Пояснительная записка
Коррекционный курс адаптированной основной образовательной
программы основного общего образования обучающихся с задержкой
психического
развития
разработан
в
соответствии
с
требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. No
287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации
05.07.2021 г., рег. номер – 64101) (далее – ФГОС ООО) и с учётом
Примерной
адаптированной
основной
образовательной
программы
основного общего образования обучающихся с задержкой психического
развития (одобренной решением ФУМО по общему образованию (протокол
от 18 марта 2022 г. No 1/22)) (далее – ПАООП ООО обучающихся с ЗПР).
Коррекционный
курс
является
обязательной
частью
коррекционно-
развивающей области ПАООП ООО обучающихся с ЗПР. Курс реализуется в
рамках
внеурочной
деятельности
посредством
индивидуальных,
подгрупповых и групповых занятий педагога-психолога и обеспечивается
системой психолого-педагогического сопровождения обучающихся 5–9
классов,
получающих
образование
в
соответствии
с
АООП
ООО
обучающихся с ЗПР.
Адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП)
основного общего образования обучающихся с задержкой психического
развития (ЗПР) – это образовательная программа, адаптированная для этой
категории учащихся с учётом особенностей их психофизического развития,
индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений
развития и социальную адаптацию.
АООП
основного
самостоятельно
общего
разрабатывается
образования
и
обучающихся
утверждается
с
ЗПР
организацией,
осуществляющей образовательную деятельность в соответствии с ФГОС
ООО с учётом примерной адаптированной основной общеобразовательной
программы.
Данная программа предназначена для обучающихся с ЗПР (варианты
7.1 и 7.2), нуждающихся в пролонгации специальных образовательных
условий. Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями
Министерства
образования
к
обязательной
документации
педагога-
психолога. Программа коррекционно-развивающих занятий разработана и
составлена по результатам диагностик познавательной сферы учащихся, в
соответствии с нормативно-правовыми документами, а также в соответствии
с заключением ПМПК.
Нормативно-правовой и документальной основой Программы
коррекционной работы с обучающимися общего образования являются:
Закон Российской Федерации «Об образовании»;
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
начального общего образования;
О создании условий для получения образования детьми с
ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами. (Письмо МО
РФ N АФ-150/06 от 18 апреля 2008 г.);
Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации
(от 24 июля 1998 г. N124-ФЗ);
Письмо
Министерства
образования
и
науки
Российской
Федерации от 18 апреля 2008 года N АФ – 150/06 о создании условий для
получении образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и
детей – инвалидами.
Приказ
Министерства
образования
и
науки
Российской
Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г N 1015 г. «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным
программам
-
образовательным программам начального и общего, основного и среднего
общего образования».
Целями
реализации
АООП
обучающихся с ЗПР являются:
основного
общего
образования
- достижение выпускниками планируемых результатов: знаний,
умений,
навыков,
личностными,
компетенций
и
семейными,
компетентностей,
общественными,
определяемых
государственными
потребностями и возможностями обучающегося с ЗПР среднего школьного
возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния
здоровья;
- становление и развитие личности обучающегося с ЗПР в её
самобытности, уникальности, неповторимости.
Достижение поставленных целей при разработке и реализации
образовательной
организацией
общеобразовательной
адаптированной
программы
основного
общего
основной
образования
обучающихся с ЗПР предусматривает решение следующих основных задач:
-
обеспечение
соответствия
общеобразовательной
программы
адаптированной
требованиям
основной
Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования
(ФГОС ООО);
-обеспечение преемственности начального общего, основного общего,
среднего общего образования;
-обеспечение доступности получения качественного основного общего
образования,
достижение
планируемых
результатов
освоения
АООП
основного общего образования обучающимися с ЗПР;
-установление требований к воспитанию обучающихся с ЗПР как части
образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного
и
социализирующего
образовании,
потенциала
обеспечению
школы,
инклюзивного
индивидуализированного
подхода
в
психолого-
педагогического сопровождения каждого обучающегося с ЗПР;
-обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм
организации
учебных
занятий,
взаимодействия
всех
участников
при
реализации
образовательных отношений;
-взаимодействие
образовательной
организации
основной образовательной программы с социальными партнёрами, в том
числе, с центрами психолого-педагогической и социальной помощи,
социально-ориентированными общественными организациями;
-выявление и развитие способностей обучающихся с ЗПР, их интересов
посредством включения в общественно полезную деятельность, в том числе с
использованием
возможностей
образовательных
организаций
дополнительного образования;
творческих
-организацию
конкурсов,
проектной
и
учебно-
исследовательской деятельности;
-участие обучающихся c ЗПР, их родителей (законных представителей),
педагогических работников и общественности в проектировании и развитии
внутришкольной инклюзивной социальной среды, школьного уклада;
и
-сохранение
укрепление
физического,
психологического
и
социального здоровья обучающихся с ЗПР, обеспечение их безопасности.
Коррекционный курс «Психокоррекционные занятия» направлен на
развитие личности обучающегося с ЗПР подросткового возраста, его
коммуникативных
и
социальных
компетенций,
гармонизацию
его
взаимоотношений с социумом.
У обучающихся с ЗПР на уровне основного общего образования
сохраняются
трудности
познавательных
и
процессов,
замедленный
навыков
темп
развития
саморегуляции
отдельных
поведения
и
деятельности. Для них характерна общая эмоциональная незрелость,
невысокий уровень развития коммуникативных компетенций. Адаптивные
ресурсы у таких обучающихся снижены, что затрудняет социализацию в
целом, создает трудности в процессе самостоятельного осуществления
жизненных выборов.
Педагог-психолог
осуществляет
психологическую
помощь,
направленную на преодоление трудностей в развитии познавательных
процессов, эмоционально-личностной сферы, коммуникативной сферы,
регуляторной сферы, отклоняющегося поведения обучающихся с ЗПР.
В ходе психолого-педагогического сопровождения проводится работа
по
формированию
социально-ориентированной,
конкурентоспособной,
творческой личности, способной к самоопределению, саморегуляции,
самопознанию, саморазвитию.
Педагог-психолог работает в тесном сотрудничестве с другими
специалистами
сопровождения
(учителем-логопедом,
учителем-
дефектологом), а также с родителями обучающегося, что обеспечивает
комплексный подход в решении задач предотвращения или минимизации
трудностей обучающегося с ЗПР. Проведение коррекционно-развивающих
занятий
обеспечивает
реализацию
возрастных
и
индивидуальных
возможностей психофизического развития обучающихся с ЗПР посредством
индивидуализации содержания курса с учётом их особых образовательных
потребностей.
Цель и задачи курса:
Цель коррекционного курса «Психокоррекционные занятия» – развитие
и коррекция познавательной, личностной, эмоциональной, коммуникативной,
регуляторной сфер обучающегося, направленные на преодоление или
ослабление
трудностей
в
развитии,
гармонизацию
личности
и
межличностных отношений.
Задачи курса:
1.
