Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

ВД Финансовая грамотность 1-4

Пояснительная записка
Рабочая

программа

учебного

курса

«Финансовая

грамотность»

предназначена для обучающихся 1-4-х классов и составлена в соответствии с
нормативными документами:
 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 г. № 273-ФЗ (редакция от 02.06.2016 г. с изм. и доп. вступ. в
силу с 01.07.2016 г.);
 ФГОС НОО (утвержден приказом Министерства образования и науки
РФ от 06.10. 2009 г. № 373, с изменениями, внесенными приказами
Минобрнауки России от 26.11.2010 г. №1241; 22.09.2011 г. №2357;
18.12.2012 г. №1060; 29.12.2014 г. №1643; 18.05.2015 г. №507,
31.05.2015 г. №1576);
 СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям

и

организации

обучения

в

общеобразовательных

учреждениях»(редакция от 24.11.2015 г.);
 Концепция развития математического образования в Российской
Федерации

(утверждена

Распоряжением

Правительства

РФ

от

24.12.2013 г. №2506-р);
 Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения
(утверждена Распоряжением Правительства РФ от 03.06.2017 г. №1155р);
 Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой
грамотности населения РФ;
Программа

«Финансовая

грамотность»,

имеет

общеинтеллектуальную

направленность и реализуется во внеурочной деятельности.
В современных условиях расширения использования финансовых услуг,
усложнения и появления новых и трудных для понимания финансовых
инструментов

вопросы

финансовой

грамотности

населения

стали

чрезвычайно актуальными для большинства стран мира. Обеспечение личной
финансовой безопасности становится важным фактором экономического
благополучия людей.

В связи с тем, что в нашей стране уровень финансовой грамотности остается
пока еще достаточно низким, все большее внимание уделяется вопросам
повышения уровня финансовой грамотности как важнейшего фактора
экономического развития страны, финансового потенциала домашних
хозяйств и, следовательно, повышения качества жизни населения.
В 2017 году Правительством РФ утверждена Стратегия повышения
финансовой грамотности на период 2017-2023 годы. В рамках совместного
проекта Министерства финансов Российской Федерации и Всемирного банка
«Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и
развитию финансового образования в Российской Федерации» разработаны
учебно-методические комплекты для образовательных учреждений общего
образования с целью апробации курса «Финансовая грамотность».
Отличительной особенностью программы внеурочной деятельности является
то, что он базируется на системно-деятельностном подходе к обучению,
который обеспечивает активную учебно-познавательную позицию учащихся.
У них формируются не только базовые знания в финансовой сфере, но также
необходимые умения, компетенции, личные характеристики и установки.
Цели программы:
- создание основ для формирования финансовой культуры школьников;
- формирование у обучающихся готовности принимать ответственные и
обоснованные

решения

в области

управления

личными финансами,

способности реализовать эти решения.
Задачи:
- развивать экономический образ мышления;
- освоить систему знаний о финансовых институтах современного общества и
инструментах управления личными финансами;
-

воспитать

ответственность

и

нравственное

поведение

в

области

экономических отношений в семье;
- сформировать опыт применения полученных знаний и умений для решения
элементарных вопросов в области экономики семьи;

- получить представление о роли денег в семье и обществе;
- познакомить с основными источниками доходов и направлений расходов
семьи.
1 класс
Личностные УУД:
У обучающихся сформируется:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к
учебе;
- потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательного
отношения к сверстникам, бесконфликтного поведения, стремления
прислушиваться к мнению одноклассников.
Регулятивные УУД:
У обучающихся сформируется:
- понимание цели своих действий;
- познавательная и творческая инициатива;
- умение составлять простые планы с помощью учителя
Коммуникативные УУД:
У обучающихся сформируется:
- контроль свои поступки;
- готовность признавать возможность существования различных точек зрения
и права каждого иметь свою.
Познавательные УУД:
У обучающихся сформируется:
- навык характеризовать виды и функции денег.
2 класс
Личностные УУД:
У обучающихся сформируется:
- начальный навык сотрудничества в разных ситуациях;
- осознание себя как члена семьи, общества и государства;

