Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

АРП Ручной труд 4 (2025-2026)

п. Нейво - Рудянка 2025-2026гг

Рабочая программа по учебному предмету «Ручной труд» составлена на
основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом
Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026
(https://clck.ru/33NMkR) и адресована обучающимся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации
особых образовательных потребностей.
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их
особых образовательных потребностей, а также индивидуальных
особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Ручной труд» относится к предметной области
«Технология» и является обязательной частью учебного плана. В
соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету
«Ручной труд» в 4 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 34
часа в год (1 час в неделю).
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
определяет цель и задачи учебного предмета «Ручной труд».
Цель обучения – всестороннее развитие личности обучающегося младшего
возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в
процессе формирования трудовой культуры и подготовки его к
последующему профильному обучению в старших классах.
Задачи обучения:
−
формирование представлений о материальной культуре как продукте
творческой предметно-преобразующей деятельности человека;

−
формирование представлений о гармоничном единстве природного и
рукотворного мира и о месте в нём человека;
−
расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурноисторических традициях в мире вещей;
−
расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях
использования;
−
формирование практических умений и навыков использования
различных материалов в предметно-преобразующей деятельности;
−

формирование интереса к разнообразным видам труда;

развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти,
воображения, мышления, речи);
−
развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение,
классификация, обобщение);
−
развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через
формирование практических умений;
−
развитие регулятивной структуры деятельности (включающей
целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов
деятельности в соответствии с поставленной целью);
−
формирование информационной грамотности, умения работать с
различными источниками информации;
−
формирование коммуникативной культуры, развитие активности,
целенаправленности, инициативности; духовно-нравственное воспитание и
развитие социально ценных качеств личности.
Рабочая программа по учебному предмету «Ручной труд» в 4 классе
определяет следующие задачи:
−
формирование культуры труда (организация трудовой деятельности,
соблюдение техники безопасности, организация рабочего места, качество
изготовляемого изделия и, самое главное, отношение к труду);
−
закрепление и расширение знаний о поделочных материалах (бумаге,
картоне, нитках, ткни, природных материалах), применяемых на уроках
ручного труда в 3 классе;
−
ознакомление с более широким спектром новых поделочных
материалов (проволокой, металлом, древесиной и др.), их свойствами,
технологиями обработки;

−
обучение трудовым действиям с новыми поделочными материалами
(проволокой, металлом, древесиной и др.),
−
закрепление и совершенствование двигательных трудовых приемов при
работе колющими, режущими и измерительными инструментами;
−
выработка устойчивости и качества общетрудовых умений и навыков,
полученных школьниками ранее (целеполагание, планирование, контроль и
оценка действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной
целью);
−
формирование представлений о видах труда близких к деятельности
столяра, переплетчика, слесаря, швеи и др. (усиление профессиональной
ориентации);
−
осуществление нравственного, эстетического, экологического
воспитания на уроках ручного труда;
−
коррекция недостатков мыслительной и речевой деятельности,
повышение познавательной активности, компенсация недоразвития
эмоционально-волевой сферы и коррекция недоразвития мелкой моторики.

II.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Учебный материал для четвертого класса планируется с учетом повторения,
закрепления и совершенствования знаний, умений и навыков, полученных
школьниками в третьем классе. Особенностью обучения в четвертом классе
является расширение спектра видов работы: «Работа с проволокой», «Работа
с древесиной», «Работа с металлом и металлоконструктором». Программный
материал направлен на формирование у обучающихся с умственной
отсталостью представлений о видах труда близких к деятельности столяра,
переплетчика, слесаря, швеи.
Отличительной особенностью обучения в четвертом классе является
увеличение степени самостоятельности обучающихся. Анализ образцов
изделий предлагается проводить самостоятельно или с частичной помощью
учителя. В помощь детям при создании полного и отчетливого образа
будущего изделия не исключаются вспомогательные вопросы учителя или
сформулированные вопросы в учебнике. Продолжается работа по выработке
умений составления «стандартного плана работы» (разметка детали,
выделение детали из заготовки, формообразование, сборка изделия, отделка
изделия) с опорой на графические и предметно-операционные планы.
Обучающиеся с умственной отсталостью ограничены в выборе профессии,
поэтому требуются значительные усилия по их профессиональной

ориентации. Начиная с четвертого класса, усиливается работа по
формирование интереса именно к тем профессиям, обучение которым
организовано в каждой конкретной образовательной организации. В связи с
этим программой предусматривается организация и проведение экскурсий в
школьные мастерские.

Содержание разделов
№
п/п

Название раздела темы

Кол-во часов

Работа с бумагой и картоном
Работа с текстильными материалами
Работа с бумагой и картоном
Работа с текстильными материалами
Работа с бумагой и картоном
Работа с текстильными материалами
Работа с проволокой
Работа с бумагой и картоном
Работа с древесными материалами
Работа с текстильными материалами
Итого:

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

III.

