Пояснительная записка Основными особенностями ребенка младшего школьного возраста являются любознательность, познавательный интерес, открытость внешнему миру. Поэтому перед начальной школой стоит увлекательная и сложная задача: определить роль и место профориентационной работы. Чтобы ребёнок осознанно сделал свой выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, т. е. с профессиями людей, хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. Ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием есть немаловажная составляющая системного знания. Программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Мир профессий» обеспечивает знакомство с разнообразием профессий уже на начальной ступени обучения, а также в силу возрастных возможностей младших школьников обеспечивает условия - исследовать способности обучающихся применительно к рассматриваемой профессии. Цель программы – ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием. Задачи программы: формировать положительное отношение к труду и людям труда развивать интерес к трудовой и профессиональной деятельности у младших школьников. содействовать приобретению обучающимися желания овладеть какой-либо профессией Общая характеристика программы «Тропинка в профессию» Программа внеурочной деятельности по социальному направлению «» состоит из четырёх модулей: Первый модуль 1 класс : формирование знаний о труде, понимание значения труда для жизни общества и каждого человека Второй модуль 2 класс: формирование творческого воображения, мышления, интереса к трудовой и профессиональной деятельности; желания овладеть какой-либо профессией Третий модуль 3 класс: развитие интеллектуальных способностей, обогащение представлений о различных сторонах профессий; Четвёртый модуль 4 класс: формирование у обучающихся чувства ответственности, способности ориентироваться в многообразии трудовой деятельности людей Кемеровской области. Основным методом реализации программы является метод проблемного обучения, позволяющий путём создания проблемных ситуаций, с помощью информационных вопросов и гибкого их обсуждения повысить заинтересованность учащихся в тематике занятий. Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определённой профессии, поэтому дети имеют возможность расширить свои представления о мире профессий, а также в силу возрастных возможностей исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии. Связь межпредметных областей с внеурочной деятельностью Изучение программы внеурочной деятельности по социальному направлению «Введение в мир профессий» тесно связано с такими дисциплинами как «Математика», «Русский язык», «Литературное чтение», «Изобразительное искусство», «Технология», «Музыка», «Окружающий мир». Описание места программы «МИР профессий» в учебном плане Программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Тропинка в профессию» предназначена для обучающихся 1-4 классов, с учётом реализации её учителями начальных классов, занимающимися вопросами профессионального просветительства, профориентационной работой, социальной адаптацией детей в возрасте от 7 до 11 лет. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю: 1 класс — 33 ч. в год, 2-4 классы - 34 ч. в год. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы «Тропинка в профессию» В ходе реализации программы обучающиеся должны овладевать специальными знаниями, умениями и навыками. К ним относятся: когнитивные – знания обучающихся о труде, о мире профессий; мотивационно-личностные – отношение к труду, интерес к профессиям, желание овладеть какой-либо профессиональной деятельностью; поведенческие - навыки трудовой деятельности, ответственность4, дисциплинированность, самостоятельность в труде. Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по социальному направлению «Тропинка в профессию» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД): 1. Регулятивные УУД: Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). 2. Познавательные УУД: Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков). 3. Коммуникативные УУД: Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог). Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков). Первый уровень результатов (1-й класс) – приобретение социальных знаний. Занятия по конструированию, знакомство с домашними ремёслами, экскурсии на производство, встречи с людьми разных профессий Второй уровень результатов (2–3-й классы) – формирование ценностного отношения к социальной реальности. Сюжетно-ролевые, продуктивные игры («Почта», «В магазине», «Выпуск классной газеты» Третий уровень результатов (4-й класс) – получение опыта самостоятельного общественного действия. Совместное образовательное производство детей и взрослых Для оценки рекомендовано планируемых использовать представленный в таблице (таблица 1) результатов освоения диагностический программы инструментарий, Критерии Показатели Методики диагностики Когнитивный знания учащихся о труде, о мире профессий 1. Знания о труде. Тестирование 2. Понимание значения труда (Тесты «Зачем Мотивационноличностный отношение к труду, интерес к профессиям, желание овладеть какой-либо профессиональной деятельностью Поведенческий Навыки трудовой деятельности, ответственность, дисциплинированность, самостоятельность в труде 1. Отношение к труду и людям Итоги универсальных учёта для жизни общества нужен труд?», и каждого человека. «Какая это 3. Знания об основных профессия?») профессиях, их особенностях. Наблюдение труда Методика 2. Интерес к трудовой и «Продолжи профессиональной предложение» деятельности. Беседа «Кем 3. Желание овладеть какой- быть?» либо профессией 1. Навыки трудовой Наблюдение. деятельности. Анализ 2. Проявление трудолюбия, продуктов старательности. трудовой деятельности. 3. Добросовестность, активность, ответственность в учебном труде. знаний, учебных умений, действий овладения подводятся обучающимися посредством листов педагогических наблюдений, опросников. Учет знаний и умений для контроля и деятельности оценки результатов происходит путем освоения программы архивирования внеурочной творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио». Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, ролевые игры, школьная научно-практическая конференция. V. Описание ценностных ориентиров содержания программы Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом. Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к людям. Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу. Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры. Содержание рабочей программы 1 класс Занятие 1-2. Все работы хороши (2 ч.). Занятия с элементами игры. Введение в тему. Стихи о профессиях. Работа с карточками (конкурс состоит в составлении целой из разрезанной на части картинки). Конкурс маляров. Игра «Кто потерял свой инструмент», конкурс «Найди лишнее», игра «Таинственное слово» (расшифровка слов баркы (рыбак), ртомас (матрос), явше (швея).Игра отгадай пословицы (Без охоты..(нет рыбока), без дела жить -…(только небо коптить).Викторина «Угадай профессию» кто пашет, сеет, хлеб убирает (хлебороб), кто лекарство отпускает (аптекарь), кто дома строит (строитель). Занятие 3-4. Кому что нужно(2 ч.). Дидактическая игра. Вводное слово учителя. Определение правила игры. Подбираются картинки и предметы соответствующих профессий. Например:строительмастерок, врач-градусник, повар-кастрюля и т.д. Занятие 5-6.Оденем куклу на работу (2ч.). Дидактическая игра. Оборудование: изображение рабочей одежды, изображение кукол. Подобрать к каждой картинке одежду и назвать соответствующую профессию (строитель, милиционер, врач, пожарник, продавец). Идём на работу - дидактические игры. Разложены круги, в середине которых нарисованы люди разных профессий, относительно с изображением инструментов. Необходимо выбрать картинку, подходящую для работы. Занятие 7-8.Мы строители (2ч.). Занятие с элементами игры. Организационный момент. Игра. Построение дома, башни из геометрических фигур, конструктора. Физкультминутка. Просмотр м/ф. Игра со счётными палочками. Строим модель грузовика из спичечных коробков. Итог. Что нужно знать, чтобы стать строителем. Какую пользу приносят наши знания. Занятие 9-10. Магазин (2ч.). Ролевая игра. Занятие 11-12. Мы идем в магазин (2ч.). Беседа с игровыми элементами. Организационный момент. Актуализация опорных знаний. Вопросы, какие бывают магазины? Кто работает в магазине? Формирование новых знаний. Анализ стихотворений. Игра «Вставьте буквы, и вы узнаете, кто работает в магазине». Заведующая, продавец, 2 класс Занятие. 