Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

ВД Экология 1-4 класс

Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа внеурочной деятельности составлена
для 1- 4 классов.
Цель программы «Юный эколог» – достижение планируемого
результата в формировании основ экологической грамотности обучающихся
начальной школы; в формировании осознанного отношения к объектам
природы, находящимся рядом (формирование экологической культуры).
Задачи программы:
1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных
явлений, единстве неживой и живой

природы, о взаимодействии

и

взаимозависимости природы, общества и человека.
2. Формирование осознанных представлений о нормах и правилах
поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.
3. Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.
4. Развитие потребности в необходимости и возможности решения
экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового
образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране
окружающей среды.
Общая характеристика программы.
Актуальность разработанной программы продиктована отсутствием в
теории и практике экологического образования в начальной школе.
Предлагаемый материал о природе, животном мире и экологических
проблемах родного края предполагает расширение краеведческого кругозора,
развитие творческих способностей обучающихся.
Программа «Юный эколог» основывается на принципах:


Принцип следования нравственному примеру.



Принцип идентификации



Принцип диалогического общения.



Принцип системно-деятельностной организации воспитания.

Основная идея программы

состоит в том, что внеурочная

деятельность направлена на развитие любознательности и проявление
живого интереса к познанию мира природы, что обеспечивает формирование
полноценного экологического сознания и поведения, воспитание гуманной
личности, для которой характерна осознанная жизненная необходимость
гармонизации своего образа жизни с окружающим социальным и природным
миром.
Содержание программы реализуется через создание на занятиях
проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий
поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к
природе.

Практическая

направленность

курса

осуществляется

через

исследовательские задания, игровые задания, проекты, участие в выставках,
конкурсах, олимпиадах.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Юный эколог».
Компетенции

Личностные

Метапредметные:
Регулятивные

Ожидаемые
результаты

- развить интерес
к познанию мира
природы;
- сформировать
умение
ориентироваться
в
информационном
пространстве;
- мотивировать к
саморазвитию и
самоорганизации.

1класс

Формы подведения итогов
2класс
3класс

Фотовыставка;
конкурс
рисунков;
создание
библиотечки
«Природа
вокруг нас».

Фотовыставка;
минисочинения;
выпуск
буклета
«Птицы
–
наши друзья».

- самостоятельно и Наблюдение
Практическая
ответственно
(по
темам работа;

Фотовыставка;
минисочинения (в
том числе по
самостоятельно
выбранной
теме);
проект «Я и
Красная
книга».

Способы
оценивания
4класс
Написание
письма
от
имени
растения,
птицы;
выпуск
«Жалобной
книги
природы»;
участие
в
экологических
акциях
разного
уровня;
проект
«Заповедные
зоны родного
края»,
«Я
удивлен!».

Карта
наблюдения
(степень участия
индивидуальной
и коллективной
работы).

Опытническая Участие
в Карта
работа
с экологических наблюдений

Познавательные

решать
поставленные
задачи;
- в сотрудничестве
с учителем ставить
новые задачи и
проявлять
познавательную
инициативу.
создавать
сообщения,
проекты;
осуществлять
поиск
необходимой
информации.

Коммуникативные - формулировать
собственное
мнение
и
учитывать разные
мнения;
использовать
речевые средства
для планирования
и решения задач.
Предметные
систематизировать

программы).

акция
«Кормим
пернатых».

описанием
акциях,
результатов;
изготовление
участие
в листовок,
акциях.
экологических
памяток;
руководство
проектом

Рассказ
«Интересное
вокруг»;

Создание
книжекмалышек,
кроссвордов.

Создание
стенгазет;
коллективный
проект «Я и
Красная книга»

Обсуждение
Участие
просмотренны ролевых
х фильмов и играх.
прочитанных
книг.