Регулятивные УУД:
У обучающихся сформируется:
- прогнозирование последствий своих поступков;
- возможность определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать
мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД:
У обучающихся сформируется:
- позитивная позиция в общении.
Познавательные УУД:
У обучающихся сформируется:
- умение находить ответы на вопросы в различных источниках информации
(текст, рисунок, фото);
- умение графически оформлять изучаемый материал.
3 класс
Личностные УУД:
У обучающихся сформируется:
- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых
отношений;
- способность к адекватной самооценке;
- самостоятельность в принятии правильного решения;
Регулятивные УУД:
У обучающихся сформируется:
- умение определять и формулировать цель в совместной работе;
- осознание своей доли ответственности за всё, что с ним происходит;
- возможность осуществлять информационную, познавательную и
практическую деятельность.
Коммуникативные УУД:
У обучающихся сформируется:

- толерантное отношение к другому участнику дорожного движения;
- контроль своих поступков;
Познавательные УУД:
У обучающихся сформируется:
- умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- умение находить и осознавать изменения в собственном поведении;
- адекватное восприятие оценки учителя и окружающих.
4 класс
Личностные УУД:
У обучающихся сформируется:
- уважительное отношение к иному мнению, культуре других народов;
- принятие и освоение социальной роли, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, в том числе
в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных
нормах, социальной справедливости и свободе;
- эстетические потребности, ценности и чувства;
- навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаций;
Регулятивные УУД:
У обучающихся сформируется:
- умение использовать речь для регуляции своего действия;
- навык планирования свои действия;
- адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и
других людей по исправлению допущенных ошибок;
- понимание выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно
усвоить;

- умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и
результата действия с требованиями конкретной задачи.
Коммуникативные УУД:
У обучающихся сформируется:
- умение работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от
собственного мнения;
- ставить вопросы;
- понятие необходимости обращаться за помощью;
- умение формулировать свои затруднения;
- потребность предлагать помощь и сотрудничество;
- потребность слушать собеседника;
- потребность договариваться и приходить к общему решению;
- собственное мнение и позиция;
- навык осуществлять взаимный контроль;
- адекватная оценка собственного поведения и поведения окружающих.
Познавательные УУД:
У обучающихся сформируется:
- осуществление поиска нужной информации для выполнения
художественно-творческой задачи с использованием учебной и
дополнительной литературы в открытом информационном пространстве;
- умение использовать знаки, символы, модели, схемы для решения
познавательных и творческих задач и представления их результатов;
- умение анализировать объекты, выделять главное;
- навык осуществлять синтез, обобщение;
- умение устанавливать аналогии.
II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 класс
Вводное занятие. Что такое деньги и откуда они взялись

Что такое экономика. Что такое деньги. Откуда взялись деньги. Важность
денег.
Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок
Монеты. Учимся считать деньги. Как сложить из монет нужную сумму.
Современные деньги России.
Рассмотрим бумажные деньги. Способы защиты от подделок бумажных
денег. Фальшивые деньги как их отличить. Почему изготовление фальшивых
денег является преступлением. Почему надо возвращать долги. Зачем нужно
делиться.
Деньги
Карманные деньги. Зачем нужно ценить деньги. Как правильно делать
покупки. Платные поручения. Как правильно копить. Каким образом
подработать на карманные расходы. Профессии в экономике.
Мошенники. Как защитить кошелёк.
Признаки мошенников. Правила при походе в магазин. Учитесь отказывать.
Интернет мошенники
Финансовая грамотность в детской художественной литературе
Зубкова Л. «Жили были Ох и Ах», А. Толстой «Приключения Буратино»,
Т.Попова «Волшебный банкомат», К.Чуковский «Муха Цокотуха»,
индийская народная сказка «Золотая антилопа» , Н.Носов «Незнайка на
Луне»
2 класс
Знакомство с Бурундуком и компанией
Знакомство с лесными героями - Бурундуком и его компанией. Вспомним
понятие «экономика».
Потребности
Потребности человека. Значение труда в удовлетворении потребностей. Труд
и удовлетворение потребностей.
Торговля

