Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

АРП 5-9 класс зпр коррекция нарушений письменной и устной речи

Пояснительная записка
В исследованиях, посвященных проблемам нарушений письменной речи детей среднего и старшего школьного
возраста, имеется особая категория стойких специфических нарушений письма, проявляющихся в неспособности
освоить орфографические навыки, несмотря на знание соответствующих правил, которые правомерно именовать
дизорфографией.
Дизорфография – специфическое нарушение орфографического навыка письма на фоне сохранного интеллекта
и устной речи.
Нарушение усвоения орфографии оказывает отрицательное влияние на речевое развитие детей, на развитие
познавательной деятельности, затрагивает эмоционально-волевую сферу, затрудняет процесс их школьной и социальной
адаптации в целом.
У детей с ЗПР нарушение письменной речи сохраняется к 5 классу, обусловлено это наличием нарушения устной
речи в анамнезе, поздними сроками начала коррекционной работы. Часто в дошкольном возрасте и при обучении в
начальных классах общеобразовательных школах дети не получают специальной коррекционной помощи.
Задержка психического развития (ЗПР) – это особый вид нарушенного развития, характеризующийся
замедленным темпом формирования психических функций и личности ребёнка (И.Ю. Левченко).
К числу детей с задержкой психического развития относятся такие, у которых при потенциально сохранных
возможностях интеллектуального развития отмечается:


низкий уровень познавательной активности;



незрелость мотивации к учебной деятельности;



сниженная работоспособность по восприятию и переработке информации;



ограниченные фрагментарные знания и представления об окружающем мире;



недостаточная сформированность умственных операций;



отставание в речевом развитии при сохранности анализаторов, необходимых для благоприятного становления
речи и др.

. Существенную роль в их возникновении играет :проблем дизорфографии


дефицит произвольной концентрации, переключения и распределения внимания;



нарушения слухоречевой памяти;



нарушение буквенного гнозиса;



нарушение динамического праксиса руки;



затрудненность восприятия ритмической структуры слова;



нечеткая дикция, плохая артикуляция;



нарушение лексико-грамматического строя речи;



наличие в анамнезе или в настоящее время задержки психического развития, что в свою очередь тормозит
коррекцию устной и письменной речи.

Особенно данные нарушения усугубляются при переходе обучающихся из начальной школы в среднюю.
Известно, что ведется коррекционная работа в дошкольном возрасте, с младшими школьниками, имеющими нарушения
устной и письменной речи при ЗПР. Но в 5 – 9 классах проблема не исчезает. Так как отсутствие специально
организованной коррекционной работы вызывает закрепление и усложнение симптоматики дизорфографии, то возникла
необходимость в создании данной программы.
Следует отличать дизорфографические ошибки от дисграфических. Неполноценность фонематического анализа
приводит к дисграфии, а несформированность морфологического анализа – к дизорфографии.
Выделяют основные три вида дизорфографии:


морфологическая

дизорфография,

сопровождающаяся

большим

количеством

орфографических

ошибок,

проявляющихся в самостоятельном письме (сочинения, изложения и др.);


синтаксическая дизорфография – стойкая неспособность овладеть синтаксическими правилами на письме, т.е.
пунктуацией;

смешанная дизорфография, которая включает в себя сочетание орфографических и пунктуационных ошибок.
Большинство детей с задержками психического развития характеризуется различными нарушениями речевой
деятельности системного характера. У них наблюдаются нарушения звукопроизношения, а также несформированность
функций фонематического анализа и синтеза, фонематических дифференцировок, лексико-грамматического строя речи,
недоразвитие пространственных ориентировок, зрительных представлений, что ведет к стойким специфическим и
орфографическим ошибкам на письме. Логопедическая работа в начальной школе, в основном, направлена на
преодоление дисграфических ошибок, а профилактика дизорфографии составляет только небольшую часть занятия.

