Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

АРП ЗПР 6-9 география

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ (УЧЕБНОМУ КУРСУ)
ГЕОГРАФИЯ
на 2022-2023 учебный год
АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
(ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «География» для 6,7,8,9 классов составлена на основе нормативно –
правовых документов.
Нормативно-правовые документы:
-Закон РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ»п.2 ст.28
-Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (ФГОС) для
обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями) приказ № 1599 от 22.12.2014 г.
-Постановление от 10 июля 2015 г. N 26 об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15 "Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в
организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным
общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья"
- Программа для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII
вида под обще редакцией В.В. Воронковой, (Москва. Владос. 2010г.) в соответствии с
Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства
образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г).
-Линейка учебников по географии для обучающихся 6-9 классов специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида, авторы: Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина, Москва
«Просвещение», 2013г
Программа составлена с учетом психофизическихособенностей обучающихся с
интеллектуальными нарушениями (вариант 1).
Основными целями рабочей программы являются:
- подготовка учащихся к усвоению естествоведческих, географических и исторических знаний на
последующих этапах обучения;
- формирование понимания причинно-следственных связей и отношений, временных и
пространственных представлений;
- формирование у обучающихся базовых учебных действий (личностных, коммуникативных,
регулятивных, познавательных) средствами предмета;
- воспитание патриотизма, толерантности к другим народам и культур
Основные задачи курса географии,
- дать элементарные, но научные и систематические сведения о природе, населении,
хозяйстве своего края, России и зарубежных стран,
- показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и
бытом разных народов, помочь усвоить правила поведения в природе.
-обучить правилам поведения в природе,
- развивать познавательную деятельность: учить анализировать, сравнивать изучаемые
объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости, развивать воображение
обучающихся.
География дает благодатный материал для патриотического, интернационального,
эстетического и экологического воспитания учащихся.
Структура планируемых результатов

ФГОС ООО устанавливает требования к трем группам результатов освоения
обучающимися программ основного общего образования: личностным, метапредметным и
предметным.
Личностные результаты освоения адаптированной основной образовательной
программы раскрывают и детализируют основные направленности этих результатов. Они
включают эффекты:
 гражданско-патриотического воспитания;
 духовно-нравственного воспитания;
 эстетического воспитания;
 осознания ценности научного познания;
 экологического воспитания, а также личностные результаты, обеспечивающие адаптацию
обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды.
Личностные результаты обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся
(умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание
моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в
социальных ролях и межличностных отношениях.
Метапредметные результаты освоения адаптированной основной образовательной
программы представлены в соответствии с подгруппами универсальных учебных действий,
раскрывают и детализируют основные направленности метапредметных результатов. Они
отражают:
 освоенные обучающимися с ЗПР межпредметные понятия и универсальные учебные
действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные);
 способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике;
 готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и
организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками;
 овладение навыками работы с информацией (восприятие и создание информационных
текстов с учетом назначения информации и ее целевой аудитории.
Метапредметные результаты, в соответствии с ФГОС ООО, сформированы по трем
направлениям:
 универсальные учебные познавательные действия;
 универсальные учебные коммуникативные действия;
 универсальные учебные регулятивные действия.
В метапредметных результатах, базирующихся на сформированности универсальных
учебных познавательных действий, выделяются:
 базовые логические действия;
 базовые исследовательские действия;
 работа с информацией.
В метапредметных результатах, базирующихся на сформированности универсальных
учебных коммуникативных действий, выделяются:
 общение;
 совместная деятельность (сотрудничество).
В метапредметных результатах, базирующихся на сформированности универсальных
учебных регулятивных действий, выделяются:
 самоорганизация (саморегуляция);
 самоконтроль (рефлексия);
 эмоциональный интеллект;
 принятие себя и других.
Предметные результаты освоения адаптированной основной образовательной
программы определены ФГОС ООО и представлены в соответствии с группами результатов
учебных предметов, раскрывают и детализируют их в отношении:
 освоенных обучающимися с ЗПР в ходе изучения учебного предмета знаний, умений и
способов действий, специфических для соответствующей предметной области;

