Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

АРП природоведение 5 класс уо

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая
составлена

программа
на

по

основе

учебному

Федеральной

предмету

«Природоведение»

адаптированной

основной

общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1),
утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г.
№ 1026 (https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их
особых

образовательных

потребностей,

а

также

индивидуальных

особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Природоведение» относится к предметной области
«Естествознание»» и является обязательной частью учебного плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному
предмету «Природоведение» в 5 классе рассчитана на 34 учебные недели и
составляет 68 часов в год (2 часа в неделю).
Федеральная

адаптированная

основная

общеобразовательная

программа определяет цель и задачи учебного предмета «Природоведение».
Цель

обучения - расширить кругозор и подготовить обучающихся к

усвоению систематических биологических и географических знаний.
Задачи обучения:
− формирование элементарных научных знаний о живой и неживой
природе;
− демонстрация тесной взаимосвязи между неживой и живой природой;
− формирование специальных и общеучебных умений и навыков;
− воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с
основными направлениями природоохранительной работы;
− воспитание социально значимых качеств личности.

Рабочая программа по учебному предмету «Природоведение» в 5
классе определяет следующие задачи:
− формирование умения узнавать и называть изученные объекты в
натуральном виде в естественных условиях;
− формирование представлений о взаимосвязях между изученными
объектами, их месте в окружающем мире;
− формирование умений относить изученные объекты к определенным
группам с учетом различных оснований для классификации;
− формирование умения находить сходные по определенным признакам
объекты из тех, которые были изучены на уроках;
− формирование

умения

выделять существенные признаки

групп

объектов;
− знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и
обществе, правил здорового образа жизни;
− умение обсуждать изученное, рассказать о предмете изучения;

II.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Программа по учебному предмету «Природоведение» в 5 классе
состоит из трёх разделов: «Вселенная», «Наш дом – Земля», «Есть на Земле
страна Россия».
При изучении раздела «Вселенная» обучающиеся знакомятся с
Солнечной системой: звездами и планетами, историей исследования космоса
и современными достижениями в этой области, узнают о значении Солнца
для жизни на Земле и его влиянии на сезонные изменения в природе.
В разделе «Наш дом – Земля» обучающиеся знакомятся с оболочками
Земли - атмосфера, литосфера и гидросфера. Изучают основные свойства
воздуха, воды, полезных ископаемых и почвы, меры, принимаемые
человеком для их охраны. Этот раздел программы предусматривает также
знакомство с формами поверхности Земли и видами водоемов.
Раздел «Есть на Земле страна Россия» завершает изучение неживой
природы в 5 классе и готовит обучающихся к усвоению курса географии.
Обучающиеся

знакомятся

с

наиболее

значимыми

географическими

объектами, расположенными на территории нашей страны

(например,

Черное и Балтийское моря, Уральские и Кавказские горы, реки Волга,
Енисей). Изучение этого материала имеет ознакомительный характер и не
требует от обучающихся географической характеристики этих объектов и их
нахождения на географической карте.
Основными
природоведения

организационными
являются:

формами

фронтальная,

работы

групповая,

на

уроке

коллективная,

индивидуальная работа.
При проведении уроков природоведения предполагается использование
следующих методов:
− объяснительно-иллюстративный метод, метод при котором учитель
объясняет, а дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти (рассказ с
включением в него элементов беседы или объяснения, сопровождающегося
демонстрацией

опытов);

− репродуктивный метод (воспроизведение и применение информации)
− метод проблемного изложения (постановка проблемы и показ пути ее
решения)
− частично – поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к
решению проблемы);
− исследовательский метод (учитель направляет, дети самостоятельно
исследуют

при

проведении

лабораторных

и

практических

работ,

предусмотренных программой; исследовании свойств тел неживой природы
при проведении опытов);
− проведение

природоведческих

экскурсий

(вводных,

текущих

и

обобщающих), направленных на усвоение изученного материала;
− проведение словарной работы, направленной на обогащение словаря,
усвоение новых, ранее незнакомых слов; закрепление и уточнение значений
слов; активизация словаря);
− работа с учебником (первичное, выборочное и объяснительное чтение,
работа со словарем; ответы на вопросы и

выполнение

направленных на формирование умений анализировать

заданий,

прочитанное,

устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, выделять главное);
− выполнение заданий в рабочих тетрадях или на карточках, используя
слова для справок;
− заполнение схем, подпись рисунков, зарисовка изучаемых объектов;
− дидактические игры (классификация, разрезные картинки).

