Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

РП История Отечества (УО) 8 класс

Пояснительная записка
Программа

направлена

на

всестороннее

развитие

личности

обучающихся, способствует их умственному развитию, особое внимание
обращено на коррекцию имеющихся специфических нарушений.
УМК, учебник Бгажнокова И.М., Смирнова Л.В. История Отечества. 8
класс - М: Просвещение,2020 г.
Общая характеристика учебного предмета.
История в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается
как учебный предмет, в который заложено изучение исторического
материала, овладение знаниями и умениями, коррекционное воздействие
изучаемого материала на личность ученика, формирование личностных
качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к
жизни, социально-трудовая и правовая адаптация выпускника в общество.
Представляется, что в курсе «Истории Отечества» для детей с
нарушениями интеллекта целесообразно сосредоточиться на крупных
исторических событиях отечественной истории, жизни, быте людей данной
эпохи. Дать отчетливый образ наиболее яркого события и выдающегося
деятеля, олицетворяющего данный период истории. Такой подход к
периодизации событий будет способствовать лучшему запоминанию их
последовательности.
Последовательное изучение исторических событий обеспечит более
глубокое понимание материала, облегчит и ускорит формирование знаний.
При этом может быть использован уровневый подход к формированию
знаний

с

учетом

психофизического

развития,

типологических

и

индивидуальных особенностей учеников.
Весь исторический материал представлен отечественной историей,
историей региональной и краеведческой. Учитель имеет право использовать
в

процессе

изучения

материала

иллюстративно-текстуальный

информативный,

материал,

овладению с содержанием статьи, рассказа.

фактический

способствующий

и

успешному

Важной составной частью курса «История моей Родины» является
историко-краеведческие

сведения

о

жизни,

быте,

обычаях

людей.

Предполагается изучение истории с древности до настоящего времени.
На уроках истории в образовательной специальной коррекционной
школе используются: рассказ, беседа, выборочное объяснительное чтение
текста учебной книги, работа с исторической картой, картиной, схемами,
«Лентой

временю»,

просмотр

и

разбор

кинокольцовок,

отдельных

фрагментов кино, диафильмов.
Живое слово учителя играет ведущую роль в обучении истории.
Рассказ учителя об исторических событиях должен быть исторически
точным и не слишком длинным. Сообщая новый материал, учитель должен
показать его взаимосвязь с изученным ранее.
Усвоение исторических событий значительно облегчается, если на их
фоне сообщается разнообразный сюжетный материал, даются живые
характеристики исторических событий.
Создавая историческую картину того или иного события, учитель
должен включать в рассказ культурно-бытовые сведения, способствующие
формированию прав ильных исторических представлений (внешний вид
города, села, характеристика жилища, одежды, орудий труда, оружия
соответствующей эпохи).
Рассказ учителя необходимо сочетать с выборочным чтением текстов
из учебной книги, детских журналов, книг и других источников. Особое
внимание уделить умению учащихся выражать свои мысли историческими
терминами, что будет способствовать развитию мыслительной деятельности
и речи. Такой подход является существенной частью коррекционной работы
на уроках истории.
Применение многообразных наглядных средств формирует умение
представлять себе, как жили люди в определеннуюисторическую эпоху,
каков был быт представителей разных классов. Создание точных зрительных
образов - важный элемент обучения истории, предупреждающий опасность

уподобления сходных исторических событий, переноса фактов из одной
эпохи в другую.
При

изучении

истории

важно

вести

специальную

работу по

использованию хронологии. Этому помогают «лента времени», игры,
викторины с использованием исторических дат.
Созданию
подготовленные

ярких,
и

отчетливых

проведенные

образов

экскурсии.