Формирование
учебной
мотивации,
стимуляция
развития
познавательных процессов;
2. Коррекция недостатков осознанной саморегуляции познавательной
деятельности, эмоций и поведения, формирование навыков самоконтроля;
3. Гармонизация психоэмоционального состояния, формирование
позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе,
формирование адекватной самооценки;
4. Развитие личностного и профессионального самоопределения,
формирование целостного «образа Я»;
5.
Развитие
различных
коммуникативных
умений,
конструктивного общения и навыков сотрудничества;
6. Стимулирование интереса к себе и социальному окружению;
приёмов
7. Развитие продуктивных видов взаимоотношений с окружающими
сверстниками и взрослыми;
8. Предупреждение школьной и социальной дезадаптации;
9. Становление и расширение сферы жизненной компетенции.
Принципы и подходы к формированию адаптированной основной
общеобразовательной
программы
основного
общего
образования
обучающихся с задержкой психического развития
Методологической
основой
ФГОС
ООО
является
системно-
деятельностный подход, который предполагает:
-воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям
современного общества, инновационной экономики, задачам построения
российского гражданского общества на основе принципов толерантности,
диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и
поликонфессионального состава;
-
формирование
соответствующей
целям
общего
образования
социальной среды развития обучающихся, в том числе, обучающихся с ЗПР
в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и
конструирования
на
основе
разработки
содержания
и
технологий
образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня
(результата) личностного и познавательного развития обучающихся с ЗПР;
-ориентацию на достижение основного результата образования –
развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и
освоения мира личности обучающегося с ЗПР, его учебно-познавательной
деятельности, формирование его готовности к дальнейшему обучению;
-признание решающей роли содержания образования, способов
организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в
достижении целей личностного и социального развития обучающихся с ЗПР;
-
учёт
индивидуальных,
возрастных
и
психофизиологических
особенностей обучающихся с ЗПР при построении образовательного
процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их
достижения;
-разнообразие
индивидуальных
образовательных
траекторий
и
индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе детей с ЗПР.
Программа составлена на основе рабочей программы «Ступени
развития», педагога-психолога высшей категории Бекмухамбетовой А. А.,
пособия «Системы коррекционно-развивающих занятий по развитию
познавательных процессов» под редакцией Останкова Ю.В. и результатов
диагностики
личностных
особенностей
учащихся
и
развитию
познавательных процессов.
Психологические коррекционно-развивающие занятия проводятся один
раз в неделю по 45 минут, в специально оборудованном кабинете педагогапсихолога, индивидуально или небольшой подгруппой (2-10 человек).
Обязательные
индивидуальные
и
групповые
коррекционные
занятия
проводятся для коррекции нарушений развития и социальной адаптации,
оказание коррекционной помощи на основе специальных методов и приёмов
каждому обучающемуся с учётом его индивидуальных особенностей и
возможностей,
поддержка
его
признание
успехов
познавательных
и
создание
интересов
условий
для
обучающегося,
его
дальнейшей
самореализации.
Основная форма обучения - предметно-практические групповые
занятия. Групповую работу, без сомнения, можно отнести к коллективному
виду деятельности учащихся; её успех во многом будет зависеть от чёткого
распределения обязанностей внутри данного звена, а также от оперативной
помощи и поддержки классного руководителя и педагога-психолога.
Психологические коррекционно-развивающие занятия построены с
учётом основных принципов коррекционно-развивающего обучения:
1. Принцип системности коррекционных занятий (исправление или
сглаживание отклонений и нарушений развития, преодоление трудностей
развития), профилактических (предупреждение отклонений и трудностей в
развитии) и развивающих задач (стимулирование, обогащение содержания
развития, опора на зону ближайшего развития).
2. Принцип единства диагностики и коррекции реализуется в двух
аспектах: началу коррекционной работы предшествует этап комплексного
диагностического
интенсивность
возможных
обследования,
трудностей
причинах
и
позволяющий
развития,
на
сделать
основании
выявить
характер
заключение
этого
об
заключения
и
обоих
строить
коррекционную работу, исходя из ближайшего прогноза развития.
3.
Принципы
общедидактические
(наглядности,
доступности,
индивидуального подхода, сознательности).
4. Принцип динамичности восприятия заключается в разработке
таких заданий, при решении которых возникают какие–либо препятствия. Их
преодоление
способствует
развитию
обучающегося,
раскрытию
возможностей и способностей. Каждое задание проходит ряд этапов от
простого к сложному. Уровень сложности доступен конкретному ученику.
Это позволяет поддерживать интерес к работе и даёт возможность испытать
радость преодоления трудностей.
5. Принцип продуктивной обработки информации заключается в
организации обучения таким образом, чтобы у учащейся развивался навык
переноса обработки информации, следовательно, механизм самостоятельного
поиска, выбора и принятия решения.
6. Принцип учёта эмоциональной окрашенности материала
предполагает, чтобы игры, задания и упражнения создавали благоприятный,
эмоциональный фон, стимулировали положительные эмоции.
7. Основные принципы отбора материала. При отборе материала
учитывались разные возможности учащихся по усвоению знаний, умений
применять их практически в зависимости от степени выраженности задержки
психического развития.
Поэтому материал и структура программы предусматривает:
- стимуляцию двигательной активности, коррекцию нарушений общей
и мелкой моторики, звукопроизношения, развитие связной речи;
- формирование познавательной активности, самостоятельности;
- профилактику и коррекцию коммуникативных и эмоциональноволевых нарушений.
Ожидаемые результаты реализации программы:
- положительная динамика личностного, эмоционального развития
учащегося;
- положительная динамика развития когнитивной сферы;
- отсутствие отрицательной динамики психофизического развития
учащейся с ЗПР;
-
эффективное
социальное
взаимодействие
здоровых
детей
и
обучающихся с ОВЗ, выражающееся в совместном участии в различных
мероприятиях, толерантном отношении друг к другу.
Личностные универсальные учебные действия:
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении
разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
-
развитие внимательности,
умения преодолевать трудности
настойчивости,
целеустремлённости,
- важных качеств в практической
деятельности.
Метапредметные универсальные учебные действия:
- сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для
выполнения конкретного задания;
- анализировать текст познавательной задачи: ориентироваться в
тексте, выделять условие и вопрос, данное и искомое;
- искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в
тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;
- конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения
задачи;
- выбирать наиболее эффективный способ решения;
- выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное
затруднение в пробном действии;
- анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными
правилами;
- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с
заданным условием;
- контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять
ошибки.
Предметные универсальные учебные действия:
- анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из
них верные;
- применять изученные способы учебной работы и разнообразные
приёмы для работы с головоломками;
- выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;
- анализировать расположение деталей в исходной конструкции;
- составлять фигуры из частей;
- определять место заданной детали в конструкции;
- выявлять закономерности;
- объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;
- объяснять (доказывать) выбор способа действия при заданном
условии;
- выделять существенные признаки предметов;
-сравнивать между собой предметы и явления, обобщать и делать
выводы;
-классифицировать явления, предметы;
-определять последовательность событий.
- владеть навыками саморегуляции поведения и самоконтроля.
- уметь управлять негативными эмоциями.
- выстраивать конструктивные отношения с окружающими.
- уметь адекватно вести себя в различных ситуациях.
- соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной
образовательной деятельности и делать выводы.
