Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

АРП Дефектология ЗПР 5-9 класс

Пояснительная записка
Данная программа составлена для обучающихся с задержкой психического развития
(ЗПР), нуждающихся в помощи учителя-дефектолога. Рабочая программа коррекционно развивающих занятий «Развитие познавательной деятельности» для 5-9 классов разработана в
соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования обучающихся с ОВЗ на основе Адаптированной основной общеобразовательной
программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития
(далее – АООП ООО обучающихся с ЗПР).
Содержание программы составлено с учетом рекомендаций ПМПК, результатов
диагностики познавательной деятельности обучающихся.
Цель программы – коррекция отклонений в развитии познавательной деятельности
обучающихся с ЗПР, как основы для формирования учебных навыков, повышение уровня
общего развития и восполнение пробелов предшествующего развития обучающихся, с учетом
структуры их нарушений, индивидуальных познавательных потребностей и возможностей.
В соответствии с целью определяются конкретные задачи курса:

целенаправленно тренировать
основные интеллектуальные компоненты,
непосредственно влияющих на успешность учебной деятельности: психических качеств, а также
понятийного аппарата;

развивать языковую культуру и сформировать речевые умения: четко и ясно излагать
свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать
свою точку зрения;

осваивать эвристические приемы рассуждений;

формировать интеллектуальные умения, связанные с выбором стратегии
решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

развивать познавательную активность и самостоятельность обучающихся;

формировать способности наблюдать, сравнивать, обобщать, находить
простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие
гипотезы;

формировать пространственное представление
и
пространственное
воображение;

привлечь обучающихся к обмену информацией в ходе свободного общения на
занятиях;

развивать память, личностную сферу;

формировать и развить коммуникативные умения: умение общаться и
взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно
оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

формировать навыки применения полученных знаний и умений в процессе изучения
школьных дисциплин и в практической деятельности.

Общая характеристика коррекционного курса
Программа коррекционного курса «Развитие познавательной деятельности» представляет
собой комплекс специально разработанных занятий, сочетающих в себе коррекционноразвивающие упражнения с разнообразным познавательным материалом. Эта совокупность
обеспечивает как развитие познавательных потребностей обучающихся, так и их психических
качеств: всех видов памяти, внимания, наблюдательности, быстроты реакции, воображения,

речи, пространственного восприятия и сенсомоторной координации, коммуникабельности,
таких способностей мышления, как анализ, синтез, исключение лишнего, обобщение,
классификация, установление логических связей, способность к конструированию.
Занятия, поданные в игровой форме, способствуют непринужденной коррекции и
развитию умственных качеств школьников, формированию общеинтеллектуальных умений,
расширению кругозора, развитию познавательных способностей и в конечном итоге –
достижению хороших результатов в учебе.
При планировании занятий учитывается тема, поставленные цели, подбираются такие
формы работы, которые помогают сделать занятие разнообразным, а выбор упражнений и
заданий ликвидировали бы пробелы в знаниях и стимулировали бы познавательную
деятельность. Используемый материал строится по концентрическому принципу, постепенно
расширяя и углубляя изученные темы.
Систематическое применение технологии имитационного моделирования позволяют
решать поставленные задачи, так как игровая форма наиболее доступна для детей, она
способствует сглаживанию и сокращению адаптационного периода, а также формирует
учебную мотивацию через ситуацию успеха в игровой деятельности. Использование
развивающих игр и упражнений в учебном процессе оказывает благотворное влияние на
развитие не только познавательной деятельности, но также носит личностно-ориентированную
направленность, которая помогает в дальнейшем адаптироваться детям в социуме.
Использование на занятиях словесных методов (рассказ, объяснение, беседа) помогают в
общении с обучающимися. У детей с задержкой психического развития отмечаются нарушения
речевого развития, в связи с этим уделяется особое внимание речи педагога, которая является
образцом для обучающихся: необходимость четкого произношения, правильность ударения,
яркость, выразительность, замедленность темпа, так как это углубляет понимание, расширяет
словарный запас, способствует развитию связной речи у обучающихся.
Для более полного усвоения детьми учебного материала применяются проблемнопоисковые и наглядные методы, так как зрительные образы изучаемого материала быстрее
формируются в памяти, чем создаваемые только на основе речевого сообщения.
Одним из главных условий достижения положительного результата является опора на
чувственное познание детей, на их личный опыт. Предметы, используемые на занятиях,
позволяют сблизить теоретические знания и реальную жизнь.
Результативность работы отслеживается через мониторинг 3 раза в год, промежуточная
диагностика проводится в течение учебного года в форме тестирования, с последующим
внесением корректив в содержание коррекционно - образовательного процесса. Цель
педагогического мониторинга: оценка индивидуального развития. Для проведения мониторинга
используются карта.
Сроки проведения мониторинга:
1- я половина сентября – входящая (первичная) диагностика;
Январь – текущий мониторинг.
2- я половина мая – диагностическое обследование по итогам учебного года.

