Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Астрономия-10- 11

Планируемые результаты освоения предмета за курс 10 – 11 класса
Изучение астрономии в основной школе обеспечивает достижение личностных, метапредметных
и предметных результатов.
Личностные универсальные учебные действия.
•

устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции
познавательного мотива;

•

самостоятельность в приобретении новых знаний, практических умений и навыков

•

мотивация образовательной деятельности на основе личностно ориентированного подхода

•
•

готовность к выбору профильного образования.
готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и
обязанностей ученика;

•

умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;
умение конструктивно разрешать конфликты;

•

экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех еѐ проявлениях; знание
основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни и
здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях.

•

потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании; гражданский
патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну

•

уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность,
готовность к равноправному сотрудничеству;
Метапредметные универсальные учебные действия.
Регулятивные.

Выпускник научится:


целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в
познавательную;



самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учѐта выделенных
учителем ориентиров действия в новом учебном материале;



планировать пути достижения целей;



устанавливать целевые приоритеты;



уметь самостоятельно контролировать своѐ время и управлять им;



принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;



осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу
действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;



адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации; •
основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

Выпускник получит возможность научиться:


самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;



построению жизненных планов во временной перспективе;



при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и
средства их достижения;



выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный
способ;



основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного
управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных
целей;



осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и
познавательных задач;



адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого
расхода ресурсов на решение задачи;



адекватно оценивать свои возможности достижения цели определѐнной сложности в
различных сферах самостоятельной деятельности;



основам саморегуляции эмоциональных состояний;



прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения
целей.
Коммуникативные.

Выпускник научится:
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать еѐ с позициями
партнѐров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для
оппонентов образом;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с
партнѐром;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть
устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять
цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнѐра, уметь убеждать;
• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и
способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить
продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
• основам коммуникативной рефлексии;
• использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и
потребностей;
• отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой
социализированной речи, так и в форме внутренней речи.
Выпускник получит возможность научиться:
• учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей, в сотрудничестве;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
продуктивно разрешать конфликты на основе учѐта интересов и позиций всех участников, поиска и
оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к
общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; •
брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной
деятельности;
• осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и
действий партнѐра;
• в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнѐру
необходимую информацию как ориентир для построения действия;
• вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в
дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами
речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
• следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на
основе уважительного отношения к партнѐрам, внимания к личности другого, адекватного
межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности
оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнѐрам в процессе достижения общей цели
совместной деятельности;
• устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами
группы для принятия эффективных совместных решений;

• в совместной деятельности чѐтко формулировать цели группы и позволять еѐ участникам
проявлять собственную энергию для достижения этих целей.
Познавательные.
Выпускник научится:
• основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
• проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных
условий;
• давать определение понятиям;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;
• обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к
родовому понятию, от понятия с меньшим объѐмом к понятию с большим объѐмом;
• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и
критерии для указанных логических операций;
• строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею
текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
• работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять
обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.
Выпускник получит возможность научиться:
• основам рефлексивного чтения;
• ставить проблему, аргументировать еѐ актуальность;
• самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и
эксперимента;
• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
• организовывать исследование с целью проверки гипотез;
• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.

Предметные
Выпускник на базовом уровне научится:
- раскрывать на примерах роль астрономии в формировании современной научной картины мира и в
практической деятельности человека, взаимосвязь между астрономией и другими естественными
науками;
—воспроизводить сведения по истории развития астрономии, ее связях с физикой и математикой;
—использовать полученные ранее знания для объяснения устройства и принципа работы телескопа;
– воспроизводить горизонтальную и экваториальную системы координат; —воспроизводить
определения терминов и понятий (созвездие, высота и кульминация звезд и Солнца, эклиптика,
местное, поясное, летнее и зимнее время);
—объяснять необходимость введения високосных лет и нового календарного
стиля;
—объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд и Солнца на различных
географических широтах, движение и фазы Луны, причины затмений Луны и Солнца;
— применять звездную карту для поиска на небе определенных созвездий и звезд; —воспроизводить
исторические сведения о становлении и развитии гелиоцентрической системы мира;
—воспроизводить определения терминов и понятий (конфигурация планет, синодический и
сидерический периоды обращения планет, горизонтальный параллакс, угловые размеры объекта,
астрономическая единица);
—вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их размеры по угловым
размерам и расстоянию;
—формулировать законы Кеплера, определять массы планет на основе третьего (уточненного) закона
Кеплера;
—описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения по
орбитам с различным эксцентриситетом;
—объяснять причины возникновения приливов на Земле и возмущений в движении тел Солнечной
системы;
—характеризовать особенности движения и маневров космических аппаратов для исследования тел
Солнечной системы;
—формулировать и обосновывать основные положения современной гипотезы о формировании всех
тел Солнечной системы из единого газопылевого облака; —определять и различать понятия
(Солнечная система, планета, ее спутники, планеты земной группы, планеты-гиганты, кольца планет,
малые тела, астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды, метеоры, болиды, метеориты); —
описывать природу Луны и объяснять причины ее отличия от Земли;
—перечислять существенные различия природы двух групп планет и объяснять причины их
возникновения;
—проводить сравнение Меркурия, Венеры и Марса с Землей по рельефу поверхности и составу
атмосфер, указывать следы эволюционных изменений природы этих планет;

