Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

АРП ЗПР биология 6-9

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Примерная рабочая программа по биологии для обучающихся с задержкой психического
развития (далее – ЗПР)на уровне основного общего образования подготовлена на основе
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ
Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции
Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер 64101) (далее – ФГОС ООО), Примерной
адаптированной основной образовательной программы основного общего образования
обучающихся с задержкой психического развития (далее – ПАООП ООО ЗПР), Примерной рабочей
программы основного общего образования по учебному предмету «Биология», Примерной
программы воспитания, с учетом распределенных по классам проверяемых требований к
результатам освоения Адаптированной основной образовательной программы основного общего
образования обучающихся с задержкой психического развития.
Общая характеристика учебного предмета «Биология»
Учебный предмет «Биология» входит в предметную область «Естественнонаучные
предметы».
Биологическое образование в основной школе должно обеспечить формирование
биологической и экологической грамотности, расширение представлений об уникальных
особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе,
развитие компетенций в решении практических задач, связанных с живой природой.
Изучение предмета «Биология» в части формирования у обучающихся научного
мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент,
моделирование), освоения практического применения научных знаний основано на межпредметных
связях с предметами: «Физика», «Химия», «География», «Математика», «Основы безопасности
жизнедеятельности», «История», «Русский язык», «Литература» и др.
Предмет максимально направлен на формирование интереса к природному и социальному
миру, совершенствование познавательной деятельности обучающихся с ЗПР за счет овладения
мыслительными операциями сравнения, обобщения, развитие способности аргументировать свое
мнение, формирование возможностей совместной деятельности.
Значимость предмета для формирования жизненной компетенции обучающихся с ЗПР
заключается в углублении представлений о целостной и подробной картине мира, понимании
взаимосвязей между деятельностью человека и состоянием природы, в развитии умения
использовать полученные на уроках биологии знания и опыт для безопасного взаимодействия с
окружающей средой; адекватности поведения обучающегося с точки зрения опасности или
безопасности для себя или для окружающих.
Программа отражает содержание обучения предмету «Биология» с учетом особых
образовательных потребностей обучающихся с ЗПР. Овладение учебным предметом «Биология»
представляет определенную трудность для обучающихся с ЗПР. Это связано с особенностями
мыслительной деятельности, внимания, памяти, речи, недостаточностью общего запаса знаний,
пониженным познавательным интересом, сложностями при определении в тексте значимой и
второстепенной информации.
Цели и задачи изучения учебного предмета «Биология»
Общие цели изучения учебного предмета «Биология» представлены в Примерной рабочей
программе основного общего образования.
Цель обучения данному предмету заключается в формировании у обучающихся с ЗПР
научного мировоззрения на основе знаний о живой природе и присущих ей закономерностях,
биологических системах; овладение базовыми знаниями о живых организмах и их роли в природе, о
методах познания живой природы и использовании их в практической деятельности; воспитании
ценностного отношения к здоровью человека и к живой природе.
Основными задачами изучения учебного предмета «Биология» являются:

 формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях ее развития,
исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате
деятельности человека, для развития современных естественнонаучных представлений о
картине мира;
 формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических
объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об
экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о
наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
 приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных
биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения
экологического мониторинга в окружающей среде;
 формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия
деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать
целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой
природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по
сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;
 формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем
необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях
быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
 освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха,
выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
Особенности психического развития обучающихся с ЗПР обусловливают дополнительные
коррекционные задачи учебного предмета «Биология», направленные на развитие мыслительной и
речевой деятельности, повышение познавательной активности, создание условий для осмысленного
выполнения учебной работы.
Примерные виды деятельности обучающихся с ЗПР, обусловленные особыми
образовательными потребностями и обеспечивающие осмысленное освоение содержании
образования по предмету «Биология»
Содержание видов деятельности обучающихся с ЗПР на уроках биологии определяется их
особыми образовательными потребностями. Помимо широко используемых в ООП ООО общих для
всех обучающихся видов деятельности следует усилить виды деятельности, специфичные для
данной категории обучающихся, обеспечивающие осмысленное усвоение содержания образования
по предмету «Биология»: усиление предметно-практической деятельности; чередование видов
деятельности, задействующих различные сенсорные системы; освоение материала с опорой на
алгоритм; «пошаговость» в изучении материала; использование дополнительной визуальной опоры
(планы, образцы, схемы, шаблоны, опорные таблицы). Для развития умения делать выводы
необходимо использовать опорные слова и клише. Особое внимание следует уделить обучению
структурированию материала: составлению рисуночных и вербальных схем, таблиц с
обозначенными основаниями для классификации и наполнению их примерами и др.
Продуктивным для закрепления и применения усвоенных знаний, а также развития
коммуникативных УУД является участие обучающихся с ЗПР в проектной деятельности. При
организации уроков рекомендуется использовать IT-технологии, презентации, научно-популярные
фильмы, схемы, в том числе, интерактивные, и другие средства визуализации.
Примерная тематическая и терминологическая лексика соответствует ООП ООО.
Для обучающихся с ЗПР существенным являются приемы работы с лексическим материалом
по предмету. При работе над лексикой, в том числе научной терминологией курса (раскрытие
значений новых слов, уточнение или расширение значений уже известных лексических единиц)
необходимо включение слова в контекст. Введение нового термина, новой лексической единицы
проводится на основе обращения к этимологии слова и ассоциациям. Каждое новое слово
включается в контекст, закрепляется в речевой практике обучающихся.
Изучаемые термины вводятся на полисенсорной основе, обязательна визуальная поддержка,
алгоритмы работы с определением, опорные схемы для актуализации терминологии.

