ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа основного общего образования по черчению составлена на основе требований к результатам освоения программы основного общего образования, представленных в ФГОС ООО, а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания и разработана на основе примерной программы основного общего образования по черчению в соответствии с требованиями государственного стандарта 1 поколения по направлению «Технология». Программа составлена на основании: - Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 01.07.2020, вст. с 01.01.2021, редакция от 17.02.2021, вст.28.02.2021);; - Примерной основной образовательной программы основного общего образования (Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию ); - Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Октябрьская СОШ№2»; -Авторской программы для общеобразовательных учреждений: Черчение 8-9 классы авторы: А.Д. Ботвинников, И.С. Вышнепольский, В.А. Гервер, М. М. Селиверстов.- М.: Целью изучения черчение приобщение школьников к графической культуре, а также формирование и развитие мышления школьников и творческого потенциала личности. Задачи: -развитие инновационной творческой деятельности в процессе решения прикладных задач; -овладение методами проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования; -овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации; -формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным предметам для решения прикладных учебных задач; -формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, и их востребованностью на рынке труда; -приобщение школьников к графической культуре – совокупности достижений человечества в области освоения графических способов передачи информации. Курс черчения в школе – составная часть трудового политехнического образования учащихся. Учебно-воспитательные задачи курса способствуют трудовой политехнической и профессиональной подготовке школьников, формированию основ графической грамоты, умению составлять чертежно-графическую документацию и сознательно ею пользоваться. Школьный курс черчения: -помогает школьникам овладеть одним из средств познания окружающего мира; -имеет большое значение для общего и политехнического образования учащихся; -приобщает школьников к элементам инженерно-технических знаний в области техники и технологии современного производства; -содействует развитию графической культуры, познавательных способностей обучающихся, творческих качеств личности через решение разнообразных графических задач, направленных на формирование технического, логического, абстрактного и образно-пространственного мышления. В основу курса черчения для 8-9 классов положены такие принципы, как: -научность обучения – опора на теоретические знания основ черчения; -систематичность и последовательность – изучение материала от простого к сложному, отбор материала в определенной последовательности, доступность, строгость и систематичность изложения в соответствие с возрастными особенностями школьников; -развивающее обучение - ориентация не только на получение новых знаний в области черчения, но и на активизацию мыслительных процессов, развитие у школьников пространственного мышления, формирование навыков самостоятельной работы; -связь с жизнью в преподавании черчения - необходимость при подборе учебных заданий стремиться к тому, чтобы их содержание максимально соответствовало реальным деталям и элементам сборочных единиц, которые существуют в технике и осуществлять межпредметные связи с технологией, информатикой и другими учебными дисциплинами через интегрированные уроки, а также повышать требовательность к качеству графических работ школьников на уроках математики, физики, химии. В результате этого будет совершенствоваться общая графическая грамотность обучающихся; -ориентированность на практику - поиск нужной информации, отбор содержания, планирование деятельности и применение полученных знаний на практике по правилам решения графических задач как репродуктивного, так и творческого характера; работа по решению творческих задач, требующих применения знаний в нестандартных заданиях. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГОПРЕДМЕТА 8 класс Раздел 1. Введение. Техника выполнения чертежей и правила их оформления. Значение черчения в практической деятельности людей. Краткие сведения об истории черчения. Современные методы выполнения чертежей с применением компьютерных программ. Цели и задачи изучения черчения в школе. Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Рациональные приёмы работы инструментами. Организация рабочего места.Понятие о стандартах. Линии чертежа: сплошная толстая основная, штриховая, сплошная волнистая, штрихпунктирная и тонкая штрихпунктирная с двумя точками. Форматы Формат, рамка, основная надпись. Сведения о нанесении размеров на чертежах (выносная и размерная линия, стрелки, знаки диаметра, радиуса, толщины, длины, расположение размерных чисел).Понятие о симметрии. Виды симметрии. Применение и обозначение масштаба. Сведения о чертежном шрифте. Буквы, цифры и знаки на чертежах. Раздел 2. Чертежи в системе прямоугольных проекций. Проецирование. Центральное и параллельное проецирование. Прямоугольные проекции. Выполнение изображений предметов на одной, двух и трех взаимно перпендикулярных плоскостях проекций.Расположение видов на чертеже и их названия: вид спереди, вид сверху, вид слева. Определение необходимого и достаточного числа видов на чертежах. Понятие о местных видах. Раздел 3. Аксонометрические проекции. Технический рисунок. Получение аксонометрических проекций. Построение аксонометрических проекций. Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная изометрическая проекции. Направление осей, показатели искажения, нанесение размеров. Аксонометрические проекции плоских и объемных фигур.Аксонометрические проекции предметов, имеющих круглые поверхности. Эллипс как проекция окружности. Построение овала.Понятие о техническом рисунке. Технические рисунки и аксонометрические проекции предметов. Выбор вида — аксонометрической проекции и рационального способа ее построения. Раздел 4. Чтение и выполнение чертежей. Анализ геометрической формы предметов. Мысленное расчленение предмета на геометрические тела — призмы, цилиндры, конусы, пирамиды, шар и их части. Чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел. Чертежи группы геометрических тел. Проекции вершин, ребер и граней предмета. Нахождение на чертеже вершин, ребер, образующих и поверхностей тел, составляющих форму предмета. Порядок построения изображений на чертежах. Нанесение размеров на чертежах с учетом формы предмета. Анализ графического состава изображений. Геометрические построения, необходимые при выполнении чертежей. Выполнение чертежей предметов с использованием геометрических построений: деление отрезка, окружности и угла на равные части; сопряжений. Чертежи развёрток поверхностей геометрических тел. Порядок чтения чертежей деталей. Раздел 5. Эскизы. Выполнение эскизов деталей. Повторение сведений о способах проецирования. Перечень упражнений и практических работ в 8 классе: 1. Вычерчивание линий чертежа. 2. Анализ правильности оформления чертежа. 3. Деление окружности, углов, отрезков на равные части. 4. Выполнение сопряжений (углов, двух окружностей, двух параллельных прямых, окружности и прямой). 5. Построение овала. 6. Выполнение чертежей плоских деталей с применением геометрических построений. 7. Вычерчивание аксонометрических проекций несложных деталей. 8. Определение и построение недостающих проекций точек по заданным проекциям. 9. Построение третьей проекции по двум заданным с нанесением размеров. 10. Выполнение эскиза и технического рисунка. 11. Анализ геометрической формы предмета. 12. Чтение чертежа детали. Обязательный минимум графических работ в 8 классе: 1. Линии чертежа. 2. Чертеж «плоской» детали. 3. Чертеж детали (с использованием геометрических построений). 4. Построение трёх видов детали по её наглядному изображению. 5. Построение аксонометрической проекции детали по её ортогональному чертежу и нахождение проекций точек. 6. Построение третьего вида по двум данным. 7. Чертеж предмета в трех видах (с преобразованием формы предмета). 8. Эскиз и технический рисунок детали. 9. Чертеж предмета по аксонометрической проекции или с натуры (контрольная). 9 класс Раздел 6. Сечения и разрезы. Общие сведения о сечениях и разрезах. Назначение сечений. Правила выполнения наложенных и вынесенных сечений. Обозначение сечений. Графическое изображение материалов на сечениях. Выполнение сечений предметов.