ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Современный характеризуется этап развития значительными общества, с преобразованиями одной в стороны, социально – экономической жизни России, с другой - кризисными явлениями в системе воспитания, которые привели к снижению уровня нравственности, дегуманизации ценностей и норм поведения определенной части молодежи. Одной из причин такого положения дел, безусловно, является сложная социальная ситуация. Известно, что черты гражданской личности закладываются в детском, подростковом, юношеском возрасте на основе опыта, приобретаемого в семье, школе, социальной среде и формирует в дальнейшем всю жизнь человека. Основу гражданственности закладывает сфера свободного времени, являющееся важнейшим фактором социализации личности. Важно осознать, что сегодняшние школьники - завтрашние лидеры общества. Этому подтверждение старая поговорка: «Лидерами не рождаются - лидерами становятся». Если «лидерами становятся», то необходима подготовка к лидерству еще в школе. Знания и навыки, приобретенные в эти годы, могут быть развиты и отточены в дальнейшем. Школьное самоуправление – это самостоятельное участие обучающихся с различным уровнем активности в жизни класса, школы, где каждый обучающийся может определить своё место и реализовать свои способности и возможности. Ученическое самоуправление обеспечивает развитие у учащихся самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей. Деятельность ученического самоуправления в школе зависит от успешности решения целого ряда задач организационного, программно-методического, социально-психологического характера, а также от педагогического руководства. Программа внеурочной деятельности «Школьное самоуправление» определяет основной круг управленческих вопросов и предлагает их как предмет специального изучения для актива ученического самоуправления. По своим возможностям программа способна оказать существенное влияние на развитие личности ребенка, прежде всего его организаторского опыта, опыта организации деятельности других. Она нацелена на развитие коммуникативных навыков, навыков «представительства», повышения психологической и эмоциональной устойчивости личности. Цель: формирование всесторонне развитой личности, способной реализовать потенциал своих знаний и возможностей и адаптироваться к окружающей среде. Планируемые результаты • Личностные - формирование российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; - формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; - формирование положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях; - формирование дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей; - формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; - формирование базиса знаний у учащихся в сфере организации управленческих умений и навыков; - формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности; • Метапредметные 1. Познавательные УУД: - умеет самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; - соотносит осуществляет свои контроль действия своей с планируемыми деятельности в процессе результатами, достижения результата, определяет способы действий в рамках предложенных условий и требований; - корректирует свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; - сравнивает представленную информацию, опираясь на личный опыт; - анализирует и объективно оценивает правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; - находит ошибки при реализации социальных проектов и проведении КТД, отбирает способы их исправления; 2. Коммуникативные УУД: - включается в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; - учитывает разные мнения и стремится к координации различных позиций в сотрудничестве; - договаривается и приходит к общему решению в работе по группам, микро-группам, парам; - проявляет инициативу в творческом сотрудничестве; - расширяет сферы общения, приобретает опыт взаимодействия с окружающим миром. 