Количество дисграфических ошибок к 4 классу сокращается, а количество орфографических сохраняется и даже
нарастает в связи с усложнением и увеличением объема программного материала по русскому языку.
Программа составлена в соответствии с:
-Законом Российской Федерации «Об образовании» от 29 декабря 2012 года 273 ФЗ;
-Федеральным государственным образовательным стандартом НОО и ООО;
-Конвенцией ООН о правах ребенка;
-Уставом образовательного учреждения;
- Письмом МО РФ № АФ-150/06 от 18 04 2008 года " О создании условий для получения образования детьми с
ограниченными возможностями здоровья и детьми- инвалидами";
-Инструктивным письмом Минобразования России от 14 декабря 2000 г. №2 «Об организации работы
логопедического пункта общеобразовательного учреждения».
Новизна программы заключается в тесной взаимосвязи между учителем – учеником - логопедом в работе по
преодолению трудностей овладения и применения грамматических правил.
Таким образом, учащиеся 5-9-ых классов, страдающие дизорфографией, будут обеспечены постоянной
специально организованной логопедической поддержкой, а тесная взаимосвязь в работе учителя – ученика – логопеда
позволит успешно преодолеть имеющиеся трудности в обучении.
Данная

программа

рассчитана

на

весь

период

обучения

ребенка

с

ЗПР

и

основывается

на

следующих теоретических положениях и принципах:
1. Усвоение языковой системы языка детьми с ЗПР должно быть основано на развитии мыслительных операций – это
определяет необходимость тесной взаимосвязи развития речи с развитием познавательных процессов.

2. Воздействие на слабые звенья речевой системы и формирование их с учетом зоны ближайшего развития.
3. Взаимосвязь речи и моторики.
4. Учет типологии задержки при планировании коррекционно-развивающей работы.
5. Осуществление индивидуально-дифференцированного подхода.
Характерным отличием программы логопедической коррекции является введение подготовительного этапа
по коррекции и развитию следующего:
• положительной мотивации, устойчивого познавательного интереса к логопедическим занятиям;
• значимости правильного письма в обыденной жизни человека;
• познавательной деятельности (мыслительных операций, памяти, внимания, воображения, пространственно-временных
представлений);
• графомоторного навыка и мелкой моторики;
• саморегуляции и самоконтроля (данный этап имеет первостепенное значение в коррекции дисграфии и дислексии
детей с ЗПР, т.к. на первый план в нарушении развития у данной категории детей выходит неспособность
контролировать свою деятельность и управлять своим поведением);
• поведенческой и эмоционально – волевой сферы.

Цель: создание

условий для

коррекции

стойких

специфических

нарушений

(недостатков)

усвоения

орфографических знаний, умений и навыков, обусловленных недоразвитием ряда неречевых и речевых психических
функций.

Задачи:


формировать навык прогнозирования и распознавания «ошибкоопасных» мест;



формировать навык запоминания и применения грамматического правила по алгоритму;



совершенствовать навык грамотного письма;



развивать навыки различных форм языкового анализа (фонематического, морфемного, морфологического);



развивать лексико-грамматический строй речи, связную речь;



развивать неречевые психические функции: произвольное внимание, память;



совершенствовать основные учебные навыки;



воспитывать положительную мотивацию к учебной деятельности;



воспитывать стремление к самостоятельности и самоконтролю;

воспитывать интерес к родному языку.
Программа предназначена для обучающихся с ОВЗ (ЗПР) в 5-9 классах.

