Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с Законом Российской Федерации
«Об
образовании
в
Российской
Федерации»,
Федеральным
государственным
образовательным стандартом среднего общего образования, на основе Основной
образовательной программы среднего образования МАОУ СОШ №9 , рабочей программы
к элективному курсу Ю.И. Аверьянова «Введение в философию. 10—11 классы»: учебно
методическое пособие / Ю.И. Аверьянов. — М: Издательство «Экзамен», 2015. — 207, [1]
с. Программа ориентирована на УМК: Аверьянов, Ю.И. Введение в философию: 10—11
классы: учебное пособие / Ю.И. Аверьянов. — М.: Издательство «Экзамен», 2015. — 239,
[1] с.
Место курса в учебном плане
Программа адресована обучающимся 10-11 классов МАОУ СОШ №9 и
рассчитана на 2 года: 35 часов в 10 классе, 34 часа в 11 классе.
Программа факультативного курса рекомендуется для учащихся 10-11 классов,
ориентированных на конкретизацию знаний, связанных с философской проблематикой в
рамках курса «Обществознание». Данная программа обеспечивает взаимосвязь с
изучением других обществоведческих и исторических курсов, показывает целостную
картину развития философской мысли на протяжении всей истории человечества, тем
самым закладывая базу для понимания теоретических основ философского знания.
Особенности курса.
Факультативный курс имеет выраженную мировоззренческую
направленность, поскольку философию вообще можно рассматривать как теоретический
тип мировоззрения.
Цели и задачи курса
Цель курса: знакомство учащихся с основами философского знания в его
динамическом развитии.
Задачи курса:
Формирование навыков философского мышления, способности понимать
сложные идеи, сформулированные в специфических (философских) категориях
Погружение в современный философский контекст, круг обсуждаемых проблем;
Понимание предмета философии и роли философии в истории культуры;
Создание общего представления об отраслях философского знания (онтология,
гносеология, философия общества, философская антропология);
Знакомство с основными философскими традициями (индийской, китайской,
средиземноморской, европейской) и важнейшими этапами развития европейской
философии (основными философско-историческими концепциями);
Знакомство с фрагментами классических философских текстов.
Планируемые результаты освоения элективного курса
Личностные результаты выпускников, формируемы при изучении содержания
курса:
- осознание принадлежности к мировому культурному и философскому
пространству;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества,
уважение исторических основ развития мировой и российской цивилизаций;
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической
и религиозной группы, локальной и региональной общности;
- осознание необходимости заботы о сохранении и преумножении национального
и мирового культурного и философского наследия;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений,
способность к определению собственной позиции.
Метапредметные результаты характеризуются умениями:
- определять сущностные характеристики изучаемого объекта, сравнивать,
сопоставлять, оценивать и классифицировать объекты по указанным критериям;
- объяснять изученные положения на предлагаемых конкретных примерах;
- обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том
числе и от противного);
- осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках
различного типа и извлекать необходимые сведения из источников, созданных в
различных знаковых системах, отделять основную информацию от второстепенной,
критически оценивать достоверность полученного знания, передавать содержание
информации адекватно поставленной цели;
- работать с текстами различных стилей, понимать их специфику.
Предметные результаты:
- знание основных разделов философии и их особенностей;
- знание философских концепций и подходов знаменитых мыслителей мира,
особенностей их взглядов, истории развития философских идей;
- знание различных подходов к исследованию проблем человека и общества в
философии;
- знание особенностей философии по сравнению с другими общественными
науками, основных путей и способов философского исследования как метода социального
и гуманитарного познания;
-
умение
работать
с
различного
вида
источниками,
понимание
и
интерпретирование информации, содержащейся в них;
-
умение
соответствие
сравнивать
между
различные философские
существенными
чертами
концепции;
и
устанавливать
признаками
явлений
и
обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы;
различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы.
Содержание курса
Введение. Философия: наука или искусство? Философия и жизнь. Философская
составляющая профильного обучения. Умеем ли мы правильно задавать вопросы? Как
научиться понимать других? В слове, в тексте, в интонации. Диалогичность философского
знания. Ключевые понятия философии (диалог, идея, понимание, противоречие,
сущность, умозаключение, философия) и их характеристика. Как находить логические
связи
между
философских
философскими
терминов.
понятиями?
Понятия
—
Причины
результат
и
многозначности
инструмент
отдельных
познавательной
деятельности.
Философские
начала:
философское
удивление,
философское
сомнение.
Приобщение к философским именам, терминам, идеям и проблемам. Девиз Сократа:
«Познай самого себя». Ю. Крижанич («Философия — это не искусство или наука, а скорее
тщательная и обдуманная рассудительность...») Г.В. Гегель («Невежа несвободен, ибо ему
противостоит чужой мир...»). Вл. Соловьев («Познай самого себя, — значит познай
истину...»).
