Пояснительная записка В исследованиях, посвященных проблемам нарушений письменной речи детей среднего и старшего школьного возраста, имеется особая категория стойких специфических нарушений письма, проявляющихся в неспособности освоить орфографические навыки, несмотря на знание соответствующих правил, которые правомерно именовать дизорфографией. Дизорфография – специфическое нарушение орфографического навыка письма на фоне сохранного интеллекта и устной речи. Нарушение усвоения орфографии оказывает отрицательное влияние на речевое развитие детей, на развитие познавательной деятельности, затрагивает эмоционально-волевую сферу, затрудняет процесс их школьной и социальной адаптации в целом. У детей с ЗПР нарушение письменной речи сохраняется к 5 классу, обусловлено это наличием нарушения устной речи в анамнезе, поздними сроками начала коррекционной работы. Часто в дошкольном возрасте и при обучении в начальных классах общеобразовательных школах дети не получают специальной коррекционной помощи. Задержка психического развития (ЗПР) – это особый вид нарушенного развития, характеризующийся замедленным темпом формирования психических функций и личности ребёнка (И.Ю. Левченко). К числу детей с задержкой психического развития относятся такие, у которых при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития отмечается: низкий уровень познавательной активности; незрелость мотивации к учебной деятельности; сниженная работоспособность по восприятию и переработке информации; ограниченные фрагментарные знания и представления об окружающем мире; недостаточная сформированность умственных операций; отставание в речевом развитии при сохранности анализаторов, необходимых для благоприятного становления речи и др. . Существенную роль в их возникновении играет :проблем дизорфографии дефицит произвольной концентрации, переключения и распределения внимания; нарушения слухоречевой памяти; нарушение буквенного гнозиса; нарушение динамического праксиса руки; затрудненность восприятия ритмической структуры слова; нечеткая дикция, плохая артикуляция; нарушение лексико-грамматического строя речи; наличие в анамнезе или в настоящее время задержки психического развития, что в свою очередь тормозит коррекцию устной и письменной речи. Особенно данные нарушения усугубляются при переходе обучающихся из начальной школы в среднюю. Известно, что ведется коррекционная работа в дошкольном возрасте, с младшими школьниками, имеющими нарушения устной и письменной речи при ЗПР. Но в 5 – 9 классах проблема не исчезает. Так как отсутствие специально организованной коррекционной работы вызывает закрепление и усложнение симптоматики дизорфографии, то возникла необходимость в создании данной программы. Следует отличать дизорфографические ошибки от дисграфических. Неполноценность фонематического анализа приводит к дисграфии, а несформированность морфологического анализа – к дизорфографии. Выделяют основные три вида дизорфографии: морфологическая дизорфография, сопровождающаяся большим количеством орфографических ошибок, проявляющихся в самостоятельном письме (сочинения, изложения и др.); синтаксическая дизорфография – стойкая неспособность овладеть синтаксическими правилами на письме, т.е. пунктуацией; смешанная дизорфография, которая включает в себя сочетание орфографических и пунктуационных ошибок. Большинство детей с задержками психического развития характеризуется различными нарушениями речевой деятельности системного характера. У них наблюдаются нарушения звукопроизношения, а также несформированность функций фонематического анализа и синтеза, фонематических дифференцировок, лексико-грамматического строя речи, недоразвитие пространственных ориентировок, зрительных представлений, что ведет к стойким специфическим и орфографическим ошибкам на письме. Логопедическая работа в начальной школе, в основном, направлена на преодоление дисграфических ошибок, а профилактика дизорфографии составляет только небольшую часть занятия. Количество дисграфических ошибок к 4 классу сокращается, а количество орфографических сохраняется и даже нарастает в связи с усложнением и увеличением объема программного материала по русскому языку. Программа составлена в соответствии с: -Законом Российской Федерации «Об образовании» от 29 декабря 2012 года 273 ФЗ; -Федеральным государственным образовательным стандартом НОО и ООО; -Конвенцией ООН о правах ребенка; -Уставом образовательного учреждения; - Письмом МО РФ № АФ-150/06 от 18 04 2008 года " О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми- инвалидами"; -Инструктивным письмом Минобразования России от 14 декабря 2000 г. №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения». Новизна программы заключается в тесной взаимосвязи между учителем – учеником - логопедом в работе по преодолению трудностей овладения и применения грамматических правил. Таким образом, учащиеся 5-9-ых классов, страдающие дизорфографией, будут обеспечены постоянной специально организованной логопедической поддержкой, а тесная взаимосвязь в работе учителя – ученика – логопеда позволит успешно преодолеть имеющиеся трудности в обучении. Данная программа рассчитана на весь период обучения ребенка с ЗПР и основывается на следующих теоретических положениях и принципах: 1. Усвоение языковой системы языка детьми с ЗПР должно быть основано на развитии мыслительных операций – это определяет необходимость тесной взаимосвязи развития речи с развитием познавательных процессов. 