Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

АРП психологиЯ зпр 7.1_7.2

Пояснительная записка
Рабочая программа разработана с учетом требований Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, целей и задач образовательной
программы начального образования, адаптированной для обучающихся с ограниченными
возможностями (с задержкой психического развития).
Одной из актуальных проблем современной системы образования является проблема
повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и преодоления неуспешности
усвоения программы обучения и, как следствие, школьной дезадаптации воспитанников. Однако
практика показывает, что, несмотря на большое внимание, уделяемое совершенствованию
содержания образования и методик обучения, оснащению образовательных учреждений, учить
всех и учить хорошо при существующей традиционной организации учебного процесса
невозможно.
Постоянно увеличивается количество детей, которые по различным причинам оказываются
не в состоянии за отведенное время и в необходимом объеме усвоить учебную программу. По
данным Министерства образования РФ, 78% учащихся нуждаются в специальных формах и
методах обучения.
В последнее время наиболее распространенной формой психической патологии детского
возраста становится задержка психического развития (ЗПР). Чаще всего она выявляется с началом
обучения ребенка в подготовительной группе детского сада или в школе, особенно в возрасте 6-10
лет, так как этот возрастной период обеспечивает большие диагностические возможности.
Количественно группа детей с ЗПР - самая большая по сравнению с любой другой детской
группой с патологией в развитии. К тому же она имеет тенденцию к постоянному росту. В силу
своей многочисленности, а также вариабельности проявления и индивидуального своеобразия
возможностей к компенсации эти дети требуют от педагогов, специалистов образовательных
учреждений
более высокой профессиональной компетентности, нежели дети, нормально
развивающиеся.
Неуспеваемость, возникающая на начальных этапах обучения, создает реальные трудности
для нормального развития ребенка, так как, не овладев основными умственными операциями и
навыками, учащиеся не справляются с возрастающим объемом знаний в средних классах и
вследствие усугубляющихся трудностей на последующих этапах выпадают из процесса обучения.
Данная психолого-педагогическая программа направлена на детей, имеющих трудности в
усвоении программы в связи с задержкой психического развития. Она является частью системы по
оказанию комплексной помощи обучающимся с ЗПР в освоении адаптированной основной
образовательной программы на начальной ступени обучения (вариант 7.1, 7.2) (1-4 классы). В
программе описываются направления, формы и методы работы, направленные на коррекцию
недостатков в психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.
Нормативно – правовой основой программы коррекционной работы являются следующие
документы:
· Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;
·
Сан пин;
·
Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999. О недопустимости перегрузок обучающихся в
начальной школе;
·
Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации (от 24.07.1998 г. № 124ФЗ).
· Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании"
·
Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. №181"О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации".
· Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124 "Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации".
·
Постановление Правительства РФ от 12 марта 1997 г. N 288 "Об утверждении Типового
положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для
обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья" (с изменениями
от 10 марта 2000 г., 23 декабря 2002 г., 1 февраля 2005 г., 18 августа 2008 г., 10 марта 2009
г.).

·
·

Приказ Министерства образования РФ от 10 апреля 2002г. № 29/2065–п «Об утверждении
учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для
обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».
Письмо Министерства образования РФ от 27 марта 2000 г. № 27/901-6 «О психологомедико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения».

Цель программы: оказание содействия по созданию социальной ситуации развития,
соответствующей индивидуальным особенностям обучающихся с ЗПР и обеспечивающей
психологические условия для успешного обучения, охраны здоровья и развития личности
обучающихся в условиях образовательного процесса.
Задачи программы:
- своевременное выявление обучающихся с трудностями адаптации в образовательновоспитательном процессе;
выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обусловленных
недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
- повышение возможностей обучающихся с ЗПР в освоении АООП НОО и интегрировании в
образовательный процесс;
- создание и реализация условий, нормализующих анализаторную, аналитикосинтетическую и регуляторную деятельность на основе психологических средств воздействия в
процессе коррекционной работы;
- развитие коммуникации, социальных и бытовых навыков, адекватного учебного поведения,
взаимодействия со взрослыми и обучающимися, формированию представлений об окружающем
мире и собственных возможностях;
- оказание родителям (законным представителям) обучающихся с ЗПР консультативной и
методической помощи по вопросам, связанным с их развитием, обучением и воспитанием.
Общая характеристика программы
Данная программа представляет собой систему психолого-педагогических средств,
направленных на преодоление и/или ослабление недостатков в психическом развитии
обучающихся с ЗПР.
Принципы реализации программы:
Принцип приоритетности интересов обучающегося определяет отношение педагогов к
помощи в развитии ребенку с учетом его индивидуальных образовательных потребностей.
Принцип системности - обеспечивает единство всех элементов психологической и
педагогической коррекционной работы: цели и задач, направлений осуществления и содержания,
форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников.
Принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной психологической
работы на всем протяжении обучения школьников с учетом изменений в их личности.
Принцип вариативности предполагает создание вариативных программ коррекционной
работы с обучающимся с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей
психофизического развития.
Принцип комплексности коррекционного воздействия предполагает необходимость
всестороннего изучения обучающихся и предоставления квалифицированной помощи
специалистов разного профиля с учетом их особых образовательных потребностей и
возможностей психофизического развития на основе использования всего многообразия методов,
техник и приемов коррекционной работы.
Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного участника
коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и
успешность его интеграции в общество.
Психолого-педагогические и организационные условия реализации программы:
- реализация коррекционно-развивающих мероприятий в соответствии с образовательным
маршрутом ученика;
- наличие оборудования, учебных пособий, методик, соответствующих типологии отклоняющего
развития детей и обеспечивающих адекватную среду жизнедеятельности;