Место учебного предмета «Биология» в учебном плане
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного
общего образования учебный предмет «Биология» входит в предметную область
«Естественнонаучные предметы» и является обязательным для изучения. Содержание учебного
предмета «Биология», представленное в Примерной рабочей программе, соответствует ФГОС ООО,
Примерной основной образовательной программе основного общего образования, Примерной
адаптированной основной образовательной программе основного общего образования
обучающихся с задержкой психического развития. 1 час в неделю
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ»

6 КЛАСС
1. Растительный организм
Ботаника – наука о растениях. Разделы ботаники. Связь ботаники с другими науками и
техникой. Общие признаки растений.
Разнообразие растений. Уровни организации растительного организма. Высшие и низшие
растения. Споровые и семенные растения.
Растительная клетка. Изучение растительной клетки под световым микроскопом: клеточная
оболочка, ядро, цитоплазма (пластиды, митохондрии, вакуоли с клеточным соком). Растительные
ткани. Функции растительных тканей.
Органы и системы органов растений. Строение органов растительного организма, их роль и
связь между собой.
2. Строение и жизнедеятельность растительного организма
Питание растения
Корень – орган почвенного (минерального) питания. Корни и корневые системы. Виды
корней и типы корневых систем. Внешнее и внутреннее строение корня в связи с его функциями.
Корневой чехлик. Зоны корня. Корневые волоски. Рост корня. Поглощение корнями воды и
минеральных веществ, необходимых растению (корневое давление, осмос). Видоизменение корней.
Почва, её плодородие. Значение обработки почвы (окучивание), внесения удобрений, прореживания
проростков, полива для жизни культурных растений. Гидропоника.
Дыхание растения
Дыхание корня. Рыхление почвы для улучшения дыхания корней. Условия, препятствующие
дыханию корней. Лист как орган дыхания устьичный аппарат). Поступление в лист атмосферного
воздуха. Сильная запылённость воздуха как препятствие для дыхания листьев. Стебель как орган
дыхания (наличие устьиц в кожице, чечевичек). Особенности дыхания растений. Взаимосвязь
дыхания растения с фотосинтезом.
Транспорт веществ в растении
Неорганические (вода, минеральные соли) и органические вещества (белки, жиры, углеводы,
нуклеиновые кислоты, витамины и др.) растения. Связь клеточного строения стебля с его
функциями. Рост стебля в длину. Клеточное строение стебля травянистого растения: кожица,
проводящие пучки, основная ткань (паренхима). Клеточное строение стебля древесного растения:
кора (пробка, луб), камбий, древесина и сердцевина. Рост стебля в толщину. Проводящие ткани
корня. Транспорт воды и минеральных веществ в растении (сосуды древесины) — восходящий ток.
Испарение воды через стебель и листья (транспирация). Регуляция испарения воды в растении.
Рост растения
Образовательные ткани. Конус нарастания побега, рост кончика корня. Верхушечный и
вставочный рост. Рост корня и стебля в толщину, камбий. Образование годичных колец у
древесных растений. Влияние фитогормонов на рост растения. Ростовые движения растений.
Развитие побега из почки. Ветвление побегов. Управление ростом растения. Формирование кроны.
Применение знаний о росте растения в сельском хозяйстве. Развитие боковых побегов.
Размножение растения
Вегетативное размножение цветковых растений в природе. Вегетативное размножение

культурных растений. Клоны. Сохранение признаков материнского растения. Хозяйственное
значение вегетативного размножения. Семенное (генеративное) размножение растений. Цветки и
соцветия. Опыление. Перекрёстное опыление (ветром, животными, водой) и самоопыление.
Двойное оплодотворение. Наследование признаков обоих растений. Образование плодов и семян.
Типы плодов. Распространение плодов и семян в природе. Состав и строение семян. Условия
прорастания семян. Подготовка семян к посеву. Развитие проростков.
Развитие растения
Развитие цветкового растения. Основные периоды развития. Цикл развития цветкового
растения. Влияние факторов внешней среды на развитие цветковых растений. Жизненные формы
цветковых растений.
1. Животный организм
Зоология – наука о животных. Разделы зоологии. Связь зоологии с другими науками и
техникой.
Общие признаки животных. Отличия животных от растений. Многообразие животного
мира. Одноклеточные и многоклеточные животные. Форма тела животного, симметрия, размеры
тела и др.
Животная клетка. Организм – единое целое.
2. Строение и жизнедеятельность организма животного
Опора и движение животных. Особенности гидростатического, наружного и внутреннего
скелета у животных. Передвижение у одноклеточных (амёбовидное, жгутиковое).
Питание и пищеварение у животных. Значение питания. Питание и пищеварение у
простейших. Внутриполостное и внутриклеточное пищеварение, замкнутая и сквозная
пищеварительная система у беспозвоночных.
Дыхание животных. Значение дыхания. Газообмен через всю поверхность клетки.
Жаберное дыхание. Наружные и внутренние жабры.
Транспорт веществ у животных. Роль транспорта веществ в организме животных.
Замкнутая и незамкнутая кровеносные системы у беспозвоночных. Сердце, кровеносные сосуды.
Выделение у животных. Значение выделения конечных продуктов обмена веществ.
Сократительные вакуоли у простейших. Звёздчатые клетки и канальцы у плоских червей,
выделительные трубочки и воронки у кольчатых червей. Мальпигиевы сосуды у насекомых.
Покровы тела у животных. Покровы у беспозвоночных. Усложнение строения кожи у
позвоночных. Кожа как орган выделения.
Координация и регуляция жизнедеятельности у животных. Раздражимость у
одноклеточных животных. Таксисы (фототаксис, трофотаксис, хемотаксис и др.). Нервная
регуляция. Нервная система, её значение.
Поведение животных. Врождённое и приобретённое поведение (инстинкт и научение).
Научение: условные рефлексы, импринтинг (запечатление), инсайт (постижение).
Размножение и развитие животных. Бесполое размножение: деление клетки
одноклеточного организма на две, почкование, фрагментация. Половое размножение.
3. Систематические группы животных
Основные категории систематики животных. Вид как основная систематическая
категория животных. Классификация животных. Система животного мира. Систематические
категории животных (царство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид), их соподчинение. Бинарная
номенклатура. Отражение современных знаний о происхождении и родстве животных в
классификации животных.
Одноклеточные животные – простейшие.
Многоклеточные животные.
7 КЛАСС
1. Систематические группы растений
Классификация растений. Вид как основная систематическая категория. Система
растительного мира. Низшие, высшие споровые, высшие семенные растения. Основные таксоны

