Пояснительная записка. У человека наряду с трудовой, научной, государственной, политической и другими существует самая распространенная, но самая сложная - речевая деятельность. Речевая деятельность пронизывает всю жизнь человека. Общение – среда его обитания. Без общения невозможно формирование личности человека, его воспитание, образование, развитие интеллекта. От того, насколько умело осуществляется речевая деятельность, зависит успех любой профессиональной деятельности. Программа факультатива составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и примерных программ по учебным предметам «Русский язык 5-9 классы» - М.: Просвещение, 2011г. Программа предназначена для учащихся 6 класса. Количество часов – 34 (1 час в неделю). Актуальность включения данного курса в образовательный процесс объясняется тем, что на каждом занятии факультатива целенаправленно развиваются важнейшие коммуникативно-речевые умения в основных видах речевой деятельности: аудировании (слушании), письме, говорении на разнообразные темы, чтении-понимании текстов разных стилей. Каждое из перечисленных умений формируется с помощью ряда методик, приёмов, упражнений, носящих, в основном, деятельностный характер. Центральной единицей обучения становится текст как речевое произведение. Он является объектом анализа и результатом речевой деятельности учащихся. Данный курс способствует формированию у учащихся информационно-коммуникативных навыков, обеспечивающих целенаправленный поиск информации в источниках различного типа; развитие умения осмысленно выбирать вид чтения в зависимости от коммуникативных задач; обосновывать свою позицию; приводить систему аргументов; оценивать и редактировать текст. Цель курса: создание условий для формирования речевых навыков и основанных на них коммуникативно-речевых умений школьников, повышения уровня их речевой культуры. Задачи: 1.Совершенствование у детей умений в основных видах речевой деятельности: говорении, слушании, письме и чтении. 2.Формирование умений правильно, содержательно и убедительно высказывать собственные мысли в устной и письменной форме и на этой основе создание предпосылок для общего и речевого развития, реализации творческих способностей. 3.Сформировать у детей коммуникативную потребность - стремление пользоваться разнообразными речевыми средствами, понимание того, какие преимущества дают разнообразные речевые умения. 4.Овладение умениями проводить элементарный комплексный анализ текста. 5.Активизировать и закреплять программный материал, создавая для этого новые ситуации общения. 6.Развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. 7.Воспитание эмоционально-ценностного отношения к языку, пробуждение интереса к слову, стремление научиться правильно говорить и писать на родном языке. 8.Формирование умений работать в сотрудничестве, навыков работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе, умений использовать разные способы взаимодействия с окружающими людьми и событиями, получать необходимую информацию. Результаты изучения факультативного курса. Личностными результатами освоения учащимися 6 класса программы факультативного курса являются следующие умения и качества: 1. осознание необходимости владения родным языком для учебной, трудовой и профессиональной деятельности; 2. умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; 3. интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; 4. способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Метапредметными результатами освоения учащимися 6 класса программы факультативного курса являются: 1. адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную и дополнительную информацию); 2. пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; 3. владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным); 4. умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текс с заданной степенью свёрнутости (изложение, план); 5. умение строить устное и письменное высказывание с учётом сферы и ситуации общения, участвовать в беседах; 6. умение самостоятельно добывать знания, работать с различными источниками информации, включая СМИ, ресурсы Интернета, пользоваться справочной литературой; 7. умение работать в парах, коллективно, в группах; распределять роли в группе, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; 8. умение отстаивать свою точку зрения, аргументируя её; 9. уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; 10. слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. Предметными результатами освоения учащимися 6 класса программы факультативного курса являются: 1. Освоение базовых понятий курса: речь, речь устная и письменная, диалог и монолог, речевая ситуация, речевая деятельность, речевые ошибки и недочёты, типы и функциональные стили речи, текст. 