4
3
8
1
7
1
2
1
2
3
34

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные:
формирование адекватных представлений о собственных
возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
овладение начальными навыками адаптации в динамично
изменяющемся и развивающемся мире;
развитие этических чувств, проявление доброжелательности,
эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление
сопереживания к чувствам других людей.
Минимальный уровень:

знать правила организации рабочего места и умение самостоятельно его
организовать в зависимости от характера выполняемой работы, (рационально
располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе,
сохранять порядок на рабочем месте);
знать виды трудовых работ;
знать названия и некоторые свойства поделочных материалов, используемых
на уроках ручного труда; знать и соблюдать правила их хранения, санитарногигиенические требования при работе с ними;
знать названия инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их
устройства, правила техники безопасной работы с колющими и режущими
инструментами;
знать приемы работы (разметки деталей, выделения детали из заготовки,
формообразования, соединения деталей, отделки изделия), используемые на
уроках ручного труда;
анализировать объект, подлежащий изготовлению, выделять и называть его
признаки и свойства; определять способы соединения деталей;
пользоваться доступными технологическими (и инструкционными) картами;
составлять стандартный план работы по пунктам;
владеть некоторыми технологическими приемами ручной обработки
материалов;
работать с доступными материалами;
использовать в работе материалы (глину и пластилин; природный материал;
бумагу и картон; нитки и ткань; проволоку и металл; древесину;
конструировать из металлоконструктора);
выполнять несложный ремонт одежды.
Достаточный уровень
знать правила рациональной организации труда, включающей в себя
упорядоченность действий и самодисциплину;
знать об исторической, культурной и эстетической ценности вещей;
знать виды художественных ремесел;
находить необходимую информацию в материалах учебника, рабочей
тетради;

знать и использовать правила безопасной работы с режущими и колющими
инструментами, соблюдать санитарные и гигиенические требованиями при
выполнении трудовых работ;
осознанно подбирать материалы по физическим, декоративнохудожественным и конструктивным свойствам;
отбирать оптимальные и доступные технологические приемы ручной
обработки в зависимости от свойств материалов и поставленных целей,
экономно расходовать материалы;
использовать в работе разнообразную наглядность: составлять план работы
над изделием с опорой на предметно-операционные и графические планы,
распознавать простейшие технические рисунки, схемы, чертежи, читать их и
выполнять действия в соответствии с ними в процессе изготовления изделия;
осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и
корректировать ход практической работы;
оценивать свои изделия (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми
действиями и их результатами;
выполнять общественные поручения по уборке класса (мастерской) после
уроков трудового обучения.
БАЗОВЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Личностные учебные действия:
осознавать себя в роли обучающегося, заинтересованного обучением,
занятиями;
положительно относиться к результатам труда;
проявлять готовность к коллективному взаимодействию на уроках труда;
проявлять самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений;
понимать ответственность за свои поступки на основе представлений об
этических нормах и соблюдать правила поведения в современном обществе.
Коммуникативные учебные действия:
вступать в контакт и работать в коллективе ("учитель-ученик", "ученикученик", "ученик-класс", "учитель-класс");
обращаться за помощью и принимать помощь;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию на уроках труда;

сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях;
доброжелательно относиться, сопереживать сверстникам;
уметь договариваться в конфликтных ситуациях взаимодействия с
окружающими.
Регулятивные учебные действия:
соблюдать правила на уроке (поднимать руку, вставать и выходить из-за
парты);
посещать учебные занятия;
осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям;
выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках
образовательной программы;
активно участвовать в деятельности;
контролировать и оценивать свои действия и действия других обучающихся;
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами;
оценивать свои результаты труда и корректировать свою деятельность с
учетом выявленных недочетов.
Познавательные учебные действия:
выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства
хорошо знакомых предметов;
устанавливать видо-родовые отношения предметов;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном
материале;
пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
измерять, вычислять, планировать предстоящие действия;
работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать
изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое
изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других
носителях).

способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально
значимых мотивов учебной деятельности;
сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях;
способность к осмыслению картины мира, ее временно-пространственной
организации; формирование целостного, социально ориентированного
взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к
чувствам других людей;
сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению
к материальным и духовным ценностям;
проявление готовности к самостоятельной жизни.
Работа с бумагой и картоном.
Элементарные сведения о бумаге (изделия из бумаги). Сорта и виды бумаги
(бумага для письма, бумага для печати, рисовальная, впитывающая
(гигиеническая), крашеная). Цвет, форма бумаги (треугольник, квадрат,
прямоугольник). Инструменты и материалы для работы с бумагой и
картоном. Организация рабочего места при работе с бумагой.
Способы работы с бумагой и картоном: аппликация, конструирование.
Виды работы с бумагой и картоном:
Разметка бумаги. Экономная разметка бумаги. Приемы разметки: разметка с
помощью шаблоном. Понятие «шаблон». Правила работы с шаблоном.
Порядок обводки шаблона геометрических фигур. Разметка по шаблонам
сложной конфигурации. Разметка с помощью чертежных инструментов (по
линейке, угольнику, циркулем). Понятия: «линейка», «угольник», «циркуль».
Их применение и устройство. Разметка с опорой на чертеж. Понятие
«чертеж». Линии чертежа. Чтение чертежа.
Вырезание ножницами из бумаги. Инструменты для резания бумаги. Правила
обращения с ножницами. Правила работы ножницами. Приемы вырезания
ножницами: «надрез по короткой прямой линии», «разрез по длинной
линии», «разрез по незначительно изогнутой линии», «округление углов
прямоугольных форм», «вырезание изображений предметов, имеющие
округлую форму», «вырезание по совершенной кривой линии (кругу)».