(категории) систематики растений (царство, отдел, класс, порядок, семейство, род, вид).
История развития систематики, описание видов, открытие новых видов. Роль систематики в
биологии.
Низшие растения. Водоросли. Общая характеристика водорослей. Одноклеточные и
многоклеточные зелёные водоросли. Строение и жизнедеятельность зелёных водорослей.
Размножение зелёных водорослей (бесполое и половое). Бурые и красные водоросли, их строение и
жизнедеятельность. Значение водорослей в природе и жизни человека.
Высшие споровые растения. Моховидные (Мхи). Общая характеристика мхов. Строение и
жизнедеятельность зелёных и сфагновых мхов. Приспособленность мхов к жизни на сильно
увлажнённых почвах. Размножение мхов, цикл развития на примере зелёного мха кукушкин лён.
Роль мхов в заболачивании почв и торфообразовании. Использование торфа и продуктов его
переработки в хозяйственной деятельности человека.
Плауновидные (Плауны). Хвощевидные (Хвощи), Папоротниковидные (Папоротники).
Общая характеристика. Усложнение строения папоротникообразных растений по сравнению с
мхами. Особенности строения и жизнедеятельности плаунов, хвощей и папоротников.
Размножение папоротникообразных. Цикл развития папоротника.
Высшие семенные растения. Голосеменные. Общая характеристика. Хвойные растения, их
разнообразие. Строение и жизнедеятельность хвойных. Размножение хвойных, цикл развития на
примере сосны. Значение хвойных растений в природе и жизни человека.
Покрытосеменные (цветковые) растения. Общая характеристика. Особенности строения
и жизнедеятельности покрытосеменных как наиболее высокоорганизованной группы растений, их
господство на Земле. Классификация покрытосеменных растений: класс Двудольные и класс
Однодольные. Признаки классов. Цикл развития покрытосеменного растения.
Семейства покрытосеменных1 (цветковых) растений. Характерные признаки семейств
класса Двудольные (Крестоцветные, или Капустные, Розоцветные, или Розовые, Мотыльковые, или
Бобовые, Паслёновые, Сложноцветные, или Астровые) и класса Однодольные (Лилейные, Злаки,
или Мятликовые)2. Многообразие растений. Дикорастущие представители семейств. Культурные
представители семейств, их использование человеком.
Кишечнополостные.
Плоские, круглые, кольчатые черви. Общая характеристика. Особенности строения и
жизнедеятельности плоских, круглых и кольчатых червей. Многообразие червей. Паразитические
плоские и круглые черви. Циклы развития печёночного сосальщика, бычьего цепня, человеческой
аскариды. Черви, их приспособления к паразитизму, вред, наносимый человеку,
сельскохозяйственным растениям и животным. Меры по предупреждению заражения
паразитическими червями. Роль червей как почвообразователей.
Членистоногие. Общая характеристика. Среды жизни. Внешнее и внутреннее строение
членистоногих. Многообразие членистоногих. Представители классов.
Ракообразные. Особенности строения и жизнедеятельности. Значение ракообразных в
природе и жизни человека.
Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности в связи с жизнью на суше.
Насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности. Размножение насекомых и типы
развития. Отряды насекомых Насекомые-вредители сада, огорода, поля, леса. Насекомые,
снижающие численность вредителей растений. Поведение насекомых, инстинкты. Меры по
сокращению численности насекомых-вредителей. Значение насекомых в природе и жизни человека.
Моллюски. Общая характеристика. Местообитание моллюсков. Строение и процессы
жизнедеятельности, характерные для брюхоногих, двустворчатых, головоногих моллюсков.
Черты приспособленности моллюсков к среде обитания. Размножение моллюсков. Многообразие
моллюсков. Значение моллюсков в природе и жизни человека.
Хордовые. Общая характеристика. Зародышевое развитие хордовых. Систематические
группы хордовых. Подтип Бесчерепные (ланцетник). Подтип Черепные, или Позвоночные.
Рыбы. Общая характеристика. Местообитание и внешнее строение рыб. Особенности