- принимать решение в учебной ситуации и нести за него
ответственность.
- к концу учебного года у учащихся с ОВЗ должны улучшиться
коммуникативные и эмоционально-волевые качества.
- к окончанию 9 класса сформироваться мотивационная готовность к
дальнейшему профессиональному самоопределению.
Методы отслеживания динамики уровня развития познавательных
способностей учащихся:
Динамика
развития
познавательных
процессов
учащихся
отслеживается посредством сравнительного анализа результатов первичной
(входящей) диагностики в начале учебного года с результатами итоговой
диагностики уровня развития психических процессов в конце учебного года.
Психологическое тестирование уровня развития психических
процессов
Диагностика динамики уровня развития познавательных способностей
проводится с помощью специально — подобранной батареи тестов,
направленной
на
исследование
психических
процессов:
мышления,
внимания, памяти, восприятия и воображения. Данная батарея тестов
(экспресс - диагностика) проводится с учащимися на первом занятии и
повторно на последнем занятии.
Полученные результаты анализируются и обобщаются по трём
направлениям:
1) соответствие показателей возрастным нормативам;
2) наличие/отсутствие динамики в развитии психических процессов
учащихся по окончании учебного года;
3) анализ изменений в развитии познавательных способностей
учащихся по окончании прохождения обучения по программе курса в целом.
В начале учебного года и по окончании обучающего курса проводится
развёрнутая психологическая диагностика (мониторинг) по выявлению
динамики в развитии познавательных процессов по следующим методикам:
1. Беседа с учащимися для определения осведомленности об
окружающем мире и уровня психического развития (волевые процессы,
самостоятельность, общительность).
2. Тесты для определения уровня логического мышления «Методика
Равена».
3. Для определения степени концентрации и распределения внимания
«ММД».
4. Определение индивидуальных интеллектуальных особенностей
ребенка (методика КОТ), выявление в ходе тестирования (скорость
включения
в
работу,
понятливость,
быстрота
реакции,
степень
утомляемости) и др.
5. Методики по изучению школьной мотивации и адаптации
6. Методики для изучения эмоционально-волевой сферы.
Критерии оценки эффективности занятий по программе курса
«Ступени развития»:
Для оценки эффективности занятий рекомендуется использовать
следующие показатели:
- степень помощи, которую оказывает педагог-психолог учащимся при
выполнении
заданий:
чем
помощь
учителя
меньше,
тем
выше
самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект
занятий;
–
поведение
учащихся
на
занятиях:
живость,
активность,
заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты
занятий;
– результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса
эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с
этими заданиями самостоятельно;
– косвенным показателем эффективности данных занятий может быть
повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также
наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение
активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной
деятельности).
Содержательный
контроль
и
оценка
результатов
учащихся
предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения
предмета ребёнком. Поэтому показателем эффективности занятий по
данному курсу также является наличие динамики в развитии познавательных
способностей учащихся.
Основные
методы
и
приёмы
обучения
на
коррекционных
занятиях:
-словесный метод (объяснение, работа с книгой);
-наглядный
метод
(презентации,
наблюдения,
дидактические
материалы);
-практический
метод
(упражнения,
практические
работы,
дидактические игры).
-действия по подражанию взрослому (при необходимости – совместные
действия);
-действия по образцу;
-наглядное моделирование, демонстрирование задач;
-практические действия с различными материалами и предметами;
-выполнение заданий по словесной инструкции;
-объяснение педагогом и детьми последовательности осуществляемых
действий;
-наблюдения; использование разнообразной наглядности и видов
деятельности.
Проверка уровня усвоения знаний, умений и навыков учащимися
проводится в форме целенаправленного наблюдения, доступных тестовых
заданий, в ходе практической деятельности и дидактических игр.
Процесс
обучения
осуществляется
с
учётом
психофизических
особенностей и потенциальных возможностей учащегося, что позволит
обеспечить реализацию принципа индивидуального и дифференцированного
подхода в обучении. Реализация программных задач требует оснащения
каждого урока необходимым наглядным материалом.
Методы и технологии, используемые на коррекционных занятиях.
- Ролевые игры.
- Дискуссии.
- Релаксационные методы.
- Психофизиологические методики.
- Прослушивание и обсуждение рассказов, произведений и т. д.
- Рисование различных эмоций, чувств, настроений и т. д.
- Игровые технологии.
- Информационные технологии.
- Здоровьесберегающие технологии.
Тематическое планирование внеурочной деятельности в 5 классах
№
Темы занятий
Количеств
о часов
Психологическая диагностика на начало учебного года
1
Входная психологическая диагностика личностных
1
особенностей обучающихся
2
Входная психологическая диагностика
1
Развитие навыков сотрудничества
3
Знакомство с правилами совместной работы в группе,
1
игры на сплочение
4
Отработка
навыков
сотрудничества
и
поддержания
совместной
учебного
деятельности
со
поведения
в
1
сверстниками
5
Коллективное
обсуждение
1
моделируемых жизненных ситуациях
Развитие регуляции познавательных процессов
6
Знакомство со способами ориентировки в задании и
1
способами определения цели, построение плана действий
7
Развитие зрительно-моторной координации
1
8
Развитие
координации.
1
ошибочных
1
зрительно-моторной
Упражнения по нейропсихологии
9
Работа
с
образцом,
корректировка
элементов
1
0
развитие
концентрации
и
1
и
1
Определение последовательности своих действий
1
Упражнения
на
развитие
концентрации
переключения внимания: графический диктант
1
2
на
переключения внимания: графический диктант
1
1
Упражнения
при решении познавательных задач
1
Определение
последовательности
действий
при
1
3
решении познавательных задач
Развитие саморегуляции поведения, эмоциональных и функциональных
состояний
1
4
1
Противоречивые эмоции. Понимание и словесное
1
Базовые навыки релаксации как способ регуляции
1
Базовые навыки релаксации как способ регуляции
1
Знакомство со способами управления негативных
1
эмоций при неудаче в учебной ситуации
1
9
Различие
эмоций, визуализация, музыкальная терапия
1
8
состояния.
эмоций, дыхательные техники
1
7
эмоциональные
обозначение своего эмоционального состояния
1
6
и
мимики, жестов, позы, интонации
1
5
Эмоции
Моделирование социально приемлемого поведения в
1
эмоционально напряженных коммуникативных ситуациях,
простые способы регуляции своего поведения
Развитие личностного самоопределении
2
0
Основные социальные роли, их разнообразие в жизни
1
человека
2
2
1
отработка практических навыков
2
1
Знакомство с базовыми навыками самопрезентации,
Отработка навыков самооценивания в моделируемых
1
ситуациях
Развитие профессионального самоопределения
2
3
Знакомство с навыками критичного оценивания
1
результатов своей деятельности
2
5
1
человека. Первичные представления о мире профессий
2
4
Значение профессиональной деятельности в жизни
Определение и словесное обозначение собственных
желаний и возможностей в сфере профессий
1
Развитие коммуникативной деятельности
2
6
Отработка
использования
позитивной
лексики,
1
общении:
1
комплиментов, правил этикета
2
8
1
невербального общения
2
7
Знакомство с базовыми средствами вербального и
Психологические
психологические
помехи
качества
в
личности,
особенности
поведения
2
9
Отработка навыков установления и поддержания
продуктивного
коммуникативного
контакта
1
в
моделируемых ситуациях
3
0
с
навыками
активного
слушания.
