I ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по учебному предмету «Профильный труд» («Столярное дело») составлена на основе Федеральной адаптированной основной образовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее ФАООП УО вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR). ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей. Учебный предмет «Профильный труд» («Столярное дело») относится к предметной области «Технология» и является обязательной частью учебного плана. Рабочая программа по учебному предмету «Профильный труд» («Столярное дело») в 5 классе в соответствии с учебным планом рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68 часов в год (2 часа в неделю). Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Профильный труд». Цель обучения – всестороннее развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям) среднего возраста в процессе формирования их трудовой культуры. Задачи обучения: − развитие социально ценных качеств личности (потребности в труде, трудолюбия, уважения к людям труда, общественной активности); − обучение обязательному общественно полезному, производительному труду; подготовка обучающихся к выполнению необходимых и доступных видов труда дома, в семье и по месту жительства; − расширение знаний о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека; − расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурноисторических традициях в мире вещей; − расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования; − ознакомление с ролью человека-труженика и его местом на современном производстве; − ознакомление с массовыми рабочими профессиями, формирование устойчивых интересов к определенным видам труда, побуждение к сознательному выбору профессии и получение первоначальной профильной трудовой подготовки; − формирование представлений о производстве, структуре производственного процесса, деятельности производственного предприятия, содержании и условиях труда по массовым профессиям, с которыми связаны профили трудового обучения в образовательной организации; − ознакомление с условиями и содержанием обучения по различным профилям и испытание своих сил в процессе практических работ по одному из выбранных профилей в условиях школьных учебно-производственных мастерских в соответствии с физическими возможностями и состоянием здоровья обучающихся; − формирование трудовых навыков и умений, технических, технологических, конструкторских и первоначальных экономических знаний, необходимых для участия в общественно полезном, производительном труде; − формирование знаний о научной организации труда и рабочего места, планировании трудовой деятельности; − совершенствование практических умений и навыков использования различных материалов в предметно-преобразующей деятельности; − коррекция и развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи); − коррекция и развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение); − коррекция и развитие сенсомоторных процессов в процессе формирование практических умений; − развитие регулятивной функции деятельности (включающей целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью); − формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации; − формирование коммуникативной культуры, развитие активности, предмету «Профильный целенаправленности, инициативности. Рабочая программа по учебному труд» («Столярное дело») в 5 классе определяет следующие задачи: − формирование знаний о санитарно - гигиенических требованиях к рабочим местам; оборудовании рабочих мест и правил работы за ними; − формирование знаний о пиломатериалы: виды, использование, названия; − формирование знаний о дереве: основные части; − формирование знаний о правилах техники безопасности при работе ручным столярным инструментом; − формирование знаний о правилах техники безопасности при работе на сверлильном станке; − формирование знаний о техническом рисунке, эскизе и чертеж; назначение, выполнение простейших чертежей, обозначение размеров; − формирование знаний об устройстве и применении столярных инструментов и приспособлений; − формирование умений работать ручным столярным инструментом; − формирование умений читать простейшие чертежи; − формирование умений делать разметку столярным угольником и линейкой; − формирование умений выполнять простые столярные соединения. Планируемые результаты освоения рабочей программы по учебному предмету «Профильный труд» («Столярное дело»)в 5 классе Личностные результаты: сформированность начальных представлений о собственных возможностях; овладение начальными трудовыми навыками, используемыми в повседневной жизни; владение начальными навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; сформированность начальных навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками на уроках профильного труда; воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; сформированность установки на бережное отношение материальным ценностям. Уровни достижения предметных результатов по учебному предмету «Профильный труд» («Столярное дело»)в 5 классе Минимальный уровень: − знать правила техники безопасности; к − понимать значимость организации школьного рабочего места, обеспечивающего внутреннюю дисциплину; − знать названия некоторых материалов изделий, которые из них изготавливаются и применяются в быту; − иметь представления об основных свойствах используемых материалов; − знать правила хранения материалов и санитарно-гигиенических требований при работе с производственными материалами; − уметь отобрать (с помощью учителя) материалы и инструменты, необходимые для работы; − иметь представления о принципах действия, общем устройстве верстака, столярного угольника, столярной ножовки, рашпиля, драчевого напильника, шлифовальной шкурки, электровыжигателя, ручной дрели, коловорота, шила, рубанка, лучковой пилы, лобзика, сверлильного станка; − читать (с помощью учителя) технологическую карту, чертеж, используемые в процессе изготовления изделия; − соблюдать в процессе выполнения трудовых заданий порядок и аккуратность. Достаточный