполнении заданий
Определение последовательности своих действий

1

1

при решении познавательных задач

0

Соотнесение своих действий с планом выполнения

1

1

задания

1

Выполнение заданий по готовой инструкции при

1

1

индивидуальной и групповой работе

2

Развитие саморегуляции поведения, эмоциональных и функциональных
состояний
1

Понимание и словесное обозначение своих эмоций

2

в прошлом, настоящем и будущем

3
1

Определение физических проявлений различных
эмоциональных

4

состояний:

телесные

1

ощущения,

мышечное напряжение
1

физических

проявлений

с

1

Позитивные и негативные эмоции, их влияние на

1

конкретными эмоциями в моделируемых ситуациях

5
1

эффективность общения

6
1
7

Соотнесение

Отработка различных приёмов релаксации

1

1

Знакомство с основными техниками и приёмами

1

регуляции эмоций

8
1

Сила воли при трудностях в учебе

1

2

Отработка навыков снижения волнения и уровня

1

9
тревоги в эмоционально напряженных ситуациях

0

Развитие личностного самоопределения
2

Индивидуальные

особенности

человека,

1

Положительные и отрицательные качества и черты

1

психологические качества, черты характера

1
2

характера на примере вымышленных и реальных

2

персонажей
2

Отработка

навыков

оценивания

собственных

1

Общая характеристика задатков и склонностей

1

качеств и черт характера

3
2

человека

4

Развитие профессионального самоопределения
2

Разнообразие профессий в современном мире

1

2

Значение

1

5
способностей

6

склонностей
при

и

определении

познавательных
направления

профессиональной деятельности
2

Определение

и

первичный

анализ

своих

1

склонностей и познавательных способностей

7

Развитие коммуникативных навыков
2

Вербальные и невербальные средства общения

1

2

Отработка навыков ведения диалога, поддержания

1

8

9

беседы на заданную тему
Завершающая диагностика

Психологическая

3

личностных

1

диагностика

личностных

1

Завершающее занятие, подведение итогов работы

1

особенностей

0

Психологическая

3

особенностей

1
3
2

диагностика

группы
Всего: 34 часа
Планируемые результаты, 6 класс:
Модуль «Развитие саморегуляции познавательной деятельности и
поведения»
Раздел «Развитие регуляции познавательных процессов
Обучающийся научится и будет (сможет):


ориентироваться в задании и оценивать необходимые для его

выполнения условия (временные, пространственные, функциональные и т. д.)
с помощью взрослого;


распределять время и силы при выполнении нескольких заданий,

уметь определять состояние снижения работоспособности и сообщать об
этом взрослому;


определять

последовательность

действий

для

достижения

поставленной задачи;

действия

соотносить свои действия с планом, корректировать свои
на

основании

расхождений

результата

с

эталоном

со

стимулирующей помощью взрослого;


уметь действовать по готовой инструкции при индивидуальной и

групповой работе;


оценивать правильность выполнения задания в соответствии с

образцом, приведенным в инструкции;

задания;

осуществлять пошаговый и итоговый контроль при выполнении



проявлять интерес к мнению окружающих по поводу оценочных

суждений результата своей деятельности, в случае ошибки корректировать
результат с помощью взрослого.
Раздел «Развитие саморегуляции поведения, эмоциональных и
функциональных состояний»
Обучающийся научится и будет (сможет):


осознавать переживаемые эмоции в прошлом, настоящем и

будущем, уметь называть их;


уметь сосредотачиваться на телесных ощущениях, мышечных

напряжениях, выражении лица при переживании той или иной эмоции,
называть их в моделируемых ситуациях под контролем взрослого;


выделять позитивные и негативные эмоции, иметь представление

об их влиянии на эффективность общения и продуктивность деятельности;


владеть разными приемами релаксации;



иметь представление об основных техниках и приемах регуляции

эмоций;


совершать элементарное волевое усилие при трудностях в

учебной работе;


уметь минимизировать волнение в эмоционально напряженных

ситуациях (самостоятельные и контрольные работы).
Модуль «Формирование личностного самоопределения»
Раздел «Развитие личностного самоопределения»
Обучающийся научится и будет (сможет):


демонстрировать интерес к самопознанию и саморазвитию;



иметь представление о своих индивидуальных особенностях,

качествах, чертах характера;


различать положительные и отрицательные качества, черты

характера;


оценивать свои качества, черты характера;



иметь представление о своих задатках и склонностях;



демонстрировать позитивное самоотношение.