- Узнавать
животных и

Подготовка к
интеллектуальным
конкурсам;
изготовление
листовок,
экологических
памяток.
в Участие
в Защита
тематических
проектов,
линейках
и участие
в
акциях,
конкурсах.
коллективной
исследовательс
кой работе.

- Ухаживать за - Соблюдать
домашними
правила

- Соблюдать
правила

Карта
наблюдений,
портфель
достижений.

Карта
наблюдений

Карта
наблюдений

и углубить
экологические
знания

птиц
Свердловской
области; ухаживать за
домашними
животными,
птицами и
культурными
растениями; ставить
простейшие
опыты с
объектами
живой и
неживой
природы.

животными,
птицами и
культурными
растениями; соблюдать
правила
здорового
образа жизни;
- ставить
простейшие
опыты с
объектами
живой и
неживой
природы.

здорового
образа жизни;
опытническая
деятельность –
описание
результатовоформлять
результаты
наблюдений в
виде
простейших
схем.

здорового
образа жизни;
- предвидеть
последствия
деятельности
людей в
природе;
- оформлять
результаты
наблюдений в
виде
простейших
схем, знаков,
рисунков,
описаний,
выводов.

Содержание программы
1 класс (33 ч)
1. Введение в экологию (2 ч)
Что такое экология? Знакомство детей с целями и задачами занятий,
правилами поведения при проведении практических работ. Понятие о
природе, красоте природы. Человек как живое существо, нуждающееся в
определенных

жизненно-необходимых

условиях.

Человек,

как

природопользователь, потребляющий природу и по мере возможности
восстанавливающий ее богатства.
2. Молчаливые соседи ( 3ч)
Знакомство с домашними животными. Кошка и собака – друзья
человека. Наблюдения за домашними питомцами. Установление природных
закономерностей, взаимосвязей.
3. Пернатые друзья (2ч)
Знакомство детей с многообразием птиц, выделением их существенных
и отличительных признаков. Среда обитания птиц. Перелётные птицы.
Зимующие птицы. Значение птиц в жизни человека. Птицы нашего двора.
Помощь птицам в трудное время. Работа с иллюстрациями с изображением
птиц, чтение стихов, рассказов, разгадывание загадок. Наблюдение за
поведением птиц на улице.
4. О чем шепчут деревья (2ч)
Зелёные насаждения перед домом, во дворе школы. Зачем сажать
деревья? Как ухаживать? Что мы делаем для здоровья деревьев? Сезонные
изменения деревьев в природе. Особенности роста и развития деревьев.
5. Загадки животного мира (3ч)
Животный мир родного края. Многообразие и особенности жизни
животных области. Чтение и обсуждение познавательных рассказов о жизни
животных в лесах Свердловской области и их приспособленность к зимнему
периоду.
6. Секреты неживой природы (2ч)

Наблюдение за состоянием воды в природе. Интересное в неживой
природе.
7. Оранжерея на окне (4ч)
Знакомство с комнатными растениями класса. Оценить условия жизни
и роста растений: освещённость, частоту полива. Уход за комнатными
растениями. Исследовательская работа о влиянии света на рост и развитие
комнатных растений.
8. Человек - часть живой природы (4ч)
Знакомство с трудовой деятельностью людей и ее значением в жизни
человека и общества. Изучение элементарных правил безопасной работы.
Выращивание лука в комнатных условиях. Правила ухода.
9. Охрана природы (3ч)
Знакомство с понятием «Красная книга». Знакомство с редкими видами
растительного

и

животного

мира.

Причины

исчезновения

их

и

необходимость защиты каждым человеком. Необходимость соблюдения
правил поведения с ними.
10. Досуговые мероприятия ( 4ч)
Обобщение экологической деятельности детей, развитие в потребности
в экологически сообразном поведении. Подготовка и проведение праздника.
2 класс (34 ч)
1. Общение с природой (7ч)
Осознание места человека как части природы. Представление об
окружающей природе и окружающей среде.

