Пояснительная записка Цель программы: развитие интереса и любви к книге, привлечение к систематическому чтению, создание пространства для диалога ребенка и взрослого, привлечение детей к пользованию библиотекой. Задачи программы: - создать условия для развития читательских умений и интереса к чтению книг, увлечь процессом чтения; - повысить рейтинг книги в досуге школьников и стимулировать желание систематического общения с ней; - формировать культуру чтения и навыки бережного обращения с книгой; - способствовать совместному творчеству детей и родителей. Сроки реализации: занятия проводятся 1 раз в неделю. В 1 классе планируется – 24 часа, так как занятия начинаются со второй четверти, а во втором классе - 34 занятия. Продолжительность занятий 25 – 30 минут. Занятия включают в себя теоретическую и практическую деятельность учащихся. На занятиях предусматриваются следующие формы организации деятельности: беседа, чтения ( громкие чтения по ролям), обсуждения, видеопросмотры, литературные игры, конкурсы, викторины, библиотечные уроки, проекты, театрализация. Программа курса – это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения. Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать информацию о книге. Результаты освоения курса. В результате освоения программы курса « Юный читатель» формируются следующие умения: Личностные результаты: - осознание важности чтения и литературы как средства познания окружающего мира и самого себя; - формирование уважительного отношения к иному мнению - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах; - развитие доброжелательности и отзывчивости, сопереживание чувствам других людей; - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; - формирование установки на здоровый образ жизни. Метапредметные результаты: - овладеть способностью принимать и выполнять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; - умение работать с книгой; - умение работать в парах, группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх; - контроль правильности чтения; - ориентироваться в мире книг; - пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями; - готовность слушать собеседника и вести диалог; - овладение навыками смыслового чтения текстов; - соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т.д. Предметные результаты: - формировать потребность в систематическом чтении; - уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу; - использовать справочные источники для получения дополнительной информации. Способы отслеживания ожидаемых результатов: Предметные УУД: викторины, составление кроссвордов, опросники, собеседование, конкурсы, защита проектов, творческих работ. Метапредметные УУД: наблюдения, участие в проектах, проведение праздников. Личностные УУД: наблюдение, собеседование. Содержание курса первого года обучения Первый год обучения направлен на развитие интереса начинающего обучение школьника к чтению, расширению круга его интересов. Содержание обучения 1 Введение. Знакомство с «Книжным домом». 2. Зачем нужно читать? 3. Писатели – детям. Краткое знакомство с биографией писателей: Михалкова, Барто, Маршака, Чуковского. Выставка книг. 4. Братья наши меньшие. Знакомство с произведениями В.В. Бианки, Н.И. Сладкова, Г.А. Скребицкого. 5. Русские народные сказки. Характер деятельности Рассказ о содержании курса. Знакомство с библиотекой, роль и значение библиотеки. Встреча со сказочными и литературными героями. Загадки о книгах. Ориентироваться в библиотеке. Познакомить с расстановкой книг на полках. Рассказать для чего нужно читать. Познакомить с приемами работы с книгой. Читать вслух произведения. Воспринимать на слух произведения. Отвечать на вопросы по содержанию. Находить в стихах слова со звучным окончанием. Участвовать в конкурсе чтецов. Участвовать в викторине по стихам. Инсценировать фрагменты произведений. Читать вслух произведения. Воспринимать на слух произведения. Отвечать на вопросы по содержанию. Участвовать в литературной викторине. Работать в паре, договариваться друг с другом. Проверять чтение друг друга. Читать сказку плавно, целыми Знакомство с русскими народными сказками: «Каша из топора», « У страха глаза велики», «Лиса и журавль». 