Пояснительная записка Направленность программы Программа «Смысловое чтение» имеет духовно-нравственную направленность и предназначена для организации внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению в 1-х – 4-х классах общеобразовательной школы. Программа «Смысловое чтение» прежде всего, направлена на обучение учеников критическому аудированию, пониманию, анализу, сравнению, изменению и генерации текстов, как в устной, так и в письменной форме. Программа «Смысловое чтение» является модифицированной, по уровню освоения – общеразвивающей, по цели обучения – познавательной, по содержанию однопрофильной, разработана в соответствии с требованиями к результатам внеурочной деятельностив рамках реализации ФГОС НОО. Цель программы: формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге и чтении. Основные задачи: • освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге (формирование интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы, общеучебных умений осознанно читать тексты, работать с различной информацией); • овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой (формирование умений работать с различными видами текстов, ориентироваться в • книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире); • воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе (формирование умений понимать художественное произведение как особый вид искусства, определять его художественную ценность и анализировать средства выразительности, сравнивать искусство слова с другими видами искусства, находить сходства и различия используемых художественных средств, создавать свои собственные художественныепроизведения на основе прочитанных); • формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений (освоение основных нравственно-этических ценностей взаимодействия с окружающим миром, формирование навыка анализа положительных и отрицательных действий героев, событий), воспитание адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения вжизни. Отличительные особенности программы от других существующих программ. Отличительными особенностями являются: 1. Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения курса. 2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты. 3. Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов. 4. Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией. 5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы курса, воспитательного результата положена методика Беденко М. В. 6. При планировании содержания занятий прописаны типы и виды чтения. Основные типы чтения: коммуникативное чтение вслух и про себя, учебное и самостоятельное. Основные виды чтения:ознакомительное, поисковое или просмотровое, изучающее и вдумчивое. Отличительные признаки программы являются и нетрадиционные формы проведения занятий: интеллектуальные игры, путешествия, коллективнотворческие работы, рисунки, конкурсы, проекты,викторины, посещение выставок, праздников. Программа рассчитана на детей в возрасте от 6,5 (7) – 10 (11) лет. Сроки реализации дополнительной образовательной программы: Программа рассчитана на 4 года. Количество часов в неделю – 1 ч. За год: в 1классе – 33 ч., во 2 - 4 классах -34 ч. Всего реализуется в объеме 135 ч. Планируемые результаты В результате освоения программы формируются умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Предметные умения: • осознавать значимость чтения для личного развития; • формировать потребность в систематическом чтении; • использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее,выборочное, поисковое); • уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу; • пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации. Метапредметные: Регулятивные умения: • уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий; • уметь самостоятельно работать с новым произведением; • уметь работать в парах и группах, участвовать в проектнойдеятельности, литературных играх; уметь определять свою роль в общей работе и оценивать своирезультаты. Познавательные учебные умения: • прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги; • отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности; • ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом); • составлять краткие аннотации к прочитанным книгам; • пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями. Коммуникативные учебные умения: • участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; • оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию; • высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги; • участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков; • соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома ит. д. Универсальные учебные действия: • находить книгу в открытом библиотечном фонде; • выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности; • сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению; • формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях; • характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему; • сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением; • слушать и читать книгу, понимать прочитанное; • пользоваться аппаратом книги; • овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке); • систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке. Личностные результаты: 1) Осознание важности чтения и литературы как средства познания окружающего мира и самого себя. 2) Осмысление значимости литературы как явления национальной и мировой культуры, важного средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций. 3) Усвоение основных нравственных норм и ориентация на ихсоблюдение. 