содействуют

Внимание

хорошо

учащихся

на

экскурсиях и при обработке материала надо привлекать к наиболее
существенным, значимым объектам.
При характеристике определенной исторической формации учитель
должен раскрыть вопросы культуры, взаимоотношений людей в обществе. В
отличии от программ массовых общеобразовательных школ, в которых весь
исторический материал периодизируется, во вспомогательных школах такая
периодизация не имеет смысла.
Особое внимание уделяется краеведческой работе с использованием
местного исторического материала. Краеведческая работа служит активным
средством формирования гражданских качеств ученика.
Завершается курс «История моей Родины» знакомством с современной
жизнью России. Этот материал представлен уроками обобщающего
характера.
Цель курса:
Формирование нравственного сознания развивающейся личности
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
способных к определению своих ценностных приоритетов на основе
осмысления исторического опыта своей страны; развитие умения применять
исторические знания в учебной и социальной деятельности; развитие
нарушенных при умственной отсталости высших психических функций.
Рабочая программа по истории нацелена на решение следующих
задач:



Овладение учащимися знаниями о выдающихся событиях и

деятелях отечественной истории;


Формирование у учащихся представлений о жизни, быте, труде

людей в разные исторические эпохи;


Формирование представлений о развитии российской культуры,

ее выдающихся достижениях, памятниках;
 Формирование представлений о постоянном развитии общества,
связи прошлого и настоящего;
 Формирование интереса к истории как части общечеловеческой
культуры, средству познания мира и самопознания;
 Формирование у школьников умений применять исторические

знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в
общении

с

другими

людьми

в

современном

поликультурном,

полиэтническом и многоконфессиональном обществе;
 Воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему

Отечеству;
 Воспитание гражданственности и толерантности;
 Коррекция и развитие познавательных психических процессов.
Предмет «История Отечества» играет важную роль в процессе развития
и

воспитания

личности

обучающихся

с

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями), формирования гражданской позиции
учащихся, воспитания их в духе патриотизма и уважения к своей родине, ее
историческому прошлому.
В

курсе

«Истории

Отечества»

акцент

делается

на

крупных

исторических событиях отечественной истории, жизни, быте людей данной
эпохи. Дается отчетливый образ наиболее яркого событиями выдающегося
деятеля, олицетворяющего данный период истории. Такой подход к
периодизации

событий

последовательности.

способствует

лучшему

запоминанию

их

Последовательное изучение исторических событий обеспечит более
глубокое понимание материала, облегчит и ускорит формирование знаний.
При этом использую уровневый подход к формированию знаний с учетом
психофизического

развития,

типологических

и

индивидуальных

особенностей учеников.
Основными организационными формами работы на уроке истории
являются: фронтальная, групповая, коллективная, индивидуальная работа,
работа в парах.
При проведении уроков предполагается использование следующих
методов:


Словесные (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и

книгой);


Наглядные (наблюдение, демонстрация предметов или их

изображения)


Практические (упражнения,

работа с исторической картой,

лентой времени, картиной, схемами).


Проблемный;



Частично-поисковый;



Исследовательский;



Создание макетов ;



Система специальных коррекционно – развивающих методов;



Методы

убеждения

(словесное

разъяснение,

убеждение,

требование);


Решение «проблемных ситуаций» и исторических задач;



Проведение опытов;



Практические работы;



Правописание трудных слов;



Чтение местной периодической печати;



Методы организации деятельности (приучение, упражнение,

показ, подражание, поручение);



Методы

стимулирования

поведения

(похвала,

поощрение,

взаимооценка).
При проведении урока применяются технические средства обучения:
фрагменты кино, мультфильмов, мультимедиа, музыкальные фрагменты.
Широкое применение находит проблемное изложение знаний, при
котором является создание проблемной ситуации, исследование, поиск
правильного ответа.
В учебном процессе чаще всего предполагается использование
комбинации указанных методов. Комплексное их использование позволяет
более полно решать задачи каждого урока.
Реализация воспитательного потенциала каждого урока, заложенного в
модуль «Школьный урок» программы воспитания КОУ «Исилькульская
школа - интернат» предполагает его организацию с учетом совокупности
методов,

приемов,

направленных

на

воспитание

обучающихся.

Воспитывающее содержание урока направлено на побуждение школьников,
задуматься о ценностях нравственных вопросах, жизненных проблемах.
Использование воспитательных возможностей содержания учебного
предмета,

через

демонстрацию

учащимся

примеров

осознанного

гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности,
анализа жизненных историй, поступков и ситуаций организуется путем
проведения единых тематических уроков в образовательных областях: язык и
речевая практика, математика и естествознание, человек и общество,
география и история.
С целью решения вопросов по профориентации обучающихся на
уроках истории рассматриваются вопросы профориентационного характера,
направленные на знакомство учащихся с многообразием мира профессий.
Профессиональная ориентация на уроках истории осуществляется путем
проведения коротких бесед о профессиях, упоминаемых в учебном
материале, а так же выяснение и разъяснение в каких профессиях, знания
полученные на уроках истории будут полезны.

