Нормативно-правовая и документальная основа: Закон Российской Федерации « Об образовании». Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ. Письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ. Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в ОУ (Письмо Минобразования России от 11.02.2000 г. № 101/28-16). Аннотация Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся и рассчитана на 34 недели в каждом классе. Занятия проходят 1 раз в неделю в течение 30 минут для 1-х, 2-х, 3-х, 4 классов. Общая характеристика курса Структура программы предполагает постепенное расширение и углубление знаний, умений и навыков обучающихся, освоение материала путем последовательного усвоения программы с учетом возрастных особенностей детей. Обучение детей осуществляется по следующим направлениям: - аппликации из различных материалов (из бумаги, ткани, волокнистых материалов, природных материалов); - пластилинография; бумагопластика - бисероплетение; - оригами; - шитье мягкой игрушки; - создание сувениров; - краеведение, история, культура разных народов. Цель: Развитие творческих способностей младших школьников, эстетического вкуса, детского сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки, обеспечение дополнительных знаний по трудовому обучению, воспитание интереса к искусству, наблюдательности, интереса познания нового и понимания прекрасного, развитие кругозора. Задачи: •развить творческий потенциал детей средствами художественного труда; •формировать прикладные умения и навыки; •воспитывать интерес к активному познанию истории материальной культуры своего и других народов, уважительное отношение к труду. Методологической основой программы является системно-деятельный подход в начальном обучении. Занятия по данной программе познакомят детей с огромным миром прикладного творчества, помогут освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями. Кроме решения задач художественного воспитания, данная программа развивает интеллектуально-творческий потенциал учащихся, предоставляя каждому ребенку широкие возможности для самореализации и самовыражения, познания и раскрытия собственных способностей, проявления инициативности, изобретательности, гибкости мышления. Основные формы работы. Основной формой работы являются учебные занятия. На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество. Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся. Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала. Изложение учебного материала имеет эмоционально – логическую последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке удивления и переживания. Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса. Освоение детьми программы внеурочной деятельности по общекультурному направлению декоративно – прикладное творчество «Умелые ручки» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные универсальные учебные действия: - учебно – познавательного интерес к декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства; - навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ; - ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности; - способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности; - заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию. Младшие школьники получат возможность для формирования: - устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности; - осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни; - возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественнотворческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне; - эмоционально – ценностное отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей. Регулятивные универсальные учебные действия: - выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий; - учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности; - адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих; - навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий; - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок. Младшие школьники получат возможность научиться: -осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания; - самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия. - пользоваться средствами выразительности языка декоративно – прикладного искусства, художественного конструирования ; - моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества; -осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации; -отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла; Познавательные универсальные учебные действия: - различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества; - приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве; - осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве; - развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства; - художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира; - развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память; - развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства; Коммуникативные универсальные учебные действия: -первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности; - сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми; - формировать собственное мнение и позицию; Младшие школьники получат возможность научиться: - учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей; - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; -задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; -адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; В результате занятий декоративным творчеством у обучающихся должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность. Предметные результаты. -уважать и ценить искусство и художествено-творческую деятельность человека; - понимать образную сущность