Эволюция взглядов на роль философского знания и философствования.
Классификация основных разделов философии. Личностный характер философского
знания. Востребованность философского знания. Философия в повседневной жизни
общества и человека. Что такое «труд мысли»? Абстрактное мышление: его понятийная
природа. Эвристические возможности философии. «...Демократическое общество не
достигнет успеха до тех пор, пока общее образование не дает людям философского
мировоззрения» (А. Уайтхед). Философская афористика и вечные вопросы. Возможен ли
конец философии?
Философский текст: встреча с неизвестным. Понятия — исходные клеточки
философского знания. Сравнительный анализ понятий философии и конкретного знания.
Основные понятия «Диалогов» Платона. Особенности терминологии «Определений»
Платона. Культура античного мира в зеркале «Определений» Платона. «Идеи» Платона.
«Философская работа, по существу, состоит из разъяснений...» (Л. Витгенштейн). Язык
как основа философской коммуникации. Оформление логических отношений между
понятиями в языке. Античная философия о первосущностях. Что такое философский
язык? Категории философии. Их отличие от понятий. Что такое система философских
категорий? В чем проявляется специфика философского языка? В чем секрет
непреходящего значения понятий, которые выделил Платон около 2400 лет тому назад?
«Языковая игра» Л. Витгенштейна. Текстология — текст — герменевтика. Философское
толкование понятия «культура». Структура философского знания во времена Платона и
Аристотеля. Философские школы Древней Греции. Академия Платона — важный
культурный центр подготовки профессиональных философов, создания, хранения и
передачи знания. Историко-философские источники (Диоген Лаэртский). «...Собрание
философских идей есть нечто большее, чем исследование специалиста. Оно формирует
наш тип цивилизации» (А.Н. Уайтхед). Философия как феномен культуры и форма ее
осмысления. Сократ как философ. Сократический метод в философии. Сократ —
первооткрыватель мира нравственности в европейской философии. Роль философского
знания в формировании самосознания личности. Проблема творчества в культуре. «О
каком бы предмете ни шла речь, его всегда можно соотнести с человеком, а именно с
целым его интеллектуального и морального организма» (Вильгельм фон Гумбольдт).
Культура как предмет философских раздумий нашего современника. «Осевое время» и
современность. Этнос и культура. Современные исследования проблем этноса (Ю.В.
Бромлей, Л.Н. Гумилев). В чем причина устойчивости генетического компонента в
этническом самосознании? Понятие национального характера. Социальный образ жизни.
Роль языка в межнациональном общении. Национальное самосознание. Россия:
взаимодействие национальных культур. Философская рефлексия. Культура как способ
этнического
бытия.
Проблема
ценности
в
философии.
«Ценность
есть
нечто
всепроникающее, определяющее смысл и всего мира в целом и каждой личности, и
каждого события, и каждого поступка» (Н.О. Лосский). Понятие ценностной ориентации.
Традиции,
модернизация,
глобализация:
ценностные
приоритеты.
Глобализация и выбор пути. Возможно ли «цивилизационное самосознание»? (С.
Хантингтон). Противоречия современного процесса глобализации. Роль философии в
становлении личности. «Человек есть мера всех вещей». Должен ли человек
философствовать? «...Философское осмысление мира является неотъемлемой требностью
и свойством любого человека» (Мел Томпсон). Философские универсалии. Понятие
логического
закона.
Софизмы.
Познание
истины.
Мировоззрение.
Диапазон
мировоззренческих вопросов и проблем. Этапы социализации личности. Ценностные
ориентации личности. «Философия школы» и «философия жизни» Вл. Соловьева.
«Погружение» в философскую герменевтику: мир идей Вл. Соловьева. Иван
Ильин — самый «неизученный» отечественный мыслитель.
Философский подход Н. Бердяева: «единство сердца, совести и ума». Проблема
понимания. Истоки самосознания.
Мировоззрение и самосознание: встреча двух миров — внешнего и внутреннего.
«Я»
—
фундаментальная
категория
философских
и
социально-психологических
концепций личности. Проблема существования. Трудности научного изучения проблемы
самосознания. Особенности философского осмысления самосознания. Разум и рассудок.
Самосознание человека: «между звездным небом и моральным законом»
(нравственно-этические воззрения Иммануила Канта). Самопознание и самосознание
личности. Самосознание как культурно психологический процесс. Рефлексия как
осознанная само тождественность индивида. Социокультурная идентификация личности.
Философские взгляды Л.Н. Толстого на проблему самосознания. Человек всегда больше
самого себя.
Внутренний мир человека: проблема ценностного наполнения. Самосознание
группы. Группа как социальный организм. Самосознание семьи. Самосознание и участие
в группах. Референтные группы. Структура и типология групп. Ценностное и
эмоциональное значение, придаваемое личностью своему членству в группе. Понятие
социометрии. Особенности этнонационального сознания. Этапы становления этнической
идентичности.