Раздел «Развитие профессионального самоопределения»
Обучающийся научится и будет (сможет):


проявлять интерес к миру профессий и приобретению профессии;



иметь представление о разнообразии профессий в современном

мире, основных направлениях профессиональной деятельности;


иметь первичное представление о понятии карьера;



оценивать

способности,

собственные

понимать

их

склонности

значение

при

и

познавательные

определении

направления

профессиональной деятельности.
Модуль «Развитие коммуникативной деятельности»
Раздел «Развитие коммуникативных навыков»
Обучающийся научится и будет (сможет):


выстраивать коммуникацию в различных социальных ситуациях;



использовать вербальные и невербальные средства общения

адекватные социально-эмоциональному контексту ситуации;


уметь вести диалог, поддерживать беседу на заданную тему;



понимать наличие другой, альтернативной точки зрения в

процессе общения со сверстниками;


конструктивно доносить свою позицию до других участников

коммуникации.
Раздел «Развитие навыков сотрудничества»
Обучающийся научится и будет (сможет):


организовывать

учебное

сотрудничество

и

совместную

участников

совместной

деятельность со сверстниками с помощью взрослого;


определять

цели

и

функции

деятельности, способы взаимодействия;


поддерживать

взаимодействовать;

совместную

работу,

конструктивно



с помощью вопросов уточнять недостающую информацию в

процессе совместной деятельности;


принимать

точки

зрения,

отличные

от

собственной,

конструктивно отстаивать свои интересы.
Календарно-тематическое планирование в 7 классах:
№

Темы занятий

Количеств
о часов

Психологическая диагностика на начало учебного года
Входная

1

психологическая

диагностика

1

личностных особенностей обучающихся
Входная психологическая диагностика

2

1

Развитие навыков сотрудничества
Отработка

3

навыков

продуктивного

1

взаимодействия со сверстниками и взрослыми
Планирование и реализация способов работы с

4

1

партнерами по совместной деятельности для достижения
общей цели
Отработка навыков согласования своих действий с

5

1

действиями партнера для достижения общего результата
Развитие регуляции познавательных процессов
Самостоятельная оценка условий, необходимых

6

1

для выполнения поставленной задачи
Самостоятельное планирование своих действий

7

1

при выполнении задания с учётом заданного правила
Отработка навыков выполнения поставленной

8

1

задачи при индивидуальной работе
Развитие саморегуляции поведения, эмоциональных и функциональных
состояний
9

Отработка

навыков

соотнесения

телесных

1

ощущений и эмоций
1

Знакомство

с

приёмами

снятия

2

психоэмоционального напряжения посредством работы

0

с телесными ощущениями
1

Отработка различных техник и приёмов регуляции

1

эмоций.

1
1

Признаки состояний утомления и пресыщения

1

Отработка

1

2
умения

сдерживать

эмоции

при

1

Отработка способов снижения волнения и уровня

1

возникновении помех в деятельности

3
1

тревоги в эмоционально напряженных ситуациях

4

Развитие личностного самоопределения
1

Определение и вербальная характеристика своих

1

личностных особенностей

5
1

Знакомство с понятием «уровень притязаний»,

1

связь уровня притязаний с реальными возможностями

6
1

Определение своего уровня самооценки и уровня

1

притязаний

7
1

Представление

об

ответственном

поведении,

1

выборе способа действий в жизненных ситуациях и

8

последствиях своего поведения
1

Прогнозирование

возможных

последствий

1

поведения в моделируемых ситуациях

9
2

Социальные

роли

в

современном

обществе,

1

различные модели поведения в соответствии с этими

0

ролями
2
1

Знакомство с понятием жизненного плана и его
временной перспективы

Развитие профессионального самоопределения

1

Краткая характеристика основных направлений

2

1

профессиональной деятельности

2

Профессиональная

2

направленность

личности,

1

определение собственных профессиональных интересов

3

Соотнесение интересов и склонностей с будущей

2

1

профессиональной деятельностью

4

Карьера как профессиональный путь в жизни

2

1

человека

5

Профессиональная

2

пригодность

в

основных

1

Соотнесение своих способностей и возможностей

1

направлениях профессиональной деятельности

6
2

с

7

профпригодностью

в

основных

направлениях

выбранных профессий
Развитие коммуникативных навыков
2

Отработка навыков активного слушания, полного

1

и точного словесного представления своих мыслей с

8

учетом задач и условий общения
2

Отработка

навыков

ведения

дискуссии,

1

Определение и словесное обозначение позиции

1

использования различных речевых клише

9
3

собеседника в моделируемых ситуациях

0

Завершающая диагностика
3

диагностика

личностных

1

личностных

1

Завершающее занятие, подведение итогов работы

1

особенностей на конец учебного года

1
3

Психологическая

диагностика

особенностей

2
3
3

Психологическая

группы
Всего: 34
Планируемые результаты, 7 класс:

