Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

ВД Мой мир 1-4 классы

Пояснительная записка
Цель программы:
Формирование личностных качеств как основы взаимоотношений с
людьми, обществом и миром в целом: в процессе социального становления
через самопознание, общение, деятельность.
Задачи:
1. Формировать у детей представления о биполярных качествах личности и
нравственных нормах поведения.
2. Знакомить воспитанников с основными моделями коммуникативного
поведения и правилами, регулирующими поведение в обществе с позиции
индивидуальности.
3. Развивать механизмы эмоционально-волевого регулирования поведения.
4. Развивать внутреннюю убежденность в востребовании воспитанника
обществом.
5. Развивать основы личностной адекватной самооценки, ответственности
за свои поступки.
6. Воспитывать сочувствие, желание оказывать поддержку, принимать
помощь других.
Формы и методы работы
Формы воспитательной работы:
●

познавательная беседа;

●

этическая беседа;

●

профилактическая беседа;

●

игры: ролевые, ситуационные;

●

занятия

с

использованием

художественных

средств

выразительности;
●

упражнения;

●

тренинги;

●

экскурсии;

●

тестирование,

что

осуществляется

в

режиме

коллективных

(массовых), групповых, микро групповых и индивидуальных занятиях.

Методы воспитания:
●

методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, диспут,

метод примера);
●

методы

общественного

организации

поведения

воспитывающих

деятельности

личности

ситуаций,

и

формирования

(приучение,

педагогическое

метод

требование,

опыта

создания
инструктаж,

иллюстрации и демонстрации);
●

методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения

личности
Формы воспитательной работы:
●

познавательная беседа;

●

этическая беседа;

●

профилактическая беседа;

●

игры: ролевые, ситуационные;

●

занятия

с

использованием

художественных

средств

выразительности;
●

упражнения;

●

тренинги;

●

экскурсии;

●

тестирование,

что

осуществляется

в

режиме

коллективных

(массовых), групповых, микро групповых и индивидуальных занятиях.
Планируемые результаты освоения программы
1 уровень:
●

о биполярных качествах личности и нравственных нормах

поведения;
●

о своих желаниях, потребностях, чертах своего характера, о своих

достоинствах и недостатках;
●

о конфликтах и способах их разрешения;

●

об основных моделях коммуникативного поведения;

●

о правилах поведения в различных ситуациях: в школе, в магазине,

на улице, в транспорте и др.;

2 уровень:
●

соблюдает личностную неприкосновенность и достоинства других,

нравственные нормы поведения;
●

умеет анализировать поступки свои и других людей;

●

способен вступать в контакт и вести разговор с собеседником;

●

владеет коммуникативными моделями поведения, общения и

взаимодействия с людьми в разных жизненных ситуациях;
●

адекватно отвечает на просьбы, чувства, приветствия замечания,

возражения, отвержения и т.д.
3 уровень:
●

использования норм и правил поведения в различных ситуациях: в

школе, в магазине, на улице, в транспорте и др.;
●

адекватно

откликаться

на

просьбы,

чувства,

приветствия,

замечания, возражения, отвержения и принимать помощь других и т.д.;
●

адекватной самооценки, ответственности за свои поступки;

●

взаимодействия с взрослыми и сверстниками в различных

ситуациях;
●

самообслуживания, самоорганизации и организации совместной

деятельности с другими детьми.
Содержание программы
1 класс
Содержание
Я стал учеником.
Правила поведения в школе: на
уроке, на перемене, в столовой.
Правила вежливости при обращении
к товарищам, девочкам, учителем,
взрослым. Правила общения в
классном коллективе. Правильно
распределяй своё время – многое
успеешь. Культура внешнего вида.
Забота о своих вещах.