внутреннего строения и процессов жизнедеятельности. Приспособленность рыб к условиям
обитания. Отличия хрящевых рыб от костных рыб. Размножение, развитие и миграция рыб в
природе. Многообразие рыб, основные систематические группы рыб. Значение рыб в природе и
жизни человека. Хозяйственное значение рыб.
препарата).
Земноводные. Общая характеристика. Местообитание земноводных. Особенности внешнего
и внутреннего строения, процессов жизнедеятельности, связанных с выходом земноводных на
сушу. Приспособленность земноводных к жизни в воде и на суше. Размножение и развитие
земноводных.
Многообразие земноводных и их охрана. Значение земноводных в природе и жизни человека.
Пресмыкающиеся. Общая характеристика. Местообитание пресмыкающихся. Особенности
внешнего и внутреннего строения пресмыкающихся. Процессы жизнедеятельности.
Приспособленность пресмыкающихся к жизни на суше. Размножение и развитие
пресмыкающихся. Регенерация. Многообразие пресмыкающихся и их охрана. Значение
пресмыкающихся в природе и жизни человека.
Птицы. Общая характеристика. Особенности внешнего строения птиц. Особенности
внутреннего строения и процессов жизнедеятельности птиц. Приспособления птиц к полёту.
Поведение. Размножение и развитие птиц. Забота о потомстве. Сезонные явления в жизни птиц.
Миграции птиц, их изучение. Многообразие птиц. Экологические группы птиц3. Приспособленность
птиц к различным условиям среды. Значение птиц в природе и жизни человека.
Млекопитающие. Общая характеристика. Среды жизни млекопитающих. Особенности
внешнего
строения,
скелета
и
мускулатуры,
внутреннего
строения.
Процессы
жизнедеятельности. Усложнение нервной системы. Поведение млекопитающих. Размножение и
развитие. Забота о потомстве.
Первозвери. Однопроходные (яйцекладущие) и Сумчатые (низшие звери). Плацентарные
млекопитающие. Многообразие млекопитающих. Насекомоядные и Рукокрылые. Грызуны,
Зайцеобразные. Хищные. Ластоногие и Китообразные. Парнокопытные и Непарнокопытные.
Приматы4. Семейства отряда Хищные: собачьи, кошачьи, куньи, медвежьи.
Значение млекопитающих в природе и жизни человека. Млекопитающие – переносчики
возбудителей опасных заболеваний. Меры борьбы с грызунами. Многообразие млекопитающих
родного края.
8 КЛАСС
1. Человек – биосоциальный вид
Науки о человеке (анатомия, физиология, психология, антропология, гигиена, санитария,
экология человека). Методы изучения организма человека. Значение знаний о человеке для
самопознания и сохранения здоровья. Особенности человека как биосоциального существа.
Место человека в системе органического мира. Человек как часть природы.
Систематическое положение современного человека. Сходство человека с млекопитающими.
Отличие человека от приматов. Доказательства животного происхождения человека. Человек
разумный. Антропогенез, его этапы. Биологические и социальные факторы становления человека.
Человеческие расы.
2. Структура организма человека
Строение и химический состав клетки. Обмен веществ и превращение энергии в клетке.
Многообразие клеток, их деление. Нуклеиновые кислоты. Гены. Хромосомы. Хромосомный набор.
Митоз, мейоз. Соматические и половые клетки. Стволовые клетки.
3. Нейрогуморальная регуляция
Нервная система человека, её организация и значение.
Нейроны, нервы, нервные узлы. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Рецепторы. Двухнейронные и
трёхнейронные рефлекторные дуги.
Спинной мозг, его строение и функции. Рефлексы спинного мозга. Головной мозг, его