Способы вырезания: «симметричное вырезание из бумаги, сложенной
пополам», «симметричное вырезание из бумаги, сложенной несколько раз»,
«тиражирование деталей».
Складывание фигурок из бумаги (оригами). Приемы сгибания бумаги:
«сгибание треугольника пополам», «сгибание квадрата с угла на угол»;
«сгибание прямоугольной формы пополам», «сгибание сторон к середине»,
«сгибание углов к центру и середине», «сгибание по типу «гармошка»,
«вогнуть внутрь», «выгнуть наружу».
Конструирование из бумаги и картона (из плоских деталей, на основе
геометрических тел (цилиндра, конуса), изготовление коробок).
Соединение деталей изделия. Клеевое соединение. Правила работы с клеем и
кистью. Приемы клеевого соединения: "точечное", "сплошное". Щелевое
соединение деталей (щелевой замок).

Работа с текстильными материалами.
Ткачество. Как ткут ткани. Виды переплетений ткани (редкие, плотные
переплетения). Процесс ткачества (основа, уток, челнок, полотняное
переплетение).
Скручивание ткани. Историко-культурологические сведения (изготовление
кукол-скруток из ткани в древние времена).
Отделка изделий из ткани. Аппликация на ткани. Работа с тесьмой.
Применение тесьмы. Виды тесьмы (простая, кружевная, с орнаментом).
Правила работы с режущими и колющими инструментами. Виды работы с
нитками (раскрой, шитье, вышивание, аппликация на ткани, вязание,
плетение, окрашивание, набивка рисунка). Шитье. Завязывание узелка на
нитке. Соединение деталей, выкроенных из ткани, прямой строчкой,
строчкой «косыми» стежками и строчкой петлеобразного стежка (закладки,
кухонные предметы, игрушки).
Элементарные сведения о нитках (откуда берутся нитки). Применение ниток.
Свойства ниток. Цвет ниток. Как работать с нитками. Виды работы с
нитками: связывание ниток в пучок (ягоды, фигурки человечком, цветы);
отрезание нитки нужной длины, завязывание узелка на конце нитки.
Ремонт одежды. Виды ремонта одежды (пришивание пуговиц, вешалок,
карманом). Пришивание пуговиц (с двумя и четырьмя сквозными

отверстиями, с ушком). Отделка изделий пуговицами. Изготовление и
пришивание вешалки.
Работа с древесными материалами.
Способы обработки древесины ручными инструментами и
приспособлениями (зачистка напильником, наждачной бумагой).
Способы обработки древесины ручными инструментами (пиление, заточка
точилкой).
Аппликация из древесных материалов (опилок, карандашной стружки,
древесных заготовок для спичек). Клеевое соединение древесных
материалов.
Работа с проволокой.
Элементарные сведения о проволоке (медная, алюминиевая, стальная).
Применение проволоки в изделиях. Свойства проволоки (толстая, тонкая,
гнется). Инструменты (плоскогубцы, круглогубцы, кусачки). Правила
обращения с проволокой.
Приемы работы с проволокой: «сгибание волной», «сгибание в кольцо»,
«сгибание в спираль», «сгибание вдвое, втрое, вчетверо», «намотка на
карандаш», «сгибание под прямым углом».
Получение контуров геометрических фигур, букв, декоративных фигурок
птиц, зверей, человечков.
Работа с металлом.
Элементарные сведения о металле. Применение металла. Виды металлов
(черные, цветные, легкие тяжелые, благородные). Свойства металлов. Цвет
металла. Технология ручной обработки металла. Инструменты для работы по
металлу.
Работа с алюминиевой фольгой.
Приемы обработки фольги: «сминание», «сгибание».

Учебно-тематическое планирование
Учебно-тематическое планирование
№

Название раздела

Кол-во часов

1

Работа с бумагой и картоном

4

2

Работа с текстильными материалами

3

3

Работа с бумагой и картоном

8

4

Работа с текстильными материалами

1

5

Работа с металлом

2

6

Работа с бумагой и картоном

7

7

Работа с текстильными материалами

1

8

Работа с проволокой

2

9

Работа с бумагой и картоном

1

10

Работа с древесными материалами

2

11

Работа с текстильными материалами

3

Итого

34

Календарно – тематическое планирование.

Тема урока

Кол- Программное содержание Минимальный уровень
во
часо
в

Работа с бумагой и картоном – 4 часа
1.Т.Б. Свойства,
1
Проверка знаний о бумаге
сорта бумаги.
(материалы, инструменты и
Виды работ с
приспособления; изделия;
бумагой
виды бумаги; размер и форма
бумаги; технологические
операции с бумагой; виды
работы с бумагой).
Выполнение упражнений в
дифференцировании и
объединении в группы
материалов, инструментов и
приспособлений.
Подготовка и содержание
порядка рабочего места.
Соблюдение правил
поведения на уроках труда.

Рассказывают о бумаге.
Дифференцируют и объединяют в
группы материалы, инструменты
и приспособления по вопросам
учителя.
Подготавливают и содержат в
порядке рабочее место.
Соблюдают правила поведения на
уроках труда.
Работают с учебником и рабочей
тетрадью

Д

Р
(
п
б
т
б
Д
г
п
П
п
С
у
Р
т

2. Геометрическая
фигура, раскладка

1

3. Складывание
простых форм из
квадрата
Фигурка «Рыбка»

1

4. Игра
«Геометрический
конструктор»

1

Работа с учебником и рабочей
тетрадью
Выполнение различных видов
работы с бумагой
(складывание, вырезание,
аппликация, объемное
конструирование).
Подготовка рабочего места к
работе с бумагой.
Разбор изделия: форма,
особенности конструкции
изделия и его
пространственные отношения.
Соблюдение правила
разметки бумаги.
Складывание из
треугольников.
Овладение сборкой изделия
способом склеивания деталей