Характеристика деятельности
обучающихся
Знать и соблюдать правила
поведения в школе: на уроке, на
перемене, в столовой, в библиотеке
Воспроизводить правила поведения
в конкретной жизненной ситуации,
оценивать своё поведение и
поведение окружающих
Воспроизводить основные
требования к внешнему виду
человека в практических и
жизненных ситуациях Оценивать

внешний вид человека Научиться
жить в классном коллективе и
строить отношения дружбы и
взаимопомощи со своими
одноклассниками. Понимать себя,
правильно оценивать себя и
развивать лучшие качества
характера.
О доброте душевной.
Понятия: «Добро» и «Зло» – что
это такое? Настрой на добрые дела.
Правила
бескорыстной
дружбы.
Вежливое отношение к людям как
потребность воспитанного человека.
Правила вежливости при общении .

Труд развивает человека.
Воспитание
трудолюбия.
Отрицание вредных привычек или
как от них избавиться. Помощь маме
в
домашних
делах.
Способы
бережного отношения к вещам. Пути
и способы преодоления лени. Как
различить, что такое «хорошо» и что
такое «плохо». Правила общения по
телефону.

Использовать в общении вежливые
слова, доброжелательный тон
Участвовать в диалоге, высказывать
предположение о последствиях
недобрых поступков,
формулировать правила
коллективной игры, учиться
предотвращать конфликтные
ситуации
Воспитывать ценностное
отношение к труду и творчеству,
человеку труда, трудовым
достижениям России и
ценностное и творческое отношение
к учебному труду;
Иметь элементарные представления
о профессиях;
Воспитывать первоначальные
навыки трудового творческого
сотрудничества со сверстниками,
старшими детьми и взрослыми;
формировать потребность в
выполнении поручений,
обязанностей, посильной помощи.

Содержание программы
2 класс
Содержание

Характеристика деятельности
обучающихся
Использовать в общении вежливые
Добро творить – себя веселить.
Понятия: «Добро» и «Зло». Что такое слова, доброжелательный тон
хорошо и что такое плохо. Настрой
Участвовать в диалоге, высказывать
на добрые дела. Вежливое отношение предположение о последствиях
к людям как потребность
недобрых поступков,
воспитанного человека. Правила
формулировать правила
вежливости в общении.
коллективной игры, учиться
предотвращать конфликтные
ситуации
Осознавать необходимость в
Человек и природа
Правила поведения, общения с
сохранении природы.
природой.
Осознавать важность природы для
человека.
Понимать связь природы с
человеком.
Воспитывать ценностное отношение
Труд развивает человека
Воспитание трудолюбия.
к труду и творческое отношение к
Правила дорожного движения
учебному труду;
Воспитывать первоначальные
навыки трудового сотрудничества со
сверстниками и взрослыми;
формировать потребность в
выполнении поручений,
обязанностей, посильной помощи.
Осознавать необходимость
соблюдать правила дорожного
движения
Использовать в общении вежливые
слова, доброжелательный тон.
Понимать правила бескорыстной
дружбы.
Понимать ответственность за свою
Азбука безопасности
Обучение детей навыкам безопасного жизнь и жизнь близких
Ты и я – мы друзья
Понятие: «Дружба» – что это такое?
Правила бескорыстной дружбы.

поведения. Действие детей в случае
возникновения чрезвычайных
ситуаций: Дом-школа-дом.

Предотвращать опасные ситуации
Предвидеть опасность
Знать основные сигналы: 01,02,03,04
Определять безопасные места для
игр
Знать и соблюдать правила
поведения в школе: на уроке, на
перемене, в столовой, в библиотеке.
Воспроизводить правила поведения
в конкретной жизненной ситуации,
оценивать свое поведение и
поведение окружающих
Воспроизводить основные
требования к внешнему виду
человека и практических и
жизненных ситуациях. Оценивать
внешний вид человека. Научиться
жить в классном коллективе и
строить отношения дружбы и
взаимопомощи со своими
одноклассниками. Понимать себя,
правильно оценивать себя и
развивать лучшие качества
характера.
Использовать в общении вежливые
слова, доброжелательный тон
Воспроизводить правила поведения
в конкретной жизненной ситуации

Школьные премудрости Правила
поведения в школе: на уроке, на
перемене, в столовой. Правила
вежливости при обращении к
товарищам, девочкам, учителем,
взрослым. Правила общения в
классном коллективе. Правильно
распределяй свое время-многое
успеешь. Культура внешнего вида.
Забота о своих вещах.

