I. АННОТАЦИЯ к рабочей программе курса внеурочной деятельности «География Свердловской области», 9 класс Рабочая программа составлена на основе: 1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. 2. Фундаментального ядра содержания общего образования. 3. Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения. 4. Примерной программы основного общего образования по географии как инвариантной (обязательной) части учебного курса. Цель программы: Создание условий для всестороннего развития личности ребенка, формирования географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и ценностного отношения к миру; понимания закономерности культуры учащихся. Задачи курса: Обеспечить личностно-ориентированный характер образования, создать условия для ценностного, социокультурного самоопределения и саморазвития личности; Способствовать самоопределению личности в системе социальных, межличностных отношений, способствовать становлению социальноответственного поведения по отношению к природной, социокультурной среде, по отношению к другим народам, этносам и их ценностям; Через высокую научность и практическую направленность содержание курса способствует развитию творческих, исследовательских способностей обучаемых, целенаправленно удовлетворять и развивать их образовательные потребности в преобразовании географического пространства региона; Развивать гибкость мышления и поведения, необходимых в условиях становления рыночной экономики и наукоёмких производств. Сформировать системное представление о Свердловской области, как целостном географическом регионе и одновременно субъекте РФ и мирового географического пространства, в котором локализуются и развиваются, как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления; Развивать представление о регионе как сплошном, динамически развивающемся географическом пространстве, в котором осуществляется жизненное и профессиональное самоопределение и саморазвитие личности, показать большое практическое значение взаимосвязей природных, экономических, социальных, демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений в регионе; Формировать географическую культуру учащихся через приобщение к конкретным знаниям по данному курсу; развивать умение работать с географо-краеведческими источниками информации и, особенно, с различными тематическими картами краеведческого географического атласа Свердловской области. Место курса география в учебном плане: программа предназначена для обучающихся 9 класса. Объём программы составляет 36 часов, 1 час в неделю и рассчитана на 1 учебный год. II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА Личностные результаты: российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений; принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; Метапредметные результаты Свердловской области»: освоения курса «География умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. Предметные результаты: владение представлениями о современной географической науке, ее участии решении важнейших проблем человечества; владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально - экономических и экологических процессов и проблем; сформированность системы комплексных социально-ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, о динамике и территориальных особенностях процессов Свердловской области; владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях; владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации; владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий; сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социально экономических аспектах экологических проблем Свердловской области. III. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Обязательный минимум содержания основных образовательных программ Тема 1. Хозяйство Свердловской области (8 часов) Общая характеристика хозяйства области. Состав металлурго-химического комплекса области. Крупные предприятия комплекса и их расположение по территории области. Состав машиностроительного и металлообрабатывающего комплексов. Крупные предприятия комплекса и их расположение по территории области. Состав лесопромышленного комплекса области. Размещение его узловых предприятий на территории Свердловской области. Его доля в экономике. Состав строительного комплекса. Узловые предприятия комплекса и его размещение по территории области. Состав агропромышленного комплекса. Узловые предприятия комплекса и его размещение по территории области. Состав транспортного комплекса: речной, воздушный транспорт. железнодорожный, автомобильный, Состав комплекса: телефонная связь, компьютерные сети, телекомпании, радио. Тема 2. Экономико-географическое районирование области (7 часов) Горнопромышленный район Экономико-географическая характеристика Тагило-Качканарского района: его экономическое ядро – Нижний Тагил Экономико-географическая характеристика Серово-Ивдельского района: его экономическое ядро – Серов Экономико-географическая характеристика Промышленного Зауралья: его экономическое ядро – Каменск-Уральский Экономико-географическая характеристика Лесопромышленного Зауралья: его экономическое ядро – Тавда Экономико-географическая характеристика Зауралья: его экономическое ядро – Ирбит Аграрно-промышленного Уровни регионального неравенства: национальный, региональный. Его причины. Особенности региональной политики Тема 3. Экологические проблемы области (8 часов) Общая оценка экологической обстановки. Основные факторы и причины возникновения экологически кризисных ситуаций. Экологические характеристики старо-промышленных регионов России в целом. Экологизация общества. Экологическая культура населения. Концепция экологической безопасности Свердловской области. Экологизация технологических процессов на производстве. Экологическая экспертиза: прогноз и мониторинг. Охрана заповедных территорий. Перспективы развития сети заповедников и природных парков Свердловской области. Памятники природы, заказники. IV. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № 1. 2. 3. 9 класс (18 часов) Тема Тема 1. Хозяйство Свердловской области Тема 2. Экономико-географическое районирование области Тема 3. Экологические проблемы области ИТОГО Количество часов 16 часов 14 часов 6 часа 36 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ГСО» (9 класс 36 часов) № Тема Кол-во часов Тема 1. Хозяйство Свердловской области 1. Общая характеристика хозяйства Свердловской области 2 2. Металлурго-химический комплекс 2 3. Машиностроительный и металлообрабатывающий комплекс 2 4. Лесопромышленный комплекс 2 5. Строительный комплекс 2 6. Агропромышленный комплекс 2 7. Транспортный комплекс 2 8. Телекоммуникационный комплекс 2 Тема 2. Экономико-географическое районирование области 9. Экономико-географическое районирование области. Горно-промышленный район 2 10. Тагило-Качканарский район 2 11. Серово-Ивдельский район 2 12. Промышленное Зауралье 2 13. Лесопромышленное Зауралье 2 14. Аграрно-промышленное Зауралье 2 15. Проблема регионального неравенства 2 Тема 3. Экологические проблемы области 16. Современная экологическая ситуация и проблемы экологической безопасности 2 17. Экологизация общества и оптимизация природопользования 2 18. Охрана природы области 2