Когда и где возникла торговля. Зачем современному человеку нужна
торговля. Как и где производятся товары. Какие бывают товары. Почему
одни товары стоят дороже, а другие дешевле.
Графики
Что такое «график». Какие бываю графики. Графики «доходов» и
«расходов».
Деньги
Деньги-средство обмена, а не благо. Виды денег: наличные, безналичные,
электронные. Пластиковые карты. Безналичный расчёт. Доллары. Евро.
Занимательная экономика
Занимательная экономика. Экономические ребусы и кроссворды от
Бурундука и компании. Экономика и русский язык. Экономика и
окружающий мир. Взаимодействие экономики с другими науками.
Экономические задачи
Решаем задачи с экономическим содержанием.
Аренда
Аренда. Что такое «аренда». История аренды.
Банки. Вклады
Банки. Для чего нужны банки. Зачем люди вкладывают деньги в банк.
Крупные банки России. Задачи от Гнома - Эконома
3 класс
Откуда в семье деньги
Вводное занятие. Доходы семьи: зарплата, пенсия, пособия, стипендия. Из
чего состоит зарплата. Виды пособий. Источники доходов и, что влияет на
размер доходов.
На что тратятся деньги
Расходы .Сбережения. Долги. Расходы. Непредвиденные расходы.
Понимание происхождения расходов. Различать планируемые и
непредвиденные расходы.
Как делать сбережения

Виды сбережений. Банковский вклад. Копилка. Недвижимость. Сравнение
различных видов сбережений. Различие сбережений.
Богатство и бедность
Как создаётся богатство. Источники богатства государства. Источники
богатства человека. Важность знаний в создании богатства. Налоги. Значение
налогов.
Труд- основа жизни
Ценность и значимость труда. Труд как потребность человека. Заработная
плата. Трудовые награды. Результат труда. Причины различий в оплате
труда. Продукты труда.
Как товары производят
Ресурсы для производства товаров. Производители-люди, которые создают
(производят) товары. Важность труда людей разных профессий.
4 класс
Что такое деньги и откуда они взялись
Товар. Бартер. Деньги. Покупка. Продажа. Ликвидность. Драгоценные
металлы. Монеты. Бумажные деньги. Банкноты. Купюры. Номинал.
Покупательная сила.
История монет
Аверс. Реверс. Гурт. Гербовая царская печать. Ауреус. Денарий. Тенге.
Гривна. Рубль. Копейка. Полушка. Алтын. Деньга. Пятак. Гривенник.
Двугривенный. Полтинник. Червонец. Дукат. «Орёл». «Решка».
Какие деньги были раньше в России
«Меховые деньги». Куны. Первые русские монеты. Деньга. Копейка. Гривна.
Грош. Алтын. Рубль. Гривенник. Полтинник. Ассигнация.
Виды денег
Виды денег. Бумажные деньги. Наличные деньги. Безналичные деньги.
Купюры. Банковские билеты. Ассигнации. Водяные знаки.
Фальшивомонетчики. Банк. Сбережения. Кредит. Вклад. Вкладчик. Заёмщик.
Меняла. Плательщик. Получатель. Безналичные денежные расчёты.

Банковские карты. Банкоматы. Пин-код. Расчётные (дебетовые) карты.
Кредитные карты.
Валюты
Валюта. Резервная валюта. Валютные резервы. Мировая валюта. Доллар.
Евро. Фунт стерлингов. Иена. Швейцарский франк.
Современные деньги России и других стран
Доллары. Евро. Банки. Наличные, безналичные и электронные деньги.
Банкомат. Проведение безналичных расчётов. Функции банкоматов.
Пластиковая карта.
Семейный бюджет
Доход. Зарплата. Клад. Выигрыш в лотерею. Премия. Гонорар.
Минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Потребительская корзина.
Прожиточный минимум. Пенсия. Стипендия. Наследство. Собственность.
Ценные бумаги. Акции. Предпринимательская деятельность. Бизнес.
Имущество. Аренда. Проценты по вкладам. Кредиты.
На что семьи тратят деньги
Расходы. Необходимые расходы. Питание. Коммунальные платежи. Счёт.
Одежда. Обувь. Образование. Непредвиденные расходы. Сбережения. Долги.
Вредные привычки. Хобби.
Как умно управлять своими деньгами
Бюджет – план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов,
чтобы избежать финансовых проблем.
Как делать сбережения
Копилки. Коллекционирование. Банковский вклад. Недвижимость. Ценные
бумаги. Фондовый рынок. Акции. Дивиденды.

