Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

ВД Основы сам. изучения по географии 9 (2025-2026)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
Администрация Кировградского муниципального округа
МАОУ СОШ №9

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Заместитель директора
по ВР

Директор МАОУ СОШ
№9

________________________

________________________

Е.В.Малых
Протокол № 1 от «28»
августа 2025 г.

Т.В. Бабушкин
Приказ № 84 от «28» 08
2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса «Основы самостоятельной деятельности по предмету
география»

для обучающихся 9 класса

п.Нейво-Рудянка 2025

I.

АННОТАЦИЯ

к рабочей программе курса внеурочной деятельности «Основы
самостоятельной деятельности по предмету география», 9 класс
Данная программа составлена на основе кодификатора

и

спецификатора к Государственной итоговой аттестации по географии для 9
класса. Данный курс конкретизирует, детализирует и раскрывает содержание
предметных тем образовательного стандарта, определяет общую стратегию
обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в
соответствии с целями изучения географии, которые определены стандартом,
дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность
изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и
внутрипредметных

связей,

логики

учебного

процесса,

возрастных

особенностей учащихся.
Программа рассчитана на 18 часов 1 час в неделю, второе полугодие.
Целью

курса

является

повышение

уровня

предметной

и

психологической готовности учащихся к сдаче государственной итоговой
аттестации по географии (знакомства школьников с особенностями данной
формы аттестации, отработки ими навыков заполнения аттестационных
документов и бланков ответов).
Задачи курса:
• сформировать:
- представление о структуре и содержании контрольных измерительных
материалов по предмету; назначении заданий различного типа (с выбором
ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом);
• сформировать умения:
- работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения
экзамена в целом;
- эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов;
- правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом.
• систематизировать знания учащихся по географии.

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
В результате изучения курса учащийся должен
Познавательные УУД
1.1 Базовые логические действия
 Выявлять

и

характеризовать

существенные

признаки

объектов

(явлений)
 Устанавливать существенный признак классификации, основания для
обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа
 С

учётом

предложенной

задачи

выявлять

закономерности

и

противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи
 Выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и
процессов
 Делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы
о взаимосвязях
 Самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать
несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с
учётом самостоятельно выделенных критериев)
1.2 Базовые исследовательские действия
 Проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный
эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей
объекта изучения, причинноследственных связей и зависимостей
объектов между собой
 Оценивать применимость и достоверность информации, полученной в
ходе исследования (эксперимента)
 Самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого

наблюдения,

опыта,

исследования,

владеть

инструментами

оценки

достоверности

полученных

выводов

и

обобщений
 Прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и
их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах
 Использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и
желательным

состоянием

ситуации,

объекта,

самостоятельно

устанавливать искомое и данное; формировать гипотезу об истинности
собственных суждений и суждений других, аргументировать свою
позицию, мнение
1.3 Работа с информацией
 Применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и
отборе информации или данных из источников с учётом предложенной
учебной задачи и заданных критериев
 Выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать
информацию различных видов и форм представления; находить
сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту
же идею, версию) в различных информационных источниках
 Самостоятельно
информации

и

выбирать

оптимальную

иллюстрировать

решаемые

форму
задачи

представления
несложными

схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями
 Оценивать надёжность информации по критериям, предложенным
педагогическим работником или сформулированным самостоятельно
 Эффективно запоминать и систематизировать информацию
Коммуникативные УУД
 Выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах
 В ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу
обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи
и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои

суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций
 Публично

представлять

результаты

выполненного

опыта

(эксперимента, исследования, проекта); самостоятельно выбирать
формат выступления с учётом задач презентации и особенностей
аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные
тексты с использованием иллюстративных материалов
 Воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии

с

целями

и

условиями

общения;

распознавать

невербальные средства общения, понимать значение социальных
знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и
смягчать конфликты, вести переговоры; понимать намерения других,
проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной
форме формулировать свои возражения
Регулятивные УУД
 Выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
 самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть),
выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся
ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые
варианты решений
 Ориентироваться

в

различных

подходах

принятия

решений

(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений
группой); составлять план действий (план реализации намеченного
алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом
получения новых знаний об изучаемом объекте; делать выбор и брать
ответственность за решение
 Владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии
 Вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся
трудностей