6. Сказки зарубежных писателей. Знакомство со сказками Г.Х. Андерсена «Дюймовочка», Ш. Перро Кот в сапогах», Бр. Гримм « Бременские музыканты». Выставка книг. 7. Сказки А.С. Пушкина. Знакомство с биографией поэта. Выставка книг. словами. Воспринимать на слух произведение. Отвечать на вопросы по содержанию. Называть героев сказки. Инсценировка сказок. Участвовать в проекте. Работать в паре, проявлять внимание. Воспринимать на слух произведение. Обсуждать прочитанное. Рассказывать сказку на основе картинного плана. Участвовать в игровой викторине. Воспринимать на слух художественные произведения. Отвечать на вопросы по содержанию. Видеопросмотр фрагмента сказки. Проверять чтение друг друга. Оценивать свои достижения. 8. Детские журналы. Знакомство с Выбирать для себя интересный детскими журналами: «Мурзилка», журнал. «Шишкин лес», «Простоквашино». Определять тему для чтения. Воспринимать на слух произведение Выставка журналов. и отвечать на вопросы по содержанию. Находить необходимую информацию в журнале. Сочинять по материалам текстов. Участвовать в викторине. 9. Итоговые занятия. Проводятся 2 Участвовать в литературных раза в год (в конце 2 четверти и в викторинах. конце года). Участвовать в конкурсах. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Содержание курса второго года обучения. Содержание обучения 1. Роль книги в жизни человека. Экскурсия в библиотеку. Встреча с Характер деятельности Познакомить с ролью книги в жизни человека. литературными героями. Что такое детская библия? 2. Газеты и журналы для детей. 3. Стихи и рассказы об осени. 4. Книги о ровесниках. Знакомство с произведениями В. Осеевой, Е. Пермяка, Н. Носова, В. Драгунского. 5. Крупицы народной мудрости. Узнать строение книги. Разгадывать загадки о книгах. Находить нужную книгу на полках. Познакомить с детской библией. Выбирать необходимый и интересный журнал. Находить в библиотеке журналы по теме. Воспринимать на слух прочитанное. Читать текст без ошибок. Отвечать на вопросы по содержанию. Находить необходимую информацию по теме в журнале. Читать стихотворения, передавая настроение поэта. Объяснять интересные выражения . Придумывать собственные сравнения. Представлять картины осенней природы. Наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста. Исправлять допущенные ошибки при повторном чтении. Читать вслух. Воспринимать на слух художественное произведение. Определять последовательность событий. Объяснять нравственный смысл. Анализировать поступки героев. Знакомство с пословицами, поговорками, загадками, скороговорками. Отгадывать загадки по опорным словам. Сочинять загадки. 6. Стихи и рассказы о зиме. 7. Книги о животных. Г. Скребицкий, Э. Шим, В. Бианки, К. Паустовский. 8. Старые добрые сказки. 9. Книги о защитниках Отечества. 10. Стихи для детей. (А.Барто, С. Михалков, Б. Заходер) Объединять их по темам. Читать выразительно стихотворение. Рассматривать сборники стихов. Сравнивать произведения разных поэтов на одну тему. Наблюдать за словами в художественном тексте. Сравнивать и характеризовать героев произведений. Участвовать в конкурсе чтецов. Читать произведение вслух. Сравнивать сказки и рассказы о животных. Определять героев произведений, характеризовать их. Выражать свое отношение к героям. Выбирать книги по темам. Читать вслух. Определять героев произведений. Инсценировать литературные сказки. Находить книги сказочников. Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного. Формулировать свое отношение к прочитанному. Работать в группах. Знакомство с произведениями о защитниках Отечества. Учиться выразительно читать. Формулировать личную оценку. Доказывать свое мнение с привлечением текста. Читать выразительно вслух произведения. Воспринимать на слух произведения. 11. Твои первые энциклопедии. 