К нам гости пришли
Знакомство с правилами гостевого
этикета.

Содержание программы
3 класс
Содержание
Азбука общения
Определение понятия общения.
Для чего нужно общение? Этапы
умения хорошо слушать: услышать,
понять и повторить. Признаки

Характеристика деятельности
обучающихся
Определять понятие «общение»
Уметь слушать своего собеседника.
Понимать понятия «общение»,
«уважение», «вежливость»,
«тактичность»

плохого
умения
слушать.
Изображение (невербально), как
слушаешь: приятеля, воспитателя,
учителя. Упражнения «Телефон»,
«Повтори»,
«Инопланетянин»,
«Интервью», «Сидя, стоя» (на
выбор), сказка- притча «Голова и
хвост змеи».
Волшебная палочка – это речь
Наука «риторика», ее значение и
история.
Интонация и решение проблем:
тон, темп, громкость речи. Пояснение
этих понятий и упражнение на
художественном материале. Передача
речью настроения, чувства, состояние
говорящего. Ситуации, в которых ты
говоришь (темп, тон, громкость).
Чистоговорки, скороговорки. Умение
вести беседу.
Гостям всегда рады
Мы идем в гости. Кого бы вы
пригласили к себе в гости? Знаете ли
вы, как приглашать и принимать
гостей?
Чтение
и
анализ
художественных
произведений.
Импровизация «Игра в гостей».
Анализ ситуации « Ко мне пришли
гости». Правила приема гостей в
доме и правила поведения для гостей.
Практикум «К нам гости пришли».
Если с другом вышел в путь
Что означает слово «дружба?»
Игра на внимание «Это я, это я, это
все мои друзья». Стихотворение
«Дружный
класс».
Сюрпризный
момент «Пожелания другу».
Релаксационное
упражнение
«Давайте жить дружно».

Уметь анализировать свою речь
Знать и понимать понятия «тон»,
«темп», «громкость речи»
Уметь применять в речи правила
речевого этикета
Уметь вести беседу и слушать
собеседника
Уметь передавать с помощью
жестов и мимики своё настроение

Знать правила поведения в гостях и
правила приема гостей
Уметь анализировать
художественные произведения
Воспитывать культуру поведения и
бережное отношение друг к другу
Уметь применять знания в
практической деятельности

Понимать, что такое «дружба», кто
такой «друг», «приятель»,
«товарищ», «знакомый»
Анализировать поступки друзей
Формулировать правила «крепкой
дружбы»
Применять на практике полученные
знания.

Разыгрывание и обсуждение
ситуаций. Выработка правил крепкой
дружбы.
Это – ты, а это – я, а это – все мои
друзья
Что ты знаешь о своем друге?
Кого можно называть своим другом?
Почему мы называем друзьями
только некоторых людей? Каким бы
ты хотел видеть своего друга? Как ты
выбираешь
друзей?
Что
тебя
привлекает в них больше всего? Ты
хорошо знаешь своих друзей?
Ситуация « Перед днем рождения ты
поссорился
со
своим
другом.
Пригласишь ли ты друга?», « У тебя
есть сладости. Поделишься ли ты с
другом?», «Твой друг заболел. Что ты
будешь делать?»
Почему люди ссорятся?
Сообщение о понятии «ссора» и
«конфликт». Рассказать между кем
могут происходить конфликты (дети
и родители, мужчина, женщина,
сверстниками,
внутри
себя)
Обсуждение: С кем вы конфликтуете
чаще всего? Что является причиной
конфликта? Какие возможные пути
решения конфликтов существуют?
Нужны ли конфликты? Можно ли
избежать конфликтов? Чтение притчи
«Трудно угодить всем» или «
Сюжет»,
Упражнение
«Слова»,
«Лебедь рак и щука», «Порядок»,
«Наоборот», «Трио», «Отгадай» (на
выбор) с.149 Притчи
Культурный человек: кто он
такой?
Кого называют культурным