Назначение разрезов. Правила выполнения разрезов. Различия между разрезами и сечениями. Простые разрезы (горизонтальные, фронтальные и профильные). Соединения части вида с частью разреза. Обозначение разрезов. Местные разрезы. Особые случаи разрезов. Сложные разрезы (ступенчатый и ломаный). Применение разрезов в аксонометрических проекциях. Тонкие стенки и спицы на разрезе. Другие сведения о сечениях и разрезах. Раздел 7. Определение необходимого количества изображений. Выбор количества изображений и главного изображения. Определение необходимого и достаточного числа изображений на чертежах. Выбор главного изображения. Условности и упрощения на чертежах. Чтение и выполнение чертежей, содержащих условности. Решение графических задач, в том числе творческих. Раздел 8. Сборочные чертежи. Общие сведения о соединении деталей. Разъемные соединения деталей: болтовые, шпилечные, винтовые, шпоночные и штифтовые. Ознакомление с условностями изображения и обозначения на чертежах неразъемных соединений (сварных, паяных, клеевых). Изображение и обозначение резьбы. Изображение резьбы на стержне и в отверстии. Обозначение метрической резьбы. Упрощенное изображение резьбовых соединений. Чертежи болтовых и шпилечных соединений. Чертежи шпоночных и штифтовых соединений. Общие сведения о сборочных чертежах изделий. Обобщение и систематизация знаний о сборочных чертежах (спецификация, номера позиций и др.), приобретенных учащимися в процессе трудового обучения. Изображения на сборочных чертежах. Порядок чтения сборочных чертежей. Штриховка сечений смежных деталей. Размеры на сборочных чертежах. Условности и упрощения на сборочных чертежах. Понятие о деталировании. Раздел 9. Чтение строительных чертежей. Основные особенности строительных чертежей. Понятие об архитектурностроительных чертежах, их назначении. Разтличия между строительными чертежами и машиностроительными. Фасады. Планы. Разрезы. Масштабы. Размеры на строительных чертежах. Условные изображения дверных и оконных проемов, санитарно-технического оборудования. Чтение несложных строительных чертежей. Перечень упражнений и практических работ в 9 классе: - выбор необходимого сечения и его изображения. - определение названия материала по типу штриховки в сечениях. - выбор необходимого разреза и его изображения. - чтение и выполнение чертежей деталей с применением соединения половины вида и половины разреза. - выполнение и чтение чертежей резьбовых соединений. - выполнение и чтение чертежей нерезьбовых соединений. - выполнение чертежей (эскизов) деталей, имеющих резьбы. - решение творческих задач с элементами конструирования. Обязательный минимум графических работ в 9 классе: - эскиз детали с выполнением сечений. - эскиз детали с выполнением необходимого разреза. - чертеж детали с применением разреза (по одному или двум видам детали). - эскиз с натуры (с применением необходимых разрезов, сечений и других условностей и упрощений). - чертеж резьбового соединения. - чтение сборочных чертежей (с выполнением технических рисунков 1—2 деталей). - деталирование (выполняются чертежи 1—2 деталей). - решение творческих задач с элементами конструирования (контрольная). - чертёж плана своего дома (квартиры). ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ЧЕРНЕНИЮ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Основные личностные образовательные результаты, достигаемые в процессе подготовки школьников в области черчения: - развитие познавательных интересов и активности при изучении курса черчения; - воспитание трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности; - овладение установками, нормами и правилами организации труда; - готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению на основе мотивации к обучению и познанию; - готовность и способность обучающихся к формированию ценностно-смысловых установок: формированию осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению и мировоззрению; - формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; - формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной и творческой деятельности, готовности и способности вести диалог и достигать в нём взаимопонимания; - формирование освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; - развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Основные метапредметные образовательные результаты, достигаемые в процессе подготовки школьников в области черчения: - определение цели своего обучения, постановка и формулировка новых задач в учебе; - планирование пути достижения целей, в том числе альтернативных; - способность соотносить свои действия с планируемыми результатами, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся задачей; - умение оценивать правильность выполнения учебной задачи; - владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; - способность определять понятия, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; - организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; работа