искусства; - сочувствовать событиям и персонажам, воспроизведенным в произведениях пластических искусств, их чувствам и идеям; эмоционально-ценностному отношению к природе, человеку и обществу и его передачи средствами художественного языка; -выражать свои чувства, мысли, идеи и мнения средствами художественного языка; -воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства; -создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве; - создавать графическими и живописными средствами выразительные образы природы, человека, животного. Содержание программы: 1 класс Аппликация. (7) Подготовка к работе. Материалы и инструменты. Техника безопасности. Домик Оригами (5) Подготовка к работе. Материалы и инструменты. Техника безопасности. Снежинки и звездочки. Бумагопластика. (3) Подготовка к работе. Материалы и инструменты. Техника безопасности. Художественное моделирование из бумаги. Объемная аппликация. (6) Подготовка к работе. Материалы и инструменты. Техника безопасности. Анализ образца. Работа с шаблонами. Мозаика. (2) Подготовка к работе. Материалы и инструменты. Техника безопасности. Переплетение (2) Подготовка к работе. Материалы и инструменты. Техника безопасности. 2 класс Аппликация из бумаги.(6) Подготовка к работе. Материалы и инструменты. Техника безопасности. Выполнение композиции на осеннюю тематику. Работа с природным материалом.(1) Подготовка к работе. Материалы и инструменты. Техника безопасности. Оригами.(5) Подготовка к работе. Материалы и инструменты. Техника безопасности. Снежинки и звездочки. Объемная аппликация.(10) Корзина с цветами и фруктами. Закрепление конструирования из бумаги. Бумагопластика. (2) Подготовка к работе. Материалы и инструменты. Техника безопасности. Художественное моделирование из бумаги. Изонить. (3) Подготовка к работе. Материалы и инструменты. Техника безопасности. Последовательность работы. Заполнение простых фигур. Практическая работа: «Заполнение окружностей» Выполнение композиции. «Одуванчики». Объемная поделка. (7) Подготовка к работе. Материалы и инструменты. Техника безопасности. 3 класс Аппликация из бумаги. (2) Подготовка к работе. Материалы и инструменты. Техника безопасности. Работа с природным материалом. (2) Подготовка к работе. Материалы и инструменты. Техника безопасности. Оригами. (2) Подготовка к работе. Материалы и инструменты. Техника безопасности. Условные изображения, принятые в оригами. Базовые формы-заготовки. Основные правила в работе. Работа с фольгой (2) Подготовка к работе. Материалы и инструменты. Техника безопасности. Изонить. (3) Подготовка к работе. Материалы и инструменты. Техника безопасности. Последовательность работы. Заполнение простых фигур. Практическая работа: «Заполнение углов». Комбинации из углов и окружностей. Лепка. Работа с пластилином (3) Виды материалов для лепки. Правила техники безопасности. Инструменты и материалы для лепки. Порядок работы. Лепка простых элементов. Создание фактуры поверхности. Скрепление деталей между собой. Объемная поделка. (10) Подготовка к работе. Материалы и инструменты. Техника безопасности. Выполнение объёмной игрушки . Порядок выполнения. Декорирование дополнительными элементами. Квиллинг.(2) Подготовка к работе. Материалы и инструменты. Техника безопасности. История квиллинга. Инструменты и материалы для квиллинга. Основные приемы работы с бумажными лентами. Формы. Создание панно в технике квиллинг. Форма «Стрелка», «Слабая спираль», «Глаз». Вышивка.(5) Подготовка к работе. Материалы и инструменты. Техника безопасности. Объемная аппликация. (3) Подготовка к работе. Материалы и инструменты. Техника безопасности. «Моделирование из картона». Работа с шаблоном. Декорирование дополнительными элементами. Сборка изделия 4 класс Аппликация из бумаги. (5) Подготовка к работе. Материалы и инструменты. Техника безопасности. Работа с природным материалом. (2) Подготовка к работе. Материалы и инструменты. Техника безопасности. Декор интерьера (1) Подготовка к работе. Материалы и инструменты. Техника безопасности. Техника декупаж. Особенности работы в технике. Образцы салфеток. Объемная поделка. (17) Подготовка к работе. Материалы и инструменты. Техника безопасности. Создание объемной фигуры посредством конструирования из картона. Разметка. Склейка. Квиллинг.(3) Подготовка к работе. Материалы и инструменты. Техника безопасности. История квиллинга. Инструменты и материалы для квиллинга. Основные приемы работы с бумажными лентами. Формы. Создание панно в технике квиллинг. Форма «Стрелка», «Слабая спираль», «Глаз». Ручные работы с иглой. (3) Подготовка к работе. Материалы и инструменты. Техника безопасности. Создание сувенира из ткани и нитей с элементами шитья. Изонить. (3) Подготовка к работе. Материалы и инструменты. Техника безопасности. Последовательность работы. Заполнение простых фигур. Практическая работа: «Заполнение углов». Комбинации из углов и окружностей. Тематический план для 1 класса. № раздела Раздел Колво часов Инструктаж по ТБ 1 Характеристика основных видов внеурочной деятельности учебно – познавательного интерес к декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства; 1 2 3 2 4 1 3 Аппликация из бумаги. Аппликация из бумаги. Домик. 7 2 Оригами Мастерская Деда Мороза. Оригами. Снеговик. 5 2 Оригами. Снежинка. 2 Объемная аппликация. Объемная аппликация. Лебедь из ваты. 6 2 Оригами Оригами. Подснежник Мозаика. Подарок на 23 февраля. Галстук в технике мозаика. Аппликация из бумаги. Аппликация из бумаги. Открытка для мамы. Ваза с цветам. Объемная аппликация. Объемная аппликация. 