—объяснять механизм парникового эффекта и его значение для формирования и сохранения
уникальной природы Земли;
—описывать характерные особенности природы планет-гигантов, их спутников и колец;
—характеризовать природу малых тел Солнечной системы и объяснять причины их значительных
различий;
—описывать явления метеора и болида, объяснять процессы, которые происходят при движении тел,
влетающих в атмосферу планеты с космической скоростью;
—описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов;
—объяснять сущность астероидно-кометной опасности, возможности и способы ее предотвращения.
—определять и различать понятия (звезда, модель звезды, светимость, парсек, световой год);
—характеризовать физическое состояние вещества Солнца и звезд и источники их энергии;
—описывать внутреннее строение Солнца и способы передачи энергии из центра к поверхности;
—объяснять механизм возникновения на Солнце грануляции и пятен;
—описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на Землю;
—вычислять расстояние до звезд по годичному параллаксу;
—называть основные
отличительные
особенности звезд различных
последовательностей на диаграмме «спектр — светимость»; —сравнивать модели различных типов
звезд с моделью Солнца;
—объяснять причины изменения светимости переменных звезд;
—описывать механизм вспышек Новых и Сверхновых;
—оценивать время существования звезд в зависимости от их массы;
—описывать этапы формирования и эволюции звезды;
—характеризовать физические особенности объектов, возникающих на конечной стадии эволюции
звезд: белых карликов, нейтронных звезд и черных дыр; —объяснять смысл понятий (космология,
Вселенная, модель Вселенной, Большой взрыв, реликтовое излучение);
—характеризовать основные параметры Галактики (размеры, состав, структура и кинематика);
—определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе зависимости
«период — светимость»;
—распознавать типы галактик (спиральные, эллиптические, неправильные);
—сравнивать выводы А. Эйнштейна и А. А. Фридмана относительно модели Вселенной;
—обосновывать справедливость модели Фридмана результатами наблюдений
«красного смещения» в спектрах галактик;
—формулировать закон Хаббла;
—определять расстояние до галактик на основе закона Хаббла; по светимости Сверхновых;

—оценивать возраст Вселенной на основе постоянной Хаббла;
—интерпретировать обнаружение реликтового излучения как свидетельство в пользу гипотезы
Горячей Вселенной;
—классифицировать основные периоды эволюции Вселенной с момента начала ее расширения —
Большого взрыва;
—интерпретировать современные данные об ускорении расширения Вселенной как результата
действия антитяготения «темной энергии» — вида материи, природа которой еще неизвестна;
–систематизировать знания о методах исследования и современном состоянии проблемы
существования жизни во Вселенной;
-выполнять наблюдения в дневное и вечернее время.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
формулировать цель исследования для определения разницы освещенностей, создаваемых
светилами, по известным значениям звездных величин; использовать звездную карту для поиска
созвездий и звезд на небе;
– самостоятельно планировать и проводить астрономические наблюдения за фазами
движения Луны с соблюдением правил безопасной работы;
– интерпретировать данные о составе и строении Солнца, полученные с помощью
современных методов;
– описывать состояние звезд на основе современных квантово-механических
представлений о строении Вселенной;
характеризовать параметры сходства внутреннего строения и химического состава
планет земной группы; объяснять особенности вулканической деятельности и тектоники на
планетах земной группы;
формулировать основные постулаты общей теории
относительности; определять характеристики стационарной Вселенной А. Эйнштейна;
использовать
эффект
Доплера
и его
значение
для
подтверждения
нестационарности Вселенной; характеризовать процесс однородного и изо- тропного расширения
Вселенной; формулировать закон Хаббла.

-

Содержание предмета 10 класс

Что изучает астрономия. Наблюдения — основа астрономии (2 ч)
Астрономия, ее связь с другими науками. Структура и масштабы Вселенной. Особенности
астрономических
методов
исследования.
Телескопы и радиотелескопы.
Всеволновая астрономия.

Практические основы астрономии (14 ч)
Звезды и созвездия. Звездные карты, глобусы и атласы. Видимое движение звезд на различных
географических широтах. Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика.
Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны.
Время и календарь.
Строение Солнечной системы (14 ч)
Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление
гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и
сидерический (звездный) периоды обращения планет. Законы Кеплера. Определение расстояний и
размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под
действием сил тяготения. Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников
Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.
Содержание предмета 11 класс

Природа тел Солнечной системы (13 ч)
Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная
планета. Исследования Луны космическими аппаратами.
Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса.
Планеты-гиганты, их спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планетыкарлики, кометы, метеороиды. Метеоры, болиды и метеориты.
Солнце и звезды (9 ч)
Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Источник его энергии. Атмосфера
Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Звезды — далекие солнца. Годичный
параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд.
Диаграмма «спектр—светимость». Массы и размеры звезд. Модели звезд. Переменные и
нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы.
Строение и эволюция Вселенной. Жизнь и разум во Вселенной (8 ч)
Наша Галактика. Ее размеры и структура. Два типа населения Галактики. Межзвездная среда:
газ и пыль. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики.
Проблема «скрытой» массы. Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления
галактик. Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Нестационарная
Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения
Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение. Проблема существования жизни вне Земли. Условия,
необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные
органические соединения в космосе. Современные возможности космонавтики и радиоастрономии
для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о
своем существовании.