В программе по учебному курсу «История Отечества» обозначены два
уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Достаточный уровень освоения предметными результатами не является
обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является
обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие
достижения этого уровня по истории в 8 классе не является препятствием к
продолжению образования по данному варианту программы.
Знания

оцениваются

в

соответствии

с

двумя

уровнями,

предусмотренными рабочей программой 8 класса по 5-балльной шкале
системы отметок. В текущей оценочной деятельности целесообразно
соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:
Оценка «5» - «очень хорошо» (отлично) свыше 65%;
Оценка «4» - «хорошо» ― от 51% до 65% заданий;
Оценка «3» - «удовлетворительно» (зачёт), если обучающиеся верно
выполняют от 35% до 50% заданий;
При оценке устного ответа учащихся необходимо учитывать:
правильность, полноту, развернутость, логичность, последовательность
ответа, правильность речи, аргументированность рассуждения, умение
сослаться на текст учебника, пользоваться исторической картой.
Оценки за устный ответ:
Оценка «5» - понимание материала; самостоятельно формулирует
ответы;
-допускает единичные ошибки и сам исправляет.
Оценка «4» - понимание материала, при ответе допускает неточности,
ошибки в речи, исправляет только с помощью учителя.(1-2ошибки)
Оценка

«3»- материал

излагается

недостаточно

полно

и

последовательно; допускается ряд ошибок в речи; ошибки исправляет только
с помощью учителя или учащихся, затрудняется самостоятельно подтвердить
пример; нуждается в постоянной помощи учителя.
Оценки за письменный ответ:

Оценка «5»- вся работа выполнена без ошибок;
Оценка «4» - в работе имеются 2-3 негрубые ошибки;
Оценка «3» - правильно выполнена большая часть заданий;
Оценка

достижения

обучающимися

с

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) предметных результатов осуществляется
на

принципах

индивидуального

и

дифференцированного

подходов.

Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные
по содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию.
В течение учебного года проводится диагностика уровня
усвоения знаний и умений учащихся. Она состоит из анализа двух этапов:
1 этап – стартовая диагностика на начало изучения темы.
Цель: определить готовность и предпосылки к освоению программного
материала по изучаемым темам.
2 этап – итоговая диагностика.
Цель: Выявить уровень усвоения материала и умения использовать
полученные знания на практике.
Данные этапов диагностики фиксируются в сводной таблице
достижений предметных результатов.
По итогам каждого этапа диагностики заполняется графа знаком,
представленным в виде баллов:
0 баллов – не проявил данное умение (не научился).
1 балл – демонстрирует умение только с помощью учителя (частично
научился).
2 балла – допускает ошибки при демонстрации умений, требуется
частичная помощь учителя.
3 балла – демонстрирует в работе данное умение самостоятельно.
Результаты дают возможность получить объективную информацию об
уровне усвоения знаний, умений и навыков в текущем учебном году;

запланировать индивидуальную и групповую работу с учащимися в
дальнейшем обучении.
Общая характеристика учебного предмета
При изучении истории
умственной

в 8 классе для учащихся с легкой степенью

отсталости

(интеллектуальными

нарушениями)

предусматривается использование ленты времени, работа с исторической
картой, выполнение работ на контурных картах способствует не только
запоминанию фактов, но и несет элементы творчества, что проявляется в
оформлении, выборе цвета и т.д. Особое внимание уделяется краеведческой
работе с использованием местного исторического материала. Краеведческая
работа служит активным средством формирования гражданских качеств
ученика.
Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей
с ограниченными возможностями здоровья; направлена на всестороннее
развитие личности воспитанников, способствует их умственному развитию,
обеспечивает гражданское, эстетическое, нравственное воспитание.
Изучение истории тесно связанно с жизнью и другими учебными
предметами ( география, биология, рисование, математика)
Содержание учебного предмета «История Отечества» в 8 классе
включает следующие разделы:
1. Российское государство в конце ХVII (17) -начале ХVII (18) века.
2. Российская империя после Петра I (1725-1801).
3.Российская империя в первой половине XIX (19) века.
4.Россия в конце XIX (19) - начале XX (20) века.
При изучении раздела «Российское государство в конце ХVII (17) начале ХVII (18) века» учащиеся знакомятся с эпохой правления Петра
Великого.

