Основная образовательная программа Начального общего образования
Описание образовательной программы
Данный документ — Основная образовательная программа начального общего
образования (НОО) отражает вариант конкретизации требований Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее
ФГОС НОО), предъявляемых к данному уровню общего образования в соответствии с
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации». ООП НОО включает
набор учебно-методической документации, которая определяет наполняемость и
характеристику целевого, содержательного и организационного разделов программы
начального общего образования.
При создании программы начального общего образования учитываются
следующие требования
1 Программа построена с учётом особенностей социально- экономического
развития региона, специфики географического положения, природного окружения,
этнокультурных особенностей и истории края; конкретного местоположения
образовательной организации
2 При подготовке программы учитываются статус младшего школьника, его
типологические психологические особенности и возможности, что гарантирует создание
комфортных условий для осуществления учебной деятельности без вреда для здоровья и
эмоционального благополучия каждого ребёнка
3 Программа начального общего образования предполагает создание
индивидуальных учебных планов, особенно в случаях поддержки одарённых младших
школьников (в том числе для ускоренного обучения) или детей, входящих в особые
социальные группы (дети мигрантов; дети с особым состоянием здоровья, с девиантным
поведением и др)
4 Обязательным требованием является учёт запросов родителей (законных
представителей) обучающегося: организация курсов внеурочной деятельности,
факультативные занятия, индивидуальные консультации и др.
5 Образовательная организация обязана учитывать санитарно-эпидемиологические
правила и гигиенические нормативы к организации обучения с учётом современной
действительности в образовательной программе должны быть прописаны требования к
обучению в дистанционном режиме Основная образовательная программа построена в
соответствии с логикой представления образовательной организацией программы
начального общего образования и раскрывает возможный вариант наполнения следующих
разделов: целевой, содержательный, организационный.
Целевой раздел ООП НОО отражает основные цели начального общего
образования, т.е. психические и личностные новообразования, которые могут быть
сформированы у младшего школьника к концу его обучения на первом школьном уровне
Раздел включает рекомендации по учёту специфики региона, особенностей
функционирования образовательной организации и характеристику контингента
обучающихся Обязательной частью целевого раздела является характеристика
планируемых результатов обучения, которые должны быть достигнуты обучающимсявыпускником начальной школы, независимо от типа, специфики и других особенностей
образовательной организации Планируемые результаты в соответствии с ФГОС НОО
включают личностные, метапредметные и предметные достижения младшего школьника
на конец его обучения в начальной школе Личностные результаты отражают
новообразования ребёнка, отражающие его социальный статус: сформированность
гражданской идентификации, готовность к самообразованию, сформированность учебнопознавательной мотивации и др. Метапредметные результаты характеризуют уровень
становления универсальных учебных действий (познавательных, коммуни- кативных,
регулятивных) как показателей умений обучающегося учиться, общаться со взрослыми и
сверстниками, регулировать своё поведение и деятельность Предметные результаты
отражают уровень и качество овладения содержанием учебных предметов, которые
5
изучаются в начальной школе
Расширение и уточнение планируемых результатов с учётом особенностей
функционирования образовательной организации (наличие индивидуальных программ
обучения, модульный принцип обучения, кадровый состав преподавателей высокой
квалификации, родной язык обучения др )
В целевом разделе представлены единые подходы к системе оценивания
достижений планируемых результатов освоения программы начального общего
образования. Даются рекомендации по контролю метапредметных результатов обучения и
требования к его организации.
Содержательный раздел ООП включает характеристику основных направлений
урочной деятельности образовательной организации (рабочие программы учебных
предметов, модульных курсов), обеспечивающих достижение обучающимися личностных,
предметных и метапредметных результатов. Раскрываются подходы к созданию
индивидуальных учебных планов, соответствующих «образовательным потребностям и
интересам обучающихся» (пункт 6.3. ФГОС НОО). В раздел включены требования к
разработке индивидуальных учебных планов для обучающихся, проявляющих особые
способности в освоении программы начального общего образования, а также требования к
разработке программ обучения для детей особых социальных групп. Раскрываются общие
подходы к созданию рабочих программ по учебным предметам, даётся пример их
конкретной разработки. Рассматриваются подходы к созданию образовательной
организацией программы формирования универсальных учебных действий на основе
интеграции предметных и метапредметных результатов обучения. Характеризуется вклад
учебного предмета в становление и развитие УУД младшего школьника.
В ООП представлен возможный вариант рабочих программ по всем учебным
предметам начальной школы. Тематическое планирование выделено в отдельный
документ, который не входит в текст данного документа, но его можно найти на сайте
https://edsoo.ru.
Представлен вариант программы воспитания, который образовательная
организация может использовать как образец для создания своей программы с возможной
корректировкой в соответствии с условиями жизнедеятельности образовательной
организации, преемственности и перспективности построения системы воспитательной
работы с обучающимися.
Организационный раздел даёт характеристику условий организации
образовательной деятельности, раскрывает особенности построения учебного плана и
плана внеурочной деятельности, календарных учебных графиков и планов воспитательной
работы. Учёт особенностей функционирования образовательной организации, режима её
работы и местных условий. Раскрываются возможности дистанционного обучения и
требования к его организации в начальной школе