 видов деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его
преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных
ситуациях;
 формирования базовых научных представлений о предметном и социальном мире;
 владения учебной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
Общая характеристика учебного предмета.
География как учебный предмет в специальной коррекционной школе имеет большое
значение для всестороннего развития учащихся со сниженной мотивацией к познанию. Изучение
географии нашей страны и материков расширяет кругозор детей об окружающем мире,
позволяет увидеть природные и социально-экономические явления и процессы во взаимосвязи.
Познание мира предполагает изучение системы взаимосвязанных дисциплин,
обеспечивающих преемственность содержания. Курс географии имеет много смежных тем с
биологией, историей, русским языком, чтением (литературным чтением), математикой,
изобразительным искусством, черчением, основами социальной жизни и другими предметами, а
также предусматривает опору на знания, полученные в курсах «Мир природы и человека» и
«Природоведение», входящих в предметную область «Естествознание».
Учитывая общие и специальные задачи коррекционной школы, программа географии
предусматривают повторяемость материала. Ряд тем постепенно усложняется и расширяется от 6
к 9 классу, что способствует более прочному усвоению элементарных географических знаний
учащимися с интеллектуальными нарушениями. Рабочей программой предусматриваются
экскурсии и разнообразные практические работы, которые опираются на личный опыт учащихся
и позволяют использовать в реальной жизни знания, полученные на уроках.
Рабочая программа учитывает преемственность обучения, поэтому в ней отражены
межпредметные связи, на которые опираются учащиеся при изучении природоведческого
материала (живой мир, чтение, ИЗО, ручной труд), а также те, которые формируются в процессе
знакомства с данным курсом (чтение, русский язык, математика, домоводство, физическая
культура, профильный труд).
В рабочей программе заложен принцип коррекционной направленности обучения, т. е.
особое внимание обращается на коррекцию недостатков общего, речевого, физического развития
и нравственного воспитания обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Рабочая
программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся с легкими и
умеренными интеллектуальными нарушениями и направлена на развитие у учащихся
наблюдательности, памяти, воображения, речи и, главное, логическое мышление, умение
анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и
зависимости.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Обучение географии рассчитано на четыре года с 6 по 9 классы. 1 час в неделю Учебный
материал расположен по годам обучения следующим образом:
6
класс — «Начальный курс физической географии»,
7 класс — «География материков и океанов»,
8 класс – «Природа России»
9 класс —«География России».
Учебный предмет «География» входит в предметную область «Естествознание» и
относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с легкой и умеренной
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Планируемые результаты освоений учебного предмета
по итогам обучения
Предметные результаты
Минимальный уровень
Достаточный уровень

