Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

АРП по литературе 7 класс ЗПР

Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по литературе, программы для
общеобразовательных учреждений под редакцией В. Я. Коровиной (М: «Просвещение») с
учетом психофизических особенностей обучающихся с ОВЗ – задержка психического развития.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, коррекции, развития и воспитания учащихся средствами учебного предмета в
соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
На изучение курса отводится 34 часа из расчета 1 час в неделю.
Программа предполагает систематическое чтение текстов художественных произведений на уроках, их осмысление, пересказ, различные виды работ по развитию устной и
письменной речи:
- составление планов;
- краткие и подробные пересказы текста;
- изложение с элементами сочинения;
- устные и письменные сочинения-характеристики героев;
- анализ художественного богатства языка писателя на примере небольших отрывков
из изучаемых произведений;
- развитие художественной фантазии у детей;

- прогнозирование поведения героев в других жизненных ситуациях;
- придумывание финала, опираясь на логику развития образа и событий.
Курс литературы 7 класса включает в себя знакомство с наиболее значительными
произведениями русской литературы, начиная с древнерусской и заканчивая современной
литературой.
Программа призвана обеспечить:
- приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы;
- развитие у учащихся способности эстетического восприятия и оценки художественной
литературы и воплощенных в ней явлений жизни;
- воспитание высокого эстетического вкуса и гражданской идейно-нравственной позиции
у учащихся;
- формирование представлений учащихся о литературе как о социокультурном феномене,
занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;
- воспитание речевой культуры учащихся.
Задача курса литературы 7 класса:
- развить у школьников устойчивый интерес к чтению, любовь к литературе;
- совершенствовать навыки выразительного чтения;
- сформировать первоначальные умения анализа с целью углубления восприятия и осознания идейно-художественной специфики изучаемых произведений;
- использовать изучение литературы для повышения речевой культуры учащихся;
- расширить кругозор учащихся через чтение произведений различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике.
Цели и задачи программы:
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Литература» предназначена
для обучающихся с ОВЗ 7 класса МАОУ СОШ № 9.
Адаптированная рабочая программа – это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с задержкой психофизического развития, индивидуальных возможностей
и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
АРП разработана с учетом основных направлений модернизации общего образования:

Нормализация учебной нагрузки обучающихся;

Устранение перегрузок, подрывающих их физическое и психическое здоровье;

Соответствие содержания образования возрастным закономерностям развития обучающихся, их особенностям и возможностям;

Личностная ориентация содержания образования;

Деятельностный характер образования, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной,
коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение обучающимися опыта этой
деятельности;

Усиление воспитывающего потенциала;

Формирование ключевых компетенций – готовности обучающихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.

Адаптация общеобразовательной программы осуществляется с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и включает следующие направления деятельности:
анализ и подбор содержания; изменение структуры и временных рамок; использование разных
форм, методов и приемов организации учебной деятельности.

Содержание АРП включает в себя содержательное наполнение образовательного,
коррекционного и воспитательного компонентов.
Рабочая программа направлена на реализацию основных целей:

Обеспечение условий для реализации прав обучающихся с ОВЗ на получение бесплатного
образования;

Организация качественной коррекционно-реабилитационной работы с обучающимися с
различными формами отклонений в развитии;

Сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса;

Создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей обучающихся с ОВЗ;

Формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях,
умениях, навыках и способах деятельности;

Приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания;

Подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или
профессиональной траектории.

Наряду с общеобразовательными ставятся следующие основные задачи:

Вести учет особенностей ребенка, индивидуальный педагогический подход, проявляющийся в особой организации коррекционно-педагогического процесса, в применении специальных
методов и средств обучения, компенсации и коррекции нарушений развития (информационнометодических, технических);

Реализовывать коррекционно-педагогические процессы педагогами и педагогамипсихологами соответствующей квалификации, их психологическое сопровождение специальными
психологами;

Предоставлять обучающемуся с ОВЗ медицинскую, психолого-педагогическую и социальную помощь;

Привлекать родителей в коррекционно-педагогический процесс.

Адаптированная образовательная программа направлена на:

Преодоление затруднений обучающихся в учебной деятельности;

Овладение навыками адаптации обучающихся к социуму;

Психолого-педагогическое сопровождение школьников, имеющих проблемы в обучении и
поведении;

Развитие творческого потенциала обучающихся;

Развитие потенциала обучающихся с ограниченными возможностями;

Создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья
в освоении основной образовательной программы;

Индивидуализацию обучения, учитывая состояние их здоровья, индивидуальнотипологические особенности.

