Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

ВД Ритмика 4-5 классы

Пояснительная записка
Программа «Ритмика» предназначена для учащихся 4- 5 класса . Чтобы
внутренний мир, духовный склад детей был богатым, глубоким, необходимы
меры целостно развития, укрепления и сохранения здоровья учащихся.
Ритмика – это танцевальные упражнения под музыку, которые учат
чувствовать ритм и гармонично развивают тело. Ритмика способствует
правильному физическому развитию и укреплению детского организма.
Развивается

эстетический

вкус,

культура

поведения

и

общения,

художественно - творческая и танцевальная способность, фантазия, память,
обогащается кругозор. Занятия по ритмике направлены на воспитание
организованной, гармонически развитой личности. На уроках ритмики
постоянно чередуются нагрузка и отдых, напряжение и расслабление
Целью программы является приобщение детей к танцевальному
искусству,

развитие

их

художественного

вкуса

и

физического

совершенствования.
Основные задачи:
Обучающая:

формировать

необходимые

двигательные

навыки,

развивать музыкальный слух и чувство ритма.
Коррекционно-развивающая:

способствовать

всестороннему

развитию и раскрытию творческого потенциала.
Воспитательная: способствовать развитию эстетического чувства и
художественного

вкуса; развитие навыков

здорового

образа

жизни,

положительных качеств и свойств личности.
На

занятиях

применяются

традиционные

формы

обучения;

используются индивидуальная, парная, групповая, коллективная работа.
В процессе реализации программы используются практические и
наглядные методы обучения:
-

объяснительно-иллюстративные (беседа, рассказ)

-

репродуктивные (работа с использованием видео);

-

предметно-практические методы (тренировочные задания)

-

система специальных коррекционно-развивающих методов;

-

методы

убеждения

(словесное

разъяснение,

убеждение,

требование);
-

методы организации деятельности (приучение, упражнение,

показ, подражание);
-

методы

стимулирования

поведения

(похвала,

поощрение,

взаимооценка).
Использование

перечисленных

приемов

и

средств

обучения

способствуют наиболее полному и глубокому усвоению жизненного опыта и
показу его практической значимости для обучающегося.
В процессе реализации данной программы происходит связь уроков
«Ритмика» с такими предметами, как «Музыка», «Физическая культура».
Количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа
по ритмике для обучающихся 4 - 5 классов - 0.5 час в неделю,17 часа в год.
Содержание программы курса
Содержанием работы на уроках ритмики является музыкальноритмическая деятельность детей. Они учатся слушать музыку, выполнять под
музыку разнообразные движения, танцевать.
В процессе выполнения специальных упражнений под музыку (ходьба
цепочкой или в колонне в соответствии с заданными направлениями,
перестроения с образованием кругов, квадратов, «звездочек», «каруселей»,
движения к определенной цели и между предметами) осуществляется
развитие представлений учащихся о пространстве и умение ориентироваться
в нем.
Упражнения с предметами: обручами, мячами, шарами, лентами
развивают ловкость, быстроту реакции, точность движений.
Движения под музыку дают возможность воспринимать и оценивать ее
характер (веселая, грустная), развивают способность переживать содержание
музыкального образа.
Занятия ритмикой эффективны для воспитания положительных качеств

личности.
Выполняя упражнения на пространственные построения, разучивая
парные танцы и пляски, двигаясь в хороводе, дети приобретают навыки
организованных

действий,

дисциплинированности,

учатся

вежливо

обращаться друг с другом.
Разделы:
1. Упражнения на ориентировку в пространстве
2. Ритмико-гимнастические упражнения
3. Игры под музыку
4. Танцевальные упражнения

На каждом уроке осуществляется работа по всем разделам программы
в изложенной последовательности. Однако в зависимости от задач урока
учитель может отводить на каждый раздел различное количество времени,
имея в виду, что в начале и конце урока должны быть упражнения на снятие
напряжения, расслабление, успокоение.
Содержание первого раздела составляют упражнения, помогающие
детям ориентироваться в пространстве.
Основное

содержание

второго

раздела

составляют

ритмико-

гимнастические упражнения, способствующие выработке необходимых
музыкально-двигательных навыков.
В раздел ритмико-гимнастических упражнений входят задания на
выработку координационных движений.
Задания на координацию движений рук лучше проводить после
выполнения ритмико - гимнастических упражнений, сидя на стульчиках,
чтобы дать возможность учащимся отдохнуть от активной физической
нагрузки.
Во время проведения игр под музыку перед учителем стоит задача
научить учащихся создавать музыкально-двигательный образ. Причем,
учитель должен сказать название, которое определяло бы характер движения.
Например: «зайчик» (подпрыгивание), «лошадка» (прямой галоп), «кошечка»

(мягкий шаг), «мячик» (подпрыгивание и бег) и т. п. Объясняя задание,
учитель не должен подсказывать
Задания этого раздела должны носить не только развивающий, но и
познавательный характер. Разучивая танцы и пляски, учащиеся знакомятся с
их названиями (полька, гопак, хоровод, кадриль, вальс), а также с основными
движениями этих танцев (притопы, галоп, шаг польки, переменчивый шаг,
присядка и др.).
УПРАЖНЕНИЯ НА ОРИЕНТИРОВКУ В ПРОСТРАНСТВЕ
Перестроение из колонны по одному в колонну по четыре. Построение
в шахматном порядке. Перестроение из нескольких колонн в несколько
кругов,

сужение

и

расширение

их.

