Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

ВД Введение в информатику 5-6 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по информатике для 5–6 классов составлена на основе
Требований к результатам освоения основной образовательной программы
основного

общего

образования,

представленных

в

Федеральном

государственном образовательном стандарте основного общего образования
(ФГОС ООО), а также Примерной программы воспитания. В рабочей
программе соблюдается преемственность с ФГОС начального общего
образования;

учитываются

возрастные

и

психологические

особенности

учащихся 5–6 классов, межпредметные связи.
Рабочая программа даёт представление о целях, общей стратегии
обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета
«Информатика» в 5–6 классах; устанавливает рекомендуемое предметное
содержание, предусматривает его структурирование по разделам и темам курса,
определяет распределение его по классам (годам изучения); даёт примерное
распределение

учебных

часов

по

тематическим

разделам

курса

и

рекомендуемую (примерную) последовательность их изучения с учётом
межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса,
возрастных особенностей обучающихся. Рабочая программа определяет
количественные и качественные характеристики учебного материала для
каждого года изучения, в том числе для содержательного наполнения разного
вида контроля (промежуточной аттестации обучающихся, всероссийских
проверочных работ, государственной итоговой аттестации).
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА»
Изучение информатики в 5–6 классах вносит значительный вклад в
достижение главных целей основного общего образования, обеспечивая:


формирование ряда метапредметных понятий, в том числе понятий

«объект», «система», «модель», «алгоритм» и др., как необходимого условия
для успешного продолжения учебно-познавательной деятельности и основы
научного мировоззрения;


формирование

алгоритмического

стиля

мышления

как

необходимого

условия профессиональной деятельности

в современном

высокотехнологичном обществе;


формирование необходимых для успешной жизни в меняющемся

мире универсальных учебных действий (универсальных компетентностей) на
основе средств и методов информатики и информационных технологий, в том
числе овладение умениями работать с различными видами информации,
самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную
информационную деятельность, представлять и оценивать её результаты;


формирование цифровых

навыков, в

том

числе ключевых

компетенций цифровой экономики, таких, как базовое программирование,
основы работы с данными, коммуникация в современных цифровых средах,
информационная безопасность; воспитание ответственного и избирательного
отношения к информации.
ОБЩАЯ

ХАРАКТЕРИСТИКА

УЧЕБНОГО

ПРЕДМЕТА

«ИНФОРМАТИКА»
Учебный предмет «Информатика» в основном общем образовании
отражает:


сущность информатики как научной дисциплины, изучающей

закономерности протекания и возможности автоматизации информационных
процессов в различных системах;


основные

области

применения

информатики,

прежде

всего

информационные технологии, управление и социальную сферу;


междисциплинарный характер информатики и информационной

деятельности.
Современная школьная информатика оказывает существенное влияние на
формирование

мировоззрения

школьника,

его

жизненную

позицию,

закладывает основы понимания принципов функционирования и использования
информационных технологий как необходимого инструмента практически
любой деятельности и одного из наиболее значимых технологических
достижений современной цивилизации. Многие предметные знания и способы

деятельности, освоенные обучающимися при изучении информатики, находят
применение как в рамках образовательного процесса при изучении других
предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся
значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на
формирование метапредметных и личностных результатов обучения.
Учебный предмет «Информатика» в основном общем образовании
интегрирует в себе:


цифровую грамотность, приоритетно формируемую на ранних

этапах обучения, как в рамках отдельного предмета, так и в процессе
информационной деятельности при освоении всех без исключения учебных
предметов;


теоретические основы компьютерных наук, включая основы

теоретической информатики и практического программирования, изложение
которых осуществляется в соответствии с принципом дидактической спирали:
вначале (в младших классах) осуществляется общее знакомство обучающихся с
предметом изучения, предполагающее учёт имеющегося у них опыта; затем
последующее

развитие

и

обогащение

предмета

изучения,

создающее

предпосылки для научного обобщения в старших классах;


информационные

практически

любой

технологии

деятельности

и

как
одного

необходимый
из

наиболее

инструмент
значимых

технологических достижений современной цивилизации.
Цели и задачи изучения информатики на уровне основного общего
образования определяют структуру основного содержания учебного предмета в
виде следующих четырёх тематических разделов:
1) цифровая грамотность;
2) теоретические основы информатики;
3) алгоритмы и программирование;
4) информационные технологии.
МЕСТО

УЧЕБНОГО

УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

ПРЕДМЕТА

«ИНФОРМАТИКА»

В

Обязательная

часть

учебного

плана

основной

образовательной

программы основного общего образования не предусматривает обязательное
изучение курса информатики в 5–6 классах. Время на данный курс
образовательная организация может выделить за счёт части учебного плана,
формируемой участниками образовательных отношений.
Программа по информатике для 5–6 классов составлена из расчёта общей
учебной нагрузки 68 часов за 2 года обучения: 1 час в неделю в 5 классе и 1 час
в неделю в 6 классе.
Первое знакомство современных школьников с базовыми понятиями
информатики происходит на уровне начального общего образования в рамках
логико-алгоритмической линии курса математики; в результате изучения всех
без исключения предметов на уровне начального общего образования
начинается формирование компетентности учащихся в сфере информационнокоммуникационных технологий (ИКТ), необходимой им для дальнейшего
обучения. Курс информатики основной школы опирается на опыт постоянного
применения

ИКТ,

уже

имеющийся

у

учащихся,

даёт

теоретическое

осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта. Изучение информатики
в 5–6 классах поддерживает непрерывность подготовки школьников в этой
области и обеспечивает необходимую теоретическую и практическую базу для
изучения курса информатики основной школы в 7–9 классах.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА»
5 класс
Цифровая грамотность
Правила гигиены и безопасности при работе с компьютерами,
мобильными устройствами и другими элементами цифрового окружения.
Компьютер — универсальное вычислительное устройство, работающее
по программе. Мобильные устройства. Основные компоненты персональных
компьютеров и мобильных устройств.
Процессор. Оперативная и долговременная память. Устройства ввода и
вывода.