Описание места коррекционного курса в учебном плане
В учебном плане данный курс является элементом «Коррекционно-развивающей области»
и проводится во внеурочное время.
Программа рассчитана на 34 часа в 5-9 классах, из расчета 1 час в неделю.

Занятия
проводятся
по
утвержденному
расписанию.
Продолжительность
дефектологических занятий составляет 20-30 минут. Коррекционные занятия проводятся в
индивидуальной или подгрупповой форме.

Описание ценностных ориентиров содержания коррекционного курса
Формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:
- доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и
дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
- уважения к окружающим;
- умения слушать и слышать партнера, признать право каждого на собственное мнение и
принимать решения с учетом позиций всех участников;
Развитие ценностно - смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов
нравственности и гуманизма:
- принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и
общества и стремления следовать им;
- ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и
поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как
регуляторов морального поведения;
Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а
именно:
- развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов
познания и творчества;
- формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности
(планированию, контролю, оценке);
Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее
самоактуализации:
- формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к самому
себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим
поступкам и умения их адекватно их оценивать;
развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их
результаты;
- формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к
преодолению трудностей и жизненного оптимизма.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
коррекционного курса «Развитие познавательной деятельности»
Личностные результаты:
У выпускника будут сформированы:

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе,
ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца
«хорошего ученика»;

широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные,
учебно-познавательные и внешние мотивы;


учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения
новой задачи;

ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на
самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям
конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

способность к оценке своей учебной деятельности.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:

принимать и сохранять учебную задачу;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем;

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации, в том числе во внутреннем плане;

учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной
ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

адекватно воспринимать предложения и оценку учителей,
товарищей,
родителей и других людей;

различать способ и результат действия;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его
оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания
нового, более совершенного результата.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:

использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для
решения задач;

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

строить сообщения в устной и письменной форме;

ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов,
выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных
признаков;

осуществлять синтез как составление целого из частей;

проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении,
свойствах и связях;

обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого
ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;


осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов,
выделения существенных признаков и их синтеза;

устанавливать аналогии;

владеть рядом общих приемов решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:

адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для
решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть
диалогической формой коммуникации;

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том
числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и
взаимодействии;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности,

в том числе в ситуации столкновения интересов;

строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и
видит, а что нет;

задавать вопросы;

контролировать действия партнера;

использовать речь для регуляции своего действия;

адекватно
использовать
речевые
средства
для
решения
различных
коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической
формой речи.
Предметные результаты:

определять виды отношений между понятиями;

решать комбинаторные задачи с помощью таблиц и графиков;

находить закономерность в окружающем мире, математике и русском языке;

устанавливать ситуативную связь между понятиями;

рассуждать и делать выводы в рассуждениях;

решать логические задачи,

решать задания по русскому языку, математике, литературе согласно требованиям
АООП.
К
-

5 класс
концу учебного года обучающиеся должны уметь:
делать простейшие обобщения и умозаключения самостоятельно;
классифицировать предметы по их существенным признакам;
находить логические ошибки и устранять их;
запоминать и хранить в памяти более сложные инструкции;
составлять план своей деятельности.
6 - 7 классы

К концу учебного года обучающиеся должны уметь:
делать простейшие обобщения и умозаключения как с помощью педагога, так и
самостоятельно;
классифицировать предметы по их существенным признакам с помощью
наводящих вопросов;
находить логические ошибки и устранять их с помощью педагога;
запоминать и хранить в памяти более сложные инструкции;
составлять план своей деятельности.
8 - 9 классы
К концу учебного года обучающиеся должны уметь:
делать обобщения и умозаключения самостоятельно;
классифицировать предметы по их существенным признакам самостоятельно;
устранять логические ошибки;
хранить в памяти и использовать полученные инструкции;

Содержание коррекционного курса
5-9 класс
1.
Диагностика развития познавательной деятельности. (2 часа)
На этом этапе осуществляется обследование развития познавательной деятельности с
использованием различного диагностического инструментария; осуществляется знакомство с
учащимися, определение основных проблем развития и путей решения этих проблем. Цель
раздела – выявление знаний, умений, навыков учащихся по основным разделам предмета и в
соответствии с программными требованиями, предъявляемыми к учащимся с задержкой
психического развития. Формирование групп на основе сходства у обучающихся
коррегируемых недостатков.
2.
Развитие общеучебных навыков. (5 часов)
Данный раздел посвящён развитию учебных навыков через коррегирование зрительной
памяти, внимания, формирование пространственных представлений и графических умений.
Ведется работа по коррекции почерка посредством развития каллиграфических навыков и
мелкой моторики. Развитие таких психических функций как анализ, синтез, сравнение,
произвольного внимания, слуховой памяти, наглядно-образного мышления. Развитие умений
выделять существенные признаки, соотносить с образцом. Развитие словесной памяти и
произвольного внимания, пространственных представлений
3.
Коррекция грамматико-аналитических навыков. (5 часов)
Цель раздела – систематизация знаний, умений и навыков обучающихся по русскому
языку. Приоритетом является практическая деятельность учащихся: упражнения, задания,
связанные с работой по схемам, таблицам, алгоритмам, инструкциям и др. Выполнение
письменных заданий предваряется анализом языкового материала с целью предупреждения
ошибок.
В процессе работы с программным материалом по русскому языку развиваются
фонематический слух, восприятие и мыслительная деятельность, память, внимание и речь.
Упражнения и задания носят коррекционный характер и подобраны с учетом возрастных
особенностей и уровнем развития учащихся данного класса. Проведение фронтальных
диктантов; самопроверка и анализ ошибок; Списывание и диктант слогов, слов, предложений и
текстов; Устный рассказ или сочинение по опорным словам, по серии сюжетных картинок;

