Пояснительная записка Программа «Ритмика» предназначена для учащихся 4- 5 класса . Чтобы внутренний мир, духовный склад детей был богатым, глубоким, необходимы меры целостно развития, укрепления и сохранения здоровья учащихся. Ритмика – это танцевальные упражнения под музыку, которые учат чувствовать ритм и гармонично развивают тело. Ритмика способствует правильному физическому развитию и укреплению детского организма. Развивается эстетический вкус, культура поведения и общения, художественно - творческая и танцевальная способность, фантазия, память, обогащается кругозор. Занятия по ритмике направлены на воспитание организованной, гармонически развитой личности. На уроках ритмики постоянно чередуются нагрузка и отдых, напряжение и расслабление Целью программы является приобщение детей к танцевальному искусству, развитие их художественного вкуса и физического совершенствования. Основные задачи: Обучающая: формировать необходимые двигательные навыки, развивать музыкальный слух и чувство ритма. Коррекционно-развивающая: способствовать всестороннему развитию и раскрытию творческого потенциала. Воспитательная: способствовать развитию эстетического чувства и художественного вкуса; развитие навыков здорового образа жизни, положительных качеств и свойств личности. На занятиях применяются традиционные формы обучения; используются индивидуальная, парная, групповая, коллективная работа. В процессе реализации программы используются практические и наглядные методы обучения: - объяснительно-иллюстративные (беседа, рассказ) - репродуктивные (работа с использованием видео); - предметно-практические методы (тренировочные задания) - система специальных коррекционно-развивающих методов; - методы убеждения (словесное разъяснение, убеждение, требование); - методы организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание); - методы стимулирования поведения (похвала, поощрение, взаимооценка). Использование перечисленных приемов и средств обучения способствуют наиболее полному и глубокому усвоению жизненного опыта и показу его практической значимости для обучающегося. В процессе реализации данной программы происходит связь уроков «Ритмика» с такими предметами, как «Музыка», «Физическая культура». Количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа по ритмике для обучающихся 4 - 5 классов - 0.5 час в неделю,17 часа в год. Содержание программы курса Содержанием работы на уроках ритмики является музыкальноритмическая деятельность детей. Они учатся слушать музыку, выполнять под музыку разнообразные движения, танцевать. В процессе выполнения специальных упражнений под музыку (ходьба цепочкой или в колонне в соответствии с заданными направлениями, перестроения с образованием кругов, квадратов, «звездочек», «каруселей», движения к определенной цели и между предметами) осуществляется развитие представлений учащихся о пространстве и умение ориентироваться в нем. Упражнения с предметами: обручами, мячами, шарами, лентами развивают ловкость, быстроту реакции, точность движений. Движения под музыку дают возможность воспринимать и оценивать ее характер (веселая, грустная), развивают способность переживать содержание музыкального образа. Занятия ритмикой эффективны для воспитания положительных качеств личности. Выполняя упражнения на пространственные построения, разучивая парные танцы и пляски, двигаясь в хороводе, дети приобретают навыки организованных действий, дисциплинированности, учатся вежливо обращаться друг с другом. Разделы: 1. Упражнения на ориентировку в пространстве 2. Ритмико-гимнастические упражнения 3. Игры под музыку 4. Танцевальные упражнения На каждом уроке осуществляется работа по всем разделам программы в изложенной последовательности. Однако в зависимости от задач урока учитель может отводить на каждый раздел различное количество времени, имея в виду, что в начале и конце урока должны быть упражнения на снятие напряжения, расслабление, успокоение. Содержание первого раздела составляют упражнения, помогающие детям ориентироваться в пространстве. Основное содержание второго раздела составляют ритмико- гимнастические упражнения, способствующие выработке необходимых музыкально-двигательных навыков. В раздел ритмико-гимнастических упражнений входят задания на выработку координационных движений. Задания на координацию движений рук лучше проводить после выполнения ритмико - гимнастических упражнений, сидя на стульчиках, чтобы дать возможность учащимся отдохнуть от активной физической нагрузки. Во время проведения игр под музыку перед учителем стоит задача научить учащихся создавать музыкально-двигательный образ. Причем, учитель должен сказать название, которое определяло бы характер движения. Например: «зайчик» (подпрыгивание), «лошадка» (прямой галоп), «кошечка» (мягкий шаг), «мячик» (подпрыгивание и бег) и т. п. Объясняя задание, учитель не должен подсказывать Задания этого раздела должны носить не только развивающий, но и познавательный характер. Разучивая танцы и пляски, учащиеся знакомятся с их названиями (полька, гопак, хоровод, кадриль, вальс), а также с основными движениями этих танцев (притопы, галоп, шаг польки, переменчивый шаг, присядка и др.). УПРАЖНЕНИЯ НА ОРИЕНТИРОВКУ В ПРОСТРАНСТВЕ Перестроение из колонны по одному в колонну по четыре. Построение в шахматном порядке. Перестроение из нескольких колонн в несколько кругов, сужение и расширение их. Перестроение из простых и концентрических кругов в звездочки и