Модуль «Развитие саморегуляции познавательной деятельности и
поведения»
Раздел «Развитие регуляции познавательных процессов»
Обучающийся научится и будет (сможет):


самостоятельно

поставленной

задачи

оценивать
условия

необходимые
(временные,

для

выполнения

пространственные,

функциональные и т. д.);


определять

последовательность

действий

для

достижения

совокупности поставленных задач;


самостоятельно планировать последовательность своих действий

в соответствии с поставленной задачей;


соотносить

свои

действия

с

планом,

корректировать

самостоятельно свои действия на основании плана, проводить проверку по
результату;


оценивать правильность выполнения поставленной задачи при

индивидуальной работе;


сдерживать

непосредственные

импульсивные

реакции,

действовать в плане заданного, не отвлекаясь на посторонние раздражители.
Раздел «Развитие саморегуляции поведения, эмоциональных и
функциональных состояний»
Обучающийся научится и будет (сможет):


осознавать телесные ощущения, соотносить их с эмоциями и

использовать их для снятия психоэмоционального напряжения;


иметь представление о различных техниках и приемах регуляции

эмоций;


использовать при необходимости приемы релаксации в разных

жизненных ситуациях;


совершать

целенаправленное

волевое

усилие

пресыщения, при выполнении однообразной учебной работы;

в

ситуации



сдерживать непосредственное эмоциональное реагирование при

возникновении помех в деятельности;


уметь справляться с волнением в эмоционально напряженных

ситуациях (самостоятельные и контрольные работы).
Модуль «Формирование личностного самоопределения»
Раздел «Развитие личностного самоопределения»
Обучающийся научится и будет (сможет):


демонстрировать интерес и готовность к самопознанию и

саморазвитию;


демонстрировать адекватно позитивное самоотношение;



иметь представление о своих личностных особенностях;



иметь уровень притязаний, адекватный своим возможностям;



иметь представление об ответственном поведении;



самостоятельно оценивать последствия своих действий, выбирать

как поступить (в том числе в неоднозначных ситуациях) и отвечать за свой
выбор;


иметь развернутое представление о социальных ролях в

обществе, различных моделях поведения в соответствии с этими ролями,
правилах и нормах поведения;


строить жизненные планы во временной перспективе.

Раздел «Развитие профессионального самоопределения»
Обучающийся научится и будет (сможет):


демонстрировать мотивацию к приобретению профессии в

определенной области трудовой деятельности;


ориентироваться в современном мире профессий, перечислять и

давать краткую характеристику основным направлениям профессиональной
деятельности;


иметь первичное представление о понятии профессиональной

направленности личности;



иметь представление о карьере как о профессиональном пути в

жизни человека;


выделять собственные интересы и склонности, соотносить их с

будущей профессиональной деятельностью;


иметь первичное представление о понятии профессиональной

пригодности в основных направлениях профессиональной деятельности;


соотносить

собственные

способности

с

профессиональной

пригодностью в основных направлениях профессиональной деятельности.
Модуль «Развитие коммуникативной деятельности»
Раздел «Развитие коммуникативных навыков»
Обучающийся научится и будет (сможет):


уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

в соответствии с задачами и условиями коммуникации;


владеть приемами активного слушания;



уметь

ориентироваться

в

ситуации

общения,

определять

коммуникативное намерение свое и партнера, оценивать степень его
реализации в общении;


уметь

спрашивать,

интересоваться

чужим

мнением

и

высказывать свое;


принимать позицию собеседника, выделяя его точку зрения и

аргументы в пользу его позиции;


уметь адекватно использовать речевые средства для дискуссии и

аргументации своей позиции.
Раздел «Развитие навыков сотрудничества»
Обучающийся научится и будет (сможет):


уметь

интегрироваться

в

группу

сверстников

и

строить

продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;


планировать совместные действия для достижения общей цели;



планировать

и

реализовывать

партнерами по совместной деятельности;

общие

способы

работы

с



прогнозировать результат коллективной работы;



уметь согласовывать свои действия с действиями партнера для

достижения общего результата;


брать на себя инициативу в организации совместного действия.