Программы

для

компьютеров.

Пользователи

и

программисты.

Прикладные программы (приложения), системное программное обеспечение
(операционные

системы).

Запуск

и

завершение

работы

программы

(приложения). Имя файла (папки, каталога).
Сеть Интернет.
Веб-страница, веб-сайт. Браузер. Поиск информации на веб-странице.
Поисковые системы. Поиск информации по ключевым словам и по
изображению. Достоверность информации, полученной из Интернета.
Правила безопасного поведения в Интернете. Процесс аутентификации.
Виды аутентификации (аутентификация по паролям, аутентификация с
помощью SMS, биометрическая аутентификация, аутентификация через
географическое местоположение, многофакторная аутентификация). Пароли
для аккаунтов в социальных сетях. Кибербуллинг.
Теоретические основы информатики
Информация в жизни человека. Способы восприятия информации
человеком. Роль зрения в получении человеком информации. Компьютерное
зрение.
Действия с информацией. Кодирование информации.
Данные — записанная (зафиксированная) информация, которая может
быть обработана автоматизированной системой. Искусственный интеллект и
его роль в жизни человека.
Алгоритмизация и основы программирования
Понятие алгоритма. Исполнители алгоритмов. Линейные алгоритмы.
Циклические алгоритмы. Составление программ для управления исполнителем
в среде блочного или текстового программирования.
Информационные технологии
Графический редактор. Растровые рисунки. Пиксель. Использование
графических примитивов. Операции с фрагментами изображения: выделение,
копирование, поворот, отражение.

Текстовый редактор. Правила набора текста. Текстовый процессор.
Редактирование текста. Проверка правописания. Расстановка переносов.
Свойства символов. Шрифт. Типы шрифтов (рубленые, с засечками,
моноширинные). Полу-жирное и курсивное начертание. Свойства абзацев:
границы, абзацный отступ, интервал, выравнивание. Вставка изображений в
текстовые документы. Обтекание изображений текстом. Компьютерные
презентации. Слайд. Добавление на слайдтекста и изображений. Работа с
несколькими слайдами.
6 класс
Цифровая грамотность
Типы

компьютеров:

персональные

компьютеры,

встроенные

компьютеры, суперкомпьютеры. Иерархическая файловая система. Файлы и
папки (каталоги). Путь к файлу (папке, каталогу). Полное имя файла (папки,
каталога). Работа с файлами и каталогами средствами операционной системы:
создание, копирование, перемещение, переименование и удаление файлов и
папок

(каталогов).

Поиск

файлов

средствами

операционной

системы.

Компьютерные вирусы и другие вредоносные программы. Программы для
защиты от вирусов. Встроенные антивирусные средства операционных систем.
Теоретические основы информатики
Информационные процессы. Получение, хранение, обработка и передача
информации (данных). Двоичный код. Представление данных в компьютере
как текстов в двоичном алфавите. Количество всевозможных слов (кодовых
комбинаций) фиксированной длины в двоичном алфавите. Преобразование
любого алфавита к двоичному. Информационный объём данных. Бит —
минимальная еди-ница количества информации — двоичный разряд. Байт,
килобайт, мегабайт, гигабайт. Характерные размеры файлов различных типов
(страница текста, электронная книга, фотография, запись песни, видеоклип,
полнометражный фильм).
Алгоритмизация и основы программирования

Среда

текстового

программирования.

Управление

исполнителем

(например, исполнителем Черепаха). Циклические алгоритмы. Переменные.
Разбиение

задачи

на

подзадачи,

использование

вспомогательных

алгоритмов (процедур). Процедуры с параметрами.
Информационные технологии
Векторная

графика.

Создание

средствами

текстового

процессора

Добавление

векторных

рисунков

Структурирование

информации

векторных
или

в
с

рисунков

других

документы.
помощью

встроенными

программ(приложений).
Текстовый

списков.

процессор.

