Пояснительная записка Программа организации внеурочной деятельности младших школьников по курсу «Проектирование» предназначена для работы с детьми с 1-4 класс. Программа позволяет реализовать компетентностный, личностоориентированный, деятельностный подходы. Особенностью данной программы является реализации педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов: * непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом; * развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности; * системность организации учебно-воспитательного процесса; * раскрытие способностей и поддержка одаренности детей. Цель программы: формирование информационной грамотности учащихся на основе самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира и научных знаний; развитие личности и создание творческого потенциала. Задачи программы: * развитие познавательных умений и навыков обучающихся; * прививать навыки сотрудничества с другими людьми; * активизировать навыки эмоционального общения с членами семьи; * развивать навыки взаимодействия и взаимопомощи в группе при решении общих задач; * активизировать навыки самостоятельной работы по сбору нужной информации; * самостоятельно конструировать свои знания. Форма организации: занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в библиотеке, в музее. Программа предусматривает проведение внеклассных мероприятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Технологии, методики: * проблемное обучение; * поисковая деятельность; * информационно-коммуникационные технологии; * здоровьесберегающие технологии. Проектные задачи могут быть предметными и метапредметными. Включение в образовательный процесс проектных задач способствуют получению качественно новых результатов в усвоении обучающимися содержания учебной программы в начальной школе, а также проведение более качественного мониторинга результатов. В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности: *Рефлексировать (видеть проблему, анализировать сделанное-почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки); * Целеполагать (ставить и удерживать цели); * Планировать (составлять план своей деятельности); * Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя существенное и главное); * Проявлять инициативу при поиске способов решения задачи; * Вступать в диалог. Планируемые результаты 1 уровень: Ребенок – исследователь от рождения. Его способности обрабатывать поступающий в ходе собственных исследований материал социальных знаний, делать на этой основе выводы и использовать новые знания в своем дальнейшем исследовательском поведении. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями. Отношения строятся на доверии друг с другом. Отношения сотрудничества внутри коллектива и умения решать проблемы неагрессивно, проявляя дружелюбие. 2 уровень: Формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура). Получит возможность превращения процесса развития личности ребенка в процесс саморазвития. Ребенок научиться чувствовать и ценить красоту, грамотно оформлять и самостоятельно придумывать тему своей творческой работы. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие учащегося с другими учениками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему среде. Отношения строятся с учетом действия партнера. 3 уровень: Обучающийся сможет самостоятельно выбирать тему исследования; выделять главное и второстепенное в собранном материала; указывать пути дальнейшего изучения объекта; презентовать свою работу, самостоятельно добывать, обрабатывать, хранить и использовать информацию по волнующей проблеме; реализовать право на собственный выбор; общаться с людьми разных возрастов, работать в группе, в коллективе. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. В результате изучения курса «Проектирование» обучающиеся на ступени начального общего образования: получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобретут целостный взгляд на мир; обретут чувство гордости за свою родину, российский народ и его историю; получат возможность осознавать свое место в мире; познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире. Личностные результаты формирование у детей мотивации к обучению; формирование взаимопомощи и самоконтроля; развитие познавательных навыков учащихся; развитие умений самостоятельно конструировать свои знания; развитие умений ориентироваться в информационном пространстве; развитие критического и творческого мышления; организация на уроке парно-групповой работы. Метапредметные результаты регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; преобразовывать практическую задачу в познавательную; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. познавательные: умения учиться: навыкам решения творческих задач и навыкам поиска, анализа и интерпретации информации; добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; коммуникативные: учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); уметь координировать свои усилия с усилиями других; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; задавать вопросы; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников. Содержание программы 1 класс № Тема проекта Характеристика деятельности обучающихся Понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить. 1. Введение. Что такое проекты? 