Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

АРП Дефектология УО 5-9 класс

Пояснительная записка
Данная программа – это курс специальных индивидуальных и групповых занятий,
направленных на развитие и коррекцию психических процессов и моторной деятельности
учащихся с ОВЗ. Занятия проводятся по утвержденному расписанию, продолжительность одного
занятия составляет 20-30 минут.
При организации коррекционно – развивающей работы значительное внимание уделяется
психологическим особенностям возрастных групп, индивидуальности детей, своеобразию их
поведенческих и эмоциональных реакций. Коррекционно – развивающая работа с детьми с ОВЗ
осуществляется
по
принципу дифференцированного и
индивидуального
подхода.
Индивидуальные занятия направлены на исправление недостатков психического развития этих
детей, ликвидацию пробелов в знаниях.
Коррекционные занятия проводятся с учащимися по мере выявления индивидуальных
пробелов в их развитии и обучении.
Учитываются возрастные черты мышления ученика. В разных классах могут быть
использованы одни и те же методики и упражнения, но при этом меняется уровень их сложности.
Универсальной формой коррекционных занятий является игра.
Цель программы: Индивидуальная коррекция познавательной сферы детей, направленная
подготовка к усвоению ими учебного материала.
Задачи программы:
1. Диагностика, формирование, развитие, совершенствование и коррекция познавательных
процессов у детей (восприятия, внимания, памяти, мышления, моторной деятельности).
2. Стимулирование интереса к учебной и игровой деятельности.
3. Формирование позитивной мотивации к учебной деятельности.
В структуре занятий выделяются:
 Блок диагностики познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти,
мышления, моторной деятельности.
 Блок коррекции и развития этих познавательных процессов.
Коррекционные занятия с детьми начинаются с формирования восприятия. Восприятие –
это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности, ее
предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие
является основой мышления и практической деятельности человека, основой ориентации
человека в мире и обществе. Развитие восприятия не происходит само собой. Детей нужно
учить выделять существенные признаки, свойства предметов и явлений. Одним из
эффективных методов развития восприятия, воспитания наблюдательности является
сравнение. Для развития пространственных представлений необходимо использовать
наглядный материал; учить детей смотреть, слушать, выделять главные и существенные
признаки предметов, видеть в предмете много разных деталей: развивать пространственные
представления.
Внимание учащихся с ОВЗ характеризуется повышенной отвлекаемостью,
неустойчивостью, снижением способности распределять и концентрировать внимание.
Произвольное, непроизвольное внимание, а также свойства внимания (концентрация,
переключаемость, устойчивость, наблюдательность, распределение) значительно
развиваются в результате специальных упражнений.
Важную роль для ориентировки человека в окружающем мире играет память. У всех
школьников с ОВЗ наблюдаются недостатки памяти, при чем они касаются всех видов
запоминания. В первую очередь у учащихся ограничен объем памяти и снижена прочность
запоминания. Эти особенности влияют на запоминание как наглядного, так и словесного
материала.
На коррекционных занятиях необходимо развивать те виды памяти, которые
оказываются наименее развитыми у ребенка (зрительная, слуховая, словесно - логическая).

Работу по формированию памяти целесообразно проводить на не учебном материале, в
различных жизненных ситуациях. Важно научить детей понимать, что значит запомнить,
научиться группировать материал, выделять опорные слова, составлять план, устанавливать
смысловые связи, т.е., развивать не только механическую, но и произвольную память.
В развитии мыслительной деятельности учащихся с ОВЗ обнаруживается
значительное отставание и своеобразие. Это выражается в несформированности таких
операций, как анализ и синтез, в неумении выделять существенные признаки предмета и
делать обобщения, в низком уровне развития абстрактного мышления.
В процессе занятий необходимо научить рассматривать предмет или ситуацию с
разных сторон, оперировать всеми необходимыми для решения задач данными.
Понятие образного мышления подразумевает оперирование образами, проведение
различных операций (мыслительных) с опорой на представления. Поэтому необходимо
уделять внимание формированию у детей умения создавать в голове различные образы,
т.е., визуализировать.
Для учащихся с ОВЗ наиболее сложными являются задачи проблемного характера.
Им свойственно: поверхностное мышление, его направленность на случайные признаки,
что особенно проявляется на словесно – логическом уровне. Через решение логических
задач развивается словесно – логическое мышление. Необходимо подбирать такие задачи,
которые бы требовали индуктивного (от единичного к общему) и дедуктивного (от общего
к единичному) умозаключения.
Решение мыслительных задач, которые трудно даются детям, рекомендуется
выполнять с применением наглядности, постепенно снижая долю ее участия в
мыслительном процессе.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуального
развития ребенка. Доказано, что развитие движений руки находится в тесной связи с
развитием речи и мышления. Техника письма также требует слаженной работы мелких
мышц кисти и всей руки, и в том числе хорошо развитого зрительного восприятия и
произвольного внимания. Нарушения перечисленных психических функций и моторики
выражается в проявлениях дисграфии, утомляемости, негативном отношении к учебе,
школьных неврозах. Коррекция связана с развитием быстроты, точности движений,
развитие навыков ручной умелости, координации движений рук, развитие мелких мышц
руки, развитие умения отображать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов.
Занятия по развитию сенсорной моторики предусмотрены в 1 – 5 классах.
Коррекционно – развивающая работа с детьми представляет собой организацию
целостной осмысленной деятельности ребенка и учителя, проводимой в соответствии с
определенными научно обоснованными принципами:
 Развитие умений и навыков, позволяющих в комплексе развивать
познавательную деятельность и личность ребенка.
 Развитие умения думать, рассуждать, строить умозаключения, используя для
этого диалог ребенка и учителя, в котором учитель задает вопросы,
стимулирующие мышление.
 Развитие у учащихся основных (базовых) мыслительных операций и
важнейших интеллектуальных умений, составляющих ядро любой
познавательной деятельности человека.
 Коррекция и развитие понимания. Формирование умения понимать общий и
переносный смысл слов, фраз, текстов.
Коррекционные занятия проводятся по подгруппам и в индивидуальной форме.
Исходя из данных входной диагностики, учитывая индивидуальные психофизиологические
особенности учащихся формируются группы, численностью 2 – 4 человек. Кроме того,
обучение детей с нарушением интеллекта, предполагает педагогическую дифференциацию
учащихся, предложенную Воронковой В.В., согласно этой дифференциации все умственно
отсталые учащиеся делятся на 4 группы.
1 группу составляют ученики, наиболее успешно овладевающие учебным
материалом в процессе фронтального обучения. Все задания ими, как правило,

