Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Ф картография 5-7 кл.

АННОТАЦИЯ
к рабочей программе факультативного курса «Картография», 5-7 класс
Рабочая программа составлена на основе:
1.
Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования второго поколения.
2.
Фундаментального ядра содержания общего образования.
3.
Требований к результатам освоения основной образовательной
программы основного общего образования, представленных в федеральном
государственном образовательном стандарте общего образования второго
поколения.
4.
Примерной программы основного общего образования по географии
как инвариантной (обязательной) части учебного курса.
Целью рабочей программы является создание условий для
всестороннего развития личности ребенка, формирования географических
знаний, умений, опыта творческой деятельности и ценностного отношения к
миру; понимания закономерностей развития географической оболочки, через
формирование картографической грамотности обучающихся, развитие
навыков работы с новыми современными картографическими продуктами.
Актуальность: курс предполагает развитие у обучающихся
практических навыков работы с картой, что в условиях расширения
международных экономических, политических и культурных связей,
международного туризма является важным средством анализа информации, и
в будущем будет способствовать более успешной социализации
выпускников. В современных условиях все чаще приходится пользоваться
электронными и спутниковыми картами, которые необходимо уметь читать и
анализировать.
Изучение всех разделов курса поможет освоению географической
номенклатуры, что является одной из целей картографической подготовки, а
именно – “знание карты”.
Практическая значимость курса.
Формирование картографической грамотности является неотъемлемой
частью обучения географии в общеобразовательных учреждениях.
Картографическая грамотность подразумевает знание основных моделей
земной поверхности, умение использовать их в качестве источников

информации, создавать простейшие из них, а также знание географической
номенклатуры. Если дети научатся читать и анализировать карту, то они
смогут самостоятельно составить полную характеристику территории
(материка, страны, города), географического объекта и т.д.
На экономических картах указываются статистические данные,
которые учащиеся смогут анализировать и решать задачи (метапредметные
умения). Данный курс поможет учащимся в подготовке к государственной
итоговой аттестации ОГЭ по предмету, поскольку в контрольноизмерительных материалах ОГЭ предлагаются задания, в которых
необходимо дать ответ на основе анализа различных тематических карт.
Программа предусматривает овладение навыками проектной деятельности,
что
способствует
развитию
самостоятельности,
творчества
и
коммуникативности.
Место курса в системе географического образования в школе.
Программа курса «Картография – язык географии» ориентирована на
обучающихся 5-7х классов, спланирована на 18 часов в год для 5-6
классов(0,5 часа в неделю) и 0,25 часа в неделю для 7х классов. Возраст
учащихся: 10-14 лет.
Сроки реализации программы: 1 года.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностными результатами являются
 осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и
локальном уровнях (житель планеты, гражданин России, житель
конкретного региона);
 осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли,
материков, их крупных районов и стран;
 эмоционально-ценностное
отношение
к
окружающей
среде,
необходимости её сохранения и рационального использования;
 уважение к истории, культуре, национальным особенностям,
традициям и образу жизни других народов, толерантность;
 патриотизм, любовь к своей местности.

Метапредметные результаты изучения курса
коммуникативные:

формировать навыки учебного сотрудничества в ходе групповой
работы.

организовать и планировать учебное сотрудничество с учителем и
одноклассниками;

. выслушивать и объективно оценивать другого; уметь вести диалог,
вырабатывая общее решение.
регулятивные:
 уметь самостоятельно выделять познавательную цель, необходимую
информацию;
 ставить учебную задачу под руководством учителя;
 планировать свою деятельность под руководством учителя;
 выслушивать и объективно оценивать другого;
 уметь вести диалог, вырабатывая общее решение;
 применять методы информационного поиска.
познавательные:
 уметь объяснять особенности планеты Земля;
 применять методы информационного поиска, в том числе с помощью
компьютерных средств.
регулятивные:
 применять методы информационного поиска, в том числе с помощью
компьютерных средств;
 самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и
выделять необходимую информацию.
 планировать свою деятельность под руководством учителя;
 выявлять причинно-следственные связи;
 определять критерии для сравнения фактов, явлений.
Предметные результаты
Обучающийся должен уметь объяснять:
 для чего изучают географию;
 отличительные особенности географических методов исследования;
 рациональность использования карт в конкретной учебной ситуации и
различных областях сферы деятельности человека;