строение и функции. Большие полушария. Рефлексы головного мозга. Безусловные (врождённые) и
условные (приобретённые) рефлексы.
Гуморальная регуляция функций. Эндокринная система. Железы внутренней секреции.
Железы смешанной секреции. Гормоны, их роль в регуляции физиологических функций организма,
роста и развития. Нарушение в работе эндокринных желёз. Особенности рефлекторной и
гуморальной регуляции функций организма.
4. Опора и движение
Значение опорно-двигательного аппарата. Скелет человека, строение его отделов и
функции. Кости, их химический состав, строение. Типы костей. Рост костей в длину и толщину.
Соединение костей. Скелет головы. Скелет туловища. Скелет конечностей и их поясов.
Особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью.
Мышечная система. Строение и функции скелетных мышц. Работа мышц: статическая и
динамическая; мышцы сгибатели и разгибатели. Утомление мышц. Гиподинамия. Роль
двигательной активности в сохранении здоровья.
Нарушения опорно-двигательной системы. Возрастные изменения в строении костей.
Нарушение осанки. Предупреждение искривления позвоночника и развития плоскостопия.
Профилактика травматизма. Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата.
5. Внутренняя среда организма
Внутренняя среда и её функции. Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты и
тромбоциты. Малокровие, его причины. Красный костный мозг, его роль в организме. Плазма крови.
Постоянство внутренней среды (гомеостаз). Свёртывание крови. Группы крови. Резус-фактор.
Переливание крови. Донорство.
Иммунитет и его виды. Факторы, влияющие на иммунитет (приобретённые
иммунодефициты): радиационное облучение, химическое отравление, голодание, воспаление,
вирусные заболевания, ВИЧ-инфекция. Вилочковая железа, лимфатические узлы. Вакцины и
лечебные сыворотки. Значение работ Л. Пастера и И. И. Мечникова по изучению иммунитета.
6. Кровообращение
Органы кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Сердечный цикл,
его длительность. Большой и малый круги кровообращения. Движение крови по сосудам. Пульс.
Лимфатическая система, лимфоотток. Регуляция деятельности сердца и сосудов. Гигиена
сердечно-сосудистой системы. Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний. Первая помощь
при кровотечениях.
7. Дыхание
Дыхание и его значение. Органы дыхания. Лёгкие. Взаимосвязь строения и функций органов
дыхания. Газообмен в лёгких и тканях. Жизненная ёмкость лёгких. Механизмы дыхания.
Дыхательные движения. Регуляция дыхания.
Инфекционные болезни, передающиеся через воздух, предупреждение воздушно-капельных
инфекций. Вред табакокурения, употребления наркотических и психотропных веществ.
Реанимация. Охрана воздушной среды. Оказание первой помощи при поражении органов дыхания.
8. Питание и пищеварение
Питательные вещества и пищевые продукты. Питание и его значение. Пищеварение. Органы
пищеварения, их строение и функции. Ферменты, их роль в пищеварении. Пищеварение в ротовой
полости. Зубы и уход за ними. Пищеварение в желудке, в тонком и в толстом кишечнике.
Всасывание питательных веществ. Всасывание воды. Пищеварительные железы: печень и
поджелудочная железа, их роль в пищеварении.
Гигиена питания. Предупреждение глистных и желудочно-кишечных заболеваний, пищевых
отравлений. Влияние курения и алкоголя на пищеварение.
9. Обмен веществ и превращение энергии
Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Пластический и
энергетический обмен. Обмен воды и минеральных солей. Обмен белков, углеводов и жиров в
организме. Регуляция обмена веществ и превращения энергии.
Витамины и их роль для организма. Поступление витаминов с пищей. Синтез витаминов в
организме. Авитаминозы и гиповитаминозы. Сохранение витаминов в пище.

Нормы и режим питания. Рациональное питание — фактор укрепления здоровья. Нарушение
обмена веществ.
10. Кожа
Строение и функции кожи. Кожа и её производные. Кожа и терморегуляция. Влияние на
кожу факторов окружающей среды.
Закаливание и его роль. Способы закаливания организма. Гигиена кожи, гигиенические
требования к одежде и обуви. Заболевания кожи и их предупреждения. Профилактика и первая
помощь при тепловом и солнечном ударах, ожогах и обморожениях.
11. Выделение
Значение выделения. Органы выделения. Органы мочевыделительной системы, их строение
и функции. Микроскопическое строение почки. Нефрон. Образование мочи. Регуляция
мочеобразования и мочеиспускания. Заболевания органов мочевыделительной системы, их
предупреждение.
12. Размножение и развитие
Органы репродукции, строение и функции. Половые железы. Половые клетки.
Оплодотворение. Внутриутробное развитие. Влияние на эмбриональное развитие факторов
окружающей среды. Роды. Лактация. Рост и развитие ребёнка. Половое созревание. Наследование
признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Набор хромосом,
половые хромосомы, гены. Роль генетических знаний для планирования семьи. Инфекции,
передающиеся половым путём, их профилактика.
13. Органы чувств и сенсорные системы
Органы чувств и их значение. Анализаторы. Сенсорные системы. Глаз и зрение. Оптическая
система глаза. Сетчатка. Зрительные рецепторы. Зрительное восприятие. Нарушения зрения и их
причины. Гигиена зрения.
Ухо и слух. Строение и функции органа слуха. Механизм работы слухового анализатора.
Слуховое восприятие. Нарушения слуха и их причины. Гигиена слуха.
Органы равновесия, мышечного чувства, осязания, обоняния и вкуса. Взаимодействие
сенсорных систем организма.
14. Поведение и психика
Психика и поведение человека. Потребности и мотивы поведения. Социальная
обусловленность поведения человека. Рефлекторная теория поведения. Высшая нервная
деятельность человека, работы И. М. Сеченова, И. П. Павлова. Механизм образования условных
рефлексов. Торможение. Динамический стереотип. Роль гормонов в поведении. Наследственные и
ненаследственные программы поведения у человека. Приспособительный характер поведения.
Сон и его значение. Гигиена сна.
15. Человек и окружающая среда
Человек и окружающая среда. Экологические факторы и их действие на организм человека.
Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Микроклимат жилых помещений.
Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях.
Здоровье человека как социальная ценность. Факторы, нарушающие здоровье: гиподинамия,
курение, употребление алкоголя, наркотиков, несбалансированное питание, стресс. Укрепление
здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность, сбалансированное питание.
Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Всемирная организация
здравоохранения.
Человек как часть биосферы Земли. Антропогенные воздействия на природу. Урбанизация.
Цивилизация. Техногенные изменения в окружающей среде. Современные глобальные экологические
проблемы. Значение охраны окружающей среды для сохранения человечества
9 КЛАСС
1. Введение в основы общей биологии
Биология – наука о живом мире.