- учет особенностей развития каждого ребенка;
- предоставление психологических и социальных индивидуальных консультаций;
- создание условий по охране и укреплению здоровья детей;
- формирование мотивационной готовности к обучению;
- развитие и совершенствование высших психических функций (память, внимание, восприятие,
мышление, речь);
- развитие и совершенствование произвольности, регуляции собственного поведения, умения
планировать и выполнять по плану учебные и внеучебные действия;
- совершенствование и развитие эмоционально-личностной сферы;
- коррекция детско-родительских отношений;
Программа психолого-педагогической работы на ступени начального общего образования
обучающихся с ЗПР включает в себя взаимосвязанные направления, отражающие ее основное
содержание.
1.
Диагностическая работа обеспечивает выявление особенностей развития и
здоровья обучающихся с ЗПР с целью создания благоприятных условий для овладения ими
содержанием адаптированной основной образовательной программы начального общего
образования.
Проведение диагностической работы предполагает осуществление:
1) психолого-педагогического обследования с целью выявления особых образовательных
потребностей школьников:
― развития познавательной сферы, специфических трудностей в овладении содержанием
образования и потенциальных возможностей;
― развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;
― определение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания
обучающегося;
2) мониторинга динамики развития обучающихся, их успешности в освоении
образовательной программы;
3) анализа результатов обследования с целью проектирования и корректировки
коррекционных мероприятий.
Существует большое количество методик и диагностического инструментария для
выявления индивидуальных особенностей школьников.
№
Диагностируемые
Рекомендуемые методики
п/п
Параметры
диагностические методы
Социальная
ситуация
развития Социометрия
(проблемы, связанные с адаптацией ребенка Проективная беседа «Мой круг общения»
к
классному
коллективу, Методика исследования межличностных
взаимоотношениями с учителем, в семье)
отношений Р. Жиля.
CMAS (модиф. А.М.Прихожан)
Методика Э.М. Александровской «Изучение
социально-психологической адаптации»
Методика «Рисунок семьи»
«Кинестетический рисунок семьи»
Методика Д. Ореховой «Домики».
наблюдения
уровня
Ведущая
деятельность Схемы
(сформированность компонентов структуры сформированности учебной деятельности
учебной
деятельности,
предпосылки Проективная проба «Рисунок школы»
формирования
учебной
деятельности, Методика «Лесенка побуждений»
произвольность
поведения
и Методика «Составь расписание»
познавательных процессов)
Методика «Конверты»
Методика Н.Г. Лускановой по мотивации
Особенности
деятельности

познавательной Прогрессивные матрицы Дж.Равена
Методика Выготского-Сахарова
Предметная классификация

Изучение свойств внимания (уровень
распределения,
устойчивости,
переключения внимания)
Изучение свойств памяти (уровень
долговременной памяти, произвольной
(осмысленной) памяти, логической памяти
(воспроизведение логических связей).

Эмоционально-волевая сфера

Исключение предметов (4ый лишний)
Кубики Коса
Исследование
словесно-логического
мышления (Э.Ф. Замбацявичене)
Исследование
прогностической
деятельности (Л.И. Переслени)
Методика
экспресс-диагностики
интеллектуальных способностей (МЭДИС).
Методика “Проставь значки”
Корректурная проба (тест Бурдона)
Методика В.М.Когана
Таблицы Шульте
Методика “Долговременная память”
Методика “Опосредованное запоминание”
(Использована методика, разр. Лурия А.Р.
Выготским Л.С., Леонтьевым А.Н.)
Методика “Изучение логической памяти у
младших школьников”
Пиктограммы
Цветовой тест Люшера
ЦТО Цветовой тест отношений
С.А.Т.-Н
Методика «СОМОР»
«Лесенка»
«Несуществующее животное»
«Дом. Дерево. Человек»
«Эмоциональные лица» и пр.

