Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

АРП СБО (УО) 8 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке (СБО)
составлена в соответствии с нормативно-правовыми и инструктивнометодическими документами.
Цель

уроков

СБО

в

8

классе

подготовить

-

учащихся

к

самостоятельной жизни и труду.
Основными задачами преподавания СБО в 8 классе являются:
1. Подготовить учащихся к самостоятельной жизни и труду.
2. Формировать у них знания и умения, способствующие социальной
адаптации.
3. Повышать уровень общего развития учащихся.
4. Формировать и совершенствовать навыки самообслуживания, ведения
домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем.
5. Знакомиться с предприятиями, учреждениями, организациями, в которые
им придется обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную
жизнь.
6. Формировать умения пользоваться услугами предприятий службы быта,
торговли, связи, транспорта, медицинской помощи.
7. Усваивать морально-этические нормы поведения.
Специальные

коррекционные

практическую подготовку

занятия

по

СБО

направлены

на

детей к самостоятельной жизни и труду, на

формирование у них знаний и умений,

способствующих социальной

адаптации, на повышения уровня общего развития учащихся.
Настоящая программа составлена с учётом возрастных и психофизических
особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений. Материал
программы расположен по принципу

усложнения и увеличения объёма

сведений.
Последовательное

изучение

тем

обеспечивает

возможность

систематизировано формировать и совершенствовать у детей с нарушением
интеллекта необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего

хозяйства, ориентировки в окружающем, а также практически знакомиться с
предприятиями,

организациями,

учреждениями,

в

которые

придётся

обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. Большое
значение имеют разделы, направленные на формирование умениями
пользоваться услугами предприятий, службы быта, торговли, связи,
транспорта, медицинской помощи. Кроме того, данные занятия должны
способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке
навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса детей.
«Питание» - один из важных разделов, который решает нужные задачи:
расширение кругозора детей о назначении питания в жизни и деятельности
человека, формирование знаний о разнообразии пищи, её целебных
свойствах, о необходимости пищи для роста и развития детского организма,
о культуре питания; формирование умений определить простейшими
приёмами экологические чистые продукты; приготовить блюда, эстетически
оформить, проявив элементы творчества при создании новых вариантов
кулинарных рецептов и украшения их.
Одновременно решаются задачи воспитания личностных качеств:
трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость; элементы трудовой
культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам,
оборудованию, использованию электроэнергии, строгое соблюдение правил
безопасной работы и гигиена труда; воспитание желания и стремления к
приготовлению

доброкачественной

пищи;

творческого

отношения

к

домашнему труду; развития обоняния, осязания, ловкости, скорости;
внимания, наблюдательности и находчивости, смекалки, сообразительности,
воображения, фантазии, интересам к национальным традициям.
Результативность знаний по этому разделу обеспечивается только при
условии тесной связи учителя с родителями, воспитателями, работниками
столовой, обслуживающих учащихся.
Большинство разделов программы изучается с пятого по девятый
классы. Это позволяет учителю, соблюдая принципы систематичности и

последовательности

в

обучении,

при

использовать опыт учащихся, как

сообщении

нового

материала

базу для решения их знаний,

совершенствования имеющихся у них умений и навыков и формирования
новых.
Основными методами и формами обучения являются практические
работы, экскурсии. Сюжетно-ролевые игры, беседы; широко используются
наглядные

средства

обучения,

демонстрация

учебных

кинофильмов,

диафильмов.
СБО учащихся имеет своё логическое продолжение в системе
внеклассной работы.
Распределение времени на прохождение программного материала и
порядок изучения тем учитель определяет самостоятельно с учётом
возможности детей и в зависимости от местных условий. При тематическом
планировании должны учитываться время года и потребности школы.
Занятия по СБО проводятся в специальном кабинете, в котором
отведены места для учащихся и для оборудования, обеспечивающего
выполнения

в

полном

объёме

всех

видов

практических

работ,

предусмотренных программой. При организации кабинета необходимо
учитывать санитарно-гигиенические нормы и правила техники безопасности.
Учащиеся ведут тетрадь для кратких записей основных сведений и
зарисовок. Это могут быть какие-либо правила, рецепты полезные советы,
изложенные доступным детям языком, чётко и лаконично. Записи в тетрадях
проверяются учителем после каждого занятия.
Домашние задания не задаются. В отдельных случаях ученикам можно
поручить собрать те или иные сведения во время экскурсий с воспитателем
или дома (например: место работы родителей, их должность).
Основные межпредметные связи строятся по линиям:
СБО – чтение и развитие речи
СБО – математика
СБО – география