1 2 2 навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ; моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества; моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества; пользоваться средствами выразительности языка декоративно – прикладного искусства, художественного конструирования ; моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества; моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества; развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память; 2 выражать свои чувства, мысли, идеи и мнения средствами художественного языка; 2 возможности реализовывать Весенняя веточка. 5 6 1 3 творческий потенциал в собственной художественнотворческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне; Бумагопластика. Бумагопластика. Заяц. 3 1 Бумагопластика. Цыпленок. 1 Бумагопластика. Птичка. 1 Переплетение Переплетение (цветные нитки). Пасхальное яйцо. 2 2 Аппликация из бумаги. Аппликация из бумаги. Пасхальная открытка. 1 Аппликация из бумаги. Открытка к 9 Мая. 2 Объемная аппликация. Объемная аппликация. Поделки из салфеток. 2 Итого 26 приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве; приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве; приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве; осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве; создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве; выражать свои чувства, мысли, идеи и мнения средствами художественного языка; сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми; Тематический план для 2 класса. № раздела Раздел 1 Инструктаж по ТБ. Работа с природным материалом. 2 Аппликация из бумаги. Аппликация из бумаги. Кол-во Характеристика основных часов видов внеурочной деятельности учебно – познавательного 1 интерес к декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства; 6 1 навык самостоятельной работы Цветочная композиция 3 4 5 6 7 и работы в группе при выполнении практических творческих работ; Работа с природным материалом. Аппликация из листьев и семян 2 Объемная аппликация. Объемная аппликация. 10 2 Объемная аппликация. Белое на белом. 2 Объемная аппликация. Открытка для мамы. Подарок ко дню матери. 1 Объемная поделка. Объемная поделка. Снежинка. 7 2 Оригами. Мастерская деда Оригами. Снежинки. 5 1 Мороза. Бумагопластика. Бумагопластика. 2 2 2 создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве; выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий; возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественнотворческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне; развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия. моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества; моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества; 8 2 5 6 4 2 Объемные поделки Окружность 3 2 Деление круглых деталей на части. 1 Аппликация из бумаги. Аппликация из бумаги. Подарок папе и дедушке. 2 выражать свои чувства, мысли, идеи и мнения средствами художественного языка; Объемная поделка. Объемная поделка. Подарок для мамы. 2 Объемная поделка. Композиция из бумаги. 3 выражать свои чувства, мысли, идеи и мнения средствами художественного языка; выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий; приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия. Оригами. Оригами. Заяц. 2 Оригами. Курочки. 2 Объемная аппликация. Объемная аппликация. 2 вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок. 2 выражать свои чувства, мысли, идеи и мнения средствами Аппликация из бумаги. Аппликация из бумаги. Поделки к празднику Победы. моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества; моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества; художественного языка; 4 Объемная аппликация. Объемная аппликация. Аппликация из салфеток. 2 Итого 34 сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми; Тематический план для 3 класса. № раздела Раздел Кол-во часов 1 ТБ. Работа с природным материалом. 2 2 3 ТБ. Работа с природным материалом 2 Лепка. Работа с пластилином Работа с пластилином 3 2 Техника налеп 1 Работа с фольгой Работа с фольгой. Объемные детали. 2 1 Работа с фольгой. Скрутка жгутов 1 Работа с гофрокартоном 1 Характеристика основных видов внеурочной деятельности учебно – познавательного интерес к декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства; навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ; приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве; навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ; моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества; пользоваться средствами выразительности языка декоративно – прикладного искусства, художественного конструирования ; моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества; 4 5 6 7 8 9 5 Вышивка. Шов «петельный» 5 2 Шов «крестик» 2 Пришивание пуговиц. Ремонт одежды. Конструирование и изготовление изделия (из нетканого полотна) с отделкой пуговицей. Коллективная работа «Дерево» 2 Объемная поделка. Плоские и объемные формы деталей и изделий. Развертка. Чертеж развертки. Рицовка Конструирование сложных разверток Квиллинг. Форма «Стрелка», «Слабая спираль», «Глаз». 10 2 История швейной машины. Способ изготовления изделий из тонкого трикотажа стяжкой 3 3 Аппликация из бумаги. Подарок папе и дедушке. Открытка. 1 1 Оригами. Подарок маме. 1 1 Объемная поделка. Куклы 4 1 навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий; навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий; сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми; ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности; 4 2 2 моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества; осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве; выражать свои чувства, мысли, идеи и мнения средствами художественного языка; выражать свои чувства, мысли, идеи и мнения средствами художественного языка; развивать художественный вкус как способность чувствовать и 5 10 Объемная поделка. Цветы из креповой бумаги 1 Объемная поделка. Объемная поделка. Поделка к 9 Мая. 2 Объемная аппликация. Объемная аппликация из ткани. 