Раздел «Российская империя после Петра I (1725-1801)» рассказывает о
дворцовых кризисов после смерти Петра I. О царствовании Екатерины
Великой.
В разделе «Российская империя в первой половине XIX (19) века»
раскрывается тема государственного и политического развития России в
первой четверти 19 в. О правлении императоров Александра I и Николая I.
Раздел «Россия в конце XIX (19) - начале XX (20) века» раскрывает
историю правления императоров Александра II, Александра III и Николая II.
О первых революционных выступлениях в России.
Во всех разделах программы уделяется особое внимание личностям
правителей, полководцев, деятелей культуры и искусства, быту и жизни
простых людей.
При

отборе

исторического

материала

в

программе

основным

принципом является принцип коррекционной направленности в обучении,
принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип
научности

и

доступности

обучения,

принцип

систематичности

и

последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип
индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
Это дает возможность широко использовать межпредметные связи
истории с географией, естествознанием, математикой, литературой и
другими предметами.
Основной формой обучения истории в специальной(коррекционной)
школе является урок.
Типы уроков:


Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения

материала);
Урок

обобщения

и

систематизации

знаний

(повторительно-

обобщающий урок);
Знания и умения учащихся оцениваются за учебную четверть и за год.
При выставлении итоговой оценки учитывается уровень знаний учащихся.

Основанием

для

выставления

итоговой

оценки

служат:

результаты

наблюдений учителя за повседневной работой ученика, устного опроса,
В процессе изучения материала по предмету «Истории Отечества» у
обучающихся развиваются и корригируются наблюдательность, память,
воображение,
сравнивать,

речь,

логическое

обобщать,

мышление

классифицировать,

(умение

анализировать,

устанавливать

причинно-

следственные связи и зависимости).
Результаты освоения учебного предмета
Освоение обучающимися программы, предполагает достижение двух
видов результатов: личностных и предметных.
Личностные результаты освоения учебной программой по предмету
«История Отечества» для учащихся 8 класса включают индивидуальноличностные

качества

и

социальные

(жизненные)

компетенции

обучающегося, социально значимые ценностные установки.
На уроках истории будут формироваться следующие личностные
результаты:
Личностные результаты)


осознание себя как гражданина России; формирование чувства

гордости за свою Родину;


воспитание уважительного отношения к иному мнению,истории

и культуре других народов;


формирование

адекватных

представлений

о

собственных

возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;


овладение начальными навыками адаптации в динамично

изменяющемся и развивающемся мире;


овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в

повседневной жизни;


владение навыками коммуникации и принятыми нормами

социального взаимодействия;



способность к осмыслению социального окружения, своего места

в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;


принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление

социально значимых мотивов учебной деятельности;


формирование

навыков

сотрудничества

с

взрослыми

и

сверстниками в разных социальных ситуациях;


воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;



развитие этических чувств, проявление доброжелательности,

эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление
сопереживания к чувствам других людей;


формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,

наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям;


проявление готовности к самостоятельной жизни.

Личностные результаты оцениваются в общей системе экспертной
оценки, используемой в КОУ «Исилькульская школа-интернат».
Предметные результаты освоенные обучающимися к концу 8 класса
должны отражать следующие умения:


по датам определять век;



составлять план для ответов, опираясь на словарь, выделять

смысловые понятия по темам разделов;


составлять план для ответов с включением опорных слов и

понятий;


самостоятельно работать с картой и лентой времени;



объяснять смысл прочитанного.