Наблюдение за жизнью

природы. Календарь природы. Народные приметы. Умение прогнозировать
природные изменения по народным приметам. Правила поведения в природе.
2. Солнце, воздух, вода…и растение (6ч)
Солнце – источник тепла и света. Влияние солнца на жизнь на Земле.
Воздух – условие жизни. Загрязнение атмосферы. Установление природных
закономерностей, взаимосвязей. Распознавание встречающихся в нашей

местности растений. Проведение опытов, доказывающих влияние света,
воздуха, воды и почвы на растение.
3. Птицы нашего края (6ч)
Формирование потребности и практических умений заботиться о
птицах.

Кто

чем

питается?

Формировать

представления

детей

о

приспособлениях птиц в связи с наступлением осени, зимы, о перелетах
птиц. Актуализировать представления детей о птицах как о группе
животных. Работа с иллюстрациями с изображением птиц, чтение стихов,
рассказов. Наблюдение за поведением птиц на улице во время экскурсии.
4. Богатство родной природы в творчестве русского народа (5ч)
Изучение

и

подбор

материалов

о

народных

художественных

промыслах. Экология и фольклор.
5. Что мы знаем о родном городе (3ч)
Мой родной город, его история, моя улица и дом. Природа города.
Экологическая ситуация в городе.
6. Откуда берется и куда девается мусор? (3ч)
Выясняем, откуда берется и куда девается мусор. Знакомство с
промышленными отходами и их реализацией. Бытовые отходы.
7. Досуговые мероприятия (4ч)
Обобщение экологической деятельности детей, развитие в потребности
в экологически сообразном поведении. Подготовка и проведение праздника.
3 класс (34ч)
1. Вводный урок. Почему мы часто слышим слово «экология» (1ч)
Человек как природопользователь, потребляющий природу и по мере
возможности восстанавливающий ее богатства.
2. Вода - источник жизни (8ч)
Неживая природа. Вода и ее охрана. Значение воды. Загрязнение.
Источники

загрязнения.

Свердловской

Вода,

её

признаки

и

свойства.

Водоемы

области. Проведение эксперимента «Вода из местных

источников и ее прозрачность как один из показателей ее пригодности для

водоснабжения населения». Схема: исток, русло, устье. Знаменитые реки.
Обитатели рек, озер, море и океанов.
3. Воздух и его охрана (5 ч)
Неживая природа. Воздух – условие жизни. Составляющие воздуха.
Атмосфера, смог, «парниковый эффект». Охрана воздуха в Свердловской
области, стране. Актуализация представлений

у детей о загрязнении

помещения, осознание нанесения вреда здоровью взвешенной в воздухе
пылью. Пыль – враг здоровья человека и комнатных растений.
4. Удивительный мир растений (7ч)
Знакомство
систематизировать

с растениями
знания

лекарями,

обучающихся

хищниками.
о

Обобщить

многообразии

и

растений.

Сформировать представление о разнообразии растений, об их экологических
особенностях, охране.

Выращивание и уход за комнатными растениями.

Расширить представление о разных способах размножения.
5. Загадочный мир животных (9ч)
Чтение и обсуждение познавательных рассказов о жизни животных.
Исчезающие виды, причины. Знакомство с Красной книгой. Редкие
животные. Обсуждение прочитанных книг о динозаврах, рассматривание
рисунков.
6. Уголок хорошего настроения (4ч)
Выращивание рассады цветов. Экскурсия на пришкольный участок.
Наблюдение за набуханием почек на деревьях. Весеннее взаимодействие
живой и неживой природы. Озеленение пришкольного участка.
4

класс (34 ч)

1. Мир глазами эколога (3ч)
Экологические связи между живой и неживой природой, связи внутри
живой природы, связи между природой и человеком. Глобальные проблемы
экологии. Что такое экологическая катастрофа.
2. Мы любим свой город (4ч)

Выявление экологической ситуации в городе, сопричастность каждого
к будущему города. Пути решения экологических проблем города.
3. Птицам - наша забота (5ч)
Изучение разнообразия птиц родного края. Причины сокращения
численности редких птиц, необходимые меры их охраны. Составление
«Красной книги» исчезающих птиц Свердловской области.
4. Охрана растений нашей местности (4ч)
Распознавание встречающихся в нашей местности растений. Растения,
нуждающиеся

в

защите.

