Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Ф Основы цитологии 11

Пояснительная записка

Пояснительная записка
Цель прикладного курса «Основы цитологии и молекулярной биологии» –
ознакомить с наиболее важными и значимыми вопросами данного курса, углубить знания
учащихся 11 класса, интересующихся биологией, способствовать усилению
познавательной активности и самовоспитанию учащихся, содействовать мотивации и
ориентации на биологические, медицинские, педагогические специальности.
Данный курс углубляет, расширяет и дополняет материал курса «Общей биологии»
10-11 класса.
При этом выполняются следующие задачи:

развитие у учащихся интереса к курсу «Общей биологии» в целом;

формирование у учащихся, интересующихся биологией, более глубокое
усвоение знаний;

раскрываются закономерности, имеющие общебиологический характер и
способствующие воспитанию научного мировоззрения учащихся;

приобщение учащихся к методам научного исследования, применяющиеся
при изучении курса цитологии и молекулярной биологии;

содействие воспитания и самовоспитания личности, повышение научной
культуры труда.

осуществление профориентационной работы со школьниками.
В ходе изучения курса учащиеся знакомятся с клеткой как с саморегулирующейся
биологической системой, функциональной единицей; единицей строения тканей, органов
и любого целостного организма, ее составом, строением; рассматривают молекулярный
состав клетки, строение и значение важнейших биологических молекулярных структур.
Учащиеся знакомятся с методами исследования клеток, узнают микроскопическое
строение органелл клетки и их функции; более детально рассматривают процессы обмена
веществ, происходящих в клетке: изучают фотосинтез и белковый синтез.
Материал курса может быть дополнен сведениями о строении и физиологии
многоклеточных структур: тканей, органов, систем органов. Политехническая и
профориентационная направленность курса выражается в приобщении учащихся к видам
деятельности, характерной для лиц, работающих в области биологии, генетики,
молекулярной биологии, медицины.
В ходе изучения курса учащиеся приобретают умения пользоваться лабораторным
оборудованием, работать с микроскопом, а также вести наблюдения за
жизнедеятельностью одноклеточных и многоклеточных организмов.
Настоящая программа построена с таким расчетом, чтобы между прикладным и
основным курсом легко можно было установить параллельные связи.
Так, в теме «Клетка – единица строения живых организмов» углубляются понятия
о строении и функции клетки и органелл, которые затрагиваются в первых темах
основного курса: раздел «Цитология» 10 класс
В теме «Химический состав клетки» углубление курса идет по линии более
подробного изучения строения молекулярных структур – биополимеров, в результате чего
происходит интеграция предметов биологии и химии. На практических занятиях
учащиеся расширяют свои знания о функциональной анатомии клетки, тканей, органов и
целых систем эукариотических организмов.
В теме «Обмен веществ и энергии» углубление основного курса достигается за счет
более подробного изложения механизмов газообмена и клеточного дыхания, углубленно
рассматривается метаболизм белков, жиров и углеводов, энергетический и пластический
обмен.
Лабораторный практикум знакомит учащихся с элементами микроскопического
исследования и химического анализа свойств некоторых клеточных структур и веществ.
На лабораторном практикуме учащиеся работают с микроскопом, культурами клеток,
проводят химический анализ органических веществ клетки. На практических семинарах

