Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

ВД Краеведение 1-2 классы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель программы:
Формирование

у

обучающихся

представлений

о

природных,

культурных и исторических достопримечательностях посёлка НейвоРудянка, Свердловской области и России в целом.
Задачи программы:


Организовать

знакомство

обучающихся

с

многообразием

природных, культурных и исторических достопримечательностей посёлка
Нейво-Рудянка и Свердловской области;


Создать благоприятный психологический климат в учебном

коллективе и способствовать формированию гражданской позиции и чувства
патриотизма.
2. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные и метапредметные результаты освоения курса «Мой край»
основаны на формировании у обучающихся следующих универсальных
учебных действий:
Личностные УУД предполагают формирование:


устойчивой

мотивационной

основы

учебной

деятельности,

включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;


ориентации

на

понимание

причин

успеха

в

учебной

деятельности, на самоанализ и самоконтроль результата;


основ своей этнической принадлежности, гражданственности,

чувства гордости за свою Родину;


ориентации в нравственном содержании как собственных

поступков, так и поступков окружающих людей;


основ экологической культуры: принятие ценности природного

мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного
поведения; ориентации на здоровый образ жизни; - чувства прекрасного и
эстетических чувств на основе знакомства с отечественной художественной
культурой.

Регулятивные УУД – это умения:


планировать свои действия в соответствии с поставленной

учебной задачей;


оценивать правильность выполнения действия в соответствии с

требованиями к данной задаче;


адекватно воспринимать предложения и оценку учителей,

товарищей, родителей и др.;


вносить коррективы в действие на основе его оценки и учета

сделанных ошибок.
Познавательные УУД реализуются в умении:


осуществлять поиск необходимой информации для выполнения

учебных заданий в учебной литературе, энциклопедиях, справочниках
(включая электронные, цифровые);


осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об

окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов
ИКТ;


строить сообщения в устной и письменной форме;



смыслового восприятия художественных и научно-популярных

текстов;


высказывать простые суждения об объекте, его строении,

свойствах и связях.
Коммуникативные УУД проявляются в умении:


строить монологическое высказывание, владеть диалогической

формой коммуникации, используя средства ИКТ;


допускать существование у людей различных точек зрения, в том

числе не совпадающих с его собственной;


задавать вопросы;



формулировать собственное мнение.

Предметными результатами освоения курса «Мой край» является
формирование следующих знаний и умений:


называть

природные,

культурные

и

исторические

достопримечательности посёлка Нейво-Рудянка и Свердловской области.


рассказывать о своей малой Родине;



желать охранять природу родного края и своей страны;



наблюдать и выделять характерные особенности природных,

исторических

и

культурных

объектов

посёлка

Нейво-Рудянка

и

Свердловской области;


соблюдать общепринятые правила поведения в обществе;



выбирать способ поведения в каждой ситуации в соответствии с

этими правилами;


добросовестно выполнять обязанности учащихся школы;



ставить перед собой цель и достигать ее самостоятельно или с

помощью учителя;


анализировать свою работу, исправлять ошибки, восполнять

пробелы в знаниях о посёлке Нейво-Рудянка и Свердловской области.


создавать творческие работы, поделки, рисунки, отражающие

результаты знакомства с природными, культурными и историческими
достопримечательностями посёлка Нейво-Рудянка и Свердловской области;
Результатами

реализации

программы

«Краеведение»

у

обучающихся станут:


понимание

взаимосвязи

природоведческих,

исторических,

искусствоведческих наук;


принятие тех духовно-нравственных ценностей, которые были

осмыслены, прочувствованы в ходе учебно-практической деятельности по
курсу;


формирование

и

воспитание

чувства

гражданственности,

патриотизма, т.е. ценностного отношения к родному краю, к историко-

культурному и природному наследию посёлка, области и страны в целом;
элементарных представлений об природе, истории и культуре своего посёлка
и области; опыта социальной коммуникации;


формирование и воспитание нравственных чувств, т.е. начальных

представлений о моральных нормах и правилах нравственного поведения в
обществе,

анализировать нравственную

сторону своих

поступков и

поступков других людей;


формирование и воспитание трудолюбия, творческого отношения

к учению, труду, к жизни, т.е. ценностного отношения к трудовым
достижениям людей; ценностного и творческого отношения к учебе, труду;
элементарных представлений о различных профессиях людей своего региона
и страны; первоначальных навыков творческого трудового сотрудничества со
сверстниками и взрослыми; потребностей и начальных умений выражать
себя в различных видах творческой деятельности;

жизни,

формирование ценностного отношения к здоровому образу
т.е.

элементарных

представлений

о

взаимосвязи

здоровья

физического и нравственного;


формирование и воспитание ценностного отношения к природе,

т.е. элементарных представлений о бережном отношении к природе и
культуре родного края и страны; получение опыта эмоциональночувственного взаимодействия с природой в ходе прогулок, экскурсий,
наблюдения за природой;


формирование

и

воспитание

ценностного

отношения

к

прекрасному, формирование представлений об этических ценностях, т.е.
получение элементарных представлений о художественных ценностях, в ходе
встреч с творческими людьми, в ходе экскурсий в музеи, посещения
выставок, театров, представлений и др.; умения наблюдать и видеть
прекрасное в окружающем мире, выражать красоту через художественные
образы; первоначального опыта самореализации в различных видах
творческой деятельности.