Коррекционно-развивающая работа реализуется поэтапно. Последовательность этапов и их адресность создают
необходимые предпосылки для предупреждения и устранения нарушений речи у детей с ОВЗ. На каждом году обучения,
можно выделить следующие основные этапы: диагностический, подготовительный, коррекционно-развивающий,
оценочный.
На диагностическом этапе происходит систематизация сведений о педагогическом и психологическом статусе
ребенка. У школьников с ОВЗ исследуются все структурные компоненты языковой системы, общая, артикуляционная
моторика, состояние дыхательной и голосовой функций, чтение и письмо. Далее определяются причины возникновения
нарушений письменной речи, особенности развития устной речи, зона ближайшего развития ребенка и содержание
коррекционной помощи. За учебный год проводится входная, промежуточная (при необходимости) и итоговая
диагностика. Такая работа позволяет определить стратегию поведения: педагог – логопед – родитель, как необходимое
условие для достижения максимального результата коррекционной деятельности. По результатам диагностики, на
основании однородности нарушений речи, формируются группы или подгруппы детей, наполняемость которых зависит
от тяжести речевого дефекта (ОНР – 3-5 человек, ФФНР – до 6 человек) и особенностей психического развития каждого
ребенка (Письмо Министерства образования РФ от 14 декабря 2000 г. № 2 «Об организации логопедического пункта
общеобразовательного учреждения»).
На подготовительном этапе основными задачами являются: развитие или уточнение созданных в процессе
обучения предпосылок овладения орфографией, формирование готовности школьников к коррекционно-развивающей
работе.

В соответствии с возрастными особенностями детей на коррекционно-развивающем этапе ведется работа,
направленная на предупреждение и преодоление нарушений речи. Занятия проводятся как в групповой, так и в
индивидуальной форме 2-3 раза в неделю с соблюдением особых образовательных потребностей детей.
Продолжительность групповых занятий составляет 30-40 мин., индивидуальных – 20-30 мин., в зависимости от возраста,
индивидуальных особенностей детей, от тяжести речевых нарушения. Коррекционно-развивающая работа включает
различные виды логопедического воздействия по развитию и коррекции речевых и неречевых функций, что
способствует нормализации устной речи и созданию базы для успешного усвоения письма и чтения. Выбор приемов и
средств обучения, рассчитан на вовлечение в активное условно-речевое общение, на развитие умения планировать
учебное сотрудничество, учитывать интересы других и т.д. Так, предполагая вовлечение учащихся в активную речевую
деятельность, логопедическая работа имеет ярко выраженную коммуникативную направленность, что способствует
развитию у них коммуникативных универсальных учебных действий и речемыслительных способностей. Особенностью
логопедической работы со школьниками 5-9 классов с ОВЗ, является наличие регулятивно-корректировочной
деятельности, что подразумевает внесение необходимых изменений в образовательный процесс и корректировку
условий и форм обучения, методов и приёмов работы.
На оценочном этапе отслеживается эффективность проведенной коррекционно-развивающей работы, проводится
повторная проверка уровня развития устной речи, навыков письма, анализируются различные виды письменных работ
детей. Оптимальным способом оценки могут служить проверочные работы, включающие в себя:
- зрительные, слуховые диктанты с грамматическими заданиями;

- задания, по которым оценивается уровень сформированности пространственно-временных представлений, усвоение
учебной терминологии и состояние лексико-грамматической стороны речи;
- устный опрос, позволяющий оценить состояние связной речи и наличия в ней аграмматизмов;
- наблюдение в ходе какой-либо деятельности.
Условия формирования групп: одновозрастные, добор в группы по результатам регулярного мониторинга
письменных работ обучающихся.
Количество детей в группе: 3-6 человек.
Срок реализации: 5 лет.
Форма организации деятельности детей на занятии:
- групповая;
- подгрупповая;
- индивидуальная.

Продолжительность занятий:
групповых– 40 минут; индивидуальных – 20 минут

Планируемые результаты

В результате реализации логопедической программы у обучающихся:
- в развитии звуковой стороны речи;
- в развитии лексического запаса и грамматического строя речи;
- в формировании связной речи;
- будут устранены специфические ошибки письма и чтения;
- сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.
Основные требования к уровню подготовки обучающихся
Обучающиеся должны знать:


морфологические признаки частей речи;



состав и названия частей слова;



признаки гласных и согласных, твердых и мягких, звонких и глухих звуков и букв;



правописание Ь, Ъ в различных частях речи;



синтаксические единицы, знаки препинания при них;



структуру текста.