2. Что такое проблема? 3. Как мы познаем мир. 4. «Новый год. Особенности праздника». Участвовать в коллективном проекте. Готовить подарки, оформлять класс. Разучивать стихи, рисовать рисунки. Оценивать свои результаты и результаты своих товарищей. 5. «Моя малая Родина». Собирать информацию о поселке. Подбирать фотографии достопримечательностей своей малой родины. Презентовать подготовленный материал в виде альбома. Оценивать свои достижения и достижения своих одноклассников. 6 «Игры нашей семьи». 7. «Школа Почемучек». Рассказывать об играх в своей семье. Узнавать об особенности игр народов России. Знакомиться с играми прошлых лет. Разучивать игры. Задавать вопросы. Находить информацию для ответа на вопросы из разных источников. 8. «Сказки». 9. «Живая азбука». 10. «Азбука загадок». Уметь понимать «проблему». Понимать способ ее решения. Находить справочную литературу и другие источники информации. Задавать вопросы. Определять вопросы по темам. Рассказывать любимые сказки. Соотносить иллюстрацию к знакомой сказке. Сочинять короткие сказки. Участвовать в театрализации сказок. Читать стихи выразительно, петь песни, оформлять внешний вид буквы. Договариваться друг с другом о возможном распределении ролей. Участвовать в групповом проекте. Отгадывать загадки на основе ключевых (опорных) слов. 11. «Удвоенная согласная в словах». 12. «Школа безопасности». 13. «Мои домашние питомцы». 14. Подведение итогов. Сочинять загадки по темам. Оформлять рисунки-отгадки. Составлять совместный альбом. Различать в словах удвоенные согласные звуки. Наблюдать за произношением и написанием удвоенных согласных в словах. Определять способ переноса с удвоенными согласными. Характеризовать пожароопасные предметы. Запоминать правила предупреждения пожара. Характеризовать опасности на воде, в транспорте, на проезжей части. Определять правила безопасного поведения. Наблюдать за домашним питомцем. Фотографировать свою кошку или собаку. Составлять рассказ о своей кошке или собаке. Выполнять рисунки. Представлять свою работу в классе. Содержание программы 2 класс № Тема проекта 1. «О чем может рассказать библиотека». 2. «Сочини загадку-нарисуй отгадку». Характеристика деятельности обучающихся Находить нужную и интересную книгу по каталогу в библиотеке. Представлять информацию в виде рисунка и устного рассказа. Находить нужную информацию о библиотеке в различных источниках информации. Вступать в диалог. Представлять свои работы (рисунки). Оценивать работы друг друга. Работать с текстом. Определять главную мысль текста. Сочинять загадки. Выполнять рисунок к тексту. Представлять свою работу. 3. «В гостях у осени». 4. «Узоры и орнаменты на посуде». 5. «Красная книга или возьмем под защиту». 6. Творческий проект. «Новогодняя игрушка. Украшение класса к Новому году». 7. «Пишем письмо». Наблюдать изменения в неживой и живой природе, устанавливать взаимозависимость между ними. Определять сезон по характерным признакам. Подбирать стихи, отрабатывать выразительное чтение стихов. Выполнять рисунки. Собирать информацию по заданной теме. Составлять орнаменты и узоры. Готовить презентацию на заданную тему. Представлять выполненную работу. Оценивать работы друг друга. Выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных. Предлагать и обсуждать меры по их охране. Читать тексты учебника и использовать полученную информацию для подготовки собственного рассказа о Красной книге. Извлекать информацию из различных источников. Готовить рисунки и фотографии. Составлять общий план рассказа о редком растении и животном. Составлять собственную Красную книгу. Формулировать выводы из изученного материала. Презентовать подготовленный материал. Оценивать свои достижения и достижения своих товарищей. Планировать свою работу. Подбирать материалы и инструменты для выполнения работы. Использовать разные материалы: бумагу, картон, бросовый материал. Учиться работать в группах. Оценивать свои результаты. Понимать учебную задачу. Работать с текстом: определять тему текста, подбирать к нему заголовок, 8. «Профессии». 9. «Родословная». 10. «Города России». 11. «Мой любимый писательсказочник». (зарубежный автор) 12. Подведение итогов. определять части текста. Записывать предложения на заданную тему. Писать письмо Деду Морозу. Рассказывать о труде известных детям профессий, о профессиях своих родителей, о том кем бы детям хотелось стать. Обсуждать роль людей разных профессий в нашей жизни. Подбирать фотографии из семейных архивов. Собирать материал в «Большую книгу профессий». Готовить презентацию своих работ. Оценивать результаты выполнения проекта. Отбирать фотографии из семейного архива. Составлять родословное древо семьи. Интервьюировать родителей о представителях старшего поколения, их именах, отчествах, фамилиях. Презентовать свой проект. Оценивать свои достижения. Находить сведения об истории и достопримечательностях избранного для исследования города. Составлять презентацию своего исследования (открытки, слайды) Оформлять стенд «Города России». Оценивать свои результаты и результаты своих товарищей. Находить книги зарубежных писателей-сказочников в библиотеках. Готовить сообщение о жизни и творчестве сказочника и список произведений. Анализировать прочитанные книги и их роль в собственной жизни. Оценивать работы друг друга. Содержание программы 3 класс № Тема проекта 1. Введение. Структура проекта. 