Нумерованные,

маркированные и многоуровневые списки. Добавление таблиц в текстовые
документы.Создание компьютерных презентаций. Интерактивные элементы.
Гиперссылки.
ПЛАНИРУЕМЫЕ

РЕЗУЛЬТАТЫ

ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОГО

ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Изучение информатики в 5–6 классах направлено на достижение
обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных
результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты имеют направленность на решение задач
воспитания, развития и социализации обучающихся средствами предмета.
Патриотическое воспитание:


ценностное

отношение

к

отечественному

культурному,

историческому и научному наследию; понимание значения информатики как
науки в жизни современного общества; заинтересованность в научных знаниях
о цифровой трансформации современного общества.
Духовно-нравственное воспитание:


ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях

нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а
также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых

норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие
асоциальных поступков, в том числе в сети Интернет.
Гражданское воспитание:


представление о социальных нормах и правилах межличностных

отношений в коллективе, в том числе в социальных сообществах; соблюдение
правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернетсреде; ориентация на совместную деятельность при выполнении учебных,
познавательных

задач,

создании

учебных

проектов;

стремление

к

взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности;
стремление оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции
нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков.
Ценности научного познания:


наличие

представлений

об

информации,

информационных

процессах и информационных технологиях, соответствующих современному
уровню развития науки и общественной практики; интерес к обучению и
познанию; любознательность; стремление к самообразованию;


овладение начальными навыками исследовательской деятельности,

установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление
совершенствовать

пути

достижения

индивидуального

и

коллективного

благополучия;

текстами,

наличие базовых навыков самостоятельной работы с учебными
справочной

литературой,

разнообразными

средствами

информационных технологий, а также умения самостоятельно определять цели
своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и
познавательной

деятельности,

развивать

мотивы

и

интересы

своей

познавательной деятельности.
Формирование культуры здоровья:


установка на здоровый образ жизни, в том числе и за счёт освоения

и соблюдения требований безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Трудовое воспитание:



интерес

к

профессиональной

практическому
деятельности,

изучению
связанных

профессий
с

в

сферах

информатикой,

программированием и информационными технологиями, основанных на
достижениях науки информатики и научно-технического прогресса.
Экологическое воспитание:


наличие представлений о глобальном характере экологических

проблем и путей их решения, в том числе с учётом возможностей ИКТ.
Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной
среды:


освоение обучающимися социального опыта, основных социальных

ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил
общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, в
том числе в виртуальном пространстве.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения образовательной программы по
информатике отражают овладение универсальными учебными действиями —
познавательными, коммуникативными, регулятивными.
Универсальные познавательные действия
Базовые логические действия:


умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать

аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии
для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить
логические рассуждения, делать умозаключения (индуктивные, дедуктивные и
по аналогии) и выводы;


умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,

модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;


самостоятельно

выбирать

способ

решения

учебной

задачи

(сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с
учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:



формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и

желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать
искомое и данное;


оценивать применимость и достоверность информации, полученной

в ходе исследования;


прогнозировать

возможное

дальнейшее

развитие

процессов,

событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также
выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:


выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения

поставленной задачи;


применять основные методы и инструменты при поиске и отборе

информации из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных
критериев;


выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать

информацию различных видов и форм представления;


выбирать оптимальную форму представления информации и

иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иными
графическими объектами и их комбинациями;


оценивать

достоверность

информации

по

критериям,

предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;


запоминать и систематизировать информацию.

Универсальные коммуникативные действия
Общение:


сопоставлять свои суждения с суждениями других участников

диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;


публично

представлять

опыта(эксперимента, исследования, проекта);

результаты

выполненного



выбирать формат выступления с учётом задач презентации и

особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и
письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
Совместная деятельность (сотрудничество):


понимать

и

использовать

преимущества

командной

и

индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, в том числе при
создании информационного продукта;


принимать цель совместной информационной деятельности по

сбору, обработке, передаче, формализации информации;


коллективно строить действия по её достижению: распределять

роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;


выполнять

свою

часть

работы

с

информацией

или

информационным продуктом, достигая качественного результата по своему
направлению и координируя свои действия с другими членами команды;


оценивать качество своего вклада в общий информационный

продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками
взаимодействия;


сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена

команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и
проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.
Универсальные регулятивные действия
Самоорганизация:


выявлять в жизненных и учебных ситуациях проблемы, требующие

решения;


составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать

способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных
возможностей, аргументировать выбор варианта решения задачи;


составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма

решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых
знаний об изучаемом объекте.

Самоконтроль (рефлексия):


владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;



учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут

возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся
обстоятельствам;


вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,

изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;


оценивать соответствие результата цели и условиям.

Эмоциональный интеллект:


ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и

намерения другого.
Принятие себя и других:


осознавать невозможность контролировать всё вокруг даже в

условиях открытого доступа к любым объёмам информации.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
5 класс


соблюдать правила гигиены и безопасности при работе с

компьютером и другими элементами цифрового окружения;


иметь представление о

правилах безопасного поведения

в

Интернете;


называть основные компоненты персональных компьютеров и

мобильных устройств, объяснять их назначение;


понимать

содержание

понятий

«программное

обеспечение»,

«операционная система», «файл»;


искать информацию в Интернете (в том числе по ключевым словам,

по изображению); критически относиться к найденной информации, осознавая
опасность

для

личности

и

общества

распространения

вредоносной

информации;

работу;

запускать прикладные программы (приложения) и завершать их



пояснять на примерах смысл понятий «алгоритм», «исполнитель»,

«программа управления исполнителем», «искусственный интеллект»;

блочного

составлять программы для управления исполнителем в среде
или

текстового

программирования

с

использованием

последовательного выполнения операций и циклов;


создавать, редактировать, форматировать и сохранять текстовые

документы; знать правила набора текстов; использовать автоматическую
проверку правописания; устанавливать свойства отдельных символов, слов и
абзацев; иллюстрировать документы с помощью изображений;