выполняются самостоятельно. Они не испытывают больших затруднений при выполнении
измененного задания, в основном правильно используют имеющийся опыт, выполняя
новую работу. Умение объяснять свои действия, словами, свидетельствует о сознательном
усвоении учащимися программного материала. Им доступен некоторый уровень
обобщения. Полученные знания и умения такие ученики, успешнее других, применяют на
практике. При выполнении сравнительно сложных заданий им нужна незначительная
активизирующая помощь взрослого.
Учащиеся 2 группы также достаточно успешно обучаются в классе. В ходе обучения
эти дети испытывают несколько большие трудности, чем ученики 1 группы. Они в
основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый
материал, но без помощи сделать самостоятельные выводы и обобщения не в состоянии. Их
отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в
помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Перенос знаний в новые
условия их в основном затрудняет. Но при этом ученики снижают темп работы, допускают
ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью. Объяснения этих
учащихся недостаточно точны, даются в развернутом плане с меньшей степенью
обобщенности.
К 3 группе относятся ученики, которые с трудом осваивают программный материал,
нуждаясь в различных видах помощи (словесно – логической, наглядной, предметно практической). Успешность освоения знаний, в первую очередь зависит от понимания
детьми того, что им сообщается. Для этих учащихся характерно недостаточное осознание
вновь сообщаемого материала (правила, теоретические сведения, факты). Им трудно
определить главное в изучаемом материале, установить логическую связь частей, отделить
второстепенное. Им трудно понять материал во время фронтальных занятий, они
нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность. Темп
усвоения материала у этих учащихся значительно ниже, чем у детей, отнесенных ко 2
группе. Несмотря на трудности усвоения материала, ученики в основном не теряют
приобретенных знаний и умений, могут их применить при выполнении аналогичного
задания, однако каждое несколько измененное задание, воспринимается ими как новое. Это
свидетельствует о низкой способности учащихся данной группы обобщать, из суммы
полученных знаний и умений выбрать нужное и применить адекватно поставленной задаче.
Обучающиеся 3 группы в процессе обучения в некоторой мере преодолевают инертность.
Значительная помощь им бывает нужна главным образом в начале выполнения задания,
после чего они могут работать более самостоятельно, пока не встретятся с новой
трудностью. Деятельность учеников данной группы нужно постоянно организовывать, пока
они не поймут основного в изучаемом материале. После этого школьники уверенно
выполняют задания и лучше дают словесный отчет о нем. Это говорит хотя и о
затрудненном, но в определенной мере осознанном процессе усвоения программного
материала. Кроме того, школьникам трудно применить казалось бы хорошо выученный
материал на других уроках.
К 4 группе относятся учащиеся, которые овладевают учебным материалом на самом
низком уровне. При этом фронтального обучения для них явно недостаточно. Они
нуждаются в выполнении большого количества упражнений, введения дополнительных
приемов обучения, постоянном контроле и подсказках, во время выполнения работы.
Сделать выводы с некоторой долей самостоятельности, использовать прошлый опыт для них
недоступно. Учащимся требуется четкое, неоднократное объяснение учителя, при
выполнении любого задания. Помощь учителя в виде прямой подсказки одними учениками
используется верно, другие в этих условиях допускают ошибки. Эти школьники не видят
ошибок в работе, им требуется конкретное указание на них и объяснение к исправлению.
Каждое последующее задание принимается ими как новое. Знания усваиваются чисто
механически, быстро забываются. Связная речь формируется у них медленно, отличается
фрагментарностью, искажением смысла. Учащиеся не понимают смысла арифметических
действий. В их деятельности часто наблюдается «застревание» на одних и тех же действиях.
Отнесенность школьников к той или иной группе не является стабильной. Под влиянием
корригирующего обучения школьники могут переходить в группу выше.

