Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

ВД Изостузия 5-6 класс

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса «Изостудия» по художественноэстетическому направлению

разработана в соответствии с программой с

ФГОС основного общего образования, планируемых результатов освоения
основной образовательной программы основного общего образования.
Данная программа конкретизирует содержание тем образовательного
стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса и
последовательность изучения тем и разделов внеурочной деятельности с
учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного
процесса, возрастных особенностей учащихся.на основе

авторской

программы «АдекАРТ» (школа акварели) – М.С. Митрохиной ,М, 2010 год.
Согласно учебного плана МАОУ СОШ № 9 на 2023-2024 учебный год
рабочая программа курса «Изостудия» для 5 - 6 классов 1 год обучения
рассчитана

на 0,5 часов в неделю, в соответствии с годовым календарным

графиком и расписанием учебных занятий на 2023-2024 учебный год
фактическое количество часов составляет в 5 - 6 классах составляет 34 часа.
Выполнение рабочей программы реализуется за счет уплотнения материала
уроков повторения изученного в конце года, вариантов подачи материала
(объединение тем).
Данная

программа

даёт

распределение

часов

по

разделам,

последовательность изучения тем и разделов. Занятия по программе
«Изостудия»проводятся в школьных кабинетах.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
В результате изучения программы «Изостудия» в 5 - 6 классе должны
быть достигнуты определённые результаты.
Личностные

Воспитание

российской

гражданской

идентичности:

патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою
Родину, прошлое и

настоящее

многонационального народа России;

осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего
2

народа, края, основ культурного наследия народов России и человечества;
усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального
российского общества;


Формирование ответственного отношения к учению, готовности

и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию;


Формирование

целостного

мировоззрения,

учитывающего

культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;


Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного

отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания;


моральных

Развитие морального сознания и компетентности в решении
проблем

нравственных

на

чувств

и

основе

личностного

нравственного

выбора,

поведения,

формирование
осознанного

и

ответственного отношения к собственным поступкам;


Формирование коммуникативной компетентности в общении и

сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной,
творческой деятельности;


Осознание значения семьи в жизни человека и общества,

принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к
членам своей семьи;


Развитие

эстетического

сознания

через

освоение

художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности
эстетического характера.
Метапредметные

результаты характеризуют

уровень

сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся
в познавательной и практической творческой деятельности:


Умение самостоятельно определять цели своего обучения,

ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной
3

деятельности,

развивать

мотивы

и

интересы

своей

познавательной

деятельности;
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в



том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач;
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,



осуществлять

контроль

своей

деятельности

в

процессе

результата,

определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,



собственные возможности ее решения;
Владение



основами

самоконтроля,

самооценки,

принятия

решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную



деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и
отстаивать свое мнение.
Предметные

результаты характеризуют

художественно-творческой

деятельности,

опыт

который

учащихся

в

приобретается

и

закрепляется в процессе освоения учебного предмета:


Формирование основ художественной культуры обучающихся

как части их общей духовной культуры, как особого способа познания
жизни

и

средства

организации

эмоционально-ценностного

общения;

видения

развитие

окружающего

эстетического,

мира;

развитие

наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти,
ассоциативного

мышления,

художественного

воображения;
4

вкуса

и

творческого



Развитие визуально-пространственного мышления как формы

эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в
художественном и нравственном пространстве культуры;


Освоение художественной культуры во всем многообразии ее

видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей,
воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное
творчество разных народов, классические произведения отечественного и
зарубежного искусства, искусство современности);


Воспитание уважения к истории культуры своего Отечества,

выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных
образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании
красоты человека;


Приобретение опыта создания художественного образа в разных

видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных
(живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и
дизайне;

приобретение

опыта

работы

над

визуальным

образом

в

синтетических искусствах (театр, кино);


Приобретение опыта работы различными художественными

материалами

и

разных

техниках

в

различных

видах

визуально-

пространственных искусств, в специфических формах художественной
деятельности, в том числе, базирующихся на ИКТ ( цифровая фотография,
видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);


Развитие

потребности

в

общении

с

произведениями

изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков
восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование
активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой,
эстетической и личностно-значимой ценности;


Осознание значения искусства и творчества в личной и

культурной самоидентификации личности;
5



Развитие

обучающихся,

индивидуальных

формирование

творческих

устойчивого

интереса

способностей
к

творческой

деятельности.
Обучающийся научиться:


Различать отличительные особенности основных видов и жанров

изобразительного искусства;


пользоваться с ведущими элементами изобразительной грамоты –

линия, штрих, тон в рисунке и в живописи, главными и дополнительными,
холодными и теплыми цвета


передавать геометрическую основу формы предметов, их

соотношения в пространстве ив соответствии с этим – изменения размеров;


выполнять декоративные и оформительские работы на заданные



владеть

темы;
гуашевыми,

акварельными

красками,

графическим

материалом,
передавать на бумаге форму и объем предметов, настроение в работе;

полутон,

понимать, что такое натюрморт, пейзаж, светотень (свет, тень,
падающая

тень,

блик,

рефлекс),

воздушная

перспектива,

освещенность, объем, пространство, этюд с натуры, эскиз, дальний план,
сюжет;


понимать,

что

такое

линейная

перспектива,

главное,

второстепенное, использовать подручный материал;
Обучающийся поучит возможность научиться


проявлять интерес к первым творческим успехам товарищей;



творчески откликаться на события окружающей жизни;

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1. Основы рисунка. Изобразительные средства рисунка.
6

Тема 2.1.Зарисовки, наброски.(1 час)
Обучающий компонент. Всё о графике: правила, законы, приёмы,
графические техники, материалы, инструменты, необходимые для работы.
Ведущие элементы изобразительной грамоты – линия, штрих, тон в
рисунке.
Воспитывающий компонент. Углубленный интерес к окружающему
миру вещей и явлений и умение познавать его.
Практическая

часть:

пользование

рисовальными

материалами;

правильно и точно видеть и передавать строение, пропорции предметов и их
форму; передавать объем средствами светотени с учетом тональных
отношений; выполнять зарисовки и наброски.
Формы занятия. Беседа. Знакомство с произведениями художников,
выполненных в
разнообразных техниках, с использованием разнообразных приёмов.
Самостоятельные работы.
Методическое обеспечение. Альбом, ластик, карандаш, краски, кисть.
Тема 2.2 . «Графический эскиз».(1 час)
Изображение средствами рисунка.
Обучающий компонент.
Присмотреться к разным пятнам - мху на камне, осыпи и узорам на
мраморе в метро –и постараться увидеть какие-либо изображения.
Воспитывающий компонент. Формирование бережного отношения к
окружающему миру, одному из самых удивительных и совершенных
творений природы; умение видеть красоту в жизни.
Практическая часть. Выполнение графического эскиза на заданную
тему.
Формы занятия. Теоретические сведения с последующей практической
работой.
Методическое обеспечение.
Карандаш, мелки, черная тушь, черный фломастер.
7

Тема 2.3 . Изображаем силуэт дерева.(1 час)
Обучающий компонент.
Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, пропорции. Передача в
рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов.
Воспитывающий компонент. Углубленный интерес к окружающему
миру вещей и явлений и умение познавать его. Изображение линии
горизонта.
Практическая часть. Изображение дерева с натуры.
Формы занятия. Беседа. Знакомство с произведениями художников,
выполненных в
разнообразных техниках, с использованием разнообразных приёмов.
Самостоятельные работы.
Методическое обеспечение. Альбом, ластик, карандаш, краски, кисть.
Раздел 2. Основы цветоведения. Живопись – искусство цвета.
Тема 3.1 Первичные цвета. Цветовая гамма.(1 час)
Обучающий компонент. Все о живописи: цветоведение, материалы,
инструменты, техники акварельной живописи и гуашевыми красками.
Уметь различать цвета, их светлоту и насыщенность; получают знания
об основных и дополнительных цветах, теплых и холодных цветовых гаммах.
Воспитывающий компонент. Обогащение восприятия окружающего
мира.
Практическая часть. Правильное обращение с художественными
материалами; освоение различных приемов работы акварелью, гуашью;
получение различных цветов и их оттенков; Композиция «Волшебная
Арктика».
Формы занятия. Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения
с последующей практической работой.
Методическое обеспечение. Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти,
белая бумага.
Тема 3.2 Красоту нужно уметь замечать.(1 час)
8