3. Регулятивные УУД: - осуществляет целеполагание своей деятельности; - оказывает бескорыстную помощь своим сверстникам; - соблюдает правила поведения и предупреждения травматизма во время практических занятий; - воспринимает предложения и оценку учителя, товарищей, родителей и других людей во время защиты социальных проектов, индивидуальных и групповых заданий; - осуществляет взаимный контроль и оказывает помощь при проведении диагностики. • Предметные - приобретает социальные знания, понимает социальную реальность и повседневную жизнь; - формирует позитивные отношения к базовым ценностям общества и к социальной реальности в целом. - осваивает основы коллективно-творческой деятельности (КТД); - осваивает основы социально-образовательного проекта, которые учат находить достойное место инициативам молодежи в сложном организованном, динамично изменяющемся социуме; - включается в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; - развивает индивидуальные лидерские способности; - формирует устойчивый интерес к социально преобразующей деятельности. Целевая аудитория Программа соответствует ФГОС и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности обучающихся. Программа рассчитана на 68 учебных часов и предполагает равномерное распределение этого времени по неделям с целью проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками. Режим занятий: программа предполагает проведение занятий 1 раз в неделю в 10 и в 11 классах. Продолжительность занятия 40 минут. Место проведения: занятия могут проходить как в школе, так и вне школы. Содержание программы Занятия в рамках внеурочной деятельности дают возможность к саморазвитию как непрерывному процессу, в рамках которого обучающиеся приобретают способность управлять текущими событиями, формировать хорошие и открытые отношения с другими людьми, защищать свои взгляды, излагать свою точку зрения и вести диалог. В ходе занятий обучающиеся смогут выявить свои сильные и слабые стороны, склонности и возможности, которые помогут им стать достойными членами общества, определить природу лидерства, изучить стратегии и методы управления. Каждый раздел состоит из теоретической и практической части. № Тематическое планирование 10 класс Тема Вводное занятие Вводное занятие. Игры на сплочение 1. Ученическое самоуправление Основы самоуправления 2. Основы самоуправления в школе 3. Практикум «Оцени свои возможности» 4. Что такое «7 ключей самоуправления» 5. Практикум «7 ключей самоуправления» 6. Модель органов ученического самоуправления 7. Лидер Психология лидера 8. Психологический практикум 9. Многоликий лидер 10. Виды лидерства 11. Разбуди в себе лидера! 12. Практикум по лидерству 13. Практикум «Чемодан лидера» 14. Практикум «Чемодан лидера» 15. Самопрезентация Самопрезентация. 16. «Школа ведущих» 17. Практикум «Школа ведущих» 18. Выступление перед аудиторией 19. «Успешная самопрезентация» 20. Практикум «Самопрезентация» 21. Общение Общение 22. Деловое общение 23. Практикум делового общения 24. Деловой стиль 25. Деловые переговоры 26. Уверенный ли вы человек? 27. Как преодолеть свою застенчивость? 28. Практикум «Я - уверенный человек!» 29. Кол-во часов 1 1 6 1 1 1 1 1 1 8 1 1 1 1 1 1 1 1 6 1 1 1 1 1 1 8 1 1 1 1 1 1 1 1 30. 31. 32. 33. 34. Команда лидера Лидерство – я управляю другими! Лидерство – я управляю будущим! Коллектив - основа организаторской деятельности Практикум «Формирование своей команды» Практикум «Как я изменился?» Итого 5 1 1 1 1 1 34 № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 11 класс Тема Коммуникативные качества, самооценка Коммуникативные качества. Разные пути общения Школьные мероприятия: День самоуправления Самооценка Мой уровень самооценки Одежда для успеха «Формула успеха» Конфликт Школьные мероприятия: общешкольная учеба актива Конфликт. Управление конфликтом Человек в конфликте Спор – его цели и стратегии Практикум «Конфликтные эмоции». Психоанализ конфликтов Школьные мероприятия: Новый год Тренинг «Конфликт и пути его разрешения» Виды и формы КТД Коллективно – творческая деятельность Школьные мероприятия: День рождения школы Виды и формы КДТ Шесть этапов организации КТД (по С. А. Шмакову) Практикум «В копилку лидера» Разработка КДТ Уровень самостоятельности Школьные мероприятия: Праздник 8 марта КТД для старших школьников «Мы – лидеры!» КТД для старших школьников «Мы – лидеры!» Микро-игра «Киностудия» Ученическое самоуправление в России и за рубежом Ученическое самоуправление в России и за рубежом Подготовка проектов, презентаций Практикум «Оценим себя реально» Барьеры, которые человек создает сам Кол-во часов 7 1 1 1 1 1 1 1 8 1 1 1 1 1 1 1 1 5 1 1 1 1 1 5 1 1 1 1 1 2 1 1 4 1 Практикум «Как лучше подать информацию» 29. Оценка коммуникативных организаторских склонностей 30. Практикум «Оценим себя реально» 31. Итоговая игровая диагностика Школьные мероприятия: День Победы 32. Игра «Самоуправление - ключ к успеху» 33. Презентация «Я – лидер» 34. 1 1 1 3 1 1 1