1. Мы построим новый дом. Знакомство с профессией архитектора. Работа с конструктором. Занятие. 2. Кто такой - дизайнер. Описание профессии дизайнера и его деятельности. Знакомство с понятиями: эскиз, образ, модель, узоры и др.; с видами деятельности — показывать, намечать, делать. Мини-проект «Я хочу стать дизайнером» Занятие. 3. Самый классный - классный уголок. Оформление классного уголка. Творческий проект. Занятие. 4. Как составить букет Знакомство с профессией - флорист. Важное в профессии - творческое мышление и фантазия. Беседа «Как создать настроение при помощи цветов и трав». Проект «Подарить цветы – значит, выразить свои чувства: любовь, почтение, уважение». Занятие. 5. Фигурки из цветов. Введение понятий: флористика, цвет, форма, композиция. Секреты составления композиций из цветов: сорт цветов, популярность растений и их сочетаемость. «Спасибо, Учитель!» - цветочные проекты. Практическая работа. Занятие.6. Кто такой скульптор Профессия – скульптор. Близкие понятия - художник, мастер. Виды скульптуры (статуя, группа, статуэтка, бюст, памятники, монументы). Основные способы работы скульптора: резьба, высекание, лепка, литье. Качества, необходимые в профессии: художественные способности, физическая сила, память, внимание, терпение, аккуратность. Занятие. 7. Лепка из глины Работа с глиной. Занятие. 8. Маленькие фея. Как придумать аромат Знакомство с профессией - парфюмера. Введение основных понятий: начальная нота, «сердце» запаха и конечная нота - шлейф. Лаборатория ароматов: колбочки, флаконы, баночки. Беседа «Обоняние - самое загадочное чувство человека». Дискуссия «Как можно стать настоящим парфюмером?» Занятие. 9. Кто шьёт новую одежду. В гости на швейную фабрику, ателье Профессия – портной. Смежные профессии: закройщик, швея. Швейные изделия. Орудия труда: игла, ножницы, булавка, швейная машина, утюг. Экскурсия в ателье. Занятие. 10. Вкусная профессия. Кто готовит нам обед. Профессия повар. Введение понятий: поварня, кухонная утварь, шумовка, мутовка, ступка, дуршлаг. Игры «Из чего готовят борщ», «Ох, и крутится мама на кухне», «Как у матушки на кухне». Занятие. 11. Моя мама - парикмахер Профессии парикмахер, стилист, визажист, косметолог. Введение понятий: парик, пробор, прядь, чёлка, локон, кудри. Практическая работа: эскиз причёски. Аттракцион «Что нужно для парикмахера» (среди многих предметов найти нужные и перенести их на другой стол). Аттракцион «Завяжи бантик» Занятие. 12. «Уронили мишку на пол, оторвали мишке лапу» Новая жизнь старым вещам Знакомство с профессией - реставратор. Проект «Новая жизнь старым вещам» Занятие. 13. Кто украшает книжку. Описание профессии иллюстратора. Виды деятельности: иллюстрирование печатных изданий, книг, сборников; разработка дизайна книги, брошюры. Беседа «Каким должен быть хороший иллюстратор?» Занятие. 14. Рисуем сказку. Компьютерная иллюстрация Современные иллюстраторы. Рисование с помощью графических компьютерных программ. Знакомство с иллюстрациями Angel Dominguez к сказке Л. Кэролла "Алиса в стране чудес", с работами иллюстратора Людмилы Мельникович. Занятие. 15. Кто рисует картины Описание профессии художника и его деятельности. художников: живописец, художник-график, фотохудожник, мультипликатор. Качества необходимые художнику: Типы художник- воображение; способность воспринимать и различать цвета и их оттенки; оригинальность, находчивость; развитое пространственно-образное мышление; самостоятельность; наблюдательность; открытость для восприятия нового; чувство гармонии и вкуса. Занятие. 16. Художники - детям Детям о живописи. Галереи лучших работ известных художников для детей. Художественная галерея для детей. Золотая осень в картинах русских художников Занятие. 17. Когда возникла музыка. Музыканты оркестра Музыкант, аранжировщик, вокалист - сольный певец или артист хора; дирижёр - руководитель оркестра или хора, инструменталист. Занятие. 18. Кто сочиняет музыку Композитор. Правилами теории музыки. Отличие композитора от исполнителя. Занятие. 