2. «Богатства, отданные людям». 3. «Сочиняем волшебную сказку». 4. «Рассказ о слове». 5. «Математические сказки». Характеристика деятельности обучающихся Знать об особенностях выполнения проекта. Уметь найти информацию. Знать критерии оценивания проекта. Определять цель проекта. Распределять обязанности по проекту в группах. Собирать материал в дополнительной краеведческой литературе, в музее, в Интернете. Подбирать иллюстрированный материал (фотографии, рисунки). Презентовать проект. Оценивать результаты работы. Понимать учебную задачу. Придумывать сказочные истории, опираясь на особенности волшебных сказок. Выполнять иллюстрации к сказкам. Представлять работу перед одноклассниками. Собрать сборник волшебных сказок. Понимать учебную задачу. Подбирать из различных источников информацию о слове и его окружении. Готовить рассказ о слове по плану на странице учебника русского языка. Иллюстрировать свою страничку. Готовить презентацию. Представлять выполненную работу. Оформлять общий альбом. Оценивать работы друг друга. Понимать учебную задачу. Составлять текст сказки, опираясь на математическую терминологию. Иллюстрировать сказку. Презентовать подготовленный материал. Оценивать свои достижения. Составлять сборник математических сказок. 6 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. «Семья слов». Понимать учебную задачу. Составлять «семью слов» по заданному плану. Подбирать однокоренные слова к любому из слов русского языка. Иллюстрировать свою тематическую страничку. Оформлять общий альбом. «Зимняя сказка в классе». Планировать работу в группе. Подбирать материалы и инструменты для выполнения работы. Использовать разные материалы: бумагу, картон, бросовый материал. Уметь работать в группах. «Школа кулинаров». Определять наличие питательных веществ в продуктах питания. Моделировать строение пищеварительной системы. Обсуждать правила рационального питания. Изучать кулинарные традиции разных народов. Создать свою книгу «Книга о вкусной и полезной пище». Планирование исследовательской Отбирать необходимый материал работы на второе полугодие. для исследовательской работы. Что такое наблюдение и Понимать определения наблюдательность. «наблюдение», «наблюдательность». Проращивание лука в воде и в земле. Наблюдать за проращиванием лука – репки в воде и в земле. Выполнять записи в дневнике наблюдений. Отмечать особенности прорастания лука в разных условиях. Анализировать, обобщать и делать выводы из полученных результатов. Использовать знания в практической деятельности. «Выращивание растения из Выращивать растения из семени. семени». Наблюдать за сроками проращивания и роста растений. Вести дневник наблюдений. Анализировать и делать выводы. Использовать выращенное растение для озеленения школьного участка. Подведение итогов. Содержание программы 4 класс № Тема проекта 1. Введение. Структура проекта. 2. Темы на выбор: 1) «О победе Киевского князя Олега над греками в 1615г». 2) «О победах русского богатыря Ильи Муромца». 3) «О битве на Куликовом поле в 1380 году». 4) «О Сергии Радонежском». 3. Творческий проект. «Поздравления ко Дню учителя». 4. Исследовательская работа по теме: «Величины. Единицы массы. Масса школьного портфеля». 5. Проекты по выбору. Характеристика деятельности обучающихся Знать особенности выполнения проекта. Находить разные источники информации. Знать и понимать критерии оценивания проекта. Понимать учебную задачу и планируют свою деятельность. Использовать разные источники информации: исторические книги, Интернет. Рассказывать об известном историческом событии на основе исторической информации. Готовить устные выступления по плану. Оценивать свои результаты и результаты своих товарищей. Понимать учебную задачу. Подбирать стихи, пользуясь разными источниками. Читать стихи выразительно. Готовить сувениры-открытки разной формы. Читать стихи на торжественной линейке. Работать в коллективе. Понимать учебную задачу. Вести исследования и уметь пользовать измерительный прибор (безмен )для взвешивания портфеля. Уметь выполнять записи в таблицу. Сравнивать массу портфеля разных по объему. Презентовать работу. Анализировать свои результаты. Понимать учебную задачу и делать выбор темы проекта. Выбирать информацию из разных источников. Составлять рассказ по плану. Презентовать проект перед 6 «Похвальное слово знакам препинания». 7. Научно-познавательный проект по предмету «Окружающий мир». 8. Творческий проект. «Новогоднее украшение». 9. Проект по выбору. 10. «Имена прилагательные в сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». 11. «Поздравительная открытка». 