Перестроение

из

простых

и

концентрических кругов в звездочки и карусели. Ходьба по центру зала,
умение намечать диагональные линии из угла в угол. Сохранение правильной
дистанции во всех видах построений с использованием лент, обручей,
скакалок. Упражнения с предметами, более сложные, чем в предыдущих
классах.
РИТМИКО-ГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
Общеразвивающие упражнения. Круговые движения головы, наклоны
вперед, назад, в стороны. Выбрасывание рук вперед, в стороны, вверх из
положения руки к плечам. Круговые движения плеч, замедленные, с
постоянным ускорением, с резким изменением темпа движений. Плавные,
резкие, быстрые, медленные движения кистей рук. Повороты туловища в
положении стоя, сидя с передачей предметов. Круговые движения туловища
с вытянутыми в стороны руками, за голову, на поясе. Всевозможные
сочетания движений ног: выставление ног вперед, назад, в стороны, сгибание
в коленном суставе, круговые движения, ходьба на внутренних краях стоп.
Упражнения на выработку осанки. Упражнения на координацию движений.
Разнообразные сочетания одновременных движений рук, ног, туловища,
кистей. Выполнение упражнений под музыку с постепенным ускорением, с
резкой сменой темпа движений. Поочередные хлопки над головой, на груди,

перед собой, справа, слева, на голени. Самостоятельное составление
несложных ритмических рисунков в сочетании хлопков и притопов, с
предметами (погремушками, бубном, барабаном).
Упражнение на расслабление мышц. Прыжки

на двух ногах

одновременно с мягкими расслабленными коленями и корпусом, висящими
руками и опущенной головой («петрушка»). С позиции приседания на
корточки с опущенной головой и руками постепенное поднимание головы,
корпуса, рук по сторонам (имитация распускающегося цветка).
То же движение в обратном направлении (имитация увядающего
цветка).
ИГРЫ ПОД МУЗЫКУ
Упражнения на самостоятельную передачу в движении ритмического
рисунка, акцента, темповых и динамических изменений в музыке.
Самостоятельная смена движения в соответствии со сменой частей,
музыкальных фраз, малоконтрастных частей музыки. Упражнения на
формирование умения начинать движения после вступления мелодии.
Разучивание и придумывание новых вариантов игр, элементов танцевальных
движений, их комбинирование. Составление несложных танцевальных
композиций. Игры с пением, речевым сопровождением. Инсценирование
музыкальных сказок, песен.
ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Исполнение элементов плясок и танцев, разученных в классе.
Упражнения на различение элементов народных танцев. Шаг кадрили: три
простых шага и один скользящий, носок ноги вытянут. Пружинящий бег.
Поскоки с продвижением назад (спиной). Быстрые мелкие шаги на всей
ступне и на полу пальцах. Разучивание народных танцев.
Планируемые результаты освоения курса
В процессе освоения курса ритмики у учащихся формируется
позитивное
деятельности.

эмоционально-ценностное
Активное

освоение

отношение
данной

к

двигательной

деятельности

позволяет

совершенствовать

физические

качества,

осваивать

физические

и

двигательные действия, успешно развивать психические процессы и
нравственные качества, формировать сознание и мышление, творческий
подход и элементарную самостоятельность.
Обучающиеся должны уметь:
-готовиться к занятиям, строиться в колонну по одному, находить свое
место в строю и входить в зал организованно под музыку, приветствовать
учителя, занимать правильное исходное положение (стоять прямо, не
опускать голову, без лишнего напряжения в коленях и плечах, не
сутулиться), равняться в шеренге, в колонне;
-ходить свободным естественным шагом, двигаться по залу в разных
направлениях, не мешая друг другу;
-ходить и бегать по кругу с сохранением правильных дистанций, не
сужая круг и не сходя с его линии;
-ритмично выполнять несложные движения руками и ногами;
-соотносить темп движений с темпом музыкального произведения;
-выполнять игровые и плясовые движения;
-выполнять задания после показа и по словесной инструкции
учителя; начинать и заканчивать движения в соответствии со звучанием
музыки.
Обучающиеся должны знать:
Минимальный уровень:
- уметь правильно и быстро находить нужный темп ходьбы, бега в
соответствии с характером и построением музыкального отрывка;
-

различать двучастную и трехчастную форму в музыке;

-

отмечать в движении ритмический рисунок, акцент, слышать и

самостоятельно менять движение в соответствии со сменой частей
музыкальных

фраз;

четко,

организованно

перестраиваться,

быстро

реагировать на приказ музыки, даже во время веселой, задорной пляски;

- различать основные характерные движения некоторых народных
танцев.
Достаточный уровень:
- знать основные позиции ног и рук, использовать их при выполнении
упражнений;
- уметь

самостоятельно

ориентироваться

в

пространстве,

перестраиваться по требованию учителя в шеренгу, колонну, круг;
-

знать основные элементы танцев, разученных в течение периода

обучения,

танцевальные

движения,

а

также

использовать

их

при

самостоятельном составлении небольших танцевальных композиций;
- уметь самостоятельно составлять ритмические рисунки и исполнять
их на музыкальных инструментах.

Тематическое планирование
№
п/п
1. Построения и перестроения
2. Построения и перестроения
3. Различные виды ходьбы
4. ОРУ с предметами

Тема

Кол-во
часов
1
1
1
1

5.
6.
7.

Упражнения на осанку
Упражнения на координацию.
Упражнения под музыку

1
1
1

8.

Игры

1

9.

Танец

2

Упражнения на формирование умения начинать движения после
10. вступления мелодии.

1

11. Танец

1

12. Народный танец

5

ИТОГО

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».