создавать и редактировать растровые изображения; использовать

инструменты графического редактора для выполнения операций с фрагментами
изображения;


создавать компьютерные презентации, включающие текстовую и

графическую информацию.
6 класс


ориентироваться в иерархической структуре файловой системы:

записывать полное имя файла или папки (каталога), путь к файлу или папке
(каталогу);


работать с файловой системой персонального компьютера с

использованием графического интерфейса: создавать, копировать, перемещать,
переименовывать и удалять файлы и папки (каталоги), выполнять поиск
файлов;


защищать информацию, в том числе персональные данные, от

вредоносного программного обеспечения с использованием встроенных в
операционную систему или распространяемых отдельно средств защиты;


пояснять на примерах смысл понятий «информационный процесс»,

«обработка информации», «хранение информации», «передача информации»;


иметь

представление

информационного объёма данных;

об

основных

единицах

измерения



сравнивать размеры текстовых, графических, звуковых файлов и

видеофайлов;


разбивать задачи на подзадачи;



составлять программы для управления исполнителем в среде

текстового программирования, в том числе с использованием циклов и
вспомогательных алгоритмов (процедур) с параметрами;


объяснять различие между растровой и векторной графикой;



создавать простые векторные рисунки и использовать их для

иллюстрации создаваемых документов;


создавать и редактировать текстовые документы, содержащие

списки, таблицы;


создавать интерактивные компьютерные презентации, в том числе с

элементами анимации.

Тематический планирование курса информатики 5 класс

Темы,
раскрывающие
данный раздел
программы,
и количество часов,
отводимое на их
изучение

Учебное содержание

Основные виды деятельности учащихся при изучении темы
(на уровне учебных действий)

Раздел 1. Цифровая грамотность (7 часов)
Тема 1 Компьютер —
Правила гигиены и
Приводить примеры ситуаций правильного и неправильного поведения
в компьютерном классе, соблюдения
универсальное
безопасности при работе с
и несоблюдения гигиенических требований при работе с компьютерами
вычислительное
компьютерами, мобильными
Называть основные компоненты персональных компьютеров и мобильных
устройство
устройствами
устройств, объяснять их назначение Объяснять работу устройств компьютера с
и другими элементами
(2 часа)
точки зрения организации процедур ввода и вывода информации
цифрового окружения
Компьютер универсальное
вычислительное устройство,
работающее по программе
Мобильные устройства
Основные компоненты
персональных компьютеров и
мобильных устройств.
Процессор Оперативная и
долговременная память
Устройства ввода и вывода
Программы для компьютеров
Тема 2 Программы
Объяснять содержание понятий «программное обеспечение», «операционная
Пользователи
и
программисты
для компьютеров
система», «файл» Определять программные средства, необходимые для
программы
Файлы и папки (3 часа) Прикладные
осуществления информационных процессов при решении задач
(приложения),
системное
программное
обеспечение
(операционные
системы)
16

Запуск и завершение работы
программы (приложения)
Имя файла (папки, каталога)
Практические работы
1.Запуск, работа и завершение
работы
клавиатурного
тренажёра
2.Создание,
сохранение
и
загрузка
текстового
и
графического файла
3.Выполнение
основных
операций с файлами и папками
(создание,
переименование,
сохранение) под руководством
учителя
Тема
3
Сеть
Интернет Правила
безопасного
поведения
в
Интернете (2 часа)

Сеть Интернет Веб-страница,
веб-сайт
Браузер
Поиск
информации на веб-странице
Поисковые системы Поиск
информации по ключевым
словам и по изображению
Достоверность информации,
полученной из Интернета
Правила
безопасного
поведения в Интернете
Процесс аутентификации
Виды
аутентификации
(аутентификация по паролям,
аутентификация с помощью
SMS,
биометрическая
аутентификация,
аутентификация
через
географическое

Раскрывать смысл изучаемых понятий Осуществлять поиск информации по
ключевым словам и по изображению Обсуждать способы проверки
достоверности информации, полученной из Интернета
Обсуждать ситуации, связанные с безопасным поведением в Интернете
Различать виды аутентификации Различать «слабые» и «сильные» пароли
Анализировать возможные причины кибербуллинга и предлагать способы, как
его избежать

17

местоположение,
многофакторная
аутентификация)
Пароли для аккаунтов в
социальных сетях
Кибербуллинг
Практические работы
1 Поиск информации
по
ключевым словам и по
изображению
Сохранение
найденной
информации
Раздел 2. Теоретические основы информатики (3 часа)
Тема 4 Информация в
Информация в жизни
Раскрывать смысл изучаемых понятий Различать виды информации по
жизни человека
человека Способы
способам её восприятия человеком Осуществлять кодирование и
(3 часа)
восприятия информации
декодирование информации предложенным способом
человеком Роль зрения в
Приводить примеры применения искусственного интеллекта (робототехника,
получении человеком
беспилотные автомобили, интеллектуальные игры, голосовые помощники и
информации Компьютерное
пр.)
зрение
Действия с информацией
Кодирование информации
Данные — записанная
(зафиксированная)
информация, которая может
быть обработана
автоматизированной
системой
Искусственный интеллект и
его роль в жизни человека
Раздел 3. Алгоритмизация и основы программирования (10 часов)

18

Тема 5 Алгоритмы
и исполнители (2 часа)