4.
Развитие речи. (4 часа)
Цель раздела – развитие и обогащение активного словарного запаса учащихся, развитие
устной и письменной связной речи, которая включает работу, направленную на уточнение
значений слов, имеющихся у детей в активном запасе. Дальнейшее обогащение словарного
запаса происходит как путем накопления новых слов разных частей речи, так и за счет
развития умения активно пользоваться различными способами словообразования. Обогащение
словарного запаса при помощи различных способов словообразования – это важный момент в
работе по развитию речи учащихся с задержкой психического развития, потому что такая
работа развивает способность восприятия и умение различать значимые части слова,
формирует наблюдательность, умения выделять и сравнивать различные элементы в словах,
что, в свою очередь, влияет на развитие орфографической зоркости, помогает восполнять
пробелы в знаниях. В лексический словарь школьников необходимо вводить слова не только
различных самостоятельных частей речи, но и служебные, так как данные слова выполняют
свою функцию и без них невозможно овладеть структурой различных типов предложений.
Развитие речи учащихся направлено и на совершенствование грамматического
оформления речи: использование в речи словосочетаний, связи слов в предложении, моделей
различных синтаксических конструкций.
Промежуточная диагностика (1 час)
5.
Математика. (5 часов)
Развитие математических знаний и умений в объеме программы. Через призму
математических заданий происходит развитие мыслительной деятельности и познавательной
активности, внимания и самоконтроля.
6.
Геометрия. (4 часа)
Цель раздела – развитие у обучающихся пространственных представлений
геометрических фигур на плоскости и в пространстве. Особенности и свойства построения
геометрических фигур. Геометрические головоломки: «Танграм»; «Монгольская игра»;
«Колумбово яйцо»; «Игра Пифагора». Пространственные головоломки «Кубик Рубика»;
«змейка Рубика»; «Складывание по развёртке». «Задачи со спичками».
7.
Восполнение пробелов в знаниях. (4 часа)
Цель раздела - выявление и восполнение пробелов в усвоении материала школьниками.
Работа проводится в тесной связи с развитием познавательной деятельности учащихся, при
целенаправленной организации речевой, практической и мыслительной активности.
Приоритетом является практическая деятельность учащихся (выполнение упражнений,
составление алгоритмов, схем, таблиц, комплексный анализ текста,)а также формирование
навыков самоконтроля. Обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей
ребенка, развивает его мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной
учебной деятельности
8.
Пропедевтика изучения сложных тем.(2 часа)
Цель раздела - использование и систематизация имеющихся знаний и теоретических
сведений для усвоения трудных тем. Работа по пропедевтике и повторению понятий, явлений,
которая учитывает индивидуальные возможности обучающихся, объем усвоения ими не только
понятийного аппарата предметов, но сложности, возникающие в процессе усвоения и
закрепления новых знаний и степени самостоятельности выполнения упражнений, заданий.
9.
Мониторинг развития учебно-познавательной деятельности. (2 часа)
Проводится повторное тестирование обучающихся и сравнение результатов.
Определяется эффективность коррекционной работы.

5
№

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Календарно-тематическое планирование коррекционного курса
«Развитие познавательной деятельности».
класс (34 часа)
Тема

Виды деятельности

Кол-во Дата Дата
часов план. факт.
Раздел 1. Диагностика развития познавательной
2
деятельности и навыков обучающихся по предмету
Выявление знаний, умений,
Диагностика навыков
1
навыков обучающихся по
устной и письменной речи.
основным разделам предмета и
в соответствии с программными
требованиями, предъявляемыми
к обучающимся с ЗПР.
1
Формирование групп на основе Диагностика
сходства у обучающихся
познавательной
коррегируемых недостатков
деятельности.
Раздел 2. Развитие общеучебных навыков
5
1
Развитие произвольного
Назови предметы
внимания, слуховой памяти,
Послушай тишину
наглядно-образного мышления. Узнай по звуку
Развитие зрительного
1
Выполни команду
восприятия, мышления,
Какого цвета?
слуховых ощущений.
Цветные полоски
1
Развитие зрительноУчись слушать и
вербального анализа и
выполнять
синтеза, зрительной памяти,
Учитель – ученик, ученик
формирование элементов
– учитель. Послушай
самоконтроля
звуки. Назови и проверь
постукиванием
1
Развитие умений выделять
Кто точнее нарисует
существенные признаки,
Шершавые дощечки
соотносить с образцом.
Угадай, кто говорит
Развитие слуховых ощущений.
1
Развитие словесной памяти и
Магнитофон
произвольного внимания,
Переверни рисунок
пространственных
Что? Где?
представлений.
5
Раздел 3. Коррекция грамматико-аналитических
навыков
1
Фонетика. Морфемика.
Звуковой анализ слова,
Орфограмма.
характеристика звуков и
букв
1
Развитие орфографической и
Работа с текстом
пунктуационной зоркости.
Различение частей речи
Самостоятельные и
служебные части речи.
Различение частей речи. Имя
существительное.
Морфологические признаки.
Практические упражнения
1
Имя прилагательное.