III. Тематическое планирование
1 класс (33 часа из расчёта 1 час в неделю)

№

Тема

Количество
часов

1.

Что такое деньги и откуда они взялись

5

2.

Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок.

3

3.

Современные деньги России

6

4.

Деньги.

5

5.

Мошенники. Как защитить кошелёк

7

6.

Финансовая грамотность в детской художественной

7

литературе
Всего

33
2 класс (34 часа из расчёта 1 час в неделю)

№

Тема

Количество
часов

1.

Знакомство с Бурундуком и компанией

2

2.

Потребности

3

3.

Торговля

5

4.

Графики

3

5.

Деньги

6

6.

Занимательная экономика

6

7.

Экономические задачи

4

8.

Аренда

1

9.

Банки. Вклады

2

10.

Задачи от Гнома-эконома

2

Всего

34

3 класс (34 часа из расчёта 1 час в неделю)
№

Тема

Количество
часов

1.

Откуда в семье деньги

7

2.

На что тратятся деньги

6

3.

Как делать сбережения

7

4.

Богатство и бедность

4

5.

Труд-основа жизни

5

6.

Как товары производят

5

Всего

34
4 класс (34 часа из расчёта 1 час в неделю)

№

Тема

Количество
часов

1.

Что такое деньги и откуда они взялись

4

2.

История монет

2

3.

Какие деньги были раньше в России

2

4.

Виды денег

4

5.

Валюты

2

6.

Современные деньги России и других стран

3

7.

Семейный бюджет

8

8.

На что семьи тратят деньги

4

9.

Как умно управлять своими деньгами

3

10.

Как делать сбережения

2

Всего

34

Календарно-тематическое планирование
1 класс (33 часа)
№ п/п

Тема занятия

Характеристика деятельности

Что такое экономика. Что такое деньги и откуда они взялись. 5 ч.
1

Вводное занятие.

Выяснить что такое деньги.

2

Что такое деньги?

Выявить причины возникновения денег.

3

Откуда взялись
деньги?

4

Откуда взялись
деньги?

5

Важность денег.

Исследовать свойства товарных денег.
Объяснять проблемы возникшие при
обмене.
Объяснять происхождение названия
денег.
Приводить примеры первых монет.
Оценивать результаты своей
деятельности.
Характеризовать свойства денег.

Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок. 3 ч.
6

Монеты.

Называть денежные единицы.

7

Учимся считать

Различать настоящие деньги от

деньги.
8

Как сложить из монет
нужную сумму.

подделок.
Сравнивать различные монеты.
Оценивать степень защиты денег.
Осознавать необходимость защиты
денежных средств.
Выстраивать из монет заданную сумму.
Оценивать преимущества и недостатки
использования бумажных денег.

Современные деньги России. 6 ч.
9

Рассмотрим бумажные Описывать свойства товарных денег.
деньги.

Приводить примеры товарных денег.

10

Способы защиты от

Понимать как отличить настоящие

подделок бумажных

деньги от фальшивых.

денег.
11

Осознавать важность возврата долга.

Фальшивые деньги и

Сравнивать металлические и бумажные

как их отличить.
12

Почему изготовление

фальшивых денег является

является

преступлением

преступлением.

Оценивать результаты своей

Почему надо

деятельности.

возвращать долги.
14

деньги.
Объяснять, почему изготовление

фальшивых денег

13

Сравнивать различные купюры.

Зачем нужно делиться Приводить примеры первых бумажных
денег.
Описывать первые российские
бумажные деньги.
Деньги. 5 ч.

15

Карманные деньги.

Объяснять, что такое деньги и их роль в

Зачем нужно ценить

жизни людей.

деньги.
16

Зачем нужно ценить
деньги.

17

Как правильно делать
покупки. Платные
поручения.

18

Уметь пользоваться деньгами.
Моделировать своё поведение при
совершении покупок.
Классифицировать профессии по
изготовлению товаров и услуг.
Определять цену товара.

Как правильно копить. Оценивать результаты своей
Каким образом

деятельности.