12. «Карнавал литературных героев» товарищами и анализировать свои результаты. Понимать учебную задачу. Выполнять работу по плану. Готовить презентацию и представлять своим товарищам. Оформлять альбом. Оценивать свою работу в коллективе. Понимать учебную задачу. Планировать свою деятельность. Находить информацию в энциклопедиях, Интернете. Готовить презентацию. Подобрать нужные инструменты для выполнения творческого проекта. Планировать свою деятельность при работе в группах. Анализировать полученный результат. Понимать учебную задачу. Находить информацию в различных источниках. Составлять выступление по плану. Презентовать перед участниками научно-практической конференции. Анализировать свою работу и работы своих товарищей. Находить в сказке имена прилагательные и определять их роль. Проводить лексический анализ словимен прилагательных. Уметь оформлять поздравительные открытки к праздникам: «День Защитника отечества», «8 МартаМеждународный женский день». Уметь составлять текст поздравления. Учиться работать творчески, в группах, в парах. Обмениваться опытом. Оценивать свою работу и работу своих товарищей. Создать образ литературного героя по сказкам, рассказам русских и зарубежных авторов. Заучить небольшие отрывки из произведения. Читать слова выразительно. 13. «Мы –выпускники начальной школы». 14. Подведение итогов. Понимать учебную задачу. Планировать работу в группах. Представлять творческий отчет. Презентовать работу перед родителями, гостями. Оценивать свои достижения и результаты совместной работы в группах. Тематическое планирование № п/п 1. 2. 3. 4. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 1 класс Тема занятия Что такое проекты? Что такое проблема? Как познаем мир? Новый год. Особенности праздника. Источники информации. «Игры наших дедушек и бабушек». «Живая азбука». «Школа Почемучек». «Сказки». «Азбука загадок». «Удвоенная согласная в словах. Перенос слов с удвоенной согласной». «Домашние питомцы». «Школа безопасности». Подведение итогов. 2 класс Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. «О чем может рассказать библиотека». Выбор темы твоего проекта. Ты – проектант. Знакомство с понятиями «формулировка». Работа со словарями. Выбор помощников в работе над текстом. «Сочини загадку. Нарисуй отгадку». Этапы работы над проектом. «В гостях у осени». Актуальность темы проекта. Твое знакомство с понятием «актуальность». «Красная книга или возьмем под защиту». Проблема. Решение проблемы. Выработка гипотезы-предположения. «Узоры и орнаменты на посуде». Цель проекта. «Родословная». Задачи проекта Сбор информации для проекта. Знакомство с интересными людьми. Интервью. Обработка информации. Отбор значимой информации. Создание продукта проекта. Твоё знакомство с понятиями «Макет», «поделка» . «Новогодняя игрушка. Украшение класса». Играем в ученых. Это интересно. Отбор информации для семиминутного выступления. (Минисообщение). «Города России». Количество часов 2 2 2 4 3 2 4 2 3 2 2 2 2 1 33 часа 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 2 1 2 17. Творческая работа. Презентация. Твое знакомство с понятием «презентация». «Мой любимый писатель-сказочник». 18. Значимость компьютера в создании проектов. Презентация. 19. Знаком ли ты с компьютером? Программа MPP-Microsoft Power Point. «Профессии». 20. Совмещение текста выступления с показом презентации. 21. Подготовка ответов н предполагаемые вопросы «зала» по теме проекта 22. Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки 23. Самоанализ. Работа над понятием «Самоанализ» 24. Различные конкурсы проектно-исследовательской деятельности 25. Обобщение. Подведение итогов. 26. Пробное выступление перед незнакомой аудиторией 27. Благодарственные рисунки-отклики помощникам твоим проектам. Пожелание будущим проектантам 2 1 1 2 1 2 1 1 1 2 1 34 часа 3 класс 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. Введение. Структура проекта. «Богатства, отданные людям». «Сочиняем волшебную сказку». «Рассказ о слове». «Математические сказки». «Семья слов». «Зимняя сказка в классе». «Школа кулинаров». Что такое исследовательская работа. Отбор необходимого материала для исследовательской работы. Что такое наблюдение и наблюдательность. «Проращивание лука-репки в воде, в земле». «Выращивание растения из семени». Подведение итогов. 1 2 3 2 2 2 3 4 1 1 6 6 1 34 часа 4 класс. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Введение. Структура проекта. Проекты по литературному чтению. Темы по выбору. «Поздравления ко Дню учителя». Исследовательская работа по теме «Величины. Единицы массы. Масса школьного портфеля учащихся начальной школы». Проекты по окружающему миру. Темы по выбору. «Похвальное слово знакам препинания». Научно-познавательный проект по предмету «Окружающий мир». Выбор темы. Презентация проект с выходом на аудиторию. 1 2 3 2 2 2 2 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. «Новогоднее украшение». Творческий проект. Работа в группах. Научно-практическая конференция. «Имена прилагательные в сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». «Поздравительная открытка». Творческий проект. Работа в группах. «Карнавал литературных героев». «Мы-выпускники начальной школы». Творческий проект. Работа в группах. Подведение итогов. 2 2 2 4 3 6 1 34 часа