Календарно-тематический план в 8 классах:
№

Темы занятий

Колич
ество часов

Психологическая диагностика на начало учебного года
1

Входная психологическая диагностика личностных

1

особенностей обучающихся
2

Входная психологическая диагностика

1

Развитие навыков сотрудничества
3

Конфликты: причины, виды, структура. Стратегии и

1

правила поведения в конфликтной ситуации
4

Компромисс

или

сотрудничество

для

решение

1

конфликтных ситуаций
5

Отработка

навыков

самоконтроля

эмоций

для

1

эмоциональных

1

поддержания конструктивного общения
6

Отработка

навыков

самоконтроля

проявлений для поддержания конструктивного общения
7

Отработка умения аргументировать свою точку зрения,

1

отстаивать свою позицию
Развитие регуляции познавательных процессов
8

Самостоятельное

определение

цели

и

задачи

1

Организация деятельности при индивидуальной и

1

деятельности в познавательной деятельности
9

групповой работе с учётом условий, необходимых для
выполнения задания
1

Отработка навыков самоконтроля всех этапов своей

1

познавательной деятельности

0

Развитие саморегуляции поведения, эмоциональных и функциональных
состояний
Отработка специальных приёмов регуляции своих

1

1

эмоций в различных жизненных ситуациях

1

Отработка специальных приёмов регуляции своих

1

1

эмоций в различных жизненных ситуациях

2
1

Регуляция проявлений эмоций в ситуации общения

1

1

Знакомство с навыками регуляции негативных эмоций

1

3
в

4

отношении

собеседника

в

ситуации

возникновения

конфликта
1

Навыки самоконтроля при отстаивании своего мнения

1

в ситуации учебного сотрудничества

5
1

Ориентация на

мнение значимых

взрослых при

1

Отработка умения прикладывать волевые усилия для

1

регуляции своего поведения

6
1

кратковременной работы, ориентируясь на результат

7

Развитие личностного самоопределения
1

Соотнесение
возможностями,

8

уровня

притязаний

способностями,

со

своими

1

индивидуальными

особенностями
1

Способность противостоять негативным воздействиям

1

среды. Отработка способов поведения в провокационных

9

ситуациях
2

1

социальных норм и правил

0
2
1

Оценка себя и своих поступков с учётом общепринятых
Выстраивание

событий

прошлого,

настоящего

и

будущего в единую линию с учётом связей, последствий и
перспектив

1

Развитие профессионального самоопределения
2

Профессии, актуальные для современного рынка труда

1

2

Первичные представления о перспективах своего

1

2
профессионального

3

образования

и

будущей

профессиональной деятельности
2

Профессиональная направленности личности и её

1

структура

4
2

Профессиональная

пригодность,

ограничения

при

1

Моделирование образа желаемого профессионального

1

выборе профессии

5
2

будущего, пути и средства его достижения

6

Развитие коммуникативных навыков
2

Отработка навыков ведения конструктивного диалога

2

Отработка навыков ведения групповой дискуссии

2

Позиции восприятия и осмысление коммуникативной

1

7

8
1

ситуации

9
3

Отработка умения договариваться с партнёрами по

1

общению, имеющими иную точку зрения

0
3

Уважительное отношение к партнёрам по общению

1

1
завершающая диагностика
3

диагностика

личностных

1

личностных

1

Завершающее занятие, подведение итогов работы

1

особенностей на конец учебного года

2
3

Психологическая

диагностика

особенностей на конец учебного года

3
3
4

Психологическая

группы

Всего: 34
Планируемые результаты, 8 класс:
Модуль «Развитие саморегуляции познавательной деятельности и
поведения»
Раздел «Развитие регуляции познавательных процессов»
Обучающийся научится и будет (сможет):


осознавать

соответствии

с

ней,

цель

и

самостоятельно

последовательность

определять

действий

в

задачи

в

краткосрочной

перспективе;


организовывать свою деятельность при индивидуальной и

групповой работе с учетом условий, необходимых для выполнения
поставленных задач;


самостоятельно осуществлять контроль своей деятельности;



проводить оценку результата своей деятельности;



оценивать работу группы сверстников и свой вклад в ее работу.