11
12

13

14

15

16
17
18

Глагол. Морфологические
признаки.
Грамматические
разборы:
фонетический, морфемный,
словообразовательный,
морфологический,
синтаксический,
пунктуационный
Раздел 4. Развитие речи.
Текст. Составление текстов
различных типов речи и
стилей.
Словообразование.
Обогащение активного
словарного запаса: работа с
синонимами, антонимами.
Синтаксис, синтаксические
конструкции.
Умение пользоваться
различными словарями.
Промежуточная диагностика
Раздел 5. Математика.

Работа с тестом,
практические упражнения
Выполнение разных видов
разборов

Работа с текстом,
обогащение словарного
запаса
Обогащение словарного
запаса, работа со
словарями

1
1

4
1

1

Поиск и распознавание
синтаксических
конструкций
Работа со словарями

1

Тестирование

1
5
1

Работа с натуральными
числами.
Сложение и вычитание.
Сложение и вычитание
Отрабатывание
алгоритма
натуральных чисел. Алгоритм
вычисления.
деятельности
Умножение
Умножение и деление
Деление
натуральных чисел.
Формирование
представлений о дробях
Обыкновенные дроби
Десятичные дроби
Действия с дробями
Раздел 6. Геометрический материал
Построение
Общий принцип построения
геометрических фигур
геометрических фигур.
Построение отрезков,
Отрезки. Угол. Виды углов.
углов
Нахождение площади
геометрических фигур
Площадь .
Построение
многоугольников,
Многоугольники.
Треугольники.
треугольников
Раздел 7. Восполнение пробелов в знаниях
Правописание гласных и
Отработка правописания
согласных в корне слова.
орфограмм, развитие
Правописание разделительных
орфографической зоркости
Ъ и Ь, предлогов со словами.
Практические упражнения
Правописание окончаний
имен существительных, имен
прилагательных, глагола.

1

Натуральные числа.
19

20
21
22
23
24
25
26

27

28

1

1
1
1
4
1
1
1
1

4
1

1

29
30
31

32
33
34

Правописание -тся, -ться,
написание не с глаголом.
Индивидуальная работа по
Восполнение пробелов
результатам диагностики
Индивидуальная работа по
Восполнение пробелов
результатам диагностики
Раздел 8. Пропедевтика изучения сложных тем.
Практические упражнения
Знаки препинания при
обращении и прямой речи.
Фонетика. Правописание
приставок на з-с.
Правописание гласных в корне Практические упражнения
слова: чередующиеся гласные.
Диагностика по итогам года.
Тестирование
Диагностика по итогам года.
Практические упражнения

1
1
2
1

1
1
1

6
№

1

2

3

4

5

6

7

8

9
10

11

Календарно-тематическое планирование коррекционного курса
«Развитие познавательной деятельности».
класс (34 часа)
Тема

Виды деятельности

Кол-во Дата Дата
часов план. факт.
Раздел 1. Диагностика развития познавательной
2
деятельности и навыков обучающихся по предмету
Выявление знаний, умений,
Диагностика навыков
1
навыков обучающихся по
устной и письменной речи.
основным разделам предмета и
в соответствии с программными
требованиями, предъявляемыми
к обучающимся с ЗПР.
1
Формирование групп на основе Диагностика
сходства у обучающихся
познавательной
коррегируемых недостатков
деятельности.
Раздел 2. Развитие общеучебных навыков
5
1
Развитие произвольного
Назови предметы
внимания, слуховой памяти,
Послушай тишину
наглядно-образного мышления. Узнай по звуку
Развитие зрительного
1
Выполни команду
восприятия, мышления,
Какого цвета?
слуховых ощущений.
Цветные полоски
1
Развитие зрительноУчись слушать и
вербального анализа и
выполнять
синтеза, зрительной памяти,
Учитель – ученик, ученик
формирование элементов
– учитель. Послушай
самоконтроля
звуки. Назови и проверь
постукиванием
1
Развитие умений выделять
Кто точнее нарисует
существенные признаки,
Шершавые дощечки
соотносить с образцом.
Угадай, кто говорит
Развитие слуховых ощущений.
1
Развитие словесной памяти и
Магнитофон
произвольного внимания,
Переверни рисунок
пространственных
Что? Где?
представлений.
5
Раздел 3. Коррекция грамматико-аналитических
навыков
1
Фонетика. Морфемика.
Звуковой анализ слова,
Орфография.
характеристика звуков и
букв
Развитие орфографической и
Работа с текстом
1
пунктуационной зоркости.
Различение частей речи
Практические упражнения
1
Дифференцирование частей
речи и их грамматических
категорий.
Грамматические разборы:
Работа с тестом,
1
фонетический, морфемный,
практические упражнения
Словообразовательный.
Выполнение разных видов