Называют виды работы с бумагой.
Подготавливают рабочее место к
работе с бумагой.
Устанавливают общую форму,
особенности конструкции изделия
и его пространственные
отношения по вопросам учителя.
Рассказывают о геометрических
фигурах «квадрат» и
«треугольник» и их признаках.
Рассказывают правила разметки
бумаги.
Владеют навыком сгибания
треугольника пополам и
соединения нижних углов с
вершиной.
Владеют навыком склеивания
деталей и сборки изделия с
помощью клея под контролем
учителя
Складывание из бумаги—
Рассказывают о способе
оригами.
складывания из бумаги (оригами).
Разбор изделия: форма,
Устанавливают общую форму,
особенности конструкции
конструкцию изделия и его
изделия и его
пространственные отношения по
пространственные отношения. вопросам учителя.
Чтение схем-рисунков по
Рассказывают о геометрических
условным обозначениям.
фигурах «квадрат» и
Овладение складыванием
«треугольник» и их признаках.
базовой формы «треугольник» Складывают базовую форму
и на его основе — фигурки
«треугольник» и на его основе —
рыбки
фигурку рыбки под контролем
учителя.
Владеют навыком чтения схемрисунков по условным
обозначениям с помощью
учителя.
Работают в соответствии с
намеченным планом под
контролем учителя
Нахождение на линейке
Закрепляют представления о
длины, заданной в
миллиметре как о мере длины.
миллиметрах.
Находят на линейке нужное
Работа с учебником и рабочей количество миллиметров (20, 80)
тетрадью
и переводят их в сантиметры под
Разметка заготовки изделия.
контролем учителя.

Н
П
р
У
о
и
о
Р
ф
«
Р
б
В
т
с
в
В
д
п

Р
с
У
к
п
Р
ф
«
С
«
ф
В
р
о
Р
н

З
м
Н
к
п

Изготовление игры
«Геометрический
конструктор» по плану в
учебнике

5. Бумажная
схема
полотняного
переплетения
нитей

1

6. Игрушка
«Кукла скрутка»

1

7. Салфетка с
аппликацией

1

Работа с текстильными
материалами – 3 часа
Проверка знаний о ткани.
Упражнение в
дифференцировании и
объединении в группы
материалы, инструменты и
приспособления.
Изучение плотности
переплетения нитей в ткани.
Знакомство с процессом
ткачества на примере
полотняного переплетения
нитей.
Выполнение бумажной схемы
переплетения нитей

Проверка знаний о видах
работы с тканью, о
технологических операциях
при работе с тканью.
Проведение беседы об
искусстве изготовления
тряпичных кукол-скруток.
Выполнение приема
скручивания ткани.
Изготовление куклы-скрутки
по плану и самостоятельно
Знакомство со способами
отделки изделий из ткани.
Знакомство с видами ткани,
ткачество.
Беседа о холсте как о ткани с
полотняным переплетением
нитей.
Разбор изделия, выделение
его основных признаков и
деталей.
Выполнение приема
обработки края салфетки

Чертят отрезки заданной длины в
миллиметрах с помощью учителя.
Изготавливают игру
«Геометрический конструктор» по
плану в учебнике с помощью
учителя

Ч
м
И
«
п

Рассказывают о ткани.
Дифференцируют и объединяют в
группы материалы, инструменты
и приспособления по вопросам
учителя.
Изучают плотность переплетения
нитей в ткани.
Знакомятся с процессом ткачества
на примере полотняного
переплетения нитей (поперечные
нити уток, продольные нити —
основа) и устройством ткацкого
станка на примере игрушечного
станка.
Выполняют бумажную схему
переплетения нитей с помощью
учителя
Рассказывают о видах работы с
тканью, о технологических
операциях при работе с тканью.
Владеют приемом скручивания
ткани под контролем учителя.
Изготавливают куклу-скрутку по
плану с помощью учителя.

Р
Д
г
п
И
н
З
н
п
н
о
с
с
В
п

Рассказывают о способах отделки
изделий из ткани.
Рассказывают о понятии
«аппликация».
Рассказывают о видах ткани,
ткачестве.
Изучают сведения о холсте как о
ткани с полотняным
переплетением нитей.
Разбирают изделие, выделяя его
основные признаки и детали по
вопросам учителя.

Р
и
Р
«
Р
т
И
т
п
Р
о
Р

Р
т
о
В
т
И
п

способом выдергивания нитей Работают в соответствии с планом
(бахрома)
под контролем учителя.
Владеют приемом обработки края
салфетки способом выдергивания
нитей с помощью учителя.
Ориентируются в пространстве на
плоскости изделия в процессе
наклеивания деталей на основу
Работа с бумагой и картоном-8часов
8. Игрушка с
1
Разбор объекта, особенности
Разбирают объект и разбираются в
подвижным
конструкции изделия.
особенностях конструкции
соединением
Выполнение технологических изделия по вопросам учителя.
деталей
операций с бумагой.
Рассказывают о технологических
«Цыпленок»
Освоение приемов разметки
операциях с бумагой.
округлых деталей изделия по Владеют приемами разметки
шаблону и вырезания по
округлых деталей изделия по
кривым линиям (овалов).
шаблону и вырезания по кривым
Выполнение подвижного
линиям с частичной помощью
соединения деталей.
учителя.
Самостоятельное
Работают самостоятельно по
изготовление изделия по
готовому плану под контролем
готовому плану
учителя
9. Игрушка
1
Определение особенностей
Определяют особенности
«Летающий диск»
конструкции изделия.
конструкции изделия по вопросам
Выполнение черчения
учителя.
окружности с помощью
Рассказывают о технологических
циркуля.
операциях: «разметка по
Освоение технологических
шаблону», «вырезание по линии
операций: «разметка по
разметки».
шаблону», «вырезание по
Знакомятся с циркулем как с
линии разметки».
чертежным инструментом.
Изготовление игрушки
Рассказывают о геометрических
«Летающий диск» по плану
понятиях «окружность» и «круг»,
«радиус» и «диаметр».
Вычерчивают окружность с
помощью циркуля.
Изготавливают игрушку
«Летающий диск» по плану под
контролем учителя.
10. Игрушка из
1
Разбор конструкции
Рассматривают конструкцию
бумажных кругов
многодетального изделия,
многодетального изделия,
«Попугай»
Выделение его основных
выделяя его основные признаки и
признаков и свойств.
свойства по вопросам учителя.
Вычерчивание окружности с
Рассказывают о циркуле и
помощью циркуля.
вычерчивают окружность с
Экономное использование
помощью циркуля.
бумаги при вычерчивании
Экономно размечают бумагу при
нескольких окружностей.
вычерчивании нескольких

