Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

ВД Основы сам.деят. обществознание 9 (2025-2026)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
Администрация Кировградского муниципального округа
МАОУ СОШ №9

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебного курса «Основы самостоятельной деятельности по предмету
обществознание»
для обучающихся 9 классов

п. Нейво – Рудянка 2025г.

Пояснительная записка.

Рабочая
программа
курса
внеурочной
деятельности
«Основы
самостоятельной деятельности по предмету обществознание» для учащихся 9
класса составлена на основе требований к результатам основного общего
образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего
образования второго поколения примерной программе по обществознанию. В ней
учитываются основные идеи и положения Образовательной программы
основного общего образования.
Цель курса: формировать более глубокие представления о базовых
обществоведческих понятиях, закономерностях, взаимосвязях.
Задачи курса:
- способствовать улучшению усвоения и углублению знаний учащимися курса
«Обществознание;
- стимулировать познавательную активность и интерес учеников к предмету;
- отработка умения получать социальную информацию из разнообразных
источников и ориентироваться в ней, в том числе для решения задач
Программа рассчитана на 18 часов (1 час в неделю 2е полугодие).
Практические работы в рамках курса включают следующие формы:

работа с различными источниками социальной информации, включая
современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета);

критическое восприятие и осмысление разнородной социальной
информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений,
формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;

анализ явлений и событий, происходящих в современном мире;

решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих
актуальные проблемы современности.
Формы организации занятий: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Формы и методы обучения: лекции, практические занятия, дискуссии,
эвристические беседы, работа с документами, самостоятельное чтение, анализ
материала, организация понимания через обсуждение, написание эссе.
Средства: схемы, таблицы, диаграммы, алгоритмы, опорные конспекты,
решение ситуативных задач, тесты, анализ документов и другое.
Формы и методы контроля образовательного результата.
В начале изучения планируется входной контроль, цель – выявление общего
уровня знаний, умений и навыков по обществознанию. В ходе занятий предполагается
после каждого раздела промежуточный контроль в форме тестирования. Каждому
обучающемуся по итогам проверки будет проставлен процент выполнения заданий (за
каждый правильный ответ один балл), промежуточное тестирование проходит в форме
самопроверки при коллективном обсуждении правильных ответов, таким образом,
обучающиеся сами определяют объем правильно выполненной работы (100-90% - «5»,
89-70% - «4», 69-51% - «3»).
-особенность занятий заключается в том, что он дает учащимся навыки
практического овладения обществознания;

-он знакомит учащихся с различными способами изучения обществознания;
-достаточно большое количество времени отводится для самостоятельной
поисковой, творческой работы учащихся;
-в работе применяются компьютерные технологии изучения обществознания и
поиска необходимой информации;
-происходит сочетание установочных лекций с активными и творческими
методами обучения;
-достаточно обширная информационная поддержка осуществляется благодаря
опоре на материал, изучаемый в 8 - 9 классе по обществознанию.;
-проведение публичных защит видов деятельности или выполненных работ.
Планируемые результаты:
Личностные:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к
Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей
этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего
края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение
гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального
российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей
индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и
профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а
также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта
участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное,
культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения
к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России
и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и
достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие
в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных
компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических
особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и
нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным
поступкам;
7) формирование
коммуникативной
компетентности
в
общении
и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми

в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение
правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных
ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и
на дорогах;
9) формирование
основ
экологической
культуры
соответствующей
современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически
ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных
ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать
выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность
с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта
интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности;
владение устной и письменной речью,
монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его
в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
ориентации.
Предметные:
1) формирование у обучающихся личностных представлений об основах
российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной
ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности
ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;
2) понимание основных принципов жизни общества, основ современных
научных теорий общественного развития;
3) приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний
и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для
решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту
обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми
различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп;
4) формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения
и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения,
установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в
необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений
реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности;
5) освоение приемов работы с социально значимой информацией, её
осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и
давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам;
6) развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к
изучению общественных дисциплин.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Введение – 1 час
Основные сферы жизни общества – 2 часа
Социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми; сущность
общества как формы совместной деятельности людей; характерные черты и признаки
основных сфер жизни общества; содержание и значение социальных норм,
регулирующих общественные отношения.
Понятие об обществе как форме жизнедеятельности людей. Взаимодействие
общества и природы. Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь.
Общественные отношения и их виды. Социальные изменения и его формы. Эволюция
и революция. Развитие общества. Движущие силы общественного развития.
Традиционное, индустриальное, информационное общества. Человек и его ближайшее
окружение. Человек в малой группе. Общение. Роли человека в малой группе. Лидер.
Свобода личности и коллектив. Межличностные отношения. Межличностные
конфликты, их конструктивное разрешение. Пути достижения взаимопонимания.
Человечество в XXI веке, основные вызовы и угрозы. Современные мир и его
проблемы. Глобализация. Причины и опасность международного терроризма.