подработать на

Осознавать ценность денег.

карманные расходы.
19

Профессии в
экономике.
Мошенники. Как защитить кошелёк. 7ч.

20

21

Признаки
мошенников.

деятельности с помощью педагога.

Правила при походе в

Проговорить последовательность

магазин.
22

Правила при походе в
магазин.

23

Определять и формулировать цель

Правила при походе в
магазин.

действий.
Выявлять мошенников.
Называть правила при посещении
магазинов.
Уметь отказывать в опасных

24

Учитесь отказывать.

ситуациях.

25

Интернет мошенники

Моделировать различные ситуации.

26

Интернет мошенники

Финансовая грамотность в детской художественной литературе. 7 ч.
27

Зубкова Л. «Жилибыли Ох и Ах».

28

А. Толстой
«Приключения

29

прочитанное, договариваться друг с
другом

Буратино».

Сравнивать произведения на одну и ту

Т.Попова

же тему; находить сходства и различия.

Т.Попова
«Волшебный

Называть не правильное поведение
героев данного произведения.
Моделировать своё поведение в
сложившейся ситуации.

банкомат»

Осознавать ответственность героев

Индийская народная

художественных произведений за их

сказка «Золотая
антилопа».
33

героев.

А. Толстой

банкомат».

32

Прогнозировать дальнейшие действия
Учиться работать в паре, обсуждать

«Волшебный

31

произведение.

Буратино».
«Приключения

30

Воспринимать на слух художественное

поступки.
Анализировать информацию,

Н.Носов «Незнайка на представленную на рисунках, схемах.

Луне». К.Чуковский
«Муха-Цокотуха».
2 класс (33 часа)
№ п/п

Тема занятия

Характеристика деятельности

Знакомство с Бурундуком и компанией.2 ч.
1

Знакомство с лесными Учиться пользоваться экономической
героями - Бурундуком терминологией.
и его компанией.

2

Наблюдать и оценивать предложенную

Вспомним понятие

ситуацию. Решать простейшие
экономические задачи. Оценивать

«экономика».

результаты своей деятельности
Потребности. 3 ч.
3
4

Потребности человека. Уметь различать потребность от
Значение труда в

желания.

удовлетворении

Различать духовные потребности от

потребностей.
5

Труд и
удовлетворение
потребностей.

физиологических.
Уметь классифицировать потребности
человека.
Понимать что такое потребность
человека.
Осознавать значение труда и влияние
его на размер оплаты.
Понимать ценность товара, сделанного
своими руками.
Объяснять, для чего нужно трудиться.
Оценивать результаты своей
деятельности.
Торговля. 5 ч.

6

Когда и где возникла
торговля.

7

выручка.

Зачем современному
торговля.

Понимать что такое себестоимость; из

Как и где

чего складывается себестоимость;

производятся товары.
9
10

Отличать товары и услуги.
Различать виды цен.

человеку нужна

8

Понимать из чего складывается

затраты и издержки.

Какие бывают товары. Оценивать результаты своей
Почему одни товары

деятельности.

стоят дороже, а другие
дешевле.
Графики.3 ч.
11

Что такое «график».

Понимать для чего нужен график.

12

Какие бываю графики.

Изображать элементарные графики

Графики «доходов» и

доходов и расходов.

«расходов»

Решать простейшие экономические

Графики «доходов» и

задачи.

«расходов»

Оценивать результаты своей

13

деятельности.
Деньги. 6 ч.
Деньги-средство

Объяснять причины и приводить

обмена, а не благо.

примеры обмена.

Виды денег:

Описывать свойства товарных денег

наличные,

Уметь правильно пользоваться

безналичные,

деньгами.

электронные

Сравнивать преимущества и недостатки

16

Пластиковые карты

разных видов денег.

17

Безналичный расчёт.

Различать иностранные деньги.

18

Доллары.

Осознавать что такое деньги и как они

19

Евро.

влияют на жизнь человека.

14

15

Оценивать результаты своей
деятельности.
Занимательная экономика. 6 ч.
20

21

22

23

Занимательная

Учиться высказывать свое

экономика.

предположение.

Экономические

Учиться работать по предложенному

ребусы и кроссворды

учителем плану.