СБО – труд
СБО – естествознание
Рабочая программа по СБО в 8-9 классах рассчитана на 34 учебные
недели (34 часа, по 1 часу в неделю)
Распределение учебных часов по разделам курса и последовательность
изучения тем и разделов по рабочей программе осуществляется следующим
образом:
Учебно-тематическое планирование
№ п/п
Тема
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Личная гигиена
Одежда и обувь
Питание
Я и моя будущая семья
Культура поведения
Жилище
Транспорт
Торговля
Средства связи
Медицинская помощь
ИТОГО

Кол-во
часов
3
4
4
3
2
2
2
3
4
34

Учебно-методическое обеспечение учебного курса:
Учебник
Дидактические и методические пособия для учителя:
- Т.А.Девяткова «Социально-бытовая ориентировка в СКО (У) VIII вида М. 2003 г.
- В.В.Гладкая «Социально-бытовая подготовка воспитанников С (К) ОУ VIII вида.
М.: НЦЭНАС, 2006 г.
- В.В.Воронкова «Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в С (К) О
школе VIIIвида. М.: ВЛАДОС, 2003 г.
- Львова С.А. Практический материал к урокам социально- бытовой ориентировки в
специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида. Пособие для учителя. 5 - 9
классы. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2013г.
- Субчева В.П. Социально - бытовая ориентировка. Методическое пособие:5-9

классы.- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2013г.
Дидактические пособия для учащихся:
- раздаточные индивидуальные карточки;
- занимательный и развивающий материал по предмету;
- материал для коррекции психических процессов: речи, внимания, памяти,
зрительного и слухового восприятия;
- занимательный материал: загадки, ребусы, кроссворды;
- перфокарты по трудным темам;
- предметные, сюжетные картины, рисунки и иллюстрации, презентации;
- таблицы, алгоритмы по основным темам;
-

В.А. Зырянова, И.А. Хаминова «Подготовка младшего обслуживающего

персонала» 5,6,7,8,9 класс - учебник для специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида по курсу «Технология».
В тематическом планировании курса предусмотрены уроки: вводные, уроки
сообщения новых знаний, уроки закрепления, комбинированные, обобщающие, по
дифференциации сходных тем, контрольные.
Распределение НРК по крупным темам:
№ п/п
Тема
Кол-во
часов
1
Личная гигиена
1
2
Одежда и обувь
1
3
Питание
1
4
Я и моя будущая семья
1
5
Культура поведения
1
6
Жилище
1
7
Транспорт
1
8
Торговля
1
9
Средства связи
1
10
Медицинская помощь
1
ИТОГО
10

Содержание НРК в тематическом планировании курса СБО
в 8 классе
Всего часов – 34 часов НРК- 7
№

Тема урока.

Дата

1. Химчистка
2. Заготовка
продуктов впрок
3. Грудной ребенок в
семье

Тема НРК
Виртуальная
Экскурсия в
химчистку
Выращивание и сбор
овощей в
Свердловской области
Семейный кодекс РФ

4. Междугородний
автотранспорт.

Экскурсия по ЖД
вокзалу ст. НейвоРудянская

5. Рынки, виды
рынков.

Экскурсия на
городской рынок.

6. Департамент.
Префектура.
Полиция.
Муниципалитет.
7. Сбережения

Экскурсия в
администрацию п.
Нейво-Рудянка
Экскурсия в сбербанк
п. Нейво-Рудянка

Содержание
Правила приема.
Прейскурант цен.
Овощи и фрукты.
Отношения между
родителями и
детьми.
Маршруты,
расписание,
движение
электропоездов
Система
расположения
продаваемой
продукции.
Отделы оказания
помощи.
Виды деятельности.

Планирование коррекционной работы
по СБО в 8 классе
№
п/п
1

Крупные темы
«Питание»

Коррекционная работа
Активизировать мыслительную и речевую
деятельность при знакомстве с видами и значением
выпечек. Развивать логическое мышление и
воображение при составлении меню, учитывая
принятые требования. Развивать мелкую моторику
рук, зрительное и слуховое восприятие в процессе
приготовления блюд.