2. Коррекционно-развивающая работа обеспечивает организацию мероприятий,
способствующих личностному развитию учащихся, коррекции недостатков в психофизическом
развитии и освоению ими содержания образования.
В соответствии с особенностями развития ребенка и решением консилиума
образовательного учреждения педагог-психолог определяет направления и средства коррекционноразвивающей работы, периодичность и продолжительность цикла специальных занятий. Наиболее
важной задачей является при этом разработка индивидуально-ориентированных программ
психологической помощи или использование уже имеющихся разработок в соответствии с
индивидуально-психологическими особенностями ребенка или группы детей в целом.
Основными направлениями коррекционно-развивающей работы психолога с детьми с ЗПР,
находящимися в условиях образовательной интеграции, являются :
 развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков;
 развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших
психических функций;
 формирование произвольной регуляции деятельности и поведения.
Рассмотри подробнее каждое из этих направлений.
Развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков.
Для значительной части детей с ЗПР типичен дефицит социальных способностей,
проявляющейся в трудностях взаимодействия с окружающими детьми и взрослыми. В ряде
случаев указанный дефицит сопряжен с проблемами эмоциональной регуляции. В связи с этим
развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков предполагают:
- гармонизацию аффективной сферы ребенка;
- профилактику и устранение (смягчение) возможных агрессивных и негативистических
проявлений, других отклонений в поведении;
- предупреждение и преодоление негативных черт личности и формирующегося характера;
- развитие и тренировку механизмов, обеспечивающих адаптацию ребенка к новым
социальным условиям ( в том числе снятие тревожности, робости и т.п.);
- создание условий для развития самосознания и формирования адекватной самооценки;
- развитие социальных эмоций;

- развитие коммуникативных способностей (в том числе стимуляция коммуникативной
активности, создание условий, обеспечивающих формирование полноценных эмоциональных и
деловых контактов со сверстниками и взрослыми).
Работа по расширению и упорядочению эмоционального опыта детей включает помощь в
усвоении ребенком представлений о невербальных средствах выражения эмоций; в формировании
понимания смысла и значения различных форм поведения людей в эмоционально значимых
ситуациях; в проверке и оценке ребенком собственного текущего поведения на основании
полученных знаний и навыков.
Большую роль в данной работе играют индивидуальные и групповые занятия с детьми
театрализованной деятельностью с применением методик игротерапии и сказкотерапии. В
процессе такой работы дети учатся понимать смысл и прогнозировать последствия собственного
эмоционального поведения. Они осознают значение эмоциональной атмосферы добра, радости,
сотрудничества для улучшения и собственного самочувствия, и отношений со сверстниками в
классе.
Работа психолога с детьми с ЗПР по формированию уверенности в себе и снижению
тревожности ведется в таких направлениях, как формирование у них оптимистического склада
мышления и мироощущения, положительной установки на предстоящую деятельность, умения
освобождаться от страхов, переключаться с неприятных впечатлений, а также укрепление
уважения к себе, веры в свои способности и возможности.
Ребенок с ЗПР имеет ряд специфических черт, которые затрудняют процесс его общения со
сверстниками и взрослыми, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на дальнейшем
развитии его эмоционально-личностной сферы. В связи с этим в работе психолога выделяются
следующие наиболее важные задачи:
- воспитание у детей интереса к окружающим людям;
- выработка контактности и умения извлекать опыт из неудачного общения;
- обучение произвольной регуляции своего эмоционального состояния и избеганию
конфликтов.
Ребенку с нарушениями в развитии важно показать, что наряду с внешним миром, который
он может увидеть, почувствовать, потрогать, есть и другой, скрытый, трудно доступный,
внутренний мир человека- мир желаний, настроений, переживаний, чувств. У каждого человека
свой внутренний мир, и чем лучше человек понимает себя и других, тем больше надежд на то, что
он будет жить в мире с самим собой и будет понят и принят другими людьми».
Развитие познавательной деятельности и целенаправленное
формирование высших психических функций.
Развитие познавательных функций является традиционным направлением работы психолога
в школе. Оно предполагает
- стимуляцию познавательной активности как средства формирования устойчивой
познавательной мотивации;
- развитие внимания (устойчивости, концентрации, повышения объема, переключения,
самоконтроля и т.д.);
- развитие памяти (расширение объема, устойчивости, формирование приемов запоминания,
развитие смысловой памяти);
- развитие восприятия (пространственного, слухового), пространственных и временных
представлений, сенсомоторной координации;
- формирование мыслительной деятельности: стимуляцию мыслительной активности,
формирование мыслительных операций (анализа, сравнения, обобщения, выделения
существенных признаков и закономерностей), развитие элементарного умозаключающего
мышления и гибкости мыслительных процессов.
Занятия проводятся психологом по плану, составленному в соответствии с программой
индивидуального развития ребенка. Важным условием планирования является реализация
принципов комплексного влияния на ряд высших психических функций с выделением, вместе с
тем, доминирующих объектов воздействия, изменяющихся по мере формирования у детей с ЗПР
познавательной деятельности и ее саморегуляции.
Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения.
На пороге школьного обучения становление сферы саморегуляции имеет особое значение.
Развитие возможности управлять своим поведением – один из существенных моментов,
определяющих психологическую готовность ребенка к обучению в школе. Характерная для детей с