Раздел «Развитие саморегуляции поведения, эмоциональных и
функциональных состояний»
Обучающийся научится и будет (сможет):


иметь представление о возможности сознательно влиять на

своеэмоциональное состояние с помощью специальных приемов при
необходимости в различных жизненных ситуациях;


использовать приёмы релаксации в разных жизненных ситуациях

для снижения интенсивности негативных эмоциональных состояний;


уметь

направить

усилия

для

сконцентрированной

кратковременной работы, ориентируясь на продуктивный результат;


регулировать проявление собственных эмоций (положительных и

отрицательных) в соответствии с социальным контекстом коммуникативной
ситуации;



сдерживать

проявление

негативных

эмоций

в

отношении

собеседника в ситуации возникновения разногласий, конфликта;


сохранять ровный эмоциональный фон при отстаивании своего

мнения в ситуации учебного сотрудничества;


уметь

интегрироваться

в

группу

сверстников

и

строить

продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;


планировать совместные действия для достижения общей цели;



планировать

и

реализовывать

общие

способы

работы

с

партнерами по совместной деятельности;


прогнозировать результат коллективной работы;



уметь согласовывать свои действия с действиями партнера для

достижения общего результата;


брать на себя инициативу в организации совместного действия.



принимать замечания от значимых взрослых по поводу своих

действий и поступков, учитывать их при изменении своего поведения,
прогнозировать последствия своего поведения.
Модуль «Формирование личностного самоопределения»
Раздел «Развитие личностного самоопределения»
Обучающийся научится и будет (сможет):


демонстрировать мотивацию к самопознанию, потребность к

саморазвитию;


иметь уровень притязаний, адекватный своим возможностям,

способностям, индивидуальным особенностям;


проявлять ответственность, относительную независимость и

устойчивость в отношении негативных воздействий среды, окружающих
людей на собственное поведение;


оценивать себя и свои поступки с учетом общепринятых

социальных норм и правил;



представлять временную перспективу жизни, где события

прошлого, настоящего и будущего занимают соответствующее место и
наделяются соответствующим статусом.
Раздел «Развитие профессионального самоопределения»
Обучающийся научится и будет (сможет):


ориентироваться в современном мире профессий, перечислять и

давать краткую характеристику различным профессиям, актуальным для
современного рынка труда;


иметь

представление

о

понятии

профессиональной

направленности личности и ее структуре;


иметь

первичные

представления

о

перспективах

своего

профессионального образования и будущей профессиональной деятельности;


иметь

представления

о

собственных

профессиональных

склонностях и профессиональном потенциале;


знать об ограничениях при выборе профессии, учитывать

ограничения

профессиональной

пригодности

при

выборе

будущей

профессии;


моделировать образ желаемого профессионального будущего,

пути и средства его достижения.
Модуль «Развитие коммуникативной деятельности»
Раздел «Развитие коммуникативных навыков»
Обучающийся научится и будет (сможет):


уметь вести конструктивный диалог;



корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения;



выделять и признавать ошибочность своего мнения (если оно

таково);


выделять общую точку зрения в дискуссии;



уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с

партнёрами по общению, имеющими иную точку зрения;



демонстрировать

уважительное

отношение

к

партнерам,

внимание к личности другого в процессе общения.
Раздел «Развитие навыков сотрудничества»
Обучающийся научится и будет (сможет):


иметь представление о понятии «конфликт» в

ситуации

сотрудничества;


иметь представление о различных стратегиях и правилах

поведения в конфликтной ситуации;


уметь

выбрать

адекватную

стратегию

поведения

при

возникновении конфликтной ситуации в процессе учебного сотрудничества;


поддерживать конструктивное общение в группе, контролируя

собственные эмоциональные проявления;


иметь представление о компромиссном решении конфликтных

ситуаций;


уметь аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать

свою позицию социально приемлемым способами.

