Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

АРП альтернативная коммуникация 6-8 класс

Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» разработана в соответствии с ФГОС образования обучающихся с
умственной отсталостью, на основе АООП образования обучающихся с умственной отсталостью МАОУ СОШ №9
Речь играет основную роль в когнитивном и эмоциональном развитии ребенка. В основу предмета «Речь и альтернативная коммуникация»
положена система формирования навыков коммуникативного поведения на основе средств как вербальной, так и невербальной коммуникации.
Цель обучения – формирование коммуникативных и речевых навыковс использованием средств вербальной и невербальной коммуникации,
умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
В рамках поставленной цели определены следующиезадачи:
- формировать первичные ценностные представления учащихся о книгах и иллюстрациях, картинках и картинах;
- знакомить их с жестовыми, жестово-графическими, изобразительными и другими средствами выразительности через погружение в среду
художественной литературы;
- приобщать к словесному искусству в доступных для учащихся ситуациях;
- развивать коммуникативную функцию речи учащихся, удовлетворяя их коммуникативную потребность;
- создавать условия для пробуждения речевой активности учеников и использования усвоенного речевого материала в процессе «чтения» в быту,
на уроках-занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;
- обеспечивать необходимую мотивацию слушания и самостоятельного чтения книг-картинок, книг типа «Азбука» в специально созданных
ситуациях общения, поддерживать интерес к чтению как визуальному и аудиальному процессу;
- расширять словарный запас учащихся, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта в
процессе «чтения»;
- учить задавать вопросы, строить простейшие сообщения и побуждения (то есть пользоваться различными типами коммуникативных
высказываний) по содержанию прочитанного или рассказанного;
- развивать фразовую речь;
- формировать умение учащихся пересказывать прочитанное с помощью педагога;
- знакомить учащихся с простыми по содержанию рассказами, историями, сказками, стихотворениями, разыгрывать их содержание по ролям;
- использовать в процессе «чтения» «комментированное»: рисование для лучшего понимания учащимися содержания литературных
произведений;
- формировать предметные и предметно-игровые действия» учащихся, способность к коллективной деятельности, учить понимать соотносящие
и указательные жесты.
- Однако главной задачей учителя в ходе обучения чтению является организация речевой среды, стимулирование речевой активности учащихся
на основе прочитанного педагогом или элементарного самостоятельного «чтения» (чтение картинок, пиктограмм, букв, слогов, слов и предложений).

2

2. Общая характеристика учебного предмета
Для обучающихся, получающих образование по варианту 2 адаптированной основной общеобразовательной программы образования, характерно
интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или
системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы,
выраженными в различной степени тяжести. У некоторых детей выявляются текущие психические и соматические заболевания, которые значительно
осложняют их индивидуальное развитие и обучение.
Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка
значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. У детей с выраженными нарушениями интеллекта отмечается
грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей с тяжелыми и множественными
нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно затруднено, либо
невозможно.
В связи с этим, обучение детей речи и коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них
потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и
социального общения.
Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного
опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах. Для этого организуется специальная работа по введению ребёнка в
более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную, дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду
сверстников в доступных ребенку пределах, организованное включение в общение.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане.
Согласно индивидуальному учебному плану обучающегося по АООП для детей с умственной отсталостью (вариант 2)МАОУ СОШ №9 на изучение
предмета «Альтернативная коммуникация» в 6-8 классе отводится 1 час в неделю.
4.Содержание программы
Содержание предмета «речь и альтернативная коммуникация» представлено следующими разделами: «Коммуникация», «Развитие речи
средствами вербальной и невербальной коммуникации», «Чтение и письмо».
Раздел «Коммуникация»: образовательные задачи по коммуникации направлены на формирование навыков установления, поддержания и
завершения контакта. При составлении специальной индивидуальной программы развития выбираются обучающие задачи и, в зависимости от
3

возможностей ребенка, подбирается средство коммуникации для реализации поставленных задач. Если ребенок не владеет устной речью, ему
подбирается альтернативное средство коммуникации, например, жест, пиктограмма или др. К альтернативным средствам коммуникации относятся:
взгляд, жест, мимика, предмет, графические изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма, напечатанное слово),
электронные устройства (коммуникативные кнопки, коммуникаторы, планшетные компьютеры, компьютеры).
Раздел «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации» включает импрессивную и экспрессивную речь. Задачи по
развитию импрессивной речи направлены на формирование умения понимать обращенную речь. Задачи по развитию экспрессивной речи
направлены на формирование умения употреблять в ходе общения слоги, слова, строить предложения, связные высказывания. Ребенок, не
владеющий устной речью, учится общаться, пользуясь альтернативными средствами. Обучение импрессивной речи и экспрессивной проводится
параллельно.
Раздел «Чтение и письмо» включает глобальное чтение, предпосылки к осмысленному чтению и письму, начальные навыки чтения и письма.
Коммуникация с использованием вербальных средств.
Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с собеседником, учет эмоционального состояния собеседника.
Реагирование на собственное имя.Приветствие собеседника звуком (словом, предложением). Привлечение к себе внимания звуком (словом,
предложением). Выражение своих желаний звуком (словом, предложением). Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком (словом,
предложением). Выражение согласия (несогласия) звуком (словом, предложением). Выражение благодарности звуком (словом, предложением). Ответы
на вопросы словом (предложением). Задавание вопросов предложением. Поддержание диалога на заданную тему: поддержание зрительного контакта с
собеседником, соблюдение дистанции (очередности) в разговоре. Прощание с собеседником звуком (словом, предложением).