 уметь определять отличительные особенности изображений земной
поверхности;
 уметь использовать различные источники географической информации
(картографические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные
базы данных) для поиска и извлечения информации
 умение определять направления (стороны горизонта) на топографической
карте, плане и местности;




уметь показывать по карте основные географические объекты;

уметь составлять описание географических объектов, процессов и
явлений с использованием разных источников географической
информации.
III. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Обязательный минимум содержания основных образовательных программ

5 класс:
Тема 1. Картография. (1 час)
География как наука. Источники географической информации. Картография.
Значение карт.
Тема 2. Географическая карта. (12 часов)
Многообразие географических карт. Особенности изображения земной
поверхности на различных видах географических карт. Градусная сетка.
Масштаб. Стороны света. Расстояния на карте. Географические координаты.
Тема 3. Работа с контурной картой. (2 часа)
Правила оформления контурных карт.
6 класс:
Тема 1. Номенклатура (11 часа)
Изучение крупных географических объектов по отдельным материкам:
Африка, Австралия, Антарктида, Северная Америка, Южная Америка,
Евразия.
Тема 2. Объекты всемирного наследия ЮНЕСКО (7 часов)
Изучение уникальных объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО на
территории РФ и в целом в Мире. Критерии включения объектов. Список
кандидатов на включение в объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО на
территории РФ.

7 класс:
Тема 1.Страны мира (9 часов)
Политическая карта мира. Сколько стран на Земле. Страны Европы, Азии,
Африки, Северной Америки, Южной Америки, Страна-материк: Австралия
IV. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
5 класс (18 часов)
Тема

№
1.

Тема 1. Картография.

2.

Тема 2. Географическая карта.

3.

Тема 3. Работа с контурной картой.
ИТОГО

1 час
14 часов
3 часа
18

6 класс (18 часов)
Тема

№

Количество часов

Количество часов

1.

Тема 1. Номенклатура материков

11

2.

Тема 2. Объекты всемирного наследия
ЮНЕСКО
ИТОГО

7

7 класс (9 часов)
Тема

№
1.

Тема 1.Страны мира.
ИТОГО

18

Количество часов
9
9

V.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «КАРТОГРАФИЯ –
ЯЗЫК ГЕОГРАФИИ»
5 класс 18 часов
№

Тема

Кол-во
часов

Тема 1. Картография. (1 час)
1. Картография как наука. Значение карт. Первые карты.

1

Тема 2. Географическая карта. (14 часов)
2. Многообразие географических карт. Глобус-модель
Земли

1

3. Условные знаки

2

4. Игра-квест «Условные знаки географических карт»
5. Градусная сетка

1

6. Масштаб

2

7. Практическая работа «Стороны света. Направления на
плане и карте»
8. Практическая работа «Расстояния на карте и плане
местности»
9. Географические координаты - географическая широта.

1

10. Географические координаты – географическая долгота.
11. Практическая работа «Определение географических
координат»
Тема 3. Работа с контурной картой. (3 часа)

1

12. Правила оформления контурных карт.
13. Разработка контурной карты по заданным условиям.

1

2

2
1

1

2

6 класс 18 часов
№

Тема

Кол-во
часов

Тема 1. Номенклатура материков
1. Номенклатура Африки

1

2. Номенклатура Австралии

1

3. Номенклатура Антарктиды

1

4. Номенклатура Северной Америки

2

5. Номенклатура Южной Америки

2

6. Номенклатура Евразии

2

7. Практическая работа: «Нанесение объектов на контурную
карту согласно заданным требованиям»

2

Тема 2. Объекты всемирного наследия ЮНЕСКО
8. Природные объекты наследия ЮНЕСКО

2

9. Культурные объекты наследия ЮНЕСКО

2

10. Природные объекты наследия ЮНЕСКО России

2

11. Культурные объекты наследия ЮНЕСКО России

1

7 класс 9 часов
№

Тема

Кол-во
часов

Тема 1.Страны мира.
1. Сколько стран на Земле?

1

2. Страны Европы.

2

3. Страны Азии.

2

4. Страны Африки.

1

5. Страны Северной Америки.

1

6. Страны Южной Америки.

1

7. Страна-материк: Австралия

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».