Количество часов по коррекции и развитию психомоторики и сенсорных процессов
может быть скорректировано дефектологом по усмотрению неосвоенных тем.
Названия тем являются «условными», так как на каждом занятии происходит
развитие познавательных процессов в комплексе (мышления, внимания, памяти, зрительномоторной координации, пространственных представлений), а не одного какого-то
процесса.

Календарно – тематическое планирование
5 класс (34 ч)
Раздел
Входная
диагностика
познавательных
процессов (6 ч)

№ Темы занятий
п\п
1.

2.

3.

4.

5.

Диагностика развития восприятия:
 Оценка зрительного восприятия
(Методика «Узнавание
реалистических изображений» - А.Р.
Лурия, «Узнавание перечеркнутых
изображений », «Узнавание
наложенных изображений»: фигуры
Поппельгейтора).
 Оценка восприятия пространства,
уровня сформированности
восприятия: объем, наблюдательность
(методика «Понимание предлогов и
слов, обозначающих
пространственное взаимоположение
объектов»).
Диагностика развития восприятия:
 Оценка зрительного восприятия
(Методика «Узнавание
реалистических изображений» - А.Р.
Лурия, «Узнавание перечеркнутых
изображений », «Узнавание
наложенных изображений»: фигуры
Поппельгейтора).
 Оценка восприятия пространства,
уровня сформированности
восприятия: объем, наблюдательность
(методика «Понимание предлогов и
слов, обозначающих
пространственное взаимоположение
объектов»).
Диагностика развития внимания:
 Диагностика устойчивости и
произвольности внимания (таблицы
Шульте, методика «исправь ошибки»)
Диагностика развития памяти:
 Диагностика слуховой и зрительной
памяти (Методика «10 слов» по А.Р.
Лурия; методика «Запоминание двух
групп слов», «Запомни двузначные
числа», «Запомни трехзначные
числа»).
 Диагностика смысловой памяти
(Методика «Пары слов», уровень).
Диагностика развития мышления:
 Диагностика степени
сформированности мыслительных
процессов (сравнение, обобщение,
классификация, выделение

Колво
часов
1

1

1

1

1

6.

Коррекция и
развитие
восприятия (3 ч)

7.

8.

Коррекция и
развитие внимания
(4 ч)

9.
10.

11.

12.

Коррекция и
развитие памяти (5
ч)

13.
14.

15.

16.

17.

существенного, анализ, синтез).
Исследование скорости протекания
мыслительных процессов.
Диагностика развития мышления:
 Диагностика степени
сформированности мыслительных
процессов (сравнение, обобщение,
классификация, выделение
существенного, анализ, синтез).
Исследование скорости протекания
мыслительных процессов.
Упражнения для тренировки развития
восприятия:
 Таблица цифр
 Таблица букв
 Рисунок из геометрических фигур
 Учимся видеть
Игровые тренинги для развития
наблюдательности:
 Измеряем на глазок
 Делим на части
 Что за картина
 Угадай голоса
Диагностика развития восприятия
Игровой тренинг для развития внимания:
 Пропусти число
 Исправляем ошибки
 Сравниваем картинки
Коррекция и развитие переключаемости
внимания:
 Методика «Красно – черная таблица»
 Методика «Счет»
Коррекция и развитие концентрации и
устойчивости внимания:
 Методика «Корректурная проба –
буквенный вариант»
 Методика «Таблицы Шульте»
Диагностика развития внимания
Изучение законов памяти. Упражнения для
тренировки памяти:
 Логически не связанный текст
 Лица с именами и фамилиями
Упражнения, направленные на развитие
способности устанавливать связи между
элементами материала:
 Перегруппируй слова
 Ассоциации
Игровые тренинги для развития памяти:
 Пословицы
 Предметы
 Города
Игровые тренинги для развития памяти:
 Я положил в мешок

1

1

1

1
1

1

1

1
1

1

1

1

Коррекция и
развитие
мышления (6 ч)

18.
19.

20.

21.

22.

23.

Диагностика
моторной
деятельности (1 ч)
Коррекция,
развитие мелкой и
сенсорной
моторики (5 ч)

24.
25.

26.

27.
28.

29.

30.

 Песни
Диагностика развития памяти
Коррекция, развитие наглядно – образного
мышления:
 Пройди лабиринт
 Составь фигуру
 Дорисуй рисунок
Коррекция, развитие наглядно – образного
мышления:
 Игра «Муха»
 Игра «Лишнее слово»
 Игра «Поиск общего»
Коррекция, развитие вербально –
логического мышления:
 Ребусы
 Кроссворды
.Коррекция, развитие вербально –
логического мышления:
 Найди спрятанное слово
 Какое число
Игры на развитие мышления:
 Сравнение предметов
 Назови слова
 Назови соседа
 Четвертый лишний
Диагностика развития мышления
Исследование пластичности и
выразительности движений пальцев рук
(упр. «Изображение пальцами букв»)
Коррекция, развитие мелкой моторики:
 Пальчиковая гимнастика
Коррекция, развитие мелкой моторики:
 Массаж пальцев и ладоней
Коррекция, развитие умения отображать
эмоциональное состояние с помощью
мимики, жестов:
 Гимнастика для глаз
 Радость
 Печаль
 Преображение
Коррекция, развитие умения отображать
эмоциональное состояние с помощью
мимики, жестов:
 Гимнастика для глаз
 Радость
 Печаль
 Преображение
Тренинг на расслабление:
 Дыхательная гимнастика
 Звуки моря

1
1

1

1

1

1

1
1

1

1
1

1

1

Заключительная
диагностика (4 ч)

31.