Разнообразие и общие свойства живых организмов. Признаки живого: клеточное строение, обмен
веществ и превращение энергии, раздражимость, гомеостаз, рост, развитие, воспроизведение,
движение, адаптация.
Многообразие форм жизни, их роль в природе. Уровни организации живой природы
2. Основы учения о клетке
Краткий экскурс в историю изучения клетки. Цитология – наука, изучающая клетку.
Клетка как основная структурная и функциональная единица организмов.
Разнообразие клеток: эукариоты и прокариоты, автотрофы и гетеротрофы (на примере строения
клеток животных и растений). Вирусы – неклеточная форма жизни.
Химический состав клетки: неорганические и органические вещества, их разнообразие и свойства.
Строение клетки. Строение и функции ядра. Строение хромосом. Цитоплазма и основные
органоиды, их функции в клетке.
Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности клетки.
Биосинтез белка в клетке. Биосинтез углеводов в клетке (фотосинтез). Роль пигмента хлорофилла.
3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез)
Типы размножения организмов: половое и бесполое. Вегетативное размножение.
Деление клетки эукариот. Клеточный цикл: подготовка клетки к делению (интерфаза), митоз и его
фазы. Деление клетки прокариот.
Сущность мейоза. Особенности половых клеток. Оплодотворение. Сущность зиготы.
Биологическая роль полового и бесполого способов размножения.
Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Влияние
факторов среды на онтогенез. Вредное действие алкоголя, курения и наркотиков на онтогенез
человека.
4. Основы учения о наследственности и изменчивости
Краткий экскурс в историю генетики. Основные понятия генетики: ген, генотип, фенотип,
наследственность, изменчивость. Закономерности изменчивости организмов.
Закономерности наследования признаков. Генетические эксперименты Г.Менделя. Закон
единообразия гибридов первого поколения. Закон расщепления. Доминантные и рецессивные
признаки. Гомозиготы и гетерозиготы.
Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов и их множественное действие.
Определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Наследственные болезни
человека.
Значение генетики в медицине и здравоохранении.
Закономерности изменчивости. Виды изменчивости: наследственная и ненаследственная.
Генотипическая (комбинативная и мутационная) изменчивость. Модификационная изменчивость.
Онтогенетическая изменчивость. Причины изменчивости. Опасности загрязнения природной среды
мутагенами. Основные показатели состояния окружающей среды и главные экологические
проблемы региона. Индивидуальные особенности здоровья и способы предупреждения возможных
заболеваний. Использование мутаций для выведения новых форм растений. Генетически
модифицированные организмы (ГМО, трансгены). Значение ГМО.
Понятие о генофонде. Понятие о генетическом биоразнообразии в природе и хозяйстве.
а 5. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов
Генетические основы селекции организмов. Задачи и методы селекции. Учение Н.И. Вавилова о
центрах многообразия и происхождения культурных растений.
Достижения селекции растений. Особенности методов селекции животных. Достижения селекции
животных. Особенности региональной флоры и фауны.Основные направления селекции
микроорганизмов. Клеточная инженерия и еѐ роль в микробиологической промышленности.
Понятие о биотехнологии.
6. Происхождение жизни и развитие органического мира
Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. Теория А.И.
Опарина и современная теория возникновения жизни на Земле.

Появление первичных живых организмов. Зарождение обмена веществ. Возникновение передачи
наследственности. Предполагаемая гетеротрофность первичных организмов. Раннее возникновение
фотосинтеза и биологического круговорота веществ. Автотрофы, гетеротрофы, симбиотрофы.
Этапы развития жизни на Земле. Основные приспособительные черты наземных растений.
Эволюция наземных растений. Освоение суши животными. Основные черты приспособленности
животных к наземному образу жизни. Особенности региональной флоры и фауны. Появление
человека. Влияние человеческой деятельности на природу Земли.
7. Учение об эволюции
Основные положения теории Ч.Дарвина об эволюции органического мира. Искусственный отбор и
его роль в создании новых форм. Изменчивость организмов в природных условиях. Движущие
силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный и
искусственный отбор. Приспособленность как результат естественного отбора. Относительный
характер приспособленности. Многообразие видов – результат эволюции. Особенности
региональной флоры и фауны.
Современные представления об эволюции органического мира, основанные на популяционном
принципе. Популяция как форма существования вида и единица эволюции. Элементарный материал
и факторы эволюции.
Процессы видообразования.
Влияние деятельности человека на микроэволюционные процессы в популяциях. Проблемы
исчезновения и сохранения редких видов. Ценность биологического разнообразия в устойчивом
развитии природы. Ответственность каждого человека за состояние окружающей среды и
устойчивость экосистем.
8. Происхождение человека (антропогенез)
Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходство с животными и
отличия от них.
Доказательства эволюционного происхождения человека от животных. Морфологические и
физиологические отличительные особенности человека. Речь как средство общения у людей.
Биосоциальная сущность человека. Взаимосвязь социальных и природных факторов в эволюции
человека. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека.
Человеческие расы, их родство и происхождение. Человек как единый биологический вид.
Движущие силы и этапы эволюции человека: древнейшие, древние и современные люди,
Тема 9. Основы экологии
Экология – наука о взаимосвязях организмов с окружающей средой. Среда – источник веществ,
энергии и информации. Среды жизни на Земле: водная, наземно-воздушная, почвенная, другие
организмы как среда обитания.
Экологические факторы среды: абиотические, биотические и антропогенные. Основы
закономерности действия факторов среды на организмы.
Приспособленность организмов к действию отдельных факторов среды (на примере температуры и
влажности): экологические группы их жизненные формы организмов; суточные и сезонные ритмы
жизнедеятельности организмов. Биотические связи в природе. Экологическое биоразнообразие на
Земле и его значение.
Основные понятия экологии популяций. Основные характеристики популяции; рождаемость,
выживаемость, численность; плотность, возрастная и половая структура; функционирование в
природе.
Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. Компоненты экосистемы: продуценты,
консументы, редуценты. Круговорот веществ и поток энергии как основа устойчивости. Роль
разнообразия видов в устойчивости биогеоценоза.
Устойчивые и неустойчивые биогеоценозы. Разнообразие наземных и водных экосистем.
Естественные и искусственные биогеоценозы. Изменения в экосистемах под влиянием
деятельности человека.