Ввиду психологических особенностей детей с ОВЗ, с целью усиления практической
направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие
направления:
- совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики
и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии; развитие артикуляционной моторики.
- коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция-развитие восприятия, представлений, ощущений; коррекция-развитие памяти; коррекция-развитие внимания;
формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени.
- развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления; развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между
предметами, явлениями и событиями).

- развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать, анализировать; развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение работать по словесной и
письменной инструкциям, алгоритму; умение планировать деятельность.
- коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения преодолевать
трудности; воспитание самостоятельности принятия решения; формирование адекватности
чувств; формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к критике.
- коррекция-развитие речи: развитие фонематического восприятия; коррекция нарушений устной и письменной речи; коррекция монологической речи; коррекция диалогической
речи; развитие лексико-грамматических средств языка.
- расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Коррекционно-развивающая работа обеспечивает организацию мероприятий, способствующих личностному развитию обучающихся, коррекции недостатков в психическом
развитии и освоению ими содержания образования.
Обучение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья носит коррекционно-обучающий и воспитывающий характер.
АРП, сохраняя обязательный минимум содержания, отличается своеобразием, предусматривающим коррекционную направленность обучения. Темы, которые являются наиболее
сложными для усвоения, могут изучаться в ознакомительном порядке, т.е. не являются
обязательными для усвоения обучающимися. Ряд тем, изучаемых ознакомительно на начальных
этапах обучения предмету, станут обязательными для изучения в старших классах. Такой
подход позволит учителям обеспечить усвоение обучающимися по окончании основной школы
обязательного минимума содержания филологического (языкового) образования.
Для усиления коррекционно-развивающей направленности курса в программу широко
включены самостоятельные наблюдения и предметно-практическая деятельность обучающихся,
наглядно-иллюстративный материал, а также разнообразные задания графического характера –
для коррекции мелкой моторики пальцев рук.
Наиболее приемлемыми методами в практической работе учителя с обучающимися,
имеющими ОВЗ, являются объяснительно-иллюстративный, личностно-ориентированный,
репродуктивный,
частично
поисковый,
коммуникативный,
информационнокоммуникационный, игровых технологий; методы контроля, самоконтроля.
Адаптированная программа, сохраняя обязательный минимум содержания, отличаются
своеобразием, предусматривающим коррекционную направленность обучения. Темы,
которые являются наиболее сложными для усвоения, могут изучаться в ознакомительном
порядке (они выделены в предлагаемом тексте содержания программы курсивом), т.е. не
являются обязательными для усвоения обучающимися. Ряд тем, изучаемых ознакомительно на
начальных этапах обучения предмету, станут обязательными для изучения в старших классах.
По каждому курсу определяются и результаты его изучения. Результаты ориентированы
на содержание изучаемого материала и полностью соответствуют стандарту. Основная их
направленность: реализация деятельностного, практико-ориентированного и личностноориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической
деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни,
позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей
среды и собственного здоровья.

В программе основным принципом является принцип коррекционной направленности.
Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у воспитанника специфических
нарушений, используя принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения,
принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в
обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и
дифференцированного подхода в обучении и т.д.
Методы:
- рассказ, объяснение, беседа;
- наблюдение, демонстрация;
– упражнения;
знаний;

Типы уроков:
к);
-обобщающий урок);

Рекомендации по коррекционной работе:
ти.
формированию готовности к восприятию наиболее сложных разделов и тем через жизненный
опыт ребенка, обязательно при проведении уроков ориентироваться на личный уровень
развития и восприятия ребенка, уточняя его понимание и смысл употребляемых слов.
-ученик)
обсуждение задания (упражнения) и хода его выполнения.
троль всех этапов выполнения
задания. Фиксирование ответа.