Диагностика восприятия

1

32.
33.
34.

Диагностика внимания
Диагностика памяти
Диагностика мышления

1
1
1

Календарно – тематическое планирование
6 класс (34 ч)
Раздел
Входная
диагностика
познавательных
процессов (5 ч)

№
п\п
1.

2.

3.

4.

5.

Темы занятий
Диагностика развития восприятия:
 Оценка зрительного восприятия
(Методика «Узнавание реалистических
изображений» - А.Р. Лурия, «Узнавание
перечеркнутых изображений »,
«Узнавание наложенных изображений»:
фигуры Поппельгейтора).
 Оценка восприятия пространства,
уровня сформированности восприятия:
объем, наблюдательность (методика
«Понимание предлогов и слов,
обозначающих пространственное
взаимоположение объектов»).
Диагностика развития восприятия:
 Оценка зрительного восприятия
(Методика «Узнавание реалистических
изображений» - А.Р. Лурия, «Узнавание
перечеркнутых изображений »,
«Узнавание наложенных изображений»:
фигуры Поппельгейтора).
 Оценка восприятия пространства,
уровня сформированности восприятия:
объем, наблюдательность (методика
«Понимание предлогов и слов,
обозначающих пространственное
взаимоположение объектов»).
Диагностика развития внимания:
 Диагностика устойчивости и
произвольности внимания (таблицы
Шульте, методика «исправь ошибки»,
уровень сложности 6.)
Диагностика развития памяти:
 Диагностика слуховой и зрительной
памяти (Методика «10 слов» по А.Р.
Лурия; методика «Запоминание двух
групп слов», «Запомни двузначные
числа», «Запомни трехзначные числа»,
уровень сложности 6).
 Диагностика смысловой памяти
(Методика «Пары слов», уровень
сложности 6).
Диагностика развития мышления:
 Диагностика степени
сформированности мыслительных
процессов (сравнение, обобщение,
классификация, выделение
существенного, анализ, синтез).

Колво
часов
1

1

1

1

1

Коррекция и
развитие
восприятия (5 ч)

6.

7.

8.

9.

Коррекция и
развитие внимания
(5 ч)

10.
11.

12.

13.

14.

Коррекцияи
развитие памяти (6
ч)

15.
16.

17.

 Исследование скорости протекания
мыслительных процессов.
Коррекция и развитие способности к
целостному восприятию формы предметов:
 Методика «Дорисуй предмет»
 Учимся видеть
Игровые тренинги для развития
наблюдательности:
 Игра «Развиваем наблюдательность»
 Игра «самые наблюдательные»
 Игра «Взвесь в руках»
 Игра «Учись слушать звуки»
 Игра «Развиваем чувство времени»
.Игровые тренинги для развития
наблюдательности:
 Игра «Развиваем наблюдательность»
 Игра «самые наблюдательные»
 Игра «Взвесь в руках»
 Игра «Учись слушать звуки»
 Игра «Развиваем чувство времени»
Упражнения для развития воображения:
 Найди выпавший осколок
 Какой вид сверху соответствует
предмету
 Что перепутал художник
Диагностика развития восприятия
Коррекция и развитие концентрации и
устойчивости внимания:
 Игра «Корректурная проба»
 Счет по 1, 3, 10, 20
Коррекция и развитие переключения
внимания:
 Игра «Хлопни - встань»
 Игра «Не пропусти профессию»
 Игра «Два дела одновременно»
Коррекция и развитие произвольного
внимания:
 Игра «Слушаем тишину»
 Игра «Нарисуй и закрась треугольники»
 Игра «Считаем вместе»
 Игра «Поем вместе»
Коррекция и развитие наблюдательности:
 Упражнение «Найди ошибки»
 Методика «Сравниваем картинки»
Диагностика развития внимания
Упражнения для тренировки памяти:
 Логически не связанный текст
 Логически связанный текст
 Лица с именами и фамилиями
 Пересказ текстов
Упражнения, направленные на развитие
способности устанавливать связи между

1

1

1

1

1
1

1

1

1

1
1

1

18.
19.
20.

Коррекцияи
развитие мышления
(7 ч)

21.
22.

23.

24.

25.

26.

27.

Диагностика
моторной
деятельности (2 ч)

28.
29.

30.