12

13

14

15

16

17
18
19

20
21
22

23
24
25
26

27

28

29

Грамматические
разборы:
морфологический,
синтаксический,
пунктуационный.
Раздел 4. Развитие речи.
Деление текста на
микротемы: прозаического и
поэтического текстов.
Простой и сложный план.
Пересказ по плану.
Компрессия. Виды компрессии.
Расширение словарного запаса
по темам «Описание
помещения».
«Описание пейзажа». Умение
употреблять в речи
прилагательные. Работа над
выразительным чтением
Промежуточная диагностика
Раздел 5. Математика.

разборов
Выполнение разных видов
разборов

Работа с текстом,
обогащение словарного
запаса
Работа с текстом,
практические упражнения

1

4
1

1

Обогащение словарного
запаса, устное описание
помещения, составление
собственного текста
Выразительное чтение

1

Тестирование

1
5
1

Работа с натуральными
числами.
Сложение и вычитание
дробей. Отрабатывание
алгоритма деятельности

Делимость натуральных чисел.
Обыкновенные дроби.
Алгоритм умножения,
сложения, вычитания и
деления обыкновенных дробей.
Отношение и пропорции.
Практические упражнения
Действия с
Рациональные числа и
рациональными числами
действия над ними.
Действия с
Рациональные числа и
рациональными числами
действия над ними.
Раздел 6. Геометрический материал
Окружность.
Построение окружности
Цилиндр, конус, шар.
Построение
Геометрические тела.
геометрических тел
Координатная плоскость.
Нахождение координат
Осевая и центральная
Нахождение симметрии
симметрия.
Раздел 7. Восполнение пробелов в знаниях
Правописание
окончаний
Отработка правописания
имен существительных и
орфограмм, развитие
прилагательных, глагола.
орфографической зоркости
Правописание гласных в корне.
Практические упражнения
Простое предложение. Тире в
простом предложении.
Простые предложения с
однородными членами и
обобщающим словом. Знаки
препинания.
Сложное предложение. Знаки
Практические упражнения

1

1

1
1
1
4
1
1
1
1
4
1

1

1

30
31

32

33

34

препинания при обращении и
прямой речи.
Индивидуальная работа по
Восполнение пробелов
результатам педагогической
диагностики
Индивидуальная работа по
Восполнение пробелов
результатам педагогической
диагностики
Раздел 8. Пропедевтика изучения сложных тем.
Практические упражнения
Правописание чередующихся
гласных в корне о/а.
Правописание приставок пре-,
при-.
Практические упражнения
Правописание числительных.
Слитное и раздельное
написание не и ни в
отрицательных местоимениях,
не с частями речи.
Диагностика по итогам года.
Тестирование

1
1
2
1

1

1

7
№

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10
11

Календарно-тематическое планирование коррекционного курса
«Развитие познавательной деятельности».
класс (34 часа)
Тема

Виды деятельности

Кол-во Дата Дата
часов план. факт.
Раздел 1. Диагностика развития познавательной
2
деятельности и навыков обучающихся по предмету
Выявление знаний, умений,
Диагностика навыков
1
навыков обучающихся по
устной и письменной речи.
основным разделам предмета и
в соответствии с программными
требованиями, предъявляемыми
к обучающимся с ЗПР.
1
Формирование групп на основе Диагностика
сходства у обучающихся
познавательной
коррегируемых недостатков
деятельности.
Раздел 2. Развитие общеучебных навыков
5
1
Развитие произвольного
Назови предметы
внимания, слуховой памяти,
Послушай тишину
наглядно-образного мышления. Узнай по звуку
Развитие зрительного
1
Выполни команду
восприятия, мышления,
Какого цвета?
слуховых ощущений.
Цветные полоски
1
Развитие зрительноУчись слушать и
вербального анализа и
выполнять
синтеза, зрительной памяти,
Учитель – ученик, ученик
формирование элементов
– учитель. Послушай
самоконтроля
звуки. Назови и проверь
постукиванием
1
Развитие умений выделять
Кто точнее нарисует
существенные признаки,
Шершавые дощечки
соотносить с образцом.
Угадай, кто говорит
Развитие слуховых ощущений.
1
Развитие словесной памяти и
Магнитофон
произвольного внимания,
Переверни рисунок
пространственных
Что? Где?
представлений.
5
Раздел 3. Коррекция грамматико-аналитических
навыков
1
Орфограммы, их
Группировка слов по
группировка по
орфограммам. Составление
опознавательным признакам.
алгоритмов деятельности
Составление схем, алгоритмов.
1
Упражнения в дифференциации Работа с текстом
частей речи и орфографических Различение частей речи
правил
Развитие орфографической и
Практические упражнения
1
пунктуационной зоркости.
Грамматические разборы:
Работа с тестом,
1
фонетический, морфемный,
практические упражнения

Словообразовательный.
12

13

14

15

16

17
18
19

20
21

22

23
24
25
26

27

28
29
30

Грамматические
разборы:
морфологический,
синтаксический,
пунктуационный.
Раздел 4. Развитие речи.
Расширение словарного
запаса по темам «Черты
характера человека»
«Описание внешности
человека», «Описание
процессов труда».
Составление текстов с типом
речи – рассуждение.