В
с
н
О
п
н

Р
о
и
Р
о
В
о
ш
л
Р
г

О
к
Р
о
ш
р
З
ч
Р
п
«
В
п
И
«

Р
м
е
Р
в
п
Э
в
о

Сборка изделия по
намеченному плану

11. Конверт для
писем с клеевым
соединением
деталей

1

12. Конверт без
клеевого
соединения
деталей

1

13. Аппликация
«Коврик с
геометрическим
орнаментом»

1

Определение
функционального назначения
изделий из бумаги.
Знакомство с понятием
«развертка».
Изготовление изделия на
основе развертки.
Разбор конструкции изделия,
его основные признаки и
свойства.
Выполнение технологии
склеивания клапанов
конверта.
Выполнение сборки изделия
по намеченному плану
Знакомство со способами
изготовления конвертов.
Разбор изделия, выделение
его основных признаков и
деталей.
Выполнение сгибания бумаги
по заданным условным
обозначениям.
Изготовление конвертов без
клеевого соединения.
Выполнение сборки изделия
по намеченному плану

Знакомство с изделиями
декоративно-прикладного
искусства.
Знакомство с понятием
«геометрический орнамент»,
рассмотрение
пространственного
размещения его элементов.

окружностей под контролем
учителя.
Работают в соответствии с
намеченным планом под
контролем учителя.
Вырезают и сгибают бумагу.
Соблюдают точность при сборке
изделия под контролем учителя
Рассказывают о функциональном
назначении изделий из бумаги.
Изготавливают изделия на основе
развертки под контролем учителя.
Разбирают конструкцию изделия,
выделяя его основные признаки и
свойства по вопросам учителя.
Производят разметку развертки на
бумаге по шаблону.
Выполняют надрез, разрез по
прямой длинной линии.
Работают по плану.
Выполняют склеивание клапанов
конверта

Р
н
В
С
и

Рассказывают о назначении
конвертов.
Рассказывают о способах
изготовления конвертов (с
клеевым соединением).
Разбирают объект, выделяя его
признаки, свойства и детали по
вопросам учителя.
Сгибают бумагу по условным
обозначениям.
Применяют полученные знания и
умения при изготовлении
конвертов без клеевого
соединения.
Работают в соответствии с
намеченным планом под
контролем учителя
Рассказывают об изделиях
декоративно-прикладного
искусства (коврах).
Рассказывают о понятии
«геометрический орнамент» и о
пространственном размещении
его элементов.
Рассказывают об аппликации.

Р
к
Р
и
к
Р
п
С
о
П
у
к
с
Р
н

Р
н
И
р
Р
в
с
П
б
В
п
Р
В
к

Р
д
и
Р
«
п
э
Р

Разметка геометрического
орнамента с помощью
угольника.
Разбор изделия, выделение
его основных признаков и
деталей.
Выполнение сборки изделия
по намеченному плану

14. Закладка для
книг из
зигзагообразных
полос

1

Рассказ о функциональном
назначении изделий из
бумаги, изготовленных на
уроках труда.
Выполнение разметки
прямоугольника с помощью
угольника.
Проведение сборки изделия
по намеченному плану.
Выполнение контроля за
производимыми операциями
(сравнение со схемой для
контроля в рабочей тетради).
Выполнение переплетения
деталей из бумажных
зигзагообразных полос

15. Закладка для
книг со
«свободным
плетением»

1

Рассказ о функциональном
назначении изделий из
бумаги, изготовленных на
уроках труда.
Проведение разметки
наклонных линий с помощью
угольника.
Выполнение сборки изделия
по намеченному плану.

Рассказывают о видах бумаги
(бархатная бумага).
Разбирают объект, выделяя его
признаки, свойства и детали по
вопросам учителя.
Рассказывают о геометрическом
понятии «прямой угол».
Вычерчивают прямой угол с
помощью линейки и угольника
под контролем учителя.
Используют приобретенный
навык при разметке деталей
изделия под контролем учителя.
Работают в соответствии с
намеченным планом.
Ориентируются в пространстве
при составлении геометрического
орнамента
Рассказывают о функциональном
назначении изделий из бумаги,
изготовленных на уроках труда.
Размечают прямоугольник с
помощью чертежных
инструментов под контролем
учителя.
Размечают детали изделия под
прямым углом под контролем
учителя.
Выполняют разрез по коротким
линиям и используют
соответствующий прием
вырезания ножницами из бумаги.
Работают в соответствии с
намеченным планом.
Контролируют выполняемые
операции.
Переплетают детали из бумажных
зигзагообразных полос
Рассказывают о применении
закладок.
Рассказывают о геометрических
понятиях «прямой угол», «острый
угол», «тупой угол».
Вычерчивают острый угол с
помощью угольника под
контролем учителя.
Используют этот способ разметки
при изготовлении изделия.