элементами материала:
 Перегруппируй слова
 Ассоциативное мышление
Правила сохранения знаний. Упражнения на
запоминание.
Коррекция и развитие механической памяти:
 Нелогические пары
Упражнения направленные на развитие
зрительной памяти:
 Чей предмет?
 Угадай, как меня зовут?
 Запомни порядок
Диагностика развития памяти
Коррекция, развитие наглядно – образного
мышления:
 Пройди лабиринт
 Дорисуй рисунок
Коррекция, развитие наглядно – образного
мышления:
 Игра «Муха»
 Игра «Круглые очки»
 Анализ зрительного образа
Коррекция, развитие вербально – логического
мышления:
 Составление предложений
 Совместная история
 Сколько в слове слогов
Коррекция и развитие способности к
обобщению и абстрагированию:
 Четвертый лишний
 Назови одним словом
 Исключение лишнего
Коррекция и развитие причинного мышления:
 Преобразование предметов и слов
 Установление ситуативных связей
между предметами
 Установление причинных связей между
событиями
 Угадывание последствий событий
Коррекция и развитие причинного мышления:
 Преобразование предметов и слов
 Установление ситуативных связей
между предметами
 Установление причинных связей между
событиями
 Угадывание последствий событий
Диагностика развития мышления
Исследование пластичности и
выразительности движений пальцев рук (упр.
«Изображение пальцами букв»)
Оценка способности отображать
эмоциональное состояние с помощью мимики
и жестов (Упражнения «Радость», «Печаль»)

1
1
1

1
1

1

1

1

1

1

1
1

1

Заключительная
диагностика (4 ч)

31.

Диагностика восприятия

1

32.
33.
34.

Диагностика внимания
Диагностика памяти
Диагностика мышления

1
1
1

Календарно – тематическое планирование
7 класс (34 ч)
Раздел
Входная
диагностика
познавательных
процессов (4 ч)

№ п\п

Темы занятий

1.

Диагностика развития восприятия:
 Оценка зрительного восприятия
(Методика «Узнавание реалистических
изображений» - А.Р. Лурия, «Узнавание
перечеркнутых изображений»,
«Узнавание наложенных изображений»:
фигуры Поппельгейтора).
 Оценка восприятия пространства,
уровня сформированности восприятия:
объем, наблюдательность (методика
«Понимание предлогов и слов,
обозначающих пространственное
взаимоположение объектов»).
Диагностика развития внимания:
 Диагностика устойчивости и
произвольности внимания (таблицы
Шульте, методика «Исправь ошибки»)
 Исследование переключения и
концентрации внимания (методика
«Красно – черная таблица»)
 Исследование избирательности,
продуктивности и устойчивости
внимания (методика Мюнстерберга,
методика «Корректурная проба по Е.И.
Рогову»).
Диагностика развития памяти:
 Диагностика слуховой памяти
(Методика «10 слов» по А.Р. Лурия;
методика «Запоминание двух групп
слов»).
 Диагностика смысловой памяти
(Методика «Пиктограмма»).
 Диагностика зрительной памяти
(методика «Исследование зрительной
памяти»)
Диагностика развития мышления:
 Диагностика степени
сформированности мыслительных
процессов (сравнение, обобщение,
классификация, выделение
существенного, анализ, синтез).
 Диагностика наглядно – образного
мышления (Методика «Лабиринт»)
Коррекция и развитие восприятия цвета:
 Методика М.Монтессори «Назови цвет»
 Игра «Цветные картинки»
 Таблица геометрических фигур

2.

3.

4.

Коррекция и
развитие
восприятия (4 ч)

5.

Колво
часов
1

1

1

1

1

6.

7.

8.

Коррекция и
развитие внимания
(6 ч)

9.

10.

11.

12.

13.

14.
Коррекция и
развитие памяти (7
ч)

15.

Коррекция и развитие способности к
целостному восприятию формы предметов:
 Методика «Дорисуй предмет»
 Учимся видеть
Игровые тренинги для развития
наблюдательности:
 Игра «Развиваем наблюдательность»
 Игра «Самые наблюдательные»
 Игра «Взвесь в руках»
 Игра «Учись слушать звуки»
 Игра «Развиваем чувство времени»
Упражнения для развития воображения:
 Найди выпавший осколок
 Какой вид сверху соответствует
предмету
 Что перепутал художник
Коррекция и развитие концентрации и
устойчивости внимания:
 Игра «Корректурная проба»
 Игра «Синтез слов и звуков»
 Таблицы Шульте
 Перепутанные линии
Коррекция и развитие переключения
внимания:
 Игра «Хлопни - встань»
 Игра «Не пропусти растение»
 Методика «Красно – черная таблица»
Коррекция и развитие произвольного
внимания:
 Игра «Слушаем тишину»
 Игра «Нарисуй и закрась треугольники»
 Игра «Запретное движение»
 Игра «На одну букву»
 Игра «Правая, левая»
 Игра «Повтори за мной»
Коррекция и развитие наблюдательности:
 Упражнение «Найди ошибки»
 Методика «Сравниваем картинки»
 Игра «Чей это дом?»
Коррекция и развитие распределения
внимания:
 Игра «Считай и двигайся»
 Игра «Нос, пол, потолок»
 Методика «Поставь значки»
Развитие объема внимания:
 Игра «Что изменилось»
 Игра «Знаем ли мы пословицы»
Изучение законов памяти. Упражнения для
тренировки памяти:
 Логически не связанный текст
 Логически связанный текст
 Лица с именами и фамилиями

1

1

1

1

1

1

1

1

16.

17.

18.
19.

20.
21.
Коррекция и
развитие мышления
(9 ч)

22.

23.

24.

25.

26.

27.
28.