от Бурундука и

Учиться отличать верно выполненное

компании.

задание от неверного.

Экономика и русский

Выражать свои мысли.

язык.

Высказывать свое предположение.

Экономика и
окружающий мир.
Взаимодействие
экономики с другими
науками.

24

Взаимодействие
экономики с другими
науками.

25

Взаимодействие
экономики с другими
науками.
Экономические задачи. 4 ч.

26

27

28

Решаем задачи с

Ориентироваться в своей системе

экономическим

знаний.

содержанием.

Отличать новое от уже известного с

Решаем задачи с

помощью учителя.

экономическим

Учиться отличать верно выполненное

содержанием

задание от неверного.

Экономические

Объяснять свое несогласие и пытаться

29

упражнения.

договариваться.

Экономические

Выполнять различные роли в группе

упражнения.

(лидера, исполнителя, критика).
Аренда. 1 ч.

30

Аренда. Что такое

Объяснять, что такое аренда.

«аренда». История

Учиться работать по предложенному

аренды.

учителем плану.
Отличать верно выполненное задание
от неверного.
Банки. Вклады. 2 ч.

31

Банки. Для чего

Объяснять, для чего нужны банки.

нужны банки.

Называть основные банки нашей
страны.

32

Зачем люди

Учиться добывать новые знания,

вкладывают деньги в

находить ответы на вопросы, используя

банк. Крупные банки

свой жизненный опыт, информацию,

России.

полученную от педагога и используя
литературу.

Задачи от Гнома - Эконома. 2 ч.
33

34

Решение

Решать простейшие экономические

экономических задач

задачи.

от Гнома-Эконома.

Совместно с педагогом и учениками

Решение

выражать эмоциональную оценку

экономических задач

деятельности товарищей.

от Гнома-Эконома.
3 класс (34 часа)
№ п/п

Тема занятия

Характеристика деятельности

Откуда в семье деньги. 7 ч.

1

Вводное занятие.

2

Доходы семьи:
зарплата, пенсия,
пособия, стипендия.

3

4

Из чего состоит

Назвать основные доходы семьи.
Понимать из чего состоит зарплата.
Формулировать виды пособий и кому
они назначаются.
Определять и формулировать цель

зарплата.

деятельности с помощью педагога.

Из чего состоит

Проговорить последовательность

зарплата.

действий.

5

Виды пособий.

Оценивать результаты своей

6

Виды пособий.

деятельности.

7

Источники доходов и,
что влияет на размер
доходов.
На что тратятся деньги. 6 ч.

8

Расходы.

9

Сбережения.

10

Долги. Расходы.

заёмщиком.

11

Непредвиденные

Формулировать основные статьи

расходы.
12

Понимание
происхождения

Сравнивать некоторые виды расходов.
Понимать ответственность перед

расходов.
Оценивать результаты своей
деятельности.

расходов.
13

Различать
планируемые и
непредвиденные
расходы
Как делать сбережения. 7 ч.

14

Виды сбережений.

Называть какая бывает недвижимость и

15

Банковский вклад.

для чего она нужна.

16

Копилка.

Сравнивать разные виды сбережений.

17

Недвижимость.

Формулировать виды сбережений.

18

Недвижимость.

Понимать, для чего нужны сбережения.

19

Сравнение различных Оценивать результаты своей
видов сбережений.

20

деятельности.

Различие сбережений
Богатство и бедность. 4 ч.

21

Как создаётся
богатство

22

Источники богатства
государства.

23

Различать источники богатства
государства.
Сравнивать источники богатства

Источники богатства

человека.

человека. Важность

Моделировать различные ситуации.

знаний в создании
богатства
24

Понимать откуда берётся богатство.

Налоги. Значение
налогов

Называть основные налоги и для чего
они нужны.
Оценивать результаты своей
деятельности

Труд- основа жизни. 5 ч.
Ценность и
значимость труда.
Труд как потребность
человека.

Объяснять, для чего нужно трудиться.
Понимать, как связаны труд и
потребности между собой.
Называть какие бывают продукты

Заработная плата.

труда.

Трудовые награды.

Описывать трудовые награды человека.