1
Отработка навыков установления и поддержания
1
Отработка приёмов поддержания беседы
3
1
Знакомство
продуктивного общения в моделируемых ситуациях
Завершающая диагностика
3
2
личностных
1
личностных
1
Завершающее занятие, подведение итогов работы
1
Психологическая
диагностика
особенностей на конец учебного года
3
4
диагностика
особенностей на конец учебного года
3
3
Психологическая
группы
Всего: 34 часа
Планируемые результаты, 5 класс:
Модуль «Развитие саморегуляции познавательной деятельности и
поведения»
Раздел «Развитие регуляции познавательных процессов»
Обучающийся научится и будет (сможет):
с помощью взрослого планировать пути достижения цели,
выбирать наиболее оптимальные способы решения познавательных задач;
контролировать
время
выполнения
учебной
работы,
ориентируясь на определенные таймером временные рамки;
ориентироваться в задании и условиях, необходимых для его
выполнения с помощью взрослого;
определять
последовательность
действий
в
краткосрочном
периоде для достижения поставленной задачи с помощью взрослого;
соотносить свои действия с планом, корректировать свои
действия на основании расхождений результата с эталоном с развернутой
помощью взрослого;
оценивать правильность выполнения задания на основе сличения
с конечным результатом;
уметь давать словесный отчёт о выполнении задания;
уметь действовать индивидуально и в группе по заданному
взрослым алгоритму.
Раздел «Развитие саморегуляции поведения, эмоциональных и
функциональных состояний»
Обучающийся научится и будет (сможет):
выделять различные эмоциональные состояния и соотносить их с
соответствующими внешними проявлениями (мимика, жесты, пантомимика,
поза, интонация);
определять широкий спектр эмоциональных состояний по
внешним проявлениям (включая противоречивые эмоции);
обращать внимание на свое эмоциональное состояние и уметь
идентифицировать его и обозначать вербально;
владеть
базовыми
навыками
релаксации,
непосредственные
(негативные)
как
способом
регуляции эмоций;
сдерживать
эмоциональные
реакции в процессе деятельности и при оценке достигнутого результата;
управлять проявлением негативных эмоций при неудаче в
учебной ситуации;
регулировать своё поведение в эмоционально напряженной
коммуникативной ситуации;
соблюдать нормы и правила общественного поведения;
осознавать необходимость прилагать усилия для полноценного
выполнения заданий.
Модуль «Формирование личностного самоопределения»
Раздел «Развитие личностного самоопределения»
Обучающийся научится и будет (сможет):
демонстрировать интерес к самопознанию;
владеть навыками самопрезентации (рассказывать о своих
интересах, увлечениях, личностных качествах);
иметь представление об основных социальных ролях, их
разнообразии в жизни человека, осознавать собственные социальные роли;
иметь представления о своих обязанностях перед семьей,
обществом;
владеть
навыками
самооценивания,
выделять
свои
положительные качества;
владеть навыками учебного самооценивания, критично оценивать
результат деятельности, осознавать, что удалось выполнить, что нет.
Раздел «Развитие профессионального самоопределения»
Обучающийся научится и будет (сможет):
понимать значение профессиональной деятельности в жизни
человека;
иметь первичные представления о мире профессий;
соотносить собственные желания и возможности с различными
направлениями профессиональной деятельности.
Модуль «Развитие коммуникативной деятельности»
Раздел «Развитие коммуникативных навыков»
Обучающийся научится и будет (сможет):
владеть базовыми средствами вербального и невербального
общения;
использовать в коммуникации со сверстниками позитивную
лексику, комплименты, правила этики общения;
определять качества личности и способы поведения, которые
способствуют или препятствуют продуктивной коммуникации;
слушать и слышать информацию, передаваемую собеседником,
уточнять ее с помощью вопросов, поддерживать тему разговора
Раздел «Развитие навыков сотрудничества»
Обучающийся научится и будет (сможет):
поддерживать
учебное
сотрудничество
и
совместную
деятельность со сверстниками с помощью взрослого;
договариваться о правилах совместной работы;
уметь работать в группе над выполнением задания;
участвовать в коллективном обсуждении работы.
Календарно-тематическое планирование в 6 классах:
№
Темы занятий
Количеств
о часов
Психологическая диагностика на начало учебного года
1
Входная психологическая диагностика личностных
1
особенностей обучающихся
2
Входная психологическая диагностика
1
Развитие навыков сотрудничества
3
Организация
учебного
сотрудничества
и
1
конструктивного
1
совместной деятельности со сверстниками
4
Отработка
навыков
взаимодействия
5
Уточнение
недостающей
моделируемых ситуациях
информации
в
1
Принятие
6
различных
точек
зрения
в
ходе
1
конструктивного
1
совместной работы в моделируемых ситуациях
Знакомство
7
отстаивания
со
своих
способами
интересов
в
ходе
совместной
деятельности
Развитие регуляции познавательных процессов
Отработка способов ориентировки в задании.
8
Оценка условий, необходимых для выполнения заданий
Работоспособность
9
и
утомление:
оценка
2
собственных ресурсов, распределение времени и сил при
выполнении заданий
Определение последовательности своих действий
1
1
при решении познавательных задач
0
Соотнесение своих действий с планом выполнения
1
1
задания
1
Выполнение заданий по готовой инструкции при
1
1
индивидуальной и групповой работе
2
Развитие саморегуляции поведения, эмоциональных и функциональных
состояний
1
Понимание и словесное обозначение своих эмоций
2
в прошлом, настоящем и будущем
3
1
Определение физических проявлений различных
эмоциональных
4
состояний:
телесные
1
ощущения,
мышечное напряжение
1
физических
проявлений
с
1
Позитивные и негативные эмоции, их влияние на
1
конкретными эмоциями в моделируемых ситуациях
5
1
эффективность общения
6
1
7
Соотнесение
Отработка различных приёмов релаксации
1
1
Знакомство с основными техниками и приёмами
1
регуляции эмоций
8
1
Сила воли при трудностях в учебе
1
2
Отработка навыков снижения волнения и уровня
1
9
тревоги в эмоционально напряженных ситуациях
0
Развитие личностного самоопределения
2
Индивидуальные
особенности
человека,
1
Положительные и отрицательные качества и черты
1
психологические качества, черты характера
1
2
характера на примере вымышленных и реальных
2
персонажей
2
Отработка
навыков
оценивания
собственных
1
Общая характеристика задатков и склонностей
1
качеств и черт характера
3
2
человека
4
Развитие профессионального самоопределения
2
Разнообразие профессий в современном мире
1
2
Значение
1
5
способностей
6
склонностей
при
и
определении
познавательных
направления
профессиональной деятельности
2
Определение
и
первичный
анализ
своих
1
склонностей и познавательных способностей
7
Развитие коммуникативных навыков
2
Вербальные и невербальные средства общения
1
2
Отработка навыков ведения диалога, поддержания
1
8
9
беседы на заданную тему
Завершающая диагностика
Психологическая
3
личностных
1
диагностика
личностных
1
Завершающее занятие, подведение итогов работы
1
особенностей
0
Психологическая
3
особенностей
1
3
2
диагностика
группы
Всего: 34 часа
Планируемые результаты, 6 класс:
Модуль «Развитие саморегуляции познавательной деятельности и
поведения»
Раздел «Развитие регуляции познавательных процессов
Обучающийся научится и будет (сможет):
ориентироваться в задании и оценивать необходимые для его
выполнения условия (временные, пространственные, функциональные и т. д.)