ЗПР дошкольного и младшего школьного возраста недостаточная сформированность осознанной
саморегуляции деятельности является тормозящим фактором когнитивного и личностного
развития ребенка, а также одной из основных причин, порождающих трудности в учебнопознавательной деятельности.
Работа психолога по формированию осознанной саморегуляции познавательной
деятельности у детей с ЗПР ведется в нескольких направлениях, связанных с формированием
определенного комплекса умений:
- ставить и удерживать цель деятельности;
- планировать действия; определять и сохранять способ действий;
- использовать самоконтроль на всех этапах деятельности;
- осуществлять словесный отчет о процессе и результатах деятельности;
- оценивать процесс и результат деятельности.
Для детей, характеризующихся различным уровнем сформированности осознанной
саморегуляции познавательной деятельности, определена конкретная область психологопедагогического воздействия, а также разработаны направления и содержание групповых и
индивидуальных коррекционно-развивающих занятий в рамках психологического сопровождения.
Каждое психологическое занятие характеризуется наличием вводной части, цель которой
расспросить о состоянии и достигнутых успехах, настроить школьника на предстоящую работу:
создать положительное эмоциональное состояние и личную заинтересованность в выполнении
каждого занятия, а также заключительная часть, основу которой составляет рефлексивная
практика. С помощью рефлексии можно проанализировать итог занятия, с какими эмоциями
ребенок уходит с него (положительными – удовлетворение от работы, нейтральными – работа не
вызвала никаких эмоций, отрицательными – неудовлетворенность проделанной работой). В
практике работы специалиста-психолога имеется ряд эффективных рефлексий: «Солнышко
настроения», «Термометр чувств», «Эмоциональные модальности» и другие игровые упражнения.
Следующая закономерность в построении программы заключается в том, что первично
предлагаются занятия по развитию высших психических функций: формирование эталонных
представлений, развитие сенсорно-перцептивной деятельности, восприятия и умственных
способностей ребенка.
Обязательным считается ведение занятия в игровой форме, возможно, в виде сюжетноигрового занятия и занятия по сказочному сюжету. Это способствует созданию доброжелательной
атмосферы в группе «специалист-ребенок», эмоциональной сплоченности всех участвующих в
коррекционно-воспитательном процессе, что способствует более эффективной результативности
программы.
3. Консультативная работа обеспечивает оказание педагогам и родителям помощи в
воспитании и обучении ребенка с ЗПР. Психолог разрабатывает рекомендации в соответствии с
возрастными и индивидуально-типическими особенностями детей, состоянием их соматического и
психического здоровья, проводит мероприятия, способствующие повышению профессиональной
компетенции учителей, включению родителей в решение коррекционно-воспитательных задач.
Основными задачами психологического консультирования педагогов являются:
- раскрытие «слабых» и «сильных» сторон когнитивного и личностного развития ребенка,
- определение способов компенсации трудностей,
- выработка наиболее адекватных путей взаимодействия учителя с ребенком при
фронтальной и индивидуальной формах организации занятий.
Конкретные формы психологического просвещения педагогов могут быть разнообразными:
- занятия и семинары с учителями по ключевым проблемам развития ребенка с ЗПР и его
особым образовательным потребностям,
- организация педагогических консилиумов,
- подготовка к тематическим родительским собраниям,
- индивидуальные консультации и т.д.
Форма и содержание работы с родителями определяется степенью их готовности к
сотрудничеству. На начальном этапе взаимодействия наиболее продуктивной формой работы
является индивидуальное консультирование. Оно проводится в несколько этапов.
Задачей первого этапа является установление доверительных отношений с родителями,
отрицающими возможность и необходимость сотрудничества. Следующий этап индивидуального
консультирования проводится по итогам всестороннего обследования ребенка. Психолог в