19. Композиторы – детям Современные композиторы – детям. Знакомство с творчества композиторов Ю.Савалова, Ю. Савельева, В. Коровицина. Занятие. 20. Чем занимается дирижёр. Оркестр. Волшебная палочка дирижёра Знакомство с профессией дирижёра. Занятие. 21. Как стать писателем. Проба пера Писатель. Литературные произведения: повести, рассказы, романы, новеллы, эссе. Структура произведения, его сюжет (происшествия и события), персонажей и их характеры. Занятие. 22. Писатели – детям Знакомство с творчеством русских писателей. Занятие. 23. Как рождаются стихи. Про поэтов. Описание профессии поэта. Жанры: стихотворение, ода, поэма, баллада, стансы, песни и т.д. Занятие. 24. Поэты – детям Знакомство с творчеством советских, российских поэтов. Занятие. 25. Профессия - режиссёр Профессия – режиссер. Близкие профессии: актёры, операторы, звукорежиссёр, художник-постановщик, постановщик движений и пр. Постановка фильмов, спектаклей, цирковых программ, музыкальных шоу, массовых мероприятий. Занятие. 26 Кукольный театр. Сыграем пьесу. Беседа «Что такое театр?» Проблемная ситуация «Кто создаёт театральные «полотна»?». Сказка Н.А. Юсупова «Серый волк» («Хрестоматия» для 2-го класса). Знакомство с особенностями пьесы. Разбор пьесы. Коллективное разучивание реплик. Коллективное выполнение эскизов декораций, костюмов, их изготовление. Прогонные и генеральные репетиции, выступление. Занятие. 27 Я хочу танцевать. Как стать танцором Знакомство с профессией – танцор. Введение понятий: движение, фигуры, композиции. Виды, стили и форма танца: балет, бальные танцы, латиноамериканские танцы, современные танцы и другие. Качества необходимые в профессии: красивая внешность, умение двигаться, артистичность, любовь к танцам, спортивность, выносливость Занятие. 28 Кто придумывает танцы Описание профессии хореограф и его деятельности. Танцевальная труппа. Деятельность хореографа: разработка идеи танца, оценивание и отбор танцоров, подбор костюмов, музыки и т.д. Занятие. 29 «Танцевальная жемчужина». Знакомство с творчеством танцевального коллектива. Занятие. 30 Кто пишет статьи в газету. Знакомство с профессией – журналист. Похожие профессии: диктор, корреспондент, литературный критик, пресс-секретарь, редактор, репортер, советник. Введение понятий: поиск информации, анализ фактов, составление текста, переработка материала. Соблюдение правил морали, этических и эстетических норм. Занятие. 31 Репортаж с места событий Заметка в школьную газету. Школьные новости. Интервью с отличниками учёбы Занятие. 32 Что делает фотограф. Описание профессии – фотограф. Основные действия: выставлять необходимое для фотосъемки освещение; регулировать фотоаппаратуру; производить фотосъемку; усаживать клиента, поправлять его позу, обладать навыками делового общения. Занятие. 33 Фотография другу Беседа « Как стать фотографом», Игра «Весёлый фотограф», Минипроект «Снимок другу» Занятие. 34 Итоговое повторение. Творческое эссе по теме: «Кем и каким я хочу стать» 3 класс Занятие 1 Кто охраняет наш покой и следит за порядком на дорогах? Знакомство с профессией милиционера. Занятие 2 Приглашение инспектора ГИБДД: беседа по ПДД и практикум – игра «Мы – пешеходы». Занятие 3 Знакомство с миром профессий. Занятие 4 Тест «Какая профессия мне больше подходит?» Занятие 5 Конкурс рисунков. Рисую любимую профессию Оформление выставки. Занятие 6. Встреча с людьми героических профессий. Занятие 7. Знакомство с людьми героических профессий. Занятие 8. Словари – наши помощники в жизни. Виды словарей. Занятие 9. Знакомство с профессиями, где работают наши мамы. Занятие 10. Работа над значением слова «мастер». Учить письменно составлять рассказ на заданную тему. Занятие 11. Знакомство с профессиями пап Чем «мужские» профессии отличаются от «женских»? Занятие 12. Характеристика профессий пап и людей в этих профессиях. Занятие 13. Выбор будущей профессии. Характеристика людей разных профессий. Занятие 14. Кто может работать в профессии бухгалтера. Особенности этой профессии. Занятие 15. Современные профессии и требования к ним. Профессия менеджера. Занятие 16. Люди героических профессий. Требования к людям этих профессий. Профессия спасателя. Занятие 17. «Шефы – наши