учащиеся работают с научно-популярной литературой, готовят сообщения, закрепляют
полученные знания с помощью самоконтроля и взаимоконтроля.
Итогом данного курса служит научно-практический семинар где учащиеся
знакомят со своими работами, по заранее предложенным учителем темам, согласно темам
данного курса.
Содержание курса
1. (1 ч) Введение Предмет и методы цитологии и молекулярной биологии, ее связь
с другими науками. История изучения клетки. Клеточная теория. Методы исследования
клетки.
2. (6 ч) Химический состав клетки (химические элементы и
вещества): Важнейшие химические элементы клетки: макроэлементы, микроэлементы,
ультрамикроэлементы.
Неорганические вещества клетки: вода и минеральные соли, значение их в
жизнедеятельности клетки.
Органические вещества клетки: липиды их строение и функции.
Углеводы их классификация, строение, функции.
Белки- биополимеры. Структура белковой молекулы и функции белков.
Биологическая роль белков. Денатурация белков
Нуклеиновые кислоты: ДНК – биополинуклеотид, Строение и биологическая роль
ДНК
РНК: рибосомная РНК, транспортная РНК, информационная. Функции РНК.
Другие органические вещества клетки.
Практическая работа: Определение белков, жиров и углеводов в пищевых
продуктах, свойства этих веществ. Действие кислот, щелочей, солей тяжелых металлов на
белковые молекулы. Цветные реакции белков
3.(3) Строение клеток прокариот и эукариот.
Строение
клеток
прокариот
(бактерии,
цианеи).
Строение,
формы,
жизнедеятельность, значение. Особенности питания бактерий и цианобактерий. Вирусы –
неклеточные формы жизни.
Строение клеток эукариот: общее строение. Строение клеток Растений.
Строение клеток Животных. Строение клеток Грибов. Особенности строения
клеток грибов в отличии от растений и животных.
Зависимость жизнедеятельности организмов от строения клеток.
Практическая работа: Изучение растительных и животных клеток (работа с
микропрепаратами культур клеток).
4. (6) Микроскопическое строение органоидов клетки, их функции:
Цитоплазма: ее состав и функции. Клеточное ядро: строение и функции.
Биологическая роль ядра, хромосомы.
Клеточная мембрана: ее строение и функции Плазматическая мембрана, транспорт
веществ. Мембранные структуры их строение и функции: Ядро, Митохондрии, Лизосомы,
Аппарат Гольджи, Эндоплазматическая сеть. Немембранные структуры клетки.
Рибосомы, их функции.
Пластиды - строение хлоропластов, функции хлоропластов. Лейкопласты и
хромопласты. Вакуоль - ее строение и значение. Особенность строения клеточной
оболочки растений. Строение и функции.
Немембранные органоиды. Рибосомы, их значение.
Контрольный урок: Тест по теме «Строение клетки и ее органоидов»
5. (6 ч) Обмен веществ и энергии. Питание
Обмен веществ как основная функция жизни. Значение питательных веществ.
Ассимиляция и диссимиляция. Превращение веществ в. организме.
Понятие о метаболизме. Катаболизм. Анаболизм

Энергетический обмен веществ в клетке. АТФ.
Этапы цикла образования лимонной кислоты – цикл Кребса.
Особенности обмена веществ растительной клетки. Фотосинтез.
Реакции фотосинтеза. Пластический обмен. Биосинтез белка. Транскрипция.
Биосинтез белка. Трансляция.
Обмен белков, жиров, углеводов. Обмен воды и минеральных солей. Регуляция
водно-солевого обмена. Энергетический обмен.
Практическая работа:
1. Составление схем энергетического обмена веществ в клетке. Составление
уравнений дыхания: гликолиза и клеточного аэробного дыхания.
2. Составление схемы пластического обмена: биосинтеза белка – реакций
матричного синтеза, и фотосинтеза.
6. (8) Жизненный цикл клетки. Деление клетки. Размножение. Онтогенез
Интерфаза. Подготовка клетки к делению. Биосинтез белка, РНК, репликация ДНК
Деление клетки. Митоз (кариокинез) - непрямое деление клетки, основа бесполого
размножения организмов. Фазы митоза. Спирализация. Центромеры, веретена деления.
Деление клетки. Мейоз- редукционное деление. Лептотена, зиготена, диплотена.
Коньюгация и кроссинговер. эквационное деление мейоза.
Способы размножения организмов. Бесполое и половое размножение.
Партеногенез.
Развитие половых клеток. Гаметогенез.Сперматогенез. Овогенез. Оплодотворение.
Зигота.
Двойное оплодотворение.
Индивидуальное развитие организмов – онтогенез.
Практические занятие: Наблюдение за делением растительной и животной
клетки.
1.
(4) Обобщение и повторение.
Практический семинар по теме «Химический состав и строение клетки.
Микроскопическое строение и функции ее органоидов»
Практический семинар по темам «Обмен веществ и энергии. Питание»,
«Жизненный цикл клетки. Деление клетки. Размножение. Онтогенез»
Научно – практический семинар на тему «Клетка» Защита рефератов и научных
проектов по изученным темам.
Подведение итогов, награждения.
Планируемые результаты
В результате изучения курса учащиеся должны знать програмный материал
данного курса. уметь разъяснять учебный материал о клетке как о саморегулирующейся
биологической системе, функциональной единице любого организма; о единице строения
тканей, органов и любого целостного организма, ее состав, строение; разъяснять
молекулярный состав клетки, строение и значение важнейших биологических
молекулярных структур: белков, углеводов, жиров, нуклеиновых кислот.
Учащиеся
должны
знать
методы
исследования
клеток,
объяснять
микроскопическое строение органелл клетки и их функции; рассказывать о процессах
обмена веществ, происходящих в клетке: разъяснять процессы фотосинтеза и белкового
синтеза.
Учащиеся должны уметь пользоваться лабораторным оборудованием, работать с
микроскопом, а также вести наблюдения за жизнедеятельностью одноклеточных и
многоклеточных организмов, а также вести записи их
Календарно-тематическое планирование.