Выполнение разных видов
разборов
Выполнение разных видов
разборов

Работа с текстом,
обогащение словарного
запаса. Составление
собственного текста
Работа с текстом,
практические упражнения,
составление текста
Работа с тестом,
выделение признаков
рассуждения
Выразительное чтение

Работа над выразительным
чтением прозаического и
поэтического текста
Промежуточная диагностика
Тестирование
Раздел 5. Математика.
Линейное уравнение с одной
Решение уравнений
переменной. Виды уравнений.
Целые выражения.
Действия с многочленами.
Многочлены. Действия с
Отрабатывание алгоритма
многочленами.
деятельности
Функции.
Практические упражнения
Системы линейных уравнений с Отработка навыка
двумя переменными.
решения линейных
уравнений
Основные математические
Практические упражнения
приемы вычислений.
Раздел 6. Геометрический материал
Начальные геометрические
Построение
сведения.
геометрических фигур
Треугольники.
Построение треугольников
Параллельные прямые.
Работа с линейкой, навыки
построения
Соотношения между сторонами Работа с треугольниками
и углами треугольника.
Раздел 7. Восполнение пробелов в знаниях
Правописание окончаний,
Отработка правописания
суффиксов имен
орфограмм, развитие
существительных,
орфографической зоркости
прилагательных, глагола.
Правописание имен
Практические упражнения
числительных.
Знаки препинания в ПП, СП и
Практические упражнения
при прямой речи.
Индивидуальная работа по
Восполнение пробелов
результатам педагогической

1

4
1

1

1

1

1
5
1
1

1
1

1
4
1
1
1
1
4
1

1
1
1

31

32

33

34

диагностики
Индивидуальная работа по
Восполнение пробелов
результатам педагогической
диагностики
Раздел 8. Пропедевтика изучения сложных тем.
Практические упражнения
Глаголы и разноспрягаемые
глаголы. Правописание
гласных в суффиксах глаголов.
Н-НН в суффиксах
причастий и прилагательных,
образованных от глаголов.
Знаки препинания при
причастном и деепричастном
обороте.
Слитное написание союзов
Практические упражнения
зато, тоже, также, чтобы.
Правописание наречий и
предлогов.
Диагностика по итогам года.
Тестирование

1
2
1

1

1

8
№

1

2

3

4

5

6

7

8
9

10
11

Календарно-тематическое планирование коррекционного курса
«Развитие познавательной деятельности».
класс (34 часа)
Тема

Виды деятельности

Кол-во Дата Дата
часов план. факт.
Раздел 1. Диагностика развития познавательной
2
деятельности и навыков обучающихся по предмету
Выявление знаний, умений,
Диагностика навыков
1
навыков обучающихся по
устной и письменной речи.
основным разделам предмета и
в соответствии с программными
требованиями, предъявляемыми
к обучающимся с ЗПР.
1
Формирование групп на основе Диагностика
сходства у обучающихся
познавательной
коррегируемых недостатков
деятельности.
Раздел 2. Развитие общеучебных навыков
5
1
Развитие произвольного
Назови предметы
внимания, слуховой памяти,
Послушай тишину
наглядно-образного мышления. Узнай по звуку
Развитие зрительного
1
Выполни команду
восприятия, мышления,
Какого цвета?
слуховых ощущений.
Цветные полоски
1
Развитие зрительноУчись слушать и
вербального анализа и
выполнять
синтеза, зрительной памяти,
Учитель – ученик, ученик
формирование элементов
– учитель. Послушай
самоконтроля
звуки. Назови и проверь
постукиванием
1
Развитие умений выделять
Кто точнее нарисует
существенные признаки,
Шершавые дощечки
соотносить с образцом.
Угадай, кто говорит
Развитие слуховых ощущений.
1
Развитие словесной памяти и
Магнитофон
произвольного внимания,
Переверни рисунок
пространственных
Что? Где?
представлений.
5
Раздел 3. Коррекция грамматико-аналитических
навыков
Систематизация и обобщение
Практические упражнения
1
знаний по орфографии
Обособленные члены
1
Работа с текстом
предложения. Упражнения в
Различение частей речи
дифференциации частей речи,
Практические упражнения
орфограмм и пунктограмм
Развитие орфографической и
Практические упражнения
1
пунктуационной зоркости.
Грамматические разборы:
Работа с тестом,
1
фонетический, морфемный,
практические упражнения
Словообразовательный.
Выполнение разных видов

