Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

АРП физика

Пояснительная записка
Предмет
природному

и

максимально
социальному

направлен
миру,

на

формирование

совершенствование

интереса

к

познавательной

деятельности обучающихся с ЗПР за счет овладения мыслительными операциями
сравнения, обобщения, развитие способности аргументировать свое мнение,
формирование возможностей совместной деятельности.
Изучение физики способствует развитию у обучающихся с ЗПР
пространственного

воображения,

функциональной

грамотности,

умения

воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в
различных формах. Значимость предмета для развития жизненной компетенции
обучающихся заключается в усвоении основы физических знаний, необходимых
для повседневной жизни; навыков здорового и безопасного для человека и
окружающей его среды образа жизни; формировании экологической культуры.
Программа отражает содержание обучения предмету «Физика» с учетом
особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР. Овладение данным
учебным предметом представляет определенную трудность для обучающихся с
ЗПР. Это связано с особенностями мыслительной деятельности, периодическими
колебаниями внимания, малым объемом памяти, недостаточностью общего запаса
знаний, пониженным познавательным интересом и низким уровнем речевого
развития.
Для преодоления трудностей в изучении учебного предмета «Физика»
необходима адаптация объема и характера учебного материала к познавательным
возможностям данной категории обучающихся, учет их особенностей развития:
использование

алгоритмов,

внутрипредметных

и

межпредметных

связей,

постепенное усложнение изучаемого материала.
Данная программа конкретизирует содержание предметных тем в
соответствии с требованиями образовательного стандарта, рекомендуемую
последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и
внутрипредметных

связей,

логики

учебного

процесса,

возрастных

и

психологических особенностей обучающихся с ЗПР на уровне основного общего

образования, определяет минимальный набор опытов, демонстраций, проводимых
учителем в классе, лабораторных работ, выполняемых обучающимися.
Основой

обучения

обучающихся

с

ЗПР

на

предметах

естественнонаучного цикла является развитие у них основных мыслительных
операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение) на основе выполнения
развивающих упражнений, формирование приемов умственной работы: анализ
исходных данных, планирование материала, осуществление поэтапного и
итогового самоконтроля, а также осуществляется ликвидация пробелов в знаниях,
закрепление

изученного

материала,

отработка

алгоритмов,

повторение

пройденного. Большое значение придается умению рассказать о выполненной
работе

с

правильным

употреблением

соответствующей

терминологии

и

соблюдением логических связей в излагаемом материале. Для обучающихся ЗПР
на уровне основного общего образования по-прежнему являются характерными:
недостаточный уровень развития отдельных психических процессов (восприятия,
внимания, памяти, мышления), сниженный уровень интеллектуального развития,
низкий уровень выполнения учебных заданий, низкая успешность обучения.
Поэтому при изучении физики требуется целенаправленное интеллектуальное
развитие обучающихся с ЗПР, отвечающее их особенностям и возможностям.
Учет особенностей обучающихся с ЗПР требует, чтобы при изучении нового
материала обязательно происходило многократное его повторение; расширенное
рассмотрение тем и вопросов, раскрывающих связь физики с жизнью;
актуализация первичного жизненного опыта обучающихся.
Усвоение программного материала по физике вызывает большие
затруднения у обучающихся с ЗПР, поэтому теория изучается без выводов
сложных формул. Задачи, требующие применения сложных математических
вычислений и формул, в особенности таких тем, как «Механическое движение»,
«Архимедова сила», «Механическая энергия» решаются в классе с помощью
учителя.
Особое внимание при изучении курса физики уделяется постановке и
организации эксперимента, а также проведению (преимущественно на каждом

уроке) кратковременных демонстраций (возможно с использованием электронной
демонстрации). Некоторые темы обязательно должны включать опорные
лабораторные работы, которые развивают умение пользоваться простейшими
приборами, анализировать полученные данные. В связи с особенностями
поведения

и

деятельности

обучающихся

с

ЗПР

(расторможенность,

неорганизованность) предусмотрен строжайший контроль за соблюдением правил
техники безопасности при проведении лабораторных и практических работ.
Большое внимание при изучении физики подростками с ЗПР обращается
на овладение ими практическими умениями и навыками. Предусматривается
уменьшение объема теоретических сведений, включение отдельных тем или
целых