2. Воздействие на слабые звенья речевой системы и формирование их с учетом зоны ближайшего развития. 3. Взаимосвязь речи и моторики. 4. Учет типологии задержки при планировании коррекционно-развивающей работы. 5. Осуществление индивидуально-дифференцированного подхода. Характерным отличием программы логопедической коррекции является введение подготовительного этапа по коррекции и развитию следующего: • положительной мотивации, устойчивого познавательного интереса к логопедическим занятиям; • значимости правильного письма в обыденной жизни человека; • познавательной деятельности (мыслительных операций, памяти, внимания, воображения, пространственно-временных представлений); • графомоторного навыка и мелкой моторики; • саморегуляции и самоконтроля (данный этап имеет первостепенное значение в коррекции дисграфии и дислексии детей с ЗПР, т.к. на первый план в нарушении развития у данной категории детей выходит неспособность контролировать свою деятельность и управлять своим поведением); • поведенческой и эмоционально – волевой сферы. Цель: создание условий для коррекции стойких специфических нарушений (недостатков) усвоения орфографических знаний, умений и навыков, обусловленных недоразвитием ряда неречевых и речевых психических функций. Задачи: формировать навык прогнозирования и распознавания «ошибкоопасных» мест; формировать навык запоминания и применения грамматического правила по алгоритму; совершенствовать навык грамотного письма; развивать навыки различных форм языкового анализа (фонематического, морфемного, морфологического); развивать лексико-грамматический строй речи, связную речь; развивать неречевые психические функции: произвольное внимание, память; совершенствовать основные учебные навыки; воспитывать положительную мотивацию к учебной деятельности; воспитывать стремление к самостоятельности и самоконтролю; воспитывать интерес к родному языку. Программа предназначена для обучающихся с ОВЗ (ЗПР) в 5-9 классах. Коррекционно-развивающая работа реализуется поэтапно. Последовательность этапов и их адресность создают необходимые предпосылки для предупреждения и устранения нарушений речи у детей с ОВЗ. На каждом году обучения, можно выделить следующие основные этапы: диагностический, подготовительный, коррекционно-развивающий, оценочный. На диагностическом этапе происходит систематизация сведений о педагогическом и психологическом статусе ребенка. У школьников с ОВЗ исследуются все структурные компоненты языковой системы, общая, артикуляционная моторика, состояние дыхательной и голосовой функций, чтение и письмо. Далее определяются причины возникновения нарушений письменной речи, особенности развития устной речи, зона ближайшего развития ребенка и содержание коррекционной помощи. За учебный год проводится входная, промежуточная (при необходимости) и итоговая диагностика. Такая работа позволяет определить стратегию поведения: педагог – логопед – родитель, как необходимое условие для достижения максимального результата коррекционной деятельности. По результатам диагностики, на основании однородности нарушений речи, формируются группы или подгруппы детей, наполняемость которых зависит от тяжести речевого дефекта (ОНР – 3-5 человек, ФФНР – до 6 человек) и особенностей психического развития каждого ребенка (Письмо Министерства образования РФ от 14 декабря 2000 г. № 2 «Об организации логопедического пункта общеобразовательного учреждения»). На подготовительном этапе основными задачами являются: развитие или уточнение созданных в процессе обучения предпосылок овладения орфографией, формирование готовности школьников к коррекционно-развивающей работе. В соответствии с возрастными особенностями детей на коррекционно-развивающем этапе ведется работа, направленная на предупреждение и преодоление нарушений речи. Занятия проводятся как в групповой, так и в индивидуальной форме 2-3 раза в неделю с соблюдением особых образовательных потребностей детей. Продолжительность групповых занятий составляет 30-40 мин., индивидуальных – 20-30 мин., в зависимости от возраста, индивидуальных особенностей детей, от тяжести речевых нарушения. Коррекционно-развивающая работа включает различные виды логопедического воздействия по развитию и коррекции речевых и неречевых функций, что способствует нормализации устной речи и созданию базы для успешного усвоения письма и чтения. Выбор приемов и средств обучения, рассчитан на вовлечение в активное условно-речевое общение, на развитие умения планировать учебное сотрудничество, учитывать интересы других и т.