Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

ВД_Мир физики 2-3 (2023-2025)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Физическое образование в системе общего среднего образования
занимает одно из ведущих мест, является фундаментом научного
миропонимания, обеспечивает знание основных методов изучения природы,
фундаментальных научных теорий и закономерностей, формирует у
учащихся умения исследовать и объяснять явления природы и техники.
Д.И.Писарев утверждал, что именно естественные науки способны развивать
детей и формировать глубокие и прочные знания: «Знания о природе вполне
соответствуют естественным потребностям детского ума. Первые проблески
ребяческой любознательности направляются прямо на окружающие
впечатления».
К седьмому классу учащиеся в значительной степени утрачивают
интерес к изучению явлений окружающего мира, а младшие школьники еще
находятся в возрасте «почемучек» и живо интересуются явлениями природы,
различными
техническими
устройствам,
но
бурное
развитие
телекоммуникаций и средств связи привело к значительному росту объема
информации, которая буквально обрушивается на ребенка. С одной стороны,
учащиеся получают много сведений о явлениях окружающего мира еще до
изучения предмета «физика», с другой – эта информация зачастую является
недостоверной, основанной на вымысле и слухах. Поэтому встает
необходимость формирования адекватных представлений о мире и умений
работать с информацией.
Преимущества раннего изучения физики
- Развитие интеллекта и творческих способностей.
- Выявление одаренных детей.
- Более высокую успеваемость по предметам естественнонаучного цикла и
математике.
- Возможность изучения физики в основной и старшей школе в более
высоком темпе.
- Создает мотивацию для глубокого изучения физики в основной и старшей
школе.
Изучение физики в раннем возрасте знакомит учащихся с методами
изучения окружающего мира, даёт учащимся понятие о методах физики, учит
их наблюдать, пользоваться приборами, измерять, ставить опыты, делать
выводы, применять знания для объяснения явлений природы и мира в целом.
Ребята четко усваивают круг явлений, изучаемых физикой, умеют их
классифицировать, могут изобразить рисунками физические явления,
описать их и назвать; приобретают первоначальные сведения о строении
вещества: дроблении на части и получении из частей целого; знают, что
молекулы движутся и взаимодействуют; различают с точки зрения
молекулярно-кинетической теории строение твердых, жидких, газообразных
веществ; знают особое взаимодействие поверхности жидкости, что каждая
молекула имеет вес. Кроме того, они получают навыки выполнения
наблюдений и практических работ. Таким образом, ранее изучение физики

формирует у учащихся единую естественнонаучную картину мира,
способствует раскрытию общности методов исследования, применяемых в
естественных науках.
Программа курса внеурочной деятельности по физике «Мир физики»
в 2-3 классах разработана в соответствии с государственным
образовательным Стандартом начального общего образования II поколения.
Программа нацелена на решение приоритетной задачи начального общего
образования – формирование универсальных учебных действий (УУД):
общих учебных умений, обобщенных способов действий, ключевых умений,
обеспечивающих готовность и способность ребенка к овладению
компетентностью «уметь учиться».
Развитие организационных умений осуществляется через
проблемно-диалоговую технологию освоения новых знаний, где учитель –
режиссер учебного процесса, а ученики совместно с ним ставят и решают
предметную проблему. Интеллектуальные умения предполагают развитие
наглядно-образного мышления, свойственного детям младшего школьного
возраста. Развитие оценочных умений позволяет ребенку в каждой
конкретной ситуации самому выбирать, как поступить, и оценивать
поступки. Развитие коммуникативных умений формирует способность
договариваться с людьми, согласовывать интересы и взгляды для успешной
совместной деятельности. Актуальность данного педагогического опыта
непосредственно связана с переходом на ФГОС нового поколения.
Особенностью реализации программы «Мир физики» в соответствии со
Стандартами общего образования является то, что цели программы
представляются в виде системы ключевых задач, отражающих направления
формирования качеств личности. Если приоритетом общества и системы
образования является способность вступающих в жизнь молодых людей
самостоятельно решать встающие перед ними новые, еще неизвестные
задачи, то результат образования данной программы «измеряется» опытом
решения таких задач. Тогда на первый план, наряду с общей грамотностью,
выступают такие качества выпускника начальной школы, как, например,
разработка и проверка гипотез, умение работать в проектном режиме,
инициативность в принятии решений и т.п. Они и становятся одним из
значимых ожидаемых результатов образования и предметом стандартизации.
«Измеряется»
такой
результат
нетрадиционно
–
в
терминах
«надпредметных» способностей, качеств, умений.
Цель и задачи обучения, развития и воспитания детей по
внеурочной деятельности «Мир физики»
Основная
цель
программмы: пропедевтика
естественнонаучных
знаний, направленная на адаптацию обучающихся при изучении физики в
среднем и старшем звене.
Задачи программы:
Обучающие:

- заложить фундамент для понимания взаимосвязи явлений природы,
установить причинно-следственные связи между ними;
- научить школьников наблюдать и описывать явления окружающего их мира
в их взаимосвязи с другими явлениями и объяснить наиболее
распространенные и значимые для человека явления природы;
- научить школьников представлять полученную информацию в разных
формах и транслировать ее из одной формы в другую.
- формировать умения использовать приобретенные знаний для решения
практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности
собственной жизни, рационального природопользования и охраны
окружающей среды.
Развивающие:
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей в процессе приобретения знаний по физике;
- развитие творческих способностей у одаренных детей;
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость
рационально относиться к явлениям живой и неживой природы;
- воспитание убежденности в возможности познания законов природы и
использования достижений физики на благо развития человеческой
цивилизации, необходимости физически грамотного отношения к своему
здоровью и окружающей среде;
Получение естественнонаучных знаний в 2–3-м классах определяет первый
этап знакомства учащихся с основными явлениями природы и
элементарными приёмами научного метода исследования, что является
эффективным средством оптимизации обучения физики в основной школе
Срок и степень реализации программы, целевая аудитория
Программа внеурочной деятельности "Мир физики" рассчитана на 2 года
обучения и ориентирована на младших школьников в возрасте от 8 до 10 лет,
у которых проявляется интерес к наукам естественного цикла
На курс «Чудеса физики» отводится по 1 часу в неделю со 2 по 3 класс.
Программа
каждого
года
обучения
содержит
8-9
занятия
продолжительностью 30 минут каждое в соответствие с системой обучения.
Соответствие содержания программы «Мир физики» цели и
задачам основной образовательной программы начального общего
образования
Все естественнонаучные предметы используют единые подходы к
изучению природы. Однако, в школьном курсе «физики» знакомство с
методом научного познания происходит наиболее последовательно. Сами
объекты изучения (физические явления и тела) позволяют пройти всю
цепочку научного познания в достаточно короткие сроки, часто в течение
занятия, и сразу получить нужный результат. Можно легко воспроизвести
физические
явления,
выяснить
закономерности
их
протекания
непосредственно в условиях физического кабинета и установить факты, а не

просто получить информацию с чьих-то слов; при этом ребенок может
сделать это сам(!) в процессе деятельности. Изучение объектов природы и
явлений происходит на конкретном уровне, что в дальнейшем создает основу
формирования абстрактного мышления. Поэтому предпочтительно начинать
изучение предметов естественнонаучного цикла именно с физики.
Значение физики как учебного предмета заключается, прежде всего, в ее
развивающем потенциале.
Целями обучения физике являются:
Целевое
назначение Федеральный
программы
государственный
«Мир физики»
образовательный
стандарт
(нового
поколения) для начальной
школы
Формирование:
Формирование:
-цельного, системного -гражданской
взгляда на мир;
идентичности
эволюционного взгляда обучающихся,
на мир;
приобщение
их
к
ценностного взгляда на общекультурным,
мир;
национальным
и
этнокультурным
ценностям;
-активного отношения к -формирование здорового
процессам
образа
жизни,
преобразования мира;
элементарных
правил
-представлений
о поведения
в
тенденциях интеграции экстремальных
наук и гуманитаризации ситуациях;
естественных наук;
-первоначальных
готовность обучающихся
сведений о научном к
продолжению
методе познания.
образования
на
последующих ступенях
Приобретение:
основного
общего
-опыта разнообразной образования,
их
деятельности
приобщение
к
(познавательной,
информационным
ценностнотехнологиям;
ориентированной,
-личностное
развитие
коммуникативной,
обучающегося
в
преобразовательной)
соответствии
с
его
индивидуальностью

Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
(нового поколения) для
основной школы
Формирование:
-представлений
о
физической
картине
мира;
-понимание учащимися
смысла
основных
научных
понятий
и
законов
физики,
взаимосвязи
между
ними;
интересов и развитие
способностей учащихся
на основе передачи им
знаний и опыта;
-познавательной
творческой
деятельности;

·

и

Подготовка:
-к
дальнейшему
активному
функционированию
знаний,
умений
и
навыков,
приобретённых
при
изучении
данного
интегрированного
курса;
-к выделению места
каждой науки в системе
наук и дальнейшему
осознанному движению
к
индивидуальной
траектории обучения и
выбора
профессиональной
деятельности
Анализируя данные таблицы, можно выделить единую линию соответствия
целей программы «Мир физики»- программе начального общего
образования, что дает возможность изучения физики в основной и старшей
школе в более высоком темпе, а также создает мотивацию для глубокого
изучения физики в основной и старшей школе.
Виды учебной деятельности.
При изучении курса «Мир физики» ученики овладевают способами
следующих видов деятельности:
– познавательной – работа с учебником и дополнительной литературой;
восприятие (восприятие пространства, оценка расстояний, пространственных
размеров тел; восприятие времени, оценка длительности временного
интервала, временной последовательности событий и др.); наблюдение;
эксперимент;
– практической – работа с приборами и принадлежностями; измерения;
наглядно-графическая деятельность; решение качественных задач;
– организационной – планирование различных видов деятельности;
организация рабочего места и др.;
– оценочной – оценка значимости и ценности информации, состояния
технологических процессов, значений физических величин, числовых
параметров различных процессов;
– деятельность самоконтроля – контроль правильности и эффективности
своих действий, их последовательности и содержания; результатов своей
деятельности и др.