разделов

в

материалы

для

обзорного,

ознакомительного

или

факультативного изучения. Предлагается уменьшение объема математических
вычислений за счет увеличения качественного описания явлений и процессов
Достаточное количество времени отводится на рассмотрение тем и
вопросов,

раскрывающих связь

физики

с

жизнью,

с

теми

явлениями,

наблюдениями, которые хорошо известны ученикам из их жизненного опыта.
Максимально

используются

межпредметные

связи

с

такими

дисциплинами, как география, химия, биология, т.к. обучающиеся с ЗПР особенно
нуждаются в преподнесении одного и того же учебного материала в различных
аспектах, в его варьировании, в неоднократном повторении и закреплении
полученных знаний и практических умений. Позволяя рассматривать один и тот
же учебный материал с разных точек зрения, межпредметные связи способствуют
его лучшему осмыслению, более прочному закреплению полученных знаний и
практических умений.
Для обучающихся с ЗПР существенным являются приемы работы с
лексическим материалом по предмету. Проводится специальная работа по
введению в активный словарь обучающихся соответствующей терминологии.
Изучаемые термины вводятся на полисенсорной основе, обязательна визуальная
поддержка, алгоритмы работы с определением, опорные схемы для актуализации
терминологии.

В связи с особыми образовательными потребностями обучающихся с
ЗПР, при планировании работы ученика на уроке следует придерживаться
следующих моментов:
При

опросе

необходимо:

давать

алгоритм

ответа;

разрешать

пользоваться планом, составленным при подготовке домашнего задания; давать
больше времени готовиться к ответу у доски; разрешать делать предварительные
записи, пользоваться наглядными пособиями.
По возможности задавать обучающимся наводящие и уточняющие
вопросы, которые помогут им последовательно изложить материал.
Систематически проверять усвоение материала по темам уроков, для
своевременного обнаружения пробелов в прошедшем материале.
В процессе изучения нового материала внимание учеников обращается
на наиболее сложные разделы изучаемой темы. Необходимо чаще обращаться к
ним с вопросами, выясняющими понимание учебного материала, стимулировать
вопросы при затруднениях в усвоении нового материала.

Планируемые результаты освоения физики
В целом результаты освоения обучающимися с ЗПР учебного предмета
«Физика» должны совпадать с результатами примерной рабочей программы
основного общего образования. Наиболее значимыми являются:
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
мотивация

к

обучению

и

целенаправленной

познавательной

деятельности;
установка на осмысление личного опыта, наблюдений за физическими
экспериментами;
установка на осмысление результатов наблюдений за природными и
техногенными явлениями с позиций физических законов;
способность оценивать происходящие изменения и их последствия;
формулировать и оценивать риски, формировать опыт;
повышение

уровня

своей

компетентности

через

практическую

деятельность (при совместном выполнении лабораторных практических работ);
умение различать учебные ситуации, в которых учащийся с ЗПР может
действовать самостоятельно, и ситуации, где следует воспользоваться справочной
информацией и другими вспомогательными средствами;
способность принимать решение в жизненной ситуации на основе
переноса полученных в ходе обучения физических знаний в актуальную
ситуацию;
способность соблюдать в повседневной жизни правила

личной

безопасности на основе понимания физических явлений и знания законов физики;
умение критически оценивать полученную от собеседника информацию,
соотнося ее со знанием физических законов;
способность передать свои соображения, умозаключения так, чтобы
быть понятым другим человеком;
адекватность поведения обучающегося с точки зрения опасности или
безопасности для себя или для окружающих;
уважение к труду и результатам трудовой деятельности;

углубление представлений о целостной картине мира на основе
приобретенных новых естественнонаучных знаний и практических умений.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
выявлять причины и следствия простых физических явлений;
определять физические понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, используя справочную информацию и опираясь на алгоритм
учебных действий;
устанавливать

причинно-следственные

связи,

строить

логическое

рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать
выводы под руководством педагога;
искать или отбирать информацию или данные из источников с учетом
предложенной учебной задачи и заданных критериев.
создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач;
с помощью педагога или самостоятельно проводить опыт, несложный
эксперимент по установлению особенностей физического объекта или явления;
преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст
и пр.);
устанавливать взаимосвязь физических явлений и процессов, используя
алгоритм учебных действий.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих мыслей и потребностей для планирования
своей деятельности;

организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие
цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).
целенаправленно
коммуникативные