III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные:
 интерес к предметам и явлениям живой и неживой природы, к своей
стране, ее природным богатствам;
 овладение

социально-

бытовыми

навыками,

используемыми

в

повседневной жизни, умения соблюдать правила личной гигиены, режима
дня;
 владение навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке
 развитие

этических

чувств,

проявление

доброжелательности,

эмоционально-нравственной отзывчивости, необходимости охраны живой и
неживой природы;
 установка

на

безопасный

здоровый

образ

жизни,

бережному

отношению к природе и другим материальным ценностям.
Предметные:
Минимальный уровень:
− узнавание и называние изученных объектов (формы поверхности,
водоемы, небесные тела, основные достопримечательности нашей страны) на
иллюстрациях, фотографиях;
− представления о назначении изученных объектов, их роли в
окружающем мире;
− отнесение изученных объектов к определенным группам (нефть –
горючее полезное ископаемое);
− называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой
группе (полезные ископаемые);
− соблюдение правил гигиены и здорового образа жизни, понимание их
значения в жизни человека;
− соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и
обществе (под контролем взрослого);

− выполнение несложных заданий под контролем учителя;
− адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного
отношения, понимание оценки педагога.
Достаточный уровень:
− узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в
естественных условиях;
− знание способов получения необходимой информации об изучаемых
объектах по заданию учителя;
− представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте
в окружающем мире;
− отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом
различных оснований для классификации (золото – полезное ископаемые,
металлы, цветные металлы, драгоценные (благородные) металлы);
− называние сходных по определенным признакам объектов из тех,
которые были изучены на уроках, известны из других источников;
объяснение своего решения;
− выделение существенных признаков групп объектов;
− знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и
обществе, правил здорового образа жизни;
− участие в беседе; обсуждение изученного; проявление желания
рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;
− выполнение задания без текущего контроля учителя (при наличии
предваряющего и итогового контроля), осмысленная оценка своей работы и
работы одноклассников, проявление к ней ценностного отношения,
понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;
− совершение действий по соблюдению санитарно-гигиенических норм в
отношении изученных объектов и явлений;
− выполнение доступных возрасту природоохранительных действий;
− осуществление деятельности по уходу за комнатными и культурными
растениями.

Оценка

предметных

результатов

осуществляется

по

итогам

индивидуального и фронтального опроса обучающихся, выполнения
самостоятельных работ (по темам уроков), контрольных работ (входных,
текущих, промежуточных, итоговых) и тестовых заданий.
предметных

результатов

учитывается

уровень

При оценке

самостоятельности

обучающегося и особенности его развития.
Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
 1 балл - минимальная динамика;
 2 балла - удовлетворительная динамика;
 3 балла - значительная динамика.
Устный ответ:
Оценка «5» ставится за:
− полный ответ, правильно отражающий основной материал курса:
− правильно

раскрытое

содержание

понятий,

закономерностей,

биологических взаимосвязей и конкретизация их примерами;
− правильное использование рисунков, гербариев, натуральных объектов
и других источников знаний,
− самостоятельный ответ,

с

опорой

на

ранее

приобретенные знания;
− соблюдение культуры устой и письменной речи, правил оформления
письменных работ;
Оценка «4» ставится обучающемуся, если:
− знание всего учебного программного материала;

− умений выделять главные положения в изученном материале, на
основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать
внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике;
− незначительные (негрубые) ошибки и недочеты при воспроизведении
изученного материала, соблюдение основных правил культуры письменной и
устной речи, правил оформления письменных работ;
Оценка «3» ставится обучающемуся за следующее:
− знание и усвоение учебного материала на уровне минимальных
требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении,
необходимость незначительной помощи преподавателя;
− умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах
на видоизмененные вопросы;
− наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении
изученного

материала, незначительное несоблюдение основных правил

культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка «2» - не ставится

Тематическое планирование

№

Тема

1.

Вводный урок
Что такое природоведение?

2.
3.
4.
5.

Предметы и явления неживой и живой природы
Небесные тела: планеты, звезды
Солнечная система. Солнце
Исследование космоса. Спутники. Космические корабли.
Полеты в космос
Смена дня и ночи
Смена времен года. Сезонные изменения в природе
Планета Земля. Оболочки Земли
Воздух. Воздух и его охрана. Значение воздуха для
жизни на Земле
Свойства воздуха
Давление и движение воздуха.
Температура воздуха. Термометр
Движение воздуха в природе. Ветер
Состав воздуха. Кислород, его значение и применение.
Состав воздуха. Углекислый газ и азот
Значение и охрана воздуха. Значение воздуха для жизни
на Земле и его охрана.
Полезные ископаемые. Виды, значение, способы
добычи
Гранит, известняк. Песок, глина.
Горючие полезные ископаемые. Торф , каменный уголь,
нефть, природный газ.
Черные металлы. Сталь. Чугун .
Цветные металлы
Благородные (драгоценные) металлы
Полезные ископаемые
Вода в природе. Роль воды в питании живых
организмов. Свойства воды
Растворимые и нерастворимые вещества. Питьевая вода.
Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды
Три состояния воды. Температура и ее измерение.

6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.

Кол-во
часов
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Расширение при нагревании и сжатие при охлаждении,
расширение при замерзани.
Значение воды в природе. Использование воды в быту,
промышленности и сельском хозяйстве
Воды суши: ручьи, реки. Озера, болота, пруды. Моря и
океаны
Равнины, холмы, овраги. Горы .
Почва – верхний слой земли. Состав почвы. Основное
свойство почвы – плодородие. Обработка почвы.
Место России на земном шаре. Знакомство с картой
Моря и океаны, омывающие берега России
Горы и равнины на территории нашей страны. Реки и
озера России
Города России
Население и народы России
Обобщающий урок
Обобщающий урок

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».