индивидуально и в группе: умение находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; - овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; - формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий; - использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Основные предметные образовательные результаты, достигаемые в процессе подготовки школьников в области черчения: - приобщение к графической культуре как совокупности достижений человечества в области освоения графических способов передачи информации; - развитие зрительной памяти, ассоциативного мышления, статических, динамических и пространственных представлений; - развитие визуально – пространственного мышления; - рациональное использование чертежных инструментов; - освоение правил и приемов выполнения и чтения чертежей различного назначения; - развитие творческого мышления и формирование элементарных умений преобразования формы предметов, изменения их положения и ориентации в пространстве; - приобретение опыта создания творческих работ с элементами конструирования, в том числе базирующихся на ИКТ; - применение графических знаний в новой ситуации при решении задач с творческим содержанием (в том числе с элементами конструирования); - формирование стойкого интереса к творческой деятельности. Разработана в соответствии с требованиями обязательного минимума содержания основного общего образования по черчению, с учетом программы общеобразовательных учебных заведений в Российской Федерации «Черчение», рекомендованной Главным управлением развития общего среднего образования МО РФ, М: Просвещение 2000г. Авторы: А.Д.Ботвинников, И.С. Вышнепольский. Графические средства отображения информации широко используются во всех сферах жизни общества и характеризуются образностью, символичностью, компактностью, относительной легкостью прочтения. Именно эти качества графических изображений обусловливают их расширенное использование. Прогнозируется, что около 80% информации в ближайшее время будет иметь графическую форму предъявления. Учитывая такую мировую тенденцию развития, общее среднее образование должно предусмотреть формирование знаний о методах графического предъявления информации, что обеспечит условия и возможность ориентации социума в обществе. Изучение графического языка как синтетического языка, имеющего свою семантическую основу, является необходимым, поскольку он общепризнан международным языком общения. Знание его может стать одной из преимущественных характеристик при получении работы в других странах мира, а также для продолжения образования. Большое значение графический язык приобретает в рамках национальной доктрины образования Российской Федерации, стратегические цели которой тесно связаны с задачами экономического развития страны и утверждения ее статуса как мировой державы в сфере культуры, науки, высоких технологий. Решить поставленные задачи невозможно, если школьное образование не обеспечит должный уровень графической подготовки выпускников. Поскольку общеобразовательная школа готовит выпускников, способных адаптироваться к быстрой смене требований рынка труда, к жизни в обществе, построенном на системе рыночных отношений, им необходима основательная, систематическая графическая подготовка, обеспечивающая отчасти трудовую мобильность, смену профессий и переквалификацию. Кроме этого, графическая подготовка создает условия качественного усвоения других предметов школьного учебного плана, обеспечивая пропедевтику некоторых из них, а также позволяет школьникам активно проявить себя в проектной и конструкторской деятельности. Назначение предмета «черчение» в системе среднего (полного) общего образования состоит в развитии пространственного, логического, абстрактного мышления, творческих качеств личности, наблюдательности, внимания, в формировании пространственного воображения и пространственных представлений, в обеспечении политехнической и графической грамотности, в знакомстве с началами проектирования и конструирования. Учитывая важность курса «черчение» для социальной адаптации выпускников школ, уникальность предметной области (ни один из предметов школьного цикла не формирует представления о графических системах, методах, средствах и способах отображения информации), а также то, что он относится к образовательной области «Технология», черчение представлено как предмет профильной графической подготовки учащихся. Графическое образованиепонимается как процесс развития и