Основные требования к умениям учащихся
К концу обучения в 8 классе учащиеся должны уметь:
Достаточный уровень:



знание

хронологических

рамок

ключевых

процессов,

дат

важнейших событий отечественной истории;


знание некоторых основных исторических фактов, событий,

явлений, процессов; их причины, участников, результаты и значение;
составление рассказов об исторических событиях, формулировка выводов об
их значении;


знание мест совершения основных исторических событий;



знание имен известных исторических деятелей (князей, царей,

политиков, полководцев, ученых, деятелей

культуры) и составление

элементарной характеристики исторических героев;


формирование первоначальных представлений о взаимосвязи и

последовательности важнейших исторических событий;


понимание

«легенды»

исторической

карты

и

«чтение»

исторической карты с опорой на ее «легенду»;


знание основных терминов понятий и их определений;



соотнесение года с веком, установление последовательности и

длительности исторических событий;


сравнение, анализ, обобщение исторических фактов;



поиск информации в одном или нескольких источниках;



установление и раскрытие причинно-следственных связей между

историческими событиями и явлениями.
Минимальный уровень:


знание некоторых дат важнейших событий отечественной

истории;


знание некоторых основных фактов исторических событий,

явлений, процессов;

деятелей

знание имен некоторых наиболее известных исторических
(князей, царей, политиков, полководцев, ученых, деятелей

культуры);


понимание значения основных терминов-понятий;



установление по датам последовательности и длительности

исторических событий, пользование «Лентой времени»;


описание предметов, событий, исторических героев с опорой на

наглядность, составление рассказов о них по вопросам учителя;


нахождение и показ на исторической карте основных изучаемых

объектов и событий;


объяснение

значения

основных

исторических

понятий

с

помощью учителя.
Программа обеспечивает достижение учащимися 8 класса базовых
учебных действий:
Личностные учебные действия:


испытывать чувство гордости за свою страну;



гордиться

школьными

успехами

и

достижениями

как

собственными, так и своих товарищей;


адекватно

эмоционально

откликаться

на

произведения

литературы, музыки, живописи и др.;


уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам

их деятельности;


активно включаться в общеполезную социальную деятельность;



бережно

относиться

к

культурно-историческому

наследию

родного края и страны.
Коммуникативные учебные действия:


вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях

социального взаимодействия(учебных, трудовых, бытовых и др.);


слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его;



использовать доступные источники и средства получения

информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия:



принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных

и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их
осуществления;


осознанно действовать на основе разных видов инструкций для

решения практических и учебных задач;


осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;



осуществлять действия самоконтроля в процессе деятельности;



адекватно

реагировать

на

внешний

контроль

и

оценку,

корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия:


дифференцированно

воспринимать

окружающий

мир,

его

временно-пространственную организацию;

синтез,

использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ,
обобщение,

классификацию,

установление

аналогий,

закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном
вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с
индивидуальными возможностями;


использовать в жизни и деятельности межпредметные знания,

отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между
объектами и процессами.
В течение учебного года проводится мониторинг базовых учебных
действий,

который

будут

отражать

индивидуальные

достижения

обучающихся в процессе усвоения программы по предмету «История
Отечества»

в 8 классе. Мониторинг проводится в 2 этапа (стартовый –

сентябрь, итоговый – май). Базовые учебные действия отслеживаются в
результате наблюдений за учащимися в процессе практической работы на
уроке, опроса, тематической беседы, тестирования, анкетирования; при
выполнении самостоятельных и практических работ.

Диагностика

БУД

проводится

в

соответствии

с

«Программой

формирования базовых учебных действий», реализуемой в образовательной
организации.
Содержание учебного предмета
Раздел I. Российское государство в конце XVII – начале XVIII века
Наше Отечество – Россия в XVII (17) в. Российское общество в
XVII(17) в. Территория Российского государства к концу XVII в.
Территориальное деление страны. Занятия народов Сибири и Дальнего
Востока. Развитие промышленности. Появление первых мануфактур.
Сословия. Слияние бояр и дворян. Служилые люди (стрельцы, пушкари,
служилые казаки). Купцы, посадские люди, ремесленники. Крестьяне,
закрепощение крестьян. Другие сословия: священники, монахи, вольные
люди. Отношения России с другими странами
Восстания Запорожских казаков. Богдан Хмельницкий. Война с
Польшей. Возвращение Смоленска и части Украины. Восстание Степана
Разина.
Детство и юность Петра I. Дата рождения Петра I, его семейное
окружение, детские занятия, первый учитель – Н. Зотов. Потешные полки в
селе Преображенском как стимул к военным занятиям и образованию юного
Петра. Ботик. Правление Софьи. Смерть Алексея Михайловича, недолгое
правление Фёдора. Помощь стрельцов в воцарении Софьи. Регентство
Софьи. Походы В. Голицына против турецкого султана.
Воцарение Петра I. Подавление бунта стрельцов, борьба за власть с
Софьей. Строительство флота, неудачный поход в Крым. Взятие Азова.
Великое посольство, учёба Петра за границей. Опальные грамоты Софьи
стрельцам, расправа Петра с бунтовщиками.
Северная война. Основание Петербурга. Военные походы Петра I:
завоевание северных и южных территорий (обзорно). Строительство
Петербурга.

