Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

АРП по русскому языку 7 класс ЗПР

Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку (7 класс) для индивидуального обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, занимающихся по специальным (коррекционным) программам VII вида, разработана на основе нормативных документов.
1.Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
2.Индивидуальный учебный план на для обучающегося 7 класса
3.Примерная основная образовательная программа основного общего образования
4.Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04. 2008 № АФ-150/06 «О создании
условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и
детьми - инвалидами»
5. Рабочая программа «Русский язык» к УМК Т. А. Ладыженской и др. 7 класс. Москва,
«Просвещение», 2023 г.
Адаптированная рабочая программа для обучающихся с задержкой психического
развития разработана для данной категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивает коррекцию
нарушений развития и социальную адаптацию.
Программа направлена на сохранение коррекционной направленности педагогического процесса, которая реализуется через допустимые изменения в структурировании содержания, специфические методы, приемы работы. Построение процесса обучения с данной категорией обучающихся осуществляется на основе следующих (основных) показателей:
состояние здоровья;
учебные возможности (познавательные процессы, общеучебные умения и навыки, интеллектуальные способности, умственная работоспособность, учебная мотивация);
социально-психическая адаптация.
Направления организации учебного процесса.
1.Коррекционное (преодоление отставания, неуспеваемости, отклонений.)
2.Реабилитационное («восстановление» уверенности в своих возможностях – ситуация
успеха)
3.Стимулирующее (положительная внутренняя мотивация)
Образовательный процесс по коррекционной программе VII вида осуществляется в
соответствии с образовательной программой по русскому языку. При изучении русского
языка дети с задержкой психического развития испытывают определённые трудности: замедленное усвоение лексического материала, трудности в его использовании в устной речи, затруднения в восприятии грамматических явлений и в их применении на практике.
При изучении тем, не предусмотренных программой, учащимся предлагаются задания для
закрепления материала, а данные темы не оцениваются. Задания на уроке строятся по
принципу от простого к сложному. По необходимости оказывается устная помощь - стимулирующая и обучающая, и письменная помощь - таблицы, схемы, памятки, карточки.
Учебная деятельность оценивается по итогам работы на уроке, а не конкретно за какой-то
отдельный ответ, что позволяет стимулировать активность и сохранять интерес.
С целью выработки положительного отношения к предмету является необходимым:
сокращение объёма материала по темам уроков, максимально сократить объём текстов,
разделив подобранные тексты на смысловые части, монологическая речь значительно сокращена.
Цель преподавания русского языка – формирование языковой, коммуникативной и
лингвистической компетенции обучающихся.

Главными задачами реализации программы являются:
 формирование у обучающихся ценностного отношения к языку как хранителю культуры, как государственному языку Российской Федерации, как языку межнационального
общения;
 усвоение знаний о русском языке как развивающейся системе, их углубление и систематизация; освоение базовых лингвистических понятий и их использование при анализе и оценке языковых фактов;
 овладение функциональной грамотностью и принципами нормативного использования
языковых средств;
 овладение основными видами речевой деятельности, использование возможностей
языка как средства коммуникации и средства познания.
Отбор учебного материала для содержания программы по русскому языку в 7 классе
для обучающихся с ОВЗ осуществлён с учётом целей и задач предмета, возрастных потребностей и индивидуальных возможностей обучающихся данной категории детей. Цели процесса обучения достигаются при помощи различных моделей построения учебного
процесса. В процессе обучения используются различные приёмы и формы работы на уроке: задания с опорой на несколько анализаторов, дозировка учебного материала, поэтапная помощь учителя, работа со сменой видов деятельности, игра, использование информационно - коммуникативных технологий. Разнообразие организационных форм образовательного процесса и индивидуального развития каждого обучающегося с ОВЗ способствует обеспечить рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение
форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
Концепция преподавания русского языка и литературы.
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих
реализацию личностно-ориентированного, коммуникативного, деятельностного подходов
к обучению русскому языку:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
воспитание интереса и любви к русскому языку; совершенствование речемыслительной
деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение
русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования;
обогащение словарного запаса и грамматическогостроя речи учащихся;
развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию,потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных
сферах и ситуациях общения;
о стилистических ресурсах русского языка;
об основных нормах русского литературного языка;
о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые
факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения;
умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и
преобразовывать необходимую информацию;
формирование умения опознавать, анализировать, классифицировать изученные языковые
единицы, оценивать их с точки зрения нормативности;
правильно писать слова с изученными орфограммами, непроверяемыми написаниями; выделять запятыми причастные и деепричастные обороты;
работать с текстом;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и