№ п/п
1

1.
2

3
4

5
6
7

1.
8

9

10
1.
11
12

13

14
15

Тема занятия

кол. сроки
час. провед.
Введение (1ч): Предмет и методы цитологии и молекулярной 1
биологии, ее связь с другими науками. История изучения
клетки. Клеточная теория. Методы исследования клетки.
Тема: Химический состав клетки (химические элементы и 6 ч
вещества):
Важнейшие химические элементы клетки: макроэлементы, 1
микроэлементы,
ультрамикроэлементы.
Неорганические
вещества клетки: вода и минеральные соли, значение их в
жизнедеятельности клетки.
Органические вещества клетки: липиды их строение и 1
функции.
Углеводы их классификация, строение, функции.
1
Белки- биополимеры. Структура белковой молекулы и функции
белков. Биологическая роль белков. Денатурация белков
Нуклеиновые кислоты: ДНК – биополинуклеотид, Строение и 1
биологическая роль ДНК
РНК: рибосомная РНК, транспортная РНК, информационная. 1
Функции РНК. Другие органические вещества клетки.
Практическая работа: Определение белков, жиров и 1
углеводов
в
пищевых
продуктах,
свойства
этих
веществ. Действие кислот, щелочей, солей тяжелых металлов
на белковые молекулы. Цветные реакции белков
Тема: Строение клеток прокариот и эукариот.
3ч
Строение клеток прокариот (бактерии, цианеи). Строение, 1
формы, жизнедеятельность, значение. Особенности питания
бактерий и цианобактерий. Вирусы – неклеточные формы
жизни.
Строение клеток эукариот: общее строение. Строение клеток 1
Растений. Строение клеток Животных. Строение клеток
Грибов. Особенности строения клеток грибов в отличии от
растений и животных. Зависимость жизнедеятельности
организмов от строения клеток.
Практическая работа: Изучение растительных и животных 1
клеток (работа с микропрепаратами культур клеток).
Тема: Микроскопическое строение органоидов клетки, их 6ч.
функции:
Цитоплазма: ее состав и функции. Клеточное ядро: строение и 1
функции. Биологическая роль ядра, хромосомы.
Клеточная мембрана: ее строение и функции Плазматическая 1
мембрана. Транспорт веществ: осмос, диффузия, активный
транспорт
Мембранные структуры их строение и функции: Лизосомы, 1
Аппарат Гольджи, Эндоплазматическая сеть.
Митохондрии, строение и функции.
Пластиды - строение хлоропластов, функции хлоропластов. 1
Лейкопласты и хромопласты.
Вакуоль - ее строение и значение. Особенность строения 1
клеточной оболочки растений. Строение и функции.
Немембранные органоиды. Рибосомы, их значение.