12

13

14

15

16

17
18
19
20
21
22

23
24
25
26
27

28

Грамматические
разборы:
морфологический,
синтаксический,
пунктуационный.
Раздел 4. Развитие речи.
Расширение активного
словарного запаса.
Совершенствование умения
строить устное и/или
письменное высказывание
(текст) в соответствии с темой,
основной мыслью, типом и
стилем речи.
Совершенствовать умение
строить устное и/или
письменное высказывание
(текст) в различных жанрах:
изложение, сочинение
Микротемы в тексте.
Компрессия текста.
Сочинение-рассуждение на
морально-нравственную тему.
Композиция сочинения.
Промежуточная диагностика
Раздел 5. Математика.
Сведения из курса алгебры 8
класс
Рациональные выражения.
Понятия многочленов и
действия с ними.
Квадратные корни.
Действительные числа.
Квадратные уравнения.

разборов
Выполнение разных видов
разборов

Работа с текстом,
обогащение словарного
запаса
Работа с текстом,
практические упражнения

1

4
1

1

Построение устного и
письменного высказывания

1

Выделение микротем,
сжатие текста, отработка
навыка написания
сочинения-рассуждения

1

Тестирование

1
5
1

Решение задач
Работа с рациональными
выражениями
Действия с многочленами

1

Действия с корнями

1

Отработка навыка
решения квадратных
уравнений
Раздел 6. Геометрический материал
Четырехугольники.
Построение
геометрических фигур
Площадь.
Нахождение площади
фигур
Подобные треугольники.
Решение заданий
Окружность.
Построение окружности
Раздел 7. Восполнение пробелов в знаниях
Главные и второстепенные
Нахождение главных и
члены предложения.
второстепенных членов
Грамматическая основа
предложения
предложения.
Знаки препинания в простом
Практические упражнения
предложении: тире,

1

1

4
1
1
1
1
4
1

1

29
30
31

32

33

34

однородные члены,
обобщающее слово
Обособленные предложения.
Практические упражнения
Индивидуальная работа по
Восполнение пробелов
результатам педагогической
диагностики
Индивидуальная работа по
Восполнение пробелов
результатам педагогической
диагностики
Раздел 8. Пропедевтика изучения сложных тем.
Практические упражнения
Словосочетание.
Способы
связи в
словосочетании.
Обособленные определения,
обстоятельства и дополнения.
Знаки препинания.
Практические упражнения
Приложение. Неполные
предложения. Отличие
неполных предложений
от односоставных.
Диагностика по итогам года.
Тестирование

1
1
1
2
1

1

1

9
№

1

2

3

4

5

6

7

8
9

10
11

Календарно-тематическое планирование коррекционного курса
«Развитие познавательной деятельности».
класс (34 часа)
Тема

Виды деятельности

Кол-во Дата Дата
часов план. факт.
Раздел 1. Диагностика развития познавательной
2
деятельности и навыков обучающихся по предмету
Выявление знаний, умений,
Диагностика навыков
1
навыков обучающихся по
устной и письменной речи.
основным разделам предмета и
в соответствии с программными
требованиями, предъявляемыми
к обучающимся с ЗПР.
1
Формирование групп на основе Диагностика
сходства у обучающихся
познавательной
коррегируемых недостатков
деятельности.
Раздел 2. Развитие общеучебных навыков
5
1
Развитие произвольного
Назови предметы
внимания, слуховой памяти,
Послушай тишину
наглядно-образного мышления. Узнай по звуку
Развитие зрительного
1
Выполни команду
восприятия, мышления,
Какого цвета?
слуховых ощущений.
Цветные полоски
1
Развитие зрительноУчись слушать и
вербального анализа и
выполнять
синтеза, зрительной памяти,
Учитель – ученик, ученик
формирование элементов
– учитель. Послушай
самоконтроля
звуки. Назови и проверь
постукиванием
1
Развитие умений выделять
Кто точнее нарисует
существенные признаки,
Шершавые дощечки
соотносить с образцом.
Угадай, кто говорит
Развитие слуховых ощущений.
1
Развитие словесной памяти и
Магнитофон
произвольного внимания,
Переверни рисунок
пространственных
Что? Где?
представлений.
5
Раздел 3. Коррекция грамматико-аналитических
навыков
Систематизация и обобщение
Практические упражнения
1
знаний по орфографии
Обособленные члены
1
Работа с текстом
предложения. Упражнения в
Различение частей речи
дифференциации частей речи,
Практические упражнения
орфограмм и пунктограмм
Развитие орфографической и
Практические упражнения
1
пунктуационной зоркости.
Грамматические разборы:
Работа с тестом,
1
фонетический, морфемный,
практические упражнения
Словообразовательный.
Выполнение разных видов

12

13

14

15

16

17
18
19
20
21
22

23
24
25
26
27

28

Грамматические
разборы:
морфологический,
синтаксический,
пунктуационный.
Раздел 4. Развитие речи.
Расширение активного
словарного запаса.
Совершенствование умения
строить устное и/или
письменное высказывание
(текст) в соответствии с темой,
основной мыслью, типом и
стилем речи.
Совершенствовать умение
строить устное и/или
письменное высказывание
(текст) в различных жанрах:
изложение, сочинение
Микротемы в тексте.
Компрессия текста.
Сочинение-рассуждение на
морально-нравственную тему.
Композиция сочинения.
Промежуточная диагностика
Раздел 5. Математика.
Сведения из курса алгебры 8
класс
Рациональные выражения.
Понятия многочленов и
действия с ними.
Квадратные корни.
Действительные числа.
Квадратные уравнения.