Личностные результаты

Обучающиеся должны знать:
Обучающиеся должны знать: •
развитие самостоятельности
•
Наиболее крупные государства •
Географическое
и личной ответственности за свои
Евразии;
положение, столицы и
поступки на основе
•
символику России;
характерные особенности
представлений о нравственных
•
название своей местности,
изучаемых государств
нормах, социальной
типичных представителей
Евразии;
справедливости;
растительного и животного мира,
•
Границы,
•
совершенствование навыков
правила поведения в природе;
государственный строй и
сотрудничества со взрослыми и
•
медицинские учреждения и
символику России;
сверстниками в разных
отделы социальной защиты своей •
Особенности
социальных ситуациях, умения не
местности;
географического положения создавать конфликтов и находить
Обучающиеся должны уметь:
своей местности, типичных выходы из спорных ситуаций;
•
Показывать границы России на представителей
•
совершенствование умения
физической карте России;
растительного и животного слушать собеседника и вести
•
находить свою местность на мира, основные мероприятия диалог, готовности признавать
физической карте России;
по охране природы в своей возможность существования
•
составлять небольшой рассказ области, правила поведения в различных точек зрения и права
о своей местности;
природе, меры безопасности каждого иметь свою; излагать
•
правильно вести себя в
при стихийных бедствиях;
свое мнение и пытаться
природе
•
медицинские
аргументировать свою точку
учреждения и отделы
зрения и давать оценку событий;
социальной защиты своей
•
формирование
местности.
ответственного отношения к
Обучающиеся должны уметь: выбору и построению
•
находить на
дальнейшей индивидуальной
политической карте Евразии траектории образования на базе
изучаемые государства и их ориентировки в мире профессий и
столицы;
профессиональных
•
показывать Россию на предпочтений;
политических картах мира и •
овладение навыками
Евразии;
адаптации в динамично
•
находить свою
изменяющемся и развивающемся
местность на карте России
мире;
(политико•
формирование основ
административной,
экологической культуры;
физической и карте
совершенствование осознания
природных зон);
своей этнической
давать несложную
принадлежности, обобщение
характеристику природных знаний о культуре народов
условий и хозяйственных
родного края.
ресурсов своей местности,
•
формировать представление
давать краткую
о богатстве водных ресурсов
историческую справку о
планеты, воспитывать бережное
прошлом своего края;
отношение к водным ресурсам и
•
называть и показывать полезным ископаемым.
на иллюстрациях изученные •
при изучении своей области,
культурные и исторические района, города воспитывать
памятники своей области;
патриотические чувства, чувства
•
правильно вести себя в уважения к земле, природе,
природе;
окружающим людям, желание
•
выполнять задания в
оставаться работать в своей
«Рабочей тетради по
местности, участвовать в
географии материков и
мероприятиях экологического

океанов» (2 часть) для 9
класса специальной
(коррекционной)
общеобразовательной школы

характера
•
в повседневной жизни
выполнять правила поведения в
природе

Дифференцированный уровень
включает уч-ся, имеющих в силу своего
психофизического состояния значительные трудности по усвоению учебного материала:
- узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
- представления о назначении изученных объектов;
- называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе;
- соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни (под контролем
взрослого);
- соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под контролем
взрослого);
- выполнение несложных заданий под контролем учителя

Учебно – тематический план география 6 класс
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26

Название темы
Состав и строение гидросферы.
Мировой океан
Реки
Озера.
Болота и ледники
Подземные воды
Гидросфера и человек
Работа с картой (нахождение водных географических объектов)
Состав и строение атмосферы
Тепло в атмосфере
Климатические пояса
Атмосферное давление.
Решение задач на определение атмосферного давления
Ветер
Виды осадков и облака
Влага в атмосфере
Построение графиков, расчет ср.суточной температуры, амплитуды
колебания температуры
Атмосфера и человек
Самостоятельная работа по пройденным темам
Биосфера-земная оболочка
Почвы
Географическая оболочка.
Природные зоны
Культурные ландшафты
Охрана природы
Повторение пройденного материала и работа с картами