Заслуги Петра Великого в истории России. Деятельность Петра I по
просвещению народа: открытие «цифирных школ», навигацких, инженерных,
горных школ, медицинских училищ, Морской академии. Первая русская
газета «Ведомости», «комедиальный» театр, опера и др. Титулование Петра
Великим, отцом Отечества. Кончина Петра I, роль личности и дел Петра
Великого для последующей истории России.
Раздел II. Российская империя после Петра I
Екатерина I и Пётр II. Эпоха дворцовых кризисов после смерти Петра
I: Екатерина I, Петр II.
Анна Иоанновна и Иван IV. Анна Иоанновна (общие представления).
Поддержка Анной Иоанновной науки, просвещения, открытие Московского
университета. Труды М. В. Ломоносова. Экспедиция В. Беринга к Аляске.
Усиление немецкого влияния при дворе Анны Иоанновны. Обнищание
крестьян на фоне роскоши царского двора: охота, наряды, шутовские
свадьбы и др.
Царствование Елизаветы Петровны. Возврат к русским традициям и
гуманности в правлении: отсутствие смертной казни и пыток, отстранение
иноземцев от государственного управления, учреждение в столицах и
крупных

городах

общеобразовательных

и

специальных

учреждений,

облегчение воинской повинности. Следование заветам Петра Великого, его
учеников и последователей в Сенате: графа Бестужева-Рюмина, графов
Шуваловых, Воронцовых и др.
Россия в эпоху Екатерины Великой. История прихода к власти
Екатерины

II.

Личность

Екатерины:

разностороннее

образование,

доброжелательность, внимание к людям, трудолюбие, любовь к порядку,
уважение русской культуры. Достижения в государственном правлении
Екатерины II. Развитие промышленности, торговли, ремёсел, высших
училищ, народных училищ. Расцвет городов – Одессы, Николаева,
Екатеринославля, Рыбинска и др. Внешняя политика 34-летнего правления
Екатерины II. Победы армии А. В. Суворова. Утверждение международного

авторитета России в качестве первой военной державы в Европе. Смерть
Екатерины Великой, приход к власти Павла I. Знакомство с развитием науки
и образования па примерах деятельности М. В. Ломоносова, Е. Р. Дашковой,
И. И. Ползунова, И. П. Кулибина и др. Изучение культуры России на
примерах облика россиян, уклада их жизни. Развития живописи, литературы,
архитектуры. Архитектурный облик городов России. Развитие театра и
театрального искусства. Свод правил нравственного поведения «Юности
честное зерцало».
Раздел III. Российская империя в первой половине XIX в.
Отношения России со странами Европы в конце XVIII – начале
XIX века. Государственное и политическое развитие России в первой
четверти 19 в. Правление Павла I (1796–1801): военные реформы,
ограничение привилегий дворянства, подготовка к войне с прежними
союзниками. Геополитическое положение России: изменение территории;
национальный состав населения и национальные отношения. Россия и
страны Европы (обзорно). Убийство Павла I.
Император Александр I. Правление Александра I (1801–1825).
Личность «благословенного» царя. Реформы государственного управления,
учреждение

министерств.

Указ

царя.

«О

вольных

хлебопашцах».

Освобождение крестьян с землёй за выкуп. Франция и Россия в период
правления Наполеона. Недовольство политикой Александра I внутри России.
Отечественная война 1812 года. Личность Наполеона Бонапарта, его
планы по отношению к России. Покорение французской армией стран
Западной Европы. Вторжение армии Наполеона в Россию. Пожар в Москве,
Бородинская битва. Личность М. И. Кутузова. Герои Отечественной войны
1812 г. Народное и партизанское движение в победе над французами.
Походы русской армии, освобождение стран Западной Европы от армии
Наполеона.