 Пересказ текстов
Упражнения, направленные на развитие
способности устанавливать связи между
элементами материала:
 Перегруппируй слова
 Ассоциативное мышление
 Упражнения, направленные на развитие
слуховой памяти:
 Слова – имена
 Кто больше запомнит
 Форма предметов
 Опиши по памяти
Коррекция и развитие механической памяти:
 Нелогические пары
Упражнения, направленные на развитие
зрительной памяти:
 Чей предмет?
 Угадай, как меня зовут?
 Запомни порядок
Упражнения для развития вербальной памяти.
Правила сохранения знаний. Упражнения на
запоминание.
Коррекция, развитие наглядно – образного
мышления:
 Пройди лабиринт
 Дорисуй рисунок
Коррекция, развитие наглядно – действенного
мышления:
 Игра «Муха»
 Игра «Круглые очки»
Коррекция, развитие вербально – логического
мышления:
 Составление предложений
 Совместная история
 Сколько в слове слогов
 Кто кем будет
 Установление отношений
Коррекция и развитие способности к
обобщению и абстрагированию:
 Четвертый лишний
 Назови одним словом
 Исключение лишнего
Коррекция и развитие причинного мышления:
преобразование предметов и слов
 Установление ситуативных связей
между предметами
 Установление причинных связей между
событиями
 Нахождение причины событий
 Угадывание последствий событий
Упражнения на развитие глазомера
Составление сюжетного рассказа

1

1

1
1

1
1
1

1

1

1

1

1

1

30.
31.

Развитие логического мышления:
 Игра «Вывод»
 Тест «Аналогия»
Задачи на сравнение
Диагностика восприятия

32.
33.
34.

Диагностика внимания
Диагностика памяти
Диагностика мышления

1
1
1

29.

Заключительная
диагностика (4 ч)

1
1

Календарно – тематическое планирование
8 класс (34 ч)
Раздел
Входная
диагностика
познавательных
процессов (4 ч)

№
п\п
1.

2.

3.

4.

Коррекция и
развитие
восприятия (5 ч)

5.

6.

Темы занятий
Диагностика развития восприятия:
 Оценка зрительного восприятия (Методика
«Узнавание реалистических изображений» А.Р. Лурия, «Узнавание перечеркнутых
изображений », «Узнавание наложенных
изображений»: фигуры Поппельгейтора).
 Оценка восприятия пространства, уровня
сформированности восприятия: объем,
наблюдательность (методика «Понимание
предлогов и слов, обозначающих
пространственное взаимоположение
объектов»).
Диагностика развития внимания:
 Диагностика устойчивости и произвольности
внимания (таблицы Шульте)
 Исследование переключения и концентрации
внимания (методика «Красно – черная
таблица»)
 Исследование устойчивости внимания
(методика «Исправь ошибки»)
 Исследование избирательности,
продуктивности и устойчивости внимания
(методика Мюнстерберга, методика
«Корректурная проба по Е.И. Рогову»).
Диагностика развития памяти:
 Диагностика слуховой памяти (Методика«10
слов» по А.Р. Лурия; методика «Запоминание
двух групп слов»).
 Диагностика смысловой памяти (Методика
«Пиктограмма»).
 Диагностика зрительной памяти (методика
«Исследование зрительной памяти»)
 Диагностика скорости запоминания,
точности, прочности запоминания,
организованности памяти
Диагностика развития мышления:
 Диагностика степени сформированности
мыслительных процессов (сравнение,
обобщение, классификация, выделение
существенного, анализ, синтез).
 Диагностика наглядно – образного мышления
(Методика «Лабиринт»)
Коррекция и развитие восприятия цвета:
 Методика М.Монтессори «Назови цвет»
 Игра «Цветные картинки»
 Таблица геометрических фигур
Коррекция и развитие способности к целостному

Колво
часов
1

1

1

1

1

1

7.

8.

Коррекция и
развитие внимания
(7 ч)

9.
10.

11.

12.

13.

14.

15.

Коррекция и
развитие памяти (7
ч)

16.
17.

восприятию формы предметов:
 Методика «Дорисуй предмет»
 Учимся видеть
Игровые тренинги для развития наблюдательности:
 Игра «Развиваем наблюдательность»
 Игра «Самые наблюдательные»
 Игра «Взвесь в руках»
 Игра «Учись слушать звуки»
 Игра «Развиваем чувство времени»
Упражнения для развития воображения:
 Найди выпавший осколок
 Какой вид сверху соответствует предмету
 Что перепутал художник
Диагностика развития восприятия
Коррекция и развитие концентрации и устойчивости
внимания:
 Игра «Корректурная проба»
 Игра «Слова - невидимки»
 Счет по 25, 30, 50
 Перепутанные линии
 Упражнение «Раскрась, что получилось»
Коррекция и развитие переключения внимания:
 Игра «Хлопни - встань»
 Игра «Не пропусти профессию»
 Игра «Нарисуй и закрась треугольники»
 Методика «Красно – черная таблица»
 Игра «Два дела одновременно»
 Методика Мюнстерберга
Коррекция и развитие произвольного внимания:
 Игра «Слушаем тишину»
 Игра «Нарисуй и закрась треугольники»
 Игра «Запретное движение»
 Игра «Поиск предмета»
 Игра «Поем вместе»
 Игра «Повтори за мной»
Коррекция и развитие наблюдательности:
 Упражнение «Найди ошибки»
 Методика «Сравниваем картинки»
 Упражнение «Знаем ли мы пословицы»
Коррекция и развитие распределения внимания
 Игра «Скажи наоборот» (модификация
методики В.М. Когана, Э.А. Коробковой)
 Игра «Нос, пол, потолок»
 Методика «Два дела одновременно»
Развитие объема внимания:
 Игра «Кто внимательнее»
 Упражнение «Колесо обозрения»
Диагностика развития внимания
Изучение законов памяти. Упражнения для
тренировки памяти:
 Логически не связанный текст
 Логически связанный текст

1

1

1
1

1

1

1

1

1

1
1

18.

