Планируемые результаты освоения предмета за курс 10 – 11 класса Изучение астрономии в основной школе обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные универсальные учебные действия. • устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива; • самостоятельность в приобретении новых знаний, практических умений и навыков • мотивация образовательной деятельности на основе личностно ориентированного подхода • • готовность к выбору профильного образования. готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика; • умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты; • экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех еѐ проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях. • потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании; гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну • уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству; Метапредметные универсальные учебные действия. Регулятивные. Выпускник научится: целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную; самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учѐта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; планировать пути достижения целей; устанавливать целевые приоритеты; уметь самостоятельно контролировать своѐ время и управлять им; принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров; осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания; адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации; • основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса. Выпускник получит возможность научиться: самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; построению жизненных планов во временной перспективе; при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения; выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ; основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей; осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач; адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи; адекватно оценивать свои возможности достижения цели определѐнной сложности в различных сферах самостоятельной деятельности; основам саморегуляции эмоциональных состояний; прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей. Коммуникативные. Выпускник научится: • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать еѐ с позициями партнѐров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; • устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; • аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом; • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнѐром; • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание; • организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; • осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнѐра, уметь убеждать; • работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; • основам коммуникативной рефлексии; • использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей; • отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи. Выпускник получит возможность научиться: • учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей, в сотрудничестве; • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; продуктивно разрешать конфликты на основе учѐта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; • брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство); • оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности; • осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнѐра; • в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнѐру необходимую информацию как ориентир для построения действия; • вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; • следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнѐрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнѐрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности; • устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; • в совместной деятельности чѐтко формулировать цели группы и позволять еѐ участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей. Познавательные. Выпускник научится: • основам реализации проектно-исследовательской деятельности; • проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя; • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; • давать определение понятиям; • устанавливать причинно-следственные связи; • осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия; • обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объѐмом к понятию с большим объѐмом; • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; • строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания); • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования; • основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий; • работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов. Выпускник получит возможность научиться: • основам рефлексивного чтения; • ставить проблему, аргументировать еѐ актуальность; • самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента; • выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов; • организовывать исследование с целью проверки гипотез; • делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации. Предметные Выпускник на базовом уровне научится: - раскрывать на примерах роль астрономии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности человека, взаимосвязь между астрономией и другими естественными науками; —воспроизводить сведения по истории развития астрономии, ее связях с физикой и математикой; —использовать полученные ранее знания для объяснения устройства и