разборов
Выполнение разных видов
разборов

Работа с текстом,
обогащение словарного
запаса
Работа с текстом,
практические упражнения

1

4
1

1

Построение устного и
письменного высказывания

1

Выделение микротем,
сжатие текста, отработка
навыка написания
сочинения-рассуждения

1

Тестирование

1
5
1

Решение задач
Работа с рациональными
выражениями
Действия с многочленами

1

Действия с корнями

1

Отработка навыка
решения квадратных
уравнений
Раздел 6. Геометрический материал
Четырехугольники.
Построение
геометрических фигур
Площадь.
Нахождение площади
фигур
Подобные треугольники.
Решение заданий
Окружность.
Построение окружности
Раздел 7. Восполнение пробелов в знаниях
Главные и второстепенные
Нахождение главных и
члены предложения.
второстепенных членов
Грамматическая основа
предложения
предложения.
Знаки препинания в простом
Практические упражнения
предложении: тире,

1

1

4
1
1
1
1
4
1

1

29
30
31

32

33

34

однородные члены,
обобщающее слово
Обособленные предложения.
Практические упражнения
Индивидуальная работа по
Восполнение пробелов
результатам педагогической
диагностики
Индивидуальная работа по
Восполнение пробелов
результатам педагогической
диагностики
Раздел 8. Пропедевтика изучения сложных тем.
Практические упражнения
Словосочетание.
Способы
связи в
словосочетании.
Обособленные определения,
обстоятельства и дополнения.
Знаки препинания.
Практические упражнения
Приложение. Неполные
предложения. Отличие
неполных предложений
от односоставных.
Диагностика по итогам года.
Тестирование

1
1
1
2
1

1

1

Описание материально-технического обеспечения образовательной
деятельности
Формы, методы работы.
Занятия с детьми с ОВЗ проходят в форме игр с правилами (сюжетно-ролевые, словесные,
подвижные), импровизаций, чтений художественных произведений, обсуждений, беседах,
дискуссиях. Так же широко используется изобразительная деятельность, игры с реальными
предметами, картинками, задания в тетради, дидактические игры.
Представленная программа вариативна. Возможность некоторого ее видоизменения
выражается в том, что ведущий может заменять игры и упражнения, либо использовать
дополнительные в зависимости от специфики. К основным методикам организации учебновоспитательного процесса относятся:
1. Словесные: педагогическая оценка, поощрение, вопросы, указания, объяснение,
пояснение, общение шепотом, рассказ, создание проблемной ситуации, проговаривание,
эмоциональное восклицание, рекламная деятельность (Ребята, сегодня нас ждет…);
2. Наглядные: Наблюдение за предметом, за действием персонажа, реклама продукта
предстоящей деятельности, приемы поощрения;
3. Игровые: дидактические игры, воображаемые ситуации в развернутом виде, игры с
движениями, неожиданные звуковые сигналы, игры-путешествия, игры-инсценировки, игрыдраматизация;
4. Практические: поручения, помощь герою, помощь руководителю, забывчивый
руководитель, ошибающиеся педагоги, упражнения (конструктивные, подражательные,
творческие), показ работ друг другу, соревнование, «раскрыть тайну», загадки, загадывание
слова, фокусы, эксперименты, опыты, исследовательские задачи, общение жестами.
Наглядно-дидактический материал:
1. Мозаика, пазлы.
1.
Кубики.
2.
Дидактическая игра «Сравни и подбери».
3.
Дидактическая игра «Форма и цвет».
4.
Трафареты, шаблоны.
5.
Штриховки.
6.
Материал для аппликации, рисования.
7.
Сюжетные и предметные иллюстрации для развития наглядно-образного и
словесно-логического мышления.
8.
Различные варианты настольных игр на развитие элементов логического
мышления.
9.
Книги, содержащие произведения для развития наглядно-образного и элементов
логического мышления.
10.
Цветные карандаши.
11.
Сюжетные картинки (простой сюжет).
12.
Бумага.
Материально-технические условия.
1.
Наличие помещения, столов и стульев в соответствии с ростом, ноутбук.
2.
Наличие методического, дидактического и раздаточного материалов (пособия,
литература и т.д.).
Материалы для занятий: рабочие тетради в распечатке, листы с заданиями; цветные
карандаши (12 цветов); ручки шариковые.

ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ
№ n/n

Тема (темы) урока

Причина
ектировки

Способ, форма Согласование с
ектировки
нистрацией
лы


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».