Р
(
Р
п
Р
п
В
п
И
п
Р
н
О
п
о

Р
н
и
Р
п
и
Р
п
В
л
с
в
Р
н
К
о
П
з

Р
з
Р
п
у
В
п
И
п

Выполнение работы по
технологии «свободное
плетение» из бумаги

16. Изделие
«Салфеткаприхватка»

1

17. Изделие
«Дерево»

1

18. Изделие
«Паук»

1

Работа с текстильными
материалами – 1 час
Рассказ о функциональном
назначении изделий из ткани.
Разбор изделия, выделение
его основных признаков и
деталей.
Повторение правил работы с
режущими и колющими
инструментами.
Проведение сборки изделия
по намеченному плану.
Выполнение соединения
деталей изделия строчкой
косого стежка
Работа с металлом – 2 часа
Знакомство с
функциональным
назначением изделий из
металла.
Беседа о видах, свойствах,
цвете, технологической
ручной обработке металлов и
об используемых при этом
инструментах.
Освоение приемов
формообразования: сминание,
сжимание, скручивание
алюминиевой фольги.
Выполнение сборки изделия
по намеченному плану
Рассказ о функциональном
назначении изделий из
металла.
Беседа о видах, свойствах,
цвете, технологической
ручной обработке металлов и
об используемых при этом
инструментах.
Выполнение приемов
формообразования (сминания,
сжимания и скручивания)
изделий из алюминиевой
фольги.

Работают в соответствии с
намеченным планом.
Владеют «свободным плетением»
из бумаги

Р
н
В
и

Рассказывают о функциональном
назначении изделий из ткани.
Разбирают объект, выделяя его
признаки, свойства и детали по
вопросам учителя.
Рассказывают о правилах работы
режущими и колющими
инструментами.
Работают в соответствии с
намеченным планом.
Сметывают детали изделия
строчкой прямого стежка. под
контролем учителя

Р
н
Р
п
Р
р
и
Р
н
С
с

Рассказывают о функциональном
назначении изделий из металла.
Рассказывают о видах, свойствах,
цвете, технологической ручной
обработке металлов и об
используемых при этом
инструментах.
Сгибают, разрывают и разрезают
по линии сгиба алюминиевую
фольгу под контролем учителя.
Владеют приемами
формообразования изделий из
алюминиевой фольги.
Работают в соответствии с
намеченным планом
Рассказывают о функциональном
назначении изделий из металла.
Рассказывают о видах, свойствах,
цвете, технологической ручной
обработке металлов и об
используемых при этом
инструментах.
Сгибают, разрывают и разрезают
по линии сгиба алюминиевую
фольгу под контролем учителя.
Владеют приемами
формообразования изделий из
алюминиевой фольги.

Р
н
Р
ц
о
и
и
С
п
ф
В
ф
а
Р
н
Р
н
Р
ц
о
и
и
С
п
ф
В
ф
а

19. Изделие
«Геометрическая
фигурараскладка»

1

20. Объемное
елочное
украшение,
елочная игрушка
«Солнышко»

1

21.
Растягивающаяся
игрушка
«Матрешка»

1

Выполнение сборки изделия
по намеченному плану
Работа с бумагой и
картоном – 7 часов
Рассказ о чертежных
инструментах и правилах
работы циркулем.
Деление круга на равные
части способом складывания.
Выполнение сборки изделия
по намеченному плану.
Выполнение склеивания
деталей и сборка изделия с
помощью клея

Работают в соответствии с
намеченным планом

Рассказывают о геометрической
фигуре «круг».
Рассказывают о чертежных
инструментах и правилах работы
циркулем.
Владеют приемом вырезания по
кругу.
Делят круг на равные части
способом сгибания.
Владеют умением сгибания
бумаги.
Владеют приемами склеивания
деталей и сборки изделия с
помощью клея под контролем
учителя
Повторение функционального Рассказывают о функциональном
назначения изделий из
назначении изделий из бумаги.
бумаги.
Разбирают объект, выделяя его
Разбор изделия, выделение
признаки, свойства и детали по
его основных признаков и
вопросам учителя.
деталей.
Рассказывают о геометрической
Выполнение деления круга на фигуре «круг».
равные части с помощью
Рассказывают правила
угольника и линейки.
вычерчивания окружности с
Проведение сборки изделия
применением циркуля или по
по намеченному плану.
шаблону.
Выполнение склеивания
Вырезают по короткой прямой и
деталей и сборка изделия с
по кругу.
помощью клея
Делят круг на равные части с
помощью угольника и линейки.
Работают в соответствии с
намеченным планом.
Владеют навыком склеивания
деталей и сборки изделия с
помощью клея под контролем
учителя
Рассказ о функциональном
Рассказывают о функциональном
назначении изделий из
назначении изделий из бумаги.
бумаги.
Определяют особенности
Определение особенностей
конструкции изделия по вопросам
конструкции изделия.
учителя.
Овладение способом
Владеют способом тиражирования
тиражирования для получения для получения большого
количества одинаковых деталей.