карусели. Ходьба по центру зала, умение намечать диагональные линии из угла в угол. Сохранение правильной дистанции во всех видах построений с использованием лент, обручей, скакалок. Упражнения с предметами, более сложные, чем в предыдущих классах. РИТМИКО-ГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ Общеразвивающие упражнения. Круговые движения головы, наклоны вперед, назад, в стороны. Выбрасывание рук вперед, в стороны, вверх из положения руки к плечам. Круговые движения плеч, замедленные, с постоянным ускорением, с резким изменением темпа движений. Плавные, резкие, быстрые, медленные движения кистей рук. Повороты туловища в положении стоя, сидя с передачей предметов. Круговые движения туловища с вытянутыми в стороны руками, за голову, на поясе. Всевозможные сочетания движений ног: выставление ног вперед, назад, в стороны, сгибание в коленном суставе, круговые движения, ходьба на внутренних краях стоп. Упражнения на выработку осанки. Упражнения на координацию движений. Разнообразные сочетания одновременных движений рук, ног, туловища, кистей. Выполнение упражнений под музыку с постепенным ускорением, с резкой сменой темпа движений. Поочередные хлопки над головой, на груди, перед собой, справа, слева, на голени. Самостоятельное составление несложных ритмических рисунков в сочетании хлопков и притопов, с предметами (погремушками, бубном, барабаном). Упражнение на расслабление мышц. Прыжки на двух ногах одновременно с мягкими расслабленными коленями и корпусом, висящими руками и опущенной головой («петрушка»). С позиции приседания на корточки с опущенной головой и руками постепенное поднимание головы, корпуса, рук по сторонам (имитация распускающегося цветка). То же движение в обратном направлении (имитация увядающего цветка). ИГРЫ ПОД МУЗЫКУ Упражнения на самостоятельную передачу в движении ритмического рисунка, акцента, темповых и динамических изменений в музыке. Самостоятельная смена движения в соответствии со сменой частей, музыкальных фраз, малоконтрастных частей музыки. Упражнения на формирование умения начинать движения после вступления мелодии. Разучивание и придумывание новых вариантов игр, элементов танцевальных движений, их комбинирование. Составление несложных танцевальных композиций. Игры с пением, речевым сопровождением. Инсценирование музыкальных сказок, песен. ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ Исполнение элементов плясок и танцев, разученных в классе. Упражнения на различение элементов народных танцев. Шаг кадрили: три простых шага и один скользящий, носок ноги вытянут. Пружинящий бег. Поскоки с продвижением назад (спиной). Быстрые мелкие шаги на всей ступне и на полу пальцах. Разучивание народных танцев. Планируемые результаты освоения курса В процессе освоения курса ритмики у учащихся формируется позитивное деятельности. эмоционально-ценностное Активное освоение отношение данной к двигательной деятельности позволяет совершенствовать физические качества, осваивать физические и двигательные действия, успешно развивать психические процессы и нравственные качества, формировать сознание и мышление, творческий подход и элементарную самостоятельность. Обучающиеся должны уметь: -готовиться к занятиям, строиться в колонну по одному, находить свое место в строю и входить в зал организованно под музыку, приветствовать учителя, занимать правильное исходное положение (стоять прямо, не опускать голову, без лишнего напряжения в коленях и плечах, не сутулиться), равняться в шеренге, в колонне; -ходить свободным естественным шагом, двигаться по залу в разных направлениях, не мешая друг другу; -ходить и бегать по кругу с сохранением правильных дистанций, не сужая круг и не сходя с его линии; -ритмично выполнять несложные движения руками и ногами; -соотносить темп движений с темпом музыкального произведения; -выполнять игровые и плясовые движения; -выполнять задания после показа и по словесной инструкции учителя; начинать и заканчивать движения в соответствии со звучанием музыки. Обучающиеся должны знать: Минимальный уровень: - уметь правильно и быстро находить нужный темп ходьбы, бега в соответствии с характером и построением музыкального отрывка; - различать двучастную и трехчастную форму в музыке; - отмечать в движении ритмический рисунок, акцент, слышать и самостоятельно менять движение в соответствии со сменой частей музыкальных фраз; четко, организованно перестраиваться, быстро реагировать на приказ музыки, даже во время веселой, задорной пляски; - различать основные характерные движения некоторых народных танцев. Достаточный уровень: - знать основные позиции ног и рук, использовать их при выполнении упражнений; - уметь самостоятельно ориентироваться в пространстве, перестраиваться по требованию учителя в шеренгу, колонну, круг; - знать основные элементы танцев, разученных в течение периода обучения, танцевальные движения, а также использовать их при самостоятельном составлении небольших танцевальных композиций; - уметь самостоятельно составлять ритмические рисунки и исполнять их на музыкальных инструментах. Тематическое планирование № п/п 1. Построения и перестроения 2. Построения и перестроения 3. Различные виды ходьбы 4. ОРУ с предметами Тема Кол-во часов 1 1 1 1 5. 6. 7. Упражнения на осанку Упражнения на координацию. Упражнения под музыку 1 1 1 8. Игры 1 9. Танец 2 Упражнения на формирование умения начинать движения после 10. вступления мелодии. 1 11. Танец 1 12. Народный танец 5 ИТОГО 17