МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
Администрация Кировградского муниципального округа
МАОУ СОШ №9
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Заместитель директора
по ВР
Директор МАОУ СОШ
№9
________________________
________________________
Е.В.Малых
Протокол № 1 от «28»
августа 2025 г.
Т.В. Бабушкин
Приказ № 84 от «28» 08
2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Основы самостоятельной деятельности по предмету
география»
для обучающихся 9 класса
п.Нейво-Рудянка 2025
I.
АННОТАЦИЯ
к рабочей программе курса внеурочной деятельности «Основы
самостоятельной деятельности по предмету география», 9 класс
Данная программа составлена на основе кодификатора
и
спецификатора к Государственной итоговой аттестации по географии для 9
класса. Данный курс конкретизирует, детализирует и раскрывает содержание
предметных тем образовательного стандарта, определяет общую стратегию
обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в
соответствии с целями изучения географии, которые определены стандартом,
дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность
изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и
внутрипредметных
связей,
логики
учебного
процесса,
возрастных
особенностей учащихся.
Программа рассчитана на 18 часов 1 час в неделю, второе полугодие.
Целью
курса
является
повышение
уровня
предметной
и
психологической готовности учащихся к сдаче государственной итоговой
аттестации по географии (знакомства школьников с особенностями данной
формы аттестации, отработки ими навыков заполнения аттестационных
документов и бланков ответов).
Задачи курса:
• сформировать:
- представление о структуре и содержании контрольных измерительных
материалов по предмету; назначении заданий различного типа (с выбором
ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом);
• сформировать умения:
- работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения
экзамена в целом;
- эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов;
- правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом.
• систематизировать знания учащихся по географии.
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
В результате изучения курса учащийся должен
Познавательные УУД
1.1 Базовые логические действия
Выявлять
и
характеризовать
существенные
признаки
объектов
(явлений)
Устанавливать существенный признак классификации, основания для
обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа
С
учётом
предложенной
задачи
выявлять
закономерности
и
противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи
Выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и
процессов
Делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы
о взаимосвязях
Самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать
несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с
учётом самостоятельно выделенных критериев)
1.2 Базовые исследовательские действия
Проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный
эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей
объекта изучения, причинноследственных связей и зависимостей
объектов между собой
Оценивать применимость и достоверность информации, полученной в
ходе исследования (эксперимента)
Самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого
наблюдения,
опыта,
исследования,
владеть
инструментами
оценки
достоверности
полученных
выводов
и
обобщений
Прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и
их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах
Использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и
желательным
состоянием
ситуации,
объекта,
самостоятельно
устанавливать искомое и данное; формировать гипотезу об истинности
собственных суждений и суждений других, аргументировать свою
позицию, мнение
1.3 Работа с информацией
Применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и
отборе информации или данных из источников с учётом предложенной
учебной задачи и заданных критериев
Выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать
информацию различных видов и форм представления; находить
сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту
же идею, версию) в различных информационных источниках
Самостоятельно
информации
и
выбирать
оптимальную
иллюстрировать
решаемые
форму
задачи
представления
несложными
схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями
Оценивать надёжность информации по критериям, предложенным
педагогическим работником или сформулированным самостоятельно
Эффективно запоминать и систематизировать информацию
Коммуникативные УУД
Выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах
В ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу
обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи
и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои
суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций
Публично
представлять
результаты
выполненного
опыта
(эксперимента, исследования, проекта); самостоятельно выбирать
формат выступления с учётом задач презентации и особенностей
аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные
тексты с использованием иллюстративных материалов
Воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии
с
целями
и
условиями
общения;
распознавать
невербальные средства общения, понимать значение социальных
знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и
смягчать конфликты, вести переговоры; понимать намерения других,
проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной
форме формулировать свои возражения
Регулятивные УУД
Выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть),
выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся
ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые
варианты решений
Ориентироваться
в
различных
подходах
принятия
решений
(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений
группой); составлять план действий (план реализации намеченного
алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом
получения новых знаний об изучаемом объекте; делать выбор и брать
ответственность за решение
Владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии
Вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся
трудностей
ситуаций,
установленных
ошибок,
возникших
Давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
учитывать
контекст
и
предвидеть
трудности,
которые
могут
возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к
меняющимся
обстоятельствам;
(недостижения)
результатов
объяснять
причины
деятельности,
достижения
давать
оценку
приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей
ситуации; оценивать соответствие результата цели и условиям
Различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями
других; выявлять и анализировать причины эмоций; регулировать
способ выражения эмоций
2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Введение
Особенности процедуры проведения государственной итоговой аттестации
выпускников 9 классов по географии. Нормативно-правовые документы,
определяющие порядок проведения государственной итоговой аттестации
выпускников 9 классов по географии, бланки государственной итоговой
аттестации выпускников 9 классов по географии и иные сведениями,
связанными
с
данной
процедурой.