Использовать алгоритм работы при любых учебных действиях, разрабатывая его совместно с
учеником. Сравнение отношений, представленных в текстах, сравнение моделей.
Общая характеристика учебного предмета:
Литература – базовая учебная дисциплина. Специфика литературы как школьного
предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически
осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных
образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственноэстетическим ценностям нации и человечества.
Отбор содержания курса литературы производится с учетом психологических и
социально-возрастных потребностей детей с ОВЗ, обучающихся по адаптированным
образовательным программам. Упрощены наиболее сложные для понимания темы, сокращен
объем изучаемого материала и снижены требования к знаниям и умениям учащихся.
Адаптированная программа направлена на всестороннее развитие личности воспитанника,
способствует его умственному развитию, обеспечивает гражданское, эстетическое,
нравственное воспитание. Содержание обучения имеет практическую

направленность.Построение учебного содержания курса осуществляется по принципу его
логической целостности, от общего к частному..
Особенности психического развития детей, занимающихся по адаптированным
образовательным программам, прежде всего, недостаточная сформированность
мыслительных операций.
Особенности детей с ОВЗ: низкий уровень развития механической памяти,
кратковременной и долговременной памяти. Слабая концентрация внимания. Низкий уровень
переключения внимания. Недостаточный объем внимания. Низкий уровень развития
фонематического слуха
Программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы,
закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования
необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного,
беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию
умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в
общении с миром художественной литературы.
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих
целей:
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического
мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и
ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и
аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания
авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду
других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений;
развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания,
основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
Цели и образовательные результаты представлены на нескольких уровнях - метапредметном, личностном и предметном. Предметные результаты обозначены в соответствии с основными сферами человеческой деятельности: познавательной, ценностно-ориентированной,
трудовой, физической , эстетической.
Главными целями изучения предмета «Литература» являются:
- формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством
патриотизма;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для
успешной социализации и самореализации личности;
- постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы,
их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью,
историзма;
- поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
- овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста,
представление собственных оценок и суждений по поводу прочитанного;
- овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический
поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая
Интернет, и др.);

- использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Литература как учебный предмет обладает огромным воспитательным потенциалом, дающим учителю возможность не только развивать интеллектуальные способности,
но и формировать ценностно-мировоззренческие ориентиры, которые позволят учащимся
адекватно воспринимать проблематику произведений отечественной классики, т.е.
включаться в диалог с писателем. Приобщение к «вечным» ценностям, исповедуемым
литературной классикой, является одним из важнейших направлений школьного литературного образования и способствует решению таких его важнейших целей, как:

воспитание духовно развитой личности, испытывающем потребность в саморазвитии и внутреннем обогащении, расширении культурного кругозора и реализации накопленного
духовного опыта в общественной практике;

формирование гуманистического мировоззрения, базирующегося на понимании
ценности человеческой личности, признании за нею права на свободное развитие и проявление
ее творческих способностей;

формирование основ гражданского самосознания, ответственности за происходящее в обществе и мире, активной жизненной позиции;

воспитание чувства патриотизма, любви к Отечеству и его великой истории и
культуре, а также уважения к истории и традициям других народов;

развитие нравственно-эстетического подхода к оценке явлений действительности,
стремления к красоте человеческих взаимоотношений, высокие образцы которых представлены
в произведениях отечественной классики;

приобщение к творческому труду, направленному на приобретение умений и навыков, необходимых для полноценного усвоения литературы как учебной дисциплины и вида
искусства.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно
связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источником обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных
навыков, без которых невозможна социализация личности, раскрытие её потенциальных
возможностей. Уместно вспомнить здесь известные слова Н. М. Карамзина: «Авторы помогают
согражданам лучше мыслить и говорить». Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически
окрашенной русской речью.
Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой
единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это
искусство.
Предлагаемая программа литературного образования может использоваться как в обычных общеобразовательных учреждениях, так и в классах с углублённым изучением литературы,
гимназиях и лицеях гуманитарного профиля.
Составители программы не стремились идти по уже привычному пути экстенсивного развития литературного образования, сопровождающегося простым увеличением числа изучаемых
произведений и сведений по теории и истории литературы. В программе реализуется деятельностный подход, предполагающий овладение конкретными умениями и навыками, связанными с чтением, анализом и интерпретацией художественного текста, а также практическое их
использование в процессе создания собственных устных и письменных речевых высказываний,
исследовательских и творческих работ, в различных сферах коммуникации и ситуациях
общения.
Hа каждом этапе школьного курса литературы, помимо круга детально и разносторонне
изучаемых литературных произведений, определяется также перечень основных видов