Человек и общество – 2 часа
Понятие «культура»; духовная жизнь общества; искусство, его виды, место в
жизни человека.
Наука в современном обществе; образование и самообразование; религия, ее
роль в обществе; Церковь как общественный институт мораль, основные ценности и
нормы

Экономика – 3 часа
Экономика и ее роль в жизни общества. Ресурсы и потребности. Ограниченность
ресурсов. Альтернативная стоимость (цена выбора). Экономические основы защиты
прав потребителя. Международная торговля.
Деньги. Функции и формы денег. Инфляция. Экономические системы и
собственность. Главные вопросы экономики. Роль собственности и государства в
экономике. Производство и труд. Факторы, влияющие на производительность труда.
Заработная плата. Стимулирование труда.
Предпринимательство и его основные организационно-правовые формы.
Издержки, выручка, прибыль. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство.
Предпринимательская этика.
Рынок. Рыночный механизм. Понятия спроса и предложения. Факторы,
влияющие на спрос и предложение. Формы сбережения граждан (наличная валюта,
банковские вклады, ценные бумаги). Экономические цели и функции государства.

Безработица как социальное явление. Экономические и социальные последствия
безработицы. Налоги, уплачиваемые гражданами.

Социальная сфера – 3 часа
Социальная структура общества. Социальные группы и общности. Социальная
роль и социальный статус. Социальная мобильность. Социальный конфликт. Пути его
разрешения. Значение конфликтов в развитии общества. Образ жизни. Социальная
значимость здорового образа жизни. Социальные нормы. Социальная ответственность.
Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и
общества. Профилактика негативных форм отклоняющегося поведения. Семья как
малая группа. Этнические группы и межнациональные отношения. Отношение к
историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Межнациональные
конфликты.
Взаимодействие
людей
в
многонациональном
обществе.
Межнациональные отношения в РФ. Социальная структура общества. Социальные
группы и общности. Социальная роль и социальный статус. Социальная мобильность.
Социальный конфликт. Пути его разрешения. Значение конфликтов в развитии
общества. Социальные нормы. Социальная ответственность. Отклоняющееся
поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества.
Профилактика негативных форм отклоняющегося поведения.

Политическая сфера – 3 часа
Политика, ее роль в жизни общества; политическая власть; разделение властей;
государство, формы правления; суверенитет; национально-государственное
устройство, политические режимы. Выборы, референдум; партии и движения;
многопартийность. Конституция – основной закон государства; основы
конституционного строя РФ; федерация, ее субъекты; законодательная,
исполнительная и судебная власть в РФ; институт президентства; местное
самоуправление

Право – 3 часа
Понятие «право»; отрасли права; права человека; Всеобщая декларация прав
человека, права ребенка.
Гражданское общество и правовое государство; преступление; уголовная
ответственность; административный проступок; правоохранительные органы
Нормативные документы: Российские: Конституция РФ, Уголовный кодекс,
Уголовно-процессуальный кодекс, Административный кодекс, Семейный кодекс,
Гражданский кодекс, Трудовой кодекс и другие нормативные документы.
Международные акты: Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Декларация
прав
ребенка
1957
г., Конвенция
о
правах
ребенка
1989
г.

Обобщение – 1 час
КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№
1
2
3
4
5
6
7

8
9
10

11
12
13

14
15
16

17
18

Тема
Введение
Основные сферы жизни
общества
Работа с терминологией
Общество и человек
Сфера духовной культуры
Экономическая сфера
Практический тренинг по
содержательной линии
«экономика»
Решение практических задач
Социальная сфера
Практический тренинг по
содержательной линии
«Социальная сфера».
Решение практических задач
Сфера политики и социального
управления
Практический тренинг по
содержательной линии
«Политика».
Решение практических задач
Право
Практический тренинг по
содержательной линии
«Право».
Решение практических задач
Итоговый контроль

К-во часов
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1

1
1
1

1
1
1

1
1

Примечание


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».