Тяжёлое

положение

России

после

войны:

стихийные

крестьянские волнения, усиление внутренней реакции. Аракчеевщина.
Зарождение в России революционных идей, их содержание. Возникновение

тайных дворянских обществ. Восстание декабристов на Сенатской площади в
Санкт-Петербурге. Исторические уроки движения декабристов.
Император Николай I. Разгром движения декабристов. Царствование
Николая I как время жестокого подавления свободомыслия, демократии.
Введение цензурного устава. Законодательная основа российского общества,
усложнение бюрократической системы как опоры самодержавия. Обострение
крестьянских проблем: кризис в сельском хозяйстве, упадок помещичьих
хозяйств. Начало промышленного переворота в России: переход от
мануфактуры к фабрике, замена ручного труда машинным. Строительство
первой железной дороги между Петербургом и Царским Селом. Денежная
реформа. Промышленность России (обзорно). Внешняя политика России:
война с Турцией за влияние на Черном море, на Балканах и Кавказе. Военные
действия России на Кавказе. Борьба России за закрытие для Турции входа в
Черное море. Крымская война (1853–1856), разгром турецкого флота

в

Синопской бухте русской эскадрой адмирала П. С. Нахимова. Причины
объединения Англии, Франции, Италии против России. Герои и защитники
Севастополя. Причины поражения России: кризис самодержавия, гнёт
крепостного строя, промышленная отсталость в сравнении с Европой.
Раздел IV. Россия в конце XIX – начале XX века
Царь-освободитель Александр II. Правление императора Александра
II (1856–1881). Отмена крепостного права. Земская реформа, собрания
гласных (депутатов), земские управы. Городская реформа: утверждение
«городового положения», утверждение городской думы (распорядительный
орган). Судебная реформа: введение адвокатуры, мирового суда, отмена
телесных наказаний. Военные реформы: введение всеобщей воинской
повинности

вместо

рекрутского

набора.

Обострение

общественно-

политической обстановки: крестьянские, студенческие волнения, терроризм
(покушение на царя), репрессивные меры со стороны власти. Внешняя
политика: преодоление

последствий Крымской войны. Укрепление

России на Черном море. Политика России в Средней Азии. Окончательное

присоединение Кавказа к России. 'Русско-турецкая война (1877–1878).
Ухудшение отношений с Германией. Русская колонизация Дальнего Востока.
Царь Александр III Миротворец. Приход к власти императора
Александра

III.

незыблемости
окраин,

Суд

над

самодержавия».

распространение

введений в губернском,
Введение

народовольцами.

цензуры

на

Политика

православия,

Издание

манифеста

самодержавия:
ограничение

«О

русификация

демократических

городском управлении, компетенции судов.
печатные

издания.

Экономическая

политика

Александра III: ускорение хозяйственного развития страны, поддержка и
укрепление позиций дворянства, перевод всех крестьян на выкупные
платежи, развитие налоговой системы, банков, рост торгово-промышленной
буржуазии.

Отток

промышленного

крестьянства

строительства,

в

город

на

транспортного

заработки.
сообщения,

Развитие
торговли,

внешнего рынка.
Последний Российский император – Николай II. Личность царя
Николая II. Политика Николая II и его окружения. Высшие и центральные
органы управления страной при Николае II. Избирательный закон, роль
выборщиков. Учреждение Государственной думы. Социально-экономическое
развитие России на рубеже XIX - XX вв., промышленный подъём: развитие
металлургии, железнодорожного машиностроения, строительство железных
дорог.

Неравномерное

развитие

отдельных

промышленных

районов.

Финансовые проблемы России: внешние долги, привлечение иностранного
капитала к освоению природных ресурсов России. Аграрная реформа П. А.
Столыпина. Сельскохозяйственное производство России, его особенности и
удельный вес в мировом экспорте. Влияние мирового экономического
кризиса 1900 г. на экономику России. Кризис промышленности 1900–1903
гг., безысходное положение российской деревин, упадок центральной власти.
Обострение социальной и политической обстановки в стране в начале XX в.
Революционные выступления 1905-1907 годов. Формирование
политических партий. Личность В. И. Ульянова (Ленина), его идеи о

переустройстве жизни общества. Первая русская революция 1905– 1907 гг.
Расстрел

рабочих

9

января

1905

г.