Осознавать свою индивидуальность
и принимать индивидуальность
других
Соблюдать правила общения друг с
другом
Воспитывать справедливость,
ответственность, трудолюбие и
самоконтроль
Воспитывать уважение к родным и
близким людям; старшим и младшим
по возрасту

Знать и понимать понятия «ссора»
«конфликт»
Анализировать жизненные
ситуации, художественные
произведения
Воспитывать толерантное
отношение друг к другу

Знать и понимать понятия
«культура», «культурный человек»,
«культура поведения», «культурное»,

человеком?
Как
выглядит
культурный человек? Чтение и
анализ ситуаций. Игра « Кот и
мыши». Загадывание загадок о
предметах ухода и быта. Кого бы вы
назвали культурным человеком и
почему? Показ и рассматривание
иллюстраций,
репродукций
художественных произведений с
изображением
различных
поведенческих ситуаций.
Правила поведения в столовой
Анализ поведения за столом
героев сказки А.Толстого «Золотой
ключик». Формулирование правил
поведения за столом. Зачем нам
нужны правила поведения за столом?
Игра «Мозговой штурм» (Выбери
верный вариант ответа). Анализ
поведения за столом героев сказки А.
Милна «Вини-Пух и все-все».
Экскурсия в столовую.
Правила поведения в библиотеке
Расставьте книги так, чтобы
можно было прочитать пословицу.
Объясните смысл пословицы? Где
живут книги? Когда мы посещаем
библиотеку? Рассказ о библиотеке.
Правила поведения в библиотеке.
Игра « Доскажи словечко» или
«Угадай героев книг». Конкурс
«Лучший
читатель
года».
Стихотворение « Как мы жили бы без
книг?» Экскурсия в библиотеку.
Как дарить подарки?
Нравится ли вам получать
подарки? Как выбрать подарок? Как
дарить подарок? Правила этикета при
получении подарка.

«некультурное» поведение
Анализировать свое поведение и
поведение окружающих людей
Соблюдать правила культуры
поведения

Формулировать правила поведения
в столовой, за столом
Анализировать правила поведения
героев художественных
произведений , сказочных
персонажей и жизненные ситуации
Соблюдать правила поведения в
столовой

Знать правила поведения в
библиотеке
Уметь работать с книгой
Уметь правильно находить нужную
книгу. Пользоваться каталогом.
Составлять список необходимой
литературы для чтения
Писать отзыв о прочитанной книге

Знать правила этикета при вручении
и получении подарка
Анализировать художественные
произведения
Составлять поздравительный текст

Поздравление и пожелание.
Азбука безопасности. Обучение
детей
навыкам
безопасного
поведения. Действия детей в случае
возникновения
чрезвычайных
ситуаций. Правила поведения в
природе. Составление безопасного
маршрута: Дом-школа-дом
Поговорим о наших правах.
Познакомить
с
документами
отражающими права и обязанности
детей. Учить применять правовые
знания в повседневной жизни.
Формировать
положительное
отношение к правам других людей.
Формировать активную гражданскую
позицию

Понимать ответственность за свою
жизнь и жизнь близких
Предотвращать опасные ситуации
Предвидеть опасность
Знать основные сигналы: 01,02,03,04
Определять безопасные маршруты и
места для игр
Знать, что означает понятие «право»,
где отражены права
Применять правовые знания в
повседневной жизни

Содержание программы
4 класс
Содержание
Культура общения.

Волшебные слова

Да здравствует вежливость!

Характеристика деятельности
обучающихся
Объяснять правила поведения в
музее, кинотеатре, общественном
транспорте, больнице.
Формулировать правила речевого
поведения.
Разыгрывать ситуации, связанные с
культурой поведения.
Знакомить с волшебными словами и
правилами их употребления.
Учить осознавать силу волшебных
слов.
Читать стихотворения о волшебных
словах.
Знакомиться с правилами игр, где
употребляются волшебные слова.
Определять, что значит вежливость.