Коммуникация с использованием невербальных средств
Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия
(неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики.Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия),
благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста. Привлечение внимания
звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы,
предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета. Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью,
приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия),
благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием
графического изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма).Выражение согласия (несогласия), удовольствия
(неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с
использованием карточек с напечатанными словами.Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний,
приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием таблицы букв.
4

Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации
Импрессивная речь.
Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.).Реагирование на собственное имя.Узнавание (различение) имён членов
семьи, учащихся класса, педагогов.Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты,
бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда,
обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).Понимание слов, обозначающих
действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.).Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет,
величина, форма и др.). Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно
и др.). Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Понимание слов, обозначающих число, количество предметов
(пять, второй и др.). Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении(в, на, под, из, из-за и др.). Понимание простых предложений.
Понимание сложных предложений. Понимание содержания текста.
Экспрессивная речь.
Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. Называние (употребление) простых по звуковому составу
слов (мама, папа, дядя и др.). Называние собственного имени. Называние имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса). Называние
(употребление) слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные
принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).Называние (употребление) обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь,
животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).Называние (употребление) слов,
обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.).Называние (употребление) слов,
обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.).Называние (употребление) слов, обозначающих признак действия, состояние (громко,
тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.).Называние (употребление) слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и
др.).Называние (употребление) слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.).Называние (употребление) слов, обозначающих
взаимосвязь слов в предложении(в,
на, под, из, из-за и др.). Называние (употребление) простых предложений. Называние (употребление) сложных
предложений. Ответы на вопросы по содержанию текста. Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям. Составление
рассказа по одной сюжетной картинке. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях. Составление рассказа о себе. Пересказ текста по плану, представленному
графическими изображениями (фотографии, рисунки, пиктограммы).
Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации.
Сообщение собственного имени посредством напечатанного слова (электронного устройства). Сообщение имён членов семьи (учащихся класса,
педагогов класса) посредством напечатанного слова (электронного устройства). Использование графического изображения (электронного устройства)
5

для обозначения предметов и объектов (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные
принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения действия
предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Использование графического изображения (электронного устройства)
для обозначения признака предмета (цвет, величина, форма и др.). Использование графического изображения (электронного устройства) для
обозначения обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности,
продукты, транспорт, птицы и др.).
Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения признака действия, состояния (громко, тихо, быстро,
медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.).Использование напечатанного слова (электронного устройства,) для обозначения слова, указывающего
на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Использование электронного устройства для обозначения числа и количества предметов (пять, второй и
др.). Составление простых предложений с использованием графического изображения (электронного устройства). Ответы на вопросы по содержанию
текста с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа по последовательно продемонстрированным
действиям с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа по одной сюжетной картинке с
использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа по серии сюжетных картинок с использованием
графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях с использованием графического
изображения (электронного устройства).
Составление рассказа о себе с использованием графического изображения (электронного устройства).

Чтение и письмо
Глобальное чтение.
Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий. Использование карточек с напечатанными
словами как средства коммуникации.

6

6. Тематическое планирование
№
п/п

План.

Факт.

дата

дата

Тема

Формируемые представления

Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации
Импрессивная речь
1

Понимание простых по звуковому составу слов

(мама, папа, дядя и др.).

2

Реагирование на собственное имя.

Собственное имя

3

Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса, педагогов.

имена членов семьи, учащихся
класса, педагогов.

4

Понимание слов, обозначающих предмет

посуда, мебель, игрушки, одежда,
обувь, животные, овощи, фрукты,
бытовые приборы, школьные
принадлежности,
продукты,
транспорт,
птицы
и
др.).
Перечень
см. в
разделах:
Окружающий природный мир.
Окружающий социальный мир.

5

Понимание обобщающих понятий

посуда, мебель, игрушки, одежда,
обувь, животные, овощи, фрукты,
бытовые приборы, школьные
принадлежности,
продукты,
транспорт, птицы, ягоды, грибы,
цветы, деревь.