навыков в разных сферах и ситуациях использования русского литературного языка: при
написании рассказов на предложенные сюжеты, сочинений-рассуждений на материале
жизненного опыта, подробных и сжатых изложений, при создании текстов
публицистического стиля и устных рассказов.
Задачи преподавания русского языка состоят в том, чтобы:
дать определѐнный круг знаний о строе русского языка, его структуре, уровнях и единицах (фонемах, морфемах, лексемах, типах словосочетаний и предложений), сформировать
навыки конструирования единиц речи (высказываний и сложных синтаксических целых) и
умения построить функционально – смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение) в устной и письменной форме, а также использовать их с учѐтом стилистических норм,
целей и условий языковой коммуникации,речевого этикета;
выработать орфоэпические, интонационные и пунктуационные навыки, привить навыки
различных видов чтения;
пробудить интерес к изучению русского языка и стремление овладеть им;
формировать икт-компетентность и навыки речевой культуры, необходимые в практической деятельности.
Изучение русского языка в основной школе предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов,
поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии
с условиями общения. Основная школа обеспечивает общекультурный уровень человека,
позволяющий продолжить обучение в различных образовательных учреждениях: в средней
полной школе, в средних специальных учебных заведениях.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие
учащихся. Рабочая программа создает условия для реализации деятельностного подхода к
изучению русского языка в школе. Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода.
Данные цели обусловливают решение следующих задач:
Развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо;
- формирование универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных;
- формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического
строя речи учащихся.
Основываясь на Концепции преподавания русского языка и литературы, освоение учебного предмета должно предусматривать:
усвоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его
устройстве, функционировании и развитии;овладение всеми видами речевой деятельности(слушание, чтение, говорение, письмо),умение правильно использовать речевые навыки во
всех сферах общения;
формирование нормативной грамотности устной и письменной речи;
формирование межпредметных связей русского языка с другими учебными предметами(иностранными языками, литературой и др.);
использование текстов разных функциональных типов (художественных, нехудожественных);
развитие общедоступных информационных ресурсов, необходимых для реализации образовательных программ, в том числе для электронного обучения, инструментов деятельности
обучающихся и педагогических работников;
популяризация русского языка и литературы.
Важнейшей особенностью построения курса является нацеленность на достижение межпредметных и метапредметных связей, что благоприятно отразится на формировании языковых
и коммуникативных компетенций.

Рабочая программа по русскому языку реализует системно-деятельностный подход, усиление вырабатывания функциональной грамотности как способности человека к адаптации во
внешней среде. Главными показателями функциональной грамотности, обладающей метапредметным статусом, являются: коммуникативные действия; познавательные действия; регулятивные действия.
На основании Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к
результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном
стандарте общего образования второго поколения, целями изучения русского языка в основной
школе являются:
- воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению
культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения
знаний в разных сферах человеческой деятельности, освоения моральноэтических норм,
принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;
- овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными
умениями и универсальными учебными действиями (умениями формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить
библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из
лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет;
осуществлять информационную переработку текста и др.);
- освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие
способностей опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать
языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами
речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами
речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение
объема используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности
применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной
деятельности и повседневной жизни.
Задачи обучения русскому языку для обучающихся с ОВЗ: организовать освоение знаний
об устройстве и функционировании языка, овладение основными нормами современного
русского литературного языка, формирование умения пользоваться его стилистическими
ресурсами, способствовать интенсивному развитию речемыслительных, а также духовнонравственных и эстетических качеств личности школьника;
дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемсяявлении, о его богатстве и выразительности;
развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный словарный запас, грамматический строй речи, способствовать усвоению литературных норм языка, формированию и
совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной
речью во всех основных видах речевой деятельности;
Решаемые задачи позволяют достичь цели курса:
обеспечение языкового развития обучающихся с ОВЗ;
овладение учащимися с ОВЗ видами речевой деятельности.
Изучение школьного курса «Русский язык» представляет значительные трудности для детей с ОВЗ в силу их психофизических особенностей. Такие дети испытывают трудности при
чтении, не могут выделить главное в информации, затрудняются при анализе, сравнении,
обобщении, обладают неустойчивым вниманием, бедным словарным запасом, у них нарушены
фонематический слух и графомоторные навыки.
Обучающиеся с ОВЗ работают на уровне репродуктивного восприятия, основой при обучении является пассивное механическое запоминание, изучаемого материала развития может
освоить базовый минимум содержания программного материала.