с помощью взрослого;
распределять время и силы при выполнении нескольких заданий,
уметь определять состояние снижения работоспособности и сообщать об
этом взрослому;
определять
последовательность
действий
для
достижения
поставленной задачи;
действия
соотносить свои действия с планом, корректировать свои
на
основании
расхождений
результата
с
эталоном
со
стимулирующей помощью взрослого;
уметь действовать по готовой инструкции при индивидуальной и
групповой работе;
оценивать правильность выполнения задания в соответствии с
образцом, приведенным в инструкции;
задания;
осуществлять пошаговый и итоговый контроль при выполнении
проявлять интерес к мнению окружающих по поводу оценочных
суждений результата своей деятельности, в случае ошибки корректировать
результат с помощью взрослого.
Раздел «Развитие саморегуляции поведения, эмоциональных и
функциональных состояний»
Обучающийся научится и будет (сможет):
осознавать переживаемые эмоции в прошлом, настоящем и
будущем, уметь называть их;
уметь сосредотачиваться на телесных ощущениях, мышечных
напряжениях, выражении лица при переживании той или иной эмоции,
называть их в моделируемых ситуациях под контролем взрослого;
выделять позитивные и негативные эмоции, иметь представление
об их влиянии на эффективность общения и продуктивность деятельности;
владеть разными приемами релаксации;
иметь представление об основных техниках и приемах регуляции
эмоций;
совершать элементарное волевое усилие при трудностях в
учебной работе;
уметь минимизировать волнение в эмоционально напряженных
ситуациях (самостоятельные и контрольные работы).
Модуль «Формирование личностного самоопределения»
Раздел «Развитие личностного самоопределения»
Обучающийся научится и будет (сможет):
демонстрировать интерес к самопознанию и саморазвитию;
иметь представление о своих индивидуальных особенностях,
качествах, чертах характера;
различать положительные и отрицательные качества, черты
характера;
оценивать свои качества, черты характера;
иметь представление о своих задатках и склонностях;
демонстрировать позитивное самоотношение.
Раздел «Развитие профессионального самоопределения»
Обучающийся научится и будет (сможет):
проявлять интерес к миру профессий и приобретению профессии;
иметь представление о разнообразии профессий в современном
мире, основных направлениях профессиональной деятельности;
иметь первичное представление о понятии карьера;
оценивать
способности,
собственные
понимать
их
склонности
значение
при
и
познавательные
определении
направления
профессиональной деятельности.
Модуль «Развитие коммуникативной деятельности»
Раздел «Развитие коммуникативных навыков»
Обучающийся научится и будет (сможет):
выстраивать коммуникацию в различных социальных ситуациях;
использовать вербальные и невербальные средства общения
адекватные социально-эмоциональному контексту ситуации;
уметь вести диалог, поддерживать беседу на заданную тему;
понимать наличие другой, альтернативной точки зрения в
процессе общения со сверстниками;
конструктивно доносить свою позицию до других участников
коммуникации.
Раздел «Развитие навыков сотрудничества»
Обучающийся научится и будет (сможет):
организовывать
учебное
сотрудничество
и
совместную
участников
совместной
деятельность со сверстниками с помощью взрослого;
определять
цели
и
функции
деятельности, способы взаимодействия;
поддерживать
взаимодействовать;
совместную
работу,
конструктивно
с помощью вопросов уточнять недостающую информацию в
процессе совместной деятельности;
принимать
точки
зрения,
отличные
от
собственной,
конструктивно отстаивать свои интересы.
Календарно-тематическое планирование в 7 классах:
№
Темы занятий
Количеств
о часов
Психологическая диагностика на начало учебного года
Входная
1
психологическая
диагностика
1
личностных особенностей обучающихся
Входная психологическая диагностика
2
1
Развитие навыков сотрудничества
Отработка
3
навыков
продуктивного
1
взаимодействия со сверстниками и взрослыми
Планирование и реализация способов работы с
4
1
партнерами по совместной деятельности для достижения
общей цели
Отработка навыков согласования своих действий с
5
1
действиями партнера для достижения общего результата
Развитие регуляции познавательных процессов
Самостоятельная оценка условий, необходимых
6
1
для выполнения поставленной задачи
Самостоятельное планирование своих действий
7
1
при выполнении задания с учётом заданного правила
Отработка навыков выполнения поставленной
8
1
задачи при индивидуальной работе
Развитие саморегуляции поведения, эмоциональных и функциональных
состояний
9
Отработка
навыков
соотнесения
телесных
1
ощущений и эмоций
1
Знакомство
с
приёмами
снятия
2
психоэмоционального напряжения посредством работы
0
с телесными ощущениями
1
Отработка различных техник и приёмов регуляции
1
эмоций.
1
1
Признаки состояний утомления и пресыщения
1
Отработка
1
2
умения
сдерживать
эмоции
при
1
Отработка способов снижения волнения и уровня
1
возникновении помех в деятельности
3
1
тревоги в эмоционально напряженных ситуациях
4
Развитие личностного самоопределения
1
Определение и вербальная характеристика своих
1
личностных особенностей
5
1
Знакомство с понятием «уровень притязаний»,
1
связь уровня притязаний с реальными возможностями
6
1
Определение своего уровня самооценки и уровня
1
притязаний
7
1
Представление
об
ответственном
поведении,
1
выборе способа действий в жизненных ситуациях и
8
последствиях своего поведения
1
Прогнозирование
возможных
последствий
1
поведения в моделируемых ситуациях
9
2
Социальные
роли
в
современном
обществе,
1
различные модели поведения в соответствии с этими
0
ролями
2
1
Знакомство с понятием жизненного плана и его
временной перспективы
Развитие профессионального самоопределения
1
Краткая характеристика основных направлений
2
1
профессиональной деятельности
2
Профессиональная
2
направленность
личности,
1
определение собственных профессиональных интересов
3
Соотнесение интересов и склонностей с будущей
2
1
профессиональной деятельностью
4
Карьера как профессиональный путь в жизни
2
1
человека
5
Профессиональная
2
пригодность
в
основных
1
Соотнесение своих способностей и возможностей
1
направлениях профессиональной деятельности
6
2
с
7
профпригодностью
в
основных
направлениях
выбранных профессий
Развитие коммуникативных навыков
2
Отработка навыков активного слушания, полного
1
и точного словесного представления своих мыслей с
8
учетом задач и условий общения
2
Отработка
навыков
ведения
дискуссии,
1
Определение и словесное обозначение позиции
1
использования различных речевых клише
9
3
собеседника в моделируемых ситуациях
0
Завершающая диагностика
3
диагностика
личностных
1
личностных
1
Завершающее занятие, подведение итогов работы
1
особенностей на конец учебного года
1
3
Психологическая
диагностика
особенностей
2
3
3
Психологическая
группы
Всего: 34
Планируемые результаты, 7 класс:
Модуль «Развитие саморегуляции познавательной деятельности и
поведения»
Раздел «Развитие регуляции познавательных процессов»
Обучающийся научится и будет (сможет):
самостоятельно
поставленной
задачи
оценивать
условия
необходимые
(временные,
для
выполнения
пространственные,
функциональные и т. д.);
определять
последовательность
действий
для
достижения
совокупности поставленных задач;
самостоятельно планировать последовательность своих действий
в соответствии с поставленной задачей;
соотносить
свои
действия
с
планом,
корректировать
самостоятельно свои действия на основании плана, проводить проверку по
результату;
оценивать правильность выполнения поставленной задачи при
индивидуальной работе;
сдерживать
непосредственные
импульсивные
реакции,
действовать в плане заданного, не отвлекаясь на посторонние раздражители.