саморазвития школьника, связанный с овладением графической культурой и графической грамотностью. Графическая культура школьника — совокупность знаний о графических методах, способах, средствах, правилах отображения и чтения информации, ее сохранения, передачи, преобразования и использования в науке, производстве, дизайне, архитектуре, экономике, общественных сферах жизни и общества, а также совокупность графических умений, позволяющих фиксировать и генерировать результаты репродуктивной и творческой деятельности. Цели и задачи обучения черчению и графики. Графическое образование школьников направлено на подготовку грамотных, в области графической деятельности, выпускников школ, владеющих совокупностью знаний о графических методах, способах, средствах, правилах отображения, сохранения, передачи, преобразования информации и их использования в науке, производстве, дизайне, архитектуре, экономике и общественных сферах жизни общества; владеющих совокупностью графических умений, а также способных применять полученные знания и умения не только для адаптации к условиям жизни в современном обществе, но и для активного участия в репродуктивной и творческой деятельности (научной, производственной, проектной и др.) Программа ставит целью научить школьников читать и выполнять чертежи деталей и сборочных единиц, а также применять графические знания при решении задач с творческим содержанием. В процессе обучения черчению ставятся задачи: сформировать у учащихся знания об ортогональном (прямоугольном) проецировании на одну, две и три плоскости проекций, о построении аксонометрических проекций (диметрии и изометрии) и приемах выполнения технических рисунков; ознакомить учащихся с важнейшими правилами выполнения чертежей, установленными государственными стандартами ЕСКД; обучить в процессе чтения чертежей воссоздавать образы предметов, анализировать их форму и конструкцию; развивать все виды мышления, соприкасающиеся с графической деятельностью школьников; обучить самостоятельно пользоваться учебными и справочными материалами; привить учащимся культуру графического труда. Количество учебных часов Рабочая программа реализуется в общеобразовательных классах в соответствии с учебным планом МАОУ СОШ №9 на 2017 – 2018 учебный год рассчитана на 67 часов (исходя из 8 класс - 34 учебных недели в году, 9 класс 33 учебных недели в году). Количество часов на графические работы: 8 класс – 12 часов; 9 класс – 11 часов в год. Формы организации учебного процесса и его контроля Предпочтительная форма организации учебного процесса - классно-урочная система обучения с использованием различных технологий, форм, методов обучения. Основной единицей занятий является урок. Формы контроля и возможные варианты его проведения: Индивидуальный контроль (контроль учителем): устный опрос, домашняя работа, самостоятельная работа (воспроизводящая; вариативная; эвристическая; творческая). Взаимоконтроль: проверка работы по эталону (образцу), устный опрос (в парах, в группах). Самоконтроль; Фронтальный контроль; Контроль графических и практических работ. Тематическое планирование Раздел Тема 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Техника выполнения чертежей и правила их оформления. Геометрические построения Чертежи в системе прямоугольных проекций Чтение и выполнение чертежей. Аксонометрические проекции. Технический рисунок Эскизы Сечения и разрезы. Сборочные чертежи. Определение необходимого количества изображений Чтение строительных чертежей Итого Кол-во часов 8 кл. 9 кл. 7 6 4 2 11 4 3 14 12 2 4 34 34 Календарно – тематическое планирование 8 класс № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 Тема урока Учебный предмет «черчение» Стандарты ЕСКД. Форматы. Масштабы. Линии чертежа. Графическая работа № 1 «Линии чертежа» Нанесение размеров на чертежах. Шрифты чертежные. Практическая работа. Шрифты. Графическая работа № 2 «Чертеж плоской детали». Геометрические построения, необходимые при выполнении чертежей. Деление окружности на равные части при помощи циркуля. Сопряжения. Графическая работа № 3 «Чертеж детали с использованием геометрических построений» Проецирование. Расположение видов на чертеже. Местные виды. Расположение видов на чертеже. Получение и построение аксонометрических проекций. Аксонометрические проекции плоскогранных предметов. Аксонометрические проекции предметов, имеющих круглые поверхности. Технический рисунок. Анализ геометрической формы предмета. Чертежи и проекции геометрических тел. Проекции вершин, ребер