друзья». Профессии наших шефов. Экскурсия. Занятия 18,19. Новые профессии в нашей жизни. Для чего нужна профессия риэлтора. Занятия 20,21. Сельскохозяйственные профессии. Профессия фермера. Какой человек может быть фермером. Занятия 22, 23 Кто может быть коммерсантом? История профессии, ее значение в современной жизни. Занятия 24, 25. Что такое «бизнес»? Люди каких профессий работают в бизнесе? Какими качествами должен обладать человек этой профессии? Занятия 26,27 «Хвалебная песнь» любимой профессии. Составление ребусов, кроссвордов. Занятия 28,29 Экскурсия в библиотеку с целью знакомства с миром профессий. Занятия 30 – 31 Творческие профессии. Люди, работающие в этих профессиях Знакомство с профессией художника. .Занятия 32 – 34 Творческие занятия по отбору материала и составлению книги о профессиях. 4 класс Занятия1 -2. Люди творческих профессий. Знакомство с профессией артиста. Выезд в театр. Занятия 3 – 4. Кто может работать учителем? Это профессия или призвание? Мой любимый учитель. Занятие 5. Встреча с учителями нашей школы. Занятия 6 – 7. Человек – техника. Что это значит? Профессии людей, связанных с техникой. Занятия 8 – 10. Человек – природа. Особенности профессий данной группы. Занятия 11 – 12. Человек – человек. Встреча с людьми, работающими в этой сфере. Особенности данных профессий. Занятие 13. Что такое «Человек – знак»? Типы профессий. Занятие 14. Человек – художественный образ. Типы этих профессий. Занятие 15. Учимся составлять презентацию: подбираем материал, оформляем на слайде. Занятия 16 – 20. Классификация профессий, особенности каждой из групп (Человек – техника, человек – человек, человек – природа, человек – знак, человек – художественный образ). Занятие 21. Практическая работа по составлению и оформлению презентации. Занятие 22. Профессии людей, связанные с орудиями труда. Качества, которые необходимы работникам с ручными орудиями труда, механизированными, автоматизированными. Занятие 23. Как можно использовать функциональные способности организма при выборе профессии. Занятие 24. Работа над презентацией «Я оценю свои моральные качества и буду выбирать свою профессию, опираясь на них». Занятие 25. Необычайные профессии. Их значение. Занятия 26 – 27. Условия труда людей на открытом воздухе. Типы таких профессий. Значение профессий для человека и для семьи. Занятия 28 – 34 Творческие занятия. Выражение своих мыслей о будущих профессиях в сочинениях, рисунках, творческих работах. Тематическое планирование № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 1 класс Тема занятия Зачем человек трудится? Какие профессии ты знаешь? Мир интересных профессий Чем пахнут ремесла? Кем я хочу стать? Профессия - учитель Профессия -библиотекарь Профессия - продавец Профессия - парикмахер Профессия - повар Профессия - почтальон Профессия - врач Профессия - художник Организационное занятие. Предъявление заданий группам Представление профессий на буквы А - Д Представление мини-проектов на буквы Е-К Представление мини-проектов на буквы Л-Р Представление мини-проектов на буквы С-Я Оформление результатов проектов Кем работают мои родители? Встреча с родителями Викторина «Что мы узнали?» Праздник «Все профессии важны, все профессии нужны!» Итоговое занятие. Итого Кол – во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 2 2 2 2 2 1 2 2 33 Тематическое планирование 2 класс № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Тема занятий Мы построим новый дом Кто такой - дизайнер Самый классный - классный уголок Как составить букет Фигурки из цветов Кто такой скульптор Лепка из глины Маленькие фея. Как придумать аромат Кто шьёт новую одежду. В гости на швейную фабрику, ателье Вкусная профессия. Кто готовит нам обед Вкусная профессия. Кто готовит нам обед «Уронили мишку на пол, оторвали мишке лапу» Новая жизнь старым вещам Кто украшает книжку. Рисуем сказку. Компьютерная иллюстрация Кто рисует картины Художники - детям Когда возникла музыка. Музыканты оркестра Кто сочиняет музыку Композиторы - детям Чем занимается дирижёр. Оркестр. Волшебная палочка дирижёра Как стать писателем. Проба пера Писатели - детям Как рождаются стихи. Про поэтов. Поэты – детям Профессия - режиссёр Кукольный