д. Так, предполагая вовлечение учащихся в активную речевую деятельность, логопедическая работа имеет ярко выраженную коммуникативную направленность, что способствует развитию у них коммуникативных универсальных учебных действий и речемыслительных способностей. Особенностью логопедической работы со школьниками 5-9 классов с ОВЗ, является наличие регулятивно-корректировочной деятельности, что подразумевает внесение необходимых изменений в образовательный процесс и корректировку условий и форм обучения, методов и приёмов работы. На оценочном этапе отслеживается эффективность проведенной коррекционно-развивающей работы, проводится повторная проверка уровня развития устной речи, навыков письма, анализируются различные виды письменных работ детей. Оптимальным способом оценки могут служить проверочные работы, включающие в себя: - зрительные, слуховые диктанты с грамматическими заданиями; - задания, по которым оценивается уровень сформированности пространственно-временных представлений, усвоение учебной терминологии и состояние лексико-грамматической стороны речи; - устный опрос, позволяющий оценить состояние связной речи и наличия в ней аграмматизмов; - наблюдение в ходе какой-либо деятельности. Условия формирования групп: одновозрастные, добор в группы по результатам регулярного мониторинга письменных работ обучающихся. Количество детей в группе: 3-6 человек. Срок реализации: 5 лет. Форма организации деятельности детей на занятии: - групповая; - подгрупповая; - индивидуальная. Продолжительность занятий: групповых– 40 минут; индивидуальных – 20 минут Планируемые результаты В результате реализации логопедической программы у обучающихся: - в развитии звуковой стороны речи; - в развитии лексического запаса и грамматического строя речи; - в формировании связной речи; - будут устранены специфические ошибки письма и чтения; - сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Основные требования к уровню подготовки обучающихся Обучающиеся должны знать: морфологические признаки частей речи; состав и названия частей слова; признаки гласных и согласных, твердых и мягких, звонких и глухих звуков и букв; правописание Ь, Ъ в различных частях речи; синтаксические единицы, знаки препинания при них; структуру текста. Обучающиеся должны уметь: различать морфологические и грамматические признаки частей речи; проводить все виды анализа слов (фонетический, морфологический и др.); доказывать написание звуков буквами, имеющих акустико-артикуляционное сходство по твердости – мягкости, ударности – безударности, подбирая проверочные слова, проверяя сомнительную букву; дифференцировать основные синтаксические единицы, правильно употреблять знаки препинания; проводить анализ текста, составлять план; устранять ошибки в деформированных текстах, предложениях, словах. Поскольку дети с ЗПР быстро утомляются, то важно иметь чёткую структуру каждого занятия. Структура занятий позволит детям держаться в рамках занятия, способствуя преодолению характерных трудностей концентрации внимания, произвольной организации деятельности. Следование структуре из занятия в занятие лучше организует детей. А так же важна частая смена видов деятельности. Формы подведения итогов: Сравнительный анализ распространенности орфографических ошибок (определение коэффициента успешности выполнения заданий ). В процессе реализации программы учитель – логопед осуществляет взаимосвязь с педагогами через индивидуальные и групповые консультации, педагогические советы. С родителями через выступления на родительских собраниях, индивидуальные консультации. Отслеживание динамики и эффективности программы осуществляется через школьное ПМПк. Календарно-тематический план 5 класс № п/п Тема Количество часов 1 Диагностика 2 2 Звуки и буквы. 1 3 Дифференциация гласных букв и звуков. 1 4 Дифференциация согласных по твердости-мягкости. 1 5 Дифференциация согласных по глухости-звонкости. 1 6 Слоговой анализ и синтез слов. Правила переноса слов. 1 7 Ударение 1 8 Безударные гласные (способ «смотри в корень») 1 9 Безударные гласные (способ «объясни значение слова») 1 10 Безударные гласные (способ «измени форму слова») 1 11 Безударные гласные (способ «ищи родственников») 1 12 Непроизносимые согласные 1 13 Разделительный мягкий знак и мягкий знак – показатель мягкости согласных 1 14 Разделительный твердый знак 1 15 Образование видовых пар глаголов. Суффиксы -ва- и -ну-. 