доступной форме рассказывает родителям об особенностях их ребенка, указывает на его
положительные качества, объясняет, какие специальные занятия ему необходимы, к каким
специалистам нужно обратиться дополнительно, как заниматься в домашних условиях, на что
следует обратить внимание.
Очень важно дать понять родителям, что не следует осознавать трудности детей как неудачи
и стыдиться проблем, что они должны стараться помочь своим детям, поддержать их. На этапе
собственно коррекционно-развивающей работы родители привлекаются к выполнению
конкретных рекомендаций и заданий психолога.
На индивидуальных и групповых консультациях проводится совместное обсуждение хода и
результатов коррекционной работы. Анализируются факторы положительной динамики развития
ребенка, вырабатываются рекомендации по преодолению возможных проблем (в частности,
связанных с адаптацией детей к школе, взаимодействием с одноклассниками в учебной работе и во
внеурочное время).
Работа с родителями осуществляется также в групповой форме на тематических
консультациях, семинарах-практикумах и т.д.
4.
Информационно-просветительская
работа
предполагает
осуществление
разъяснительной деятельности в отношении педагогов и родителей по вопросам, связанным с
особенностями осуществления процесса обучения и воспитания обучающихся с ЗПР,
взаимодействия с педагогами и сверстниками, их родителями (законными представителями) и др.
Информационно-просветительская работа включает:
― проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению
индивидуально-типологических особенностей различных категорий обучающихся;
― оформление информационных стендов, печатных и других материалов;
― психологическое просвещение педагогов с целью повышения их психологической
компетентности;
― психологическое просвещение родителей с целью формирования у них элементарной
психолого-психологической компетентности.
Программа коррекционной работы может предусматривать индивидуализацию специального
сопровождения обучающегося с ЗПР.
При возникновении трудностей в освоении обучающимся с ЗПР содержания адаптированной
основной образовательной программы педагоги, осуществляющие психолого-педагогическое
сопровождение, должны оперативно дополнить структуру программы коррекционной работы
соответствующим направлением работы, которое будет сохранять свою актуальность до момента
преодоления возникших затруднений. В случае нарастания значительных стойких затруднений в
обучении, взаимодействии с учителями и обучающимися школы (класса) обучающийся с ЗПР
направляется на комплексное психолого-медико-педагогическое обследование с целью выработки
рекомендаций по его дальнейшему обучению.
Планируемые результаты освоения обучающимися с ЗПР
адаптированной основной образовательной программы
начального общего образования
Результаты
освоения
программы
психолого-педагогической
работы
отражают
сформированность социальных (жизненных) компетенций, необходимых для решения практикоориентированных задач и обеспечивающих становление социальных отношений обучающихся с
ЗПР в различных средах:
 развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении, проявляющееся:
- в умении различать учебные ситуации, в которых необходима посторонняя помощь для её
разрешения, с ситуациями, в которых решение можно найти самому;
- в умении обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе, сформулировать
запрос о специальной помощи;
- в умении использовать помощь взрослого для разрешения затруднения, давать адекватную
обратную связь учителю: понимаю или не понимаю;
- в умении написать при необходимости SMS-сообщение, правильно выбрать адресата
(близкого человека), корректно и точно сформулировать возникшую проблему. овладение
социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни, проявляющееся:

- в расширении представлений об устройстве домашней жизни, разнообразии повседневных
бытовых дел, понимании предназначения окружающих в быту предметов и вещей;
- в умении включаться в разнообразные повседневные дела, принимать посильное участие;
- в адекватной оценке своих возможностей для выполнения определенных обязанностей в
каких-то областях домашней жизни, умении брать на себя ответственность в этой деятельности;
- в расширении представлений об устройстве школьной жизни, участии в повседневной
жизни класса, принятии на себя обязанностей наряду с другими детьми;
- в умении ориентироваться в пространстве школы и просить помощи в случае затруднений,
ориентироваться в расписании занятий;
- в умении включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать посильное
участие, брать на себя ответственность;
- в стремлении участвовать в подготовке и проведении праздников дома и в школе.
овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия,
проявляющееся:
- в расширении знаний правил коммуникации;
- в расширении и обогащении опыта коммуникации ребёнка в ближнем и дальнем
окружении, расширении круга ситуаций, в которых обучающийся может использовать
коммуникацию как средство достижения цели;
- в умении решать актуальные школьные и житейские задачи, используя коммуникацию как
средство достижения цели (вербальную, невербальную);
- в умении начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу,
пожелание, опасения, завершить разговор;
- в умении корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.;
- в умении получать и уточнять информацию от собеседника;
- в освоении культурных форм выражения своих чувств.
 способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственновременной организации, проявляющаяся:
- в расширении и обогащении опыта реального взаимодействия обучающегося с бытовым
окружением, миром природных явлений и вещей, расширении адекватных представлений об
опасности и безопасности;
- в адекватности бытового поведения обучающегося с точки зрения опасности
(безопасности) для себя и для окружающих; сохранности окружающей предметной и природной
среды;
- в расширении и накоплении знакомых и разнообразно освоенных мест за пределами дома и
школы: двора, дачи, леса, парка, речки, городских и загородных достопримечательностей и
других.
- в расширении представлений о целостной и подробной картине мира, упорядоченной в
пространстве и времени, адекватных возрасту ребёнка;
- в умении накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира;
- в умении устанавливать взаимосвязь между природным порядком и ходом собственной
жизни в семье и в школе;
- в умении устанавливать взаимосвязь общественного порядка и уклада собственной жизни в
семье и в школе, соответствовать этому порядку.
- в развитии любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать
вопросы;
- в развитии активности во взаимодействии с миром, понимании собственной
результативности;
- в накоплении опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий;
- в умении передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть
понятым другим человеком;
- в умении принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других людей;
- в способности взаимодействовать с другими людьми, умении делиться своими
воспоминаниями, впечатлениями и планами.
 способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей, проявляющаяся:
- в знании правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса, с
близкими в семье; с учителями и учениками в школе; со знакомыми и незнакомыми людьми;