Учебно-тематический план 10 класс

Количество часов
№
Тема, раздел

1

Общее

Практическ Контрольные
ие работы
работы

Что изучает астрономия. Наблюдения —
основа астрономии

2

-

-

Практические основы астрономии.

11

-

1

Строение Солнечной системы.

13

2

1

Повторение

6

-

1

Резервный урок

1

-

-

Итого:

34

2

3

2
3
4
5

Тематическое планирование 10 класс
Тема урока

№
п/п
1

Кол-во
часов

2
Что изучает астрономия. Наблюдения — основа астрономии (2 часа)

3

1

Предмет астрономии.

1

2

Наблюдения — основа астрономии.

1

Практические основы астрономии (11 часов)
3

Звезды и созвездия.

1

4

Небесные координаты.

1

5

Звездные карты.

1

6

Практическая работа со звездной картой.

1

Видимое движение звезд на различных географических широтах

1

Решение задач. Видимое движение звезд на различных географических
широтах.

1

8
9

Годичное движение Солнца.

1

10

Эклиптика.

1

11

Движение и фазы Луны.

1

12

Затмение Солнца и Луны.

1

13

Время и календарь.

1

14

Решение задач. Время и календарь.

1

Контрольная работа №1 «Практические основы астрономии»

1

7

15
Строение Солнечной системы (13 часов)
16

Развитие представлений о строении мира.

1

17

Конфигурации планет.

1

18

Синодический период.

1

19

Практическая работа №1 определение синодического периода.

1

20

Законы движения тел солнечной системы.

1

21

Решение задач. Законы Кеплера.

1

22

Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе

1

Практическая работа№2 «Работа с планом Солнечной системы».

1

Открытие и применение закона всемирного тяготения.

1

Движение искусственных спутников и космических аппаратов в Солнечной
системе.
Решение задач по теме «Строение Солнечной системы»

1

Контрольная работа №2 "Строение Солнечной системы"

1

23
24
25
26
27
28

2

Повторение (7 часов)
29
30
30
31

Повторение «Практические основы астрономии».

2

Повторение «Строение солнечной системы».

2

Итоговая контрольная работа.

1

Анализ итоговой контрольной работы.

1

Резервный урок.

1

32
33
34

Учебно-тематический план 11 класс

Количество часов
№
Тема, раздел

Общее

Практическ Контрольные
ие работы
работы

Природа тел Солнечной системы.

13

-

-

Солнце и звезды.

9

-

1

Строение и эволюция Вселенной. Жизнь и
разум во Вселенной.

8

-

1

Повторение

3

-

1

Резервный урок

1

-

-

ИТОГО

34

-

3

1
2
3
4
5

Тематическое планирование 11 класс
№
п/п

Тема урока

Кол-во
часов

Природа тел Солнечной системы (13 часов)
Солнечная система как комплекс

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

1

тел, имеющих общее происхождение.
Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение.

1

Земля и Луна — двойная планета.

1

Луна .

1

Две группы планет.

1

Природа планет земной группы.

1

Планеты гиганты.

1

Спутники и кольца планет-гигантов.

1

Астероиды, планеты-карлики.

1

Кометы. Решение задач.

1

Метеоры, болиды и метеориты.

1

Урок обобщения знаний.

1

Самостоятельная работа по теме «Природа тел Солнечной системы».

1

13
Солнце и звезды. (9 часов)
14
15
16
17
18
19
20
21

Солнце: его состав и внутреннее Строение.

1

Атмосфера Солнца.

1

Солнечная активность и ее влияние на Землю.

1

Расстояние до звезд.

1

Спектры, цвет и температура звезд.

1

Массы и размеры звезд.

1

Переменные и нестационарные звезды.

1

Эволюция звезд.

1

Контрольная работа №1 «Солнце и Солнечная система».

1

22
Строение и эволюция Вселенной. Жизнь и разум во Вселенной (8 часов)
23
24
25
26
27
28
29
30

Наша Галактика.

1

Наша Галактика.

1

Другие звездные системы — Галактики.

1

Космология начала XX века.

1

Основы современной космологии.

1

Жизнь и разум во Вселенной.

1

«Одиноки ли мы во Вселенной?».

1

Контрольная работа №2 «Строение и эволюция Вселенной".

1

Повторение (3 часа).

31

Повторение «Природа тел Солнечной системы».

32

Повторение «Строение Вселенной».

1
1

Итоговая контрольная работа.

1

Резервный урок.

1

33
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».