12. Подведение итогов. Литературная игра. Викторина по любимым произведениям. Сравнивать героев произведений. Понимать особенности юмористического произведения. Придумывать вопросы к стихотворению. Определять тему и главную мысль. Высказывать свое мнение. Познакомить со словарями и энциклопедиями. Уметь ими пользоваться. Находить слова или статьи на заданную тему. Участвовать в работе группы. Проверять себя. Самостоятельно оценивать свои достижения. Тематическое планирование 1 класс № Название раздела п/п 1 Введение. Знакомство с «Книжным домом». 1) Знакомство с библиотекой. Роль и значение библиотеки. 2) Встреча со сказочными и литературными героями. Загадки о книгах. 2 Зачем нужно читать? 1) Гигиена чтения. 2) Книга домашняя и библиотечная. 3 Писатели – детям. Стихи о детях и для детей. 1) Наш Чукоша. 2) Стихи А.Л. Барто. 3) С.В. Михалков – детям. 4) Стихи Маршака. 4 Братья наши меньшие. 1) В.В. Бианки «Как муравьишка домой добирался». 2) Г.А. Скребицкий « Кот Иваныч». 3) Н.И. Сладков. Рассказы. 5 Русские народные сказки. 1) РНС «Каша из топора». 2) РНС «У страха глаза велики» 3) РНС «Лиса и журавль» Проект. 6 Сказки зарубежных писателей. 1) Г.Х. Андерсен «Дюймовочка» 2) Ш. Перро « Кот в сапогах» 3) Братья Гримм « Бременские музыканты» 7 Сказки А.С. Пушкина. 1) «Сказка о царе Салтане» 2) «Сказка о золотом петушке» 3) «Сказка о рыбаке и рыбке» 8 Детские журналы. 1) Знакомство с журналом «Мурзилка» 2) Работа с журналами «Простоквашино», «Шишкин лес». 9 Итоговые занятия. 1) Игровая программа «Страна «Родная речь» 2) Литературная игра «Занимательное азбуковедение». Итого Кол-во часов 2 2 4 3 3 3 3 2 2 24 Тематическое планирование 2 класс № Название раздела п/п 1 Роль книг в жизни человека. Книга, здравствуй! Строение книги. Библиотека или город твоих друзей. 2 Газеты и журналы для детей. Периодические издания для младших школьников. Мурзилкина арифметика. 3 Стихи и рассказы об осени. Краски осени. Проект «Осень в стихах поэтов» 4 Книги о ровесниках. Рассказы В. Осеевой. Рассказы Е. Пермяка « Волшебные краски» и др. Рассказы В. Драгунского. Н.Н. Носов. Рассказы о детях. 5 Крупицы народной мудрости. Что такое пословица? Загадки народные и литературные. Говори не торопись и смотри не ошибись. Проект «Живой цветок народной мудрости» 6 Стихи и рассказы о зиме. Стихи Ф. Тютчева, Е. Благининой о зиме. Конкурсная программа «Зимушка – зима» 7 Книги о животных. Н.И. Сладков «Вежливая галка» Э. Шим Сказки – не сказки. Рассказы Паустовского. Книги о животных Г. Скребицкого. 8 Старые добрые сказки. Д.Н. Мамин – Сибиряк « Сказка про храброго Зайца» П.П. Ершов «Конек _ горбунок» (Фрагмент) В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович» Инсценировка отрывка сказки. 9 Книги о защитниках Отечества. 10 Стихи для детей. Стихи А. Барто. С. Михалков « А что у вас?», «Чистописание». Б. Заходер. Веселые стихи. 11 Твои первые энциклопедии. Кол-во часов 3 1 1 1 2 1 1 2 1 1 4 1 1 1 1 4 1 1 1 1 2 1 1 4 1 1 1 1 4 1 1 1 1 1 3 1 1 1 2 12 Знакомство со словарями. Знакомство с детской энциклопедией. Подведение итогов. Литературная игра « Веселый квадрат» Викторина по любимым произведениям. Оценка своих достижений. Итого: 1 1 3 1 1 1 34 Материально-техническое обеспечение 1. Детская художественная литература. Произведения писателей: В.А.Осеевой, Е.А. Пермяка, Н.Н. Носова, В.Ю. Драгунского, К.Г. Скребицкого, Н.И. Сладкова, В.В. Бианки, К.Г. Паустовского. Стихи А.Л. Барто, С.В. Михалкова, С.Я. Маршака, Б. Заходера, Р. Сефа, Е.А. Благининой. Русские народные сказки « Каша из топора», « Лиса и журавль», « У страха глаза велики» и другие. Сказки Александра Сергеевича Пушкина 2. Портреты писателей и поэтов: В.А. Осеевой, Е.А. Пермяка, Н.Н. Носова, В.Ю. Драгунского, К.Г. Скребицкого, Н.И. Сладкова, В.В. Бианки, К.Г. Скребицкого, Н.И. Сладкова, В.В. Бианки, К.Г. Паустовского, А.Л. Барто, С.В. Михалкова, С.Я. Маршака, Б. Заходера, Р. Сефа, Е.А. Благининой. 3. Детские газеты и журналы: «Мурзилка», « Шишкин лес», «Простоквашино», «Свирель», «Муравейник», « Добрая Дорога Детства» 4. Детская энциклопедия, орфографический словарь, толковый словарь. 5. Презентации, соответствующие тематике программы.