Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Ф Картография 5-6

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современные тенденции в образовании, связанные с активным
внедрением в процесс обучения цифровых технологий, постепенно меняют
отношение педагогов, а главное — учеников к традиционным, «бумажным»
картам: все большее распространение получают электронные варианты карт,
открывающие новые возможности их использования (масштабирование
изображения,
цифровых

интерактивность, мультимедийность и др.). Учет новых

возможностей

и

необходимость

понимания

потенциала

традиционных карт требуют от школы и педагогов нового, современного
взгляда

на

использование

различных

картографических

материалов

(исторических, географических, социологических и др.) в учебном процессе.
В

целом

знание

и

понимание специфики

исторических

карт

необходимо для выстраивания целенаправленной и последовательной работы
по

формированию

у

школьников

способности

к

пространственной

локализации исторических событий и явлений, по развитию так называемой
читательской грамотности, заключающейся в умении работать с картой как с
особой разновидностью текста. Как показывает практика, вопрос об
организации

целенаправленной

педагогической

деятельности

по

формированию картографических умений школьников при обучении истории
чрезвычайно актуален (традиционно задания Единого государственного
экзамена по истории, предполагающие анализ исторической карты/схемы,
вызывают известную трудность у учащихся).
С целью преодоления существующих дефицитов и выстраивания
эффективной стратегии преподавания предмета следует ориентироваться на
то, что исторические карты являются важнейшим средством наглядного
представления исторических событий, без которого у школьников не могут
быть

сформированы

развитые

картографические знания и умения.

пространственные

представления,

Умение читать и анализировать историческую карту/схему - этот
предметный результат традиционно считается одним из важнейших при
изучении истории в школе, так как исторические карты позволяют:
 «локализовать» исторические события, т. е. отнести их к
конкретному пространству и географической среде, без знания которых
многие исторические факты и события не могут быть поняты;
 наглядно представить сложные исторические явления и процессы,
например, крупные передвижения людей (расселение племен и народов,
военные походы, завоевания, освоение и колонизация территорий и др.);
границы

государств,

государств

и

их

административно-территориальное

изменения;

процессы

устройство

социально-экономического,

политического развития различных стран и пр.
Цель

курса:

познакомить

картосхема», с видами карт,

обучающихся

с

понятием

«Карта,

научить работать с исторической картой и

создавать её на основе контурных карт.
Задачи:
-

познакомить

обучающихся

с

особенностями

и

структурой

исторических карт;
- показать роль исторических карт на уроках истории;
- способствовать формированию представлений об историческом
пространстве;
- научить преобразовывать условную информацию карты в текстовую.
Целевая аудитория
Программа соответствует ФГОС и представляет собой вариант
программы организации внеурочной деятельности обучающихся.
Программа рассчитана на 17 учебных часов в 5 классе и 17 учебных
часов в 6 классе и предполагает равномерное распределение этого времени
по неделям с целью проведение регулярных еженедельных занятий со
школьниками.

Режим занятий: программа предполагает проведение занятий 1 раз в
неделю в первом полугодии. Продолжительность занятия 40 минут.
Место проведения: классный кабинет.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу 5 класса у школьников должны быть сформированы умения:
 читать и использовать для получения информации легенду
исторической карты/схемы;
 находить на карте/схеме объекты, обозначенные условными знаками,
включенными в легенду карты/схемы, показывать и называть эти объекты;
 узнавать, показывать и называть обозначенное на карте пространство
(географические объекты, территории расселения народов, государства и
др.), изучаемые события (явления, процессы);
 соотносить информацию тематических и общих (обзорных)
исторических карт;


заполнять

контурную

карту,

используя

атлас,

настенную,

электронную карту, карту в учебнике и т. п., по предложенным заданиям.
К концу 6 класса у учащихся должны быть сформированы умения:


проводить

анализ

исторической

карты

(схемы),

используя

обозначенную на ней информацию;
 читать и использовать для получения информации легенду
исторической карты/схемы;


узнавать,

обозначенные

показывать

условными

на

карте/схеме

знаками,

и

называть

историческое

объекты,

пространство

(географические объекты, территории расселения народов, государства,
места расположения памятников культуры и др.), изучаемые события
(явления, процессы);
 соотносить информацию тематических и общих (обзорных)
исторических карт;

 использовать историческую карту/схему при изучении событий
(явлений, процессов);


наносить

на

контурную

карту

отдельные

объекты

с

непосредственной опорой (или без опоры) на атлас, настенную, электронную
карту, карту в учебнике и т. п. по предложенным заданиям, заполнять
легенду карты/схемы.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.

1.
2.
3.
4.
5.

Наименование раздела
5 класс
Введение.
Картография – наука, изучающая карты
Знакомство с понятием «карта»
Виды карт
Историческая карта
Контурная карта
Всего
6 класс
Карта
Виды карт
Историческая карта
Контурная карта
Обобщающий урок по курсу
Всего
Итого:

Кол-во часов
1
5/2
1
3/1
3/1
17
1/1
3/2
5/2
1/1
0/1
17
34 часа

Тематическое планирование
(5-6 класс - 34 часа)
Программа в рамках факультативного курса дает возможность
проводить как теоретические занятия, так и практические.
№
п/п

Раздел

1.

Введение - 1

2.
3.
4.
5.

Карты - 7

6.
7.
8.
9.

Виды карт - 1

10.

Историческая
карта 3/1

11.

12.
13.
14.
15.

Контурная карта 3/1

16.
17.

Тема
5 класс – 17 часов
Картография – наука,
изучающая карты
Что такое карта?
История рождения карты
Стороны света, части света
Карта как исторический
источник
Особый язык карты
Легенда карты
Правила показа на карте
различных объектов
Виды карт: по охвату
территории, по содержанию,
масштабу и хронологии
Отличия исторических карт от
географических.
Атласы по истории
Виды исторических карт:
обзорные или общие карты,
обобщающие, тематические,
картосхема, карта-план
Правила работы с
исторической картой
Практикум: карты Древнего
мира
Что такое контурная карта
Обозначения на контурной
карте
Правила работы с контурной
картой
Практикум: Работа с
контурной картой

ИТОГО
18.

Карта - 2

теория практика
кол-во часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

1

1
1
1
1
1
1
13

6 класс – 17 часов
Практикум: Чтение

4
1

19.
20.
21.

Виды карт - 5

22.

23.
24.
25.

Историческая
карта – 5/2

26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.

Контурная карта

33.
Обобщающий
урок по курсу
ИТОГО
34.

информации на карте
Изучение происхождения
географических названий
Карта мира
Дорожные карты
Морские карты
Политические карты
Физические карты
Военные карты
Карта населенного пункта.
Карта поселка Нейво-Рудянка
Планы местности. Картосхемы
Особенности и специфика
исторических карт
Цель и содержание
исторической карты
Структура исторической
карты
Обозначения на исторической
карте
Алгоритм чтения
исторической карты
Практикум: Работа с
историческими картами
Составление картосхемы.
План местности
Алгоритм работы с контурной
картой
Практикум: Создание
исторической карты на основе
контурной карты

1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

Смотр знаний
10
ИТОГО – 34 часа

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».