2

«Личная
гигиена»

3

«Одежда и
обувь»

4

«Семья»

5

«Культура
поведения»

6

«Жилище»

7

«Транспорт»

8

«Торговля»

Развивать осознанное восприятие и слуховое
внимание в процессе ознакомления учащихся с
особенностями косметических средств.
Способствовать правильному распределению
внимания и расширению кругозора.
Развивать переключаемость внимания с одного
вида деятельности на другой. Расширять словарный
запас и связную речь. Корригировать навыки
ведения домашнего хозяйства правильно
распределяя силы и внимание.
Способствовать развитию социально-бытовой
ориентировки, осуществляя связь с жизнью.
Развивать осознанное внимание и восприятие при
знакомстве с правилами ухода за грудными детьми.
Активизировать воображение и логическое
мышление при подборе одежды и косметических
средств, в соответствии с назначением мероприятия.
Развивать связную и обоснованную речь в процессе
составления правил общения с противоположным
полом, осуществляя взаимосвязь с жизненным
опытом. Корригировать поведенческие навыки.
Развивать осознанное восприятие и бытовую
ориентировку при распределении навыков уборки
жилого помещения, в соответствии с его
назначением. Активизировать мыслительную
деятельность, общую и мелкую моторику при
практической отработке полученных знаний.
Способствовать развитию осознанного восприятия
и мыслительной деятельности при формировании
представлений о автотранспорте, опираясь на
жизненный опыт учащихся. Корригировать
внимание и поведенческие навыки в процессе
экскурсий.
Активизировать зрительную память и внимание,
логическое мышление при определении назначения и
выделения отличий и сходств рынков и магазинов.
Развивать аналитико-синтетическую деятельность.
Расширять словарный запас, осуществляя
взаимосвязь с жизнью.

9

«Средства связи»

10

«Медицина»

11

«Учреждения,
организации и
предприятия»

12

«Экономика
домашнего
хозяйства»

Развивать бытовую направленность восприятия и
внимания в процессе практической деятельности.
Развивать наблюдательность и способность
правильно распределять внимание при
ознакомлении с работой телеграфа.
Активизировать речевую деятельность, развивать
связную речь в процессе составления
последовательного рассказа, сопровождаемого
практическими действиями при оказании первой
медицинской помощи. Расширять кругозор,
осуществляя взаимосвязь с жизнью.
Способствовать развитию аналитикосинтетической деятельности при формировании
представлений о назначении органов власти и их
разнообразии. Активизировать осознанное
восприятие и логическое мышление.
Развивать речевую и мыслительную деятельность
при изучении бюджета семьи, осуществляя
практическую направленность и взаимосвязь с
жизнью. Обогащение словарного запаса. Развитие
зрительного внимания при оформлении
необходимых документов. Осуществлять
взаимосвязь с математикой при оформлении
расчетных записей.

Содержание предмета, практические работы по социально-бытовой
ориентировке в 8 классе.
Личная гигиена.
Значение косметики для юноши и девушки. Значение здоровья для человека.
Практические работы:
-Протирание кожи лица, подбор лосьона, отвара из трав, нанесение крема,
пудры с учетом состояния кожи.
-Маски из фруктов и овощей.
Одежда и обувь.
Особенности ухода за одеждой из шерстяных и синтетических тканей.
Правила и приемы глаженья блузок и рубашек. Правила пользования

химчисткой.
Практические работы:
-Стирка изделий из шерстяных и синтетических тканей, соблюдая правила
безопасности в использовании стирального порошка.
- Глаженье рубашек, платков.
-Экскурсия в химчистку, знакомство с правилами приема изделий и выдачи
их.
Питание.
Приготовление изделий из теста. Заготовка продуктов впрок. Запись
рецептов.
Практические работы:
-Приготовление пресного теста.
-Чтение рецептов и самостоятельный подбор продуктов.
-Приготовление лапши, печенья.
-Приготовление овощного салата.
-Нарезка зелени и фруктов для сушки.
-Запись рецептов соления, варения, консервирования, сушки.
Я и моя будущая семья.
Уход за грудным ребенком. Правила содержания в чистоте детской постели,
посуды.
Практические работы:
-Упражнение в купании, одевании, пеленании куклы.
-Мытье детской посуды, игрушек.
Культура поведения.
Культура общения юноши и девушки. Внешний вид молодых людей.
Практические работы:
Сюжетно-ролевая игра «Встреча молодых людей».
Жилище.
Уборка кухни, санузла, ванны. Моющие средства.
Практические работы:

-Мытье кафельных стен, чистка раковин.
Транспорт.
Междугородний автотранспорт. Автовокзал, назначение. Значение водного
транспорта. Пристань. Порт.
Практические работы:
-Экскурсия на ЖД вокзал. Выбрать пункт назначения. Определить место и
время отправления.
Торговля.
Рынки. Виды рынков. Отличие рынка от магазина.
Практические работы:
-Экскурсия по магазинам.
Средства связи.
Виды телефонной связи. Правила пользования телефонным справочником.
Культура разговора по телефону.
Практические работы:
-Сюжетно-ролевая игра «Телефонная справочная служба».
-Экскурсия на переговорный пункт. Выбор названия города, знакомство с
кодом и тарифом. Расчет стоимости разговора за 1 минуту, 3,5, 10.
Медицинская помощь.
Первая помощь при несчастном случае. Меры по предупреждению
несчастных случаев.
Практические работы:
-Сюжетно-ролевая игра «Промывание предполагаемой раны, наложение
повязки на ногу, голову.
-Оказание помощи «спасенного» из водоема.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Учащиеся должны знать:
р. Личная гигиена
-правила ухода за кожей лица,
-приемы нанесения косметических средств на лицо, шею.

р. Одежда и обувь
-правила стирки и сушки одежды из шерстяных и синтетических тканей,
-правила и последовательность глажения изделий,
-виды предприятий по химической чистке одежды, их назначение,
-виды оказываемых ими услуг,
-правила подготовки вещей к сдаче в чистку.
р. Питание
-виды теста,
-способы приготовления изделий из теста,
-способы заготовки продуктов впрок из овощей, фруктов, ягод, зелени.
р. Я и моя будущая семья
-правила ухода за грудным ребенком: правила и периодичность кормления
ребенка из соски и с ложечки, купания,
-правила и последовательность одевания и пеленания грудного ребенка,
-санитарно-гигиенические требования к содержанию детской постели,
посуды, игрушек.
р. Жилище
-правила и периодичность уборки кухни, санузла, ванны,
-санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при
уборке кухни и санузла,
-моющие средства, используемые при уборке кухни, санузла.
р. Транспорт
-основные маршруты автобусов,
-основные маршруты водного транспорта,
-правила безопасной поездки на речном и морском виде транспорта.
р. Культура поведения
-правила поведения юноши и девушки при знакомстве в общественных
местах и дома, требования к внешнему виду молодых людей.
р. Торговля
-виды рынков,

-основные отличия его от магазина,
-правила поведения на рынке,
-правила покупателя на рынке,
-цены на основные овощи: картофель, капусту, морковь, а также и фрукты,
ягоды и промышленные товары.
р. Средства связи
-виды телефонной связи,
-правила пользования ими, телефонным справочником,
-номера срочных вызовов пожарной службы, милиции, скорой помощи,
службы газа,
-периодичность оплаты телефона,
-виды

междугородней

связи,

правила

пользования

автоматической

телефонной связью,
-тарифы на телефонные разговоры с учетом времени суток, праздничных
дней и дальности расстояний,
-оплата за телефон,
-порядок заказа междугороднего разговора по адресу,
-правила культурного краткого разговора.
р. Медицинская помощь
-меры по предупреждению несчастных случаев в быту,
-правила и приемы оказания первой помощи при несчастных случаях:
выведения из состояния теплового и солнечного удара, обработки
поврежденного участка кожи при ожоге, при обморожении различных
степеней, промывание желудка при отравлении,
-приемы оказания помощи спасенному из водоема.
Учащиеся должны уметь:
р. Личная гигиена
-правильно ухаживать за кожей лица, шеи, рук, ног,
-использовать подручные средства дополнительно к кремам, лосьонам,
-в меру пользоваться косметикой.