Адаптация программы происходит за счет сокращения сложных понятий и терминов; основные сведения в программе даются дифференцированно. Одни факты изучаются таким
образом, чтобы обучающиеся смогли опознать их, опираясь на существенные признаки, по
другим вопросам обучающиеся получают только общие представления. Ряд сведений познается
школьниками в результате практической деятельности. Также новые элементарные навыки
вырабатываются у таких детей крайне медленно. Для их закрепления требуются многократные
указания и упражнения.
Коррекционно-развивающие задачи для детей с ОВЗ:
- использовать процесс обучения русскому языку для повышения общего развития
учащихся и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных
качеств;
- воспитывать у учащихся трудолюбие, самостоятельность, терпеливость, настойчивость,
любознательность, формировать умение планировать свою деятельность.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на
коррекцию умственной деятельности школьников.
Образовательно-коррекционные:
1. Формирование правильного понимания и отношения к языковедческим законам.
2. Овладения учащимися умений наблюдать, различать, сравнивать и применять
усвоенные
лингвистические знания в повседневной жизни.
3. Развитие навыков и умений самостоятельно работать с учебником, наглядным и
раздаточным материалом.
Воспитательно-коррекционные:
1. Формирование у обучающихся качеств творчески думающей и легко адаптирующейся
личности.
2. Формирование здорового образа жизни.
3. Воспитание положительных качеств, таких как, честность, настойчивость,
отзывчивость,
самостоятельность.
4. Воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения
к своему
здоровью и жизни.
Коррекционно-развивающие:
1. Развитие и коррекция познавательной деятельности.
2. Развитие и коррекция устной и письменной речи.
3. Развитие и коррекция эмоционально - волевой сферы на уроках русского языка.
4. Повышение уровня развития, концентрации, объѐма, переключения и устойчивости
внимания.
5. Повышение уровня развития наглядно-образного и логического мышления.
6. Развитие приѐмов учебной деятельности.
Основные направления коррекционной работы:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие основных мыслительных операций;
- развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
- коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
- развитие речи и обогащение словаря;
- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ
В соответствии с Концепцией духовно-нравственного воспитания российских школьников, современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской общеобразовательной школе, – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России,
принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее

и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского
народа.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье,
человек) формулируется общая цель воспитания в общеобразовательной организации –
личностное развитие школьников, проявляющееся:
1)в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих
ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
2)в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям
(то есть в развитии их социально значимых отношений);
3)в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта
применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении
ими опыта осуществления социально значимых дел).
В воспитании детей юношеского возраста (уровень среднего общего образования) таким
приоритетом является создание благоприятных условий для приобретения школьниками опыта
осуществления социально значимых дел.
Выделение данного приоритета связано с особенностями школьников юношеского возраста: с их потребностью в жизненном самоопределении, в выборе дальнейшего жизненного
пути, который открывается перед ними на пороге самостоятельной взрослой жизни. Сделать
правильный выбор старшеклассникам поможет имеющийся у них реальный практический
опыт, который они могут приобрести в том числе и в школе.
Важно, чтобы опыт оказался социально значимым, так как именно он поможет гармоничному вхождению школьников во взрослую жизнь окружающего их общества.
Это:
-опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;
-трудовой опыт, опыт участия в производственной практике;
-опыт дел, направленных на пользу своему родному городу или селу, стране в целом,
опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции;
-опыт природоохранных дел;
-опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома или на улице;
-опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований,
опыт проектной деятельности;
-опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества, опыт
создания собственных произведений культуры, опыт творческого самовыражения;
-опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;
-опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях,
волонтерский опыт;
-опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и
самореализации.