Обучающиеся должны уметь:


различать морфологические и грамматические признаки частей речи;



проводить все виды анализа слов (фонетический, морфологический и др.);



доказывать написание звуков буквами, имеющих акустико-артикуляционное сходство по твердости – мягкости,
ударности – безударности, подбирая проверочные слова, проверяя сомнительную букву;



дифференцировать основные синтаксические единицы, правильно употреблять знаки препинания;



проводить анализ текста, составлять план;



устранять ошибки в деформированных текстах, предложениях, словах.
Поскольку дети с ЗПР быстро утомляются, то важно иметь чёткую структуру каждого занятия. Структура

занятий позволит детям держаться в рамках занятия, способствуя преодолению характерных трудностей концентрации
внимания, произвольной организации деятельности. Следование структуре из занятия в занятие лучше организует детей.
А так же важна частая смена видов деятельности.
Формы подведения итогов:
Сравнительный анализ распространенности орфографических ошибок (определение коэффициента успешности
выполнения заданий ).
В процессе реализации программы учитель – логопед осуществляет взаимосвязь с педагогами через индивидуальные и
групповые консультации, педагогические советы. С родителями через выступления на родительских собраниях,
индивидуальные консультации.
Отслеживание динамики и эффективности программы осуществляется через школьное ПМПк.

Календарно-тематический план
5 класс

№ п/п

Тема

Количество часов

1

Диагностика

2

2

Звуки и буквы.

1

3

Дифференциация гласных букв и звуков.

1

4

Дифференциация согласных по твердости-мягкости.

1

5

Дифференциация согласных по глухости-звонкости.

1

6

Слоговой анализ и синтез слов. Правила переноса слов.

1

7

Ударение

1

8

Безударные гласные
(способ «смотри в корень»)

1

9

Безударные гласные
(способ «объясни значение слова»)

1

10

Безударные гласные
(способ «измени форму слова»)

1

11

Безударные гласные
(способ «ищи родственников»)

1

12

Непроизносимые согласные

1

13

Разделительный мягкий знак
и мягкий знак – показатель мягкости согласных

1

14

Разделительный твердый знак

1

15

Образование видовых пар глаголов.
Суффиксы -ва- и -ну-.

1

16

Правописание -тся и -ться в глаголах

1

17

Правописание безударных личных окончаний глаголов.

1

18

Правописание безударных падежных окончаний существительных

1

19

Анализ и синтез существительных с суффиксами -от-, -ость, -ств-, -изм, -изн.

1

20

Анализ и синтез существительных с суффиксами
-от-, -ость, -ств-, -изм, -изн.

1

21

Анализ и синтез существительных с суффиксами
-от-, -ость, -ств-, -изм, -изн.

1

22

Образование прилагательных с суффиксами -оват-, -еват-.

1

23

Анализ и синтез прилагательных с суффиксами
-лив-, -чив-, -ев-, -ив-, -ов-.

1

24

Анализ и синтез слов с суффиксами -ин-, -инк-.

1

25

Согласование прилагательных и существительных.

1

26

Правописание прилагательных с безударными окончаниями

1

27

Дифференциация предлога и приставки.

1

28

Анализ и синтез простого предложения.

1

29

Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске

1

30

Анализ и синтез предложений с обращением.

1

31

Анализ и синтез предложений с тире между подлежащим и сказуемым

1

32

Предложения с прямой речью; диалог.

1

33

Диагностика

1

Всего

34

6 класс

№ п/п

Тема

Количество часов

1

Диагностика.