Экология как научная основа рационального использования природы и выхода из глобальных
экологических кризисов. Роль биологического и экологического образования, роль экологической
культуры человека в решении проблемы устойчивого развития природы и общества. Понимание
здоровья как высшей ценности.
10. Заключение
Биологическое разнообразие и его значение в жизни нашей планеты. Сохранение биоразнообразия.
Значение биологических и экологических знаний для практической деятельности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
чувство ответственности перед своей малой Родиной – осознание необходимости
соблюдения правил природосбережения и природопользования;
мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности в области
биологических знаний;
осмысление личного и чужого опыта, наблюдений за природными объектами и явлениями;
осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
способность воспринимать информацию биологического содержания в научно-популярной
литературе, средствах массовой информации и Интернет-ресурсах, критически оценивать
полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;
осознание своего поведения с точки зрения опасности или безопасности для себя или для
окружающих;
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребления алкоголя, наркотиков,
курения) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
активное участие в решении практических задач природосбережения (в рамках семьи,
школы, города);
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на
основе применения биологических знаний;
уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
готовность к осознанному построению дальнейшей индивидуальной траектории образования
на основе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, уважительного
отношения к труду, разнообразного опыта участия в социально значимом труде;
представления об основах экологической культуры, соответствующей современному уровню
экологического мышления, приобретение опыта экологически ориентированной практической
деятельности в жизненных ситуациях;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
повышение
уровня
своей
компетентности
через
практическую
деятельность
(сельскохозяйственную), в том числе умение учиться у других людей;
осознание стрессовой ситуации, оценка происходящих биологических изменений и их
последствий; формировать опыт;
осознание своих дефицитов и проявление стремления к их преодолению;
саморазвитие, умение ставить достижимые цели и строить реальные жизненные планы.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
пользоваться научными методами для распознания биологических проблем;
давать научное объяснение с опорой на ключевые слова биологическим фактам, процессам,
явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека;
проводить наблюдения с опорой на план за живыми объектами, собственным организмом;
описывать биологические объекты, процессы и явления с опорой на алгоритм;
ставить с опорой на алгоритм учебных действий несложные биологические эксперименты и
интерпретировать их результаты с помощью учителя;

использовать научно-популярную литературу по биологии, справочные материалы (на
бумажных и электронных носителях), ресурсы Интернета при выполнении учебных задач;
создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения
учебных и познавательных задач с помощью педагога.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
использовать
информационно-коммуникационные
технологии
для
решения
коммуникативных и познавательных задач в области биологии;
с помощью педагога или самостоятельно составлять устные и письменные тексты по
биологии с использованием иллюстративных материалов для выступления перед аудиторией;
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и
отстаивать свое мнение;
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата и координировать свои
действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт, принимать и разделять ответственность
и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
определять цели биологического образования, ставить новые задачи в учебе и
познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
планировать пути достижения целей в биологических наблюдениях, осознанно выбирать
способы решения учебных и познавательных задач;
соотносить свои действия во время биологических наблюдений с планируемыми
результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
осознавать и применять ценностное отношение к живой природе, к собственному организму;
понимать роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира;
уметь применять систему биологических знаний под руководством педагога: раскрывать
сущность живого, называть отличия живого от неживого, перечислять основные закономерности
организации, функционирования объектов, явлений, процессов живой природы, эволюционного
развития органического мира в его единстве с неживой природой; сформированность
представлений о современной теории эволюции и основных свидетельствах эволюции;
владеть основами понятийного аппарата и научного языка биологии: использовать
изученные термины, понятия, теории, законы и закономерности для объяснения наблюдаемых
биологических объектов, явлений и процессов с опорой на схемы и алгоритмы;
понимать способы получения биологических знаний; иметь опыт использования методов
биологии с целью изучения живых объектов, биологических явлений и процессов: наблюдение,
описание, проведение несложных биологических опытов и экспериментов, в том числе с
использованием аналоговых и цифровых приборов и инструментов с опорой на алгоритм учебных
действий;
уметь характеризовать с опорой на ключевые слова, план, справочную информацию
основные группы организмов в системе органического мира (в том числе вирусы, бактерии,
растения, грибы, животные): строение, процессы жизнедеятельности, их происхождение, значение в
природе и жизни человека;
уметь объяснять положение человека в системе органического мира, его происхождение,
сходства и отличия человека от животных, характеризовать строение и процессы
жизнедеятельности организма человека, его приспособленность к различным экологическим
факторам;