Содержание учебного предмета «Русский язык»
Важнейшая составляющая организации индивидуального обучения – самостоятельная работа обучающихся. В индивидуальном учебном плане по русскому языку в 7 классе на
часы самостоятельной работы отведены 2 часа, которые входят в максимальную нагрузку
обучающегося. Всего за год - 68 часов. Содержание самостоятельной работы по предмету
«Русский язык» направлено на расширение и углубление практических знаний и умений
обучаемого. Ряд тем изучается самостоятельно с использованием практических материалов,
демонстрационных пособий, в том числе и презентаций.
Введение
Язык как развивающееся явление.
Повторение изученного в 5-6 класса

Ударение; интонация. Словообразование знаменательных частей речи. Орфография и
пунктуация. Морфология и синтаксис
Причастие
Понятие о причастии. Признаки прилагательного и глагола у причастия. Действительные
и страдательные причастия. Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте.
Словообразование действительных причастий. Словообразование страдательных причастий.
Правописание н и нн в причастиях; правописание н и нн в омонимичных частях речи (причастиях и прилагательных);правописание гласных перед н и нн. Правописание не с причастиями
Деепричастие
Понятие о деепричастии. Признаки глагола и наречия у деепричастия. Правописание не с
деепричастиями. Деепричастный оборот. Словообразование деепричастий
Переход слов из одних самостоятельных частей речи в другие (1ч)
Общее понятие служебных частей речи
Общее понятие о служебных частях речи.
Предлог
Понятие о предлоге. Назначение предлогов. Разряды предлогов значению. Многозначность предлогов. Производные и непроизводные предлоги. Правописание предлогов. Переход
других частей речи в предлоги
Союз
Понятие о союзе. Назначение союзов в речи. Употребление союзов в предложениях. Простые и составные союзы. Сочинительные и подчинительные союзы. Правописание союзов.
Частица
Понятие о частицах. Значение частиц. Правописание не и ни с различными частями речи.
Правописание –то, -либо, -нибудь, кое-, -таки, -ка.
Переход слов из самостоятельных частей речи в служебные
Междометие
Понятие о междометии. Значение междометий в речи. Признаки междометий.Знаки препинания при междометиях
Повторение
Развитие связной речи
Описание общего вида местности. Описание действий (трудовые процессы, спорт). Рассказ на основе услышанного. Сообщение. Отзыв о книге. Характеристика литературного героя.
Общая характеристика публицистического стиля. Союз как средство связи предложений и
частей текста.
 Текстообразующая роль причастий - 2ч
 Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего
времени (практика) - 4ч
 Употребление предложений с причастным оборотом – 4ч
 Постановка ударения в полных и кратких страдательных причастиях
Описание внешности человека – 4ч
 Текстообразующая роль деепричастий -2ч
 Рассказ по картине – 2ч
 Умение правильно строить предложение с деепричастным оборотом -4ч
 Текстообразующая роль наречий – 2ч
 Использование в речи наречий-синонимов и антонимов -4ч
 Описание действий как вид текста: структура текста, его языковые особенности. Пересказ исходного текста с описанием действий – 8 ч
 Синтаксическая роль слов категории состояния – 4ч
 Текстообразующая роль предлогов – 2ч
 Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на картине – 8ч
 Текстообразующая роль союзов – 2ч






Устное рассуждение на дискуссионную тему; его языковые особенности – 8ч
Текстообразующая роль частиц – 2ч
Рассказ по данному сюжету – 4ч
Интонационное выделение междометий -2ч

Итого: 68 часов.

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
обучающихся с ЗПР
В соответствии с ключевыми задачами общего образования в рамках деятельностной парадигмы требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ прямо
связаны с основными направлениями личностного развития и включают в себя личностные,
метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты:
• понимание культурно-исторической и эстетической ценности языка, его
роли в развитии личности, достаточный объем знаний по языку для организации речевого
общения.
• воспитание уважения к русскому языку, сознательного отношения к нему
как явлению культуры, средству освоения морально-этических норм
• достаточный словарный запас и объем грамматических средств
(обеспечение речевого общения).
Метапредметные результаты:
• владение всеми видами речевой деятельности;
• способность использовать русский язык как средство получения знаний в
других областях, повседневной жизни;
• взаимодействие в процессе речевого общения;
• овладение нормами речевого поведения в ситуациях формального и
неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты:
овладение общими сведениями о языке;
усвоение основ научных знаний, понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
опознавание и анализ единиц и грамматических категорий языка;
освоение базовых понятий лингвистики;
опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка,
употребление языковых единиц адекватно речевой ситуации;
овладение стилистическими ресурсами, нормами языка, нормами речевого этикета;
понимание и использование грамматической и лексической синонимии.
Ученик с ЗПР научится:
• опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы,
служебные части речи;
• анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части
речи;
• употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами
современного русского литературного языка;
• применять морфологические знания и умения в практике правописания, в
различных видах анализа;
• распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения
орфографических и пунктуационных задач.
Ученик с ЗПР получит возможность научиться:
• анализировать синонимические средства морфологии;
• различать грамматические омонимы;

• опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и
художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления
морфологических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;
• извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в
том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах
деятельности.
В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие
общеучебные умения:
• коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и
основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками
использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения),
• интеллектуальные (сравнение и сопоставление, обобщение,
абстрагирование, оценивание и классификация),
• информационные (умение осуществлять библиографический поиск,
извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом),
• организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать
ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать еѐ с
позициями партнѐров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной
деятельности;
• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения
и делать выбор;
• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не
враждебным для оппонентов образом;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнѐром;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками,
определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие
способы работы;
• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнѐра, уметь убеждать;
• работать в группе.
Ученик получит возможность научиться:
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• продуктивно разрешать конфликты на основе учѐта интересов и позиций всех
участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе
в ситуации столкновения интересов;
• в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать
партнѐру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
• вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем,
участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и
диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими
нормами родного языка;
• следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и
сотрудничества на основе уважительного отношения к партнѐрам, внимания к личности
другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать

на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку
партнѐрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
• основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов
библиотек и Интернета;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных условий;
• давать определение понятиям;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых
признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объѐмом к понятию с большим
объѐмом;
• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе
исследования;
• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное,
главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
Ученик получит возможность научиться:
• основам рефлексивного чтения;
• ставить проблему, аргументировать еѐ актуальность
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗПР
Обучающийся 7 класса должен:
аргументировано доказывать принадлежность слова к причастиям по совокупности признаков; различать однокоренные слова разных частей речи по характеру общего
значения – признака, который они обозначают; согласовывать причастия с определяемыми
словами, расположенными дистантно; соблюдать видовременную соотнесенность употребляемых в предложении причастий с формой глагола-сказуемого; соблюдать нормы порядка слов в
предложении с причастными оборотами и в причастном обороте; совершенствовать написанное
с помощью употребления причастного оборота
Деепричастие: аргументировано доказывать принадлежность слова к деепричастиям;
соотносить деепричастие с подлежащим в предложении; использовать деепричастия и деепричастные обороты как синонимы к глаголам сказуемым и придаточным предложениям;
опознавать по совокупности признаков производные предлоги, отличать их
от самостоятельных частей речи; употреблять предлоги с нужным падежом в зависимости от
главного слова словосочетания; правильно строить словосочетания с предлогами благодаря,
согласно, вопреки; употреблять предлоги в предложениях с однородными членами; пользоваться предлогами-синонимами с учетом их стилистической окраски в разных сферах и ситуациях
речи;
: отличать союзы от других частей речи; выбирать союз в соответствии с его значением и стилистическими особенностями; пользоваться повтором союза в целях усиления
выразительности речи;
: отличать частицы от других частей речи; определять, к какому слову или какой части текста частицы придают смысловые оттенки; употреблять частицы для выражения
смысловых оттенков; использовать частицы для связи частей текста;
анализировать текст с разнотипными частями и различными
средствами связи между ними; излагать повествовательный текст, осложненный диалогом;
излагать и самостоятельно составлять повествовательный текст с элементами описания явлений
природы; выборочно излагать текст; отбирать материал по одному источнику; писать сочинение с элементами художественного описания явлений природы и трудовых процессов (по

