Пояснительная записка Адаптированная основная общеобразовательная программа (далее ― АООП) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ― это общеобразовательная программа, адаптированная для этой категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования (далее ― ПрАООП) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (далее ― Стандарт) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения АООП. Умственная отсталость — это стойкое, выраженное недоразвитие познавательной деятельности вследствие диффузного (разлитого) органического поражения центральной нервной системы (ЦНС). Понятие «умственной отсталости» по степени интеллектуальной неполноценности применимо к разнообразной группе детей. Степень выраженности интеллектуальной неполноценности коррелирует (соотносится) со сроками, в которые возникло поражение ЦНС – чем оно произошло раньше, тем тяжелее последствия. География — учебный предмет, синтезирующий многие компоненты общественнонаучного и естественно-научного знания. Вследствие этого содержание разных разделов курса географии, насыщенное экологическими, этнографическими, социальными, экономическими аспектами, становится тем звеном, которое помогает учащимся осознать тесную взаимосвязь естественных и общественных дисциплин, природы и общества в целом. В этом проявляется образовательное, развивающее и воспитательное значение географии. Место учебного предмета – 1 час в неделю Основная цель обучения географии — сформировать у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) умение использовать географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, экологически сообразного поведения в окружающей среде. Задачами изучения географии являются: ― формирование представлений о географии и ее роли в понимании природных и социально-экономических процессов и их взаимосвязей; ― формирование представлений об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах России, разных материков и отдельных стран. ― формирование умения выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; ― формирование умений и навыков использования географических знаний в повседневной жизни для объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф ― овладение основами картографической грамотности и использование элементарных практических умений и приемов использования географической карты для получения географической информации; ― формирование умения вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий. Содержание курса географии позволяет формировать широкий спектр видов учебной деятельности, таких, как умение классифицировать, наблюдать, делать выводы, объяснять, доказывать, давать определения понятиям. В соответствии с требованиями ФГОС предметом оценки освоения обучающимися АООП должно быть достижение обучающимися предметных и личностных результатов, которые применительно к изучению географии должны быть представлены в тематическом планировании в виде конкретных учебных действий. Для реализации поставленной цели и соответствующих ей задач необходимо: •определить функции и состав базовых учебных действий, учитывая психофизические особенности и своеобразие учебной деятельности обучающихся; •определить связи базовых учебных действий с содержанием учебных предметов; Личностные учебные действия: Личностные учебные действия представлены следующими умениями: испытывать чувство гордости за свою страну; гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей; адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.; уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; активно включаться в общеполезную социальную деятельность; бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны. Коммуникативные учебные действия: Коммуникативные учебные действия включают: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач; использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач. Регулятивные учебные действия: Регулятивные учебные действия представлены умениями: принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность. Познавательные учебные действия: Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию; использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинноследственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями; использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами. Начальный курс физической географии Понятие о географии как науке. Явления природы: ветер, дождь, гроза. Географические сведения о своей местности и труде населения. Ориентирование на местности. Горизонт, линии, стороны горизонта. Компас и правила пользования им. План и карта. Масштаб. Условные знаки плана местности. План и географическая карта. Масштаб карты. Условные цвета и знаки физической карты. Физическая карта России. Формы поверхности земли. Рельеф местности, его основные формы. Равнины, холмы, горы. Понятие о землетрясениях и вулканах. Овраги и их образование. Вода на земле. Река и ее части. Горные и равнинные реки. Озера, водохранилища, пруды. Болота и их осушение. Родник и его образование. Колодец. Водопровод. Океаны и моря. Ураганы и штормы. Острова и полуострова. Водоемы нашей местности. Охрана воды от загрязнения. Земной шар. Краткие сведения о Земле, Солнце и Луне. Планеты. Земля ― планета. Освоение космоса. Глобус – модель земного шара. Земная ось, экватор, полюса. Физическая карта полушарий. Океаны и материки на глобусе и карте полушарий. Первые кругосветные путешествия. Значение Солнца для жизни на Земле. Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата. Пояса освещенности, их изображение на глобусе и карте полушарий. Природа тропического пояса. Природа умеренных и полярных поясов. Положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте. Границы России. Океаны и моря, омывающие берега России. Острова и полуострова России. География России Общая характеристика природы и хозяйства России. Географическое положение России на карте мира. Морские и сухопутные границы. Европейская и азиатская части России. Разнообразие рельефа. Острова и полуострова. Административное деление России. Полезные ископаемые, их месторождения, пути рационального использования. Типы климата в разных частях России. Водные ресурсы России, их использование. Экологические проблемы. Численность населения России, его размещение. Народы России. Отрасли промышленности. Уровни развития европейской и азиатской частей России. Природные зоны России. Зона арктических пустынь. Тундра. Лесная зона. Степи. Полупустыни и пустыни. Субтропики. Высотная поясность в горах. География материков и океанов Материки и океаны на глобусе и физической карте полушарий. Атлантический океан. Северный Ледовитый океан. Тихий океан. Индийский океан. Хозяйственное значение. Судоходство. Африка, Австралия, Антарктида, Северная Америка, Южная Америка, Евразия: географическое положение и очертания берегов, острова и полуострова, рельеф, климат, реки и озера, природа материка, население и государства. Государства Евразии Политическая карта Евразии. Государства Евразии. Западная Европа, Южная Европа, Северная Европа, Восточная Европа. Центральная Азия. Юго-Западная Азия. Южная Азия. Восточная Азия. Юго-Восточная Азия. Россия. Свой край. История возникновения. Положение на карте, границы. Рельеф. Полезные ископаемые и почвы нашей местности. Климат. Реки, пруды, озера, каналы нашей местности. Охрана водоемов. Растительный и животный мир нашей местности. Население нашего края. Национальные обычаи, традиции, национальная кухня. Промышленность нашей местности. Специализация сельского хозяйства. Транспорт нашего края. Архитектурно-исторические и культурные памятники нашего края. 7 класс «природа России» № п/п Название раздела 1. Особенности природы и хозяйства России 2. Природные зоны и природные регионы Итого Количество часов 8 26 34 Календарно – тематическое планирование география № Название раздела и темы урока п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 Количес тво часов Особенности природы и хозяйства России 8 Географическое положение России 1 Административное деление России 1 Рельеф и полезные ископаемые 1 Климат. Воды 1 Население России 1 Промышленность 1 Сельское хозяйство 1 Транспорт 1 Природные зоны и природные регионы 26 Размещение природных зон, карта природных зон 1 Зона арктических пустынь. Положение и климат 1 Флора и фауна 1 Население 1 Зона тундры. . Положение, климат, рельеф и полезные ископаемые 1 Флора и фауна 1 Население, хозяйство 1 Экологические проблемы 1 Лесная зона. Положение, климат, рельеф и полезные ископаемые 1 Тайга. Население, хозяйство 1 Смешанные и лиственные леса. Население, хозяйство 1 Крупные города. Европейская часть 1 Западная Сибирь 1 Восточная Сибирь 1 Дальний Восток 1 Охрана леса 1 Зона степей. Положение, климат, рельеф и полезные ископаемые 1 Флора и фауна 1 Зона полупустынь и пустынь. Положение, климат, рельеф и полезные 1 ископаемые Зона субтропиков 1 Высотная поясность, положение на карте, рельеф и полезные ископаемые 1 Особенности природы Северного Кавказа 1 Уральские горы 1 Алтайские горы 1 Горы Восточной Сибири 1 Повторение, закрепление 1 Итого: 1 34 Итого: 8 класс "Материки и океаны" № п/п Название раздела 1. Материки и части света на карте и глобусе 2. Материки Итого Количество часов 3 31 34 Календарно – тематическое планирование география № Название раздела и темы урока п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 Материки и части света на карте и глобусе Мировой океан Атлантический и Северный Ледовитый океаны Тихий и Индийский океаны Материки Африка, географическое положение, рельеф Климат, реки и озера Флора и фауна Знакомства с некоторыми государствами Австралия, географическое положение, рельеф. Климат, реки и озера Флора и фауна Океания и острова Антарктида географическое положение, открытие Антарктиды Рельеф, климат, реки и озера Флора и фауна. Охрана природы Северная Америка географическое положение, рельеф Климат, реки и озера Флора и фауна Население и государства США Канада, Мексика, Куба Южная Америка географическое положение, рельеф Климат, реки и озера Флора и фауна Население и государства Бразилия, Аргентина Евразия географическое положение Рельеф, реки и озера Европейской части Рельеф, реки и озера Азиатской части Флора и фауна Европы Флора и фауна Азии Население и государства Культура и быт Евразии Повторение Закрепление Количес тво часов 3 1 1 1 31 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 Итого: 34 9 класс "страны Евразии" № п/п 1 2 3 4 5 Количество часов Название раздела Введение Европа Азия Россия Повторение Итого 1 9 10 9 4 34 Календарно – тематическое планирование география № Название раздела и темы урока п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 Введение. Европа. Западная Европа. Страны З.Европы Южная Европа Страны Ю..Европы Северная Европа. Страны С.Европы Восточная Европа. Страны В.Европы (1) Страны В.Европы (2) Азия. Центральная Азия. Страны Ц.Азии Юго-Западная Азия Страны Ю-З.Азии Южная Азия Страны Ю.Азии Восточная Азия Страны В.Азии Юго-Восточная Азия Страны Ю-В.Азии Повторение тем Европа и Азия Россия. Границы России. Работа с контурной картой. (соседи РФ) РФ – крупнейшее государство. Часовые пояса. Административное деление РФ. Практическая работа. Столица и символы России. Крупные города. Количес тво часов 1 9 1 1 1 1 1 1 1 1 1 10 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3 9 1 1 1 1 1 1 1 3 30 Повторение всего курса. Итого: 1 34