Календарно-тематический план в 9 классах:
№

Темы занятий

Колич
ество часов

Психологическая диагностика на начало учебного года
1

Входная психологическая диагностика личностных

1

особенностей обучающихся
2

Входная психологическая диагностика

1

Развитие навыков сотрудничества
3

Навыки эффективного сотрудничества в учебных и

1

социальных ситуациях
4

Отработка умения договариваться в конфликтных
ситуациях

1

Знакомство со способами оказания эмоциональной

5

1

поддержки партнерам в процессе достижения общей цели
Закрепление

6

навыков

организации

совместной

1

Самостоятельное определение цели при выполнении

1

деятельности в продуктивном сотрудничестве
Развитие регуляции познавательных процессов
7

познавательных задач
Планирование своих действий при индивидуальной и

8

1

групповой работе с учётом личных ресурсов
Оценка альтернативных ресурсов для выполнения

9

1

поставленной задачи
Отработка навыков самостоятельного контроля и

10

1

корректировки своих действий при совместной групповой
работе
11

Объективная оценка результатов своей работы

1

12

Отработка навыков оценки результатов работы

1

группы
Развитие саморегуляции поведения, эмоциональных и функциональных
состояний
13

Регуляция проявлений своих эмоций в ситуации

1

дискуссии
14

Как реагировать на стрессовые ситуации

1

15

Влияние стресса на продуктивность общения и

1

деятельности
16

Профилактика стрессовых состояний на экзамене

1

17

Отработка техник контроля своего эмоционального

1

состояния в ситуации экзамена
18

Отработка умения прилагать волевые усилия при
возникновении утомления в ситуации экзамена
Развитие личностного самоопределения

1

19

Индивидуальные

возможности,

склонности,

их

1

интересы

и

1

оценка
20

Индивидуальные

возможности,

увлечения, их оценка
21

Выстраивание жизненной перспективы

22

Планирование

путей

и

1

средств

достижения

1

Соотнесение своих поступков с общепринятыми

1

жизненных планов
23

нравственными ценностями
24

Начальные
личных

представления

финансовых

о

личном

расходах,

бюджете,

1

финансовом

мошенничестве, махинациях
25

Отработка навыков противостояния вовлечению в

1

финансовую зависимость в моделируемых ситуациях
Развитие профессионального самоопределения
26

Перспективы

профессионального

образования

и

1

будущей

1

Выбор и выстраивание индивидуальной траектории

1

будущей профессиональной деятельности
27

Индивидуальная

стратегия

выбора

профессии
28

образования на базе профессиональной ориентации
Развитие коммуникативных навыков
29

Закрепление навыков конструктивного общения.

1

30

Отработка умения выдвигать контраргументы в

1

дискуссии
31

Понимание системы взглядов и интересов другого

1

32

Отработка умения корректно убеждать других в

1

правоте своей позиции, умения критически относиться к
своему мнению
Завершающая диагностика

Психологическая

33

диагностика

личностных

1

Завершающее занятие, подведение итогов работы

1

особенностей на конец учебного года
34

группы
Всего: 34 часа
Планируемые результаты, 9 класс:
Модуль «Развитие саморегуляции познавательной деятельности и
поведения»
Раздел «Развитие регуляции познавательных процессов»
Обучающийся научится и будет (сможет):


самостоятельно определить цели и задачи своих действий в

среднесрочной перспективе;


планировать действия при индивидуальной и групповой работе с

учетом ресурсов, необходимых для выполнения поставленных задач, в том
числе с точки зрения альтернативы;


контролировать и корректировать выполнение своих действий в

ходе совместной групповой работы, как по завершению, так и по ходу ее
реализации;


объективно оценивать результат своей работы;



оценивать работу группы сверстников и индивидуальный вклад в

ее работу каждого участника.
Раздел «Развитие саморегуляции поведения, эмоциональных и
функциональных состояний»
Обучающийся научится и будет (сможет):


регулировать проявления своих эмоций в ситуации дискуссии,

учебногоспора;


вести себя в соответствии с общим эмоциональным фоном

коммуникативной ситуации;



иметь представление о состоянии стресса, его проявлениях и

влиянии на продуктивность общения и деятельности;


иметь представление о стратегиях поведения в стрессовых

ситуациях;


иметь представление о возможностях профилактики стрессовых

состояний на примере ситуации подготовки к государственной итоговой
аттестации;


владеть техниками контроля своего эмоционального состояния в

ситуации экзамена, уметь минимизировать волнение;


уметь прилагать волевые усилия при возникновении утомления в

моделируемой ситуации экзамена;


сохранять устойчивость социально приемлемой позиции в

ситуациях негативного воздействия со стороны окружающих.
Модуль «Формирование личностного самоопределения»
Раздел «Развитие личностного самоопределения»
Обучающийся научится и будет (сможет):


оценивать

свои

возможности,

осознавать

собственные

склонности, интересы и увлечения;


