Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

ВД Пионербол 3-4

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
На современном этапе общественного развития главенствующее значение имеет
формирование здоровой, социально активной, гармонически развитой личности. Программа
внеурочной

деятельности

«Пионербол»

относится

к

физкультурно-спортивной

направленности.
Основными направлениями деятельности учебно-спортивной работы являются:
 укрепление здоровья, повышение физической подготовленности и формирование
двигательного опыта;
 воспитание активности и самостоятельности в двигательной деятельности;
 развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости;
 воспитание культуры общения со сверстниками и сотрудничества в условиях учебной,
игровой и спортивной деятельности;
 участие в соревнованиях.
Программа направлена не только на физическое развитие ребенка, но и на психоэмоциональное и социальное развитие личности.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ
Заключается в том что, она ориентирована, прежде всего, на реализацию
двигательной потребности ребенка с учетом его конституционных особенностей и
физических возможностей.
Внеурочная деятельность «Пионербол» проста, эмоциональна и отличается высоким
оздоровительным эффектом. Чтобы играть, нужно быстро бегать, мгновенно изменять
движения по направлению и скорости, высоко прыгать, обладать силой, ловкостью,
выносливостью.

Выполнение

движений

с

мячом

сопровождается

эмоциональным

напряжением, выявляет активизацию деятельности сердечнососудистой и дыхательной
систем. Игра развивает мгновенную реакцию на зрительные и слуховые сигналы, повышает
мышечное чувство, способность к быстрым чередованиям напряжений и расслаблений
мышц.
Цель – обучение техническим и тактическим приемам игры в пионербол с дальнейшим
применением их в игровой деятельности.
Задачи:
1. сформировать общие представления о технике и тактике игры в пионербол, начальные
навыки судейства;
2. содействовать укреплению здоровья, развитию физических качеств;

3. воспитывать

моральные

и

волевые

качества

занимающихся,

умение

взаимодействовать в команде.
Программа курса «Пионербол» для детей 9-10 лет рассчитана на два года, 34 часа, при
разовых занятиях в неделю по 1 часу. Включает в себя теоретическую и практическую часть.
В теоретической части рассматриваются вопросы техники и тактики игры в пионербол. В
практической части изучаются технические приемы и тактические комбинации, а также
упражнения специальной физической подготовки детей. На занятиях с учащимися
целесообразно акцентировать внимание на комбинированные упражнения и учебнотренировочные игры, поэтому на эти разделы программы отводится большее количество
часов. Формой подведения итогов реализации программы является участие учащихся в
соревнованиях по пионерболу.
В объединение принимаются все желающие дети, прошедшие медицинский осмотр.
Медицинский контроль состояния здоровья детей осуществляется каждое полугодие.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
По окончании курса учащиеся должны владеть понятиями «Техника игры», «Тактика
игры», знать правила игры, владеть основными техническими приемами, применять
полученные знания в игре и организации самостоятельных занятий пионерболом,
сформировать первичные навыки судейства.
ОЦЕНКА ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ПО КОНТРОЛЬНЫМ
УПРАЖНЕНИЯМ

Подача мяча

Прием мяча

низкий

средний

низкий

средний

Девочки
высокий

Мальчики
высокий

Контрольное
упражнение

Возраст, лет

Технический
прием

Оценка

1. Подача мяча
(из 5 попыток)

10
11

3
4

2
3

1
2

3
4

2
3

1
2

2. Подача мяча по
зонам
(из 3 попыток)
1.Прием мяча после
подачи (из 5
попыток)

10
11

2

1

-

2

1

-

10
11

4
5

3
3

2
2

3
4

2
2

1
1

3

Нападающий
бросок

Блокирование

2.Прием мяча от
сетки
(из 3 попыток)
1.Нападающий
бросок с первой
линии
(из 3 попыток)
2.Нападающий
бросок со второй
линии
(из 5 попыток)
Блокирование
нападающего броска
(из 5 попыток)