2 2 Итого 34 воспринимать многообразие видов и жанров искусства; возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественнотворческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне; выражать свои чувства, мысли, идеи и мнения средствами художественного языка; сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми; Тематический план для 4 класса. № раздела Раздел Кол-во часов 1 ТБ. Работа с природным материалом. 2 2 Работа с природным материалом. Аппликация из сухих листьев. Объемные поделки из природного материала Объемная поделка. Объемная поделка. Проект «Наш класс». 2 17 1 Объемная поделка. Проект «Наш класс». 1 Объемная поделка. Проект «Наш класс». Элементы для оформления. Эмблема класса. 1 Характеристика основных видов внеурочной деятельности учебно – познавательного интерес к декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства; навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ; навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ; навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ; учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей; 3 4 2 5 Аппликация из бумаги. Изготовление макета рекламной листовки 5 1 Оформление рекламной листовки. Аппликация 1 Декор интерьера Техника декупаж, изготовление образцов 1 1 Объемная поделка. Объемная поделка. Моя комната 2 Объемная поделка. Моя комната. Природные мотивы в декоре интерьера 2 Конструирование робота. 1 Построение развертки с помощью линейки и циркуля (пирамида) 3 Аппликация Аппликация из ткани. Кукла в русском костюме. Исторический костюм 4 возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественнотворческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне; возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественнотворческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне; приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве; отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия. самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия. самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия. заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию. 6 3 7 8 2 Изонить. Изонить. Элементы Угол, круг 3 1 «Чашечка» 2 Объемные поделки Конструирование объемного изделия военной тематики 2 Ручные работы с иглой. Подарок для мамы. Игольница – шляпка. 2 2 Квиллинг. Форма «Стрелка», «Слабая спираль», «Глаз». 3 3 Объемная поделка. Объемная поделка. Качающаяся игрушка 2 Конструкции деталью 1 со сдвижной Конструкция «пружина» полос картона Итого из 1 приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве; приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве; выражать свои чувства, мысли, идеи и мнения средствами художественного языка; выражать свои чувства, мысли, идеи и мнения средствами художественного языка; выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий; развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства; развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства; развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства; 34 Основная литература: Астраханцева, С. В. Методические основы преподавания декоративно – прикладного творчества: учебно – методическое пособие/С. В. Астраханцева, В. Ю. Рукавица, А. В. Шушпанова; Под науч. ред. С. В. 1. Астраханцевой. – Ростов р/Д: Феникс, 2006. – 347 с.: ил. – (Высшее образование). 2. Каргина, З. А. Технология разработки образовательной программы дополнительного образования детей / З. А. Каргина // Внешкольник. – 2006. - № 5. – С. 11-15. 3. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч.1/ [М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др.; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения).] 4. Паньшина, И. Г. Декоративно – прикладное искусство. Мн., 1975. - 112с., ил. 5. Перевертень, Г. И. Самоделки из разных материалов: Кн.для учителя нач. классов по внеклассной работе. – М.: Просвещение, 1985. – 112с. 6. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.-111с. – (Стандарты второго поколения). 7. Сафонова Е. Ю. Вместе с детьми - по ступенькам творческого роста [Текст] / Е. Ю. Сафонова // Дополнительное образование. – 2004. - №7. – С. 36-49. 8. Сборник авторских программ дополнительного образования детей. Сост. А. Г. Лазарева. – М.: Илекса; Народное образование; Ставрополь: Сервисшкола, 2002. – 312с. 9. Уткин, П. И. Королева, Н. С. Народные художественные промыслы: Учеб. Для проф. учеб. Заведений. – М.: Высш. шк., 1992. – 159с. Список литературы для детей • Базулина, Л. В., Новикова И. В. Бисер / Л. В. Базулина, И. В. Новикова. Худож. В. Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 2006. – 224с., ил. – (Серия:«Бабушкин сундучок»). 2. Войдинова, Н. М. Мягкая игрушка./Н. М Войдинова – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 160с., ил. 3. Кузьмина Е. В., Четина Е. В. Бисер в интерьере /Е. В. Кузьмина, Е. В. Четина – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 157 с.: ил., [8] л. Ил. – (Город Мастеров). 4. Носырева, Т. Г. Игрушки и украшения из бисера / Т. Г. Носырева. – М.: Астрель: АСТ, 2006. – 143, [1] с.6 ил. – (Домашняя творческая мастерская). 5. Чернова, Е. В. Пластилиновые картины /е. В. Чернова – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 48с. – (Город мастеров). 1. Интернет ресурсы: http://allforchildren.ru/article/; поделки http ://pochemu4ka.ru/index/0-382 ; аппликации http://stranamasterov.ru/gallerv; страна мастеров http://do-crafts.ru/; поделки своими руками http://podarki.ru/go/; подарки http://www.chudopredki.ru/6458-detskie-podelki-svoimi-rukami.html; детские подарки своими руками.