Особенности

их

внешнего

строения

и

распространения.
5. Животные, которым угрожает исчезновение (5ч)
Разнообразие животных Свердловской области. Особенности их
внешнего

вида,

распространения,

поведения.

Причины

сокращения

численности редких животных и меры их охраны. Об охоте и рыбной ловле.
«Красная книга» животных Свердловской области
6. Заповедники родного края (5ч)
Знакомство с растительностью Урала находящихся под охраной.
7. Чем занимаются люди земли Уральской (3ч)
Оформление краеведческого уголка в классе «Вклад моей семьи в дела
родного края».
8. Передаем свои знания (5ч)
Изготовление условных знаков, экологических памяток.

№
п/п

1
2

3
4

5

6
7

8
9

10
11
12

13
14

15

Тематический план программы
1 класс
Темы

Введение в экологию.
Введение в экологию.
Игра «Живое – неживое».
Введение в экологию.
Экскурсия в парк.
Молчаливые соседи.
Молчаливые соседи.
Круглый стол «Кошка и собака – друзья человека».
Молчаливые соседи.
Просмотр фильма «Забавные истории о домашних
животных».
Молчаливые соседи.
Фотовыставка «Мой любимый питомец».
Пернатые друзья.
Пернатые друзья.
Экскурсия в парк «Птицы нашего двора».
Пернатые друзья.
Игра «Где живет птичка».
О чем шепчут деревья.
О чем шепчут деревья. Конкурс рисунков «Сезонные
изменения деревьев в природе».
О чем шепчут деревья.
Игра «Узнай листок».
Загадки животного мира.
Загадки животного мира.
Просмотр фильма «Животный мир родного края».
Загадки животного мира.
Чтение рассказов о животных.
Загадки животного мира.
Экскурсия в музей.
Секреты неживой природы.
Секреты неживой природы.
Круглый стол «Интересное в неживой природе».
Секреты неживой природы.
Викторина «Путешествие тучки».
Оранжерея на окне.
Оранжерея на окне. Круглый стол
«Знакомство с комнатными растениями класса».

Кол-во
часов
3
1
2
3
1
1

1
2
1
1
2
1
1
4
1
1
2
2
1
1
6
1

Оранжерея на окне. Экскурсия в ГДЭЦ
Оранжерея на окне. Светолюбивые комнатные растения.
Конкурс рисунков «Мой любимой цветок».
18 Оранжерея на окне. Практическая работа
«Уход за комнатными растениями».
Человек – часть живой природы.
19 Человек – часть живой природы.
Круглый стол «Организм и окружающая среда».
20 Человек – часть живой природы. Викторина «Люди
разные нужны…».
21 Человек – часть живой природы. Фотовыставка.
Знакомство с трудовой деятельностью людей.
22 Человек – часть живой природы. Практическая работа
«Выращивание лука в комнатных условиях».
Охрана природы.
23 Охрана природы. Знакомство с понятием «Красная
книга». Просмотр фильма.
24 Охрана природы.
Экскурсия в музей Природы.
25 Охрана природы. Викторина «Мы знатоки природы»
Досуговые мероприятия.
26 Досуговые мероприятия. Викторина «Кто в лесу живет,
что в лесу растет?».
27 Досуговые мероприятия.
Устный журнал «Наш дом – планета Земля».
28 Досуговые мероприятия.
Игра «Азбука экологии».
29 Досуговые мероприятия.
Игра «Приключения в лесу».
Итого:
16
17