10
11

1
2

1

-

1
2

1

-

10
11

2

1

-

2

1

-

10
11

1
3

2

1

1
2

1

-

10
11

2

1

-

2

1

-

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Материал программы разбит на три раздела: основы знаний, специальная физическая
подготовка и технико-тактические приемы.
I. Основы знаний
- понятие о технике и тактике игры, предупреждение травматизма.
- основные положения правил игры в пионербол. Нарушения, жесты судей, правила
соревнований
II. Специальная физическая подготовка
Упражнения для развития навыков быстроты ответных действий. По сигналу
бег на 5, 10, 15 м из исходного положения: сидя, лежа на спине, на животе. Перемещения
приставными шагами. Бег с остановками и изменением направления, челночный бег.
Ускорения, повороты в беге. Имитация подачи, нападающих бросков, блока, передачи мяча.
Подвижные игры «День и ночь», «Вызов номера», «Попробуй унеси».
Упражнения для развития качеств при приеме и передачи мяча. Сгибание и
разгибание рук в лучезапястных суставах, круговые вращения кистями, сжимание и
разжимание пальцев рук. Опираясь о стену пальцами, отталкиваться. Упор лежа «циркуль»
на руках, носки ног на месте. Передвижение на руках. Броски набивного мяча. Передачи
баскетбольного мяча, волейбольного на дальность в парах, над собой, в стенку.
Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении подачи мяча.
Круговые вращения руками в плечевых суставах с большой амплитудой и максимальной

4

быстротой. Броски из-за головы с максимальным прогибанием. Броски мяча через сетку на
точность зоны.
Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении нападающих
бросков. Броски набивного мяча из-за головы двумя руками с активным движением кистей,
стоя на месте и в прыжке. Метание теннисного мяча правой и левой рукой в цель на стене
или на полу. С места, с разбега, в прыжке, после поворота.
Упражнения для развития качеств, необходимых при блокировании. Прыжки с
подниманием рук вверх: с места, после перемещения, после поворотов. Упражнения у сетки
в парах с нападающим и блокирующим. Блок одиночный, двойной.
Упражнения

для

развития

качеств,

необходимых

при

технике

защиты.

Перемещения и стойки. Бег, ходьба, приставной шаг вперед, в стороны, остановки, выпады,
скачки. Упражнения с мячом. Прием мяча на месте и после перемещения, в падении.
III. Технико-тактические приемы
1. Подача мяча
- техника выполнения подачи;
- прием мяча;
- подача мяча по зонам, управление подачей.
2. Передачи
- передачи внутри команды;
- передачи через сетку;
- передачи с места и после 2-х шагов в прыжке.
3. Нападающий бросок
- техника выполнения нападающего броска;
- нападающие броски с разных зон.
4. Блокирование
- ознакомление с техникой постановки одиночного и группового блока;
5. Комбинированные упражнения
- подача – прием;
- подача – прием – передача;
- передача – нападающий бросок;
- нападающий бросок – блок.
6. Учебно-тренировочные игры

5

- отработка навыков взаимодействия игроков на площадке;
- отработка индивидуальных действий игроков;
- отработка групповых действий игроков (страховка игрока, слабо принимающего подачу).
7. Судейство игр
- отработка навыков судейства школьных соревнований.
На

каждом

занятии

осуществляется

общая

физическая

подготовка

учащихся,

направленная на развитие основных двигательных качеств и координационных способностей
обучающихся.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
В рамках содержания первого раздела занимающиеся получают теоретические знания
о технике и тактике игры пионербол. Знакомятся с гигиеническими требованиями к местам
занятий и инвентарем, спортивной одежде и обуви. В ходе бесед и лекций занимающиеся
знакомятся с основными правилами игры в пионербол. Изучая наглядные пособия,
дополнительную литературу, учащиеся получают представления о судействе игры, о жестах
судьи. На занятиях используется беседа с детьми, рассказ преподавателя, работа с
дополнительной литературой.
При изучении 2 и 3 разделов программы применяются как общеобразовательные
методы, так и специфические, основанные на активной двигательной деятельности: метод
регламентированного упражнения, игровой и соревновательный методы, словесные и
сенсорные методы, а также различные средства: подготовительные упражнения, подвижные
игры, игровые упражнения, учебные игры, соревнования. При занятии с учащимися данной
возрастной группы большое значение имеет наглядность в обучении. Поэтому при изучении
техники выполнения отдельных элементов необходимо использовать рассказ-показ,
демонстрацию таблиц и рисунков изучаемого двигательного действия. Закрепление
правильных способов выполнения изученных движений до стадии навыка, их дальнейшее
совершенствование проводится посредством самостоятельных упражнений занимающихся.
3 КЛАСС
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю) и направлена на базовый
(общеобразовательный) уровень изучения предмета.
№ п/п
1

Тема раздела
Техника безопасности

Теория
1

Практика
-

6

2

Беседы

1

3
4

Занятий
Итого

-

32
34

4 КЛАСС
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю) и направлена на базовый
(общеобразовательный) уровень изучения предмета.
№ п/п
1
2
3
4

Тема раздела
Техника безопасности
Беседы
Занятий
Итого

Теория
1
1
-

Практика
32
34

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 КЛАССА
№
п/п
1.

