Пояснительная записка Цель программы: Формирование у обучающихся представлений о способах поиска, исследования, сохранения и популяризации исторического наследия родного края. Задачи программы: - Привлечь обучающихся к работе школьного музея - Вызвать интерес обучающихся к сохранению и популяризации исторического наследия родного края - Создать условия для развития познавательных способностей и коммуникативных компетенций обучающихся Результаты освоения курса внеурочной деятельности Личностные и метапредметные результаты освоения курса «Школьный музей» основаны на формировании у обучающихся следующих универсальных учебных действий: Личностные УУД: устойчивое положительное и уважительное отношение к жизни людей в разные эпохи, труду, традициям, культуре, семье, школе, родного села, республики, России как основополагающим ценностям; формирующаяся гражданская позиция по изучению, сбережению и популяризации истории посёлка Нейво-Рудянка; сформированная потребность в самовыражении и самореализации через общественно значимую деятельность; нравственный потенциал и потребность приумножать лучшие достижения прошлого в своей жизни; любовь к Родине, чувство гордости и ответственности за свою страну; осознанное отношение к истории, культурным и историческим памятникам, героическому прошлому страны и малой родины; уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, признательное отношение к людям старшего поколения, заслуженным землякам, ветеранам войны и труда; осознанное отношение к ценностям семьи, ее истории, реликвиям, традициям. Регулятивные УУД – это умения: планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей; оценивать правильность выполнения действия в соответствии с требованиями к данной задаче; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и др.; вносить коррективы в действие на основе его оценки и учета сделанных ошибок. Познавательные УУД реализуются в умении: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий в учебной литературе, энциклопедиях, справочниках (включая электронные, цифровые); осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; строить сообщения в устной и письменной форме; смыслового восприятия художественных и научно-популярных текстов; высказывать простые суждения об объекте, его строении, свойствах и связях. Коммуникативные УУД проявляются в умении: строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации, используя средства ИКТ; 3 допускать существование у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной; задавать вопросы; формулировать собственное мнение. Предметными результатами освоения курса «Школьный музей.» является формирование следующих знаний и умений: знать, что такое музей и для чего он нужен; иметь представление о всех направлениях музейной работы; уметь создавать музейные экспозиции; уметь исследовать и описывать предметы старины; уметь подготавливать и вести экскурсии. Содержание внеурочной деятельности с указанием форм ее организации и видов деятельности Основными формами организации внеурочной деятельности по данному курсу являются: теоретические и практические занятия. Основными видами деятельности в рамках освоения каждой темы, раздела и модуля являются коллективная творческая деятельность, проектная деятельность и экскурсионная деятельность. Важно отметить что любая тема может быть организованна как в очном, так и в заочном форматах. То есть в случае невозможности посещения той или иной достопримечательности, с ней можно познакомится посредством ресурсов сети Интернет. Кроме того, занятия по данном у курса могут быть организованны в дистанционном формате. Содержание курса Раздел 1 Знакомство со школьным музеем Что такое музей? Что такое экспонат, экспозиция, экскурсия, фонды и коллекции. Фондовая, поисковая, исследовательская и просветительская работа музея. 4 Обзорная экскурсия по школьному музею. Раздел 2 Работа с фондами музея Поддержание чистоты в музее. Уход за экспонатами. Приём и описание экспонатов. Изучение экспонатов. Оформление музейных документов. Формирование коллекций. Раздел 3 Исследовательская и поисковая деятельность музея Определение темы исследования. Изучение информации и экспонатов, связанных с темой, хранящихся в фондах музея. Изучение фондов библиотек и интернет источников. Беседы с людьми, обладающими собственным опытом и информацией по теме будущей экспозиции (запись воспоминаний и свидетельств, опрос экспертов и специалистов). Поиск и сбор экспонатов по выбранной теме. Форматирование собранной информации. Раздел 4 Экспозиционная работа Тематико-экспозиционный план. Подбор экспонатов для создания экспозиции. Создание эскиза оформления будущей экспозиции. Подбор музейного оборудования. Предварительная расстановка экспонатов и оборудования. Художественное оформление экспозиции. Этикетаж и корректировка экспозиции. Написание текстов экскурсий. Раздел 5 Экскурсионная деятельность музея Мастерство экскурсовода. 5 Прочтение и корректировка текстов экскурсий относительно созданной экспозиции. Пробное прослушивание экскурсии. Первая самостоятельная экскурсия для своих одноклассников. Экскурсия для учеников младших классов. Экскурсия для родителей и педагогов. Раздел 6 Обобщение опыта музейной работы Самоанализ проделанной работы. Составление отчета о проделанной работе. Планирование работы на следующий год. 6 Тематическое планирование № п/п Раздел/Тема Раздел 1 Знакомство со школьным музеем 1 Что такое музей? 2 Что такое экспонат, экспозиция, экскурсия, фонды и коллекции. 3 Фондовая, поисковая, исследовательская и просветительская работа музея. 4 Обзорная экскурсия по школьному музею. Раздел 2 Работа с фондами музея 5 Поддержание чистоты в музее. 6 Уход за экспонатами. 7 Приём и описание экспонатов. 8 Изучение экспонатов. 9 Оформление музейных документов. 10 Формирование коллекций. Раздел 3 Исследовательская и поисковая деятельность музея 11 Определение темы исследования. 12 Изучение информации и экспонатов, связанных с темой, хранящихся в фондах музея. 13 Изучение фондов библиотек и интернет источников. 14 Беседы с людьми, обладающими собственным опытом и информацией по теме будущей экспозиции (запись воспоминаний и свидетельств, опрос экспертов и специалистов). 15 Поиск и сбор экспонатов по выбранной теме. 16 Форматирование собранной информации. Раздел 4 Экспозиционная работа 17 Тематико-экспозиционный план. 18 Подбор экспонатов для создания экспозиции. 19 Создание эскиза оформления будущей экспозиции. 20 Подбор музейного оборудования. 21 Предварительная расстановка экспонатов и оборудования. 22 Художественное оформление экспозиции. 23 Этикетаж и корректировка экспозиции. 24 Написание текстов экскурсий. Раздел 5 Экскурсионная деятельность музея 25 Мастерство экскурсовода. 26 Прочтение и корректировка текстов экскурсий относительно созданной экспозиции. Кол-во часов 4 1 1 1 1 6 1 1 1 1 1 1 6 1 1 1 1 1 1 8 1 1 1 1 1 1 1 1 6 1 1 27 28 29 30 31 32 33 34 Пробное прослушивание экскурсии. Первая самостоятельная экскурсия для своих одноклассников. Экскурсия для учеников младших классов. Экскурсия для родителей и педагогов. Раздел 6 Обобщение опыта музейной работы Самоанализ проделанной работы. Составление отчета о проделанной работе. Планирование работы на следующий год. Итоговое занятие Итого: 1 1 1 1 4 1 1 1 1 34 8