6

Понимание слов, обозначающих действия предмета

пьёт, ест, сидит, стоит, бежит,
спит, рисует, играет, гуляет,

7

считает, поливает, открывает,
закрывает,
вытирает,
накрывает, подметает, убирает,
чистит,
стирает,
гладит,
готовит,
варит,
жарит,
покупает ….
7

Понимание слов, обозначающих признак предмета

8

Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние

9

Понимание слов, указывающих на предмет, его признак

я, он, мой, твой, его, её, их …

10

Понимание слов, обозначающих число, количество предметов

пять, второй…

11

Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении

в, на, под, из, из-за, над, под,
перед, между, за….

12

Понимание простых предложений (нераспространённых и распространённых)

13

амм

14

Понимание содержания текста.

15

Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний,
комплексов.

16

Называние (употребление) простых по звуковому составу слов

мама, папа, дядя и др.

17

Называние собственного имени.

Своё имя

8

(цвет, величина, форма и др.).
Деревянный,
стеклянный,
пластмассовый,
круглый,
квадратный, треугольный..
громко, тихо, быстро, медленно,
хорошо, плохо, весело, грустно,
справа, слева, сверху, снизу,
спереди, сзади и др.

звуковых О, ау, не,…

18

Называние имён членов семьи (учащихся класса, педагогов ).

имена членов семьи учащихся
класса, педагогов класса

19

Называние (употребление) слов, обозначающих предмет

посуда, мебель, игрушки, одежда,
обувь, животные, овощи, фрукты,
бытовые приборы, школьные
принадлежности,
продукты,
транспорт, птицы и др..

20

Называние (употребление) обобщающих понятий

посуда, мебель, игрушки, одежда,
обувь, животные, овощи, фрукты,
бытовые приборы, школьные
принадлежности,
продукты,
транспорт, птицы и др.

21

Называние (употребление) слов, обозначающих действия предмета

пить, есть, сидеть, стоять,
бегать, спать, рисовать, играть,
гулять и др.

22

Называние (употребление) слов, обозначающих признак предмета

цвет, величина, форма и др.

23

Называние (употребление) слов, обозначающих признак действия, состояние

громко, тихо, быстро, медленно,
хорошо, плохо, весело, грустно и
др.

24

Называние (употребление) слов, указывающих на предмет, его признак

я, он, мой, твой и др.

25

Называние (употребление) слов, обозначающих число, количество предметов

пять, второй и др.

26

Называние (употребление)
предложении

27

Называние (употребление) простых предложений.

28

Называние (употребление) сложных предложений.

слов,

обозначающих

9

взаимосвязь

слов

в в,на, под, из, из-за и др.

29

Ответы на вопросы по содержанию текста.

30

Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям.

31

Составление рассказа по одной сюжетной картинке.

32

Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

33

Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях.

34

Составление рассказа о себе

35

Пересказ текста по плану, представленному графическими изображениями
(фотографии, рисунки, пиктограммы).
Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации.
Использование напечатанного слова (электронного
обозначения слова, указывающего на предмет, его признак

37

Использование электронного устройства для обозначения числа и количества пять, второй и др.
предметов

38

Составление простых предложений
изображения (электронного устройства).

39

Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием графического
изображения (электронного устройства).

40

Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям с
использованием графического изображения (электронного устройства).

41

Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях с использованием
графического изображения (электронного устройства).

42

Пересказ текста по плану в виде

с

устройства)

для я, он, мой, твой, его, её, их …

36

использованием

- мнемокартинок,
10

графического

- сюжетных картинок,
- вопросов.
43

Ответы на вопросы по содержанию текста:
- выделение персонажей,
- действий,
- места действий,
- характерных черт персонажей

44

Определение последовательности действий

45

Составление описательного рассказа с использованием предметов, предметных
картинок, мнемокартинок, слов, вопросов.

46

Составление рассказа по одной сюжетной картинке с использованием
графического изображения (электронного устройства).

47

Составление рассказа по серии сюжетных картинок с использованием
графического изображения (электронного устройства).

48

Составление рассказа о себе с использованием графического изображения
(электронного устройства).

Чтение и письмо. Глобальное чтение.
49

Чтение слова. Написание слова по образцу; под диктовку; по памяти. Печать
слова по образцу; под диктовку; по памяти

50

Резерв

51

Резерв
11

7. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности.
Освоение практики общения с окружающими людьми в рамках предметной области «Речь и альтернативная коммуникация»предполагает
использование разнообразного предметного и изобразительного дидактического материала, иллюстрирующего природный и социальный окружающий
мир; вербальных и невербальных средств коммуникации.
Вспомогательными средствами невербальной (альтернативной) коммуникации являются:
 специально подобранные предметы,
 графические / печатные изображения (тематические наборы фотографий, рисунков, пиктограмм, графические изображения, знаковые системы,
таблицы букв, карточки с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные таблицы и коммуникативные тетради , а также составленные
из них индивидуальные коммуникативные альбомы),
 алфавитные доски (таблицы букв, карточки с напечатанными словами для «глобального чтения»),

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».