и граней предмета. Задания для упражнений. Дата Деятельность учителя проведе с учетом программы ния воспитания Пл Ф ан ак т. Устанавливать доверительные отношения между учителем и обучающимися, способствующие позитивному восприятию требований учителя Побуждать обучающихся соблюдать на уроке принципы учебной дисциплины и самоорганизации Поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу. Инициировать обучающихся к обсуждению, высказыванию своего мнения, выработке своего отношения по поводу получаемой на уроке информации Закрепление знаний о чертежах в системе прямоугольных проекций и аксонометрических проекциях. Графическая работа № 4 «Построение трёх видов детали по её наглядному изображению». Графическая работа № 5 «Построение аксонометрической проекции детали по её ортогональному чертежу и нахождение проекций точек» Порядок построения изображений на чертежах Нанесение размеров с учетом формы предмета. Развёртки поверхностей геометрических тел. Графическая работа № 6 «Построение третьего вида по двум данным» Порядок чтения чертежей деталей Графическая работа № 7 «Выполнение чертежа предмета в трех видах с преобразованием его формы» Выполнение эскизов деталей. Графическая работа № 8 «Эскиз и технический рисунок детали» Графическая работа № 9 (контрольная) «Чертеж предмета по аксонометрической проекции или с натуры». 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Привлекать внимание обучающихся к обсуждаемой на уроке информации, активизации познавательной деятельности обучающихся Сотрудничать с другими педагогами и специалистами в решении воспитательных задач. 34 При наличии резервного времени Практическая работа «Выполнение эскизов деталей с включением элементов конструирования». Практическая работа. «Выполнение эскизов деталей с включением элементов конструирования». итого 35 36 Управлять группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения, воспитания 2 Приложение 2 Календарно – тематическое планирование. 9 класс. № п/п Наименование разделов и тем 1 2 3 4 5 6 Чертежи в системе прямоугольных проекций. Аксонометрические проекции. Технический рисунок. Общие сведения о сечениях и разрезах. Назначение сечений Правила выполнения сечений Графическая работа № 1 «Эскиз детали с выполнением сечений» Назначение разрезов Правила выполнения разрезов Задания для упражнений. Практическая работа (выполнение заданий и упражнений) Соединение вида и разреза. Местный разрез. Графическая работа № 2 «Эскиз детали с выполнением необходимого разреза» Тонкие стенки и спицы на разрезе Другие сведения о разрезах и сечениях Графическая работа №3 «Чертеж детали с применением разреза» 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Дата проведе ния Пла Ф н. ак т. Поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу. Привлекать внимание обучающихся к обсуждаемой на уроке информации, активизации познавательной деятельности обучающихся Инициировать обучающихся к обсуждению, высказыванию своего мнения, выработке своего отношения по 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Обобщающее повторение темы «Сечения и разрезы». Выбор количества изображений и главного изображения. Условности и упрощения на чертежах Графическая работа №4 «Эскиз с натуры» (с применением необходимых разрезов, сечений и других условностей и упрощений). Общие сведения о соединении деталей. Изображение и обозначение резьбы Чертежи болтовых и шпилечных соединений Графическая работа №5 «Чертеж резьбового соединения» Чертежи шпоночных и штифтовых соединений Общие сведения о сборочных чертежах изделий Порядок чтения сборочных чертежей Графическая работа №6 «Чтение сборочных чертежей» (с выполнением технических рисунков 1—2 деталей) Условности и упрощения на сборочных чертежах Деталирование. Графическая работа №7 «Деталирование» (выполняются чертежи 1—2 деталей). Обобщающее повторение темы «Сборочные чертежи» Графическая работа №8 (контрольная) «Решение творческих задач с элементами конструирования» Основные особенности строительных чертежей Условные обозначения на строительных чертежах Графическая работа №9 «Чертёж плана своего дома (квартиры)» Порядок чтения строительных чертежей итого поводу получаемой на уроке информации Побуждать обучающихся соблюдать на уроке принципы учебной дисциплины и самоорганизации Сотрудничать с другими педагогами и специалистами в решении воспитательных задач. Устанавливать доверительные отношения между учителем и обучающимися, способствующие позитивному восприятию требований учителя 34 3 4