2. Сформированность следующих умений: 1. различать устную и письменную, разговорную и книжную речь; 2. вести диалог-расспрос, диалог на бытовые и учебные темы; отбирать и использовать языковые средства при устном общении; моделировать правила участия в диалоге (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор, приводить доводы); 3. находить речевые ошибки, недочеты, исправлять их; редактировать собственные и чужие тексты; 4. различать тексты разных функциональных стилей (разговорный, художественный, научно-деловой); определять стиль текста; 5. читать учебно-научный текст изучающим чтением; 6. владеть отдельными приёмами ознакомительного чтения учебно-научного текста; 7. выделять в учебно-научном тексте ключевые слова, составлять план; 8. определять тему, основную мысль (авторский замысел) в тексте из художественного произведения: 9. пересказывать текст подробно, сжато; 10. понимать основные отличия текстов-описаний, повествований, рассуждений, писать тексты этих типов; 11. письменно подробно излагать художественный и учебно-научный текст; 12. последовательно развивать мысль в сочинении в соответствии с темой и замыслом, делать абзацные отступы; 13. озаглавливать текст, пользуясь разными типами заголовков. Структура факультативного курса: Занятия курса начинаются с вводного урока, на котором учащимся предлагается комплексная проверочная работа по оценке уровня сформированности отдельных коммуникативно - речевых умений (входящий контроль). Курс состоит из 4 больших разделов: «Речь и речевое общение», «Функциональные разновидности языка. Стилистика», «Виды речевой деятельности», «Текст как продукт речевой деятельности». Изучение материала тем в каждом разделе предусматривает двусторонний подход: 1. Теоретическая часть (повторение изученного на уроках русского языка, знакомство с новыми понятиями и их особенностями). 2. Практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать речевые навыки и коммуникативно-речевые умения). В целях осуществления текущего контроля за речевыми умениями учащихся в каждом разделе запланированы занятия – практикумы. Завершается курс итоговой контрольной работой. Формы работы: лекции и практические занятия, коллективный способ обучения, работа в парах, сочетание групповой и индивидуальной форм работы, использование игровых форм организации деятельности. Методы и приемы. Для организации занятий используются словесные, наглядные и практические методы обучения: 1. беседа; 2. объяснение учителя; 3. исследование; 4. наблюдение; 5. сопоставление и анализ; 6. учебные дискуссии; 7. творческие задания; 8. постановка проблемы или создание проблемной ситуации; 9. создание и редактирование текстов; 10. использование разных каналов поиска информации; Учебно-тематический план Название темы Количество часов ВСЕГО ТЕОРИЯ ТЕОРИЯ_- ПРАКТИКА КОНТРОЛЬ ПРАКТИКА 1. Вводное занятие 1 2. Речь и речевое общение 9 3 4 2 3. Функциональные разновидности языка. Стилистика 3 1 1 1 4. Виды речевой деятельности 9 2 4 3 5. Текст как продукт речевой деятельности 10 2 7 1 6. Итоговый контроль 2 Итого: 34 1 2 8 16 7 3 Содержание курса Вводное занятие. Диагностическая работа: определение уровня речевых навыков и коммуникативно – речевых умений учащихся. РАЗДЕЛ I: Речь и речевое общение. Речь. Речевое общение. Роль человеческого общения в жизни человека Речевая ситуация и её основные компоненты: участники (адресант и адресат), обстоятельства речевого общения, личное и неличное, официальное и неофициальное, подготовленное и спонтанное общение. Условия речевого общения. Речь устная и письменная. Особенности устной и письменной речи. Речь монологическая и диалогическая. Формы учебного диалога. Виды монолога. Свойства хорошей речи: правильность, последовательность, богатство, точность, выразительность, уместность. Речевые ошибки и недочёты. Практическая работа №1. Учимся строить диалог и монолог. Практическая работа №2. Учимся редактировать свои и чужие тексты РАЗДЕЛ II. Функциональные разновидности языка. Стилистика. Разговорная и книжная речь. Виды книжной речи: художественная и научно-деловая. Различение текстов разных функциональных стилей (разговорного, художественного, научного, официальноделового). Практическая работа № 3. Создание письменных высказываний разных стилей. РАЗДЕЛ III. Виды речевой деятельности. Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо. Аудирование как вид речевой деятельности. Для чего необходимо слушать? Каковы факторы эффективного слушания? Как слушать? Понимание текста, предъявляемого на слух в нормальном темпе. Чтение как вид речевой деятельности. Виды чтения: изучающее, ознакомительное, просмотровое и поисковое. Овладение приёмами работы с учебной книгой и другими источниками информации, включая СМИ и ресурсы Интернет. Практическая работа № 4. Добывание информации с использованием Интернет-ресурсов и СМИ. Говорение как вид речевой деятельности. Все виды пересказа: сжатый, выборочный, развёрнутый. Создание устных диалогических и монологических высказываний на актуальные бытовые, учебные темы в соответствии с целями и ситуациями общения. Практическая работа № 5. Учимся пересказывать текст подробно. Письмо как вид речевой деятельности. Овладение умениями передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в письменной форме с заданной степенью свёрнутости (изложение подробное, выборочное, сжатое; план), составлять некоторые виды деловых бумаг (объявление, заявление). Практическая работа № 6. Учимся писать сжатое изложение. РАЗДЕЛ IV. Текст как продукт речевой деятельности. Понятие текста, признаки текста, композиционные элементы целого текста (зачин, средняя часть, концовка). Нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.). Тема текста. Широкие и узкие темы. Основная мысль текста. Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно – стилистического членения текста. План как вид информационной переработки текста. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Практическая работа № 7. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи. Итоговая контрольная работа: проверка уровня сформированности речевых навыков и коммуникативно – речевых умений . Календарно-тематическое планирование Тема занятий Количество часов Дата Формы организации занятий Характеристика деятельности учащихся Пл. Фак 1. Введение. 1 2. Речь. Речевое общение. Роль человеческого общения в жизни человека. 1 3. Речевая ситуация. 1 Самостоятельнаяработа Уметь определять тему, главную мысль текста; ориентироваться в структуре текста; составлять план текста; пересказывать подробно текст; извлекать нужную информацию из текста; пользоваться разными видами чтения; отстаивать свою точку зрения, аргументируя её; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения; понимать вопросы учителя, давать на них ответы; уметь работать в парах, договариваться со своими товарищами. Лекция Знать и различать понятия «речь», «речевое общение»; называть условия, необходимые для речевого общения; осознавать роль речевой культуры, коммуникативных умений в жизни человека Беседа, работа в парах Называть основные компоненты речевой ситуации; анализировать речевую ситуацию, зафиксированную в тексте; характеризовать коммуникативные цели говорящего; строить собственное высказывание с учётом целей и адресата речи 4. Речь устная и 1 письменная. Особенности устной и письменной речи. 5. Речь монологическая и диалогическая. Формы учебного диалога. Виды монолога. 1 6.Практикум. Учимся строить диалог и монолог. 1 Лекция Сочетание индивидуальной и групповой форм работы 7. Свойства хорошей 1 речи: правильность, последовательность, богатство, точность, выразительность, уместность. Лекция 8 – 9. Речевые ошибки и недочёты. Лекция 2 10. Практикум. 1 Учимся редактировать свои и чужие тексты 11. Стилистика. Разговорная и 1 Знать основные особенности устной и письменной речи; различать устную и письменную речь Различать диалог и монолог; владеть нормами речевого поведения в типичных ситуациях общения; вести диалограсспрос, диалог на бытовые и учебные темы, отбирать и использовать языковые средства при устном общении; моделировать правила участия в диалоге (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор, приводить доводы) Знать основные свойства хорошей речи; уметь чувствовать красоту и выразительность речи; оценивать свою собственную речь Знать виды речевых ошибок; различать речевые ошибки и недочёты; находить речевые ошибки, Практическое занятие недочеты, исправлять их; (сочетание совершенствовать и индивидуальной и редактировать групповой форм собственные и чужие работы) тексты Знать, что изучает «Стилистика»; называть книжная речь Лекция основные признаки разговорной и книжной речи; различать разговорную и книжную речь 12. Виды книжной речи: художественная и научно-деловая 1 13. Практикум. Создание письменных высказываний разных стилей 1 14. Речь как 1 деятельность. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо 15. Аудирование как 1 вид речевой деятельности. Для чего необходимо слушать? Каковы факторы эффективного слушания? Как слушать? 16. Чтение как вид речевой деятельности. Виды чтения: изучающее, ознакомительное, просмотровое Лекция Различать и создавать тексты разных функциональных стилей (разговорный, художественный, научноделовой); определять Практическое занятие стиль данного текста, аргументировать своё (сочетание суждение индивидуальной и коллективной форм работы) Лекция Сочетание индивидуальной и групповой форм работы 1 Сочетание индивидуальной и групповой форм работы Иметь представление об основных видах речевой деятельности и их особенностях; грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия общения (умение говорить и писать). Знать факторы эффективного слушания; осознанно воспринимать и понимать звучащую речь; удерживать в памяти основное содержание услышанной информации Читать тексты разных стилей и жанров; пользоваться разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое); обобщать изложенные в тесте факты; делать выводы на основе содержащейся в тексте информации; различать главную и второстепенную информацию 17. Работа с информацией. Источники информации: учебник, энциклопедии, словари, СМИ, Интернет-ресурсы 1 18. Практикум. 1 Добывание информации с использованием Интернет-ресурсов и СМИ. 19. Говорение как вид речевой деятельности. Все виды пересказа: сжатый, выборочный, развёрнутый 1 20. Практикум. Учимся пересказывать текст подробно 1 Лекция Извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, Интернет – ресурсы; пользоваться лингвистическими словарями, справочной Практическое занятие литературой; владеть (групповая форма приёмами работы с книгой работы) Сочетание индивидуальной и коллективной форм работы Начать и поддерживать разговор в конкретной ситуации общения, правильно используя формы обращения к собеседнику; передавать в устной форме содержание прослушанного или прочитанного текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с целью учебного задания; вести диалог на учебные и бытовые темы 21. Письмо как вид речевой деятельности 1 22. Практикум. 