Раскрывать смысл изучаемых понятий Приводить примеры неформальных и
Понятие алгоритма
Исполнители алгоритмов
формальных исполнителей в окружающем мире
Приводить примеры циклических действий в окружающем мире
Линейные алгоритмы
Циклические алгоритмы
Составление программ для
Тема 6 Работа в среде
Раскрывать смысл изучаемых понятий Анализировать пользовательский
управления исполнителем в
программирования
интерфейс применяемого программного средства
(8 часов)
среде блочного или текстового Определять условия и возможности применения программного средства для
программирования
решения типовых задач
Практические работы
1 Знакомство со средой
программирования
2 Реализация линейных
алгорит мов в среде
программирования
3 Реализация циклических
алгоритмов в среде
программирования
Раздел 4. Информационные технологии (12 часов)
Тема 7
графических примитивов Операции с
интерфейс применяемого программного средства
Графический редактор
фрагментами изображения: выделение,
Определять условия и возможности применения программного
(3 часа)
копирование, поворот, отражение
средства для решения типовых задач. Планировать
последовательность действий при создании и редактирова нии
Практические работы
1 Создание и редактирование простого
растрового изображения
изображения с помощью инструментов
растрового графического редактора
2 Работа с фрагментами изображения с
использованием инструментов
графического редактора
Тема 8
Текстовый редактор Правила набора
Раскрывать смысл изучаемых понятий Анализировать пользовательский
Текстовый редактор
текста
интерфейс применяемого программного средства
(6 часов)
Текстовый процессор Редактирова-ние Определять условия и возможности применения программного
текста Проверка правописания
средства для решения типовых задач Анализировать преимущества
Расстановка переносов Свойства
создания текстовых документов на компьютере по сравнению с
19

символов Шрифт Типы шрифтов
рукописным способом
(рубленые, с засечками, моноширинные)
Полужирное и курсивное начертание
Свойства абзацев: границы, абзацный
отступ, интервал, выравнивание Вставка
изображений в текстовые документы
Обтекание изображений текстом
Практические работы
1 Создание небольших текстовых
документов посредством
квалифицированного клавиатурного
письма с использованием базовых
средств текстовых редакторов
2 Редактирование текстовых документов
(проверка правописания; расстановка
переносов)
3 Форматирование текстовых
документов (форматирование символов
и абзацев)
4 Вставка в документ изображений
Тема 9 Компьютерная
Компьютерные презентации Слайд
Раскрывать смысл изучаемых понятий Анализировать
презентация (3 часа)
Добавление на слайд текста и
пользовательский интерфейс применяемого программного средства
изображений Работа с несколькими
Определять условия и возможности применения программного
слайдами
средства для решения типовых задач
Практические работы
1 Создание презентации на основе
готовых шаблонов
Резервное время — 2 часа

20

6 класс (34 часа)

1 час в неделю, всего — 34 часа
Темы, раскрывающие
данный раздел
Учебное содержание
программы,
и количество часов,
отводимое на их
изучение
Раздел 1. Цифровая грамотность (4 часа)
Тема 1 Компьютер (1
час)
Тема 2
Файловая система
(2 часа)

Типы компьютеров: персональные
компьютеры, встроенные компьютеры,
суперкомпьютеры
Иерархическая файловая система
Файлы и папки (каталоги) Путь
к файлу (папке, каталогу) Полное имя
файла (папки, каталога)
Работа с файлами и каталогами
средствами операционной системы:
создание, копирование, перемещение,
переименование и удаление файлов и
папок (каталогов) Поиск файлов
средствами операционной системы
Практические работы
1 Работа с файлами и каталогами
средствами операционной системы:
создание, копирование, перемещение,
переименование и удаление файлов и
папок (каталогов)
2 Поиск файлов средствами
операционной системы

Основные виды деятельности учащихся при изучении темы
(на уровне учебных действий)

Раскрывать смысл изучаемых понятий Характеризовать типы
персональных компьютеров
Раскрывать смысл изучаемых понятий Выполнять основные операции
с файла- ми и папками
Находить папку с нужным файлом по заданному пути

21

Тема 3 Защита
от вредоносных
программ (1 час)

Компьютерные вирусы и другие
вредоносные программы
Программы для защиты от вирусов
Встроенные антивирусные средства
операционных систем

Раскрывать смысл изучаемых понятий
Осуществлять защиту информации
от компьютерных вирусов с помощью антивирусных программ

Раздел 2. Теоретические основы информатики (6 часов)
Тема 4 Информация и
информационные
процессы (2 часа)

Информационные процессы Получение,
хранение, обработка
и передача информации (данных)
Практические работы
1. Преобразование информации,
представленной в форме таблиц и
диаграмм, в текст

Раскрывать смысл изучаемых понятий
Приводить примеры информационных процессов в окружающем мире
Выбирать форму представления информации в зависимости от
поставленной задачи
Осуществлять обработку информации по заданному алгоритму
Разрабатывать алгоритм преобразования информации

Тема 5 Двоичный код
(2 часа)

Двоичный код
Представление данных в компьютере
как текстов в двоичном алфавите
Количество всевозможных слов
(кодовых комбинаций) фиксированной
длины в двоичном алфавите
Преобразование любого алфавита к
двоичному
Информационный объём данных Бит —
минимальная единица количества
информации — двоичный разряд Байт,
килобайт, мегабайт, гигабайт
Характерные размеры файлов
различных типов (страница текста,
электронная книга, фото- графия, запись
песни, видеоклип, полнометражный