Раздел «Развитие саморегуляции поведения, эмоциональных и
функциональных состояний»
Обучающийся научится и будет (сможет):
осознавать телесные ощущения, соотносить их с эмоциями и
использовать их для снятия психоэмоционального напряжения;
иметь представление о различных техниках и приемах регуляции
эмоций;
использовать при необходимости приемы релаксации в разных
жизненных ситуациях;
совершать
целенаправленное
волевое
усилие
пресыщения, при выполнении однообразной учебной работы;
в
ситуации
сдерживать непосредственное эмоциональное реагирование при
возникновении помех в деятельности;
уметь справляться с волнением в эмоционально напряженных
ситуациях (самостоятельные и контрольные работы).
Модуль «Формирование личностного самоопределения»
Раздел «Развитие личностного самоопределения»
Обучающийся научится и будет (сможет):
демонстрировать интерес и готовность к самопознанию и
саморазвитию;
демонстрировать адекватно позитивное самоотношение;
иметь представление о своих личностных особенностях;
иметь уровень притязаний, адекватный своим возможностям;
иметь представление об ответственном поведении;
самостоятельно оценивать последствия своих действий, выбирать
как поступить (в том числе в неоднозначных ситуациях) и отвечать за свой
выбор;
иметь развернутое представление о социальных ролях в
обществе, различных моделях поведения в соответствии с этими ролями,
правилах и нормах поведения;
строить жизненные планы во временной перспективе.
Раздел «Развитие профессионального самоопределения»
Обучающийся научится и будет (сможет):
демонстрировать мотивацию к приобретению профессии в
определенной области трудовой деятельности;
ориентироваться в современном мире профессий, перечислять и
давать краткую характеристику основным направлениям профессиональной
деятельности;
иметь первичное представление о понятии профессиональной
направленности личности;
иметь представление о карьере как о профессиональном пути в
жизни человека;
выделять собственные интересы и склонности, соотносить их с
будущей профессиональной деятельностью;
иметь первичное представление о понятии профессиональной
пригодности в основных направлениях профессиональной деятельности;
соотносить
собственные
способности
с
профессиональной
пригодностью в основных направлениях профессиональной деятельности.
Модуль «Развитие коммуникативной деятельности»
Раздел «Развитие коммуникативных навыков»
Обучающийся научится и будет (сможет):
уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
владеть приемами активного слушания;
уметь
ориентироваться
в
ситуации
общения,
определять
коммуникативное намерение свое и партнера, оценивать степень его
реализации в общении;
уметь
спрашивать,
интересоваться
чужим
мнением
и
высказывать свое;
принимать позицию собеседника, выделяя его точку зрения и
аргументы в пользу его позиции;
уметь адекватно использовать речевые средства для дискуссии и
аргументации своей позиции.
Раздел «Развитие навыков сотрудничества»
Обучающийся научится и будет (сможет):
уметь
интегрироваться
в
группу
сверстников
и
строить
продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
планировать совместные действия для достижения общей цели;
планировать
и
реализовывать
партнерами по совместной деятельности;
общие
способы
работы
с
прогнозировать результат коллективной работы;
уметь согласовывать свои действия с действиями партнера для
достижения общего результата;
брать на себя инициативу в организации совместного действия.
Календарно-тематический план в 8 классах:
№
Темы занятий
Колич
ество часов
Психологическая диагностика на начало учебного года
1
Входная психологическая диагностика личностных
1
особенностей обучающихся
2
Входная психологическая диагностика
1
Развитие навыков сотрудничества
3
Конфликты: причины, виды, структура. Стратегии и
1
правила поведения в конфликтной ситуации
4
Компромисс
или
сотрудничество
для
решение
1
конфликтных ситуаций
5
Отработка
навыков
самоконтроля
эмоций
для
1
эмоциональных
1
поддержания конструктивного общения
6
Отработка
навыков
самоконтроля
проявлений для поддержания конструктивного общения
7
Отработка умения аргументировать свою точку зрения,
1
отстаивать свою позицию
Развитие регуляции познавательных процессов
8
Самостоятельное
определение
цели
и
задачи
1
Организация деятельности при индивидуальной и
1
деятельности в познавательной деятельности
9
групповой работе с учётом условий, необходимых для
выполнения задания
1
Отработка навыков самоконтроля всех этапов своей
1
познавательной деятельности
0
Развитие саморегуляции поведения, эмоциональных и функциональных
состояний
Отработка специальных приёмов регуляции своих
1
1
эмоций в различных жизненных ситуациях
1
Отработка специальных приёмов регуляции своих
1
1
эмоций в различных жизненных ситуациях
2
1
Регуляция проявлений эмоций в ситуации общения
1
1
Знакомство с навыками регуляции негативных эмоций
1
3
в
4
отношении
собеседника
в
ситуации
возникновения
конфликта
1
Навыки самоконтроля при отстаивании своего мнения
1
в ситуации учебного сотрудничества
5
1
Ориентация на
мнение значимых
взрослых при
1
Отработка умения прикладывать волевые усилия для
1
регуляции своего поведения
6
1
кратковременной работы, ориентируясь на результат
7
Развитие личностного самоопределения
1
Соотнесение
возможностями,
8
уровня
притязаний
способностями,
со
своими
1
индивидуальными
особенностями
1
Способность противостоять негативным воздействиям
1
среды. Отработка способов поведения в провокационных
9
ситуациях
2
1
социальных норм и правил
0
2
1
Оценка себя и своих поступков с учётом общепринятых
Выстраивание
событий
прошлого,
настоящего
и
будущего в единую линию с учётом связей, последствий и
перспектив
1
Развитие профессионального самоопределения
2
Профессии, актуальные для современного рынка труда
1
2
Первичные представления о перспективах своего
1
2
профессионального
3
образования
и
будущей
профессиональной деятельности
2
Профессиональная направленности личности и её
1
структура
4
2
Профессиональная
пригодность,
ограничения
при
1
Моделирование образа желаемого профессионального
1
выборе профессии
5
2
будущего, пути и средства его достижения
6
Развитие коммуникативных навыков
2
Отработка навыков ведения конструктивного диалога
2
Отработка навыков ведения групповой дискуссии
2
Позиции восприятия и осмысление коммуникативной
1
7
8
1
ситуации
9
3
Отработка умения договариваться с партнёрами по
1
общению, имеющими иную точку зрения
0
3
Уважительное отношение к партнёрам по общению
1
1
завершающая диагностика
3
диагностика
личностных
1
личностных
1
Завершающее занятие, подведение итогов работы
1
особенностей на конец учебного года
2
3
Психологическая
диагностика
особенностей на конец учебного года
3
3
4
Психологическая
группы
Всего: 34
Планируемые результаты, 8 класс:
Модуль «Развитие саморегуляции познавательной деятельности и
поведения»
Раздел «Развитие регуляции познавательных процессов»
Обучающийся научится и будет (сможет):
осознавать
соответствии
с
ней,
цель
и
самостоятельно
последовательность
определять
действий
в
задачи
в
краткосрочной
перспективе;
организовывать свою деятельность при индивидуальной и
групповой работе с учетом условий, необходимых для выполнения
поставленных задач;
самостоятельно осуществлять контроль своей деятельности;
проводить оценку результата своей деятельности;
оценивать работу группы сверстников и свой вклад в ее работу.