Формулировать правила вежливости.
Разучивать пословицы о вежливости.
Разыгрывать
и
анализировать
ситуации.
Учить использовать вежливые слова
Вежливый отказ.
при высказывании просьбы или отказе.
Читать и анализировать стихи по
теме.
Знакомить с правилами приема
Как вести себя в гостях.
гостей.
Знакомить и учить обсуждать
ситуации на тему «Хорошо – плохо».
Разыгрывать ситуации на тему
«Приход в гости с подарком на день
рождения».
Инсценировать
художественные
произведения.
Правила общения с окружающими. Учить правилам вежливости.
Учить
оценивать
настроение
окружающих.
Рассуждать на тему «Конфликт».
Обыгрывать ситуации на заданную
тему.
Правила поведения на уроке и Закреплять правила поведения на
уроке и перемене
перемене.
Давать самооценку поведения в
разных ситуациях.
Учить
оценивать
поведение
окружающих.
Знакомить
с
художественными
произведениями по теме.
Знакомить с историей возникновения
Беседа по телефону.
телефона.
Импровизировать
разговор
по
телефону в различных ситуациях.
Знакомиться,
анализировать
и
инсценировать
художественные
произведения на заданную тему.
Знакомить с понятиями «язык»,
Язык, мимика и жесты.

Культурный человек: кто он такой

«мимика», «жест».
Учить применять данные понятия в
жизненных ситуациях.
Инсценировать
художественные
произведения по теме.
Знакомить с понятием «культурный
человек».
Учить давать оценку поведения в
различных ситуациях.
Анализировать
иллюстрации
художественных произведений по
теме.
Читать и анализировать поступки
героев художественных произведений
по теме.

Тематическое планирование
1 класс
№ п/п

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
1
2
3

Наименование раздела, темы
Я стал школьником
Я стал школьником . Игровая программа
Правила поведения в школе
Наш класс –наш дом
Как стать прилежным и старательным
Как хорошо уметь читать. Праздник «Прощание с
Азбукой»
Ученье –свет, а неученье – тьма.
Что значит быть дисциплинированным?
Жить – с книгою дружить
Школьный портфель. Как я готовлюсь к урокам
Правила безопасного поведения, культура
поведения на улице и в транспорте
Безопасное поведение на каникулах
Игровая программа «Перешли мы во второй…»
Как я соблюдаю режим дня
Игры в классе и на перемене
О доброте душевной
Культура общения: приветствие и прощание
Давай дружить
Добро и зло. Герои сказок

Количеств
о часов
17
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
2
1
2
6
1
1
1

4
5
6

1
2
3
4
5
6
7
8
12

Добрые дела на все времена
Ты и твои друзья
«У меня зазвонил телефон…» Правила общения по
телефону
Труд развивает человека
Если ты талантлив в труде – научи товарища
Как я помогаю маме
Если научишься ценить время – многое успеешь
Веселая Масленица
Пожарным можешь ты не быть… Экскурсия в
пожарную часть
Родину готовлюсь защищать. Игровая программа к
Дню защитника Отечества
Трудовые дела в классе и дома
Терпение и труд все перетрут.
«Звездный час» Игра посвященная Дню
космонавтики
Итого:

1
1
1
10
1
1
1
1
2
1
1
1
1
33 часа.

Тематическое планирование
2 класс
№ п/п

Наименование раздела, темы

Добро творить – себя веселить
1.
Поделись улыбкою своей
2.
Дарить близким любовь и заботу
3.
Не стесняйтесь доброты своей
4.
Несите радость старикам
5.
Вежливо быть вежливыми
6.
Дорогая цена вежливости
7.
Простые правила этикета
Школьные премудрости
1 Правила поведения в школе и общественных местах
2 Внешний вид ученика и его учебные
принадлежности
3 Школьный дневник. Правила ведения дневника
4 Права и обязанности учеников
5 Как развивать свою память?
6 Учусь оценивать себя сам
7 Правила поведения на уроке
8 Праздник «Первой отметки»
9 Режим дня-основа жизни человека
10 Как быть самостоятельным, прилежным и

Кол-во
часов
8
1
2
1
1
1
1
1
10
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1.
2.
3.
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