использовать

информационно-

технологии, необходимые

для

решения

учебных

и

практических физических задач;
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками в процессе занятий физикой.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
понимать цели естественнонаучного обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель
учебной деятельности;
самостоятельно или с помощью учителя планировать пути достижения
целей в физических экспериментах, в том числе альтернативные, осознанно
выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач;
соотносить свои практические действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
правильность

выполнения

экспериментальной

учебной

задачи,

собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной
задачи;
осознавать невозможность контролировать все вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные

результаты

на

базовом

уровне

должны

отражать

сформированность у обучающихся умений:
ориентироваться в понятиях и оперировать ими на базовом уровне:
физические и химические явления; наблюдение, эксперимент, модель, гипотеза;
единицы физических величин; атом, молекула, агрегатные состояния вещества
(твёрдое,

жидкое,

газообразное);

механическое

движение

(равномерное,

неравномерное, прямолинейное), траектория, равнодействующая сил, деформация
(упругая, пластическая), невесомость, сообщающиеся сосуды, с опорой на
дидактический материал
различать явления (диффузия; тепловое движение частиц вещества;
равномерное движение; неравномерное движение; инерция; взаимодействие тел;
равновесие твёрдых тел с закреплённой осью вращения; передача давления
твёрдыми телами, жидкостями и газами; атмосферное давление; плавание тел;
превращения механической энергии) по описанию их характерных свойств и на
основе

опытов,

демонстрирующих

данное

физическое

явление,

после

предварительного обсуждения с педагогом;
распознавать проявление изученных физических явлений в окружающем
мире, в том числе физические явления в природе: примеры движения с
различными скоростями в живой и неживой природе; действие силы трения в
природе и технике; влияние атмосферного давления на живой организм; плавание
рыб; рычаги в теле человека; при этом переводить практическую задачу в
учебную, выделять существенные свойства/признаки физических явлений с
помощью педагога;
описывать изученные свойства тел и физические явления, используя
физические величины (масса, объём, плотность вещества, время, путь, скорость,
средняя скорость, сила упругости, сила тяжести, вес тела, сила трения, давление
(твёрдого тела, жидкости,

газа), выталкивающая сила, механическая работа, мощность, плечо
силы, момент силы, коэффициент полезного действия механизмов, кинетическая
и потенциальная энергия) с опорой на схему; при описании раскрывать
физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы физических
величин, находить формулы, связывающие данную физическую величину с
другими величинами, строить графики изученных зависимостей физических
величин с опорой на дидактический материал;
характеризовать свойства тел, физические явления и процессы,
используя правила сложения сил (вдоль одной прямой), закон Гука, закон
Паскаля, закон Архимеда, правило равновесия рычага (блока), «золотое правило»
механики, закон сохранения механической энергии; при этом давать словесную
формулировку закона и записывать его математическое выражение под
руководством педагога с обсуждением плана работы;
объяснять физические явления, процессы и свойства тел, в том числе и в
контексте ситуаций практико-ориентированного характера: при помощи педагога
выявлять причинно-следственные связи, строить объяснение из 1—2 логических
шагов с опорой на 1—2 изученных свойства физических явлений, физических
закона или закономерности;
решать типовые расчётные задачи в 1действие с опорой на алгоритм,
предварительно разобранный совместно с педагогом, используя законы и
формулы, связывающие физические величины: на основе анализа условия задачи
записывать краткое условие, подставлять физические величины в формулы и
проводить расчёты, находить справочные данные, необходимые для решения
задач, оценивать реалистичность полученной физической величины;
распознавать

проблемы,

которые

можно

решить

при

помощи

физических методов после предварительного обсуждения с педагогом; при
помощи педагога в описании исследования выделять проверяемое предположение
(гипотезу), с опорой на дидактический материал различать и интерпретировать
полученный результат, находить после обсуждения с педагогом ошибки в ходе
опыта, делать выводы по его результатам;

уметь находить с использованием цифровых образовательных ресурсов
опыты по наблюдению физических явлений или физических свойств тел:
формулировать

проверяемые

предположения,

собирать

установку

из

предложенного оборудования с опорой на схему, записывать ход опыта и
формулировать выводы под руководством педагога;
выполнять прямые измерения расстояния, времени, массы тела, объёма,
силы и температуры с использованием аналоговых и цифровых приборов с
опорой на алгоритм; записывать показания приборов с учётом заданной
абсолютной погрешности измерений;
проводить совместно с педагогом исследование зависимости одной
физической

