РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ (УЧЕБНОМУ КУРСУ) ГЕОГРАФИЯ на 2022-2023 учебный год АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) Пояснительная записка Рабочая программа курса «География» для 6,7,8,9 классов составлена на основе нормативно – правовых документов. Нормативно-правовые документы: -Закон РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ»п.2 ст.28 -Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (ФГОС) для обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями) приказ № 1599 от 22.12.2014 г. -Постановление от 10 июля 2015 г. N 26 об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15 "Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" - Программа для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под обще редакцией В.В. Воронковой, (Москва. Владос. 2010г.) в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г). -Линейка учебников по географии для обучающихся 6-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, авторы: Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина, Москва «Просвещение», 2013г Программа составлена с учетом психофизическихособенностей обучающихся с интеллектуальными нарушениями (вариант 1). Основными целями рабочей программы являются: - подготовка учащихся к усвоению естествоведческих, географических и исторических знаний на последующих этапах обучения; - формирование понимания причинно-следственных связей и отношений, временных и пространственных представлений; - формирование у обучающихся базовых учебных действий (личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных) средствами предмета; - воспитание патриотизма, толерантности к другим народам и культур Основные задачи курса географии, - дать элементарные, но научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве своего края, России и зарубежных стран, - показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом разных народов, помочь усвоить правила поведения в природе. -обучить правилам поведения в природе, - развивать познавательную деятельность: учить анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости, развивать воображение обучающихся. География дает благодатный материал для патриотического, интернационального, эстетического и экологического воспитания учащихся. Структура планируемых результатов ФГОС ООО устанавливает требования к трем группам результатов освоения обучающимися программ основного общего образования: личностным, метапредметным и предметным. Личностные результаты освоения адаптированной основной образовательной программы раскрывают и детализируют основные направленности этих результатов. Они включают эффекты: гражданско-патриотического воспитания; духовно-нравственного воспитания; эстетического воспитания; осознания ценности научного познания; экологического воспитания, а также личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды. Личностные результаты обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Метапредметные результаты освоения адаптированной основной образовательной программы представлены в соответствии с подгруппами универсальных учебных действий, раскрывают и детализируют основные направленности метапредметных результатов. Они отражают: освоенные обучающимися с ЗПР межпредметные понятия и универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные); способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике; готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками; овладение навыками работы с информацией (восприятие и создание информационных текстов с учетом назначения информации и ее целевой аудитории. Метапредметные результаты, в соответствии с ФГОС ООО, сформированы по трем направлениям: универсальные учебные познавательные действия; универсальные учебные коммуникативные действия; универсальные учебные регулятивные действия. В метапредметных результатах, базирующихся на сформированности универсальных учебных познавательных действий, выделяются: базовые логические действия; базовые исследовательские действия; работа с информацией. В метапредметных результатах, базирующихся на сформированности универсальных учебных коммуникативных действий, выделяются: общение; совместная деятельность (сотрудничество). В метапредметных результатах, базирующихся на сформированности универсальных учебных регулятивных действий, выделяются: самоорганизация (саморегуляция); самоконтроль (рефлексия); эмоциональный интеллект; принятие себя и других. Предметные результаты освоения адаптированной основной образовательной программы определены ФГОС ООО и представлены в соответствии с группами результатов учебных предметов, раскрывают и детализируют их в отношении: освоенных обучающимися с ЗПР в ходе изучения учебного предмета знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной области; видов деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях; формирования базовых научных представлений о предметном и социальном мире; владения учебной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. Общая характеристика учебного предмета. География как учебный предмет в специальной коррекционной школе имеет большое значение для всестороннего развития учащихся со сниженной мотивацией к познанию. Изучение географии нашей страны и материков расширяет кругозор детей об окружающем мире, позволяет увидеть природные и социально-экономические явления и процессы во взаимосвязи. Познание мира предполагает изучение системы взаимосвязанных дисциплин, обеспечивающих преемственность содержания. Курс географии имеет много смежных