4) Осознавать значение литературного чтения в формировании собственной культуры и мировосприятия; Метапредметные результаты: 1. Овладение способностями принимать и охранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления. 2. Освоение способов проблем творческого и поискового характера. 3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижениярезультата. 4. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей ижанров в соответствии с целями и задачами; формирование умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты • в устной и письменной формах. 5. Овладение логическими действиями анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям. 6. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать существование различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведениеокружающих. Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 4-го годаобучения Личностные результаты: 1) Осознание важности чтения и литературы как средства познания окружающего мира и самого себя. 2) Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смыслаучения. 3) Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости исвободе. 4) Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. 5) Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. 6) Профилировать свою нравственно-этическую ориентацию (накопив в ходе анализа произведений и общения по их поводу опыт моральных оценок и нравственного выбора). Метапредметные результаты: 1. Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха. 2. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии. 3. Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач. 4. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета. 5. Овладение логическими действиями анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям. 6. Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведениеокружающих. 7. Осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата. Способы отслеживания ожидаемых результатов: Предметные УУД: контрольное задание, тестирование, викторина, составление кроссвордов, опросники, собеседование, аукцион знаний, интеллектуальная игра, конкурс, защита проектов и творческих работ. МетапредметныеУУД: наблюдение, участие в проектах, творческие отчеты,творческие конкурсы, проведение праздников и мероприятий. Личностные УУД: наблюдение, тестирование, собеседование. Структура курса В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета. Линии, общие с курсом русского языка: 1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации); 2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализатекстов; 3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи. Линии, специфические для курса «Смысловое чтение»: 4) определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному; 5) приобщение к литературе как искусству слова; 6) приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях. Разделы программы: Раздел «Виды речевой деятельности» включает следующие содержательные линии: аудирование (слушание), чтение, говорение (культура речевого общения), письмо (культура письменной речи). Содержание этого раздела обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии, формируякультуру общения (устного и письменного). Аудирование (слушание) - это умение слушать и слышать, то естьадекватно воспринимать на слух звучащую речь (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Чтение понимается как осознанный самостоятельный процесс чтения доступных по объему и жанру произведений, осмысление цели чтения и выбор вида чтения; выразительное чтение с использованием интонации, темпа, тона, пауз, ударений, соответствующих смыслу текста. Говорение (культура речевого общения) определяет специфические умения вести диалог, отвечать и задавать вопросы по тексту, создавать монолог с использованием правил речевого этикета, воплощать свои жизненные впечатления в словесных образах, выстраивать композицию собственного высказывания, раскрывать в устномвысказывании авторский замысел, передавая основную мысль текста. Письмо (культура письменной речи) предполагает практическое освоение обучаемыми некоторых типов письменной речи (на основе осмысления художественного произведения): текста-повествования, текста-описания, текстарассуждения; создание собственных мини- сочинений (рассказ по картинке); написание отзыва. Содержание программы Раздел «Виды читательской деятельности» включает в себя работу с разными видами текста. Эта работа предполагает формирование следующих аналитических умений: восприятие изобразительно-выразительных средств языка художественного произведения, научно-популярного текста; воссоздание картины жизни, представленной автором; установление причинно- следственных связей в художественном, учебном и научно- популярном текстах; понимание