деятельности, связанных с чтением, анализом и интерпретацией художественного текста,
развитием устной и письменной речи учащихся, и необходимых теоретико-литературных и
эстетических категорий и понятий. В центре внимания при этом оказывается не столько
овладение учащимися современным филологическим метаязыком (что, безусловно, может быть
полезным для старшеклассников, уже избравших для себя гуманитарную сферу деятельности),
сколько выработка умений и навыков практического анализа литературного произведения и их
использование в разных сферах деятельности.
Отбор литературного материала и определение приёмов работы с ним осуществлялись в
соответствии с требованиями нормативных документов, направляющих и регламентирующих
деятельность учителя, а также с учётом возрастных особенностей и читательских предпочтений
учащихся. Особо важной задачей изучения литературы авторы программы считают формирование у учащихся устойчивого интереса не только к чтению и непосредственному восприятию
литературных произведений (задача сама по себе весьма актуальная в настоящее время), но и к
постижению их художественной специфики на основе филологического анализа (целостного
или в заданном аспекте), а также к высказыванию собственных оценок и суждений по поводу
прочитанного, представлению интерпретаций литературного произведения. Одним из непременных условий успешного осуществления самых разнообразных видов учебной деятельности
является осознание учащимися осваиваемых ими на уроках литературы знаний и умений,
личностно и общественно значимых и практически применимых в повседневной жизни.
Структура курса литературы определяется его целями и задачами, а также логикой освоения литературного материала и последовательностью формирования читательских умений
и навыков анализа литературного произведения.
Курс литературы в 5—8 классах строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов, в 9—11 классах допускается
возможность изучения линейного курса на историко-литературной основе, дополненного
обзорами историко-литературного, теоретико-литературного, проблемно-тематического
характера. Программа литературного образования в общеобразовательных учреждениях не
может (и не должна) ставить перед собой задачи систематического изучения истории русской
литературы (это специальная задача высшей школы). Школьники знакомятся лишь с вершинными явлениями отечественной и мировой литературы, творчеством крупнейших представителей отдельных литературных эпох, доминантами литературного процесса.
Обращение к вопросам, связанным с литературным процессом (направление, стиль), на
уроках литературы в 7—8 классах диктуется в первую очередь задачами анализа отдельного
литературного произведения, особенностей его идейно-эмоционального содержания и художественной формы, который вне многообразных связей произведения с литературным процессом
будет в значительной мере обеднённым, неполным, как и всякий анализ художественного
текста вне контекста (исторического, биографического, культурного). В 9—11 классах более
подробно рассматриваются (с опорой на ранее изученное и с разной степенью углубления в
классах разного профиля) вопросы о литературных направлениях, течениях и школах, особенностях стиля писателя, традициях и новаторстве, литературной жизни эпохи, литературной
полемике и др.
Для каждого класса формулируются ключевые теоретико-литературные проблемы, задающие основные направления работы с художественным текстом, диктующие выбор аспектов
анализа и видов деятельности по освоению литературных произведений и сведений по теории и
истории литературы:
7 класс — сюжет как метафора жизни;
В 7 классе в центре внимания — сюжет литературного произведения, анализ образа события в эпических, драматических и лирических произведениях. В программе этого класса большие место отводится произведениям с напряжённым сюжетом, неожиданными сюжетными
ходами, что соответствует возрастным особенностям учащихся — в частности их интересу к
реальной основе произведения (историческому или биографическому протособытию), классике
фантастической и детективной литературы.

Основные виды деятельности — сочинения, связанные с анализом сюжета, конфликта и
эпизода (кульминационного, финального) в литературном произведении, сочинении на
нравственно-философские темы, предполагающие оценку события, а также рецензии на
самостоятельно прочитанные литературные произведения или их художественные интерпретации (иллюстрации, театральные постановки, экранизации).
Особое место в учебном курсе отводится урокам-практикумам, включённым в программу в системной последовательности и посвящённым освоению и закреплению наиболее важных
читательских умений и навыков: выразительного чтения как способа интерпретации художественного текста, филологического анализа литературного произведения (целостного и в
заданном аспекте), построения самостоятельных устных и письменных высказываний, работы
со справочной и критической литературой, применения полученных знаний и умений в
различных сферах деятельности и ситуациях общения. Указанные уроки обладают относительной самостоятельностью, не связаны жёстко с изучением конкретных литературных произведений, поэтому привлекаемый для них материал может варьироваться (учителю предоставляется возможность выбора художественных текстов, объёма рассматриваемого материала и
видов работы в зависимости от конкретных условий)
.
В рубрике «Теория литературы» указаны основные теоретические понятия, которые
практически осваиваются (формируются, обогащаются, обобщаются) при изучении конкретной
темы. Составители программы не стремились к существенному расширению круга терминов,
однако включили отдельные теоретико-литературные и эстетические категории и понятия, без
которых невозможно постижение идейно-эмоционального содержания и художественной
формы произведения («трагическое», «комическое», «идеал», «аллюзия», «реминисценция» и
др.). Рубрика «Развитие речи» представляет примерный перечень основных видов работы по
развитию устной и письменной речи, а также возможных форм текущего и итогового контроля.
В рубрике «Связь с другими видами искусства» рекомендуются произведения живописи,
графики, архитектуры, скульптуры, музыки, театральные спектакли и кинофильмы, которые
могут быть использованы на уроках литературы и во внеурочной работе с учащимися. Показателем результативности проведённой на уроках литературы работы является перенос полученных знаний, а также аналитических умений и навыков в самостоятельную читательскую
практику. Специальная рубрика «Внеклассное чтение» поможет учителю организовать работу
по закреплению сформированных на уроке умений и навыков, подготовке учащихся к урокамобзорам и урокам-практикумам, осуществлять индивидуальный подход в обучении. Обозначенные в данной рубрике литературные произведения включаются в книги для внеклассного
чтения.
Место учебного предмета «Литература » в учебном плане
Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений РФ (вариант 1) предусматривает обязательное изучение литературы в 7 классе
в объеме 34 часов.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:
- совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви
к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:

- умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать
аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в
устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
- овладении умениями самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов;
- умении работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
1) в познавательной сфере:
- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, произведений древнерусской литературы, литературы XVIII века, произведений русских писателей XIX—XX веков, произведений литературы народов России и
зарубежной литературы;
- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к
одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный
пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного
или нескольких произведений;
- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительновыразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного
содержания произведения (элементы филологического анализа);
- владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного
произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
- формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их
оценка;
- собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
- понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и
адекватное восприятие;
- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или
прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; умение
вести диалог;
- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и
общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительновыразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Требования к знаниям,
умениям и навыкам учащихся с ОВЗ по литературе за курс VII класса

Программа специальной коррекционной школы 7 вида для детей с ОВЗ соответствует программе массовой общеобразовательной школы
Основа уроков литературы — работа с текстом художественного произведения, постижение авторского понимания окружающего мира, человеческих отношений.
Программа V —VIII классов является продолжением курса чтения в начальных классах,
задачей обучения является развитие у детей, которым рекомендовано обучение по программе
специальной коррекционной школы 7 вида, интереса к чтению, любви к литературе, совершенствование навыка чтения, привитие первоначального умения анализировать произведении с
целью углубления их эстетического восприятия.
В V—VIII классах предусмотрено чтение и изучении отдельных произведений устного
народного творчества, русской и советской литературы, а также произведений зарубежных
писателей.
В IX классе программа предлагает изучение монографических и обзорных тем на историко-литературной основе.
Произведения художественной литературы звучат на уроках в чтении учителя и учащихся, Анализ произведений основывается на постоянном обращении к тексту. Работа над
произведениями требует дополнительного, сравнительно с массовой школой, времени, что
обусловлено трудностями, испытываемыми детьми, которым рекомендовано обучение по
программе специальной коррекционной школы 7 вида, при овладении навыками чтения, а
также недостаточным пониманием и эстетическим восприятием прочитанного.
В процессе преподавания учитель практически знакомит детей с основными теоретиколитературными сведениями, не прибегая к сложным литературоведческим определениям. В
целях расширения кругозора, углубления литературного образования школьников проводятся
уроки внеклассного чтения по произведениям, указанным в обзорных темах для ознакомительного чтении, а также и рекомендательных списках, по программе массовой школы. Там же
указаны основные виды устных, письменных работ по развитию речи детей и межпредметные связи уроков литературы. Распределение изучаемого материала по классам, а также
примерный расчет учебного времени на их изучение предоставлены в тематическом планировании.
Учащиеся должны знать:
1.
Текст художественного произведения.
2.
Событийную сторону (сюжет) и героев изученных произведений.
3.
Особенности композиции изученного произведения.
4.
Основные признаки понятий: роды литературы, жанры литературы.
Учащиеся должны уметь:
1.
Выделять в изучаемом произведении эпизоды, важные для характеристик действующих лиц.
2.
Определять в тексте идейно-художественную роль элементов сюжета.
3.
Определять в тексте идейно-художественную роль изобразительно-выразительных
средств языка.
4.
Сопоставлять двух героев изучаемого произведения с целью выявления авторского
отношения к ним.
5.
Различать эпические и лирические произведения.
6.
Пересказывать устно или письменно эпическое произведение или отрывок из него.
7.
Создавать устное и письменное сочинение-рассуждение по изучаемому произведению.
8.
Составлять простой план собственного устного или письменного высказывания.
9.
Составлять простой план эпического произведения или отрывка из эпического
произведения.
10.
Давать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении.