- в освоение необходимых социальных ритуалов, умении адекватно использовать принятые
социальные ритуалы, умении вступить в контакт и общаться в соответствии с возрастом,
близостью и социальным статусом собеседника, умении корректно привлечь к себе внимание,
отстраниться от нежелательного контакта, выразить свои чувства, отказ, недовольство,
благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение и другие.
- в освоении возможностей и допустимых границ социальных контактов, выработки
адекватной дистанции в зависимости от ситуации общения;
- в умении проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт;
- в умении не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благодарным за
проявление внимания и оказание помощи;
- в умении применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации социального
контакта.
Требования к результатам освоения программы коррекционной работы конкретизируются
применительно к каждому обучающемуся с ЗПР в соответствии с его потенциальными
возможностями и особыми образовательными потребностями.
Система оценки достижений обучающихся
с задержкой психического развития
Оценка результатов освоения программы психолого-педагогического сопровождения
обучающимися с ЗПР осуществляется в полном соответствии с требованиями ФГОС НОО
обучающихся с ОВЗ. При определении подходов к осуществлению оценки результатов освоения
обучающимися с ЗПР целесообразно опираться на следующие принципы:
1) дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных
особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР;
2) динамичности оценки достижений, предполагающей изучение изменений психического и
социального развития, индивидуальных способностей и возможностей обучающихся с ЗПР;
3) единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении
содержания адаптированной образовательной программы, что сможет обеспечить объективность
оценки.
Эти принципы, отражая основные закономерности целостного процесса образования
обучающихся с ЗПР, самым тесным образом взаимосвязаны и касаются одновременно разных
сторон процесса осуществления оценки результатов освоения программы коррекционной работы.
Основным объектом оценки достижений планируемых результатов освоения обучающимися
с ЗПР программы коррекционной работы, выступает наличие положительной динамики
обучающихся в интегративных показателях, отражающих успешность достижения
образовательных достижений и преодоления отклонений развития.
Оценка результатов освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной работы
осуществляется с помощью мониторинговых процедур. Мониторинг, обладая такими
характеристиками, как непрерывность, диагностичность, научность, информативность, наличие
обратной связи, позволяет осуществить не только оценку достижений планируемых результатов
освоения обучающимися программы коррекционной работы, но и вносить (в случае
необходимости) коррективы в ее содержание и организацию.
В целях оценки результатов освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной
работы используются три формы мониторинга: стартовая, текущая и финишная диагностика.
Стартовая диагностика позволяет наряду с выявлением индивидуальных особых
образовательных потребностей и возможностей обучающихся, выявить исходный уровень
развития интегративных показателей, свидетельствующий о степени влияния нарушений развития
на учебно- познавательную деятельность и повседневную жизнь.
Текущая диагностика используется для осуществления мониторинга в течение всего
времени обучения обучающегося. Применяют экспресс-диагностику интегративных показателей,
состояние которых позволяет судить об успешности (наличие положительной динамики) или
неуспешности (отсутствие даже незначительной положительной динамики) обучающихся с ЗПР в
освоении планируемых результатов овладения программой коррекционной работы. Данные
эксперсс-диагностики выступают в качестве ориентировочной основы для определения
дальнейшей стратегии: продолжения реализации разработанной программы коррекционной
работы или внесения в нее определенных корректив.