16
1.
17

18
19
20
21
22

1.
23
24

25

26
27
28
29
30
1.
31

32

33
34

Контрольный урок: Тест по теме строение клетки и
органоидов
Тема: Обмен веществ и энергии. Питание
Обмен веществ как основная функция жизни. Понятие о
метаболизме. Катаболизм, анаболизм - (ассимиляция и
диссимиляция). Превращение веществ в. организме. Значение
питательных веществ
Энергетический обмен веществ в клетке. АТФ.
Этапы цикла образования лимонной кислоты – цикл Кребса.
Особенности
обмена
веществ
растительной
клетки.
Фотосинтез. Реакции фотосинтеза.
Пластический обмен. Биосинтез белка. Транскрипция.
Биосинтез белка. Трансляция.
Обмен белков, жиров, углеводов. Обмен воды и минеральных
солей. Регуляция водно-солевого обмена.
Практическая работа: 1. Составление схем энергетического
обмена веществ в клетке. Составление уравнений дыхания:
гликолиза и клеточного аэробного дыхания.
2. Составление схемы пластического обмена: биосинтеза белка
– реакций матричного синтеза, и фотосинтеза.
Тема: Жизненный цикл клетки. Деление клетки.
Размножение. Онтогенез
Интерфаза. Подготовка клетки к делению. Биосинтез белка,
РНК, репликация ДНК
Деление клетки. Митоз (кариокинез) - непрямое деление
клетки, основа бесполого размножения организмов. Фазы
митоза. Спирализация. Центромеры, веретена деления.
Деление клетки. Мейоз - редукционное деление. Лептотена,
зиготена, диплотена. Коньюгация и кроссинговер. Эквационное
деление мейоза.
Способы размножения организмов. Бесполое и половое
размножение. Партеногенез.
Развитие половых клеток. Гаметогенез. Сперматогенез.
Овогенез. Оплодотворение. Зигота. Двойное оплодотворение.
Индивидуальное развитие организмов – онтогенез.
Практическое
занятие: Наблюдение
за
делением
растительной и животной клетки.
Контрольный урок : Тест по теме «Обмен веществ» и
«Жизненный цикл клетки»
Обобщение и повторение.
Практический семинар по теме «Химический состав и
строение клетки. Микроскопическое строение и функции ее
органоидов»
Практический семинар по темам «Обмен веществ и энергии.
Питание», «Жизненный цикл клетки. Деление клетки.
Размножение. Онтогенез»
Научно – практический семинар на тему «Клетка» Защита
рефератов и научных проектов по изученным темам.
Подведение итогов, награждения.
Всего
Учитель биологии: Жансеитова Ф.М.

1
6ч
1

1
1
1
1
1

8ч.
1
1

1

1
1
1
1
1
4ч.
1

1

1
1
34 ч

Литература:
1.
И.И. Акимушкин «Занимательная биология», М., Молодая гвардия 1967.
2.
Биологический энциклопедический словарь, под ред. Пилярова М.С.,
Советская энциклопедия, 1989.
3.
Биология. Весь школьный курс в таблицах. Л.В.Елкина, Минск, 2009.
4.
Т.Л.
Богданова,
Е.А.
Солодова
«Биология» Справочник
для
старшеклассников, Москва, Аст-пресс, 2004 год.
5.
Т.Л. Богданова «Биология», Высшая школа, М., 1991
6.
Т.А. Дмитриева, С.И. Гуленков и другие «Биология. 1600 задач, тестов и
проверочных работ», Москва, «Дрофа», 1999 год.
7.
Ш.Н. Дурмекбаева, Ж.М. Карабаева, Г.С. Ларионова «Сборник тестовых
заданий по биологии (тематический), 6-9 классы», Кокшетау, 2007 год
8.
Н.А.Лемеза «Биология для поступающих в вузы», Юнипресс, Мн., 2002.
9.
А.И. Никишов. «Биология в таблицах», Илекса, М., 1998.
10.
А.И. Никишов. «Биология: животные», Просвещение, М., 1993.
11.
И.В.Петрова. «Биология для поступающих» (Части 1 и 2), Томск 2008


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».