Раскрывать смысл изучаемых понятий
Подсчитывать количество всевозможных слов (кодовых комбинаций)
фиксированной длины в двоичном алфавите

Тема 6
Единицы измерения
информации
(2 часа)

Раскрывать смысл изучаемых понятий
Применять в учебных и практических задачах соотношения между
единицами измерения информации
Сравнивать размеры текстовых, графических, звуковых файлов и
видеофайлов

22

фильм)

Раздел 3. Алгоритмизация и основы программирования (12 часов)
Тема 7 Основные
алгоритмические
конструкции (8 часов)

Тема 8
Вспомогательные
алгоритмы (4 часа)

Среда текстового программирования
Управление исполнителем (например,
исполнителем Черепаха) Циклические
алгоритмы Переменные
Практические работы:
1 Разработка программ для управления
исполнителем в среде текстового
программирования
с использованием циклов
2 Разработка программ в среде
текстового программирования,
реализующих простые вычисли тельные
алгоритмы
3 Разработка диалоговых программ в
среде текстового программирования
Разбиение задачи на подзадачи,
использование вспомогательных
алгоритмов (процедур) Процедуры с
параметрами
Практические работы
1 Разработка программ для управ ления
исполнителем в среде текстового
программирования

Раскрывать смысл изучаемых понятий
Выявлять общие черты и различия
в средах блочного и текстового программирования
Анализировать готовые алгоритмы управления исполнителем,
исправлять в них ошибки
Применять алгоритмические конструкции «следование» и «цикл»

Раскрывать смысл изучаемых понятий.
Осуществлять разбиение задачи на подзадачи
Анализировать работу готовых вспомогательных алгоритмов
(процедур)
Самостоятельно создавать вспомогательные алгоритмы (процедуры)
для решения поставленных задач

23

с использованием вспомогательных
алгоритмов (процедур)
2 Разработка программ для управления
исполнителем в среде текстового
программирования,
в том числе с использованием
вспомогательных алгоритмов
(процедур) с параметрами
Тема 9
Векторная графика Создание векторных
Векторная графика
рисунков встроенными средствами
(3 часа)
текстового процессора или других
программ (приложений) Добавление
векторных рисунков в документы
Практическая работы
1 Исследование возможностей
векторного графического редактора
Масштабирование готовых векторных
изображений
2 Создание и редактирование
изображения базовыми средствами
векторного редактора (по описанию)
3 Разработка простого изображения с
помощью инструментов векторного
графического редактора (по
собственному замыслу)
Тема 10
Текстовый процессор
Текстовый процессор (4 Структурирование информации с
часа)
помощью списков Нумерованные,
маркированные и многоуровневые
списки Добавление таблиц в текстовые
документы
Практические работы
1 Создание небольших текстовых

Раскрывать смысл изучаемых понятий Анализировать
пользовательский интерфейс применяемого программного средства
Определять условия и возможности применения программного
средства для решения типовых задач Планировать последовательность
действий при создании векторного изображения
Сравнивать растровые и векторные изображения (цветопередача,
возможности масштабирования, размер файлов, сфера применения)

Раскрывать смысл изучаемых понятий
Анализировать пользовательский интерфейс применяемого
программного средства
Определять условия и возможности применения программного
средства для решения типовых задач

24

Тема 11 Создание
интерактивных
компьютерных
презентаций (3 часа)

документов с нумерованными,
маркированными и многоуровневыми
списками
2 Создание небольших текстовых
документов с таблицами
3 Создание одностраничного документа,
содержащего списки, таблицы,
иллюстрации
Создание компьютерных презентаций
Интерактивные элементы Гиперссылки
Практические работы
1 Создание презентации с
гиперссылками
2 Создание презентации с
интерактивными элементами

Раскрывать смысл изучаемых понятий
Анализировать пользовательский интерфейс применяемого
программного средства
Определять условия и возможности применения программного
средства для решения типовых задач Планировать структуру
презентации с гиперссылками
Планировать структуру презентации с интерактивными элементами

Резервное время 2 часа

25

Календарно – тематическое планирование
5 класс
Номер
урока
1.
2.

3.

4.

5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.

16.

17.

Тема урока
Цели изучения курса информатики. Информация вокруг нас.
Техника безопасности и организация рабочего места.
Компьютер
универсальное
вычислительное
устройство,
работающее по программе Мобильные устройства Основные
компоненты персональных компьютеров и мобильных устройств.
Процессор Оперативная и долговременная память Устройства
ввода и вывода
Ввод информации в память компьютера.
Клавиатура.
Практическая работа №1 «Вспоминаем клавиатуру»
Управление компьютером.
Практическая работа №2 «Вспоминаем приёмы управления
компьютером»
Хранение информации.
Практическая работа №3 «Создаём и сохраняем файлы»
Передача информации.
Электронная почта.
Практическая работа №4 «Работаем с электронной почтой»
В мире кодов. Способы кодирования информации
Метод координат.
Текст как форма представления информации. Компьютер –
основной инструмент подготовки текстов
Основные объекты текстового документа. Ввод текста.
Практическая работа №5 «Вводим текст»
Редактирование текста.
Практическая работа №6 «Редактируем текст»
Текстовый фрагмент и операции с ним.
Практическая работа №7 «Работаем с фрагментами текста»
Форматирование текста.
Практическая работа №8 «Форматируем текст»
Представление информации в форме таблиц. Структура таблицы.
Практическая работа №9 «Создаём простые таблицы» (задания 1 и
2)
Табличное решение логических задач.
Практическая работа №9 «Создаём простые таблицы» (задания 3 и
4)
Разнообразие наглядных форм представления информации
26

Номер
урока
18.
19.

