Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

АРП УО биология 7-8

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ (УЧЕБНОМУ КУРСУ)
БИОЛОГИЯ
7 - 9 класса
на 2023-2024 учебный год
АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
(ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)
Пояснительная записка
Данная программа составлена на основе стандартной общеобразовательной программы для
специальных коррекционных общеобразовательных учреждений для детей с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) под редакцией Н.Н.Воронковой.
А. И. Никишов, А.В. Теремов Биология 8 класс. Просвещение.
З.А.Клепинина Биология 7 класс. Просвещение.
Курс включает разделы:, «Растения, грибы, бактерии» (7 класс), «Животные» (8 класс) . По
этим разделам предусматривается изучение элементарных сведений, доступных школьникам с
ограниченными возможностями здоровья, о живой и неживой природе, об организме человека и
охране его здоровья.
Целью курса является использование процесса обучения биологии для повышения уровня
общего развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья и коррекции недостатков
их познавательной деятельности и личностных качеств.
В преподавании естествознания учащимся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) необходимо использовать принципы:
 коррекционной направленности,
 воспитывающей и развивающей направленности обучения,
 научности и доступности,
 систематичности и последовательности,
 наглядности,
 индивидуального и дифференцируемого подхода в обучении.
Место учебного предмета – 1 час в неделю
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В личностном направлении:
 формирование и развитие мотивации к получению новых знаний;
 умение реализовывать теоретические познания на практике;
 понимание значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора
профессии;
 проведение учащимися работы над ошибками для внесения корректив в усваиваемые
знания;
 воспитание уважения к учёным-биологам;
 признание высокой ценности жизни, здоровья своего и других людей;
 выбор стиля поведения и привычек, обеспечивающих безопасный образ жизни и
сохранение здоровья – своего, а также близких людей и окружающих;
в метапредметном направлении:
учащиеся должны уметь
 устанавливать причинно-следственные связи процессов, лежащих в основе деятельности
организма;
 составлять тезисы и конспект текста;
 обобщать, делать выводы из прочитанного;
 работать с дополнительными источниками информации и использовать для поиска
информации возможности Интернета;






презентовать изученный материал, используя возможности компьютерных программ;
участвовать в диалоге (отстаивать свою точку зрения, понимать точку зрения
собеседника, признавать право на иное мнение);
участвовать в совместной деятельности;
использовать полученные знания в повседневной жизни;

Основные требования к знаниям и умениям учащихся в предметном направлении:
Учащиеся должны знать:
 основные отличия животных от растений;
 признаки сходства и различия между изученными группами животных;
 общие признаки, характерные для каждой из этих групп животных;
 места обитания, образ жизни и поведение тех животных, которые знакомы учащимся;
 названия некоторых наиболее типичных представителей изученных групп животных,
особенно тех, которые широко распространены в местных условиях; значение
изучаемых животных в природе, а также в хозяйственной деятельности человека;
 основные требования ухода за домашними и некоторыми сельскохозяйственными
животными (известными учащимся).
Учащиеся должны уметь:
 узнавать изученных животных (в иллюстрациях, кинофрагментах, чучелах, живых
объектах;
 кратко рассказывать об основных чертах строения и образа жизни изученных животных;
 устанавливать взаимосвязи между животными и их средой обитания: приспособления к
ней, особенности строения организма и поведения животных;
 проводить несложный уход за некоторыми домашними животными (птицы, звери,
рыбы), имеющимися у детей дома;
 рассказывать о своих питомцах (их породах, поведении и повадках).
Виды деятельности учащихся:
- обогащение и уточнение словаря,
- наблюдение за процессами жизнедеятельности животных,
- чтение литературы по изучаемому материалу,
- называние и характеристика органов и систем органов животных по их строению и
выполняемым функциям,
- сравнение органов и систем органов между собой, их классификация, установление
взаимосвязи между строением и выполняемыми функциями,
- активное участие в беседе,
- составление рассказов с опорой на план,
- связное высказывание по затрагиваемым в беседе вопросам,
- дополнение высказываний собеседников на основе материала личных наблюдений и
прочитанного,
- составление небольших рассказов на предложенную учителем тему,
- использование в своей речи вновь усвоенных слов и оборотов речи,
- освоение на практике полученных знаний.
Основным инструментарием оценивания результатов на уроках биологии являются:
наблюдение за работой обучающихся на уроке, качество устных ответов на уроках, выполнение
тестовых заданий, выполнение самостоятельных и контрольных работ.
1. Общая характеристика учебного предмета
В результате изучения предмета учащиеся должны определенные знания и умения.
1) осознание роли жизни: определять роль в природе различных групп организмов; объяснять
роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы;
2) рассмотрение биологических процессов в развитии: приводить примеры приспособлений
организмов к среде обитания и объяснять их значение; находить черты, свидетельствующие об

усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение; объяснять
приспособления на разных стадиях жизненных циклов;
3) использование биологических знаний в быту: объяснять значение живых организмов в жизни
и хозяйстве человека;
4) объяснять мир с точки зрения биологии: перечислять отличительные свойства живого;
различать (по таблице) основные группы живых организмов (безъядерные: бактерии, ядерные:
грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны,
папоротники, голосеменные и цветковые); определять основные органы растений (части
клетки); объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов
(бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
5) понимать смысл биологических терминов; характеризовать методы биологической науки
(наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;
проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их
результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки
приготовления и изучения препаратов;
6) оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни: использовать знания
биологии при соблюдении правил повседневной гигиены, оказания первой помощи, различать
съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.
Курс «Биология » состоит из трёх разделов: «Растения», «Животные», «Человек и его
здоровье».
Распределение времени на изучение тем учитель планирует самостоятельно, исходя из
местных (региональных) условий.
Программа предполагает ведение наблюдений, организацию лабораторных и
практических работ, демонстрацию опытов и проведение экскурсий ― всё это даст
возможность более целенаправленно способствовать развитию любознательности и повышению
интереса к предмету, а также более эффективно осуществлять коррекцию учащихся: развивать
память и наблюдательность, корригировать мышление и речь.
С разделом «Неживая природа» учащиеся знакомятся на уроках природоведения в V и VI
классах и узнают, чем живая природа отличается от неживой, из чего состоит живые и неживые
тела, получают новые знания об элементарных физических и химических свойствах и
использовании воды, воздуха, полезных ископаемых и почвы, некоторых явлениях неживой
природы.
Курс биологии, посвящённый изучению живой природы, начинается с раздела
«Растения» (VII класс), в котором все растения объединены в группы не по семействам, а по
месту их произрастания. Такое структурирование материала более доступно для понимания
обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В этот раздел
включены практически значимые темы, такие, как «Фитодизайн», «Заготовка овощей на зиму»,
«Лекарственные растения» и др.
В разделе «Животные» (8 класс) особое внимание уделено изучению животных,
играющих значительную роль в жизни человека, его хозяйственной деятельности. Этот раздел
дополнен темами, близкими учащимся, живущим в городской местности («Аквариумные
рыбки», «Кошки» и «Собаки»: породы, уход, санитарно-гигиенические требования к их
содержанию и др.).
В разделе «Человек» (IX класс) человек рассматривается как биосоциальное существо.
Основные системы органов человека предлагается изучать, опираясь на сравнительный анализ
жизненных функций важнейших групп растительных и животных организмов (питание и
пищеварение, дыхание, перемещение веществ, выделение, размножение). Это позволит
обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) воспринимать
человека как часть живой природы.
За счет некоторого сокращения анатомического и морфологического материала в
программу включены темы, связанные с сохранением здоровья человека. Обучающиеся
знакомятся с распространенными заболеваниями, узнают о мерах оказания доврачебной

помощи. Привитию практических умений по данным вопросам (измерить давление, наложить
повязку и т. п.) следует уделять больше внимания во внеурочное время.
Основные задачи изучения биологии:
― формировать элементарные научные представления о компонентах живой природы:
строении и жизни растений, животных, организма человека и его здоровье;
― показать практическое применение биологических знаний: учить
приемам
выращивания и ухода за некоторыми (например, комнатными) растениями и домашними
животными, вырабатывать умения ухода за своим организмом, использовать полученные знания
для решения бытовых, медицинских и экологических проблем;
― формировать навыки правильного поведения в природе, способствовать
экологическому, эстетическому, физическому, санитарно-гигиеническому, половому воспитанию
подростков, помочь усвоить правила здорового образа жизни;
― развивать и корригировать познавательную деятельность, учить анализировать,
сравнивать природные объекты и явления, подводить к обобщающим понятиям, понимать
причинно-следственные зависимости, расширять лексический запас, развивать связную речь и
другие психические функции.
3. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Оценка личностных результатов в образовательном процессе проводится на основе
соответствия ученика следующим требованиям:
- соблюдение норм и правил поведения;
- прилежание и ответственность за результаты обучения;
- готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории;
- наличие позитивной ценностно-смысловой установки ученика, формируемой средствами
конкретного предмета.
Достижения личностных результатов отражаются в индивидуальных накопительных портфолио
обучающихся.
Оценивание метапредметных результатов ведется по следующим позициям:
- способность и готовность ученика к освоению знаний, их самостоятельному пополнению,
переносу и интеграции;
- способность к сотрудничеству и коммуникации;
- способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных
решений в практику;
- способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
- способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Оценка достижения учеником метапредметных результатов осуществляется по итогам
выполнения проверочных работ, в рамках системы текущей, тематической и промежуточной
оценки, а также промежуточной аттестации. Главной процедурой итоговой оценки достижения
метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.
Основным объектом оценки предметных результатов является способность ученика к
решению учебно-познавательных и учебно-практических задач на основе изучаемого учебного
материала. Примерные виды контроля учебных достижений по предмету: устный опрос, тест,
самопроверка, взаимопроверка, самостоятельная работа по карточкам и т.д.