р. Одежда и обувь
-стирать и сушить изделия из шерстяных и синтетических тканей,
-гладить блузки, рубашки, платья.
р. Питания
-приготовить пресное тесто и изделия из него - лапшу, печенье,
-нашинковать морковь, петрушку, сельдерей, укроп,
-заготовить ягоды без тепловой обработки,
-записать рецепт соления, варенья, консервирования.
р. Семья
-купать, одевать, пеленать куклу,
-кормить куклу из соски и с ложечки,
-содержать в порядке детскую постель, посуду, игрушки.
р. Культура поведения
-культурно и вежливо вести себя при знакомстве в общественных местах (в
кино, на танцах), дома,
-выбирать косметические средства, украшения, прическу, одежду, учитывая
свой возраст,
индивидуальные особенности, для турпохода, посещения танцев.
р. Жилище
-мыть кафельные стены, чистить раковины,
-пользоваться

печатными

инструкциями

к

моющим

средствам,

используемым при уборке кухни и санузла.
р. Транспорт
-пользоваться расписанием,
-определять стоимость проезда,
-покупать билет,
-обращаться за справкой,
-выполнять правила безопасности при поездке на речном, морском,
автобусном видах транспорта.

р. Торговля
-выбрать месторасположение нужных товаров,
-выбрать продукцию в соответствии с ее качеством (внешний вид, вкус),
количества, цены.
р. Средства связи
-кратко объяснить причину звонка по телефону срочного вызова,
-узнать время,
-получить по телефону справку,
-культурно разговаривать по телефону.
р. Медицинская помощь
-оказать первую помощь при ожоге, обморожении,
-оказать первую помощь утопающему.

Тематическое планирование
8 класс.
№
уро
к

Раздел и тема урока

Обучающие задачи

Кол-во часов Практическая
работа

Словарная
работа

Наглядный Националь
материал и
нооборудован региональн
ие
ый
компонент

р. Личная гигиена 3ч
1

2

3

Значение косметики
для девушки и
юноши.
Правила и приемы
ухода за кожей лица с
использованием
средств косметики:
лосьон, кремы, пудра,
природные средства.

-Знать правила ухода
за кожей лица.
Знать приемы
нанесения
косметических
средств на лицо, шею.
-Уметь ухаживать за
кожей лица, шеи, рук
и ног.
-Уметь пользоваться
косметикой в меру.

1ч

Значение здоровья
для человека.
Средства и способы
сбережения его воспитание воли,
доброты,
отзывчивости и
других
положительных

-Знать о значении
здоровья.
-Знать способы его
сбережения.

1ч

1ч

-Протирание
кожи лица,
подбор
лосьона,
отвара из
трав,
нанесение
крема, пудры
с учетом
состояния
кожи.
-Маски из
фруктов и
овощей.
Запись
некоторых
данных в
тетрадь

Косметика.

Лосьоны,
кремы,
пудра,
духи.

Режим
закаливание

таблица

качеств личности.
р. Одежда и обувь 4ч
4

5

Особенности ухода за
одеждой,
изготовленной из
шерстяных и
синтетических
тканей.
Стирка изделий из
шерстяных и
синтетических тканей
в домашних
условиях.

-Знать правила ухода
за одеждой из
шерстяных и
синтетических
тканей.

1ч

Запись
Синтетика
информации в
тетрадь

Щетка

-Знать правила
стирки и сушки
одежды из
шерстяных и
синтетических
тканей.
-Уметь стирать и
сушить изделия из
шерстяных и
синтетических
тканей.

1ч

Стирка
изделий
из
шерстян
ых и
синтетич
еских
тканей,
соблюдая
правила
безопасн
ости в
использо
вании
стиральн
ого
порошка.

порошок
Хоз. Мыло
горчица

6

Правила и приемы
глажения блузок,
рубашек, платков.

7

Химчистка,
знакомство с
предприятием и
правилами
пользования его
услугами по
приведению одежды
в надлежащий вид.

р. Питание 4ч

-Знать правила и
приемы глаженья
изделий.
-Уметь гладить
блузки, рубашки,
платья.
-Воспитывать
творческое
отношение к труду.
-Знать виды
предприятий по
химической чистке
одежды, их
назначение,
-виды, оказываемых
ими услуг,
-правила подготовки
вещей к сдаче в
чистку.

1ч

Глажение

блузка

1ч

Экскурси
яв
химчистк
у,
знакомст
во с
правилам
и приема
изделий
и выдача
их, с
прейскур
антом на
чистку
определе
нного
вида
изделий.