19.

20.

21.
22.
Коррекция и
развитие мышления
(7 ч)

23.
24.

25.

26.

27.

28.

 Лица с именами и фамилиями
 Пересказ текстов
Упражнения, направленные на развитие
способности устанавливать связи между элементами
материала:
 Перегруппируй слова
 Ассоциативное мышление
 Двойная стимуляция памяти
Упражнения направленные на развитие слуховой
памяти:
 Слова – имена
 Кто больше запомнит
 Форма предметов
 Опиши по памяти
Упражнения направленные на развитие зрительной
памяти:
 Чей предмет?
 Угадай, как меня зовут?
 Запомни порядок
Упражнения для развития вербальной памяти.
Правила сохранения знаний. Упражнения на
запоминание.
Диагностика развития памяти
Коррекция, развитие наглядно – образного
мышления:
 Пройди лабиринт
 Дорисуй рисунок
Коррекция, развитие наглядно – действенного
мышления:
 Игра «Муха»
 Игра «Круглые очки»
 Анализ зрительного образа
Коррекция, развитие вербально – логического
мышления:
 Составление предложений
 Совместная история
 Сколько в слове слогов
 Кто кем будет
 Установление отношений
Коррекция и развитие способности к обобщению и
абстрагированию:
 Четвертый лишний
 Назови одним словом
 Исключение лишнего
Коррекция и развитие причинного мышления:
 Преобразование предметов и слов
 Установление ситуативных связей между
предметами
 Установление причинных связей между
событиями
 Нахождение причины событий
 Угадывание последствий событий

1

1

1

1
1
1
1

1

1

1

1

1

30.
31.

Развитие логического мышления
 Игра «Вывод»
 Тест «Аналогия»
Диагностика развития мышления
Диагностика восприятия

32.
33.
34.

Диагностика внимания
Диагностика памяти
Диагностика мышления

1
1
1

29.

Заключительная
диагностика (4 ч)

1
1

Календарно – тематическое планирование
9 класс ( 34 ч)
№
п\п

Раздел
Входная диагностика
познавательных
процессов (4 ч)

1.

2.

3.

4.

Темы занятий
Диагностика развития восприятия:
 Оценка зрительного восприятия (Методика
«Узнавание реалистических изображений» А.Р. Лурия, «Узнавание перечеркнутых
изображений », «Узнавание наложенных
изображений»: фигуры Поппельгейтора).
 Оценка восприятия пространства, уровня
сформированности восприятия: объем,
наблюдательность (методика «Понимание
предлогов и слов, обозначающих
пространственное взаимоположение
объектов»).
Диагностика развития внимания:
 Диагностика устойчивости и произвольности
внимания (таблицы Шульте)
 Исследование переключения и концентрации
внимания (методика «Красно – черная
таблица»)
 Исследование продуктивности и
устойчивости внимания (методика «Исправь
ошибки»)
 Исследование избирательности и
устойчивости внимания (методика
Мюнстерберга, методика «Корректурная
проба по Е.И. Рогову»).
 Определение уровня внимания и
работоспособности (Методика «Счет»)
Диагностика развития памяти:
 Диагностика слуховой памяти (Методика «10
слов» по А.Р. Лурия; методика «Запоминание
двух групп слов»).
 Диагностика смысловой памяти (Методика
«Пиктограмма», «Тройки слов»).
 Диагностика зрительной памяти (методика
«Исследование зрительной памяти»)
 Диагностика логической и механической
памяти (Методика «Запомни пару»)
 Диагностика скорости запоминания,
точности, прочности запоминания,
организованности памяти
Диагностика развития мышления:
 Диагностика степени сформированности
мыслительных процессов (сравнение,
обобщение, классификация, выделение
существенного, анализ, синтез).
 Диагностика наглядно – образного мышления
(Методика «Лабиринт»)

Колво
часов
1

1

1

1

Коррекция и
развитие восприятия
(6 ч)

5.

6.

7.

8.

9.

Коррекция и
развитие внимания
(7 ч)

10.
11.

12.