Национальное
самосознание.
Регулятивная
функция
культуры
в
межнациональном сотрудничестве. Национальное самосознание молодежи в зеркале
социологии. Классовое и гражданское самосознание. Сущность понятий «класс»,
«классовое самосознание». Групповой уровень классового самосознания. Проблема
социальной идентичности. Гражданское самосознание как результат политической
социализации.
Социология
гражданского
самосознания.
Молодежь
и
опасность
«нечаевщины». Самосознание — самопознание — духовность. Самоактуализация
личности. Что такое деперсонализация личности?
Вестернизация: угрожает ли нам бездуховность? Рыночная экономика и
проблема «личностного рынка» (Э. Фромм). Философия в общественной жизни.
Философия: приключение идей. Современное восприятие девиза «Знание — сила».
Многоликость философского знания. Философия и естественнонаучное знание. Что такое
философская культура? Рациональность как ценность. Философский рационализм и
эмпиризм. Понятие сциентизма. Агностицизм — крайняя разновидность иррационализма.
«Любой
действительный
рационализмом»
(Альберт
прогресс
в
Швейцер).
мире
предопределен
Лауреаты
в
Нобелевской
конечном
премии
счете
—
лицо
современной науки.
Идеи гражданского общества и правового государства: философские истоки.
Спасет ли красота мир? Возможно ли творчество без духовности? Что такое духовный
опыт? Роль искусства в познании человеком высших ценностей и смыслов, любви и
творчества. Философия и мир политики. Политические взгляды Сократа, Платона и
Аристотеля.
Политика: сфера, институт, деятельность. Типы социального действия М.
Вебера. Философский взгляд на политику. Мораль и политика. «Технически мы живем в
атомном веке, в то время как большинство людей, включая тех, кто находится у власти,
эмоционально живут в каменном веке» (Э. Фромм). Философия и этика. Этика —
философская
наука.
Толерантность
как
моральная
проблема.
Этика,
мораль,
нравственность.
Учебно-тематическое планирование курса
10класс (35 ч)
№
Введение.
Тема
Кол-во ч.
2
1.
Урок 1. Путь в Философию
1
2.
Урок 2. Ключевые понятия философии
1
Глава I. Что такое философия?.
2
3.
Урок 3. Ключевые философские имена, термины, идеи и проблемы.
1
4.
Урок 4. Востребованность философского знания.
1
Глава II. Философский текст: встреча с неизвестным.
3
5.
Урок 5. Понятия — исходные клеточки философского знания.
1
6.
Урок 6. Язык как основа философской коммуникации.
1
7.
Урок 7. Что такое философский язык?.
8.
Глава III. Место философии в мире культуры.
3
Урок 8. Диоген Лаэртский о плюрализме мнений в античной
1
философии.
9.
Урок 9. Сократ— непререкаемый авторитет мировой философской
мысли.
1
10.
Урок 10. Философия как феномен культуры
1
Глава IV. Культура как предмет философских раздумий нашего
3
современника.
11.
Урок 11. «Осевое время» и современность
1
12.
Урок 12. Этнос и культура
1
13.
Урок 13. Традиции, модернизация, глобализация: ценностные
1
приоритеты
Глава V. Роль философии в становлении личности
4
14.
Урок 14. Должен ли человек философствовать?
1
15.
Урок 15. Мировоззрение человека. Что это: однообразие во
1
множестве или ...?
16.
Урок 16. «Философия школы» и «философия жизни» Вл. Соловьева
1
17.
Урок 17. Почему одни и те же философы в России в разное время
1
были по-разному востребованы?
Глава VI. Самосознание как философская проблема.
7
18.
Урок 18. Истоки самосознания
1
19.
Урок 19. Самопознание и самосознание личности
1
20.
Урок 20. Самосознание как культурно-психологический процесс
1
21.
Урок 21. Самосознание группы
1
22.
Урок 22. Особенности этнонационального сознания
1
23.
Урок 23. Классовое и гражданское самосознание
1
24.
Урок 24. Самосознание — самопознание — духовность
1
Глава VII. Философия в общественной жизни
4
25.
Урок 25. «Знание — сила»: утратил ли девиз актуальность?
1
26.
Урок 26. Оппозиция «рационализм — иррационализм»
1
27.
Урок 27. Идеи гражданского общества и правового государства:
1
философские истоки
Урок 28. Спасет ли красота мир?
1
Глава VIII. Философия и политика
2
29.
Урок 29. Особенности политики как деятельности
1
30.
Урок 30. Мораль и политика
1
Глава IX. Философия и этика
3
31.
Урок 31. Моральная философия
1
32.
Урок 32. Толерантность как моральная проблема
1
33.
Урок 33. Этика, мораль, нравственность
1
34.
Урок 34. Повторение
1
28.
35.
Урок 35. Работа с понятиями
ИТОГО:
1
35 уроков