химчистка

утюг

НРК
Экскурсия
в
химчистку

8

Виды теста:
дрожжевое, пресное.

9

Приготовление
изделий из теста.

10

Заготовка продуктов
впрок: варенье,
соленье,
консервирование,
сушка ягод.

11

-Знать виды теста.
-Расширять знания о
разнообразии пищи.
-Знать способы
приготовления
изделий из теста.
-Уметь приготовить
пресное тесто,
изделия из него:
лапшу, печенье.

-Знать способы
заготовки продуктов
впрок из овощей,
фруктов, ягод,
зелени.
-Уметь нашинковать
морковь, петрушку,
сельдерей, укроп.
-Заготовить ягоды без
тепловой обработки.
Запись рецептов.
-Уметь записать
рецепт соления,
варения,
консервирования.
-Воспитывать
терпение,
усидчивость.
р. Я и моя будущая семья 5 ч

1ч
1ч

1ч

1ч

Запись в
тетрадь: Виды
теста.
Чтение
рецептов и
самостоятельн
ый подбор
продуктов.
Приготовлени
е пресного
теста, лапши,
печенья.
Приготовлени
е овощного
салата.
Нарезка
зелени и
фруктов для
сушки.

дрожжевое

Запись
рецептов
соления,
варения,
консервирова
ния, сушки.

рецепт

Таблица
Таблица

Шинковка
Консервирова
ние.

НРК
Выращива
ние и сбор
овощей

Таблица

12

Грудной ребенок в
семье. Участие в
уходе за ним кормление из соски,
ложечки, купание,
пеленание, уборка
постели.

13

Правила содержания
в чистоте детской
постели, посуды,
игрушек.

-Знать правила ухода
за грудным ребенком:
правила и
периодичность
кормления ребенка из
соски и с ложечки,
купания.
-Правила и
последовательность
одевания и пеленания
грудного ребенка.
-Уметь купать,
одевать, пеленать
куклу, кормить из
соски и ложечки.
-Знать санитарногигиенические
требования к
содержанию детской
постели, посуды,
игрушек.
-Уметь содержать в
чистоте детскую
постель, и в порядке
посуду, игрушки.

р. Культура поведения 3 ч

2ч

Упражнение в Грудной
купании,
пеленание
одевании,
пеленании
куклы

Кукла
Одежда
Пеленка

3ч

Мытье
детской
посуды,
игрушек.

Детская
постель,
посуда,
игрушки

НРК
Семейный
кодекс Р.Ф.

14

Культура общения
юноши и девушки.

15

Внешний вид
молодых людей.

16

Выбор одежды.

-Знать правила
поведения юноши и
девушки при
знакомстве в
общественных местах
и дома.
-Уметь культурно и
вежливо вести себя
при знакомстве в
общественных местах
(в кино, на танцах),
дома.
-Знать требования к
внешнему виду
молодых людей.
-Уметь выбирать
косметические
средства, украшения,
прическу, одежду,
учитывая возраст для
турпохода,
посещения танцев.

1ч

Сюжетноролевая игра
«Встреча
молодых
людей».

1ч

Запись
Внешний вид
информации в
тетрадь.
Косметика.

-Знать правила и
периодичность
уборки кухни.
-Уметь мыть
кафельные стены,
чистить раковины.

1ч

1ч

р. Жилище 2 ч
17

Уборка кухни,
санузла, ванны.

Мытье
кафельных
стен, чистка
раковин.

Санузел
кафель

Таблица.

18

Моющие средства,
используемые при
уборке кухни,
санузла, ванны.

-Знать моющие
средства,
используемые при
уборке кухни,
санузла.
-Знать санитарногигиенические
требования и правила
техники безопасности
при уборке кухни и
санузла.
-Уметь пользоваться
печатными
инструкциями к
моющим средствам.

1ч

Запись
информации в
тетрадь

-Знать основные
автобусные
маршруты.
-Определять
стоимость проезда.
-Покупать билет.
-Уметь пользоваться
расписанием.
-Определять маршрут
и выбирать
транспортные
средства.
-Обращаться за

1ч

Экскурсия на
автобусную
станцию.
Выбрать
пункт
назначения.
Определить
время и место
отправления.

Моющие
средства.

р. Транспорт 2 ч
19

Междугородний
автотранспорт,
автовокзал. Его
назначение.
Основные
автобусные
маршруты.
Расписание движения
автобусов. Порядок
приобретения
билетов. Стоимость
проезда до пункта
назначения.