Кол-во
часов
1
1
2
1
1
1
1
2
1
2
1
1
1
1
1
1
3
1
1
1
1
1
2
1
1
3

Итого

34

Календарно – тематическое планирование

7 класс ЗПР

№
п/п

Название раздела и темы

1
2

Введение
Что изучает география материков и океанов
Океаны
Океаны: Атлантический, Северный Ледовитый
Океаны: Тихий, Индийский
Африка
Географическое положение, рельеф, климат
Природа Африки
Практическая работа на контурной карте по пройденным темам
Население, государства и их столицы
Контрольная работа по теме «Африка»
Австралия
Географическое положение, очертания берегов, острова и полуострова
Разнообразие рельефа, климата и природных условий. Практическая работа
на контурной карте
Флора и фауна. Охрана природы.
Население, Австралийский союз. Океания.
Антарктида.
Географическое положение. Южный полюс.
Открытие Антарктиды русскими мореплавателями.
Разнообразие рельефа и климата. Флора и фауна. Охрана природы.
Южная Америка
Открытие Америки. Географическое положение. Разнообразие рельефа и
климата.
Флора и фауна тропиков.
Флора и фауна степей и пустынь.
Население. Бразилия.
Контрольная работа по теме «Ю.Фмерика»
Северная Америка
Географическое положение. Острова и полуострова.
Разнообразие рельефа и климата. Обозначение рельефа на к/к.
Реки и озера. Работа с к/к.
Флора и фауна. Население и государства.
Население и государства. США. Повторение темы С.Америка
Евразия.
Географическое положение. Части света: Европа, Азия
Очертания берегов, крупнейшие острова полуострова. Практическая работа
на к/к
Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые
Климат Евразии.
Реки и озера.
Флора и фауна.
Население Евразии.
Итоговая контрольная работа.

3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Колво
часов
2
1
2
1
1
5
1
1
1
1
1
4
1
1
1
1
3
1
1
1
5
1
1
1
1
1
5
1
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1

Итого:

34

8 класс (2023-2024)
№ п/п
1
2

Название раздела и темы урока

Географическое положение России
Рельеф и полезные ископаемые

Количество
часов
1
1
1
2
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1

16
17

Солнечная радиация. Виды радиации.
Атмосферная циркуляция. Атмосферное давление
Зима и лето в нашей стране
Как живем и работаем в нашем климате
Наши моря
Наши реки. Работа с контурной картой
Где спрятана вода
Водные дороги и перекрестки
Почва
Флора и фауна
Экологическая ситуация
Экологическая безопасность
Природно-территориальные комплексы. Работа с контурной
картой
Северные безлесные зоны
Лесные зоны

18

Лесостепи и степи

1

19

Южные безлесные зоны

1

20

Субтропики. Высотная пояность

1

21

Великие равнины

1

22

Горный каркас

1

23

Урал. Работа с картой

1

24

Знакомство с родным краем. Свердловская область

2

25

Природа области

2

26

Регионы многолетней мерзлоты

1

27

Экзотика России

1

28

Повторение и закрепление

3

3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15

Итого:

1
1

34

9 класс (2023-2024)
№ п/п
1
2

Название раздела и темы урока

Введение
Районирование России

Количество
часов
1

3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

Особенности экономики России
Топливно-энергетический комплекс. Электроэнергетика
Черная металлургия. Цветная металлургия
Машиностроение
Химическая промышленность
Лесопромышленный комплекс
Сельское хозяйство
Транспорт и сфера услуг
Центральная Россия: освоение территории и население
Хозяйство Центральной России
Северо-Запад: «окно в Европу» Северо-Запад: хозяйство
Санкт-Петербург — вторая столица России
Европейский Север: освоение территории и население
Европейский Север: хозяйство и проблемы
Северный Кавказ: освоение территории и население

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

18

Северный Кавказ: хозяйство и проблемы

1

19

Поволжье: освоение территории и население

1

20

Поволжье: хозяйство и проблемы

1

21

Урал: освоение территории и хозяйство

1

22

Урал: население и города

1

23

Работа с контурной картой

1

24

Свердловская область ГП и ЭГП

1

25

Свердловская область(хозяйство)

1

26

Проверочная работа по теме «Свердловская область»

1

27

1

28

Сибирь.
Пространство Сибири. Сибирь: освоение территории и население
Сибирь: хозяйство

29

Западная Сибирь Восточная Сибирь

1

30

1

31

Пространство Дальнего Востока. Дальний Восток: освоение
территории и население
Дальний Восток: хозяйство и перспективы

32

Соседи России (Прибалтика и запад)

1

1

33

Соседи России(закавказье)

1
1

34

Соседи России(Азиатские соседи) СНГ

1

Итого:

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».