уровень: − знать правила техники безопасности и соблюдать их; − понимать значимость организации школьного рабочего места, обеспечивающего внутреннюю дисциплину и умение организовывать своё рабочее место; − производить самостоятельный отбор материала и инструментов, необходимых для работы; − определять возможности различных материалов, их целенаправленный выбор (с помощью учителя) в соответствии с физическими, декоративно-художественными и конструктивными свойствами в зависимости от задач предметно-практической деятельности; − экономно расходовать материалы; − планировать предстоящую практическую работу; − знать оптимальные и доступные технологические приемы ручной и машинной обработки столярных материалов в зависимости от их свойств и поставленных целей; − осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и корректировку хода практической работы; − уметь определять виды пиломатериалов, знать их свойства; − понимать общественную значимость своего труда, своих достижений в области трудовой деятельности. Оценка предметных результатов осуществляется по итогам индивидуального и фронтального опроса обучающихся, выполнения самостоятельных работ (по темам уроков), контрольных работ (входных, текущих, промежуточных и итоговых) и тестовых заданий. При оценке предметных результатов учитывается уровень самостоятельности обучающегося и особенности его развития. Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью планируемых результатов освоения рабочей программы по учебному предмету «Профильный труд» («Столярное дело») в 5 классе Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах: 0 баллов - нет фиксируемой динамики; 1 балл - минимальная динамика; 2 балла - удовлетворительная динамика; 3 балла - значительная динамика. Критерии оценки предметных результатов Теоретическая часть: Оценка «5» ставится, если: − теоретический материал усвоен в полном объёме; − изложен без существенных ошибок с применением профессиональной терминологии. Оценка «4» ставится, если: − в усвоении теоретического материала допущены незначительные пробелы, ошибки, − материал изложен неточно, − применялись дополнительные наводящие вопросы. Оценка «3» ставится, если: − в усвоении теоретического материала имеются существенные пробелы, − ответ не самостоятельный, − дополнительные наводящие вопросы. Оценка «2» не ставится. Практическая часть: Оценка «5» ставится если: − качество выполненной работы полностью соответствует технологическим требованиям − работа выполнена самостоятельно. Оценка «4» ставится если: − к качеству выполненной работы имеются замечания; − качество частично не соответствует технологическим требованиям; − работа выполнена самостоятельно. Оценка «3» ставится если: − качество выполненной работы не соответствует технологическим требованиям; − работа выполнена с помощью учителя. Оценка «2» не ставится. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ Обучение профильному труду в 8 классе носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит обучающихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками. В 5 классе обучающиеся знакомятся: − с названием наиболее распространенных пород древесины; − с основными частями дерева; − с названием пиломатериалов и их использованием; − с устройством сверлильного станка; − с названием основных инструментов для пиления; − с названием основных инструментов для разметки; − с видами соединения деталей. Распределение учебного материала осуществляется концентрически, что позволяет обеспечить постепенный переход от исключительно практического изучения профильного труда к практико-теоретическому изучению, с обязательным учётом значимости усваиваемых знаний и умений формирования жизненных компетенций. Программа по профильному труду включает теоретические и практические занятия. При составлении программы учтены принципы повторяемости пройденного материала и постепенного ввода нового. Преподавание профильного труда базируется на знаниях, получаемых обучающимися на уроках математики, естествознания, истории и других предметов. Данная программа предусматривает обязательное обсуждение характеристик изделия, продумывание плана предстоящей работы, оценку сделанного. Большое внимание уделяется технике безопасности. Тематическое планирование № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. Тема История возникновения столярного дела. Значение столярного дела в жизни человека. Правила поведения и техника безопасности в кабинете профильного труда. Прялка. История прялки. Виды. Деталь прялки Шатун. Экскурсия в музей школы Экскурсия в кабинет технологии для мальчиков. Анализ будущей работы. Оборудование рабочего места. Дерево: основные части. Древесина: виды. Пиломатериалы: виды, использование Столярные инструменты. Техника безопасности. Планирование работы. Технический рисунок изделия Разметка и подготовка деталей Планирование работы. Технический рисунок изделия Работа с инструментом. Тренировочные работы. Планирование работы. Технический рисунок изделия Столярные инструменты. Техника безопасности Выбор и подготовка доски. Планирование работы. Технический рисунок изделия Разметка. Высверливание отверстия. Планирование работы. Технический рисунок изделия Работа с столярным инструментом. Техника безопасности. Обрезка изделия. Планирование работы. Технический рисунок изделия Оформление краев изделия. Планирование работы. Технический рисунок изделия Наждачная бумага. Виды. Техника безопасности. Работа с наждачной бумагой. Планирование работы. Технический рисунок изделия Примерка изделия. Корректировка. Кол-во часов 2 2 2 1 2 2 2 2 2 3 3 1 2 1 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 3 1 2 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. Планирование работы. Технический рисунок изделия Соединение всех деталей. Анализ выполненной работы. Оформление работы для защиты проекта ( раскраска технических рисунков). Подготовка защитной речи Создание презентации ( выбор фотографий). Подготовка к представлению готовой работы Представление готовой проектной работы. 1 3 2 2 5 4 4 1