Автовокзал
маршрут.
Расписание

Расписание НРК
, таблица.
Экскурсия
на
автовокзал

справкой.
20

Значение водного
транспорта (речного,
морского). Пристань.
Порт. Основные
службы. Основные
маршруты.
Расписание. Порядок
приобретения
билетов. Стоимость
проезда до условного
пункта назначения.
Торговля 2ч

-Знать основные
маршруты водного
транспорта.
-Уметь выполнять
правила безопасности
при поездке на
речном, морском,
автобусном виде
транспорта.

1ч

Рассчитать
стоимость
проезда на
теплоходе в
направлениях
«туда и
обратно» с
учетом класса
каюты.

21

Рынки. Виды рынков:
продуктовые,
вещевые, крытые,
открытые, постоянно
действующие,
временные, оптовые,
мелкооптовые.
Различие рынка от
магазина: одно из них
- право покупателя
предлагать продавцу
снизить цену (право
торговаться)- право
выбора товара.

-Знать рынки и его
виды.
-Уметь выбрать
месторасположение
нужных товаров.

1ч

-Знать основные
отличия рынка от
магазина:
-правила поведения
на рынке,
-права покупателя на
рынке,
-цены на основные

1ч

Экскурсия на Рынок
рынок.
оптовый
Выявление
системы
расположения
продаваемой
продукции.
Запись
информации в
тетрадь

22

Пристань

Таблица

НРК
Экскурсия
на
городской
рынок.

овощи: картофель,
капусту, морковь, а
также и фрукты,
ягоды,
промышленные
товары.
-Уметь выбрать
продукцию в
соответствии с ее
качеством (внешний
вид, вкус),
количеством, цены.
Средства связи 3 ч
23

24

Телефон. Виды
телефонной связи.
Правила пользования
телефономавтоматом,
таксофоном,
квартирным.
Правила пользования
телефонным
справочником.

-Знать виды
телефонной связи,
правила пользования
ими.
-Периодичность
оплаты телефона.

1ч

Сюжетноролевая игра
«Телефонная
справочная
служба».

таксофон.

-Знать правила
пользования
телефонным
справочником.

1ч

Тренировочн Справочник
ые
упражнения
по
пользованию
телефонным
справочником
.

Телефонны
й
справочник

25

Культура разговора
-Знать номера
по телефону: вызов
срочных вызовов
милиции- 02,
милиции, пожарной
пожарной командыслужбы, скорой
01, утечка газа- 04,
помощи, службы
скорой помощи- 03 и газа.
другие аварийные
-Уметь объяснить
службы (поломка
причину звонка по
водопровода,
телефону срочного
неисправности
вызова.
электроэнергии).
-Узнать время.
Получение справок
-Получить по
по телефону - служба телефону справку.
точного времени
Культурно
«Говорящие часы»разговаривать по
161.
телефону.
Медицинская помощь 6 ч

1ч

Запись
некоторых
данных в
тетрадь.

Вызов

26

Первая помощь при
несчастном случае
(ожог, обморожение,
отравление,
солнечный удар).

2ч

Запись
некоторых
данных в
тетрадь

Тепловой удар

-Знать правила и
приемы оказания
первой помощи при
несчастном случае:
выведение из
состояния теплового
и солнечного удара,
обработке
поврежденного
участка кожи при
ожоге, при

27

Первая помощь при
несчастном случае
(отравление,
солнечный удар).

28

Первая помощь
утопающему.

29

Меры по
предупреждению
несчастных случаев в
быту.

ИТОГО

обморожении разных
степеней,
промывании желудка
при отравлении.
-Уметь оказать
первую помощь при
ожоге, обморожении.
-Знать приемы
оказания помощи
спасенному из
водоема.
-Уметь оказать
первую помощь
утопающему.
-знать меры по
предупреждению
несчастных случаев в
быту.

1ч

1ч

Запись в
тетрадь:
Первая
помощь
утопающему.

водоем

2ч

Сюжетная игра
«Оказание
помощи при
несчастном
случае»промывание
предполагаемо
й раны,
наложение
повязки на
ногу, голову.
Оказание
помощи
спасенного из
водоема.