Р
н

Р
ф
Р
и
ц
В
к
Д
с
В
б
В
д
п

Р
н
Р
п
Р
ф
Р
в
п
ш
В
п
Д
п
Р
н
В
д
п

Р
н
О
к
В
д
к

22. Елочное
украшение
«Птица»

1

23. Елочное
украшение
«Снежинка»

1

24. Летающая
модель «Планер»

1

большого количества
одинаковых деталей.
Выполнение деления круга на
равные части с помощью
угольника.
Выполнение склеивания
деталей изделия с
использованием приема
«точечное склеивание»
Повторение материала о
функциональном назначении
изделий из бумаги.
Определение особенностей
конструкции изделия.
Выполнение приема разметки
деталей изделия по шаблону.
Овладение приемом: «надрез
по короткой линии».
Выполнение вырезания
симметричных деталей из
бумаги, сложенной пополам.
Осуществление контроля за
правильностью выполнения
трудовых действий

Размечают заготовки с помощью
линейки под контролем учителя.
Вырезают по кругу.
Делят круг на равные части с
помощью угольника.
Склеивают детали изделия с
использованием приема «точечное
склеивание»

Р
л
В
Д
п
С
и
с

Рассказывают о функциональном
назначении изделий из бумаги.
Определяют особенности
конструкции изделия по вопросам
учителя.
Владеют приемами разметки
деталей изделия по шаблону.
Владеют приемом «надрез по
короткой линии».
Владеют приемом вырезания
симметричных деталей из бумаги,
сложенной пополам под
контролем учителя.
Контролируют правильность
выполнения трудовых действий
по вопросам учителя
Разбор изделия: форма
Определяют геометрическую
изделия, конструкция изделия форму изделия, конструкцию
и пространственное
изделия и пространственное
соотношение его деталей.
соотношение его деталей.
Складывание базовой формы
Рассказывают о геометрических
«змей» и использование ее в
фигурах «квадрат»,
изделии.
«треугольник», «многоугольник»
Чтение схем-рисунков с
и их признаках.
условными обозначениями.
Складывают базовую форму
Выполнение сборки изделия
«змей» и используют ее в изделии
по намеченному плану.
под контролем учителя.
Осуществление контроля за
Владеют навыком чтения схемправильностью выполнения
рисунков с условными
трудовых действий
обозначениями под контролем
учителя.
Работают в соответствии с
намеченным планом.
Ориентируются в пространстве.
Контролируют правильность
выполнения трудовых действий
по вопросам учителя
Проведение беседы о чертеже. Рассказывают о чертеже.

Р
н
О
к
В
д
В
к
В
с
с
К
в

О
ф
и
с
Р
ф
«
С
«
В
р
о
Р
н
О
К
в

Р

Чтение чертежа и
технического рисунка по
чертежным линиям.
Выполнение разметки с
опорой на чертеж.
Сравнение своего чертежа с
контрольной схемой в
рабочей тетради.
Проведение сборки изделия
по намеченному плану

25. 26

1

26. Аппликация
«Цветок из
ниток»

1

27. Декоративные
фигурки птиц,

1

Чтение чертежа и
технического рисунка по
чертежным линиям.
Выполнение разметки с
опорой на чертеж.
Сравнение своего чертежа с
контрольной схемой в
рабочей тетради.
Выполнение контроля за
правильностью выполнения
трудовых действий

Работа с текстильными
материалами – 1 час
Рассказ об изделиях
декоративно-прикладного
искусства.
Знакомство с видами,
свойствами ниток, видами
работы с нитками.
Разбор аппликации,
выделение деталей и их
пространственное
соотношение.
Выполнение связывания
ниток в пучок.
Проведение сборки изделия
по намеченному плану
Работа с проволокой – 2
часа
Рассказ о видах проволоки, ее
свойствах, приемах сгибания.

Читают чертеж и технический
рисунок по чертежным линиям.
Называют чертежные линии.
Находят общие детали в чертеже и
на объемном рисунке объекта по
вопросам учителя.
Выполняют разметку изделия с
опорой на чертеж под контролем
учителя.
Выполняют контрольные
операции.
Действуют в соответствии с
планом работы.
Читают чертеж по чертежным
линиям.
Называют чертежные линии.
Находят общие детали в чертеже и
на объемном рисунке объекта.
Выполняют разметку изделия с
опорой на чертеж под контролем
учителя.
Выполняют контроль операций по
вопросам учителя.
Действуют в соответствии с
планом работы.
Контролируют правильностью
выполнения трудовых действий

Ч
р
Н
Н
н
В
о
В
о
Д
п

Рассказывают об изделиях
декоративно-прикладного
искусства.
Рассказывают об аппликации.
Рассказывают о видах, свойствах
ниток, видах работы с нитками.
Рассматривают аппликацию,
выделяя в ней детали и их
пространственное соотношение по
вопросам учителя.
Работают в соответствии с
намеченным планом под
контролем учителя

Р
д
и
Р
Р
н
Р
в
п
Р
н

Рассказывают о видах проволоки,
ее свойствах, приемах ее
сгибания.