принципа работы телескопа; – воспроизводить горизонтальную и экваториальную системы координат; —воспроизводить определения терминов и понятий (созвездие, высота и кульминация звезд и Солнца, эклиптика, местное, поясное, летнее и зимнее время); —объяснять необходимость введения високосных лет и нового календарного стиля; —объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд и Солнца на различных географических широтах, движение и фазы Луны, причины затмений Луны и Солнца; — применять звездную карту для поиска на небе определенных созвездий и звезд; —воспроизводить исторические сведения о становлении и развитии гелиоцентрической системы мира; —воспроизводить определения терминов и понятий (конфигурация планет, синодический и сидерический периоды обращения планет, горизонтальный параллакс, угловые размеры объекта, астрономическая единица); —вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их размеры по угловым размерам и расстоянию; —формулировать законы Кеплера, определять массы планет на основе третьего (уточненного) закона Кеплера; —описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом; —объяснять причины возникновения приливов на Земле и возмущений в движении тел Солнечной системы; —характеризовать особенности движения и маневров космических аппаратов для исследования тел Солнечной системы; —формулировать и обосновывать основные положения современной гипотезы о формировании всех тел Солнечной системы из единого газопылевого облака; —определять и различать понятия (Солнечная система, планета, ее спутники, планеты земной группы, планеты-гиганты, кольца планет, малые тела, астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды, метеоры, болиды, метеориты); — описывать природу Луны и объяснять причины ее отличия от Земли; —перечислять существенные различия природы двух групп планет и объяснять причины их возникновения; —проводить сравнение Меркурия, Венеры и Марса с Землей по рельефу поверхности и составу атмосфер, указывать следы эволюционных изменений природы этих планет; —объяснять механизм парникового эффекта и его значение для формирования и сохранения уникальной природы Земли; —описывать характерные особенности природы планет-гигантов, их спутников и колец; —характеризовать природу малых тел Солнечной системы и объяснять причины их значительных различий; —описывать явления метеора и болида, объяснять процессы, которые происходят при движении тел, влетающих в атмосферу планеты с космической скоростью; —описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов; —объяснять сущность астероидно-кометной опасности, возможности и способы ее предотвращения. —определять и различать понятия (звезда, модель звезды, светимость, парсек, световой год); —характеризовать физическое состояние вещества Солнца и звезд и источники их энергии; —описывать внутреннее строение Солнца и способы передачи энергии из центра к поверхности; —объяснять механизм возникновения на Солнце грануляции и пятен; —описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на Землю; —вычислять расстояние до звезд по годичному параллаксу; —называть основные отличительные особенности звезд различных последовательностей на диаграмме «спектр — светимость»; —сравнивать модели различных типов звезд с моделью Солнца; —объяснять причины изменения светимости переменных звезд; —описывать механизм вспышек Новых и Сверхновых; —оценивать время существования звезд в зависимости от их массы; —описывать этапы формирования и эволюции звезды; —характеризовать физические особенности объектов, возникающих на конечной стадии эволюции звезд: белых карликов, нейтронных звезд и черных дыр; —объяснять смысл понятий (космология, Вселенная, модель Вселенной, Большой взрыв, реликтовое излучение); —характеризовать основные параметры Галактики (размеры, состав, структура и кинематика); —определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе зависимости «период — светимость»; —распознавать типы галактик (спиральные, эллиптические, неправильные); —сравнивать выводы А. Эйнштейна и А. А. Фридмана относительно модели Вселенной; —обосновывать справедливость модели Фридмана результатами наблюдений «красного смещения» в спектрах галактик; —формулировать закон Хаббла; —определять расстояние до галактик на основе закона Хаббла; по светимости Сверхновых; —оценивать возраст Вселенной на основе постоянной Хаббла; —интерпретировать обнаружение реликтового излучения как свидетельство в пользу гипотезы Горячей Вселенной; —классифицировать основные периоды эволюции Вселенной с момента начала ее расширения — Большого взрыва; —интерпретировать современные данные об ускорении расширения Вселенной как результата действия антитяготения «темной энергии» — вида материи, природа которой еще неизвестна; –систематизировать знания о методах исследования и современном состоянии проблемы существования жизни во Вселенной; -выполнять наблюдения в дневное и вечернее время. Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: формулировать цель исследования для определения разницы освещенностей, создаваемых светилами, по известным значениям звездных величин; использовать звездную карту для поиска созвездий и звезд на небе; – самостоятельно планировать и проводить астрономические наблюдения за фазами движения Луны с соблюдением правил безопасной работы; – интерпретировать данные о составе и строении Солнца, полученные с помощью современных методов; – описывать состояние звезд на основе современных квантово-механических представлений о строении Вселенной; характеризовать параметры сходства внутреннего строения и химического состава планет земной группы; объяснять особенности вулканической деятельности и тектоники на планетах земной группы; формулировать основные постулаты общей теории относительности; определять характеристики стационарной Вселенной А. Эйнштейна; использовать эффект Доплера и его значение для подтверждения нестационарности Вселенной; характеризовать процесс однородного и изо- тропного расширения Вселенной; формулировать закон Хаббла. - Содержание предмета 10 класс Что изучает астрономия. Наблюдения — основа астрономии (2 ч) Астрономия, ее связь с другими науками. Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая астрономия. Практические основы астрономии (14 ч) Звезды и созвездия. Звездные карты, глобусы и атласы. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь. Строение Солнечной системы (14 ч) Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет. Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе. Содержание предмета 11 класс Природа тел Солнечной системы (13 ч) Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета. Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планетыкарлики, кометы, метеороиды. Метеоры, болиды и метеориты. Солнце и звезды (9 ч) Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Источник его энергии. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Звезды — далекие солнца. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Диаграмма «спектр—светимость». Массы и размеры звезд. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы. Строение и эволюция Вселенной. Жизнь и разум во Вселенной (8 ч) Наша Галактика. Ее размеры и структура. Два типа населения Галактики. Межзвездная среда: газ и пыль. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы. Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение. Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании. Учебно-тематический план 10 класс Количество часов № Тема, раздел 1 Общее Практическ Контрольные ие работы работы Что изучает астрономия. Наблюдения — основа астрономии 2 - - Практические основы астрономии. 11 - 1 Строение Солнечной системы. 13 2 1 Повторение 6 - 1 Резервный урок 1 - - Итого: 34 2 3 2 3 4 5 Тематическое планирование 10 класс Тема урока № п/п 1 Кол-во часов 2 Что изучает астрономия. Наблюдения — основа астрономии (2 часа) 3 1 Предмет астрономии. 1 2 Наблюдения — основа астрономии. 1 Практические основы астрономии (11 часов) 3 Звезды и созвездия. 1 4 Небесные координаты. 1 5 Звездные карты. 1 6 Практическая работа со звездной картой. 1 Видимое движение звезд на различных географических широтах 1 Решение задач. Видимое движение звезд на различных географических широтах. 1 8 9 Годичное движение Солнца. 1 10 Эклиптика. 1 11 Движение и фазы Луны. 1 12 Затмение Солнца и Луны. 1 13 Время и календарь. 1 14 Решение задач. Время и календарь. 1 Контрольная работа №1 «Практические основы астрономии» 1 7 15 Строение Солнечной системы (13 часов) 16 Развитие представлений о строении мира. 1 17 Конфигурации планет. 1 18 Синодический период. 1 19 Практическая работа №1 определение синодического периода. 1 20 Законы движения тел солнечной системы. 1 21 Решение задач. Законы Кеплера. 1 22 Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе 1 Практическая работа№2 «Работа с планом Солнечной системы». 1 Открытие и применение закона всемирного тяготения. 1 Движение искусственных спутников и космических аппаратов в Солнечной системе. Решение задач по теме «Строение Солнечной системы» 1 Контрольная работа №2 "Строение Солнечной системы" 1 23 24 25 26 27 28 2 Повторение (7 часов) 29 30 30 31 Повторение «Практические основы астрономии». 2 Повторение «Строение солнечной системы». 2 Итоговая контрольная работа. 1 Анализ итоговой контрольной работы. 1 Резервный урок. 1 32 33 34 Учебно-тематический план 11 класс Количество часов № Тема, раздел Общее Практическ Контрольные ие работы работы Природа тел Солнечной системы. 13 - - Солнце и звезды. 9 - 1 Строение и эволюция Вселенной. Жизнь и разум во Вселенной. 8 - 1 Повторение 3 - 1 Резервный урок 1 - - ИТОГО 34 - 3 1 2 3 4 5 Тематическое планирование 11 класс № п/п Тема урока Кол-во часов Природа тел Солнечной системы (13 часов) Солнечная система как комплекс 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 1 тел, имеющих общее происхождение. Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. 1 Земля и Луна — двойная планета. 1 Луна . 1 Две группы планет. 1 Природа планет земной группы. 1 Планеты гиганты. 1 Спутники и кольца планет-гигантов. 1 Астероиды, планеты-карлики. 1 Кометы. Решение задач. 1 Метеоры, болиды и метеориты. 1 Урок обобщения знаний. 1 Самостоятельная работа по теме «Природа тел Солнечной системы». 1 13 Солнце и звезды. (9 часов) 14 15 16 17 18 19 20 21 Солнце: его состав и внутреннее Строение. 1 Атмосфера Солнца. 1 Солнечная активность и ее влияние на Землю. 1 Расстояние до звезд. 1 Спектры, цвет и температура звезд. 1 Массы и размеры звезд. 1 Переменные и нестационарные звезды. 1 Эволюция звезд. 1 Контрольная работа №1 «Солнце и Солнечная система». 1 22 Строение и эволюция Вселенной. Жизнь и разум во Вселенной (8 часов) 23 24 25 26 27 28 29 30 Наша Галактика. 1 Наша Галактика. 1 Другие звездные системы — Галактики. 1 Космология начала XX века. 1 Основы современной космологии. 1 Жизнь и разум во Вселенной. 1 «Одиноки ли мы во Вселенной?». 1 Контрольная работа №2 «Строение и эволюция Вселенной". 1 Повторение (3 часа). 31 Повторение «Природа тел Солнечной системы». 32 Повторение «Строение Вселенной». 1 1 Итоговая контрольная работа. 1 Резервный урок. 1 33 34