1 Учимся воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (сжатое изложение) Сочетание индивидуальной и групповой форм работы Излагать свои мысли в письменной форме, соблюдая нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); излагать в письменной форме содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, плана; составлять некоторые виды деловых бумаг (объявление, заявление) 23. Текст как продукт речевой деятельности. Признаки текста 1 Лекция Знать признаки текста, композиционные элементы целого текста (зачин, средняя часть, концовка); соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); выделять главную и второстепенную информацию 24. Что значит 1 говорить и писать на тему? Сочетание индивидуальной и коллективной форм работы Определять тему текста; различать широкие и узкие темы; соотносить тексты и заголовки, выбирать наиболее подходящий заголовок из ряда предложенных; создавать текст на заданную тему. 25. Главное в тексте - идея, основная мысль 1 26. Средства связи 1 предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно – стилистического членения текста. Сочетание индивидуальной и коллективной форм работы Определять основную мысль текста; находить ключевые слова и выражения Сочетание Делить текст на абзацы, коллективной и парной знать композиционные форм работы элементы абзаца, анализировать структуру текста 27. План как вид информационной переработки текста 1 Коллективная форма работы Осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого и сложного); соотносить текст и несколько вариантов плана текста; обосновывать выбор наиболее удачного плана 28. Функционально- 1 смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение Лекция Знать признаки функциональносмысловых типов текста (повествования, описания, рассуждения); определять функциональносмысловой тип речи 29. Описание как тип 1 речи. Виды описаний Сочетание индивидуальной и групповой форм работы Знать композиционную схему описания; называть виды описаний; находить в текстах описания, аргументировать свой выбор. 30. Повествование. 1 Повествовать – значит рассказывать Сочетание индивидуальной и групповой форм работы Знать композиционную схему повествования; находить в целом тексте фрагменты повествования; различать повествование и другие функциональносмысловые типы текста по цели, объекту речи и отдельным языковым характеристикам 31. Рассуждение. Рассуждать - значит доказывать 1 Сочетание индивидуальной и групповой форм работы Знать композиционную схему рассуждения; находить в целом тексте фрагменты рассуждения; Различать рассуждение и другие функциональносмысловые типы текста по цели, объекту речи и языковым характеристикам; составлять рассуждения: выдвигать тезис, обосновывать его, аргументировать, приводить примеры, формулировать вывод. 32. Практикум. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функциональносмысловому типу речи 1 33-34. Итоговый контроль 2 Практическое занятие (сочетание индивидуальной и групповой форм работы) Уметь производить элементарный комплексный анализ текста; работать самостоятельно по заданному плану; обсуждать и доказывать свою точку зрения в группе Самостоятельная работа Уметь определять тему, главную мысль текста; озаглавливать текст; ориентироваться в структуре текста; видеть и понимать используемые в тексте языковые средства; составлять план текста; подробно излагать текст типа рассуждения в письменной форме с сохранением стиля речи; извлекать нужную информацию из текста; пользоваться разными видами чтения; отстаивать свою точку зрения, аргументируя её; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения; понимать вопросы учителя, давать на них ответы; уметь договариваться со своими товарищами Литература для учителя: 1. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения) 2. Львова С. И. Язык в речевом общении. Книга для учащихся. — М., 1992. 3. Львова С.И. Уроки словесности в 5-9 классах: программа, планирование, материалы к урокам. – М.,1996. 4. Скворцов Л.И. Правильно ли мы говорим по-русски? — М., 1983. 5. Гойхман ОЛ., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации. - М., 1997. 6. Казарцева ОМ. Культура речевого общения: теория и практика обучения. — М., 1998. 7. Ладыженская ТА. Живое слово. Устная речь как средство и предмет обучения. — М., 1986. 8. Гойхман ОЛ., Гончарова Л.М., Лапшина О.Н. и др. Русский язык и культура речи. — М., 2002. 9. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. — М., 2001. 10. Иконников С.Н. Стилистическая работа в процессе изучения русского языка. - М.- 1977. Литература для учащихся: 1. Никитина Е.И. Русская речь: Учеб.пособие по развитию связной речи для 5-7 кл. общеобразоват. учеб. заведений / Науч. ред. В.В.Бабайцева. – 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1993 2. Разумовская М.М. Русский язык 5 класс.- М.-2002. 3. Скворцов Л. И. Культура русской речи: Словарь-справочник. — М., 1995. 4. Дьяченко Л.В. Тексты и задания для аудирования по русскому языку в 5-11 классах – Донецк: ПКФ «БАО», 2002. 5. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы – М.: Русский язык, 1983. – 704с. 6. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка – М.: Азбуковник, 2003. – 944с. 7. Лингвистический энциклопедический словарь. – М.,1990 (статьи «Разговорная речь», «Устная публичная речь»