быт

34 ч

Критерии оценки знаний и умений на уроках СБО за выполнение
практической работы.
«5»

- ставится за безошибочную выполненную работу, выполненную в
соответствии с планом, инструкционной и технологической картой, за
отведённое время.
«4» - ставится за работу, выполненную качественно с незначительными
нарушениями. Нарушен порядок работы по инструкции или плану.
«3» - ставится за работу, выполненную с нарушениями.
- значительные нарушения выполнения последовательности плана работы
или порядка работы по инструкции.
- выполнение работы с ошибками.
«2» - ставится за невыполненную работу.
Критерии оценки знаний и умений на уроках СБО за теоретические знания.
«5» - ставится, если ученик усваивает материал, понимает, какие именно
действия и в какой последовательности он должен выполнять, решая
проблему, поставленное в рамках содержания материала.
- уровень сформированности умений высокий.
«4» - ставится, если ученик, усваивает материал, может достигать
поставленной цели, но не всегда последовательно и целеустремлённо.
- уровень сформированности умений средний.
«3» - ставится, если ученик слабо усваивает материал
- уровень сформированности умений низкий.
«2» - ставится, если ученик не усваивает материал.
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Контроль за знаниями, умениями и навыками обучающихся осуществляется в
ходе устных опросов, проведения тестов, контрольных работ. Тексты контрольноизмерительных материалов создает учитель в соответствии с психофизическим
особенностями каждого класса. Программа предусматривает следующие виды
контроля: вводный, тематический, промежуточный, итоговый.
Личная гигиена. Проверочная работа.
1. Какие типы кожи лица тебе известны?
2. Назови правила ухода за кожей лица, рук, ног.
3. Как наносить косметические средства на лицо, шею?
Одежда и обувь. Проверочная работа.
Прочитай вопрос.
1. Что нужно сделать перед стиркой?
2. Какое белье нужно стирать отдельно?
3. Что нужно делать с мокрым бельем после
стирки?

Запиши ответ.

4. Что нужно делать с сухим бельем после
сушки?
5. Где хранить грязное белье?
Семья. Проверочная работа
Задание: прочитай и расставь правильно стрелки. Что нужно для ребенка?
1. для пеленания
2. для сна
3. для кормления
4. для купания

a) специальный стул, посуду
б) ванночку, приспособление для купания ребенка
в) кроватку, коляску
г) стол
Жилище. Проверочная работа.
Прочитай вопрос.
Отметь нужный вариант ответа.

1. Какой предмет не нужен для ухода за
унитазом?
2. Почему при мытье сантехнического
оборудования нельзя резко менять
температуру воды?
3. Для чего нужно устранять течь из
крана?
4. Зачем нужно читать инструкцию к
моющим средствам?

а) веник
б) вантуз
в) ерш
а) неприятно рукам
б) трескается эмаль
а) Звук капель раздражает
б) образуется желтый налет на эмали
в) портятся трубы
а) Это интересно
б) потом можно пересказать
в) чтобы правильно использовать
средство

Питание. Проверочная работа.
Составь меню на день.
Завтрак

Готовят из двух блюд

Обед

Готовят из трех блюд

Ужин

Можно готовить из двух
блюд

Первое:
Второе:
Хлеб:
Первое:
Второе:
Третье:
Хлеб:
Первое:
Второе:
Хлеб:

Культура поведения. Проверочная работа.
Заполни таблицу вежливых слов.
1.
2.
3.
4.
5. Ответ на
Приветствие Знакомство Просьба Извинение
извинение

6.
Прощание

Медицинская помощь. Проверочная работа.
Ответь на вопросы письменно.
1) Как называется повреждение тканей, возникшее от теплового, химического,
электрического, радиационного воздействия?
2) Какова первая помощь?
3) Как называется повреждение тканей в результате воздействия низкой
температуры?
4) Какова первая помощь?
Бюджет семьи. Проверочная работа.
Прочитай фразу
Отметь нужный вариант ответа
1. Виды источников дохода
а) зарплата
б) помощь родственникам
в) кредит
2. Основные статьи расходов.
а) обновление мебели
б) стипендия
в) питание
3. Среднедушевой доход
а) доход одного человека в семье
б) доход работающих членов семьи
в) весь доход семьи, разделенный на
количество членов семьи
4. Укажи правильное название
а) доверение
документа, по которому можно
б) доверенность
доверить получение денег.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».