Обучающий компонент
Неброская и "неожиданная" красота в природе. Рассматривание
различных поверхностей: кора дерева, пена волны, капли на ветках и т.д.
Развитие декоративного чувства фактуры. Опыт зрительных поэтических
впечатлений.
Воспитывающий компонент. Умение ценить то, что создано руками
человека и природой.
Практическая часть. Изображение спинки ящерки или коры дерева.
Красота фактуры и рисунка.
Знакомство с техникой одноцветной монотипии.
Формы занятия. Рассказ с элементами беседы.
Методическое обеспечение. Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти,
белая бумага.
Материалы: для учителя – валик для накатки, разведенная водой гуашь
или типографская краска; для детей – дощечка из пластмассы, линолеума или
кафельная плитка, листки бумаги, карандаш.
Тема 3.3. Рисуем дерево штампованием .(1 час)
Обучающий компонент
Развитие

композиционного

мышления

и

воображения,

умение

создавать творческие работы на основе собственного замысла, использование
художественных материалов (тампон, кисть)
Практическая часть. Изображение дерева с использованием тампона.
Формы занятия. Рассказ с элементами беседы.
Методическое обеспечение. Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти,
белая бумага, тампоны, карточки, иллюстрации, дополнительная литература.
Раздел

3.

Изображение

растительного

мира.

Изображение

животного мира.
Тема 4.1.Изображение растительного мира. Исчезающая красота».
Обучающий компонент. Правила рисования с натуры, по памяти и
представлению. Особое внимание уделяется восприятию и передаче красоты.
9

Воспитывающий

компонент.

Развитие

наблюдательности

за

растительным миром. Вести наблюдения в окружающем мире. Уметь
анализировать, сравнивать, обобщать и передавать их типичные черты.
Практическая часть. Выполнение рисунка в цвете (акварель, гуашь,
цветные мелки).
Формы занятия. Теоретические сведения с последующей практической
работой.
Методическое обеспечение. Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти,
белая бумага, иллюстрации, дополнительная литература.
Тема 4.2. «Исчезающая красота». Вариант - В гостях у осени.
Обучающий компонент Передача настроения в творческой работе с
помощью цвета, композиции. Знакомство с отдельными композициями
выдающихся художников: И. И. Левитан
«Золотая осень»
Воспитывающий компонент. Уметь видеть красоту природы осенью.
Вести наблюдения в окружающем мире. Уметь анализировать, сравнивать,
обобщать.
Практическая часть. Рисование с натуры простых по очертанию и
строению объектов.
Формы занятия. Рассказ с элементами беседы.
Методическое обеспечение. Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти,
белая бумага, иллюстрации, дополнительная литература.
Тема 4.3. «Исчезающая красота». Изображение на тему.
Обучающий компонент Изображение на заданную тему. Взаимосвязь
изобразительного искусства с музыкой, литературой. Виды и жанры
изобразительных искусств.
Воспитывающий компонент. Развитие наблюдательности. Умение
видеть красоты в природе.
Практическая часть. Создание композиции рисунка осеннего букета
акварелью или гуашью.
10

Формы занятия. Рассказ с элементами беседы.
Методическое обеспечение. Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти,
белая бумага, иллюстрации, дополнительная литература.
Тема 4.4.Рисование животных по памяти и представлению.
Обучающий компонент Правила рисования с натуры, по памяти и
представлению. Выбор и применение выразительных средств для реализации
собственного замысла в рисунке.
Воспитывающий компонент. Вести наблюдения в окружающем мире.
Уметь анализировать, сравнивать, обобщать и передавать их типичные
черты.
Практическая часть.
Формы занятия. Теоретические сведения с последующей практической
работой.
Методическое обеспечение. Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти,
белая бумага, иллюстрации, дополнительная литература.
Раздел

4.

Основы

композиции.

Взаимосвязь

элементов

в

произведении.
Тема 5.1. Узор из кругов и треугольников.(1 час)
Обучающий компонент Знание основных законов композиции, выбор
главного
композиционного центра.
Воспитывающий компонент. Воспитание любви к изобразительному
искусству.
Практическая

часть.

Упражнение

на

заполнение

свободного

грамотного

отображения

пропорций,

пространства на листе;
Совершенствуются
конструктивного

навыки

строения,

объёма,

пространственного

положения,

освещённости, цвета предметов.
Формы занятия. Рассказ с элементами беседы.
Методическое обеспечение. Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти,
11

белая бумага, трафарет.
Тема 5.2. Узор в полосе. (1 час)
Обучающий компонент Правила рисования с натуры, по памяти и
представлению. Особое внимание уделяется восприятию и передаче красоты.
Воспитывающий

компонент.