Р
е

Ч
л
Н
Н
н
В
о
В
Д
п
К
в

зверей,
человечков

28. Работа с
проволокой.
«Муха»

29. Изделие
«Открытая
коробочка»

30. Аппликация
из карандашной
стружки
«Цветок»

1

1

1

Выполнение приемов
формообразования изделий из
проволоки.
Разбор изделия.
Выполнение изделия по
намеченному плану
Проверка знаний о проволоке,
нитках, бумаге.
Разбор изделия.
Проведение сборки изделия
из разных материалов
(проволока, бумага, нитки).
Выполнение изделия по
намеченному плану

Работа с бумагой и
картоном – 1 час
Рассказ о функциональном
назначении изделий из бумаги
(коробочки).
Чтение схем-рисунков с
условными обозначениями.
Изготовление открытой
коробочки способом сгибания
бумаги.
Выполнение изделия по
намеченному плану

Работа с древесными
материалами – 2 часа
Выполнение обработки
древесины ручными
инструментами.
Применение карандашной
стружки в аппликации.
Выполнение приемов
получения древесной стружки
в процессе заточки карандаша
с применением точилки и

Разбирают объект и действуют в
соответствии с намеченным
планом работы по вопросам
учителя

Р
с
п

Используют различные материалы
при изготовлении одного изделия.
Рассказывают о проволоке,
нитках, бумаге.
Определяют сходства и различия
между этими материалами по
вопросам учителя.
Разбирают объект и действуют в
соответствии с намеченным
планом работы под контролем
учителя

И
п
Р
б
О
м
Р
с
п

Рассказывают о функциональном
назначении изделий из бумаги.
Определяют названия вида
искусства, в котором изделия
складываются из бумаги по
вопросам учителя.
Рассказывают о приемах сгибания
бумаги.
Складывают базовую форму
«треугольник» и на ее основе
коробочку под контролем
учителя.
Складывают базовую форму
«блин» и на ее основе коробочку
под контролем учителя.
Действуют в соответствии с
намеченным планом работы

Р
н
О
и
с
Р
б
С
«
к
С
«
Д
н

Рассказывают о древесных
материалах, их свойствах и
ручной обработке различными
видами резцов.
Владеют приемом получения
древесной стружки в процессе
заточки карандаша с применением
точилки.

Р
м
о
р
В
д
з
т

соединения кусочков
карандашной стружки.
Освоение технологии клеевой
обработки деталей из
карандашной стружки

31. Аппликация
из древесных
заготовок «Дом»

1

32. Пришивание
пуговиц с
четырьмя
сквозными
отверстиями

1

33. Пришивание
пуговиц с ушком

1

Знакомство с изделиями из
древесины.
Применение древесных
заготовок в аппликации.
Выполнение обработки
древесины ручными
инструментами.
Выполнение клеевого
соединения деталей из
древесины.
Разбор аппликации,
выделение деталей и их
пространственное
расположение в композиции.
Самостоятельное выполнение
изделия по намеченному
плану
Работа с текстильными
материалами – 3 часа
Беседа о различных
операциях по ремонту
одежды.
Овладение технологией
пришивания пуговиц с
четырьмя сквозными
отверстиями.
Повторение правила работы с
иглой.
Выполнение приемов
отрезание нитки нужной
длины, завязывание узелка на
конце нитки.
Проведение работы по
намеченному плану
Обучение технологии
пришивания пуговиц с
ушком.
Повторение правила работы с
иглой.

Изготовление аппликации с
применением карандашной
стружки под контролем учителя.
Владеют приемами затачивания
карандаша, соединения кусочков
карандашной стружки и
технологией клеевой обработки
деталей из карандашной стружки
Рассказывают о изделиях из
древесины.
Рассказывают о древесных
материалах, их свойствах.
Рассказывают о применении
древесных заготовок в
аппликации.
Разбирают аппликацию,
определяют ее детали и их
пространственное расположение в
композиции по вопросам учителя.
Работают по намеченному плану

И
п
с
В
к
к
т
д

Р
д

Р
м

Р
д

Р
о
п
к

Р

Рассказывают о различных
операциях по ремонту одежды.
Рассказывают о пуговицах и
различают их.
Владеют технологией пришивания
пуговиц с четырьмя сквозными
отверстиями с частичной
помощью учителя.
Рассказывают правила работы с
иглой.
Отрезают нитку нужной длины,
завязывают узелок на конце нитки
под контролем учителя.
Работают по намеченному плану

Р
о
Р
р
В
п
о
Р
и
О
з
Р

Рассказывают о пуговицах и
различают их.
Владеют технологией пришивания
пуговиц с ушком с частичной
помощью учителя.

Р
р
В
п
Р
и

Овладение приемами
отрезание нитки нужной
длины, завязывание узелка на
конце нитки.
Работа по намеченному плану
34. Ремонт
одежды.
Изготовление и
пришивание
вешалки

1

Беседа о различных
операциях при ремонте
одежды.
Овладение технологией
изготовления и пришивания
вешалки.
Повторение правила работы с
иглой.
Овладение приемами
отрезания нитки нужной
длины, завязывания узелка на
конце нитки.
Выполнение работы по
намеченному плану

Список литературы
Л.А Кузнецова «Ручной труд»

Рассказывают правила работы с
иглой.
Отрезают нитку нужной длины,
завязывают узелок на конце нитки
под контролем учителя.
Работают по намеченному плану
Рассказывают о различных
операциях при ремонте одежды.
Рассказывают правила работы с
иглой.
Отрезают нитку нужной длины,
завязывают узелок на конце
нитки.
Рассказывают о строчке прямого и
косого стежков и применяют их
при изготовлении и пришивании
вешалки.
Работают по намеченному плану
под контролем учителя.
Изготавливают лекало вешалки из
бумаги, размечают и выкраивают
деталь из ткани, сшивают вешалку
и пришивают ее к ткани под
контролем учителя

О
з
Р

Р
о
Р
и
О
з
Р
к
п
в
Р
И
б
д
и


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».