ситуаций,

установленных

ошибок,

возникших

 Давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
учитывать

контекст

и

предвидеть

трудности,

которые

могут

возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к
меняющимся

обстоятельствам;

(недостижения)

результатов

объяснять

причины

деятельности,

достижения

давать

оценку

приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей
ситуации; оценивать соответствие результата цели и условиям
 Различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями
других; выявлять и анализировать причины эмоций; регулировать
способ выражения эмоций
2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Введение
Особенности процедуры проведения государственной итоговой аттестации
выпускников 9 классов по географии. Нормативно-правовые документы,
определяющие порядок проведения государственной итоговой аттестации
выпускников 9 классов по географии, бланки государственной итоговой
аттестации выпускников 9 классов по географии и иные сведениями,
связанными

с

данной

процедурой.

Правила

заполнения

бланков.

Особенности экзаменационной работы по географии, структура КИМов,
демонстрационные версии контрольных измерительных материалов (КИМ).
Освоение основных разделов курса
Тема 1. Источники географической информации: 5 часов
План местности. Географическая карта. Их основные параметры и элементы.
Выдающиеся географические исследования, открытия и путешествия.
Отработка основных умений: измерения по картам расстояний, направлений;
определение географических координат; анализ плана местности.
Тема 2. Природа Земли и человек:3 часа
Земля как планета Солнечной системы. Географическая оболочка, основные

свойства

и

закономерности.

географических

явлений

и

Природные
процессов

в

комплексы.

Взаимосвязи

геосферах.

Определение

географических объектов и явлений
по их существенным признакам. Решение задач на поясное и местное время и
задач на определение географической широты в зависимости от угла наклона
солнечных лучей.
Тема 3. География России: 4 часа
Географическое положение и границы России. Субъекты Российской
Федерации.

Особенности

природы.

Население.

Народы.

Хозяйство.

Определение региона по его краткому описанию. Россия в современном
мире. Особенности населения России. Анализ демографической ситуации.
Этногеография. Определение демографических процессов и явлений по их
существенным

признакам.

Анализ

статистической

и

графической

информации (работа со статистическими таблицами, полово-возрастными
пирамидами). Определение демографических показателей по формулам.
Тема 4. Природопользование и экология: 6 часов
Основные виды природных ресурсов. Размещение основных видов ресурсов.
Ресурсообеспеченность. Анализ геоэкологических ситуаций. Основные виды
природопользования.
3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Тема

Количество
часов

Тема 1. Источники географической информации

5

Тема 2. Природа Земли и человек

3

Тема 3. География России

4

Тема 4. Природопользование и экология:

6

Всего

18

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Основы
самостоятельной деятельности по предмету география»
(9 класс 18 часов)
№

Тема

Кол-во часов

Тема 1. Источники географической информации (5 часов)
1.

Введение. Географические особенности природы и народов Земли.

1

2.

Географические явления и процессы в геосферах. Разные территории Земли: анализ карты

1

3.

Географические координаты. Географические явления и процессы в геосферах.

1

4.

Расстояние на карте. Направление на карте. Чтение и анализ карт.

1

5.

Чтение карт различного содержания

1

6.

Тема 2. Природа Земли и человек (3 часа)
Географические объекты и явления. Природные и техногенные явления.

1

7.

Влияние деятельности человека в природе. Выявление эмпирических зависимостей.

1

8.

Географические следствия движений Земли. Анализ информации о разных территориях
Земли.

1

Тема 3. География России (4 часа)
9.

Географическое положение России. Особенности природы России. Природные ресурсы, их
использование и охрана.

1

10.

Определение поясного времени. Особенности природно-хозяйственных зон и районов
России.

1

11.

Особенности населения России.

1

12.

Основные географические объекты России

1

Тема 4. Природопользование и экология (6 часов)
13.
14.
15.
16-18
Итого:

Территориальная обеспеченность ресурсами. Разные территории Земли, их
обеспеченности ресурсами.
Разные территории Земли: анализ карт

1

Выявление признаков географических объектов и явлений. Выбор верных утверждений о
базовых географических понятиях.
Анализ текста о природных особенностях Земли

1

1

3
18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».