2

2

Дифференциация гласных

1

3

Правописание гласных в приставках

1

4

Чередование гласных о и а в корнях –лаг, -лож, -раст, -рос

1

5

Чередование гласных о и а в корнях – кос,- кас, -гор,-гар

1

6

Анализ и синтез слов с приставками пре и при

1

7

Дифференциация согласных

1

8

Правописание согласных в приставках

1

9

Употребление мягкого знака для обозначения грамматических форм

1

10

Многозначность слов

1

11

Правописание сложных слов

1

12

Диалектные и просторечные слова

1

13

Анализ простого предложения

1

14

Анализ сложного предложения

1

15

Сокращение предложений

1

16

Составление предложений

1

17

Изменение по падежам существительных на - мя

1

18

Несклоняемые существительные

1

19

Степени сравнения прилагательных

1

20

Падежные окончания существительных

1

21

Согласование числительных с существительными

1

22

Мягкий знак на конце и в середине числительных

1

23

Склонение порядковых числительных

1

24

Изменение местоимений по падежам

1

25

Согласование местоимений с существительными

1

26

Текст - повествование

2

27

Текст - описание

1

28

Текст - рассуждение

2

29

Диагностика

1

Всего

34

7 класс

№ п/п

Тема

Количество часов

1

Диагностика

2

2

Повторим

2

3

Словообразование

1

4

Имя существительное

1

5

Имя прилогательное

1

6

Местоимение

1

7

Глагол

1

8

Наречие

1

9

Предлоги

1

10

Союзы

1

11

Причастие , как особая форма глагола

1

12

Причастный оборот

1

13

Анализ с причастным оборотом

1

14

Деепричастие как особая форма глагола

1

15

Деепричастный оборот

1

16

Анализ предложений с деепричастным оборотом

1

17

Синонимы, антонимы

1

18

Омонимы, поронимы

1

19

Заимствованные слова

1

20

Специальная лексика

1

21

Фразеологизм

1

22

Работа над словосочетанием

1

23

Работа над предложением

1

24

Работа над текстом

1

25

Подробное изложение повествовательных текстов

1

26

Подробное изложение с творческим дополнением

1

27

Сжатое изложение

1

28

Выборочное изложение

1

29

Сочинение

1

30

Диагностика

1

Всего

34

8 класс

№ п/п

Раздел, тема

Количество часов

1

Диагностика

2

2

Совершенствование навыков фонематического анализа и синтеза (слог,звук, 5
буква).

3

Морфемика и словообразование (состав слова).

4

4

Самостоятельные и служебные части речи.

3

5

Строение текста. Стили речи.

3

6

Словосочетание

3

7

Предложение (простое, сложное)

3

Главные и второстепенные члены предложения
8

Работа с текстом.

9

Составление плана текста, пересказ по плану (краткий, подробный).
9

Диагностика

2

ВСЕГО

34 часов

9 класс

№ п/п

Тема

Количество часов

1

Диагностика

2

2

Фонетика (совершенствование навыков фонематического анализа и синтеза)

6

3

Лексика (значение слова)

6

4

Морфемика (состав слова)

6

5

Морфология (части речи)

6

6

Синтаксис.

Пунктуация.

(словосочетание,

предложение,

текст,

знаки 7

препинания)
7

Диагностика

1

Всего

34

Методическое обеспечение реализации программы.

Методика проведения занятий предполагает комплексный подход в сочетании с наглядными и игровыми
приемами. В ходе занятия реализуется основной принцип образования – принцип соблюдения триединой задачи:
воспитание, развитие, обучение. Занятия ориентированы на психическую защищенность ребенка, его комфорт и
потребность в эмоциональном общении с учителем-логопедом.
Использование на занятии различных приёмов позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания
интереса на протяжении всего занятия. Сюжетно-тематическая организация занятий и разнообразие учебного материала
способствует

спонтанному

развитию

связной

речи,

познавательных

процессов

и

соответствует

детским

психофизическим данным, так как в игре максимально реализуются потенциальные возможности учащихся. Занятия
направлены на включение в работу всех анализаторных систем.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».