3.

Содержание внеурочной деятельности с указанием форм ее

организации и видов деятельности
Основными формами организации внеурочной деятельности по
данному курсу являются: экскурсия, коллективно-творческая деятельность,
наблюдение, изучение и посещение природных, культурных и исторических
объектов.
Основными видами деятельности в рамках освоения каждой темы,
раздела и модуля являются туристско-экскурсионная, познавательная и
творческая деятельности.
Важно отметить что любая тема может быть организованна как в
очном, так и в заочном форматах. То есть в случае невозможности посещения
той

или

иной

достопримечательности,

с

ней

модно

познакомится

посредством ресурсов сети Интернет. Кроме того, занятия по данном у курса
могут быть организованны в дистанционном формате.
Содержание курса
1

Что такое Краеведение?

Понятия родной край, краеведение, краеведческий музей, исторические
и природные достопримечательности, малая Родина.
2

Экскурсия по школьному двору

Здание школы, церковь и первая школа, берёзовая роща, свидетельства
существования детского дома, гора Казёнка и памятник погибшим в Великой
Отечественной войне.
3

Экскурсия по окрестностям школы

Улицы Ржанникова, 1е Мая, Бессонова и Медведева. Бывшая
узкоколейная железная дорога, старинные дома, дом Ф.А. Бессонова, И.Г.
Медведев, колодец «журавль Сухорукова».
4

Минеральные богатства нашего края (теория)

Изучение минералогической коллекции школьного музея. Образцы
минералов: гранит, горный хрусталь, яшма, агат, сердолик, малахит,
пегматит, слюда, графит, серпентинит, амазонит и др.

5

Минеральные богатства нашего края (практика)

Рисуем уральские камни с образцов.
6

Древнейшие обитатели нашего края (мамонты и шерстистые

носороги)
Коллекция останков древних животных школьного музея. Кости
мамонта, шерстистого носорога, северного оленя и бизона. Рисуем мамонта.
7

Экскурсия на поселковый пруд

Плотина

Нейво-Рудянского

пруда,

шлаковые

отвалы

бывшего

чугунолитейного завода XIX века, старинные шлюзы, бывшая УЖД, дом
директора завода.
8

Археологические памятники нашего края

Экспозиция школьного музея «Археологические памятники нашего
края», реплики древних артефактов, модели древних станков, модель
«большого Шигирского идола».
9

Как жили наши предки (экскурсия в школьный музей)

Экспозиция школьного музея «Быт горнозаводского населения Урала в
XIX – XX веках», макет избы, утварь XIX – XX веках.
10

Герои

Отечества

(экскурсия

на

памятник

погибшим

землякам)
Памятник погибшим в Великой Отечественной войне, история
создания памятника, судьбы земляков чьи имена написаны на памятных
табличках.
11

Герои

Отечества

(посещение

экспозиции

«Великая

Отечественная война»)
Экспозиция «Великая Отечественная война». Судьбы земляковучастников Великой Отечественной войны. Находки поискового отряда
«Добровольцы Урала» сделанные при раскопках в местах боевых действий
времён Великой Отечественной войны.
12

Наш посёлок с высоты птичьего полёта

Работа с картой посёлка и сервисом Яндекс-карты.

13

Мой дом и моя улица

Изучение истории и современности улиц и домов где живут
обучающиеся.
14

Достопримечательности Урала

Презентация и видеоролики, посвящённые достопримечательностям
Урала: Невьянская башня, Кунгурская ледяная пещера, река Чусовая и др.
15

Знаменитые уральцы

Презентация и видеоролики, посвящённые знаменитым Уральцам:
Черепановы, А.С. Попов, П.И. Чайковский, Д.Н. Мамин-Сибиряк, П.П.
Бажов, Н.И. Кузнецов, С. А. Неустроев, Б.Н. Ельцин.
16

Традиционные народные праздники на Урале

Новый год, рождество, масленица и др.
17

Итоговое занятие по курсу

Поведение итогов, в виде короткого устного эссе.

Тематическое планирование «Краеведение» 1-2 классы
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

Тема
Что такое Краеведение?
Экскурсия по школьному двору
Экскурсия по окрестностям школы
Минеральные богатства нашего края (теория)
Минеральные богатства нашего края (практика)
Древнейшие обитатели нашего края (мамонты и
шерстистые носороги)
Экскурсия на поселковый пруд
Археологические памятники нашего края
Как жили наши предки (экскурсия в школьный музей)
Герои Отечества (экскурсия на памятник погибшим
землякам)
Герои Отечества (посещение экспозиции «Великая
Отечественная война»)
Наш посёлок с высоты птичьего полёта
Мой дом и моя улица
Достопримечательности Урала
Знаменитые уральцы
Традиционные народные праздники на Урале
Итоговое занятие по курсу
ИТОГО

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».