Восстание

на

броненосце

«Потемкин». Октябрьская всероссийская политическая стачка, её значение.
Манифест 17 октября. Историческое значение первой русской революции. III
Государственная дума, её деятельность. Приоритеты внешней политики
Российской империи: Балканский регион, Чёрное море, Дальний Восток.
Русско-японская

война

(1904–1905).

Поражение

под

Порт-Артуром.

Цусимское сражение. Содействие России в создании союза балканских
государств. Участие России в Первой мировой воине. Перегруппировка сил
германской армии вначале 1915 г., потеря русской армией своих завоеваний.
Тематический план
8 класс
№пп

Наименование раздела

Кол-во
часов
7

2.
3.

Российское государство в конце ХVII (17) -начале ХVII
(18) века.
Российская империя после Петра I (1725-1801).
Российская империя в первой половине XIX (19) века.

4.

Россия в конце XIX (19) - начале XX (20) века.

17

Итого:

34ч

1.

5
5

Поурочное планирование
№ п/п
1

2
3
4

Тема
Глава 1. Российское государство в конце XVII- начале
XVIII века.
Наше Отечество – Россия в XVII веке.
Детство и юность Петра I (1672-1689). Борьба за власть.
Правление Софьи.
Начало правления Петра I. Великое посольство(16971698). Возвращение Петра I в Москву.
Северная война (1700-1721). Основание Петербурга.

Кол-во
часов
1

1
1
1

5

6
7
8
9
10
11

12
13

14
15
16
17
18

19
20
21

Заслуги Петра Великого в истории России.
Промышленность и сельское хозяйство.
Заслуги Петра Великого в истории России. Изменения в
управлении государством. Заслуги Петра Великого в
истории России. Табель о рангах. Указ о единонаследии.
Образование и культура при
Петре I. Семья Петра I.
Повторительно- обобщающий урок по 1 главе. Викторина
по деятельности Петра I.
Глава 2. Российская империя после Петра I. Екатерина I
и Пётр II. Анна Иоанновна и Иван VI.
Царствование Елизаветы Петровны(1741-1761). Воцарение
Петра III
Начало царствования Екатерины II . Войны в России в
период правления Екатерины II.
Как управляла Россией Екатерина II. Восстание Пугачева.
Развитие образования при Екатерине II. Конец правления
Екатерины Великой.
Повторительно- обобщающий урок по 2 главе.
Контрольное тестирование по 2 главе.
Глава 3. Российская империя в первой
половине XIX века. Отношения со странами Европы в
конце XVIII - начале XIX века. Начало правления
Александра I. Реформы. Аракчеевщина.
Вторжение армии Наполеона в Россию. Битва за
Смоленск. Отечественная война 1812.
Начало правления Николая I. Восстание декабристов.
Реформы Николая I.
Повторительно-обобщающий урок по 3 главе.
Контрольное тестирование по 3 главе.
Войны на Кавказе. Отношение России с другими странами
при Николае I. Крымская война. Оборона Севастополя.
Глава 4. Россия в конце XIX – начале XX века. Царьосвободитель Александр II (1855-1881). Отмена
крепостного права.
Военные реформы Александра II.
Международные отношения России при Александре II.
Русско-турецкая война 1877-1879гг Революционные

1

1
1
1
1
1
1

1
1

1
1
1
1
1

1
1
1

22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

организации в России в конце XIX века.
Повторительно-обобщающий урок. Контрольное
тестирование по итогам 3 четверти.
Царь Александр III миротворец (1881-1894 гг.).
Последний российский
Император – Николай II(1894-1917).
Россия в начале царствования Николая II.
Реформы П. А. Столыпина
Война с Японией.
Начало революционных выступлений 1905-1907 годов.
Серебряный век русской культуры.
Россия перед Первой мировой войной(1908-1914).
Участие России в Первой мировой войне.
Февральская революция 1917 года. Отречение Николая II.
Повторительно-обобщающий урок.
Контрольное тестирование по итогам 4 четверти.
ИТОГО

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».