Результат труда.
Причины различий в
оплате труда
Продукты труда.

Формулировать цель деятельности с
помощью педагога.
Проговорить последовательность
действий.
Высказывать свое предположение.
Учиться работать по предложенному
учителем плану.

Оценивать результаты своей
деятельности.
Как товары производят. 5 ч.
Ресурсы для

Понимать что такое товар. Различать

производства товаров. виды товаров.
Виды производства

Уметь различать качественный и
некачественный товар.

товаров.

Производители-люди, Составлять рекламный текст.
которые создают
(производят) товары.
Виды производства

Чертить кривую развития экономики.
Сравнивать необходимость различных
товаров.

Важность труда людей Осознавать важность труда для
разных профессий.

человека.
Оценивать результаты своей
деятельности.

4 класс (34 часа)
№ п/п

Тема занятия

Характеристика деятельности

Что такое деньги и откуда они взялись. 4 ч.
1

Товар. Бартер. Деньги. Объяснять причины и приводить
Покупка. Продажа.

2

Ликвидность.

Объяснять проблемы, возникающие при

Драгоценные

обмене.

металлы. Монеты.

Описывать свойства товарных денег.

Бумажные деньги.

Понимать что такое товар.

Банкноты. Купюры.
3

примеры обмена.

Номинал.
Покупательная сила.

Моделировать ситуацию, используя
экономические термины.
Учиться совместно с педагогом и
учениками давать эмоциональную
оценку деятельности товарищей.

Оценивать результаты своей
деятельности.
История монет 2 ч.
4

Аверс. Реверс. Гурт.
Гербовая царская

деятельности с помощью педагога.

печать. Ауреус.

Проговорить последовательность

Денарий. Тенге.

действий.

Гривна. Рубль.

Объяснять, почему появились первые

Копейка.
5

Определять и формулировать цель

монеты.

Полушка. Алтын.

Описывать устройство монеты.
Описывать старинные русские монеты.

Деньга. Пятак.

Объяснять происхождение названий

Гривенник.

монет.

Двугривенный.

Полтинник. Червонец. Оценивать результаты своей
деятельности.

Дукат. «Орёл».
«Решка».

Какие деньги были раньше в России 2ч.
6

«Меховые деньги».
Куны.

7

Описывать свойства товарных денег и
приводить примеры.

Первые русские

Описывать свойства предмета,

монеты. Деньга.

выполняющего роль денег.

Копейка. Гривна.

Приводить примеры первых русских

Грош. Алтын. Рубль.

монет.

Гривенник.

Учиться совместно с педагогом и

Полтинник.

учениками давать эмоциональную

Ассигнация.

оценку деятельности товарищей.
Оценивать результаты своей
деятельности.
Виды денег 4 ч.

8

Виды денег.
Бумажные деньги.

Учиться работать по предложенному
учителем плану.

Наличные деньги.

9

Объяснять, почему бумажные деньги

Безналичные деньги.

могут обесцениваться.

Купюры. Банковские

Отличать верно, выполненное задание

билеты. Ассигнации.

от неверного.
Объяснять, почему изготовление

Водяные знаки.
Фальшивомонетчики.

10

преступлением.

Банк. Сбережения.

Объяснять роль банков.

Кредит. Вклад.
Вкладчик. Заёмщик.
Меняла. Плательщик.

11

фальшивых денег является

Понимать, для чего нужны защитные
функции денег.

Получатель.

Рассчитывать проценты на простых

Безналичные

примерах.

денежные расчёты.

Сравнивать преимущества и недостатки

Банковские карты.

разных видов денег.

Банкоматы. Пин-код.

Объяснять принцип работы
пластиковой карты.

Расчётные
(дебетовые) карты.
Кредитные карты

Валюты 2 ч.
12

Валюта. Резервная

Приводить примеры валют.

валюта. Валютные

Объяснять что такое резервная валюта.

резервы.
13

Мировая валюта.
Доллар. Евро. Фунт
стерлингов. Иена.
Швейцарский франк

Объяснять понятие валютного курса.
Проводить простые расчёты с
использованием валютного курса.
Учиться отличать верно, выполненное
задание от неверного.
Объяснять свое несогласие и пытаться
договариваться.