20.

21.

22.
23.
24.
25.
26.

27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Тема урока
Диаграммы.
Практическая работа №10 «Строим диаграммы»
Компьютерная графика. Графический редактор Paint
Практическая работа №11 «Изучаем инструменты графического
редактора»
Преобразование графических изображений
Практическая работа №12 «Работаем с графическими
фрагментами»
Создание графических изображений.
Практическая работа №13 «Планируем работу в графическом
редакторе»
Разнообразие задач обработки информации. Систематизация
информации
Списки – способ упорядочивания информации.
Практическая работа №14 «Создаём списки»
Поиск информации.
Практическая работа №15 «Ищем информацию в сети Интернет»
Кодирование как изменение формы представления информации
Преобразование информации по заданным правилам.
Практическая работа №16«Выполняем вычисления с помощью
программы Калькулятор»
Преобразование информации путём рассуждений
Разработка плана действий. Задачи о переправах.
Табличная форма записи плана действий. Задачи о переливаниях
Создание движущихся изображений.
Практическая работа №17 «Создаём анимацию» (задание 1).
Создание анимации по собственному замыслу.
Практическая работа №17 «Создаём анимацию» (задание 2).
Выполнение итогового мини-проекта.
Практическая работа №18 «Создаем слайд-шоу»
Итоговое тестирование
Подведение итогов

27

Календарно – тематическое планирование
6 класс
Номер
урока
1.
2.

3.
4.

5.

6.
7.

8.

9.

10.

11.
12.

Тема урока
Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и
организация рабочего места. Объекты окружающего мира
Объекты операционной системы.
Практическая работа №1 «Работаем с основными объектами
операционной системы»
Файлы и папки. Размер файла.
Практическая работа №2 «Работаем с объектами файловой системы»
Разнообразие отношений объектов и их множеств.
Отношения между множествами.
Практическая работа №3 «Повторяем возможности графического
редактора – инструмента создания графических объектов» (задания 1–
3)
Отношение «входит в состав».
Практическая работа №3 «Повторяем возможности графического
редактора – инструмента создания графических объектов» (задания 5–
6)
Разновидности объекта и их классификация.
Классификация компьютерных объектов.
Практическая работа №4 «Повторяем возможности текстового
процессора – инструмента создания текстовых объектов»
Системы объектов. Состав и структура системы
Практическая
работа
№5
«Знакомимся
с
графическими
возможностями текстового процессора» (задания 1–3)
Система и окружающая среда. Система как черный ящик.
Практическая
работа
№5
«Знакомимся
с
графическими
возможностями текстового процессора» (задания 4–5)
Персональный компьютер как система.
Практическая
работа
№5
«Знакомимся
с
графическими
возможностями текстового процессора» (задание 6)
Способы познания окружающего мира.
Практическая работа №6 «Создаем компьютерные документы»
Понятие как форма мышления. Как образуются понятия.
Практическая работа №7 «Конструируем и исследуем графические
объекты» (задание 1)

28

13.

14.
15.

16.

17.
18.

19.

20.
21.

22.

23.
24.
25.
26.
27.

Определение понятия.
Практическая работа №7 «Конструируем и исследуем графические
объекты» (задания 2, 3)
Информационное моделирование как метод познания.
Практическая работа №8 «Создаём графические модели»
Знаковые
информационные
модели.
Словесные
(научные,
художественные) описания.
Практическая работа №9 «Создаём словесные модели»
Математические модели.
Многоуровневые списки.
Практическая работа №10 «Создаём многоуровневые списки»
Табличные информационные модели. Правила оформления таблиц.
Практическая работа №11 «Создаем табличные модели»
Решение логических задач с помощью нескольких таблиц.
Вычислительные таблицы.
Практическая работа №12 «Создаем вычислительные таблицы в
текстовом процессоре»
Графики и диаграммы. Наглядное представление процессов
изменения величин и их соотношений.
Практическая работа №12 «Создаём информационные модели –
диаграммы и графики» (задания 1–4)
Создание информационных моделей – диаграмм. Выполнение минипроекта «Диаграммы вокруг нас»
Многообразие схем и сферы их применения.
Практическая работа №14 «Создаём информационные модели –
схемы, графы, деревья» (задания 1, 2, 3)
Информационные модели на графах.
Использование графов при решении задач.
Практическая работа №14 «Создаём информационные модели –
схемы, графы, деревья» (задания 4 и 6)
Что такое алгоритм.
Работа в среде виртуальной лаборатории «Переправы»
Исполнители вокруг нас.
Работа в среде исполнителя Кузнечик
Формы записи алгоритмов.
Работа в среде исполнителя Водолей
Линейные алгоритмы.
Практическая работа №15 «Создаем линейную презентацию»
Алгоритмы с ветвлениями.
Практическая работа №16 «Создаем презентацию с гиперссылками»
29

28.
29.

30.
31.
32.
33-34.