авторской позиции в произведении; выделение главной мысли текста. Предусматривает ознакомление ребенка младшего школьного возраста с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографическихумений. В разделе «Круг детского чтения» реализуются принципы отбора содержания чтения младшего школьника, которое обеспечивает формирование мотивированного выбора круга чтения, устойчивого интереса ученика к самостоятельной читательской деятельности, компетентности в области детской литературы: учетэстетической и нравственной ценности текстов, их жанрового и тематического разнообразия, доступности для восприятия детьми 6-10 лет, читательских предпочтений младших школьников. Раздел «Литературоведческая пропедевтика» содержит круг литературоведческих понятий для практического освоения детьми с целью ознакомления с первоначальными представлениями о видах и жанрах литературы, о средствах выразительности языка. Раздел «Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)» является ведущим элементом содержания начального этапа литературного образования. Опыт творческой деятельности воплощается в системе читательской и речевой деятельности, что обеспечивает перенос полученных детьми знаний в самостоятельную продуктивную творческую деятельность. Особое внимание уделяется созданию различных форм интерпретациитекста. Учебно-тематический план № 1. 2. 3. 4. 5. 6. Раздел, тема Русский народный фольклор Друзья детства О хороших людях О наших сверстниках О природе Книги о животных Количество часов 3 4 1 класс 2 класс класс класс 4ч 4ч 4ч 4ч 4ч 4ч 4ч 4ч 5ч 4ч 4ч 4ч 4ч 4ч 4ч 4ч 4ч 4ч 4ч 4ч 4ч 4ч 4ч 4ч 7. 8. Русская литература Зарубежная литература Итого: 4ч 4ч 4ч 4ч 4ч 4ч 4ч 4ч 33ч. 34ч. 34ч. 34ч. Календарно-тематическое планирование 1 класс №п /п Название текста, страница Характеристика деятельности 1 Когда обедает крокодил. Рыба-стрелок. Теплолюбивые кошки. Как видят змеи. Стр.4-5 Знакомятся с разными способами работы с текстом, знакомятся с ответами на вопрос в виде тестов. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. 2 Зачем слону хобот. Киты. Зачем сове пушистые перья. Стр.6-7 Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. Работают с заголовками текстов. 3 Елка и пальма. Грибы. Цветочное варенье.Стр.8-9 Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. Проводят сравнительный анализ текстов. 4 Говорящие барабаны и колокола. Телефон. На Луне. Стр.10-11 Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов. 5 Белые зайцы. Где придумали бумагу? Белые слоны. Молния. Стр.12-13 Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов. 6 Пингвины в Африке. Как крокодил чистит зубы. Как бобер чистит зубы. Как акула чистит зубы? Стр.14-15 Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов. 7 Очень длинный день. Козырек на фуражке. Подводные домики. Стр.16-17 Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов. 8 Солнечные затмения. Подземные дома. Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов. Стр.18-19 9 Невидимые чернила. Всплывающие дома. Стр.20-21 Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов. 10 Лучшие строители среди зверей. Подводные дома. Стр.22-23 11 Гепард. Листья- Перечисляют персонажей текста. Читают лодочки. вслух, про себя. Путешествующ ие дома. Стр.24-25 12 Зачем белке хвост? Дом вверх дном. Стр.26-27 Формулируют тему текста. Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов. 13 Рыба-рыболов. Как зимуют лягушки? Морской петух. Как зимуют клесты. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов. Стр.28-29 Отвечают на вопросы по содержанию словами текста. Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов. 14 Бывает ли зима на всей Земле? Стр.30-31 Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста. 15 Медведь. Гориллы. Необычный Новый год. Стр.32-33 Отвечают на вопросы по содержанию словами текста. 16 Холодильник греет кухню. Водяная пушка.стр.34-35 Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого. Отвечают на вопросы в виде тестов. 17 Речной трамвай. Плавучий магазин. Стр.36-37 Формулируют тему текста. Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов. 18 Нептун. Катание на черепахах. Стр.38-39 Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. 19 Бумеранг. Железное дерево. Стр.4041 Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. 20 Паукипутешественни ки. Зачем поют птицы. Находят главную мысль, сформулированную в тексте. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста. Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов. Стр.42-43 21 Плавучие дороги. Киты. Стр.44-45 Формулируют тему текста. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста. Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов. 22 Желторотики. Пеликан. Стр.46-47 Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов. 23 Корабли пустыни. Соломенный корабль. Стр.48-49 Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. 24 Воздушные шары. Носороги. Стр.50-51 Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов. 25 Странные денежки. Попугаи. Стр.52-53 Формулируют тему текста. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста. Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов. 26 Бабочки. Макаки. Черепахи. Стр.54-55 Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов. 27 Черепахи. Насекомые. Древние тетрадки. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов. Стр.56-57 28 Совы. Медведи. Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. Отвечают на вопросы по Скалозуб. содержанию словами текста. Стр.58-59 29 Хлеб. Календула. Одуванчик. Стр.60-61 Прогнозируют содержание читаемого текста. Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов. 30 Старинный месяц цветень. Старинный месяц серпень. Старинные месяц и желтень и листопад. Старинный месяц лютый. Стр.62-63 Находят главную мысль, сформулированную в тексте. Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов. 31 Скворцы. Вороны и сойки. Стр.6465 Формулируют тему текста. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста. Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов. 32 Каналы. Ежик.Стр.6667-68 Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. 33 Жук-вредитель. Аквариумные рыбки. Почему нужно есть много овощей и фруктов? Находят главную мысль, сформулированную в тексте. Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов. Стр.69-70-71 Календарно-тематическое планирование 2 класс №п /п 1 Название текста, страница Снег круглый год. Дома в скалах. Айсберг. Стр.4-5 2 Почему плачет крокодил. Как отпугнуть крокодила. Стр.67 Характеристика деятельности Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов. Читают вслух, про себя, «вприглядку». текста. Прогнозируют содержание читаемого. Отвечают на вопросы в виде тестов. 3 Сколько соли в море? Как прячется осьминог. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста. Стр.8-9 4 Против ветра. Попутный ветер. Стр.10-11 Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста. 5 Кто живет в Антарктиде. Почему исчезли динозавры. Стр.12-13 Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Прогнозируют содержание читаемого текста. 6 Кошки в древнем Египте. Такса. Стр.14-15 Формулируют тему текста. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста. 7 Искусство «каллиграфия». Исчезнувшие буквы. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста. Стр.16-17 8 Как рыбаки помогают рыбе зимой? Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. Находят главную мысль, сформулированную в тексте. Необычные дрова. Стр.18-19 9 Собакиводолазы. Как охотятся львы. Стр.20-21 Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста. Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов. 10 Старинные автомобили. Далеко. Стр.2223 Отвечают на вопросы по содержанию словами текста. Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов. 11 Солнечные автомобили. Парус. Стр.24-25 Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. 12 Ночной праздник. Шкура леопарда. Стр.2627 Отвечают на вопросы по содержанию словами текста. Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов. 13 Самая прочная нить. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Формулируют тему текста. Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов. Морской еж. Стр.28-29 14 Бумажные стены. Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. Выявляют в тексте слова и Дом на ножках. выражения, значения которых непонятно, и Стр.30-31 осознавать потребность в выяснении их смысла. 15 Дикие грибы. Ледник. Стр.3233 16 Новогодняя коллекция. Находят главную мысль, сформулированную в тексте. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста. Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. стр.34-35 17 Помощник шахтеров. Бесстрашные жуки-солдатики. Стр.36-37 Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов. 18 Бегуны по воде. Постель в дождевом лесу. Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя.Отвечают на вопросы по содержанию словами текста. Стр.38-39 19 Джунгли Южной Америки. Глаз лягушки. Стр.4041 Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание прочитанного текста. Отвечают на вопросы в виде тестов. 20 Соляные деньги. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст. Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов. Снежки в Новой Зеландии. Стр.42-43 21 Фианит. Стр.4445 22 Все пальцы. 23 Огни на высоте. Книга рекордов. Стр.48-49 Отвечают на вопросы по содержанию словами текста. Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов. Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание прочитанного текста. Отвечают Погода в Англии. на вопросы в виде тестов. Выявляют в Стр.46-47 тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Находят главную мысль, сформулированную в тексте. Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание прочитанного текста. Отвечают на вопросы в виде тестов. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Прогнозируют содержание читаемого текста. 24 Древние книги. Строители мостов. Стр.5051 Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. 25 Рубль. Денежка. Стр.52-53 Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста. 26 Температура воды и воздуха. Названия игр с мячом. Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Стр.54-55 27 Консервированн ый воздух. Праздник воды. Стр.56-57 Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Формулируют тему текста. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст. 28 Праздник воды. Стр.58-59 Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста. 29 Дома из снега. Ловля акул. Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов. Стр.60-61 30 Нежинские огурчики. Стр.62-63 Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. 31 Празднование Нового года 1 января. Стр.6465 Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание прочитанного текста. Отвечают на вопросы в виде тестов. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Находят главную мысль, сформулированную в тексте. 32 Часы. Стр.66-67 Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание прочитанного текста. Отвечают на вопросы в виде тестов. Формулируют тему текста. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст. 33 Керамика. Стр.68-69 Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. Находят главную мысль, сформулированную в тексте. 34 Филин. Зимородок. Стр.70-71 Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Календарно-тематическое планирование 3 класс №п /п 1 Название текста, страница Характеристика деятельности Дорогие чашки. Молочное стекло. Стр.4-5 Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Читают научнопопулярные тексты, сопоставляют тексты, читают задания, отвечают на них в тестовой форме. Придумывают заголовок. Анализируют тексты. Находят главную мысль, сформулированную в тексте. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста. 2 Соликамск, Солигорск и Зальцбург. Стр.6-7 Читают текст. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Составляют вопросы к тексту, читают задания, отвечают на них в тестовой форме. Придумывают заголовок. Анализируют тексты. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста. 3 Как едят в космосе. Подземные лечебницы. Стр.8-9 Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов. Сравнивают тексты «по памяти», читают задания и отвечают на них в тестовой форме. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст. 4 Крылатые металлы. Дорогой алюминий. Стр.10-11 Читают текст. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Составляют вопросы к тексту, читают задания, отвечают на них в тестовой форме. Придумывают заголовок. Анализируют тексты. 5 Коломенская верста. Новгород.Стр.12 -13 Читают научно-популярные тексты, сопоставляют тексты, читают задания, отвечают на них в тестовой форме. Придумывают заголовок. Анализируют тексты. 6 Новгород город старинный. Читают научно-популярные тексты, сопоставляют тексты, читают задания, отвечают на них в тестовой форме. Выписывают в тетрадь названия городов. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста. Города побратимы. Стр.14-15 7 Планета вода. Галька. Стр.1617 Чтение. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Анализ текста. Конструирование текста из двух частей. 8 Самолет хвостом вперед. Первый автомобильный номер. Стр.18-19 Читают текст. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Составляют вопросы к тексту, читают задания, отвечают на них в тестовой форме. Придумывают заголовок. Анализируют тексты. 9 Кого не любят разные народы. Древний компас.Стр.2021 Чтение, ответы на вопросы по содержанию. Составление списка ключевых слов, пересказ текста по ним. Находят главную мысль, сформулированную в тексте. 10 Белые ночи. Байкал. Стр.2223 Чтение, ответы на вопросы. Составление списка ключевых слов, пересказ текста по ним. 11 Базальт и пемза. Алмаз и графит. Стр.24-25 Читают текст. Составляют вопросы к тексту, читают задания, отвечают на них в тестовой форме. Придумывают заголовок. Анализируют тексты. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста. 12 Тепло из-под земли. Долина Гейзеров на Камчатке. Стр.26-27 Читают научно-популярные тексты, сопоставляют тексты, читают задания, отвечают на них в тестовой форме. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Придумывают заголовок. Анализируют тексты. 13 Самый мягкий трон. Ядовитый водопад. Стр.2829 Чтение. Письменный пересказ по ключевым словам. Прогнозируют содержание читаемого текста. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст. 14 Первый мультик. Лечение весельем. Стр.30-31 Чтение. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Анализ текста. Конструирование текста из двух частей. Находят главную мысль, сформулированную в тексте. 15 Гиппопотамводяная лошадь. Охота с гепардами. Стр.32-33 Читают научно-популярные тексты, сопоставляют тексты, читают задания, отвечают на них в тестовой форме. Придумывают заголовок. Анализируют тексты. 16 Два времени года. Тундра. Два времени года. Сезон дождей. Стр.3435 Читают научно-популярные тексты, сопоставляют тексты, читают задания, отвечают на них в тестовой форме. Выписывают в тетрадь названия городов. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст. 17 Бетон искусственный камень? Приливы и рыбалка. Читают научно-популярные тексты, сопоставляют тексты, читают задания, отвечают на них в тестовой форме. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Придумывают заголовок. Анализируют тексты. Прогнозируют содержание читаемого текста. Стр.36-37 18 Одно время года. Антарктида. Почему коньки? Стр.38-39 Чтение. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Письменный пересказ по ключевым словам. 19 Австралийцылюди вверх ногами. Поезда без моторов. Стр.40-41 Читают научно-популярные тексты, сопоставляют тексты, читают задания, отвечают на них в тестовой форме. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст. 20 Пальма и елка. Почему еловые ветки лапами называются? Стр.42-43 Чтение. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Письменный пересказ по ключевым словам. Находят главную мысль, сформулированную в тексте. 21 Торнадо. Ветер. Стр.44-45 Чтение. Письменный пересказ по ключевым словам. 22 Солнечная энергия. Зачем змеи и греются на солнце? Стр.46-47 Читают текст. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Составляют вопросы к тексту. читают задания отвечают на них в тестовой форме. Придумывают заголовок. Анализируют тексты. 23 Чтение, ответы на вопросы в тестовой Спящие вулканы. Почему форме. Выявляют смысловой и растут сосульки? эмоциональный подтекст. Стр.48-49 24 Самые высокие горы на Земле. Зачем рога горным козлам? Стр.50-51 Чтение. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Письменный пересказ по ключевым словам. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста. 25 Почему кактусы толстые? Маленькие строители. Стр.52-53 Читают текст. Составляют вопросы к тексту, читают задания, отвечают на них в тестовой форме. Придумывают заголовок. Анализируют тексты. 26 Все цвета радуги. Как разгоняют облака? Стр.5455 Сопоставление текстов между собой. Прогнозируют содержание читаемого текста. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста. 27 Одно время года. Сопоставление списка ключевых слов и Дождевые леса. пересказ текстов по ключевым словам. Радужные нерадуги. Стр.56-57 28 Почему береза цветет ранней весной? Подсолнух на картинах. Стр.58-59 Чтение. Письменный пересказ по ключевым словам. Находят главную мысль, сформулированную в тексте. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст. 29 Акваланг. Осьмируки. Огонь. Вода и газ. Стр.60-61 Чтение. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Письменный пересказ по ключевым словам. 30 Зачем у кошки глаза светятся? Пазлы. Стр.6263 Чтение. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Письменный пересказ по ключевым словам. 31 Футбол и регби. Стр.64-65 Читают текст. Составляют вопросы к тексту, читают задания, отвечают на них в тестовой форме. Придумывают заголовок. Анализируют тексты. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст. 32 Кайра. Стр.66-67 Чтение. Письменный пересказ по ключевым словам. Находят главную мысль, сформулированную в тексте. Прогнозируют содержание читаемого текста. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста. 33 Придумать самолет. Стр.6869 Чтение. Письменный пересказ по ключевым словам, концовку дописывают самостоятельно. 34 Язык змеи. Стр.70-71 Чтение. Письменный пересказ по ключевым словам. Календарно-тематическое планирование 4 класс №п /п Название текста, страница Характеристика деятельности 1 Квадратные колеса. Магнитные поезда. Стр.4-5 Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов. Читают, отвечают на вопросы. Выполняют тестовые задания. Выделение главной мысли, заложенной в тексте. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст. 2 Круглые окна. Воздушная подушка. Стр.67 Читают, отвечают на вопросы. Выполняют тестовые задания. Составляют вопросы к тексту. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст. 3 Порхающий полет. Почему греет юбка. Стр.8-9 Читают, отвечают на вопросы. Выписывают все местоимения, составляют с одним из них предложение. Выполняют тестовые задания. Сравнение текстов « по памяти». Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст. 4 Когда резина становится стеклом. Тамагочи. Стр.10-11 Читают, отвечают на вопросы. Выполняют тестовые задания. Письменный пересказ текста. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста. 5 Частота крокодильих обедов. История зеркала. Стр.1213 Читают, отвечают на вопросы. Выполняют тестовые задания. Составление плана текста. Письменный пересказ текста. Прогнозируют содержание читаемого. 6 Кривые зеркала. Увеличительные стекла. Стр.1415 Читают, отвечают на вопросы. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла. Выполняют тестовые задания. Письменный пересказ текста. Сравнение текста с неочевидными причинно-следственными связями. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста. 7 Строители земли. Строители морского берега. Стр.16-17 Читают, отвечают на вопросы. Выполняют тестовые задания. Составление плана текста. Сравнение текста с неочевидными причинно-следственными связями. 8 Пчелиный улей. Невидимый свет. Стр.18-19 Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого. Отвечают на вопросы в виде тестов. Читают, отвечают на вопросы. Выполняют тестовые задания. Составление плана текста. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст. 9 Неслышимый звук. Почему ночью все кошки серы? Стр.20-21 Читают, отвечают на вопросы. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла. Выполняют тестовые задания. Составление плана текста. 10 Пиноккио и Буратино. Шум вредный и шум полезный. Читают, отвечают на вопросы. Письменный пересказ текста. Выполняют тестовые задания. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст. Стр.22-23 11 Вьюнок. Стр.24- Составление рассказа по картинке, письменный пересказ по ключевым словам. 25 12 Письмо картинами в современной России. Ключики вкуса. Стр.26-27 Читают, отвечают на вопросы. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла Письменный пересказ текста. Выполняют тестовые задания 13 Зачем нам ключики вкуса? Вкусно, но не еда. Стр.28-29 Читают, отвечают на вопросы. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла. Выполняют тестовые задания. Составление плана текста. Находят главную мысль, сформулированную в тексте. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста. 14 Ода японской бане. Ода русской печке. Стр.30-31 Читают, отвечают на вопросы. Выполняют тестовые задания. Составление плана текста. 15 Голубиная почта. Бутылочная почта. Стр.32-33 Читают, отвечают на вопросы. Выполняют тестовые задания. Составление плана текста. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста. 16 Взрывчатка без взрывчатки. Три минуты молчания. Стр.34-35 Читают, отвечают на вопросы. Выполняют тестовые задания. Составление плана текста. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст. 17 Сухой лед. Катамаран. Стр.36-37 Читают, отвечают на вопросы. Выполняют тестовые задания. Составление плана текста. Устный пересказ по ключевым словам. 18 Корабли на подводных крыльях. Орден улыбки. Стр.3839 Читают, отвечают на вопросы. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла. Выполняют тестовые задания. Составление плана текста. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста. 19 Цветы-капканы. Сэндвич. Стр.40-41 Читают, отвечают письменно на вопросы. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла Выполняют тестовые задания. Составление плана текста. 20 Какая змея главнее? Узоры на окнах. Стр.42-43 Читают, отвечают письменно на вопросы. Выполняют тестовые задания. Составление плана текста. 21 Вода, которая разрывает камень. Почему у насекомых шесть ног? Стр.44-45 Читают, отвечают письменно на вопросы. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла Выполняют тестовые задания. Составление плана текста. Устный пересказ по ключевым словам. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст. 22 Почти одноразовая обувь. Дом из старых бутылок. Стр.46-47 Читают, отвечают письменно на вопросы. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла Выполняют тестовые задания. Составление плана текста. Прогнозируют содержание читаемого. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст. 23 Древние Сочинение по картинке. надписи. Стр.4849 24 Летучие рыбы Читают, отвечают на вопросы. Выполняют Джорджа Кейли. тестовые задания. Составление плана текста. Чайная Устный пересказ по ключевым словам. церемония. Стр.50-51 25 Вечная мерзлота- Читают, отвечают письменно на вопросы. Выявляют в тексте слова и выражения, вечный холодильник. Неподвижный транспорт. Стр.52-53 значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла Выполняют тестовые задания. Составление плана текста. Находят главную мысль, сформулированную в тексте. 26 Зачем нам два уха и два глаза? Сверхзвуковая скоростьинструмент пастуха. Стр.5455 Читают, отвечают на вопросы. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла Выполняют тестовые задания. Составление плана текста. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст. 27 Компьютерный мультфильм, как научное пособие. Надувайся и ты победишь! Стр.56-57 Читают, отвечают письменно на вопросы. Выполняют тестовые задания. Составление плана текста. Прогнозируют содержание читаемого текста. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст. 28 Летоисчисление. Читают, отвечают письменно на вопросы. Стр.58-59 Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла. Выполняют тестовые задания. Сочинение по картинке. Письменный пересказ по ключевым словам. 29 Куры и гуси. Раз Читают, отвечают письменно на вопросы. – и вымыт глаз. Выявляют в тексте слова и выражения, Стр.60-61 значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла Выполняют тестовые задания. Составление плана текста. Письменный пересказ по ключевым словам. 30 Птичьи консервы. Тюлени и неуклюжие, и ловкие. Стр.62- Читают, отвечают письменно на вопросы. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла Выполняют тестовые задания. Составление плана текста. Находят главную мысль, 63 сформулированную в тексте. Прогнозируют содержание читаемого текста. 31 Как придумали буквы? Китайская грамота. Стр.6465 Читают, отвечают письменно на вопросы. Выполняют тестовые задания. Составление плана текста. Находят главную мысль, сформулированную в тексте. Прогнозируют содержание читаемого текста. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст. 32 Тормоза для корабля. Марсианские шоферы. Стр.6667 Читают, отвечают письменно на вопросы. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла. Выполняют тестовые задания. Составление плана текста. Письменный пересказ по ключевым словам. 33 Умелый пекарь. Стр.68-69 Письменный пересказ по ключевым словам. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст. 34 Выставка творческих работ.