Развитие

наблюдательности

за

растительным и животным миром.
Вести наблюдения в окружающем мире. Уметь анализировать,
сравнивать, обобщать и передавать их типичные черты.
Практическая часть. Выполнение рисунка в цвете (акварель, гуашь,
цветные мелки).
Формы занятия. Теоретические сведения с последующей практической
работой.
Методическое обеспечение. Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти,
белая бумага, иллюстрации, дополнительная литература.
Раздел 5 Орнамент. Стилизация.(2 часа)
Тема 6.1. «Орнамент из цветов, листьев и бабочек для украшения»
Обучающий компонент Виды орнаментов: бесконечный, ленточный и
д.р;
Законы построения орнаментов: симметрия, чередование элементов;
Цветовое решение. Понятие «стилизация», переработка природных
форм в декоративно-обобщенные.
Воспитывающий

компонент.

Развитие

наблюдательности

за

растительным и животным миром. Вести наблюдения в окружающем мире.
Уметь анализировать, сравнивать, обобщать и передавать их типичные
черты.
Практическая часть. Самостоятельное составление орнаментов в
полосе, прямоугольнике, круге из форм растительного и животного мира, а
также из геометрических фигур, на основе декоративной переработке форм
растительного и животного мира. применять в декоративной работе линию
симметрии, силуэт, ритм.
12

Формы занятия. Теоретические сведения с последующей практической
работой.
Методическое обеспечение. Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти,
белая бумага, иллюстрации,
дополнительная литература.
Раздел 6 Жанры изобразительного искусства.
Тема 7.1 (2 часа). Жанр изобразительного искусства. Пейзаж.
Обучающий компонент.
Знакомство

с

отдельными

пейзажными

работами

выдающихся

художников. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета.
Воспитывающий компонент. Развитие эстетического восприятие мира,
художественного вкуса.
Практическая

работа.

Выполнение

представлению. Обучающий

пейзажа

по

памяти

и

компонент. Формы занятия. Теоретические

сведения с последующей практической работой.
Методическое обеспечение. Краски, крупная и тонкая кисти, белая
бумага, иллюстрации,
дополнительная литература.
Тема 7.2 (2 часа). Жанр изобразительного искусства. Портрет.
Обучающий компонент.
Знакомство с отдельными портретными работами выдающихся
художников

Передача

изобразительными

средствами

настроения

в

творческом портрете. Воспитывающий компонент.
Развитие эстетического восприятия мира, художественного вкуса.
Практическая работа.
Выполнение портрета по памяти или с натуры. Формы занятия.
Теоретические

сведения

с

последующей

практической

работой.

Методическое обеспечение. Краски, графические материалы, крупная и
тонкая кисти, белая и тонированная бумага, ластик, простой карандаш,
иллюстрации.
13

Тема 7.3(3 часа). Жанр изобразительного искусства. Натюрморт.
Обучающий компонент.
Знакомство
выполненных

с

в

отдельными

жанре

работами

натюрморта.

выдающихся

Передача

образа

художников,
натюрморта

живописными или графическими материалами.
Воспитывающий компонент. Развитие художественного вкуса и
эстетического восприятия мира.
Практическая работа. Выполнение натюрморта с натуры. Формы
занятия. Теоретические сведения с последующей практической работой.
Методическое обеспечение. Краски, графические материалы, кисти крупные
и тонкие, ластик, простой карандаш.
Раздел 7.Тематическое рисование.
Тема 8.1.(3 часа)Композиция на тему «Правила Дорожного движения».
Возможны

другие

варианты

тем.

Обучающий

компонент.

Выбор

композиционного сюжета. Правильное размещение объектов на плоскости
бумаги.

Этапы

ведения

тематической

работы.

Передача

замысла

изобразительными средствами. Воспитывающий компонент. Развитие и
закрепление
навыков поведения на дороге, усвоение. Правил дорожного движения.
Практическая работа.
Выполнение тематической работы по авторскому замыслу. Формы
занятия. Теоретические сведения с последующей практической работой.
Методическое

обеспечение.

Графические

их

удожественные

принадлежности.
Тема 8.2 Композиция на тему «Сказка в моей жизни»(4 часа).
Возможны другие варианты тем.
Обучающий компонент. Выбор композиционного сюжета. Грамотное
размещение объектов композиции на формате листа. Передача замысла
тематической
тематической

работы

изобразительными

работы.

средствами.

Воспитывающий
14

Этапы

компонент.

ведения

Воспитани

ехудожественного вкуса и эстетического восприятия мира. Практическая
работа. Изображение
сказочного сюжета. Формы занятия. Теоретические сведения с
последующей

практической

работой.

Методическое

обеспечение.