Алгоритмы с повторениями.
Практическая работа №16 «Создаем циклическую презентацию»
Исполнитель
Чертежник.
Пример
алгоритма
управления
Чертежником.
Работа в среде исполнителя Чертёжник
Использование вспомогательных алгоритмов.
Работа в среде исполнителя Чертёжник
Алгоритмы с повторениями для исполнителя Чертёжник.
Работа в среде исполнителя Чертёжник
Обобщение и систематизации изученного по теме «Алгоритмика»
Выполнение и защита итогового проекта.

30

Описание

материально-технического,

учебно-методического

и

информационного обеспечения образовательного процесса
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Аппаратные средства
Компьютер -5
Ноутбук - 10
Интерактивная панель - 1
Устройства

вывода

звуковой

информации

—

наушники

для

индивидуальной работы со звуковой информацией – 5
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации:
сканер, микрофон.
Устройство для вывода информации на печать, оформление проектных
папок, проектов: принтер -1 Комплект оборудования для подключения к сети
Интернет
Программные средства
Операционная система – Windows;
Система программирования;
Интегрированное

офисное

приложение,

включающее

текстовый

редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу
разработки презентаций и электронные таблицы;
Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или
др.);
Программы для тестирования компьютера и работы с файлами;
Программы для кодирования информации, систем счисления и основ
логики;
Программы – тренажеры;
Программы архиваторы;
Комплект презентаций по каждому классу;
Программы для создания и разработки алгоритмов.
31

Для обеспечения возможности обучающихся выполнять задания вне школы,
в том числе для освоения материала пропущенных уроков, рекомендуется
использовать свободно-распространяемое
программное обеспечение, например:
офисные приложения – OpenOffice, LibreOffice;
растровая графика – Gimp;
векторная графика – Inkscape;
интегрированные среды разработки – Code::Blocks (С/С++), Dev-C++
(С/С++), IDLE (Python), IntelliJ IDEA (Java, Python), Lazarus (Pascal), NetBeans IDE
(Java, Python, C, C++);
учебные визуальные среды программирования, включая системы блочного
программирования –Кумир, Пиктомир, Scratch.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Аппаратные средства
Компьютер -5
Ноутбук - 10
Интерактивная панель – 1
Устройства

вывода

звуковой

информации

—

наушники

для

индивидуальной работы со звуковой информацией - 5
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации:
сканер, микрофон.
Устройство для вывода информации на печать, оформление проектных
папок, проектов: принтер -1 Комплект оборудования для подключения к сети
Интернет
Программные средства
Операционная система – Windows;
Система программирования;
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор,
растровый и векторный графические редакторы, программу разработки
32

презентаций и электронные таблицы;
Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или
др.);
Программы для тестирования компьютера и работы с файлами;
Программы для кодирования информации, систем счисления и основ
логики;
Программы – тренажеры;
Программы архиваторы;
Комплект презентаций по каждому классу;
Программы для создания и разработки алгоритмов.
Для обеспечения возможности обучающихся выполнять задания вне школы,
в том числе для освоения материала пропущенных уроков, рекомендуется
использовать свободно-распространяемое
программное обеспечение, например:
офисные приложения – OpenOffice, LibreOffice;
растровая графика – Gimp;
векторная графика – Inkscape;
интегрированные среды разработки – Code::Blocks (С/С++), Dev-C++
(С/С++), IDLE (Python), IntelliJ IDEA (Java, Python), Lazarus (Pascal), NetBeans IDE
(Java, Python, C, C++);
учебные визуальные среды программирования, включая системы блочного
программирования –Кумир, Пиктомир, Scratch.
Учебно-методическое и информационное обеспечение
1.УМК
1.

Босова

Л.Л.,

Босова

А.Ю.

«Информатика

5»:

учебник

для

общеобразовательных учреждений. – М: БИНОМ. Лаборатория знаний;
2.

Босова

Л.Л.,

Босова

А.Ю.

«Информатика

6»:

учебник

для

общеобразовательных учреждений. - М. БИНОМ. Лаборатория знаний;
33

3.

Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронный комплект к УМК 5-7

(презентации к урокам, эл.плакаты, тесты и др.). - М. БИНОМ. Лаборатория
знаний, 2013
2. Программное обеспечение
1.

Операционная система Windows 7 Домашняя базовая

2.

Microsoft Office 2010/2013/2016: word, power point

3.

Клавиатурный тренажер Stamina

4.

Комплект учебных МИРов, НИИСИ РАН (черепашка, водолей,

кузнечик и др.)
5.

Программа для проведения тестирования Multi Tester

3. Дополнительная литература
1.

Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи

по информатике (Задачник 5-6кл.) - М. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013;
2.

Единая коллекция ЦОР. Режим доступа: htth://school-collection.edu.ru.

3.

Материалы

авторской

мастерской

Босовой

Л.Л.

Режим доступа: http://metodist.Lbz.ru/avt_masterskaya_BosovaLL.html)
Электронный ресурс «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»
Режим доступа: http://window.edu.ru
Контрольные и измерительные материалы
1.

Л.Л. Босова, А.Ю. Босова «Информатика. 5 класс: самостоятельные и

контрольные работы» М. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017
2.

Л.Л. Босова, А.Ю. Босова «Информатика. 6 класс: самостоятельные и

контрольные работы» М. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».