1
1
3
4
1
1
1
1
3
1
1
1
4
1
1
1
1
33

№
п/п

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

14
15
16
17
18

19
20
21

Календарно-тематический план программы
2 класс
Темы

Общение с природой.
Наблюдение за жизнью природы.
Календарь природы.
Практикум.
Создание книжки-малышки.
Народные при меты.
Прогулка для работы с календарем природы.
Практикум. Правила поведения в природе.
Экскурсия в природу.
Праздник «Дары осени».
Экологическая игра «Загадки природы».
Солнце, воздух, вода и растения.
Установление природных закономерностей , взаимосвязей.
Круглый стол.
Солнце – источник тепла и света. Конкурс экологических
сказок «Украденное солнце».
Воздух и здоровье человека. Подвижные игры на воздухе.
Вода и здоровье человека. Чтение книги Чуковского
«Мойдодыр».
Личная гигиена. «Как правильно чистить зубы».
Кроссворд «Вода».
Исчезающие растения. Создание буклета. Ролевая игра «Я
в гостях у природы».
Птицы нашего края.
Круглый стол «Птицы нашего края».
Экскурсия.
Птицы – наши друзья. Игра «Кто я?»
Конструирование кормушки для птиц. Практикум.
Кормим пернатых.
Тематическая выствка «День птиц».
Богатство родной природы
в творчестве народа.
Экология и фольклор.
Загадки, заклички, песни. Составление книжки-малышки.
Проводы зимы. Масленица.
Масленичные гуляния.
Ярмарка народного мастерства.
Мастер-класс по изготовлению оберега.

Кол-во
часов
7
1
1
1
1
1
1
1
6
1
1
1
1
1
1
6
1
1
1
2
1
5
1
1
1

Экскурсия «Встречаем красавицу весну».
Устный журнал «Здравствуй, весна!».
Что мы знаем о своем поселке.
24 Мой любимый поселок.
Обзорная экскурсия по поселку.
25 Моя улица и дом. Игра «Чей дом?».
26 Круглый стол «Экологическая ситуация в поселке».
Откуда берется и куда
девается мусор?
27 Круглый стол «Откуда берется и куда девается мусор?»
28 Мини-сочинение «Чтобы ты мог сделать для своего
двора?»
29 Бытовые отходы. Конкурс поделок.
Досуговые мероприятия.
30 Мы – юные экологи. Экскурсия в лес.
31 Диалоги с природой. Экологическая игра «Поиск
нарушителей природы».
32 Обращение юных экологов к ровесникам. Памятки
«Береги природу».
33 Экологический праздник «Звери, птицы, лес и я – вместе
дружная семья!».
Итого:
22
23

1
1
3
1
1
1
3
1
1
1
4
1
1
1
1
34

№
п/п
1

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

15
16
17
18
19
20
21

Календарно-тематический план программы
3 класс
Темы

Почему мы часто слышим слово «экология».
Круглый стол.
Вода – источник жизни.
Вода – источник жизни.
Практикум «Вода, её признаки и свойства».
Вода – источник жизни.
Экскурсия в парк.
Стихи и рассказы о воде. Мини-сочинение.
Проект «Сбережем капельку!».
Вода – источник жизни.
Викторина «Путешествие капельки».
Обитатели водоемов.
Мини-сочинение «Почему рыба не любит сушу?».
Вода – источник жизни.
Конкурс творческих работ «Где мы теряем воду».
Экологическая игра «Водоемы просят о помощи».
Воздух и его охрана.
Круглый стол «Воздух – условие жизни».
Загрязнение атмосферы.
Фотовыставка «Чистые уголки нашего края».
Проект «Как сохранить воздух чистым».
Пыль – враг комнатных растений. Мини-сочинение от
имени растения.
Уход за комнатными растениями.
Практикум «Умоем наши растения».
Удивительный мир растений.
Растение – живой организм.
Игра «Кто внимательный?».
Растения рядом.
Кроссворд «Растения моего края».
Растения – лекари природы.
Экологическая игра «Лесная аптека».
Разнообразие царства растений.
Экологические памятки «Правила поведения на природе».
Размножение растений. Составление рассказа «Любимое
растение в моем доме».
Просмотр фильма «Такие удивительные растения!».
Экологический журнал «Жалобная книга природы».