1 16 Правописание -тся и -ться в глаголах 1 17 Правописание безударных личных окончаний глаголов. 1 18 Правописание безударных падежных окончаний существительных 1 19 Анализ и синтез существительных с суффиксами -от-, -ость, -ств-, -изм, -изн. 1 20 Анализ и синтез существительных с суффиксами -от-, -ость, -ств-, -изм, -изн. 1 21 Анализ и синтез существительных с суффиксами -от-, -ость, -ств-, -изм, -изн. 1 22 Образование прилагательных с суффиксами -оват-, -еват-. 1 23 Анализ и синтез прилагательных с суффиксами -лив-, -чив-, -ев-, -ив-, -ов-. 1 24 Анализ и синтез слов с суффиксами -ин-, -инк-. 1 25 Согласование прилагательных и существительных. 1 26 Правописание прилагательных с безударными окончаниями 1 27 Дифференциация предлога и приставки. 1 28 Анализ и синтез простого предложения. 1 29 Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске 1 30 Анализ и синтез предложений с обращением. 1 31 Анализ и синтез предложений с тире между подлежащим и сказуемым 1 32 Предложения с прямой речью; диалог. 1 33 Диагностика 1 Всего 34 6 класс № п/п Тема Количество часов 1 Диагностика. 2 2 Дифференциация гласных 1 3 Правописание гласных в приставках 1 4 Чередование гласных о и а в корнях –лаг, -лож, -раст, -рос 1 5 Чередование гласных о и а в корнях – кос,- кас, -гор,-гар 1 6 Анализ и синтез слов с приставками пре и при 1 7 Дифференциация согласных 1 8 Правописание согласных в приставках 1 9 Употребление мягкого знака для обозначения грамматических форм 1 10 Многозначность слов 1 11 Правописание сложных слов 1 12 Диалектные и просторечные слова 1 13 Анализ простого предложения 1 14 Анализ сложного предложения 1 15 Сокращение предложений 1 16 Составление предложений 1 17 Изменение по падежам существительных на - мя 1 18 Несклоняемые существительные 1 19 Степени сравнения прилагательных 1 20 Падежные окончания существительных 1 21 Согласование числительных с существительными 1 22 Мягкий знак на конце и в середине числительных 1 23 Склонение порядковых числительных 1 24 Изменение местоимений по падежам 1 25 Согласование местоимений с существительными 1 26 Текст - повествование 2 27 Текст - описание 1 28 Текст - рассуждение 2 29 Диагностика 1 Всего 34 7 класс № п/п Тема Количество часов 1 Диагностика 2 2 Повторим 2 3 Словообразование 1 4 Имя существительное 1 5 Имя прилогательное 1 6 Местоимение 1 7 Глагол 1 8 Наречие 1 9 Предлоги 1 10 Союзы 1 11 Причастие , как особая форма глагола 1 12 Причастный оборот 1 13 Анализ с причастным оборотом 1 14 Деепричастие как особая форма глагола 1 15 Деепричастный оборот 1 16 Анализ предложений с деепричастным оборотом 1 17 Синонимы, антонимы 1 18 Омонимы, поронимы 1 19 Заимствованные слова 1 20 Специальная лексика 1 21 Фразеологизм 1 22 Работа над словосочетанием 1 23 Работа над предложением 1 24 Работа над текстом 1 25 Подробное изложение повествовательных текстов 1 26 Подробное изложение с творческим дополнением 1 27 Сжатое изложение 1 28 Выборочное изложение 1 29 Сочинение 1 30 Диагностика 1 Всего 34 8 класс № п/п Раздел, тема Количество часов 1 Диагностика 2 2 Совершенствование навыков фонематического анализа и синтеза (слог,звук, 5 буква). 3 Морфемика и словообразование (состав слова). 4 4 Самостоятельные и служебные части речи. 3 5 Строение текста. Стили речи. 3 6 Словосочетание 3 7 Предложение (простое, сложное) 3 Главные и второстепенные члены предложения 8 Работа с текстом. 9 Составление плана текста, пересказ по плану (краткий, подробный). 9 Диагностика 2 ВСЕГО 34 часов 9 класс № п/п Тема Количество часов 1 Диагностика 2 2 Фонетика (совершенствование навыков фонематического анализа и синтеза) 6 3 Лексика (значение слова) 6 4 Морфемика (состав слова) 6 5 Морфология (части речи) 6 6 Синтаксис. Пунктуация. (словосочетание, предложение, текст, знаки 7 препинания) 7 Диагностика 1 Всего 34 Методическое обеспечение реализации программы. Методика проведения занятий предполагает комплексный подход в сочетании с наглядными и игровыми приемами. В ходе занятия реализуется основной принцип образования – принцип соблюдения триединой задачи: воспитание, развитие, обучение. Занятия ориентированы на психическую защищенность ребенка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении с учителем-логопедом. Использование на занятии различных приёмов позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. Сюжетно-тематическая организация занятий и разнообразие учебного материала способствует спонтанному развитию связной речи, познавательных процессов и соответствует детским психофизическим данным, так как в игре максимально реализуются потенциальные возможности учащихся. Занятия направлены на включение в работу всех анализаторных систем.