Целью финишной диагностики, приводящейся на заключительном этапе (окончание
учебного года, окончание обучения на ступени школьного образования), выступает оценка
достижений обучающегося с ЗПР в соответствии с планируемыми результатами освоения
обучающимися программы коррекционной работы.
Организационно-содержательные характеристики стартовой, текущей и финишной
диагностики разрабатывает образовательная организация с учетом типологических и
индивидуальных особенностей обучающихся, их индивидуальных особых образовательных
потребностей.
В случаях стойкого отсутствия положительной динамики в результатах освоения программы
коррекционной работы обучающегося в случае согласия родителей (законных представителей)
необходимо направить на расширенное психолого-медико-педагогическое обследование для
получения необходимой информации, позволяющей внести коррективы в организацию и
содержание программы коррекционной работы.
Для полноты оценки достижений планируемых результатов освоения обучающимися
программы коррекционной работы, следует учитывать мнение родителей (законных
представителей), поскольку наличие положительной динамики обучающихся по интегративным
показателям, свидетельствующей об ослаблении (отсутствии ослабления) степени влияния
нарушений развития на жизнедеятельность обучающихся, проявляется не только в учебнопознавательной деятельности, но и повседневной жизни.
Результаты освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной работы не выносятся
на итоговую оценку и оформляются в виде папки документов, хранящейся у школьного педагогапсихолога.
Календарно-тематическое планирование
1 класс
Содержание программы варьируется и дифференцируется с учетом индивидуальных и
типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей
обучающихся с ЗПР.
№ п/п

Тема

1-3

Диагностическое
изучение ребенка

4-5

Развитие общей и мелкой
моторики.

6-7

Развитие произвольного
внимания и поведения.

8-9

Развитие
мнемических
способностей.

10-11

Развитие
умственных
способностей.

12

Коррекция двигательной
активности.

Кол-во
часов

Содержание
Диагностика познавательной сферы ребенка,
определение продуктивности и произвольности
внимания, памяти, изучение
эмоциональноволевой сферы.
Игры на развитие оптико-пространственной
ориентировки в пространстве через движения;
умение отдавать команды. Совершенствование
психомоторики.
Развитие
способности
ориентироваться в пространстве.
Игры
на
развитие
качеств
внимания
(устойчивости, переключения, распределения):
«Определи игрушку», «Что изменилось», «Найди
пару», «Запретное движение» и т.д.
Игры и упражнение на развитие различных видов
памяти: «Запомни и найди», «Бессмысленные
слова», «Геометрические фигуры» и т.п.
Игры и упражнения на развитие всех видов
памяти, наглядно-образного мышления: «Найди
отличия», «Четвертый лишний», «Продолжи
ряд», «Закономерности» и пр.
Развитие произвольности при выполнении
движений и действий. Игры на развитие умения
выполнять совместные действия, развитие
коммуникативных навыков общения: «Рисуем
вместе», «Фотограф», «Волшебный мешочек» и
т.д.

13-14

15-16

Коррекция и развитие
эмоционально-волевой
сферы.
Развитие
предметнопрактической
деятельности.

17-18

Развитие
творческих
способностей. Развитие
воображения.

19-20

Развитие внимания
мышления.
Развитие
памяти
мышления.

и

23-24

Развитие
речи.

и

25-26

Коррекция и развитие
пространственных
ориентаций.

27-28

Произвольная регуляция
поведения.

29-30

Развитие эмоциональноволевой
сферы
и
компонентов личности.

31-33

Итоговое
диагностическое
изучение ребенка.

21-22

мышления

и

Игры на понимание разных эмоциональных
состояний, отдельных черт характера.
Срисовывание графических образцов; обведение
по контуру геометрических фигур разной
сложности; вырезание по контуру фигур из
бумаги;
раскрашивание
и
штриховка,
прохождение лабиринтов; выполнение фигурок
из пальцев рук; психогимнастика.
Развитие умения видеть в нарисованных фигурах
реальные предметы. «Рисование с помощью
шаблонов»; аппликация из цветной бумаги в виде
сюжета из геометрических фигур – развитие
мелкой моторики.
Буквенная корректурная таблица. Игра с буквами
и словами.
Игры на развитие быстроты и точности при
действии наглядных звуковых или вербальных
сигналов. Игры и упражнения на развитие всех
видов памяти, наглядно-образного мышления.
Игры на развитие быстроты и точности при
действии наглядных звуковых или вербальных
сигналов.
Ориентировка на плоскости, уровень зрительного
восприятия: «Найди сочетание букв» (цифр);
«Покажи какие цифры и буквы нарисованы
неправильно»;
«Найди
«спрятанные»
треугольники и обведи их». Копирование
сочетания различных фигур; копирование
пересекающихся линий.
Сказкотерапия, драматизация, моделирование
проблемных
ситуаций.
Обучение
нормам
социально-правильного
поведения,
формирование представления о добре и зле,
дружбе
и
взаимопомощи,
социальных
отношениях.
Игры на развитие имитационно- подражательных
выразительных
движений
и
действий,
отражающих разные эмоциональные состояния и
характерные черты личности, выраженных в
статике и движениях: мимике, жестах, позе, серии
движений и действий.
Диагностика познавательной сферы ребенка,
определение продуктивности и произвольности
внимания, памяти, изучение
эмоциональноволевой сферы. Сравнение результатов с
полученными в начале учебного года.