тем с биологией, историей, русским языком, чтением (литературным чтением), математикой, изобразительным искусством, черчением, основами социальной жизни и другими предметами, а также предусматривает опору на знания, полученные в курсах «Мир природы и человека» и «Природоведение», входящих в предметную область «Естествознание». Учитывая общие и специальные задачи коррекционной школы, программа географии предусматривают повторяемость материала. Ряд тем постепенно усложняется и расширяется от 6 к 9 классу, что способствует более прочному усвоению элементарных географических знаний учащимися с интеллектуальными нарушениями. Рабочей программой предусматриваются экскурсии и разнообразные практические работы, которые опираются на личный опыт учащихся и позволяют использовать в реальной жизни знания, полученные на уроках. Рабочая программа учитывает преемственность обучения, поэтому в ней отражены межпредметные связи, на которые опираются учащиеся при изучении природоведческого материала (живой мир, чтение, ИЗО, ручной труд), а также те, которые формируются в процессе знакомства с данным курсом (чтение, русский язык, математика, домоводство, физическая культура, профильный труд). В рабочей программе заложен принцип коррекционной направленности обучения, т. е. особое внимание обращается на коррекцию недостатков общего, речевого, физического развития и нравственного воспитания обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Рабочая программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся с легкими и умеренными интеллектуальными нарушениями и направлена на развитие у учащихся наблюдательности, памяти, воображения, речи и, главное, логическое мышление, умение анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости. Описание места учебного предмета в учебном плане. Обучение географии рассчитано на четыре года с 6 по 9 классы. 1 час в неделю Учебный материал расположен по годам обучения следующим образом: 6 класс — «Начальный курс физической географии», 7 класс — «География материков и океанов», 8 класс – «Природа России» 9 класс —«География России». Учебный предмет «География» входит в предметную область «Естествознание» и относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Планируемые результаты освоений учебного предмета по итогам обучения Предметные результаты Минимальный уровень Достаточный уровень Личностные результаты Обучающиеся должны знать: Обучающиеся должны знать: • развитие самостоятельности • Наиболее крупные государства • Географическое и личной ответственности за свои Евразии; положение, столицы и поступки на основе • символику России; характерные особенности представлений о нравственных • название своей местности, изучаемых государств нормах, социальной типичных представителей Евразии; справедливости; растительного и животного мира, • Границы, • совершенствование навыков правила поведения в природе; государственный строй и сотрудничества со взрослыми и • медицинские учреждения и символику России; сверстниками в разных отделы социальной защиты своей • Особенности социальных ситуациях, умения не местности; географического положения создавать конфликтов и находить Обучающиеся должны уметь: своей местности, типичных выходы из спорных ситуаций; • Показывать границы России на представителей • совершенствование умения физической карте России; растительного и животного слушать собеседника и вести • находить свою местность на мира, основные мероприятия диалог, готовности признавать физической карте России; по охране природы в своей возможность существования • составлять небольшой рассказ области, правила поведения в различных точек зрения и права о своей местности; природе, меры безопасности каждого иметь свою; излагать • правильно вести себя в при стихийных бедствиях; свое мнение и пытаться природе • медицинские аргументировать свою точку учреждения и отделы зрения и давать оценку событий; социальной защиты своей • формирование местности. ответственного отношения к Обучающиеся должны уметь: выбору и построению • находить на дальнейшей индивидуальной политической карте Евразии траектории образования на базе изучаемые государства и их ориентировки в мире профессий и столицы; профессиональных • показывать Россию на предпочтений; политических картах мира и • овладение навыками Евразии; адаптации в динамично • находить свою изменяющемся и развивающемся местность на карте России мире; (политико• формирование основ административной, экологической культуры; физической и карте совершенствование осознания природных зон); своей этнической давать несложную принадлежности, обобщение характеристику природных знаний о культуре народов условий и хозяйственных родного края. ресурсов своей местности, • формировать представление давать краткую о богатстве водных ресурсов историческую справку о планеты, воспитывать бережное прошлом своего края; отношение к водным ресурсам и • называть и показывать полезным ископаемым. на иллюстрациях изученные • при изучении своей области, культурные и исторические района, города воспитывать памятники своей области; патриотические чувства, чувства • правильно вести себя в уважения к земле, природе, природе; окружающим людям, желание • выполнять задания в оставаться работать в своей «Рабочей тетради по местности, участвовать в географии материков и мероприятиях экологического океанов» (2 часть) для 9 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы характера • в повседневной жизни выполнять правила поведения в природе Дифференцированный уровень включает уч-ся, имеющих