уметь описывать клетки, ткани, органы, системы органов и характеризовать важнейшие
биологические процессы в организмах растений, животных и человека с опорой на план;
иметь представление о взаимосвязи наследования потомством признаков от родительских
форм с организацией клетки, наличием в ней хромосом как носителей наследственной информации,
об основных закономерностях наследования признаков;
иметь представление об основных факторах окружающей среды, их роли в
жизнедеятельности и эволюции организмов; представление об антропогенном факторе;
иметь представление об экосистемах и значении биоразнообразия; о глобальных
экологических проблемах, стоящих перед человечеством и способах их преодоления;
уметь решать учебные задачи биологического содержания, с опорой на алгоритм учебных
действий, в том числе выявлять причинно-следственные связи, проводить расчеты, делать выводы
на основании полученных результатов;
уметь создавать и применять с помощью педагога словесные и графические модели для
объяснения строения живых систем, явлений и процессов живой природы;
осознавать вклад российских и зарубежных ученых в развитие биологических наук;
владеть навыками работы с информацией биологического содержания, представленной в
разной форме (в виде текста, табличных данных, схем, графиков, диаграмм, моделей, изображений),
критического анализа информации и оценки ее достоверности с помощью учителя;
уметь планировать под руководством учителя и проводить учебное исследование или
проектную работу в области биологии; с учетом намеченной цели формулировать проблему,
гипотезу, ставить задачи, выбирать адекватные методы для их решения, формулировать выводы;
публично представлять полученные результаты;
уметь интегрировать с помощью педагога биологические знания со знаниями других
учебных предметов;
владеть основами экологической грамотности: осознание необходимости действий по
сохранению биоразнообразия и охране природных экосистем, сохранению и укреплению здоровья
человека; умение выбирать целевые установки в своих действиях и поступках по отношению к
живой природе, своему здоровью и здоровью окружающих;
уметь использовать приобретенные знания и навыки для здорового образа жизни,
сбалансированного питания и физической активности; неприятие вредных привычек и
зависимостей; уметь противодействовать лженаучным манипуляциям в области здоровья;
знать и уметь применять приемы оказания первой помощи человеку, выращивания
культурных растений и ухода за домашними животными;
Учебно – тематический план
6 класс
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

Название темы
Биология – наука о живой природе. Многообразие живой природы.
Среды обитания организмов
Клетка.
Классификация организмов
Многообразие бактерий и грибов.
Характеристика царства Растения
Водоросли
Лишайники
Семенные растения.
Царство Животные
Одноклеточные животные
Многоклеточные животные
Беспозвоночные животные
Позвоночные животные

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Охрана природы
Обмен веществ – главный признак жизни
Почвенное питание, удобрения.
Фотосинтез.
Питание бактерий и грибов.
Гетеротрофное питание
Дыхание растений и животных.
Передвижение веществ у растений
Передвижение веществ у животных
Выделение.
Размножение организмов и его значение
Половое размножение
Рост и развитие – свойства живых организмов.
Раздражимость.
Гуморальная регуляция.
Нейрогуморальная регуляция.
Поведение организмов.
Движение организмов.
Организм – единое целое
Закрепление пройденного материала

15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Итого
7 класс
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23

Название раздела и темы урока
Введение.
Многообразие организмов, их классификация
Вид – основная единица систематики
Бактерии, грибы, лишайники
Бактерии – доядерные организмы
Многообразие грибов
Лишайники-комплексные симбиотические организмы
Многообразие водорослей
Высшие споровые растения
Моховидные
Папоротниковидные
Плауновидные, хвощевидные
Голосеменные
Покрытосеменные
Строение семян
Виды корней и типы корневых систем
Побег и почки
Строение стебля
Строение листа
Клеточное строение листа
Строение и разнообразие цветков
Соцветия и плоды
Размножение покрытосеменных

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Итого:

Классификация покрытосеменных
Общие сведения о животном мире. Одноклеточные или
простейшие
Кишечнополостные
Черви
Членистоногие
Хордовые
Земноводные
Пресмыкающиеся
Птицы млекопитающиеся
Млекопитающиеся
Эволюция растений и животных, их охрана. Экосистемы

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34

8 класс
№ п/п

Название раздела и темы урока

Количество
часов
1

1
2

Дыхание и его значение. Органы дыхания
Заболевания органов дыхания и их профилактика

3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

Питание и его значение
Пищеварение
Обмен веществ
Витамины
Выделение продуктов обмена
Покровы тела
Железы внутренней секреции
Строение нервной системы
Головной мозг
Спинной мозг
Нарушения в работе нервной системы
Органы чувств. Понятие об анализаторах. Зрение и слух
Вестибулярный аппарат
Высшая нервная деятельность
Память и обучение

1
1
2
1
1
1
2
1
1
1
1
1
2
1
1
1

18

Врожденное и приобретенное поведение. Сон

2

19

Особенности размножения человека

1

20

Рост и развитие человека

1

21

Социальная и природная среда человека

1

22

Окружающая среда и здоровье человека

1

Итого:

9 класс

34

№ п/п
1
2

Название раздела и темы урока
Введение. Биология в системе наук
Основы цитологии

Количество
часов
1

3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28

Строение клетки
Фотосинтез
Биосинтез белков
Регуляция процессов жизнедеятельности в клетке
Формы размножения. Митоз
Мейоз
Индивидуальное развитие организма (онтогенез)
Влияние факторов внешней среды на онтогенез
Основы генетики, методы исследования наследственности
Закономерности наследования
Генетика пола
Основные формы изменчивости
Комбинативная и фенотипическая изменчивости
Генотип и злоровье человека
Основы селекции
Вид, критерии вида
Видообразование
Естественный отбор
Адаптация как результат естественного отбора
О происхождении жизни
История развития органического мира
Экология как наука
Влияние экологических факторов на организмы
Экологическая ниша. Структура популяций
Типы взаимодействия популяций
Структура экосистем

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

29

Искусственные экосистемы

1

30

Экологические проблемы современности

1

31-34

Обобщение, повторение, закрепление

1

Итого:

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».