старательным
Труд развивает человека
Сознательный труд и его результаты
Делу – время, потехе – час
Вместе весело трудиться
Правила перехода улиц и дорог
Правила поведения пассажиров
Наши улицы. Перекрестки. Загородные дороги
Сигналы транспортных средств
Правила поведения на железной дороге
Дорожная азбука
Зимние дороги. Внимание, опасность!
Мне купили велосипед! Правила для велосипедистов
Безопасное обращение с электроприборами
Безопасность на водоемах
Итого:

16
1
1
1
2
1
1
1
2
1
1
2
1
1
34 часа

Тематическое планирование
3 класс
№ п/п

1
2
3
4
5
6
1
2
3
4
5
6
7
8
1
2
3

Наименование раздела, темы
Азбука общения
Для чего нужно общение
Признаки плохого умения слушать
Правила доброжелательного общения
Качества, важные для общения
Какие мы в общении?
Я общительный или замкнутый?
Волшебная палочка - это речь
Наука «риторика», ее значение история.
Скороговорки, чистоговорки
Интонация: тон, темп, громкость речи
Речевой этикет
Поговорим о вежливости
Скромность и хвастливость
Вежливые отношения в семье
Вежливость на уроках и переменах
Вежливость на улице и в общественных местах
Если с другом вышел в путь
Что означает слово «дружба»
Пока мы едины – мы непобедимы
Друзья и недруги

Количество
часов
6
1
1
1
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1
6
1
1
1

4
5
6
1
2
3
4
5
6
1
2
3
4
5
6
1
2

Я и мои друзья
Дружба мальчиков и девочек
Дружба в классе
Это - ты, а это - я, это - все мои друзья
Я среди людей
Что я знаю о себе?
Я – это интересно
Умеем ли мы дружить
Справедливость к одноклассникам и к себе
Взаимопонимание в классном коллективе
Почему люди ссорятся?
Понятия «ссора» и «конфликт». Обсуждение
Сказка о конфликте и контакте
Нужны ли конфликты?
Как помириться после ссоры.
Как помирить товарищей?
Играйте, товарища не обижайте!
Поговорим о наших правах
Конституция – основной закон государства
Права ребенка в новом веке
Итоговое занятие

1
1
1
6
1

Итого:

1
1
1
6
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1ч
34 часа

Тематическое планирование
4 класс
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9

Наименование раздела, темы
Культура общения. Где нельзя громко разговаривать
и почему.
Культура
общения.
Формулирование
правил
речевого поведения.
Волшебные слова. Игра «подскажи словечко».
Волшебные слова. Просмотр и обсуждение
презентаций.
Волшебные слова. От чего зависит сила волшебных
слов.
Вежливый отказ. Речевые ответы. Разыгрывание
ситуаций.
Как вести себя в гостях. Правила приема гостей.
Правила поведения в гостях. Чтение стихов.
Правила обращения с окружающими. Отношения
среди людей.

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1

10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33

Отчего зависит наше настроение?
Какие чувства вы испытываете, когда конфликт?
Вежливый разговор по телефону.
Практические задания: «В кругу симпатий»,
«Ласковушки».
Игра – практикум «Как избежать конфликт?»
Правила поведения на уроке и перемене.
Чтение стихов «Идут гурьбою школьники…», «Урок
поведения».
Как вести себя на перемене?
Подбор стихов о поведении в школе.
Фотовыставка «наш класс на перемене».
Из истории древней Греции и баснописце Эзопе.
Басни Эзопа: смысл, ответ на вопрос «Чему учат эти
басни?»
Басни Эзопа: смысл, ответ на вопрос «Чему учат эти
басни?»
Какие жесты не положены в обществе воспитанных
людей?
Сказка Л. Мурра «Крошка Енот и тот, кто сидит в
пруду».
Анализ сказки, инсценировка.
Кого называют культурным человеком?
Как выглядит культурный человек?
Чтение и анализ ситуаций (поведенческие ситуации).
Инсценировка поведенческих ситуаций.
Творческая работа: рисунки, мини – сочинения на
заданную тему.
Творческая работа: рисунки, мини – сочинения на
заданную тему.
Сочинение – рассуждение.
Итоговое занятие.
Итого:

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
34 часа


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».