Кол-во
часов
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1
5
1
1
1
1
1
7
1
1
1
1
1
1
1

Загадочный мир животных.
22 Круглый стол «В мире животных».
23 Вымирающие организмы.
Проект «Знакомые незнакомцы».
24 Просмотр фильма «Динозавры – вымерший вид
животных».
25 Экскурсия в музей природы.
26 Круглый стол «Что будет, если исчезнут насекомые?»
27 Игра – путешествие «По рыбьему следу рек и озер нашего
края».
28 Круглый стол «Почему нужно защищать природу?»
29 Красная книга – способ защиты редких видов животных.
Проект «Я и Красная книга».
30 Экологический журнал «Жалобная книга природы»
Уголок хорошего настроения.
31 Весенние изменения в природе.
Наблюдение и зарисовка набухающих почек.
32 Сельскохозяйственные опыты на пришкольном участке.
Озеленение пришкольного участка.
33 Праздник «Тайник Вселенной».
34 Летнее экологическое задание.
Итого:

9
1
1
1
1
1
1
1
1
1
4
1
1
1
1
34

№
п/п

1
2
3

4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

14
15
16
17

18
19
20

Календарно-тематический план программы
4 класс
Темы

Кол-во
часов

Мир глазами эколога.

3

Мы – жители планеты земля.
Экологическая игра «Не проходите мимо!».
Правила экологической этики. Экологические памятки.
Что такое экологическая катастрофа.
Акция «Мы против мусора».
Мы любим свой город.
Моя малая Родина.
Конкурс рисунков.
Мы за экологические поступки. Экскурсия в парк.
Экологические памятки для детей и взрослых.
Проект «Чистый микрорайон».
Птицам наша забота.
Кто улетит, а кто останется.
Природоохранная акция «Пернатые друзья».
Практикум «Хлебные крошки».
Экскурсия в ГДЭЦ.
«Берегите птиц!». Мини-сочинение от имени птицы.
Экологические связи живой и неживой природы.
Игра «Чей клюв?».
Викторина «День птиц».
Охрана растений Свердловской
области.
«Красная книга растений Урала».
Написание письма от имени растения.
«Красная книга растений Урала».
Экологические памятки и знаки для детей и взрослых.
Устный журнал «Зеленая книга».
Экологическая акция «Не рубите, люди, елок!».

1

Животные, которым грозит
исчезновение.
Разнообразие животных Свердловской области.
Рисунок «Удивительные животные».
Экскурсия в зоопарк.
«Красная книга» животных Свердловской области.
Изготовление листовок.

5

1
1
4
1
1
1
1
6
1
1
1
1
1
1
4
1
1
1
1

1
1
1

21

Проект «Я и Красная книга».

1

22

Брейн – ринг «В мире животных».
Заповедники и заказники
родного края.
«Заповедные зоны родного края». Просмотр фильма.

1
5

Экскурсия «Оленьи ручьи».
Игра – путешествие «Заповедники Свердловской области».
Проект «Жалобная книга природы».
Круглый стол «Будем понимать и любить природу!».
Чем занимаются люди
земли Уральской.
Коренные жители Урала.
Экскурсия в краеведческий музей.
Рассказы, сказы, стихи о земле Уральской.
Проект «Вклад моей семьи в дела родного края».
Передаём свои знания
КВН «Эта хрупкая планета».
Практическое занятие. Посев семян в почву.

1
1
1
1
3

23
24
25
26
27

28
29
30
31
32

Проект «Экологическая лаборатория».
Круглый стол
«Начни с себя!».
Итого:
34
35

1

1
1
1
4
1
1
1
1
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».