в силу своего психофизического состояния значительные трудности по усвоению учебного материала: - узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях; - представления о назначении изученных объектов; - называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе; - соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни (под контролем взрослого); - соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого); - выполнение несложных заданий под контролем учителя Учебно – тематический план география 6 класс № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 Название темы Состав и строение гидросферы. Мировой океан Реки Озера. Болота и ледники Подземные воды Гидросфера и человек Работа с картой (нахождение водных географических объектов) Состав и строение атмосферы Тепло в атмосфере Климатические пояса Атмосферное давление. Решение задач на определение атмосферного давления Ветер Виды осадков и облака Влага в атмосфере Построение графиков, расчет ср.суточной температуры, амплитуды колебания температуры Атмосфера и человек Самостоятельная работа по пройденным темам Биосфера-земная оболочка Почвы Географическая оболочка. Природные зоны Культурные ландшафты Охрана природы Повторение пройденного материала и работа с картами Кол-во часов 1 1 2 1 1 1 1 2 1 2 1 1 1 1 1 1 3 1 1 1 1 1 2 1 1 3 Итого 34 Календарно – тематическое планирование 7 класс ЗПР № п/п Название раздела и темы 1 2 Введение Что изучает география материков и океанов Океаны Океаны: Атлантический, Северный Ледовитый Океаны: Тихий, Индийский Африка Географическое положение, рельеф, климат Природа Африки Практическая работа на контурной карте по пройденным темам Население, государства и их столицы Контрольная работа по теме «Африка» Австралия Географическое положение, очертания берегов, острова и полуострова Разнообразие рельефа, климата и природных условий. Практическая работа на контурной карте Флора и фауна. Охрана природы. Население, Австралийский союз. Океания. Антарктида. Географическое положение. Южный полюс. Открытие Антарктиды русскими мореплавателями. Разнообразие рельефа и климата. Флора и фауна. Охрана природы. Южная Америка Открытие Америки. Географическое положение. Разнообразие рельефа и климата. Флора и фауна тропиков. Флора и фауна степей и пустынь. Население. Бразилия. Контрольная работа по теме «Ю.Фмерика» Северная Америка Географическое положение. Острова и полуострова. Разнообразие рельефа и климата. Обозначение рельефа на к/к. Реки и озера. Работа с к/к. Флора и фауна. Население и государства. Население и государства. США. Повторение темы С.Америка Евразия. Географическое положение. Части света: Европа, Азия Очертания берегов, крупнейшие острова полуострова. Практическая работа на к/к Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые Климат Евразии. Реки и озера. Флора и фауна. Население Евразии. Итоговая контрольная работа. 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Колво часов 2 1 2 1 1 5 1 1 1 1 1 4 1 1 1 1 3 1 1 1 5 1 1 1 1 1 5 1 1 1 1 8 1 1 1 1 1 1 1 1 Итого: 34 8 класс (2023-2024) № п/п 1 2 Название раздела и темы урока Географическое положение России Рельеф и полезные ископаемые Количество часов 1 1 1 2 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 16 17 Солнечная радиация. Виды радиации. Атмосферная циркуляция. Атмосферное давление Зима и лето в нашей стране Как живем и работаем в нашем климате Наши моря Наши реки. Работа с контурной картой Где спрятана вода Водные дороги и перекрестки Почва Флора и фауна Экологическая ситуация Экологическая безопасность Природно-территориальные комплексы. Работа с контурной картой Северные безлесные зоны Лесные зоны 18 Лесостепи и степи 1 19 Южные безлесные зоны 1 20 Субтропики. Высотная пояность 1 21 Великие равнины 1 22 Горный каркас 1 23 Урал. Работа с картой 1 24 Знакомство с родным краем. Свердловская область 2 25 Природа области 2 26 Регионы многолетней мерзлоты 1 27 Экзотика России 1 28 Повторение и закрепление 3 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Итого: 1 1 34 9 класс (2023-2024) № п/п 1 2 Название раздела и темы урока Введение Районирование России Количество часов 1 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Особенности экономики России Топливно-энергетический комплекс. Электроэнергетика Черная металлургия. Цветная металлургия Машиностроение Химическая промышленность Лесопромышленный комплекс Сельское хозяйство Транспорт и сфера услуг Центральная Россия: освоение территории и население Хозяйство Центральной России Северо-Запад: «окно в Европу» Северо-Запад: хозяйство Санкт-Петербург — вторая столица России Европейский Север: освоение территории и население Европейский Север: хозяйство и проблемы Северный Кавказ: освоение территории и население 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 18 Северный Кавказ: хозяйство и проблемы 1 19 Поволжье: освоение территории и население 1 20 Поволжье: хозяйство и проблемы 1 21 Урал: освоение территории и хозяйство 1 22 Урал: население и города 1 23 Работа с контурной картой 1 24 Свердловская область ГП и ЭГП 1 25 Свердловская область(хозяйство) 1 26 Проверочная работа по теме «Свердловская область» 1 27 1 28 Сибирь. Пространство Сибири. Сибирь: освоение территории и население Сибирь: хозяйство 29 Западная Сибирь Восточная Сибирь 1 30 1 31 Пространство Дальнего Востока. Дальний Восток: освоение территории и население Дальний Восток: хозяйство и перспективы 32 Соседи России (Прибалтика и запад) 1 1 33 Соседи России(закавказье) 1 1 34 Соседи России(Азиатские соседи) СНГ 1 Итого: 34