Графические и живописные материалы.
Раздел 8.Оформительские, творческие и выставочные работы.
Раздел включает в себя 4 часа
подготовки работ учащихся к выставочной экспозиции. Обучающий
компонент. Паспорту и способы его выполнения. Подготовка этикетки с
информацией о работе и авторе. Правила

формирования экспозиции.

Способы монтажа-демонтажа выставки. Хранение работ.
Воспитывающий компонент. Развитие художественного вкуса и
эстетического восприятии яформирующейся экспозиции детских творческих
работ. Практическая работа. Теоретические сведения с последующей
практической

работой.

Методическое

обеспечение.

Альбомы

с

фотографиями ведущий галерей изобразительного искусства. Простой
карандаш, ножницы,
линейка, клей ПВА, ватман.
Формы организации учебных занятий:


Индивидуальные занятия



Беседа



Практическая работа

Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности
учащихся.
На

занятиях

в

изостудии

каждый

обучающийся

выполнит

определенное количество проектов -практических работ в различных
рисовальных техниках.
Темы проектов


Натюрморт из 2-3 предметов. Уголь



Композиция «В гостях у осени»
15



«Орнамент из цветов, листьев и бабочек для украшения» в полосе



Композиция на тему «Правила Дорожного движения



Композиция на тему «Сказка в моей жизни

Тематическое планирование
Кол-во
часов

№
п/п

Наименование
разделов и тем

1

Основы рисунка. Изобразительные
средства рисунка.
Основы цветоведения. Живопись
искусство цвета.
Изображение растительного мира.
Изображение животного мира.
Основы композиции. Взаимосвязь
элементов произведения
Орнамент.Стилизация.
Жанры ИЗО- пейзаж ,портрет,
натюрморт
Тематическое рисование
Оформительские, творческие и
выставочные работы
Итого

2
3
4
5
6
7
8

16

Из них
Теория, Практика,
час
час

3

1

2

3

1

2

4

1

3

2

1

1

2
8

1
1

1
7

8
4

1

8
4

34

8

26

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п Тема
5 класс
Раздел 1. Основы рисунка. Изобразительные средства
рисунка.
1.
Изображение простых предметов на плоскости простым
карандашом
2.
Натюрморт из 2-3 предметов. Уголь
3.
Зарисовки дерева с натуры
Раздел 2. Основы цветоведения. Живопись – искусство
цвета.
4.
Композиция «Волшебная Арктика».
5.
Знакомство с техникой одноцветной монотипии. Кора
дерева.
6.
Изображение пейзажа с деревьями с использованием
тампона.
Раздел 3. Изображение растительного мира. Изображение
животного мира.
7.
Композиция «В гостях у осени»
8.
Композиция «В гостях у осени»
9.
Создание композиции рисунка осеннего букета
акварелью или гуашью.
10. Рисование животных по памяти и представлению.
Раздел 4. Основы композиции. Взаимосвязь элементов в
произведении.
11. Узор из кругов и треугольников
12. Узор в полосе.
Раздел 5 Орнамент. Стилизация.
13. «Орнамент из цветов, листьев и бабочек для украшения»
в полосе
14. «Орнамент из цветов, листьев и бабочек для украшения»
в полосе
Раздел 6 Жанры изобразительного искусства.
15. Выполнение пейзажа по памяти и представлению.
16. Выполнение пейзажа по памяти и представлению.
1

Кол-во
часов
3
1
1
1
3
1
1
1
4
1
1
1
1
2
1
1
2
1
1
2
1
1

6 класс
Раздел 6 Жанры изобразительного искусства.
17. Выполнение портрета по памяти
18. Выполнение портрета по памяти
19. Выполнение натюрморта с натуры
20. Выполнение натюрморта с натуры
21. Выполнение натюрморта с натуры
22. Выполнение натюрморта с натуры.
Раздел 7.Тематическое рисование.
23. Композиция на тему «Правила Дорожного движения
24. Композиция на тему «Правила Дорожного движения
25. Композиция на тему «Правила Дорожного движения
26. Композиция на тему «Правила Дорожного движения
27. Композиция на тему «Сказка в моей жизни
28. Композиция на тему «Сказка в моей жизни
29. Композиция на тему «Сказка в моей жизни
30. Композиция на тему «Сказка в моей жизни
Раздел 8.Оформительские, творческие и выставочные
работы.
31. Паспорту испособы его выполнения.
32
Подготовка этикетки с информацией о работе и авторе
33
Правила формирования экспозиции.
Итого

2

6
1
1
1
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1
4
1
2
1
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».