выстраивать с помощью взрослого жизненную перспективу,

жизненныепланы, включающие последовательность целей и задач в их
взаимосвязи;


планировать пути и средства достижения жизненных планов на

основе рефлексии смысла реализации поставленных целей;


соизмерять свои поступки с общепринятыми нравственными

ценностями, осознанно и ответственно относиться к собственным поступкам;


иметь начальные представления о личном бюджете, личных

финансовых расходах, финансовом мошенничестве, махинациях;


уметь противостоять вовлечению в финансовую зависимость в

моделируемых ситуациях.
Раздел «Развитие профессионального самоопределения»

Обучающийся научится и будет (сможет):


иметь конкретные реалистичные представления о перспективах

своего профессионального образования и будущей профессиональной
деятельности;


иметь реалистичные представления о социальных и финансовых

составляющих различных профессий;


с помощью взрослого выбирать и выстраивать дальнейшую

индивидуальную траекторию образования на базе ориентировки в мире
профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых
познавательных интересов;


владеть способами и приемами поиска информации, связанной с

профессиональным образованием и профессиональной деятельностью;


иметь представление об индивидуальной стратегии выбора

профессии.
Модуль «Развитие коммуникативной деятельности»
Раздел «Развитие коммуникативных навыков»
Обучающийся научится и будет (сможет):


владеть навыками конструктивного общения;



уметь в дискуссии выдвигать контраргументы, перефразировать

свою мысль;


критически

относиться

к

своему

мнению,

признавать

ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;


уметь при необходимости корректно убедить других в правоте

своей позиции;


понимать систему взглядов и интересов другого.

Раздел «Развитие навыков сотрудничества»
Обучающийся научится и будет (сможет):


владеть навыками эффективного сотрудничества в различных

учебных и социальных ситуациях;



уметь договариваться в процессе сотрудничества, включая

конфликтные ситуации;


оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам в

процессе достижения общей цели совместной деятельности;


самостоятельно организовывать совместную деятельность в

продуктивном сотрудничестве (ставить цели, определять задачи, намечать
совместный план действий, прогнозировать результат общей деятельности и
достигать его);


находить общее решение и разрешать конфликтные ситуации на

основе согласования позиций и учета интересов участников группы.
Ресурсы, необходимые для реализации программы:
1. Специалисты, осуществляющие реализацию данной программы
должны: иметь высшее психологическое образование и быть компетентными
в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог-психолог».
2. Применять стандартные методы и приёмы наблюдения за
нормальным и отклоняющимся психическим и физиологическим развитием
обучающихся.

Проводить

коррекционно-развивающие

занятия

с

обучающимися.
3. Оценивать эффективность коррекционно-развивающей работы в
соответствии с выделенными критериями.
4. Подбирать диагностический инструментарий, адекватный целям
исследования и возможностям обучающихся.
5.

Проводить

индивидуальные

и

групповые

консультации

обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по вопросам
обучения,

развития,

проблемам

жизненного

самоопределения,

самовоспитания, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.
6. Для проведения коррекционно-развивающих занятий требуется
технически оснащённый кабинет педагога-психолога.
7.

Возможна

дистанционная

форма

проведения

занятий.

Для

проведения занятий в дистанционной форме необходим компьютер и
высокоскоростной Интернет.

8. Для реализации рабочей программы необходимы: ноутбук, доступ в
Интернет, библиотека методических пособий, дидактических материалов в
соответствии

с

возрастными

требованиями

и

особенностями

психофизического развития учащихся.
Перечень учебно-методических материалов, необходимых для
реализации программы:
1. Безруких М. М. «Познаю свои способности: 5 класс», М.2014 г.
2.

«Жизненные

навыки.

Тренинговые

занятия

с

младшими

подростками». Кривцова С.В., Рязанова Д.В., Еронова О.И, М.2012 г.
3. Савина О.О., Смирнова О.М. «Сборник упражнений для развития
внимания и памяти», М. 2012 г.
4. Грецов А.Г. «Тренинги развития с подростками: творчество,
общение, самопознание», Питер, 2012 г.
5. Голубева Ю.А. «Тренинги с подростками: программы, конспекты
занятий», Волгоград, 2014 г.
6. Личностное становление подростка. 8-9 классы: классные часы,
родительские собрания. Волгоград, 2008 г.
7. Селевко Г.К. «Познай себя». Москва, 2009 г


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».