Характеристика условий ОУ при реализации программы «Мир физики»
Методические материалы:
- пособия необходимые для проведения теоретических занятий в форме
лекций, бесед (книги, учебники, таблицы, технологические карты.);
- инструкции проведения лабораторных работ, демонстрационных опытов,
физических экспериментов и т. д.,
- пособие по использованию компьютерных программ для выполнения
творческих проектов;
- технологические карты изготовления поделок;
Техническое оснащение:
- лабораторное и демонстративное оборудование к кабинету физики
- телевизор;
- компьютер;
Кадровое обеспечение программы:
Педагог, имеющий базовое образование по специальности «Физика»,
владеющий технологией исследовательской деятельности.
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы «Мир физики»
- Сформированные УУД при реализации программы «Мир физики»
-Личностные универсальные учебные действия
У ученика будут сформированы:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам
решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в
том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия
результатов требованиям конкретной задачи;
- способность к самооценке на основе критериев успешности внеурочной
деятельности;
- основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как
гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину,
народ и историю, осознание ответственности человека за общее
благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
Ученик получит возможность для формирования:
- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к
школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании
учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа
оценки знаний;
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам
решения задач;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеурочной
деятельности;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на
искусство как значимую сферу человеческой жизни;

- осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им,
выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение
благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа
решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной
ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной
задачи и задачной области;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей,
родителей и других людей;
- различать способ и результат действия.
Выпускник получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и
вносить необходимые коррективы в исполнении как по ходу его реализации,
так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеурочных
заданий с использованием учебной литературы и в открытом
информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая
электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем
мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его
строении, свойствах и связях
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов
библиотек и сети Интернет;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью
инструментов ИКТ;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно
достраивая и восполняя недостающие компоненты;

- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно
выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые,
средства для решения различных коммуникативных задач, строить
монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации,
используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного
общения;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в
том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию
партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций
в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности,
в том числе в ситуации столкновения интересов;
- задавать вопросы;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть
диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве, отличные от собственной,
позиции других людей;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную
позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями
партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной
деятельности;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности
и сотрудничества с партнером;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей
деятельности;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения
разнообразных коммуникативных задач, качеств личности, которые могут
быть развиты у обучающихся.
Разработанная программа внеурочной деятельности «Мир физики»
предоставляет учащимся возможность получать знания в процессе создания
собственных образовательных продуктов - гипотез, исследований, правил,

одновременно включая их в научные и культурно-исторические процессы в
качестве
полноправных
участников.
Такая
самостоятельная
исследовательская
деятельность
учащихся
способствует развитию
потребности в познании и формировании личностных качеств:
- любознательность;
- самостоятельность;
- инициативность;
- уверенность в себе;
- настойчивость;
- самокритичность;
- предприимчивость;
- дисциплинированность;
- коммуникабельность;
- стремление развиваться;
Контроль образовательных результатов
В целях контроля и обобщения результатов образовательного процесса, а
также анализа деятельности и отслеживания конечного результата
предусмотрено:
- проведение тестирования или анкетирования в начале и конце учебного
года обучающихся
- защита проектов;
- участие в конференциях, круглых столах внутри коллектива, конкурсных
мероприятиях различного уровня (от районного до международного);
- анализ учебно-исследовательских работ в конце года;
Все виды контроля освоения необходимы для совершенствования
преподавания. Программой "Мир физики" предусматриваются следующие
виды контроля: предварительный, текущий, итоговый.
Предварительный контроль, который проводится в первые дни обучения и
имеет своей целью выявить исходный уровень подготовки обучающихся,
чтобы скорректировать учебно-тематический план, определить направления
и формы индивидуальной работы (анкеты в начале учебного года).
Текущий контроль проводится с целью определения степени усвоения
обучающимися учебного материала и уровня их подготовленности к
занятиям. Этот контроль должен повысить ответственность и
заинтересованность обучающихся в усвоении материала. Он позволяет
своевременно выявить отстающих, а также опережающих обучения с целью
наиболее эффективного подбора методов и средств обучения.
Итоговый контроль проводится с целью определения степени
достижения результатов обучения, закрепления знаний, ориентация
обучающихся на дальнейшее самостоятельное обучение.
На каждом занятии педагог использует взаимоконтроль и самоконтроль.
3.Тематический план программы «Мир физики»

2 класс
№
Темы разделов

1
2
3
4
5

Всего Кол-во часов по темам
теория практика В том числе
занятия вне
аудитории
Введение в физику.
1
1
Физическое тело и его 1
1
характеристики.
Вещество. Различные 2
1
1
состояния вещества
Силы в природе.
1
1
Творческие отчеты по 3
3
индивидуальным
и
групповым проектам.
Итого
8
4
5

3 класс
№
Темы разделов

Всего Кол-во часов по темам
теория практика В том числе
занятия вне
аудитории
и 1
1

Пространство
движение
2
Теплота
2
3
Магнетизм
2
4
Творческие отчеты по 4
индивидуальным
и
групповым проектам.
Итого
9
1

1
1

1
1
4

6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».