7 класс «Растения»
№
п/п
Название раздела
1. Растения вокруг нас, разнообразие, значение, охрана
2. Общее знакомство с цветковыми растениями
3. Многообразие растительного мира
Итого

Количество часов
1
7
27
35

Календарно – тематическое планирование биология
№ Название раздела и темы урока
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35

Растения вокруг нас, разнообразие, значение, охрана
Общее знакомство с цветковыми растениями
Строение растения цветок
Строение растения плоды
Строение растения семя
Строение растения корень
Строение растения лист
Строение растения стебель
Растение целостный организм
Многообразие растительного мира
Деление растений на группы. Мхи, папоротники
Голосеменные
Покрытосеменные
Однодольные покрытосеменные, злаковые
Использование злаков в народном хозяйстве
Лилейные
Овощные лилейные
Двудольные покрытосеменные, пасленовые
Овощные и технические пасленовые
Картофель и томат
Бобовые, общие признаки
Пищевые бобовые растения
Кормовые бобовые растения
Розоцветные общие признаки
Плодово – ягодные (яблоня, груша)
Плодово – ягодные (земляника, малина)
Сложноцветные общие признаки
Подсолнечник и другие сложноцветные растения
Уход за комнатными растениями
Осенние работы, перекопка и обработка почвы
Подготовка сада и огорода к зиме
Весенние работы, уход за садом и огородом
Растения – живой организм
Бактерии
Грибы, строение грибов
Съедобные и несъедобные грибы
Закрепление и повторение

Количес
тво
часов
1
7
1
1
1
1
1
1
1
27
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Итого:

35
8 класс "Животные"

№
п/п
1. Введение

Количество часов
Название раздела

2. Беспозвоночные животные
3. Позвоночные животные
4 Млекопитающие

1
4
14
10

5 Сельскохозяйственные млекопитающие
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Календарно – тематическое планирование биология
Название раздела и темы урока

5

Количес
тво
часов
Введение Многообразие животного мира. Значение животных и их охрана
1
Беспозвоночные животные
4
Общие признаки беспозвоночных животных. Черви.
1
Насекомые - Насекомые. Общие признаки насекомых. Внешнее строение и
1
образ жизни насекомых.
Насекомые – комнатная муха и медоносные пчелы.
1
Опасный пришелец из Колорадо. Санитары леса
1
Позвоночные животные
14
Общие признаки позвоночных животных
1
Рыбы – Общие признаки рыб. Внешнее строение и скелет рыб
1
Рациональное использование и охрана рыб
1
Многообразие рыб
Земноводные Общие признаки земноводных. Среда обитания и внешнее
1
строение лягушки
Внутреннее строение земноводных. Размножение и развитие лягушки
1
Хвостатые родственники лягушки.
1
Пресмыкающиеся – Общие признаки пресмыкающихся. Среда обитания и
1
внешнее строение пресмыкающихся.
Внутреннее строение пресмыкающихся. Размножение и развитие
1
пресмыкающихся. Многообразие пресмыкающихся.
Птицы - . Общие признаки птиц. Особенности внешнего строения птиц.
1
Особенности скелета птиц
1
Особенности внутреннего строение птиц
Размножение и развитие птиц
1
Виды птиц
1
1
Проверочная работа по пройденным темам
Домашние куры, утки и гуси. Птицеводство
1
Млекопитающие
10
Общие признаки млекопитающих. Внешнее строение млекопитающих
1
Особенности скелета и нервной системы млекопитающих. Демонстрация
1
скелета.
Внутренние органы млекопитающих.
1
Грызуны. Значение грызунов в природе и жизни человека.
1
Зайцеобразные. Разведение домашних кроликов
1
Хищные звери.
1
Дикие пушные хищные звери. Домашние хищные звери
1
Домашние хищные звери
1
Ластоногие. Китообразные
1
Парнокопытные. Непарнокопытные. Приматы
1
Сельскохозяйственные млекопитающие
5
Корова.Содержание коров на фермах. Выращивание телят.
1
Овцы. Содержание овец и выращивание ягнят
1
Верблюды. Северные олени
1
Содержание свиней на свиноводческих фермах. Выращивание поросят.
1
Домашние лошади.Содержание лошадей и выращивание жеребят
1
34
Итого:

9 класс
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

Название раздела и темы урока
Введение и биологическая природа человека.
Строение организма человека.
Опорно-двигательная система.
Скелет туловища.
Строение и функции скелетных мышц.
Нарушение опд системы. Травматизм.
Состав внутренней среды организма.
Состав крови.
Группы крови.
Органы кровообращения.
Лимфообращение.
Сердечно-сосудистые заболевания.
Дыхание и его значение. Органы дыхания
Заболевания органов дыхания и их профилактика

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29

Питание и его значение
Пищеварение
Обмен веществ
Витамины
Выделение продуктов обмена
Покровы тела
Железы внутренней секреции
Строение нервной системы
Головной мозг
Спинной мозг
Нарушения в работе нервной системы
Органы чувств. Понятие об анализаторах. Зрение и слух
Вестибулярный аппарат
Высшая нервная деятельность
Память и обучение

1
1
2
1
1
1
2
1
1
1
1
1
2
1
1
1

30

Врожденное и приобретенное поведение. Сон

2

31

Особенности размножения человека

1

32

Рост и развитие человека

1

33

Социальная и природная среда человека

1

34

Окружающая среда и здоровье человека

1

Итого:

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».