театр. Сыграем пьесу. Я хочу танцевать. Как стать танцором Кто придумывает танцы Танцевальная жемчужина. Экскурсия в Дворец культуры Кто пишет статьи в газету Репортаж с места событий Что делает фотограф Фотография другу Итоговое повторение Итого Кол – во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 34 Тематическое планирование 3 класс № п\п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Наименование темы Знакомство с профессией полицейского. Кол-во часов 1 Беседа по ПДД и практикум – игра «Мы – пешеходы». Кем быть? Викторина «Все профессии нужны – все профессии важны!». Тест: «Какая профессия мне больше подходит?» Конкурс рисунков «Кем я хочу быть?» Встреча с нашими героями. 1 1 1 Кто такой мастер? Что такое призвание? Из истории слов. Работа со словарём. Профессии наших мам. Сочинение на тему: «Моя мама - мастер» Профессии наших пап. Сочинение на тему: «Мой папа - мастер» «Кем быть? Каким быть?» Выход в библиотеку. Совместное мероприятие. Бухгалтер. Кто может работать по этой профессии? Менеджер. Кто может работать по этой профессии? Спасатель. Кто может работать по этой профессии? «Калейдоскоп профессий». Знакомство с профессиями наших шефов. Кто такой риэлтор? Знакомство с новой профессией. Кто может работать по профессии риэлтор? Профессия – фермер. Кто может работать по этой профессии? Экскурсия на фермерское угодье. Коммерсант. Знакомство с профессией. Кто может работать по этой профессии? Знакомство с профессией бизнесмена. Кто может работать по этой профессии? «Какая профессия меня привлекает?» Поэтическая игротека «В мире профессий». Конкурс рисунков: « Все работы хороши». Выход в библиотеку. Совместное мероприятие: «Все работы хороши!» Художник. Профессия или призвание? Кто может работать по этой профессии? Где может работать художник? 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Экскурсия в художественный музей. «Пишем «Книгу Мира»». Сбор и обработка стихотворений, загадок, пословиц о труде. Разучивание стихотворений к празднику. 34 Итоговое мероприятие совместно с библиотекой «Праздник профессий», конкурс сочинений «Радуга профессий» Итого 32 33 № п\п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 Тематическое планирование 4 класс Наименование темы Артист. Профессия или призвание? Выход в театр . Учитель. Профессия или призвание? Кто может работать учителем? Тест: «Какая профессия мне больше подходит?» Встреча с нашими героями Человек – техника. Типы профессий. Встреча с родителями, чьи профессии связаны с техникой. Человек – природа. Типы профессий. Встреча с людьми, чьи профессии связаны с природой. Экскурсия в музей Природы: знакомство с профессией флорист Человек – человек. Типы профессий. Встреча с родителями, чьи профессии связаны с работой с людьми. Человек – знак. Типы профессий. Человек – художественный образ. Типы профессий. Урок-презентация: «Эта профессия меня привлекает». Человек – техника: черты характера, которыми должен обладать работник. Человек – природа: черты характера, которыми должен обладать работник. Человек – человек: черты характера, которыми должен обладать работник. Человек – знак: черты характера, которыми должен обладать работник. Человек – художественный образ: черты характера, которыми должен обладать работник. Урок – презентация: «Мой характер» Ручные орудия труда. Качества, которые необходимы 1 1 1 34 Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 работнику. 23 Механизированные орудия труда. Качества, которые необходимы работнику. 24 Автоматизированные орудия труда. Качества, которые необходимы работнику. 25 Использование функциональных средств организма. 26 Урок – презентация: «Мои качества» 27 Условия повышенной моральной ответственности 28 Необычные условия труда: знакомство с профессией археолога и палеонтолога 29 Условия труда бытового типа 30 Условия труда на открытом воздухе. Знакомство с профессией сварщика. 31 Конкурс рисунков: «Самая лучшая профессия» 32 Конкурс сочинений: «Я б в … пошёл, пусть меня научат!» 33 Урок – презентация: «Это моя будущая профессия» 34 Праздник – встреча для учащихся 1- 4 классов: «Что мы знаем о профессиях?» Итого 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 34