картине или на основе воображения); писать сочинение типа описания на основе материала,
собранного в результате длительных наблюдений (в художественном стиле);
Черты личности обучающегося образовательного учреждения
- владеет системой знаний о различных сферах человеческой деятельности, являющейся
основой формирования убеждений, т.е.мировоззрения;
- знает Конституцию Российской Федерации, этические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к обществу, окружающей среде, умеет учитывать их при решении
экономических,социальных, политических иэкологических задач в рамках своейкомпетенции;
- способен в условиях развития науки, техники и изменяющейся социальной практики
приобретать новые знания, используя современные образовательные технологии;
- понимает сущность и социальную значимость будущей или приобретенной профессии,
знаком с проблемами, определяющими область профессиональной деятельности;
- умеет на научной основе организовать свой труд;
- умеет критически осмысливать социальную информацию, анализировать полученные
данные, быть конструктивнымв принятии решений;
- проявляет самостоятельность в ситуации выбора и умеет нести ответственность за принятое решение;
- владеет навыками сотрудничества;
-владеет способами осуществления познавательной, коммуникативной, преобразовательной, художественно-эстетической деятельности; стремится к творчеству;
- убежден, что высшие ценности человеческой жизни - это добро, красота, любовь к людям;
- умеет управлять собой, своими эмоциями творчески самосовершенствуется;
- владеет навыками организационной культуры;
- наделен чувством гражданской ответственности, стремится быть полезным окружающим
людям; уважает свой народ и народы других стран;
- способен терпимо относиться к людям другой национальности и вероисповедания;
- умеет противодействовать асоциальным проявлениям

Календарно-тематическое планирование
П/п

Раздел.Тема урока

1

Русский язык как развивающееся явление.
Повторение изученного
в 5-6 классах.
Синтаксис. Словосочетание и предложение.
Лексика и фразеология..
Фонетика и орфография.
Словообразование и орфография.
Морфология и орфография.

2
3
4
5
6
7
8

Контрольное списывание по теме
« Повторение изученного».
Причастие.
Повторение пройденного о глаголе в 5-6
кл.

Кол- Планируемая Фактическая
во
дата
дата
часов
1
6
1
1
1
1
1
1
21
1

9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20

21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32

Причастие. Свойства прилагательных и
глаголов у причастий.
Синтаксическая роль причастий в предложении.
Склонение причастий и правописание
гласных в падежных окончаниях причастий.
Понятие о причастном обороте.
Действительные и страдательные причастия.
Полные и краткие страдательные причастия.
Действительные причастия настоящего
времени. Гласные в суффиксах действительных причастий времени.
Действительные причастия прошедшего
времени.
Страдательные причастия настоящего
времени. Гласные в суффиксах причастий
настоящего времени.
Страдательные причастия прошедшего
времени.
Гласные перед н и нн в полных и кратких
страдательных причастиях.
Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.
Одна буква н в отглагольных прилагательных, образованных от глаголов.
Одна и две буквы н в суффиксах кратких
страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных.
Развитие речи. Выборочное изложение.
Морфологический разбор причастия.
Слитное и раздельное написание НЕ с
причастиями.
Слитное и раздельное написание НЕ с
причастиями.
Буквы е-ё после шипящих в суффиксах
страдательных причастий прошедшего
времени.
Обобщение по теме «Причастие».
Контрольное списывание по теме.
Деепричастие.
Деепричастие как часть речи.
Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.
Раздельное написание НЕ с деепричастиями.
Деепричастия несовершенного вида.

1
1
1
1
1
1
1

1

1
1
1

1

1
1
1
1
1
1
1
1
8
1
1
1
1

33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64

Деепричастия совершенного вида.
Морфологический разбор деепричастия.
Итоговый урок по теме «Деепричастие».
Контрольное списывание по теме «Деепричастие».
Наречие.
Наречие как часть речи.
Степени сравнения наречий.
Морфологический разбор наречия.
Слитное и раздельное написание НЕ с
наречиями на –О и –Е.
Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий.
Одна и две буквы Н в наречиях на –О и –Е.
Буквы О и Е после шипящих на конце
наречий.
Дефис между частями слова в наречиях .
Ь после шипящих на конце наречий.
Обобщение по теме «Наречие».
Категория состояния.
Категория состояния как часть речи.
Служебные части речи. Предлог.
Самостоятельные и служебные части речи.
Предлог как часть речи.
Непроизводные и производные предлоги.
Простые и составные предлоги.
Слитные и раздельные написания производных предлогов.
Союз.
Союз как часть речи.
Простые и составные
союзы.
Союзы сочинительные и подчинительные.
Сочинительные союзы.
Подчинительные
союзы.
Слитное написание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ.
Обобщение по теме «Союз».
Контрольное списывание по теме «Союз.
Предлог».
Частица.
Частица как часть речи.
Междометие.
Междометие как часть речи.
Итоговая контрольная работа.

1
1
1
1
10
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
5
1
1
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1

Учебно – методический комплекс:
1. Учебник. Русский язык 7 класс/ Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и другие,
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
2.Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. 7класс. Москва. «Вако», 2022 г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».