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

11.
12.

Тема занятия
Инструктаж по технике безопасности при проведении игры.
Предупреждение травматизма. Основные положения правил игры в
пионербол. Разметка площадки. Стойка игрока.
Перемещение по площадке. Переход. Перемещение приставным шагом.
Игра «Гонка мячей»
Перемещение по площадке. Переход. Силовые упражнения для рук,
ног, туловища. Бег на 5м, 10м.
Броски мяча из-за головы двумя руками в парах, тройках.
Броски мяча в парах, в стенку, через сетку. Бег на 5м, 10м.
Броски и ловля мяча на месте и после перемещения. Силовые
упражнения для рук, ног, туловища. Челночный бег.
Броски и ловля мяча на месте и после перемещения. Бег на 5м, 10м.
Перемещение приставным шагом. Челночный бег.
Броски и ловля мяча на месте и после перемещения. Бег на 5м, 10м.
Игра «Мяч по кругу», «Передача мячей в шеренге»
Обучение подаче мяча, упражнения для рук. Передача в парах.
Упражнения с набивным мячом. Челночный бег.
Подача мяча. Передача в парах. Упражнения с набивным мячом. Игра
«Кто дальше?»
Подача мяча. Приём мяча после подачи на месте.
Приём мяча после перемещения. Бег с остановками и изменением
направления.
Подача мяча. Приём мяча после подачи на месте. Приём мяча после
перемещения. Бег на 5м, 10м. Игра «Передал - садись»
Действия игрока после приема мяча. Упражнения на координацию.
Передача мяча в парах, в тройках, двумя руками. Игра «Передал садись».

Количество
часов
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1

7

13.
14.
15.

16.

17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.

24.

25.

26.
27.
28.
29.
30.
31.

32.
33.

Передача мяча внутри команды. Упражнения для рук, ног, туловища.
Передача мяча через сетку с места. Игра по упрощённым правилам.
Передача мяча внутри команды. Упражнения для рук, ног, туловища.
Передача мяча через сетку с места. Эстафета с мячом
Закрепление стойки игрока на месте и в движении.
Перемещение вперёд, назад, правым боком, левым. Игра по
упрощённым правилам.
Закрепление стойки игрока на месте и в движении.
Перемещение вперёд, назад, правым боком, левым. Силовые
упражнения для рук. Игра по упрощённым правилам.
Упражнения на координацию. Передача мяча в парах, в тройках, двумя
руками. Силовые упражнения для рук. Игра по упрощённым правилам.
Чередование перемещений. Развитие координации. Игра по
упрощённым правилам.
Приём подачи, передача к сетке. Чередование перемещений. Развитие
координации. Игра по упрощённым правилам.
Приём подачи, передача к сетке. Игра по упрощенным правилам.

1

Учебно-тренировочная игра. Упражнения с набивным мячом.
Подача мяча. Игра по упрощённым правилам.
Приём подачи, передача к сетке. Подача мяча. Игра по упрощённым
правилам.
Обучение нападающему броску. Броски мяча из-за головы двумя
руками с активным движением кистей. Передача через сетку в прыжке
или нападающий бросок.
Броски мяча из-за головы двумя руками с активным движением кистей.
Передача через сетку в прыжке или нападающий бросок. Эстафета с
мячом.
Нападающий бросок через сетку с места и после двух шагов в прыжке.
Нападающий бросок с первой линии. Развитие скоростно-силовых
качеств.
Нападающий бросок со второй линии. Прыжки.
Нападающий бросок после передачи. Прыжковые упражнения.
Нападающий бросок. Приём подачи, передача к сетке. Подача мяча.
Игра по упрощённым правилам.
Обучение блокированию. Блокирование нападающего броска. Игра по
упрощённым правилам.
Приём подачи, передача к сетке. Блокирование нападающего броска.
Игра по упрощённым правилам.
Блокирование нападающего броска. Прыжки с подниманием рук вверх
с места. Учебная игра по упрощенным правилам.
Блокирование нападающего броска. Прыжки с подниманием рук вверх
с места. Блокирование нападающего броска после перемещения,
поворотов.
Одиночный и двойной блок. Прыжки у сетки. Учебная игра по
упрощенным правилам.
Одиночный и двойной блок. Прыжки у сетки. Упражнения у сетки в
парах с нападающим и блокирующим. Учебная игра по упрощенным
правилам.