 Исследование скорости протекания
мыслительных процессов.
 Диагностика развития логического мышления
(методики «Четвертый лишний»,
«Сохранение массы»)
Упражнения для развития восприятия:
 Упражнение «Таблица графических
изображений»
 Упражнение «Таблица цифр»
 Упражнение «Таблица геометрических
фигур»
 Упражнение «Таблица букв»
 Упражнение «Нарисовать объект, пользуясь
набором фигур»
Коррекция и развитие восприятия цвета:
 Методика «Назови цвет» М. Монтессори
 Игра «Цветные картинки»
 Таблицы геометрических фигур
Коррекция и развитие способности к восприятию
целого по частям:
 Упражнение «Составь целое из частей»
 Упражнение «Составь фигуры»
Игровые тренинги для развития наблюдательности:
 Игра «Развиваем наблюдательность»
 Игра «Самые наблюдательные»
 Игра «Определи длину отрезка»
 Игра «Определи размер на ощупь»
 Игра «Делим на части»
 Игра «Угадай голоса»
 Игра «Развиваем чувство времени»
 Игра «На какой странице закладка»
Коррекция и развитие пространственного
восприятия:
 Упражнение «Определи положение
предметов»
 Упражнение «Найди место»
 Упражнение «Определи правую и левую
сторону»
Диагностика развития восприятия
Коррекция и развитие концентрации и устойчивости
внимания:
 Игра «Корректурная проба»
 Игра «Слова - невидимки»
 Счет по командам
 Игра «Синтез слов и звуков»
 Методика «Таблицы Шульте»
Коррекция и развитие переключения внимания:
 Игра «Хлопни - встань»
 Игра «Не пропусти профессию»
 Игра «Нарисуй и закрась треугольники»
 Методика «Красно – черная таблица»
 Игра «Два дела одновременно»

1

1

1

1

1

1
1

1

13.

14.

15.

16.

Коррекция и
развитие памяти (7
ч)

17.
18.

19.

20.

21.

22.

23.

 Методика Мюнстерберга
Коррекция и развитие произвольного внимания:
 Игра «Минутка»
 Игра «Правая, левая»
 Игра «Запретное движение»
 Игра «Что изменилось?»
 Игра - разминка «Исходное положение»
 Упражнение «Точки»
Коррекция и развитие наблюдательности:
 Упражнение «Найди ошибки»
 Методика «Сравниваем картинки»
 Упражнение «Чей это дом?»
Коррекция и развитие распределения внимания
 Игра «Нос, пол, потолок»
 Методика «Два дела одновременно»
 Игра «Повторяем движения»
 Игра «Считай и двигайся»
Развитие объема внимания:
 Игра «Кто внимательнее»
 Упражнение «Колесо обозрения»
 Игра «Поиск предмета»
 Игра «Знаем ли мы пословицы»
Диагностика развития внимания
Изучение законов памяти. Упражнения для
тренировки памяти:
 Логически не связанный текст
 Логически связанный текст
 Лица с именами и фамилиями
 Пересказ текстов
Упражнения, направленные на развитие
способности устанавливать связи между элементами
материала:
 Нелогичные парные ассоциации
 Ассоциативное мышление
 Двойная стимуляция памяти
Упражнения, направленные на развитие слуховой
памяти:
 Игра «Снежный ком»
 Игра «Я положил в мешок»
 Игра «Восстанови пропущенное слово»
 Упражнение «Скороговорки и считалки»
Развитие тактильной памяти:
 Игра «передача воображаемого предмета»
 Игра «Конспиратор»
 Игра «Тактильный образ»
Развитие произвольной памяти:
Упражнение «Я фотоаппарат»
Упражнение «Запомни порядок»
Упражнения, направленные на развитие зрительной
памяти:
 Запомни порядок
 Игра «Кто больше увидит и запомнит»

1

1

1

1

1
1

1

1

1

1

1

Коррекция и
развитие мышления
(5 ч)

24.
25.

26.

27.

28.

Развитие
коммуникативных
навыков (1 ч)

29.
30.

 Игра «Штирлиц»
 Упражнение «Портрет»
 Упражнение «Фигуры»
Диагностика развития памяти
Тренинг мышления. Интеллектуальные игры:
 «Поиск общего»
 «Что лишнее?»
 «Поиск предметов, обладающих общими
свойствами»
 «Поиск предметов с противоположными
свойствами»
 «Учимся формулировать определения»,
 «Учимся выражать мысли другими словами»,
 «Ищем возможные причины»,
 «Построение сообщения по алгоритму»
 «Выражения. Слова наоборот»
 «Учимся замечать главное»
 «Узнаем зашифрованные предложения»
Коррекция, развитие наглядно – образного
мышления:
 Задачи на составление заданной фигуры из
определенного количества палочек
 Упражнение «Платочек»
 Упражнение «Лабиринт»
 Упражнение «Найди закономерность»
Коррекция и развитие словесно – логического
мышления:
 Упражнение «Раздели на группы»
 Логические задачи
 Задачи на сравнение
Коррекция и развитие способности к обобщению и
абстрагированию:
 Упражнение «Отделение формы понятия от
его содержания»
 Упражнение «Установление связи между
понятиями»
 Упражнение «Формирование способности
оперировать смыслом»
 Упражнение «Выделение существенных
признаков для сохранения логичности
суждений»
Диагностика развития мышления
Игры:
 «Путаница»
 «Колечко»
 «Мячик с путаницей»
 «Передай предмет»
 «Комплименты»
 «Я не знаю»
 «Моргалки»
 «Лабиринт»
 «Ассоциации»

1
1

1

1

1

1
1

Заключительная
диагностика (4 ч)

31.

 «Неудобная ситуация»
 «Кораблекрушение»
Диагностика восприятия

1

32.
33.
34.

Диагностика внимания
Диагностика памяти
Диагностика мышления

1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».