Календарно-тематическое планирование
2-4 класс
Темы планирования повторяются в каждом классе, но содержание программы расширяется
и усложняется по годам обучения с учетом индивидуальных и типологических особенностей
психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся с ЗПР.
№ п/п
Тема
Кол-во
Содержание
часов
1-3
Диагностическое
Диагностика познавательной сферы ребенка,
изучение ребенка
определение продуктивности и произвольности
внимания, памяти, изучение
эмоциональноволевой сферы.
4-5
Развитие
предметноСрисовывание графических образцов; обведение
практической
по контуру геометрических фигур разной
деятельности.
сложности; вырезание по контуру фигур из
бумаги;
раскрашивание
и
штриховка,
прохождение лабиринтов; выполнение фигурок
из пальцев рук; психогимнастика.
6-7
Развитие
качеств
Игра «Найди пару», «Найди, где спрятано»,
внимания:
«Графический диктант», «Корректурная проба»,
сосредоточенности,
«Кто
летает?»
выделение
главных
концентрации,
существенных признаков предметов; «Какое
переключения.
время года?» и т.п.
8-9
Развитие
памяти
с
Игры на развитие памяти по сюжету сказки.
использованием
Сказка В.Катаева «Цветик- семицветик».
различных анализаторов.
10-11 Развитие произвольной
Сюжетное занятие. Пиктограммы. Учим детей
опосредованной памяти.
самостоятельно составлять описательный рассказ
животного, пользуясь опорной схемой.
12-13 Развитие
памяти,
Решение логических задач. Память на числа.
мышления.
Память
на
образы.
Группировка.
Пространственная
ориентация
–
игра
«Электронная муха»; «Я знаю пять названий».
14-15 Развитие
памяти,
Игры и упражнения по развитию произвольной
применение
качеств
памяти по сюжету сказки. «Путаница»,
внимания
«Запрещенные движения», «Дорожки».
16-17 Развитие
элементов
Игра «Что сначала, что потом»; логические
логического мышления.
задачи «Сходство. Отличие. Пересечение».
«Одна клетка. Две клетки. Все клетки». «Петух.
Волк. Лиса». Упр. «Лабиринт»
18-20 Развитие эмоциональноИгры на понимание разных эмоциональных
волевой
сферы
и
состояний,
отдельных
черт
характера.
компонентов личности.
Сказкотерапия, драматизация, моделирование
проблемных ситуаций.
21-22 Развитие
творческих
Развитие умения видеть в нарисованных фигурах
способностей. Развитие
реальные предметы. «Рисование с помощью
воображения.
шаблонов», «Кляксы», «Необычные рисунки», и
пр.
23-24 Развитие произвольного
Игры «Найди пару», «Запретный номер»,
внимания и поведения
«Разведчики»,
«Путаница»,
«Корректурная
проба» и т.п.
25-26 Развитие
мнемических
Обучение способам эффективного запоминания:
способностей.
«Запомни и найди», «Бессмысленные слова»,
«Имена» и т.д.
27-28 Развитие
умственных
Игры и упражнения на развитие всех видов
способностей.
памяти, наглядно-образного мышления: «Найди
отличия», «Четвертый лишний», «Продолжи
ряд», «Закономерности» и пр.

29-31

Коррекция и развитие
эмоционально-волевой
сферы.

32-34

Итоговое
диагностическое
изучение ребенка.

Игры на понимание разных эмоциональных
состояний, отдельных черт характера; игры с
условиями: «да» и «нет» не говорите; игры по
карточкам. Игры на развитие умения соблюдать
совместные действия, развитие коммуникативных
навыков общения.
Диагностика познавательной сферы ребенка,
определение продуктивности и произвольности
внимания, памяти, изучение
эмоциональноволевой сферы. Сравнение результатов с
полученными в начале учебного года.

Список литературы
Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического
развития: Учеб.пособие.- М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004.
Варенова Т.В. Теория и практика коррекционной педагогики. - Минск, АСАР, 2003.
Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии.- М., 1973.
Дети с задержкой психического развития/ Под ред.Г.А.Власовой, В.И.Лубовского,
Н.А.Шипицыной.-М.,1984.
Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников отстающих в
развитии.- М., 1973.
Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с отклонениями в развитии.
- М.: Коррекционная педагогика, 2005.
Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии /
Под ред. В.И. Селиверстова. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
Основы коррекционной педагогики и специальной психологии: Учебно-методическое
пособие для педагогических и гуманит.вузов. (Авт.-сост. В.П.Глухов) /В.П.Глухов.-М.: МГГУ им.
М.А.Шолохова, 2007.
Ткачёва В.В. Технологии психологической помощи семьям детей с отклонениями в
развитии. – АСТ., М., 2007
Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития.- Н.-Новгород, 1994.
Шевченко С.Г. Обучение детей с задержкой психического развития: Пособие для учителей .Смоленск, 19994


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».