Правила
заполнения
бланков.
Особенности экзаменационной работы по географии, структура КИМов,
демонстрационные версии контрольных измерительных материалов (КИМ).
Освоение основных разделов курса
Тема 1. Источники географической информации: 5 часов
План местности. Географическая карта. Их основные параметры и элементы.
Выдающиеся географические исследования, открытия и путешествия.
Отработка основных умений: измерения по картам расстояний, направлений;
определение географических координат; анализ плана местности.
Тема 2. Природа Земли и человек:3 часа
Земля как планета Солнечной системы. Географическая оболочка, основные
свойства
и
закономерности.
географических
явлений
и
Природные
процессов
в
комплексы.
Взаимосвязи
геосферах.
Определение
географических объектов и явлений
по их существенным признакам. Решение задач на поясное и местное время и
задач на определение географической широты в зависимости от угла наклона
солнечных лучей.
Тема 3. География России: 4 часа
Географическое положение и границы России. Субъекты Российской
Федерации.
Особенности
природы.
Население.
Народы.
Хозяйство.
Определение региона по его краткому описанию. Россия в современном
мире. Особенности населения России. Анализ демографической ситуации.
Этногеография. Определение демографических процессов и явлений по их
существенным
признакам.
Анализ
статистической
и
графической
информации (работа со статистическими таблицами, полово-возрастными
пирамидами). Определение демографических показателей по формулам.
Тема 4. Природопользование и экология: 6 часов
Основные виды природных ресурсов. Размещение основных видов ресурсов.
Ресурсообеспеченность. Анализ геоэкологических ситуаций. Основные виды
природопользования.
3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Тема
Количество
часов
Тема 1. Источники географической информации
5
Тема 2. Природа Земли и человек
3
Тема 3. География России
4
Тема 4. Природопользование и экология:
6
Всего
18
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Основы
самостоятельной деятельности по предмету география»
(9 класс 18 часов)
№
Тема
Кол-во часов
Тема 1. Источники географической информации (5 часов)
1.
Введение. Географические особенности природы и народов Земли.
1
2.
Географические явления и процессы в геосферах. Разные территории Земли: анализ карты
1
3.
Географические координаты. Географические явления и процессы в геосферах.
1
4.
Расстояние на карте. Направление на карте. Чтение и анализ карт.
1
5.
Чтение карт различного содержания
1
6.
Тема 2. Природа Земли и человек (3 часа)
Географические объекты и явления. Природные и техногенные явления.
1
7.
Влияние деятельности человека в природе. Выявление эмпирических зависимостей.
1
8.
Географические следствия движений Земли. Анализ информации о разных территориях
Земли.
1
Тема 3. География России (4 часа)
9.
Географическое положение России. Особенности природы России. Природные ресурсы, их
использование и охрана.
1
10.
Определение поясного времени. Особенности природно-хозяйственных зон и районов
России.
1
11.
Особенности населения России.
1
12.
Основные географические объекты России
1
Тема 4. Природопользование и экология (6 часов)
13.
14.
15.
16-18
Итого:
Территориальная обеспеченность ресурсами. Разные территории Земли, их
обеспеченности ресурсами.
Разные территории Земли: анализ карт
1
Выявление признаков географических объектов и явлений. Выбор верных утверждений о
базовых географических понятиях.
Анализ текста о природных особенностях Земли
1
1
3
18