Раздел «Развитие саморегуляции поведения, эмоциональных и
функциональных состояний»
Обучающийся научится и будет (сможет):
иметь представление о возможности сознательно влиять на
своеэмоциональное состояние с помощью специальных приемов при
необходимости в различных жизненных ситуациях;
использовать приёмы релаксации в разных жизненных ситуациях
для снижения интенсивности негативных эмоциональных состояний;
уметь
направить
усилия
для
сконцентрированной
кратковременной работы, ориентируясь на продуктивный результат;
регулировать проявление собственных эмоций (положительных и
отрицательных) в соответствии с социальным контекстом коммуникативной
ситуации;
сдерживать
проявление
негативных
эмоций
в
отношении
собеседника в ситуации возникновения разногласий, конфликта;
сохранять ровный эмоциональный фон при отстаивании своего
мнения в ситуации учебного сотрудничества;
уметь
интегрироваться
в
группу
сверстников
и
строить
продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
планировать совместные действия для достижения общей цели;
планировать
и
реализовывать
общие
способы
работы
с
партнерами по совместной деятельности;
прогнозировать результат коллективной работы;
уметь согласовывать свои действия с действиями партнера для
достижения общего результата;
брать на себя инициативу в организации совместного действия.
принимать замечания от значимых взрослых по поводу своих
действий и поступков, учитывать их при изменении своего поведения,
прогнозировать последствия своего поведения.
Модуль «Формирование личностного самоопределения»
Раздел «Развитие личностного самоопределения»
Обучающийся научится и будет (сможет):
демонстрировать мотивацию к самопознанию, потребность к
саморазвитию;
иметь уровень притязаний, адекватный своим возможностям,
способностям, индивидуальным особенностям;
проявлять ответственность, относительную независимость и
устойчивость в отношении негативных воздействий среды, окружающих
людей на собственное поведение;
оценивать себя и свои поступки с учетом общепринятых
социальных норм и правил;
представлять временную перспективу жизни, где события
прошлого, настоящего и будущего занимают соответствующее место и
наделяются соответствующим статусом.
Раздел «Развитие профессионального самоопределения»
Обучающийся научится и будет (сможет):
ориентироваться в современном мире профессий, перечислять и
давать краткую характеристику различным профессиям, актуальным для
современного рынка труда;
иметь
представление
о
понятии
профессиональной
направленности личности и ее структуре;
иметь
первичные
представления
о
перспективах
своего
профессионального образования и будущей профессиональной деятельности;
иметь
представления
о
собственных
профессиональных
склонностях и профессиональном потенциале;
знать об ограничениях при выборе профессии, учитывать
ограничения
профессиональной
пригодности
при
выборе
будущей
профессии;
моделировать образ желаемого профессионального будущего,
пути и средства его достижения.
Модуль «Развитие коммуникативной деятельности»
Раздел «Развитие коммуникативных навыков»
Обучающийся научится и будет (сможет):
уметь вести конструктивный диалог;
корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения;
выделять и признавать ошибочность своего мнения (если оно
таково);
выделять общую точку зрения в дискуссии;
уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с
партнёрами по общению, имеющими иную точку зрения;
демонстрировать
уважительное
отношение
к
партнерам,
внимание к личности другого в процессе общения.
Раздел «Развитие навыков сотрудничества»
Обучающийся научится и будет (сможет):
иметь представление о понятии «конфликт» в
ситуации
сотрудничества;
иметь представление о различных стратегиях и правилах
поведения в конфликтной ситуации;
уметь
выбрать
адекватную
стратегию
поведения
при
возникновении конфликтной ситуации в процессе учебного сотрудничества;
поддерживать конструктивное общение в группе, контролируя
собственные эмоциональные проявления;
иметь представление о компромиссном решении конфликтных
ситуаций;
уметь аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать
свою позицию социально приемлемым способами.
Календарно-тематический план в 9 классах:
№
Темы занятий
Колич
ество часов
Психологическая диагностика на начало учебного года
1
Входная психологическая диагностика личностных
1
особенностей обучающихся
2
Входная психологическая диагностика
1
Развитие навыков сотрудничества
3
Навыки эффективного сотрудничества в учебных и
1
социальных ситуациях
4
Отработка умения договариваться в конфликтных
ситуациях
1
Знакомство со способами оказания эмоциональной
5
1
поддержки партнерам в процессе достижения общей цели
Закрепление
6
навыков
организации
совместной
1
Самостоятельное определение цели при выполнении
1
деятельности в продуктивном сотрудничестве
Развитие регуляции познавательных процессов
7
познавательных задач
Планирование своих действий при индивидуальной и
8
1
групповой работе с учётом личных ресурсов
Оценка альтернативных ресурсов для выполнения
9
1
поставленной задачи
Отработка навыков самостоятельного контроля и
10
1
корректировки своих действий при совместной групповой
работе
11
Объективная оценка результатов своей работы
1
12
Отработка навыков оценки результатов работы
1
группы
Развитие саморегуляции поведения, эмоциональных и функциональных
состояний
13
Регуляция проявлений своих эмоций в ситуации
1
дискуссии
14
Как реагировать на стрессовые ситуации
1
15
Влияние стресса на продуктивность общения и
1
деятельности
16
Профилактика стрессовых состояний на экзамене
1
17
Отработка техник контроля своего эмоционального
1
состояния в ситуации экзамена
18
Отработка умения прилагать волевые усилия при
возникновении утомления в ситуации экзамена
Развитие личностного самоопределения
1
19
Индивидуальные
возможности,
склонности,
их
1
интересы
и
1
оценка
20
Индивидуальные
возможности,
увлечения, их оценка
21
Выстраивание жизненной перспективы
22
Планирование
путей
и
1
средств
достижения
1
Соотнесение своих поступков с общепринятыми
1
жизненных планов
23
нравственными ценностями
24
Начальные
личных
представления
финансовых
о
личном
расходах,
бюджете,
1
финансовом
мошенничестве, махинациях
25
Отработка навыков противостояния вовлечению в
1
финансовую зависимость в моделируемых ситуациях
Развитие профессионального самоопределения
26
Перспективы
профессионального
образования
и
1
будущей
1
Выбор и выстраивание индивидуальной траектории
1
будущей профессиональной деятельности
27
Индивидуальная
стратегия
выбора
профессии
28
образования на базе профессиональной ориентации
Развитие коммуникативных навыков
29
Закрепление навыков конструктивного общения.