величины

от

другой

с

использованием

прямых

измерений

(зависимости пути равномерно движущегося тела от времени движения тела; силы
трения скольжения от веса тела, качества обработки поверхностей тел и
независимости силы трения от площади соприкосновения тел; силы упругости от
удлинения пружины; выталкивающей силы от объёма погружённой части тела и
от плотности жидкости, её независимости от плотности тела, от глубины, на
которую погружено тело; условий плавания тел, условий равновесия рычага и
блоков); под руководством педагога участвовать в планировании учебного
исследования, собирать установку и выполнять измерения,

следуя предложенному плану, фиксировать результаты полученной
зависимости физических величин в виде предложенных таблиц и графиков,
делать выводы по результатам исследования;
соотносить косвенные измерения физических величин (плотность
вещества жидкости и твёрдого тела; сила трения скольжения; давление воздуха;
выталкивающая

сила,

действующая

на

погружённое

в

жидкость

тело;

коэффициент полезного действия простых механизмов), следуя предложенной
инструкции; при выполнении измерений под руководством педагога собирать
экспериментальную установку и вычислять значение искомой величины;
соблюдать правила техники безопасности при работе с лабораторным
оборудованием после предварительного обсуждения с педагогом;
сопоставлять принципы действия приборов и технических устройств:
весы,

термометр,

подвижный

и

динамометр,

неподвижный

сообщающиеся
блок,

наклонная

сосуды,

барометр,

плоскость

с

рычаг,

опорой

на

дидактический материал;
характеризовать принципы действия изученных приборов и технических
устройств после предварительного обсуждения с педагогом с опорой на их
описания (в том числе: подшипники, устройство водопровода, гидравлический
пресс, манометр, высотомер, поршневой насос, ареометр), используя знания о
свойствах

физических

явлений

и

необходимые

физические

законы

и

закономерности;
приводить примеры / находить информацию о примерах практического
использования физических знаний в повседневной жизни для обеспечения
безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами,
сохранения

здоровья

и

соблюдения

норм

экологического

поведения

в

окружающей среде;
осуществлять с помощью педагога отбор источников информации в
сети Интернет в соответствии с заданным поисковым запросом, на основе
имеющихся знаний и путём сравнения различных источников выделять
информацию, которая является противоречивой или может быть недостоверной;

использовать при выполнении учебных заданий научно-популярную
литературу физического содержания, справочные материалы, ресурсы сети
Интернет;

владеть

приёмами

конспектирования

текста,

преобразования

информации из одной знаковой системы в другую;
создавать под руководством педагога с обсуждением плана работы
краткие письменные и устные сообщения на основе 2—3 источников информации
физического содержания, в том числе публично делать краткие сообщения о
результатах

проектов

или

учебных

исследований;

при

этом

грамотно

использовать изученный понятийный аппарат курса физики, сопровождать
выступление презентацией;
при выполнении учебных проектов и исследований под руководством
педагога распределять обязанности в группе в соответствии с поставленными
задачами, следить за выполнением плана действий, адекватно оценивать
собственный вклад в деятельность группы; выстраивать коммуникативное
взаимодействие, учитывая мнение окружающих.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. ФИЗИКА. 7-9 КЛАСС
(1 час в неделю, 34 часа)

Раздел

Тема

Количество
часов

В том числе

В том числе

лабораторных работ контрольных работ

7 класс
1.

2.
3.
4.
5.

Введение Физика и физические
методы изучения природы
Первоначальные сведения о строении
вещества
Взаимодействие тел
Давление твердых тел, жидкостей и
газов
Работа и мощность. Энергия

3

1

-

4

1

-

11

2

1

8

1

1

4

1

0

6.

Резерв

4

0

0

Итого

34

6

2

9

1

1

4

1

0

8 класс
1.
2.

Тепловые явления
Изменение агрегатных состояний
вещества

3.

Электрические явления

10

3

1

5.

Электромагнитные явления

4

1

0

6.

Повторение

5

0

0

7.

Резерв

2

Итого

34

6

2

12

4

1

9 класс
1.

Законы взаимодействия и движения
тел

2.

Механические колебания и волны

10

1

3.

Электромагнитное поле

5

1

5

0

1

Резерв

2

0

0

Итого

34

6

2

Строение атома и атомного ядра.
4.

Использование энергии атомных
ядер


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».