1

1
1

1

1
1
1
1

1
1

1

1

1
1
1
1
1
1

1
1

8

34.

Чередование способов перемещения, боком, лицом, спиной вперёд.
Закрепление способов перемещения. Одиночный и двойной блок.
Учебная игра по упрощенным правилам.

1

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 КЛАССА
№
п/п
1.

2.
3.

4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.

15.
16.
17.
18.
19.

Тема занятия
Инструктаж по технике безопасности при проведении игры.
Предупреждение травматизма. Чередование способов перемещения,
боком, лицом, спиной вперёд. Закрепление способов перемещения.
Учебная игра по упрощенным правилам.
Нападающий бросок. Приём подачи, передача к сетке. Подача мяча.
Игра по упрощённым правилам.
Подача мяча по зонам. Закрепление подачи мяча. Нападающий бросок.
Приём подачи, передача к сетке. Подача мяча. Игра по упрощённым
правилам.
Учебно-тренировочная игра. Прыжки со скакалкой
Прием мяча после подачи. Игра по упрощённым правилам.
Прыжки со скакалкой. Прием мяча после подачи. Игра по упрощённым
правилам.
Передача через сетку в прыжке или нападающий бросок. Развитие
силовой выносливости.
Блокирование нападающего броска с передачи. Подача мяча. Игра по
упрощённым правилам.
Обучение приему мяча от сетки. Закрепление нападающего броска.
Игра по упрощённым правилам.
Прием мяча от сетки. Закрепление нападающего броска. Игра по
упрощённым правилам.
Закрепление нападающего броска. Прием и передача мяча снизу. Игра.

Количество
часов
1

1
1

1
1
1
1
1
1
1

Прием мяча после передачи в сетку. Закрепление приема мяча от сетки.
Игра.
Прием мяча после передачи в сетку. Закрепление нападающего броска
со второй линии. Закрепление приема мяча от сетки.
Прием мяча в падении. Передача мяча. Учебно-тренировочная игра.

1

Прием мяча в падении. Передача мяча. Закрепление приема мяча от
сетки.
Игра.
Прием мяча в падении. Передача мяча. Приём мяча с подачи. Развитие
силовых способностей
Прием мяча в падении. Передача мяча. Приём мяча с подачи. Игра.

1

Закрепление приёма передачи. Взаимодействие игроков.
Приём мяча на месте и после перемещения.
Закрепление приёма передачи. Взаимодействие игроков. Учебнотренировочная игра.
Учебно-тренировочная игра. Упражнения с набивными мячами.

1

1
1

1
1

1
1

9

20.

Прием мяча в падении. Передача мяча. Учебно-тренировочная игра.

1

21.

1

22.

Обучение действиям игрока в защите. Приём мяча с подачи.
Закрепление технических приёмов. Формирование навыков командных
действий.
Формирование навыков командных действий. Игра.

23.

Закрепление приема мяча с подачи, от сетки. Подачи. Игра.

1

24.

1

33.

Действия игроков в защите. Формирование навыков командных
действий.
Учебно-тренировочная игра. Упражнения на координацию.
Закрепление технических приёмов в защите.
Закрепление технических приёмов в защите. Подача и прием с подачи.
Учебная игра.
Обучение командным тактическим действиям. Упражнения на
координацию. Учебная игра.
Групповые тактические действия. Страховка игрока слабо
принимающего подачу. Учебная игра.
Закрепление нападающего броска. Прыжковые упражнения. Учебная
игра.
Учебно-тренировочная игра. Круговая тренировка. Упражнения с
набивными мячами.
Правила проведения соревнований. Нарушения. Жесты судьи. Учебная
игра.
Закрепление тактических действий при выполнении подач и передач.
Судейство.
Учебно-тренировочная игра. Судейство.

34.

Учебная игра по правилам соревнований. Судейство.

1

25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».