11.

Пользоваться справочным аппаратом хрестоматии и прочитанных книг.

Тематическое планирование уроков литературы
№
урока

1
2
3
4
5
6

7
8
9
10
11

12
13
14
15
16
17
18
19

20

Тема урока

Часы

Планируе- Фактичемая дата
ская дата

Устное народное творчество 3 ч.
Былина «Вольга и Микула Селянинович»
1ч.
Новгородский цикл былин. Былина «Садко»
1ч.
Пословицы и поговорки
1ч.
Древнерусская литература 2ч.
«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг».
1ч.
«Поучение» Владимира Мономаха
«Повесть о Петре и Февронии Муромских»
1ч.
Русская литература века XVIII века 1ч.
М.В.Ломоносов. Теория трёх «штилей». «Ода на день
1ч.
восшествия …» Г.Р.Державин. Стихи. Размышления о
смысле жизни и свободы творчества
Литература XIXвека
Александр Сергеевич Пушкин 3 ч.
Личность поэта. История в произведениях А.С.Пушкина.
1ч.
А.С.Пушкин. «Полтава» (отрывок)
А.С.Пушкин. Стихотворения «19 октября"
1ч.
А.С.Пушкин. Повесть «Станционный смотритель»
1ч.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Личность поэта 2ч.
Личность поэта. «Песня про царя Ивана Васильеви1ч.
ча…»Картины быта 16 века
М.Ю.Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива»
1ч.
Николай Васильевич Гоголь 4ч.
Слово о писателе. Повесть «Тарас Бульба». Историче1ч.
ская основа повести. Тарас Бульба и его сыновья
Образ Запорожской Сечи в повести
1ч.
Трагедия Тараса Бульбы
1ч.
Р/Р Сочинение «Тарас Бульба – патриот Русской земли»
1ч.
Иван Сергеевич Тургенев 2ч.
Рассказ о личности И.С.Тургенева. Цикл рассказов «За1ч.
писки охотника».Рассказ «Бирюк»
Стихотворения в прозе. «Русский язык»
1ч.
Николай Алексеевич Некрасов 2ч.
Слово о поэте. Поэма «Русские женщины» («Княгиня
1ч.
Трубецкая»). Величие духа русских женщин
«Размышления у парадного подъезда».Боль поэта за судь1ч.
бу народа
Михаил Евграфович Салтыков – Щедрин 1ч.
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокор1ч.
мил». Сатира в «Повести…»Нравственные пороки общества

21
22
23

24

25

Лев Николаевич Толстой 2ч.
Главы из повести «Детство»
1ч.
Взаимоотношение детей и взрослых в повести «Детство»
1ч.
Иван Алексеевич Бунин 1ч.
Рассказ «Лапти». Душевное богатство простого крестья1ч.
нина
Антон Павлович Чехов 1ч.
Слово о писателе. Рассказы «Хамелеон», «Злоумышлен1ч.
ник»
Стихотворения русских поэтов XIXвека о родной при1ч.
роде
Русская литература XXвека 9ч.

26

27
28
29
30
31
32
33
34

Максим Горький. Рассказ о писателе. Главы из повести
«Детство». Жизнь в доме деда. Трудное время в семье
Кашириных. Дружба Алёши с Хорошим Делом
«Подвиг во имя людей». Легенда о Данко
Владимир Владимирович Маяковский. Рассказ о писателе. Стихотворение «Необычайное приключение…». Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям»
Леонид Николаевич Андреев. Рассказ «Кусака»
Андрей Платонов. Рассказ «Юшка»
Сказка –быль «Неизвестный цветок»
На дорогах войны. Интервью с поэтом – участником Великой Отечественной войны
Евгений Носов. Рассказ «Кукла». Юрий Казаков. Рассказ
«Тихое утро»
Итоговый урок

1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.

Учебно – методический комплекс:
1. Учебник «Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия» 2 ч. для общеобразовательных
учебных заведений (авторы – В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. - М.: «Просвещение», 2016г.);
2. Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе. 7класс. Москва. «Вако», 2022 г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».