1
30
Отработка умения выдвигать контраргументы в
1
дискуссии
31
Понимание системы взглядов и интересов другого
1
32
Отработка умения корректно убеждать других в
1
правоте своей позиции, умения критически относиться к
своему мнению
Завершающая диагностика
Психологическая
33
диагностика
личностных
1
Завершающее занятие, подведение итогов работы
1
особенностей на конец учебного года
34
группы
Всего: 34 часа
Планируемые результаты, 9 класс:
Модуль «Развитие саморегуляции познавательной деятельности и
поведения»
Раздел «Развитие регуляции познавательных процессов»
Обучающийся научится и будет (сможет):
самостоятельно определить цели и задачи своих действий в
среднесрочной перспективе;
планировать действия при индивидуальной и групповой работе с
учетом ресурсов, необходимых для выполнения поставленных задач, в том
числе с точки зрения альтернативы;
контролировать и корректировать выполнение своих действий в
ходе совместной групповой работы, как по завершению, так и по ходу ее
реализации;
объективно оценивать результат своей работы;
оценивать работу группы сверстников и индивидуальный вклад в
ее работу каждого участника.
Раздел «Развитие саморегуляции поведения, эмоциональных и
функциональных состояний»
Обучающийся научится и будет (сможет):
регулировать проявления своих эмоций в ситуации дискуссии,
учебногоспора;
вести себя в соответствии с общим эмоциональным фоном
коммуникативной ситуации;
иметь представление о состоянии стресса, его проявлениях и
влиянии на продуктивность общения и деятельности;
иметь представление о стратегиях поведения в стрессовых
ситуациях;
иметь представление о возможностях профилактики стрессовых
состояний на примере ситуации подготовки к государственной итоговой
аттестации;
владеть техниками контроля своего эмоционального состояния в
ситуации экзамена, уметь минимизировать волнение;
уметь прилагать волевые усилия при возникновении утомления в
моделируемой ситуации экзамена;
сохранять устойчивость социально приемлемой позиции в
ситуациях негативного воздействия со стороны окружающих.
Модуль «Формирование личностного самоопределения»
Раздел «Развитие личностного самоопределения»
Обучающийся научится и будет (сможет):
оценивать
свои
возможности,
осознавать
собственные
склонности, интересы и увлечения;
выстраивать с помощью взрослого жизненную перспективу,
жизненныепланы, включающие последовательность целей и задач в их
взаимосвязи;
планировать пути и средства достижения жизненных планов на
основе рефлексии смысла реализации поставленных целей;
соизмерять свои поступки с общепринятыми нравственными
ценностями, осознанно и ответственно относиться к собственным поступкам;
иметь начальные представления о личном бюджете, личных
финансовых расходах, финансовом мошенничестве, махинациях;
уметь противостоять вовлечению в финансовую зависимость в
моделируемых ситуациях.
Раздел «Развитие профессионального самоопределения»
Обучающийся научится и будет (сможет):
иметь конкретные реалистичные представления о перспективах
своего профессионального образования и будущей профессиональной
деятельности;
иметь реалистичные представления о социальных и финансовых
составляющих различных профессий;
с помощью взрослого выбирать и выстраивать дальнейшую
индивидуальную траекторию образования на базе ориентировки в мире
профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых
познавательных интересов;
владеть способами и приемами поиска информации, связанной с
профессиональным образованием и профессиональной деятельностью;
иметь представление об индивидуальной стратегии выбора
профессии.
Модуль «Развитие коммуникативной деятельности»
Раздел «Развитие коммуникативных навыков»
Обучающийся научится и будет (сможет):
владеть навыками конструктивного общения;
уметь в дискуссии выдвигать контраргументы, перефразировать
свою мысль;
критически
относиться
к
своему
мнению,
признавать
ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
уметь при необходимости корректно убедить других в правоте
своей позиции;
понимать систему взглядов и интересов другого.
Раздел «Развитие навыков сотрудничества»
Обучающийся научится и будет (сможет):
владеть навыками эффективного сотрудничества в различных
учебных и социальных ситуациях;
уметь договариваться в процессе сотрудничества, включая
конфликтные ситуации;
оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам в
процессе достижения общей цели совместной деятельности;
самостоятельно организовывать совместную деятельность в
продуктивном сотрудничестве (ставить цели, определять задачи, намечать
совместный план действий, прогнозировать результат общей деятельности и
достигать его);
находить общее решение и разрешать конфликтные ситуации на
основе согласования позиций и учета интересов участников группы.
Ресурсы, необходимые для реализации программы:
1. Специалисты, осуществляющие реализацию данной программы
должны: иметь высшее психологическое образование и быть компетентными
в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог-психолог».
2. Применять стандартные методы и приёмы наблюдения за
нормальным и отклоняющимся психическим и физиологическим развитием
обучающихся.
Проводить
коррекционно-развивающие
занятия
с
обучающимися.
3. Оценивать эффективность коррекционно-развивающей работы в
соответствии с выделенными критериями.
4. Подбирать диагностический инструментарий, адекватный целям
исследования и возможностям обучающихся.
5.
Проводить
индивидуальные
и
групповые
консультации
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по вопросам
обучения,
развития,
проблемам
жизненного
самоопределения,
самовоспитания, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.
6. Для проведения коррекционно-развивающих занятий требуется
технически оснащённый кабинет педагога-психолога.
7.
Возможна
дистанционная
форма
проведения
занятий.
Для
проведения занятий в дистанционной форме необходим компьютер и
высокоскоростной Интернет.
8. Для реализации рабочей программы необходимы: ноутбук, доступ в
Интернет, библиотека методических пособий, дидактических материалов в
соответствии
с
возрастными
требованиями
и
особенностями
психофизического развития учащихся.
Перечень учебно-методических материалов, необходимых для
реализации программы:
1. Безруких М. М. «Познаю свои способности: 5 класс», М.2014 г.
2.
«Жизненные
навыки.
Тренинговые
занятия
с
младшими
подростками». Кривцова С.В., Рязанова Д.В., Еронова О.И, М.2012 г.
3. Савина О.О., Смирнова О.М. «Сборник упражнений для развития
внимания и памяти», М. 2012 г.
4. Грецов А.Г. «Тренинги развития с подростками: творчество,
общение, самопознание», Питер, 2012 г.
5. Голубева Ю.А. «Тренинги с подростками: программы, конспекты
занятий», Волгоград, 2014 г.
6. Личностное становление подростка. 8-9 классы: классные часы,
родительские собрания. Волгоград, 2008 г.
7. Селевко Г.К. «Познай себя». Москва, 2009 г