Современные деньги России и других стран 3 ч.
14

Доллары. Евро. Банки. Описывать современные российские

15

Наличные,
безналичные и
электронные деньги.

16

деньги.
Решать задачи с элементарными
денежными расчётами.

Банкомат. Проведение Объяснять, что такое безналичный
безналичных
расчётов. Функции
банкоматов.

расчёт и пластиковая карта.
Приводить примеры иностранных
валют.

Пластиковая карта.
Семейный бюджет 8 ч.
17

Доход. Зарплата.

Описывать и сравнивать источники

18

Клад. Выигрыш в

доходов в семье.

лотерею. Премия.

Объяснять, как связаны профессии и

Гонорар.

образование.

Минимальный размер

Объяснять причины различий в

оплаты труда (МРОТ).

заработной плате.

Потребительская

Описывать и сравнивать источники

корзина.

доходов в семье.

Прожиточный

Объяснять, кому и почему платят

минимум.

пособия.

21

Пенсия. Стипендия.

Приводить примеры того, что можно

22

Наследство.

сдавать в аренду.

Собственность.

Описывать ситуацию, при которой

Ценные бумаги.

выплачиваются пособии, приводить

Акции.

примеры пособий.

Предпринимательская

Моделировать ситуацию, используя

деятельность. Бизнес.

экономические термины.

Имущество. Аренда.

Учиться совместно с педагогом и

Проценты по вкладам.

учениками давать эмоциональную

Кредиты.

оценку деятельности товарищей.

19

20

23

24

Оценивать результаты своей
деятельности.

На что семьи тратят деньги 4 ч.
25

26

27

28

Расходы.

Объяснять причины, по которым люди

Необходимые

делают покупки.

расходы.

Описывать направления расходов

Питание.

семьи.

Коммунальные

Рассчитывать доли расходов на разные

платежи. Счёт.

товары и услуги.

Одежда. Обувь.

Сравнивать покупки по степени

Образование.

необходимости.

Непредвиденные

Сравнивать и оценивать виды

расходы.

рекламы.

Сбережения. Долги.

Обсуждать воздействие рекламы и

Вредные привычки.

промоакций на принятие решений о

Хобби

покупке.
Различать планируемые и
непредвиденные расходы.
Объяснять, как появляются сбережения
и долги.
Составлять собственный план расходов.

Как умно управлять своими деньгами 3 ч.
29

30

31

Бюджет – план

Объяснять, как управлять деньгами.

доходов и расходов.

Сравнивать доходы и расходы и

Люди ведут учёт

принимать решения.

доходов и расходов,

Объяснять, как можно экономить.

чтобы избежать

Составлять семейный бюджет на

финансовых проблем.

условных примерах.

Люди ведут учёт

Объяснять последствия образования

доходов и расходов,

долгов.

чтобы избежать
финансовых проблем.
Как делать сбережения 2 ч.

32

33

34

Копилки.

Объяснять, в какой форме можно делать

Коллекционирование.

сбережения.

Банковский вклад.

Приводить примеры доходов от

Недвижимость.

различных вложений денег.

Ценные бумаги.

Сравнивать разные виды сбережений.

Фондовый рынок.

Уметь пользоваться экономическими

Акции. Дивиденды

терминами.

Обзорный урок.

Сравнивать и оценивать свою

Рефлексия

деятельность.

Учебно-методическое обеспечение
1. Программа по финансовой грамотности Ю.Н. Корлюгова. Москва «ВИТАПРЕСС», 2014
2. «Финансовая грамотность» Материалы для учащихся. 2-3, 4 класс. В 2-х
частях. С.Н. Федин Москва: ВИТА-ПРЕСС, 2014
3. «Финансовая грамотность». Методические рекомендации для учителя. Ю.Н.
Корлюгова. Москва «ВИТА-ПРЕСС», 2014
4. «Финансовая грамотность». Материалы для родителей . Ю.Н. Корлюгова.
Москва «ВИТА-ПРЕСС», 2014
5. «Финансовая грамотность». Контрольные измерительные материалы . Ю.Н.
Корлюгова. Москва «ВИТА-ПРЕСС», 2014
6. Гловели Г. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 4 класс


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».